Композиция смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания

Композиция смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания, содержащая смесь из базовых масел, обладающую специфическими свойствами, и моноглицерид, имеющий определенную структуру. Композиция смазочного масла настоящего изобретения наряду с обеспечением выдающихся износостойкости и экономии топлива вызывает диспергирование в масле конденсированной воды и тому подобного от водяных паров, полученных в результате сгорания топлива, что, таким образом, предотвращает корродирование или ржавление двигателя. 4 з.п. ф-лы, 2 табл.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания, разработанной для экономии топлива и введения моноглицерида, характеризующегося гидроксильным числом, не меньшим чем 150 мг КОН/г, (сложного эфира жирной кислоты и глицерина, образуемого при связывании сложного эфира жирной кислоты с одной из трех гидроксильных групп глицерина) в качестве модификатора трения в целях реализации экономии топлива в двигателях внутреннего сгорания (ниже в настоящем документе они также могут быть названы «двигателями»). Это обеспечивает получение высокотехнологичной композиции смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания, которая вызывает диспергирование в масле конденсированной воды от водяных паров, полученных в результате сгорания топлива, что, таким образом, предотвращает корродирование или ржавление двигателя.

Уровень техники

В целях уменьшения потребления топлива двигателем современные транспортные средства имеют функцию старт-стоп, которая включается при остановке транспортного средства на светофоре и тому подобном, так что двигатель часто останавливается во время поездки по городу. Поэтому температура смазочного масла для двигателя не увеличивается в достаточной степени во время коротких поездок до мастерских и тому подобного, и поездка завершается до того, как вода, примешанная к маслу, сможет быть испарена и быть исключена. Кроме того, также и в случае транспортных средств PHV (подключаемого гибридного двигателя) и тому подобного двигатель подобным образом не будет способен достигать достаточной температуры при остановке транспортного средства после кратковременных поездок на работу и за покупками вследствие включения-выключения числа оборотов двигателя по мере надобности. Поэтому водяной пар, созданный в результате сгорания топлива, поступает в маслосборник совместно с прорывом газа, и поскольку двигатель не является достаточно горячим, водяной пар конденсируется в маслосборнике с образованием капелек воды, и они становятся примешанными к смазочному маслу для двигателя.

Кроме того, с точки зрения уменьшения выбросов диоксида углерода для противодействия глобальному потеплению в последние годы в автомобильном бензине и легких маслах во все большей степени использовали возобновляемые биотоплива.

Например, в соответствии с Японским законом по поставке энергии и безопасности намечаются планы по ежегодному уменьшению выбросов парниковых газов (CO2) в результате включения таких возобновляемых биотоплив в автомобильный бензин. Собственно говоря, в 2010 году в автомобильном бензине использовали 210000 кл/год биотоплива в пересчете на эквивалент сырой нефти, и согласно планам к 2017 году должно быть использовано 500000 кл/год биотоплива в пересчете на эквивалент сырой нефти.

Данные биотоплива, говоря конкретно биоэтанол или био-ETBE (простой этил-трет-бутиловый эфир), представляют собой топлива для двигателей внутреннего сгорания, содержащие высокие доли водорода (Н/С) даже в числе углеводородов, использующихся в топливах, и, таким образом, производят больше воды (водяного пара), ассоциированной со сгоранием, в сопоставлении с тем, что имеет место для обычных топлив. Соотношение Н/С (водород/углерод) у коммерческого высококачественного бензина и обычного бензина составляет соответственно 1,763 и 1,875 согласно расчетам по концентрациям углерода, продемонстрированным в таблице 2.4-1 из публикации Oil Industry Promotion Center: 2005 Automotive Fuel Research Findings Report PEC-2005JC-16, 2-14. В случае необходимости замены на (био)этанол и тому подобное 3% такого высококачественного бензина или обычного бензина их соотношения Н/С, соответственно, составят приблизительно 1,80 и 1,91. Таким образом, в результате использования биотоплива в бензине значение H/C увеличивается, и, хотя имеет место меньше диоксида углерода вследствие сгорания, вырабатывается больше водяных паров. Подобным образом при взгляде на соотношения Н/С для коммерческих легких масел продукт «BASE», соответствующий коммерческому легкому маслу 2 в таблице 4.1.1-2 из публикации Oil Industry Promotion Center: 2008 Research and Development Findings Report on Diversification and Efficient Use of Automotive Fuels 14, характеризуется значением Н/С 1,91, а дизельное легкое масло JIS2 характеризуется значением Н/С 1,927 в соответствии с таблицей 2 из публикации Traffic Safety Environment Laboratory, Forum 2011 Data, «Adopting the trends and traffic research on advanced automotive fuels in the International Energy Agency (IEA)». В случае замены 5% данных продуктов на метилстеарат в качестве типичного биодизеля значение Н/С будет увеличиваться до приблизительно 1,93, и хотя в результате сгорания будет вырабатываться меньше диоксида углерода, будет больше вырабатываться водяных паров, с другой стороны.

Ситуация является подобной для двигателей транспортных средств, которые работают на топливах в виде природного газа, СНГ или пропана, которые характеризуются высокими соотношениями водород/углерод (Н/С).

Самые последние стандарты по маслу для бензинового двигателя внутреннего сгорания - стандарты API-SN+RC (Resource Conserving) и ILSAC GF-5 - требуют, чтобы даже транспортные средства, использующие топлива Е85, содержащие биоэтанол, обязательно обладали бы способностью по обеспечению эмульгирования в масле для двигателя и включения в него любой (конденсированной) воды или топлива E85, так чтобы любая вода от сгорания и несгоревший этанол, которые становятся перемешанными с маслом для двигателя и капельками воды, не выпадали бы в осадок на металлических поверхностях, что приводит к ржавлению или корродированию вокруг них (ASTM D7563: Emulsion Retention). Сохранение эмульсии (стабильность эмульсии) представляет собой испытание с методиками оценки, изложенными в документе ASTM D7563. Это испытание для проверки и оценки стабильности масла для двигателя в отношении того, что любая (конденсированная) вода или топливо Е85 и тому подобное, что стало перемешанным, не будет осаждаться на поверхностях, но будет оставаться включенным в форме эмульсии без разделения, так что отдельные компоненты двигателя не подвергаются ржавлению или корродированию.

Кроме того, в целях уменьшения трения между металлами в двигателе и улучшения экономии топлива в последние годы в смазочные масла для двигателей стало необходимым добавление беззольных модификаторов трения, таких как жирнокислотные сложные эфиры (выложенный патент JP 2004-155881A; Tribologist, Namiki Ν., Vol. 48, 11 (2003), 903-909).

В качестве модификаторов трения зачастую используют молибденорганические соединения и тому подобное. Однако в последние годы предпочтительными были беззольные модификаторы трения (то есть не оставляющие зольных остатков при сгорании, поскольку они не содержат элементов, таких как металлы или фосфор), которые не причиняют вред оборудованию по очистке выхлопных газов, такому как катализаторы по очистке выхлопных газов или дизельные сажевые фильтры (ДСФ), а также не оказывают неблагоприятного воздействия на окружающую среду.

Поскольку такие беззольные модификаторы трения, добавленные в смазочные масла для двигателей, не содержат ни металлов, ни элементов, таких как фосфор, они, как известно, оказывают незначительное воздействие на катализаторы по очистке выхлопных газов или системы доочистки выхлопных газов и являются подходящими для использования в смазочных маслах для двигателей. Отрицательным моментом является то, что они демонстрируют эффект поверхностно-активного вещества, а в некоторых случаях это может интенсифицировать противоэмульгирующие свойства или способность сепарировать влагу в масле для двигателя и привести к более легкому высаживанию воды на поверхностях. Существовала опасность индуцирования ржавления или корродирования осажденной водой в результате ее вхождения в контакт с отдельными деталями в двигателе.

В частности, моноглицеридные беззольные модификаторы трения, как известно, являются высокоэффективными средствами для уменьшения трения и подходящими для использования в композициях смазочного масла для двигателей, но в случае попадания конденсированной воды от водяных паров, ассоциированных со сгоранием топлива в двигателе, в масло для двигателя, как это описывалось прежде, имелась опасность увеличения от этого противоэмульгирующих свойств или способности сепарировать влагу.

По этой причине ищутся композиции смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания, которые не только обеспечивают получение выдающихся износостойкости и экономии топлива (характеристик низкого трения), но также и вызывают предотвращение корродирования или ржавления двигателя конденсированной водой от водяных паров, полученных в результате сгорания топлива и диспергированных в масле.

Настоящее изобретение было разработано в свете вышеизложенной ситуации и пытается предложить композицию смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания, которая наряду с обеспечением выдающихся износостойкости и экономии топлива вызывает диспергирование в масле конденсированной воды и тому подобного от водяных паров, полученных в результате сгорания топлива, таким образом, предотвращая корродирование или ржавление двигателя.

