Способ подготовки шахматистов, занимающихся быстрыми шахматами


 


Владельцы патента RU 2635857:

Филинберг Ирина Николаевна (RU)

Изобретение относится к области психофизиологии и педагогики спорта, а именно к методам определения подготовленности спортсменов, занимающихся быстрыми шахматами и игрой блиц. Проводят психофизиологическое тестирование и определяют реакцию на движущийся объект (РДО) и работоспособность головного мозга (РГМ). Полученные результаты сравнивают с эталонными, характерными для шахматистов высокого уровня. О подготовленности судят по величине приближения этих данных к эталонным. Способ позволяет определить подготовленность шахматистов, занимающихся быстрыми шахматами, за счет проведения тестирований РДО и РГМ. 1 табл.

 

Изобретение относится к области психофизиологии и педагогики спорта, а именно к методам подготовки спортсменов, занимающихся быстрыми шахматами и игрой блиц.

Известны методики подготовки шахматистов, заключающиеся в том, что на занятиях разучивают комбинации, этюды, тактические приемы, стратегию и тактику игры, которые затем подкрепляют путем многократного проигрывания игровых ситуаций, полученные знания используют в игре [1].

Известен способ подготовки шахматистов [2], включающий проведение теоретических занятий, изучение методов самонастройки на игру, проведение самонастройки в зависимости от типа нервной системы, в котором делают упражнения на управление вниманием, выполняя ежедневные упражнения, развивающие концентрацию внимания, а затем проводят тестирование внимания путем проверки отклика с помощью устройства, содержащего манипуляторы типа джойстика для правой и левой рук, содержащих кнопки управления, процессор, содержащий блок памяти и программное средство подсчета времени отклика на нажатие кнопок, а также индикаторную лампочку, по загоранию которой начинают тест, для выполнения которого предъявляют серии сигналов со случайным распределением разных фигур на мониторе, при появлении которых нажимают кнопки на джойстике, и в зависимости от результата тестирования, появляющегося на мониторе, судят о готовности к соревнованиям, при этом при времени отклика 59-65 секунд делают вывод о хорошей подготовленности. Однако этой информации о подготовленности к игре в быстрые шахматы оказывается недостаточно.

Задачей изобретения является создание более достоверного способа подготовки шахматистов, занимающихся быстрыми шахматами и блиц, за счет проведения дополнительного тестирования психофизиологических характеристик. Технический эффект заключается в повышении информативности способа подготовки.

В заявляемом способе дополнительно проводят психофизиологическое тестирование силы нервных процессов, реакции на движущийся объект. Умелая психодиагностика психического состояния спортсмена может многое сказать о степени его соревновательной надежности, прогнозировать поведение спортсмена в экстремальных условиях, внести коррективы в его предсоревновательную подготовку.

Для достижения технического эффекта в способе подготовки, включающем проведение теоретических занятий, проведение самонастройки в зависимости от типа нервной системы, тренировку свойств внимания и их тестирование, согласно изобретению дополнительно проводят психофизиологическое тестирование, включающее определение реакции на движущийся объект (РДО), определение работоспособности головного мозга (РГМ), сравнивают их значения с эталонными, определенными у спортсменов - шахматистов высокого уровня, и по приближении к эталонным значениям судят о подготовленности.

От работоспособности головного мозга зависит выносливость во время игры, РДО - это реакция на движущийся объект в данном случае указывает на скорость переработки информации. Хорошая реакция на движущийся объект (РДО) - профессионально важное качество для ряда спортсменов, в том числе и шахматистов, играющих в быстрые шахматы. Определение работоспособности (РГМ) головного мозга и реакции на движущийся объект (РДО) определялось на установке «Статус ПФ» [3], проведение тестирования возможно и на устройстве [4].