После проверки противоэмульгирующих свойств или способности сепарировать влагу для моноглицеридов, обладающих специфической структурой и использующихся в качестве беззольных модификаторов трения в специфических смазочных маслах для двигателей, {в частности, по меньшей мере, одно базовое масло, выбираемое из группы, состоящей из базовых масел из групп 2, 3 или 4 в категориях базового масла компании АНИ (Американского нефтяного института) при кинематической вязкости в диапазоне от 3 до 12 мм2/сек при 100°C и индексе вязкости, не меньшем чем 100} изобретатели настоящего изобретения установили то, что в случае перемешивания с маслом для двигателя конденсированной воды от водяных паров, ассоциированных со сгоранием топлива в двигателе, моноглицериды, обладающие упомянутой специфической структурой, будут увеличивать противоэмульгирующие свойства или способность сепарировать влагу в связи с вышеупомянутыми специфическими смазочными маслами для двигателей и делать более вероятным отделение воды на поверхностях. Поэтому, как они установили, использование моноглицеридов, обладающих упомянутой специфической структурой, самих по себе служит для уменьшения стойкости к ржавлению или корродированию, и вышеупомянутые специфические композиции смазочного масла для двигателей, содержащие моноглицериды, обладающие упомянутой специфической структурой, не соответствуют самым последним стандартам по маслу для бензинового двигателя внутреннего сгорания API-SN+RC и ILSAC GF-5.

Кроме того, изобретатели настоящего изобретения предприняли широкомасштабные исследования и изыскания в отношении способов улучшения стабильности эмульсии в вышеупомянутых специфических смазочных маслах для двигателей. Как они обнаружили, в случае совместного использования смеси из базовых масел, содержащей, по меньшей мере, два базовых масла в различных категориях компании АНИ (Американского нефтяного института) с вышеупомянутыми моноглицеридными беззольными модификаторами трения, обладающими специфической структурой, и задания свойств вышеупомянутой смеси из базовых масел (уровня содержания серы, присутствующего в смеси из базовых масел, и значения %CA в смеси из базовых масел и тому подобного) в пределах конкретных диапазонов смазочные масла будут демонстрировать улучшенную стабильность эмульсии в дополнение к выдающимся износостойкости и экономии топлива. Таким образом, они реализовали настоящее изобретение.

Раскрытие изобретения

В соответствии с настоящим изобретением предлагается композиция смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания, характеризующаяся тем, что она содержит:

(A) смесь из базовых масел, содержащую, по меньшей мере, два базовых масла в различных категориях компании АНИ (Американского нефтяного института), при этом смесь из базовых масел характеризуется уровнем содержания серы в диапазоне от 0,14 до 0,7% (масс.), значением %CA в соответствии с документом ASTM D3238 в диапазоне от 0,9 до 5,0 и значением %CP в соответствии с документом ASTM D3238, составляющим 60 и более, и

(B) моноглицерид, имеющий углеводородную группу, содержащую от 8 до 22 атомов углерода (глицериновый жирнокислотный сложный эфир при связывании жирнокислотного сложного эфира с одной из трех гидроксильных групп глицерина), где моноглицерид характеризуется гидроксильным числом в диапазоне от 150 до 300 мг КОН/г и где моноглицерид присутствует при уровне содержания в диапазоне от 0,3 до 2,0% (масс.) в расчете на совокупную массу композиции.

Предпочитается, чтобы (А) смесь из базовых масел включала бы базовое масло, классифицируемое как группа 1 компании АНИ (Американского нефтяного института) и характеризующееся кинематической вязкостью при 100°C в диапазоне от 3 до 12 мм2/сек, индексом вязкости в диапазоне от 90 до 120, уровнем содержания серы в диапазоне от 0,03 до 0,7% (масс.), значением %CA, составляющим 5 и менее в соответствии с документом ASTM D3238, и значением %CP, составляющим 60 и более в соответствии с документом ASTM D3238, и что присутствует при уровне содержания в диапазоне от 25 до 50% (масс.) в расчете на совокупную массу композиции.

В одном предпочтительном варианте осуществления настоящего изобретения моноглицерид (В) представляет собой глицеринмоноолеинат.

В одном предпочтительном варианте осуществления настоящего изобретения композиция смазочного масла настоящего изобретения характеризуется кинематической вязкостью при 100°C в диапазоне от 5,6 до 15 мм2/сек.

Предпочтительно композицию смазочного масла настоящего изобретения используют в двигателях внутреннего сгорания, использующих топлива, характеризующиеся соотношениями Н/С в диапазоне от 1,93 до 4, двигателях внутреннего сгорания транспортных средств, оснащенных оборудованием старт-стоп, или двигателях внутреннего сгорания, использующих топлива, включающие биотоплива или биодизель.

В результате следования данному изобретению получают композиции смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания, которые наряду с обеспечением выдающихся износостойкости и экономии топлива также обладают способностью диспергировать конденсированную воду вследствие водяных паров, полученных в результате сгорания топлива, в виде стабильной эмульсии в масле и, таким образом, предотвращать корродирование или ржавление двигателя.

Осуществление изобретения

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания, характеризующейся тем, что она содержит:

(A) смесь из базовых масел, содержащую, по меньшей мере, два базовых масла в различных категориях компании АНИ (Американского нефтяного института), при этом смесь из базовых масел характеризуется уровнем содержания серы в диапазоне от 0,14 до 0,7% (масс.), значением %CA в соответствии с документом ASTM D3238 в диапазоне от 0,9 до 5,0 и значением %CP в соответствии с документом ASTM D3238, составляющим 60 и более, и

(B) моноглицерид, имеющий углеводородную группу, содержащую от 8 до 22 атомов углерода (сложный эфир жирной кислоты и глицерина при связывании сложного эфира жирной кислоты с одной из трех гидроксильных групп глицерина), где моноглицерид характеризуется гидроксильным числом в диапазоне от 150 до 300 мг КОН/г и где моноглицерид присутствует при уровне содержания в диапазоне от 0,3 до 2,0% (масс.) в расчете на совокупную массу композиции.

Смесь из базовых масел

В смесях из базовых масел для данных композиций смазочного масла могут быть использованы минеральные масла и углеводородные синтетические масла, известные под наименованием базовых масел высокой степени очистки. В частности, в виде смесей из, по меньшей мере, двух типов могут быть использованы базовые масла, относящиеся к группе 1, группе 2, группе 3 и группе 4 в категориях базовых масел, определенных компанией АНИ (Американского нефтяного института). Смесь из базовых масел, использующаяся в настоящем документе, должна характеризоваться кинематической вязкостью при 100°C в диапазоне от 3 до 12 мм2/сек, предпочтительно от 3 до 10 мм2/сек, а более предпочтительно от 3 до 8 мм2/сек. Ее индекс вязкости должен находиться в диапазоне от 100 до 180, предпочтительно в диапазоне от 100 до 160, а более предпочтительно в диапазоне от 100 до 150. Ее уровень содержания серы должен находиться в диапазоне от 0,14 до 0,7% (масс.), предпочтительно в диапазоне от 0,15 до 0,5% (масс.), более предпочтительно в диапазоне от 0,16 до 0,3% (масс.), а наиболее предпочтительно в диапазоне от 0,16 до 0,23% (масс.). Кроме того, значение %CA в соответствии с документом ASTM D3238 должно находиться в диапазоне от 0,9 до 5,0, предпочтительно в диапазоне от 0,9 до 3,5, а более предпочтительно в диапазоне от 1,0 до 1,6. Кроме того, значение %CP в соответствии с документом ASTM D3238 должно составлять не менее, чем 60, предпочтительно не менее чем 65, а более предпочтительно не менее чем 72. Кроме того, ее плотность при 15°C должна находиться в диапазоне от 0,8 до 0,9 г/см3, предпочтительно в диапазоне от 0,8 до 0,865 г/см3, а более предпочтительно в диапазоне от 0,81 до 0,83 г/см3.

Примеры базовых масел группы 1 включают минеральные масла парафинового ряда, полученные в результате проведения надлежащих комбинаций из стадий очистки, таких как сольвентная очистка, гидроочистка и депарафинизация, для фракций смазочных масел, полученных в результате перегонки сырой нефти при обычном давлении. Базовые масла группы 1, использующиеся в настоящем документе, должны характеризоваться кинематической вязкостью при 100°C в диапазоне от 3 до 12 мм2/сек, предпочтительно от 3 до 10 мм2/сек, а более предпочтительно от 3 до 8 мм2/сек. Их индекс вязкости должен находиться в диапазоне от 90 до 120, предпочтительно в диапазоне от 95 до 110, а более предпочтительно в диапазоне от 95 до 100. Их уровень содержания серы должен находиться в диапазоне от 0,03 до 0,7% (масс.), предпочтительно в диапазоне от 0,3 до 0,7% (масс.), а более предпочтительно в диапазоне от 0,48 до 0,67% (масс.). Кроме того, значение %СА в соответствии с документом ASTM D3238 должно составлять не более чем 5, предпочтительно не более чем 4, а более предпочтительно не более чем 3,4. Кроме того, значение %СР в соответствии с документом ASTM D3238 должно составлять не менее чем 60, предпочтительно не менее чем 63, а более предпочтительно не менее чем 66.

Базовые масла, характеризующиеся кинематической вязкостью, меньшей чем 3 мм2/сек, являются нежелательными, поскольку они демонстрируют высокую летучесть в испытании компании NOACK (ASTM D5800) и претерпевают увеличенные потери на испарение. Кинематическая вязкость, превышающая 12 мм2/сек, является нежелательной, поскольку это приводит к повышенной низкотемпературной вязкости (ASTM D5293, ASTM D4684) у конечного продукта при его использовании. Кроме того, нежелательными являются значение %CA, большее, чем 5 и значение %СР, меньшее чем 60, поскольку несмотря на улучшение растворимости и полярности базового масла его тепловая и окислительная стойкость ухудшатся. Кроме того, в случае уровня содержания серы, большего, чем 0,7% (масс.), при придании в то же самое время конечному продукту в виде масла для двигателя меньших тепловой и окислительной стойкости это будет нежелательно для аппаратуры доочистки выхлопных газов, такой как катализаторы DeNOx или фильтры ДСФ (дизельные сажевые фильтры) и тому подобное.

Отсутствуют какие-либо конкретные ограничения, накладываемые на композицию смесей из базовых масел для настоящего изобретения, но идеальными для данного варианта использования являются смеси из базовых масел, включающие базовое масло, относящееся к классу группы 1 компании АНИ (Американского нефтяного института) и характеризующееся кинематической вязкостью при 100°C в диапазоне от 3 до 12 мм2/сек, индексом вязкости в диапазоне от 95 до 120, уровнем содержания серы в диапазоне от 0,03 до 0,7% (масс.), значением %СА в соответствии с документом ASTM D3238, не большим чем 5, и значением %СР в соответствии с документом ASTM D3238, не меньшим чем 60, которые присутствуют при уровне содержания в диапазоне от 25 до 50% (масс.), предпочтительно при уровне содержания в диапазоне от 25 до 50% (масс.), а более предпочтительно при уровне содержания в диапазоне от 25 до 40% (масс.), в расчете на совокупную массу композиции. В целях сохранения тепловой и окислительной стойкости желательно выдерживать базовое масло группы 1, используемое для конечного продукта, на уровне в диапазоне 50% (масс.). Для уровня содержания серы в продукте в виде масла для двигателя желательно иметь в совокупности не более чем 0,6% (масс.) в случае продукта 10W-X (X обозначает вязкость компании SAE на стороне высокой температуры, так как 20, 30, 40) или не более чем 0,5% (масс.) в случае масел для двигателя, таких как 0W-X, 5W-X с хорошей низкотемпературной вязкостью, поскольку это не оказывает воздействия на оборудование по очистке выхлопных газов и тому подобное.

Примеры базовых масел группы 2 включают, например, минеральные масла парафинового ряда, полученные в результате проведения надлежащих комбинаций из стадий очистки, таких как гидрокрекинг и депарафинизация, для фракций смазочных масел, полученных в результате перегонки сырой нефти при обычном давлении. Базовые масла группы 2, полученные в результате очистки по способу гидроочистки от компании Gulf Oil и тому подобному, характеризуются совокупными уровнями содержания серы, меньшими чем 10 ч./млн., и уровнями содержания ароматических соединений, не большими чем 5%, и являются идеальными для настоящего изобретения. Отсутствуют какие-либо конкретные ограничения, накладываемые на вязкость данных базовых масел, но их индекс вязкости предпочтительно находится в диапазоне от 100 до 120 (индекс вязкости в настоящем изобретении определяют в соответствии с документами ASTM D2270 и JIS К2283). Кинематическая вязкость при 100°C (кинематическую вязкость в настоящем изобретении измеряют в соответствии с документами ASTM D445 и JIS К2283) предпочтительно должна находиться в диапазоне от 3 до 12 мм2/сек, а более предпочтительно в диапазоне от 3 до 9 мм /сек. Их совокупный уровень содержания серы должен быть меньшим чем 300 ч./млн., предпочтительно меньшим чем 200 ч./млн., а еще более предпочтительно меньшим чем 10 ч./млн. Их совокупный уровень содержания азота также должен быть меньшим чем 10 ч./млн., а предпочтительно меньшим чем 1 ч./млн. Должны быть использованы продукты, характеризующиеся анилиновыми точками (анилиновую точку в настоящем изобретении определяют в соответствии с документами ASTM D611 и JIS К2256) в диапазоне от 80 до 150°C, а предпочтительно от 100 до 135°C.

Например, идеальными являются также минеральные масла парафинового ряда, полученные в результате гидроочистки высокого уровня для фракций смазочных масел, полученных в результате перегонки сырой нефти при обычном давлении, базовые масла, полученные в результате очистки по способу ISODEWAX, который осуществляет превращение в изопарафин и проводит депарафинизацию для восков, полученных по способам депарафинизации, и базовые масла, полученные в результате очистки по способу Mobil Wax Isomerization. Данные базовые масла соответствуют группе 2 и группе 3 компании АНИ. Отсутствуют какие-либо конкретные ограничения, накладываемые на их вязкость, но их индекс вязкости должен находиться в диапазоне от 100 до 150, а предпочтительно в диапазоне от 100 до 145. Их кинематическая вязкость при 100°C предпочтительно должна находиться в диапазоне от 3 до 12 мм2/сек, а более предпочтительно в диапазоне от 3 до 9 мм2/сек. Кроме того, их уровень содержания серы должен находиться в диапазоне от 0 до 100 ч./млн., а предпочтительно составлять менее чем 10 ч./млн. Их совокупный уровень содержания азота также должен составлять менее чем 10 ч./млн., а предпочтительно менее чем 1 ч./млн. Кроме того, должны быть использованы те продукты, которые характеризуются анилиновыми точками в диапазоне от 80 до 150°C, а предпочтительно от 110 до 135°C.

В сопоставлении с минеральными базовыми маслами, подвергнутыми очистке из сырой нефти, еще лучшими в качестве базовых масел для данного изобретения являются масла СЖТ (синтетического жидкого топлива), синтезированные по способу Фишера-Тропша - методике превращения в жидкое топливо для природного газа, поскольку они характеризуются намного меньшими уровнями содержания серы или уровнями содержания ароматических соединений и намного большими долями парафиновых компонентов и, таким образом, обеспечивают получение выдающихся окислительной стойкости и очень низких потерь на испарение. Отсутствуют какие-либо конкретные ограничения, накладываемые на вязкостные свойства базовых масел СЖТ, но их обычный индекс вязкости должен находиться в диапазоне от 100 до 180, а более предпочтительно в диапазоне от 100 до 150. Их кинематическая вязкость при 100°C должна находиться в диапазоне от 3 до 12 мм2/сек, а более предпочтительно в диапазоне от 3 до 9 мм2/сек.

Их обычный совокупный уровень содержания серы должен составлять менее чем 10 ч./млн., а совокупный уровень содержания азота должен составлять менее чем 1 ч./млн. В качестве одного примера таких продуктов базовых масел СЖТ может быть упомянут продукт SHELL XHVI (зарегистрированная торговая марка).

Примеры углеводородных синтетических масел включают полиолефины, алкилбензолы и алкилнафталины или их смеси.

Вышеупомянутые полиолефины включают полимеры всех типов олефина или их гидридов. Может быть использован любой желательный олефин, но примеры включают этилен, пропилен, бутен и α-олефины, содержащие пять и более атомов углерода. Для получения полиолефинов может быть использован один тип вышеупомянутых олефинов сам по себе или могут быть объединены два и более типа.

В частности, идеальными являются полиолефины, известные под наименованием поли-альфа-олефинов (ПАО). Они представляют собой базовые масла группы 4. Поли-поли-альфа-олефинов (ПАО). Они представляют собой базовые масла группы 4. Поли-альфа-олефины также могут представлять собой смеси из двух и более синтетических масел.