Определение работоспособности головного мозга (РГМ) производится при работе «Статус ПФ» в режиме «обратная связь», когда длительность экспозиции тестирующего сигнала изменяется автоматически в зависимости от правильности ответных реакций испытуемого. Испытуемому предлагается инструкция: «При появлении на экране монитора квадрата красного цвета необходимо как можно быстрее нажать и отпустить правой рукой правую кнопку. При появлении квадрата зеленого цвета - нажать и отпустить левой рукой левую кнопку. В случае осуществления ошибочных реакций работу не прекращать, а максимально сосредоточить внимание на правильном выполнении инструкции. По истечении 5 минут установка регистрирует и отражает на экране суммарное количество пройденных сигналов, время переработки информации, значение минимальной экспозиции сигнала и время выхода на минимальную экспозицию. Показателем РГМ является суммарное количество пройденных сигналов, отображающее способность нервных клеток ЦНС выдерживать длительное концентрированное возбуждение. На экране монитора демонстрируется диаграмма работоспособности головного мозга.

Методика исследования реакции на движущийся объект (РДО) позволяет оценить точность реагирования и судить о соотношении возбудительного и тормозного процесса в коре головного мозга. Испытуемому предлагается зафиксировать путем нажатия кнопки движущийся с равномерной скоростью объект в определенной точке. Пауза между моментом фиксации объекта и последующим его пуском изменяется в диапазоне 0,5-0,25 секунд. Испытуемому дается инструкция: остановить движущуюся по циферблату стрелку в положении «12 часов» путем снятия пальца с клавиши компьютера. Количество испытаний составляет 10. Расстояние от точки старта до остановочного маркера равно 200 пикселов (количество точек на мониторе), и каждый раз движущийся объект проходит его за одну секунду. При остановке движущегося объекта в правом углу монитора индикатируется время реакции в единицах РДО (1/60 с).

Главным условием точности РДО является правильная оценка момента движения определенной точки в пространстве. Исследование РДО позволяет оценивать особенности высшей нервной деятельности человека, так как время РДО зависит от процесса возбуждения и торможения в коре головного мозга человека, которые определяют дифференцировку времени.

В целом судить о степени преобладания процесса торможения или возбуждения можно по общему количеству опережений или запаздываний, по средней их величине, выраженной в мс. Для шахматистов, занимающихся быстрыми шахматами важно преобладание числа опережений, т.е. превалирования процесса возбуждения.

Соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга можно определить с помощью прибора «чувство времени» (движущийся объект). Уравновешенность нервных процессов определяется следующим образом. После 2-3 предварительных проб отмечают количество совпадений, опережений, отставаний (стрелка останавливается раньше или позже указанной точки). Если число опережений (отставаний) составляет более 6, можно говорить о преобладании возбудительных процессов (тормозных), если количество опережений и отставаний примерно равно и имеется 4-5 совпадений, следует говорить, что нервные процессы уравновешены. Результаты автоматически регистрируются в компьютере и выдаются в конце теста.

В лаборатории функциональных исследований при Кузбасской государственной педагогической академии (ныне Новокузнецкий институт - филиал КемГУ) проводились психофизиологическое тестирование шахматистов. Изучались индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности, работоспособность головного мозга, проводился тест на РГМ и РДО, а также эффективность деятельности в соревновательный период. Обследование проводилось в помещении, изолированном от внешних шумов и других посторонних раздражителей, которые отвлекали бы внимание испытуемых.

В таблице приведены данные хорошо подготовленных шахматистов, которые выступят на соревнованиях по быстрым шахматам.

Таким образом, способ более информативен, чем принятый за прототип.

Использованные источники:

1. Филинберг И.Н. Начальный курс обучения игре в шахматы. Методическое пособие. Новокузнецк, 2009 г.

2. Дорофеева Н.В., Филинберг И.Н. Способ подготовки шахматистов. Пат РФ №2537827, МПК G09B 19/00, опубл. 10.01.2015. Бюл. №1.

3. Иванов В.И., Литвинова Н.А., Березина М.Г. Автоматизированный комплекс для оценки индивидуально-типологических свойств и функционального состояния организма человека «Статус ПФ» Валеология, 2004, №4, с. 70.