Отсутствуют какие-либо конкретные ограничения, накладываемые на вязкость данных синантетических масел, но их кинематическая вязкость при 100°C должна находиться в диапазоне от 3 до 12 мм2/сек, предпочтительно в диапазоне от 3 до 10 мм2/сек, а более предпочтительно в диапазоне от 3 до 8 мм2/сек. Индекс вязкости данных синтетических базовых масел должен находиться в диапазоне от 100 до 170, предпочтительно в диапазоне от 110 до 170, а более предпочтительно в диапазоне от 110 до 155. Плотность данных синтетических базовых масел при 15°C должна находиться в диапазоне от 0,8000 до 0,8600 г/см3, предпочтительно в диапазоне от 0,8100 до 0,8550 г/см3, а более предпочтительно в диапазоне от 0,8250 до 0,8500 г/см3.

Отсутствуют какие-либо конкретные ограничения, накладываемые на уровень содержания вышеупомянутых базовых масел в композициях смазочного масла настоящего изобретения, но могут быть упомянуты диапазоны от 50 до 90% (масс.), предпочтительно от 50 до 80% (масс.), а более предпочтительно от 50 до 70% (масс.), в расчете на совокупную массу композиции смазочного масла.

Моноглицериды

Фрагмент углеводородной группы жирной кислоты в моноглицеридах, использующихся в качестве беззольных модификаторов трения, содержит от 8 до 22 атомов углерода. Конкретные примеры таких C8-C22 углеводородных групп включают алкильные группы, такие как октальная группа, нонильная группа, децильная группа, ундецильная группа, додецильная группа, тридецильная группа, тетрадецильная группа, пентадецильная группа, гексадецильная группа, гептадецильная группа, октадецильная группа, нонадецильная группа, икозильная группа, геникозильная группа или докозильная группа (данные алкильные группы могут быть линейными или разветвленными), и алкенильные группы, такие как октенильная группа, ноненильная группа, деценильная группа, ундеценильная группа, додеценильная группа, тридеценильная группа, тетрадеценильная группа, пентадеценильная группа, гексадеценильная группа, гептадеценильная группа, октадеценильная группа, нонадеценильная группа, икозенильная группа, геникозенильная группа или докозенильная группа (данные алкенильные группы могут быть линейными или разветвленными, а местоположение двойной связи необязательно может соответствовать цис- или трансформе).

Для гидроксильного числа идеальным является попадание в диапазон от 150 до 300 мг КОН/г, а более предпочтительно в диапазон от 200 до 300 мг КОН/г, исходя из методики определения гидроксильных чисел, изложенной в документе JIS К0070. Могут быть упомянуты уровни содержания моноглицерида в диапазоне от 0,3 до 2,0% (масс.), предпочтительно от 0,4 до 1,7% (масс.), а более предпочтительно от 0,5 до 1,5% (масс.), в расчете на совокупную массу композиции. Могут быть упомянуты соотношения «% (масс.) моноглицерида в композиции смазочного масла/%СА в базовом масле», находящиеся в диапазоне от 0,1 до 1,0, предпочтительно от 0,3 до 1,0, а более предпочтительно от 0,5 до 0,9. Кроме того, также могут быть упомянуты соотношения «% (масс.) моноглицерида в композиции смазочного масла/% (масс.) серы в базовом масле», находящиеся в диапазоне от 1,0 до 6,5, предпочтительно от 3,5 до 6,0, а более предпочтительно от 3,9 до 5,7.

Другие необязательные ингредиенты

По мере надобности и сообразно обстоятельствам в целях дополнительного улучшения эксплуатационных характеристик могут быть использованы различные добавки помимо указанных выше ингредиентов. Их примеры включают антиоксиданты, дезактиваторы металлов, противоизносные присадки, противопенообразователи, улучшители индекса вязкости, реагенты, понижающие температуру застывания, очищающие диспергаторы, ингибиторы ржавления и тому подобное и любые другие известные добавки для смазочных масел.

В качестве антиоксидантов, использующихся в настоящем изобретении, желательными из практических соображений являются те антиоксиданты, которые используются в смазочных маслах, и примеры включают антиоксиданты аминового ряда, антиоксиданты серного ряда, антиоксиданты фенольного ряда и антиоксиданты фосфорного ряда. Данные антиоксиданты могут быть использованы индивидуально или в виде комбинаций из нескольких типов в диапазоне от 0,01 до 5 массовых частей по отношению к 100 массовым частям базового масла.

Примеры вышеупомянутых аминовых антиоксидантов включают

диалкилдифениламины, такие как п,п'-диоктиддифениламин (Seiko Chemical Co. Ltd.: Nonflex OD-3), п,п'-ди-α-метилбензиддифениламин или N-п-бутилфенил-N-п'-октилфениламин;

моноалкилдифениламины, такие как моно-трет-бутилдифениламин или монооктилдифениламин;

бис(диалкилфенил)амины, такие как ди(2,4-диэтилфенил)амин или ди(2-этил-4-нонилфенил)амин;

алкилфенил-1-нафтиламины, такие как октилфенил-1-нафтиламин или N-трет-додецилфенил-1-нафтиламин;

аллилнафтиламины, такие как 1-нафтиламин, фенил-1-нафтиламин, фенил-2-нафтиламин, N-гексилфенил-2-нафтиламин или N-октилфенил-2-нафтиламин;

фенилендиамины, такие как Ν,Ν'-диизопропил-п-фенилендиамин или Ν,Ν'-дифенил-п-фенилендиамин; и

фенотиазины, такие как фенотиазин (Hodogaya Chemical Co. Ltd.: phenothiazine) или 3,7-диоктилфенотиазин и тому подобное.

Примеры антиоксидантов серного ряда включают

диалкилсульфиды, такие как дидодецилсульфид или диоктадецилсульфид;

сложные эфиры тиодипропионовой кислоты, такие как дидодецилтиодипропионат, диоктадецилтиодипропионат, димиристилтиодипропионат или додецилоктадецилтиодипропионат; и

2-меркаптобензоимидазол и тому подобное.

Примеры фенольных антиоксидантов включают

2,6-ди-трет-бутил-4-алкилфенолы, такие как 2-трет-бутилфенол, 2-трет-бутил-4-метилфенол, 2-трет-бутил-5-метилфенол, 2,4-ди-трет-бутилфенол, 2,4-диметил-6-трет-бутилфенол, 2-трет-бутил-4-метоксифенол, 3-трет-бутил-4-метоксифенол, 2,5-ди-трет-бутилгидрохинон (Kawaguchi Chemical Industry Co. Ltd.: Antage DBH), 2,6-ди-трет-бутилфенол, 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол или 2,6-ди-трет-бутил-4-этилфенол; и

2,6-ди-трет-бутил-4-алкоксифенолы, такие как 2,6-ди-трет-бутил-4-метоксифенол или 2,6-ди-трет-бутил-4-этоксифенол.

Также имеются алкил-3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропионаты, такие как 3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксибензилмеркаптооктилацетат, н-октадецил-3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропионат (Yoshitomi Yakuhin Corporation: Yoshinox SS), н-додецил-3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропионат, 2'-этилгексил-3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропионат или сложный эфир с бензолпропанат-3,5-бис(1,1-диметилэтил)-4-гидрокси-С7-С9-боковой цепью алкила (Ciba Specialty Chemical Co.: Irganox L135); и 2,2'-метиленбис(4-алкил-6-трет-бутилфенол)ы, такие как 2,6-ди-трет-бутил-а-диметиламино-п-крезол, 2,2'-метиленбис(4-метил-6-трет-бутилфенол) (Kawaguchi Chemical Industry Co. Ltd.: Antage W-400) или 2,2'-метиленбис(4-этил-6-трет-бутилфенол) (Kawaguchi Chemical Industry Co. Ltd.: Antage W-500).

Кроме того, существуют бисфенолы, такие как 4,4'-бутилиденбис(3-метил-6-трет-бутилфенол) (Kawaguchi Chemical Industry Co. Ltd.: Antage W-300), 4,4'-метиленбис(2,6-ди-трет-бутилфенол) (Shell Japan: Ionox 220AH), 4,4'-бис(2,6-ди-трет-бутилфенол), 2,2-(ди-п-гидроксифенил)пропан (Shell Japan: bisphenol А), 2,2-бис(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропан, 4,4'-циклогексилиденбис(2,6-трет-бутилфенол), гексаметиленгликольбис[3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропионат] (Ciba Specialty Chemical Co.: Irganox L109), триэтиленгликольбис[3-(3-трет-бутил-4-гидрокси-5-метилфенил)пропионат] (Yoshitomiyakuhin Corporation: Tominox 917), 2,2'-тио[диэтил-3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропионат] (Ciba Specialty Chemical Co.: Irganox L115), 3,9-бис{1,1-диметил-2-[3-(3-трет-бутил-4-гидрокси-5-метилфенил)пропионилокси]этил}-2,4,8,10-тетраоксаспиро[5,5]ундекан (Sumitomo Chemicals: Sumilyzer GA80), 4,4'-тиобис(3-метил-6-трет-бутилфенол) (Kawaguchi Chemical Industry Co. Ltd.: Antage RC) или 2,2'-тиобис(4,6-ди-трет-бутилрезорцин).

Кроме того, также могут быть упомянуты полифенолы, такие как тетракис[метилен-3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропионат]метан (Chiba Specialty Chemical Co.: Irganox L101), 1,1,3-трис(2-метил-4-гидрокси-5-трет-бутилфенил)бутан (Yoshitomiyakuhin Corporation: Yoshinox 930), 1,3,5-триметил-2,4,6-трис(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксибензил)бензол (Shell Japan: Ionox 330), гликолевый сложный эфир бис[3,3'-бис(4'-гидрокси-3'-трет-бутилфенил)масляной кислоты], 2-(3',5'-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)метил-4-(2'',4''-ди-трет-бутил-3''-гидроксифенил)метил-6-трет-бутилфенол, 2,6-бис(2'-гидрокси-3'-трет-бутил-5'-метилбензил)-4-метилфенол; и

фенолоальдегидные конденсаты, такие как конденсаты п-трет-бутилфенола с формальдегидом или конденсаты п-трет-бутилфенола с ацетальдегидом.

Примеры антиоксидантов фосфорного ряда включают триаллилфосфиты, такие как трифенилфосфит или трикрезилфосфит; триалкилфосфиты, такие как триоктадецилфосфит или тридецилфосфит; и тридодецилтритиофосфит.

Количества включенных антиоксидантов серного и фосфорного ряда не должны быть ограничены с учетом их воздействия на системы контроля выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания. Предпочитается, чтобы уровень содержания фосфора в смазочном масле в совокупности не превышал бы 0,10% (масс.), а уровень содержания серы не превышал бы 0,6% (масс.), а более предпочтительно, чтобы уровень содержания фосфора не превышал бы 0,08% (масс.), а уровень содержания серы не превышал бы 0,5% (масс.).

Примеры дезактиваторов металлов, которые могут быть одновременно использованы в композициях в данном варианте осуществления, включают бензотриазол и бензотриазольные производные, такие как 4-алкилбензотриазолы, такие как 4-метилбензотриазол или 4-этилбензотриазол;

5-алкилбензотриазолы, такие как 5-метилбензотриазол или 5-этилбензотриазол;

1-алкилбензотриазолы, такие как 1-диоктиламинометил-2,3-бензотриазол; или 1-алкилтолутриазолы, такие как 1-диоктиламинометил-2,3-толутриазол; и бензоимидазол и бензоимидазольные производные, такие как 2-(алкилдитио)бензоимидазолы, такие как 2-(октилдитио)бензоимидазол, 2-(дециддитио)бензоимидазол или 2-(додецилдитио)бензоимидазол; и 2-(алкилдитио)толуимидазолы, такие как 2-(октилдитио)толуимидазол, 2-(дециддитио)толуимидазол или 2-(додецилдитио)толуимидазол.

Кроме того, существуют индазол и индазольные производные, такие как толуиндазолы, такие как 4-алкилиндазол или 5-алкилиндазол; и

бензотиазол и бензотиазольные производные, такие как 2-(алкилдитио)бензотиазолы, такие как 2-меркаптобензотиазольное производное (Chiyoda Kagaku Co. Ltd.: Thiolite B-3100) или 2-(гексилдитио)бензотиазол, 2-(октилдитио)бензотиазол;

2-(алкилдитио)толутиазолы, такие как 2-(гексилдитио)толутиазол или 2-(октилдитио)толутиазол; 2-(N,N-диалкилдитиокарбамил)бензотиазолы, такие как 2-(N,N-диэтилдитиокарбамил)бензотиазол, 2-(N,N-дибутилдитиокарбамил)бензотиазол или 2-(N,N-дигексилдитиокарбамил)бензотиазол; и 2-(N,N-диалкилдитиокарбамил)толудитиазолы, такие как 2-(N,N-диэтилдитиокарбамил)толутиазол, 2-(N,N-дибутилдитиокарбамил)толутиазол или 2-(N,N-дигексилдитиокарбамил)толутиазол.

Также могут быть упомянуты бензоксазольные производные, такие как 2-(алкилдитио)бензоксазолы, такие как 2-(октилдитио)бензоксазол, 2-(децилдитио)бензоксазол и 2-(додецилдитио)бензоксазол; и

2-(алкилдитио)толуоксазолы, такие как 2-(октилдитио)толуоксазол, 2-(децилдитио)толуоксазол и 2-(додецилдитио)толуоксазол;

тиадиазольные производные, такие как 2,5-бис(алкилдитио)-1,3,4-тиадиазолы, такие как 2,5-бис(гептилдитио)-1,3,4-тиадиазол, 2,5-бис(нонилдитио)-1,3,4-тиадиазол, 2,5-бис(додецилдитио)-1,3,4-тиадиазол или 2,5-бис(октадецилдитио)-1,3,4-тиадиазол;

2,5-бис(N,N-диалкилдитиокарбамил)-1,3,4-тиадиазолы, такие как 2,5-бис(N,N-диэтилдитиокарбамил)-1,3,4-тиадиазол, 2,5-бис(N,N-дибутилдитиокарбамил)-1,3,4-тиадиазол и 2,5-бис(N,N-диоктилдитиокарбамил)-1,3,4-тиадиазол;

2-N,N-диалкилдитиокарбамил-5-меркапто-1,3,4-тиадиазолы, такие как 2-Ν,Ν-дибутилдитиокарбамил-5-меркапто-1,3,4-тиадиазол, 2-N,N-диоктилдитиокарбамил-5-меркапто-1,3,4-тиадиазол; и

триазольные производные, такие как 1-алкил-2,4-триазолы, такие как 1-диоктиламинометил-2,4-триазол.

Данные дезактиваторы металлов могут быть использованы индивидуально или в виде смесей из нескольких типов в диапазоне от 0,01 до 0,5 массовой части по отношению к 100 массовым частям базового масла.

Для придания износостойкости в данном варианте осуществления к композициям смазочного масла также могут быть добавлены соединения фосфора. В качестве соединений фосфора, подходящих для использования в настоящем изобретении, могут быть упомянуты дитиофосфаты цинка и фосфат цинка. Данные соединения фосфора могут быть использованы индивидуально или в виде комбинаций из нескольких типов в диапазоне от 0,01 до 2% (масс.) по отношению к 100 массовым частям базового масла, при этом предпочтительно уровень содержания фосфора базируется на совокупном смазочном масле, находясь в диапазоне от 0,05 до 0,10% (масс.), а более предпочтительно от 0,05 до 0,08% (масс.). Уровень содержания фосфора, превышающий 0,10% (масс.) от смазочного масла в совокупности, оказывает неблагоприятное воздействие на катализаторы и тому подобное в системах контроля выхлопных газов, но при уровне содержания фосфора, меньшем чем 0,05%, не может быть сохранена износостойкость в качестве масла для двигателя.

В качестве вышеупомянутых дитиофосфатов цинка могут быть упомянуты диалкилдитиофосфаты цинка, диаллилдитиофосфаты цинка, аллилалкилдитиофосфаты цинка и тому подобное. В качестве углеводородных групп примеры алкильных групп включают первичные или вторичные алкильные группы, содержащие от 3 до 12 атомов углерода, а аллильные группы могут представлять собой фенильную группу или алкилаллильную группу, при этом фенильная группа замещена алкильной группой, содержащей от 1 до 18 атомов углерода.

В числе данных дитиофосфатов цинка предпочтительными должны быть диалкилдитиофосфаты цинка, содержащие вторичные алкильные группы, и они содержат от 3 до 12 атомов углерода, предпочтительно от 3 до 8 атомов углерода, а более предпочтительно от 3 до 6 атомов углерода.

В настоящем изобретении к композициям смазочного масла могут быть добавлены реагенты, понижающие температуру застывания, или улучшители индекса вязкости в целях улучшения их низкотемпературных параметров застывания или вязкостных характеристик. Улучшители индекса вязкости включают, например, полиметакрилаты или олефиновые полимеры, такие как сополимеры этилена-пропилена, сополимеры стирола-диена, полиизобутилен, полистирол и тому подобное. Добавленное количество может находиться в диапазоне от 0,05 до 20 массовых частей по отношению к 100 массовым частям базового масла.

В качестве примеров реагентов, понижающих температуру застывания, могут быть упомянуты полимеры полиметакрилатного ряда. Добавленное количество может находиться в диапазоне от 0,01 до 5 массовых частей по отношению к 100 массовым частям базового масла.

К композициям смазочного масла настоящего изобретения также могут быть добавлены противопенообразователи для придания характеристик, предупреждающих пенообразование. Примеры противопенообразователей, подходящих для использования в данном варианте осуществления, включают органосиликаты, такие как диметилполисилоксан, диэтилсиликат и фторсиликон, и некремниевые противопенообразователи, такие как полиалкилакрилаты. Добавленное количество может находиться в диапазоне от 0,0001 до 0,1 массовой части по отношению к 100 массовым частям базового масла.