4. Н.В. Дорофеева, И.Н. Филинберг. Устройство комплексной оценки психофизиологического состояния спортсмена. Пат. на полезную модель №149514 РФ, Заяв. 2014105400/14 от 13.02.2014 г., опубл. 10.01.2015 г.

Способ определения подготовленности шахматистов, занимающихся быстрыми шахматами и игрой в блиц, включающий проведение психофизиологического тестирования, отличающийся тем, что при проведении психофизиологического тестирования определяют реакцию на движущийся объект (РДО) и работоспособность головного мозга (РГМ), полученные результаты сравнивают с эталонными, характерными для шахматистов высокого уровня, о подготовленности судят по величине приближения этих данных к эталонным.



 

Похожие патенты:

Изобретения относятся к медицинской технике. Носимое пользователем портативное устройство содержит датчик проводимости кожи для измерения проводимости кожи пользователя и устройство оценки уровня кортизола.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду, таких как бадминтон, теннис и другие.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду, таких как бадминтон, теннис и другие.

Изобретение относится к области медицины, в частности к анестезиологии-реаниматологии, психиатрии и психотерапии, и может быть использовано у пациентов с когнитивными расстройствами в раннем послеоперационном периоде трансплантации сердца.

Изобретение относится к медицине, более точно к офтальмологии, и предназначено для диагностики патологических процессов зрения при витреоретинальных заболеваниях.

Изобретение относится к медицине, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике в процессе восстановительного обучения и профилактической тренировки вербальной памяти у больных неврологической клиники.

Группа изобретений относится к здравоохранению, а также наукометрическим способам и системам анализа данных о научно-исследовательских проектах с целью выявления перспективного проекта или направления исследования в предметной области «биомедицина» по максимальному количеству набранных баллов по оцениваемым критериям и построения рейтинга для нескольких оцениваемых проектов или направлений исследований по возрастанию или убыванию упомянутых баллов.

Изобретение относится к области медицины, конкретно к психотерапии, и касается способов лечения психосоматических расстройств, в частности снижения избыточного веса и обучения навыкам самоконтроля, особенно навыкам рационального питания.

Группа изобретений относится к здравоохранению, а также наукометрическим способам и системам анализа данных о научно-исследовательских проектах с целью выявления перспективного проекта в предметной области «биомедицина» с точки зрения технологизации его результата по максимальному количеству набранных баллов по оцениваемым критериям и построения рейтинга для нескольких оцениваемых проектов по возрастанию или убыванию упомянутых баллов.

Изобретение относится к области педагогики, в частности к педагогике профессионально-технического образования и среднего специального образования (инклюзивное образование), социальной педагогике, и может быть использовано для реабилитации и социализации молодых инвалидов с сохранным интеллектом и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Изобретение относится к области медицины, в частности к разделу неврологии и клинической психологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при восстановительном обучении больных с нарушениями пространственного восприятия. Создание пособия для восстановления пространственного восприятия осуществляют путем использования носителя изображений в виде частей объекта, различающихся на левые и правые части объекта. Причем в качестве носителя формируют карточки восьмигранной и круглой формы, на которые наносят изображения в виде предметов, объектов с выделенной левой или правой частью и предметов и частей объектов, различающихся на левые и правые предметы и части объектов. При этом карточки восьмигранной и круглой формы размещают в карманах, выполненных в полях предварительно изготовленных картонных или пластмассовых или кожаных обложек. А карманы выполняют таким образом, чтобы карточки устанавливались с возможностью возвратно-поступательного движения через отверстия карманов, а на обратную сторону карточки наносят сведения о пространственной ориентации объекта или предмета или части объекта, который изображен на них. Способ обеспечивает создание простого в исполнении и использовании пособия, позволяющего формировать неограниченное количество заданий и занятий по восстановлению пространственного восприятия. 3 ил.
Наверх