Отсутствуют какие-либо конкретные ограничения, накладываемые на вязкость композиций смазочного масла в данном варианте осуществления, но кинематическая вязкость при 100°C должна находиться в диапазоне от 5,6 до 15 мм2/сек, предпочтительно от 5,6 до 12,5 мм2/сек, а более предпочтительно от 8,4 до 10,8 мм2/сек.

Композиции смазочного масла настоящего изобретения используют в качестве композиций смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания. Композиции смазочного масла настоящего изобретения могут быть использованы в двигателях внутреннего сгорания, сжигающих топлива, характеризующиеся соотношениями H/C в диапазоне от 1,93 до 4 (предпочтительно от 2,67 до 4). Примеры таких топлив, характеризующихся соотношениями H/C в диапазоне от 1,93 до 4, включают топлива, в которых 5% дизельного легкого масла JIS2 заменяют на метилстеарат в качестве типичного биодизельного топлива (Н/С=1,93), пропан (Н/С=2,6) и природный газ (Н/C=4 при наличии метана в качестве основного компонента). Композиции смазочного масла настоящего изобретения также могут быть использованы в двигателях внутреннего сгорания транспортных средств, снабженных аппаратурой старт-стоп. Кроме того, композиции смазочного масла настоящего изобретения являются идеальными для использования в двигателях внутреннего сгорания, использующих биотоплива (например, биоэтанол, простой этил-трет-бутиловый эфир или этанол целлюлозного ряда) или биодизельные топлива (например, топлива, включающие прошедшие гидропереработку масла, подвергнутые крекингу и очистке при использовании методик гидропереработки для очистки нефти в отношении жирнокислотных метиловых сложных эфиров и сырьевых масел и жиров из растений или твердого животного жира, или синтетические масла, полученные в результате синтеза жидких углеводородов при использовании катализаторных реакций из монооксида углерода и водорода и образованные в результате использования способа ФТ (Фишера-Тропша) в отношении газа термического разложения биомассы). В частности, композиции смазочного масла настоящего изобретения являются идеальными для использования в двигателях внутреннего сгорания, использующих топлива, включающие более чем 3% (об.), предпочтительно 5% (об.) и более, а более предпочтительно 10% (об.) и более биоэтанола в топливе. В частности, композиции смазочного масла настоящего изобретения являются идеальными для использования в двигателях внутреннего сгорания, использующих топлива, включающие более чем 5% (масс.), предпочтительно 7% (масс.) и более, а более предпочтительно 10% (масс.) и более биодизеля в топливе.

Примеры

Ниже используют примеры и сравнительные примеры для описания в конкретных терминах композиций смазочного масла настоящего изобретения для двигателей внутреннего сгорания, которые наряду с обеспечением выдающихся износостойкости и экономии топлива также вызывают диспергирование в масле конденсированной воды от водяных паров, полученных в результате сгорания топлива, и предотвращение корродирования или ржавления двигателя. Однако настоящее изобретение никоим образом этим не ограничивается.

Компоненты

Для рецептур в примерах и сравнительных примерах получали следующие далее компоненты.

(1) Базовые масла

Базовые масла от 1 до 7, использующиеся в примерах и сравнительных примерах, обладали свойствами, изложенными в таблице 1. Значения, представленные в данном случае для кинематической вязкости при 40°C и 100°C, определяли в соответствии с документом JIS K 2283 «Crude Oil and Petroleum Products - Kinematic Viscosity Test Method and Determination of Viscosity Index». Значения, приведенные для индекса вязкости, также получали в соответствии с документом JIS K 2283 «Crude Oil and Petroleum Products - Kinematic Viscosity Test Method and Determination of Viscosity Index». Температуру застывания (ТЗ) определяли в соответствии с документом JIS K 2269, температуру вспышки определяли в соответствии с документом JIS K 2265-4 (СОС: Cleveland Open Cup technique), а уровень содержания серы определяли в соответствии с документом JIS K 2541 (radioexcitation technique). В отношении значений %CA, %CN и %CP использовали документ ASTM D3238.

(2) Присадки

(2-1) Присадка A1: глицеринмоноолеат (коммерчески доступный в компании Kao Corporation под торговым наименованием Excel O-95R)

Молекулярно-перегнанный моноглицерид

Температура плавления 40°C

Гидроксильное число 220 мг КОН/г

(2-2) Присадка B: пакет GF-5 (пакет присадок к маслам для двигателей внутреннего сгорания)

Как утверждает каталог продукции от компании Oronite Co., добавление 8,9-10,55% (масс.) данной присадки к смазочному маслу приводит к получению эксплуатационных характеристик, удовлетворяющих стандартам API-SN и ILSAC GF-5. В данных примерах уровень содержания присадки B задавали равным 9,05% (масс.), что соответствует стандартам ILSAC GF-5, но какие-либо конкретные ограничения, накладываемые на уровень содержания присадки B, отсутствуют.

(2-8) Присадка C1: улучшитель индекса вязкости - 1, улучшитель индекса вязкости полиметакрилатного ряда. Недисперсионного типа

Формула (1):

(2-9) Присадка C2: улучшитель индекса вязкости - 2, олефиновый сополимерный улучшитель индекса вязкости. Недисперсионного типа

Формула 2:

(2-10) Присадка D: раствор противопенообразователя. Раствор противопенообразователя, содержащий 3% (масс.) диметилполисилоксанового типа кремнийорганической жидкости, растворенной в легком масле.

Получение композиций смазочного масла

Композиции смазочного масла получали в примерах от 1 до 4 и сравнительных примерах от 1 до 6 при использовании вышеупомянутых компонентов при создании рецептур, продемонстрированных в таблице 2.

Испытания

Композиции смазочного масла, полученные в примерах от 1 до 4 и сравнительных примерах от 1 до 6, подвергали воздействию различных продемонстрированных ниже испытаний для оценки их эксплуатационных характеристик. Результаты данных испытаний продемонстрированы в приведенной ниже таблице 2.

(1) Кинематическая вязкость при 100°C

Кинематическую вязкость при 100°C определяли в соответствии с документом JIS K 2283 «Crade Oil and Petroleum Products - Kinematic Viscosity Test Method and Determination of Viscosity Index».

(2) Низкотемпературная вязкость

Низкотемпературную вязкость при - 30°C и - 35°C определяли в соответствии с документом ASTM D5293.

(3) Испытание на четырехшариковой машине трения для определения свойств защиты от износа компании Shell

Испытание на четырехшариковой машине трения для определения свойств защиты от износа компании Shell проводили в соответствии с документом ASTM D4172 в условиях в виде 1800 об./мин, температуры масла 50°C и нагрузки 40 кгс в течение периодов в 30 минут. После проведения испытания шарики для испытаний удаляли, измеряли следы износа, диаметр которых демонстрировали в качестве результата.

(4) Испытание на коэффициент трения

Коэффициент трения определяли и оценивали при использовании установки для испытания Cameron-Plint ТЕ77, используемой в документе ASTM-G-133 (American Society for Testing and Materials), в целях наблюдения за характеристиками трения. Верхний испытательный образец представлял собой цилиндр из стали SK-3 диаметром 6 мм и длиной 16 мм, а нижний испытательный образец представлял собой пластину из стали SK-3. Испытания проводили в течение десяти минут при температуре испытания 80°C, нагрузке 300 н, амплитуде 15 мм и частоте 10 Гц и регистрировали средний коэффициент трения, измеренный в последнюю минуту при его стабилизации. Чем меньшим будет коэффициент трения, тем лучшими будут характеристики уменьшения трения.

(5) Испытание на эмульгируемость

Для оценки стабильности эмульсии смазочных масел (способности удерживать воду) в соответствии с документом ASTM D7563 проводили следующие далее испытания на эмульгируемость масла.

В данной последовательности испытаний проводили оценочные испытания, беря моделированное топливо Е85 и дистиллированную воду и используя коммерческий высокоскоростной смеситель, например Waring Blender 7011Н (в настоящее время 7011S) с контейнером из нержавеющей стали от компании MFI K.K. Методики испытаний представляли собой нижеследующее.

При комнатной температуре (20°C±5°C) в мерном цилиндре на 200 мл отмеряли 185 мл оцениваемого масла для испытаний, что выливали в смеситель 7011Н. После этого в мерном цилиндре на 100 мл отмеряли 15 мл моделированного топлива Е85, что выливали в смеситель 7011H и, в заключение, в мерном цилиндре на 100 мл отмеряли 15 мл дистиллированной воды, что выливали в смеситель 7011Н. Немедленно после этого контейнер покрывали крышкой и материалы перемешивали при 15000 об./мин в течение 60 секунд. Сразу же после перемешивания 100 мл текучей смеси помещали в мерный цилиндр на 100 мл с притертой стеклянной пробкой, образующей крышку, и все это оставляли стоять в течение 24 часов в резервуаре с постоянной температурой при заданной температуре (от -5°C до 0°C или 20-25°C). После стояния в резервуаре с постоянной температурой в течение 24 часов после перемешивания по градуировкам на мерном цилиндре снимали показания по количествам системы масло-эмульсия-вода. Образцы, демонстрирующие сепарирование влаги, продемонстрированы с обозначением «сепарирование», а образцы, не демонстрирующие сепарирования влаги, продемонстрированы с обозначением «нет сепарирования» или «нет сеп.» в таблице 2.

Использующееся моделированное топливо Е85 получали в результате отбора 150 мл коммерческого автомобильного бензина JIS1 и 850 мл этанола специальной марки от компании Wako Pure Chemical Industries в мерный цилиндр и перемешивания их при температуре окружающей среды.

При необходимости испытания завершали за периоды времени, более короткие в сопоставлении с заданным временем, и образцы выдерживали в холодном темном месте внутри помещения в контейнерах, которые могли плотно герметизироваться в целях предотвращения улетучивания легких соединений во время использования.

Для сравнительного примера 5 и примера 4 в компании South West Research Institute - независимой исследовательской организации в США - провели испытания в соответствии с документом ASTM D7563 и получили идентичные результаты.

Обсуждение

Сравнительный пример 1 представлял собой масло для двигателя, не содержащее глицеринмоноолеата и не демонстрирующее сепарирование влаги в испытаниях на эмульгируемость. Однако вследствие отсутствия содержащегося глицеринмоноолеата в испытании на коэффициент трения имел место высокий коэффициент трения 0,112, что свидетельствовало об отсутствии преимуществ в отношении экономии топлива, связанных с уменьшенным трением в двигателе.

Сравнительные примеры 2 и 3 представляли собой масла для двигателя марки 0W-20, содержащие различные улучшители вязкости. После добавления глицеринмоноолеата к каждому из них достигали коэффициентов трения, не превышающих 0,1, и получали преимущества в отношении экономии топлива, связанные с уменьшенными коэффициентами трения. Кроме того, сравнительный пример 4 представлял собой масло для двигателя марки 5W-30, к которому добавили глицеринмоноолеат. В данном сравнительном примере также достигали коэффициента трения, не большего чем 0,1, и получали преимущество в отношении экономии топлива, связанное с уменьшенным коэффициентом трения. Однако, с другой стороны, очевидно то, что в данных типах масла, содержащего глицеринмоноолеат, вода и масло разделялись относительно быстро вследствие высокой поверхностной химической активности.

Результаты из сравнительных примеров 2, 3 и 4 продемонстрировали отсутствие каких-либо различий по эксплуатационным характеристикам эмульгирования, приписываемым различиям по типу (поли(мет)акрилата, олефинового сополимера), концентрации полимера или вязкости использующегося улучшителя индекса вязкости, относящегося к недисперсионному типу.

В сравнительных примерах 5 и 6 использовали смазочные базовые масла, включающие 10% (масс.) и 20% (масс.) базового масла группы 1, но высокая эффективность по сепарируемости влаги благодаря глицеринмоноолеату не могла быть преодолена.

В примерах от 1 до 3, берущих базовые масла для смазочных масел, включающие 25% (масс.) и более базового масла группы 1, сепарируемость влаги вследствие высокой эффективности поверхностной активности глицеринмоноолеата можно было преодолеть, и сохранение эмульсии (стабильность эмульсии) улучшалось. Также было ясно то, что могли быть сохранены износостойкость и уменьшенный коэффициент трения.

В примере 4 даже в числе базовых масел группы 3 компании АНИ, демонстрирующих определенные свойства, выбирали базовое масло СЖТ (синтетическое жидкое топливо), синтезированное по способу Фишера-Тропша. Было ясно то, что в случае включения 25% (масс.) определенного масла группы 1 могли сохраняться хорошие износостойкость и уменьшение трения при одновременных преодолении сепарируемости влаги и обеспечении сохранения эмульсии (стабильности эмульсии) даже при использовании базовых масел, синтезированных по способу Фишера-Тропша.

Как продемонстрировало вышеизложенное, в результате совместного использования смеси из базовых масел, содержащей, по меньшей мере, два базовых масла в различных категориях компании АНИ (Американского нефтяного института) с моноглицеридным беззольным модификатором трения, обладающим специфической структурой, и задания свойств упомянутой смеси из базовых масел (уровня содержания серы, присутствующего в смеси из базовых масел, и значения %CA в смеси из базовых масел и тому подобного) в пределах специфических диапазонов стало возможным улучшение стабильности эмульсии в дополнение к получению выдающихся износостойкости и экономии топлива. Кроме того, в результате вычисления соотношения «% (масс.) моноглицерида в композиции смазочного масла/%CA в смеси из базовых масел» в примерах от 1 до 4 и сравнительных примерах 5 и 6, которые включали базовое масло группы 1, для примеров от 1 до 4 были найдены значения 0,5625-0,9, а для сравнительных примеров 5 и 6 - 1,125-2,25. Кроме того, в результате вычисления соотношения «% (масс.) моноглицерида в композиции смазочного масла/% (масс.) серы в смеси из базовых масел» в примерах от 1 до 4 и сравнительных примерах 5 и 6, которые включали базовое масло группы 1, для примеров от 1 до 4 были найдены значения 3,91-5,625, а для сравнительных примеров 5 и 6 - 6,923-12,857.

1. Композиция смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания, отличающаяся тем, что она содержит:

(A) смесь из базовых масел, содержащую, по меньшей мере, два базовых масла в различных категориях компании АНИ (Американского нефтяного института), при этом смесь из базовых масел характеризуется уровнем содержания серы в диапазоне от 0,14 до 0,7% (масс.), значением %СА в соответствии с документом ASTM D3238 в диапазоне от 0,9 до 5,0 и значением %СР в соответствии с документом ASTM D3238, составляющим 60 и более, и

(B) моноглицерид, имеющий углеводородную группу, содержащую от 8 до 22 атомов углерода (сложный эфир жирной кислоты и глицерина, образуемой при связывании сложного эфира жирной кислоты с одной из трех гидроксильных групп глицерина), где моноглицерид характеризуется гидроксильным числом в диапазоне от 150 до 300 мг КОН/г и присутствует при уровне содержания в диапазоне от 0,3 до 2,0% (масс.) в расчете на совокупную массу композиции.

2. Композиция смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания по п. 1, отличающаяся тем, что смесь из базовых масел (А) включает базовое масло, классифицируемое АНИ (Американским нефтяным институтом) как группа 1 и характеризующееся кинематической вязкостью при 100°С в диапазоне от 3 до 12 мм2/сек, индексом вязкости в диапазоне от 90 до 120, уровнем содержания серы в диапазоне от 0,03 до 0,7% (масс.), значением %СА, составляющим 5 и менее, в соответствии с документом ASTM D3238 и значением %СР, составляющим 60 и более, в соответствии с документом ASTM D3238, и присутствует при уровне содержания в диапазоне от 25 до 50% (масс.) в расчете на совокупную массу композиции.

3. Композиция смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания по любому из пп. 1 или 2, отличающаяся тем, что моноглицерид (В) представляет собой глицеринмоноолеат.

4. Композиция смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания по любому из пп. 1-2, отличающаяся тем, что ее кинематическая вязкость при 100°С находится в диапазоне от 5,6 до 15 мм2/сек.

5. Композиция смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания по любому из пп. 1-2, отличающаяся тем, что она применима в двигателях внутреннего сгорания, использующих топлива, характеризующиеся соотношениями Н/С в диапазоне от 1,93 до 4, двигателях внутреннего сгорания транспортных средств, оснащенных оборудованием старт-стоп, или двигателях внутреннего сгорания, использующих топлива, включающие биотоплива или биодизель.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к смазочным материалам, используемым в подшипниках качения и скольжения, применяемых в цехе №2, подшипниковых узлах вагонных тележек на Любажском кирпичном заводе, при максимальной температуре до 900°С.

Изобретение относится к машиностроению, в частности противоизносным присадкам к смазочным маслам для улучшения их трибологических свойств для подшипников скольжения и поршневых пар компрессоров, насосов, двигателей внутреннего сгорания и зацепления зубчатых передач.

Изобретение относится к смазочным композициям и может быть использовано в области машиностроения при смазке узлов трения машин и механизмов, в частности двигателей внутреннего сгорания.

Предлагаемое изобретение относится к смазке пластичной антифрикционной высокотемпературной водостойкой, предназначенной для смазывания узлов трения перспективных транспортных средств, промышленного, автомобильного, строительного и судового оборудования, работающих при средних и высоких нагрузках, а также для оборудования целлюлозно-бумажной промышленности, горно-обогатительного сектора и сахарной промышленности, работоспособной в диапазоне температур -30…+170°C.

Гидравлическое масло арктического назначения с улучшенными низкотемпературными свойствами, предназначено для использования в гидравлических системах строительно-дорожных машин, экскаваторах, бульдозерах, снегоходах, буровых установках и другой технике, которая должна сохранять работоспособность при температуре окружающей среды до минус 65°С.

Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к способам получения пластичных смазок - жировых солидолов, содержащих в качестве загустителей - кальциевые соли высших жирных кислот и находящих широкое применение в качестве антифрикционных смазок массового назначения (для узлов трения автомобилей, тракторов и других механизмов).

Изобретение относится к смазочным композициям и может быть использовано в области машиностроения при смазке узлов трения машин и механизмов, в частности двигателей внутреннего сгорания.Техническим результатом является повышение антифрикционных и нагрузочных характеристик смазочных композиций на основе минеральных, синтетических или полусинтетических моторных масел.Технический результат достигается тем, что композиция на основе минерального, синтетического или полусинтетического моторного масла с добавкой алкилового (С6-С12) эфира молочной кислоты (алкиллактат), соединения молибдена - комплекса диоксимолибдена(VI) с бензоилгидразоном 2-гидроски-1-нафтальдегида /комплекс молибдена/ и органических соединений, в качестве органических соединений содержит синтетическое масло на основе эфира пентаэритрита и жирных (С6-С10) кислот (эфира-2), например Б-3В (синтетическое масло), и дополнительно полиэтилсилокеан, а также 2-гидроксинафтилдодецилимин.При этом компоненты добавки взяты в соотношении, мас.

Изобретение относится к смазке многоцелевой пластичной антифрикционной, предназначенной для всех видов оборудования, испытывающего высокие удельные или ударные нагрузки (для подшипников качения и скольжения, зубчатых передач и муфт) и работоспособна в диапазоне температур от -30 до +120°С в условиях высокой влажности и кислотности.

Изобретение относится к области смазочных композиций для трансмиссий летательных аппаратов, в частности для смазки трансмиссий винтов вертолетов. Трансмиссионная смазочная композиция содержит базовый состав на основе полиальфаолефинового масла, включающий сложный эфир двухосновной кислоты, загущающую присадку и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки в виде фенил-альфа-нафтиламина и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола, серуфосфоросодержащую присадку и антипенную присадку.

Настоящее изобретение относится к композиции консистентной смазки, характеризующейся высокой износостойкостью. Композиция консистентной смазки содержит базовое масло, загуститель и поли(мет)акрилат, содержащий гидроксильные группы, причем указанный загуститель представляет собой мочевиновое соединение, полученное в результате проведения реакции между изоцианатом и первичным амином, и указанный поли(мет)акрилат, содержащий гидроксильные группы, представляет собой сополимер, включающий в качестве составных мономеров алкил(мет)акрилат, содержащий C1-20 алкильную группу, и винильный мономер, содержащий гидроксильную группу.

Изобретение относится к машиностроению, в частности противоизносным присадкам к смазочным маслам для улучшения их трибологических свойств для подшипников скольжения и поршневых пар компрессоров, насосов, двигателей внутреннего сгорания и зацепления зубчатых передач.

Предлагаемое изобретение относится к смазке пластичной антифрикционной высокотемпературной водостойкой, предназначенной для смазывания узлов трения перспективных транспортных средств, промышленного, автомобильного, строительного и судового оборудования, работающих при средних и высоких нагрузках, а также для оборудования целлюлозно-бумажной промышленности, горно-обогатительного сектора и сахарной промышленности, работоспособной в диапазоне температур -30…+170°C.

Изобретение относится к смазке многоцелевой пластичной антифрикционной, предназначенной для всех видов оборудования, испытывающего высокие удельные или ударные нагрузки (для подшипников качения и скольжения, зубчатых передач и муфт) и работоспособна в диапазоне температур от -30 до +120°С в условиях высокой влажности и кислотности.

Изобретение относится к области смазочных композиций для трансмиссий летательных аппаратов, в частности для смазки трансмиссий винтов вертолетов. Трансмиссионная смазочная композиция содержит базовый состав на основе полиальфаолефинового масла, включающий сложный эфир двухосновной кислоты, загущающую присадку и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки в виде фенил-альфа-нафтиламина и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола, серуфосфоросодержащую присадку и антипенную присадку.

Предлагаемое изобретение относится к смазке многоцелевой универсальной высокотемпературной, предназначенной для применения в узлах трения нагруженного промышленного оборудования, современных транспортных средств, промышленного, строительного и судового оборудования, работающего при температуре от -35°С до +160°С, в условиях высокой влажности и кислотности.
Настоящее изобретение относится к смазочной композиции для четырехтактного или двухтактного судового двигателя, содержащей по меньшей мере одно базовое масло для судового двигателя, по меньшей мере один олефиновый сополимер, по меньшей мере один сополимер стирол/гидрированный изопрен, по меньшей мере один сложный эфир глицерина и по меньшей мере один детергент, использование которой способствует экономии топлива и которая имеет хорошие характеристики в отношении чистоты двигателя, в частности чистоты картера.

Изобретение относится к водорастворимому смазочному агенту для обработки металлов, содержащему компонент А, компонент В, компонент С и компонент D, где компонент А представляет собой минеральное масло, которое обладает характеристической температурой, измеренной в соответствии с JIS K2242, 570°С или выше, и содержится в количестве 10% мас.

Изобретение относится к промывочным маслам, которые используются в дизельных двигателях внутреннего сгорания при проведении регламентной замены моторного масла, в частности промывки масляной системы двигателя.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, содержащей смесь: (A) углеводорода в качестве компонента с низкой вязкостью, причем кинематическая вязкость при 40°C указанного компонента с низкой вязкостью находится в диапазоне от 5 до 500 мм2/с, (B) полиалкиленгликоля (PAG) в качестве компонента с высокой вязкостью, в котором массовое отношение кислород/углерод находится в диапазоне от 0,450 до 0,580, причем кинематическая вязкость при 100°C указанного компонента с высокой вязкостью находится в диапазоне от 2,5 до 100 мм2/с, и (C) соединения, используемого в качестве регулирующего компонента, в котором отношение кислород/углерод находится в диапазоне от 0,080 до 0,350, причем указанный регулирующий компонент представляет собой соединение, содержащее алифатический сложный эфир, причем углеродная цепь, отличная от цепи в сложноэфирной группе, составляет от С4 до С18.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, содержащего: (A) базовое масло, кинематическая вязкость которого при 100°С находится в диапазоне от 1,4 до 6 мм2/с, (B) от 250 до 2000 ч./млн.

Настоящее изобретение относится к композиции для формирования смазочного покрытия на трубном резьбовом соединении, содержащей: меламинцианурат; основную соль металла и ароматической органической кислоты; и один или более компонентов, выбранных из группы, состоящей из материала на основе сосновой смолы, воска, металлического мыла и порошкообразной смазки, в которой основная соль металла и ароматической органической кислоты представляет собой один или более компонентов, выбранных из группы, состоящей из основного сульфоната, основного салицилата, основного фенолята и основного карбоксилата: количество меламинцианурата составляет от 0.5 до 30% по массе в расчете на совокупное количество нелетучих компонентов композиции, количество основной соли металла и ароматической органической кислоты составляет от 20 до 75% по массе в расчете на совокупное количество нелетучих компонентов композиции, количество материала на основе сосновой смолы составляет от 5 до 30% по массе в расчете на совокупное количество нелетучих компонентов композиции, если в композиции присутствует материал на основе сосновой смолы, количество воска составляет от 2 до 25% по массе в расчете на совокупное количество нелетучих компонентов композиции, если в композиции присутствует воск, количество металлического мыла составляет от 2 до 30% по массе в расчете на совокупное количество нелетучих компонентов композиции, если в композиции присутствует металлическое мыло, количество порошкообразной смазки составляет от 0.5 до 20% по массе в расчете на совокупное количество нелетучих компонентов композиции, если в композиции присутствует порошкообразная смазка.

Композиция смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания, содержащая смесь из базовых масел, обладающую специфическими свойствами, и моноглицерид, имеющий определенную структуру. Композиция смазочного масла настоящего изобретения наряду с обеспечением выдающихся износостойкости и экономии топлива вызывает диспергирование в масле конденсированной воды и тому подобного от водяных паров, полученных в результате сгорания топлива, что, таким образом, предотвращает корродирование или ржавление двигателя. 4 з.п. ф-лы, 2 табл.

Наверх