Способ подготовки шахматистов, занимающихся быстрыми шахматами

Изобретение относится к области психофизиологии и педагогики спорта, а именно к методам определения подготовленности спортсменов, занимающихся быстрыми шахматами и игрой блиц. Проводят психофизиологическое тестирование и определяют реакцию на движущийся объект (РДО) и работоспособность головного мозга (РГМ). Полученные результаты сравнивают с эталонными, характерными для шахматистов высокого уровня. О подготовленности судят по величине приближения этих данных к эталонным. Способ позволяет определить подготовленность шахматистов, занимающихся быстрыми шахматами, за счет проведения тестирований РДО и РГМ. 1 табл.

 

Изобретение относится к области психофизиологии и педагогики спорта, а именно к методам подготовки спортсменов, занимающихся быстрыми шахматами и игрой блиц.

Известны методики подготовки шахматистов, заключающиеся в том, что на занятиях разучивают комбинации, этюды, тактические приемы, стратегию и тактику игры, которые затем подкрепляют путем многократного проигрывания игровых ситуаций, полученные знания используют в игре [1].

Известен способ подготовки шахматистов [2], включающий проведение теоретических занятий, изучение методов самонастройки на игру, проведение самонастройки в зависимости от типа нервной системы, в котором делают упражнения на управление вниманием, выполняя ежедневные упражнения, развивающие концентрацию внимания, а затем проводят тестирование внимания путем проверки отклика с помощью устройства, содержащего манипуляторы типа джойстика для правой и левой рук, содержащих кнопки управления, процессор, содержащий блок памяти и программное средство подсчета времени отклика на нажатие кнопок, а также индикаторную лампочку, по загоранию которой начинают тест, для выполнения которого предъявляют серии сигналов со случайным распределением разных фигур на мониторе, при появлении которых нажимают кнопки на джойстике, и в зависимости от результата тестирования, появляющегося на мониторе, судят о готовности к соревнованиям, при этом при времени отклика 59-65 секунд делают вывод о хорошей подготовленности. Однако этой информации о подготовленности к игре в быстрые шахматы оказывается недостаточно.

Задачей изобретения является создание более достоверного способа подготовки шахматистов, занимающихся быстрыми шахматами и блиц, за счет проведения дополнительного тестирования психофизиологических характеристик. Технический эффект заключается в повышении информативности способа подготовки.

В заявляемом способе дополнительно проводят психофизиологическое тестирование силы нервных процессов, реакции на движущийся объект. Умелая психодиагностика психического состояния спортсмена может многое сказать о степени его соревновательной надежности, прогнозировать поведение спортсмена в экстремальных условиях, внести коррективы в его предсоревновательную подготовку.

Для достижения технического эффекта в способе подготовки, включающем проведение теоретических занятий, проведение самонастройки в зависимости от типа нервной системы, тренировку свойств внимания и их тестирование, согласно изобретению дополнительно проводят психофизиологическое тестирование, включающее определение реакции на движущийся объект (РДО), определение работоспособности головного мозга (РГМ), сравнивают их значения с эталонными, определенными у спортсменов - шахматистов высокого уровня, и по приближении к эталонным значениям судят о подготовленности.

От работоспособности головного мозга зависит выносливость во время игры, РДО - это реакция на движущийся объект в данном случае указывает на скорость переработки информации. Хорошая реакция на движущийся объект (РДО) - профессионально важное качество для ряда спортсменов, в том числе и шахматистов, играющих в быстрые шахматы. Определение работоспособности (РГМ) головного мозга и реакции на движущийся объект (РДО) определялось на установке «Статус ПФ» [3], проведение тестирования возможно и на устройстве [4].

Определение работоспособности головного мозга (РГМ) производится при работе «Статус ПФ» в режиме «обратная связь», когда длительность экспозиции тестирующего сигнала изменяется автоматически в зависимости от правильности ответных реакций испытуемого. Испытуемому предлагается инструкция: «При появлении на экране монитора квадрата красного цвета необходимо как можно быстрее нажать и отпустить правой рукой правую кнопку. При появлении квадрата зеленого цвета - нажать и отпустить левой рукой левую кнопку. В случае осуществления ошибочных реакций работу не прекращать, а максимально сосредоточить внимание на правильном выполнении инструкции. По истечении 5 минут установка регистрирует и отражает на экране суммарное количество пройденных сигналов, время переработки информации, значение минимальной экспозиции сигнала и время выхода на минимальную экспозицию. Показателем РГМ является суммарное количество пройденных сигналов, отображающее способность нервных клеток ЦНС выдерживать длительное концентрированное возбуждение. На экране монитора демонстрируется диаграмма работоспособности головного мозга.

Методика исследования реакции на движущийся объект (РДО) позволяет оценить точность реагирования и судить о соотношении возбудительного и тормозного процесса в коре головного мозга. Испытуемому предлагается зафиксировать путем нажатия кнопки движущийся с равномерной скоростью объект в определенной точке. Пауза между моментом фиксации объекта и последующим его пуском изменяется в диапазоне 0,5-0,25 секунд. Испытуемому дается инструкция: остановить движущуюся по циферблату стрелку в положении «12 часов» путем снятия пальца с клавиши компьютера. Количество испытаний составляет 10. Расстояние от точки старта до остановочного маркера равно 200 пикселов (количество точек на мониторе), и каждый раз движущийся объект проходит его за одну секунду. При остановке движущегося объекта в правом углу монитора индикатируется время реакции в единицах РДО (1/60 с).

Главным условием точности РДО является правильная оценка момента движения определенной точки в пространстве. Исследование РДО позволяет оценивать особенности высшей нервной деятельности человека, так как время РДО зависит от процесса возбуждения и торможения в коре головного мозга человека, которые определяют дифференцировку времени.

В целом судить о степени преобладания процесса торможения или возбуждения можно по общему количеству опережений или запаздываний, по средней их величине, выраженной в мс. Для шахматистов, занимающихся быстрыми шахматами важно преобладание числа опережений, т.е. превалирования процесса возбуждения.

Соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга можно определить с помощью прибора «чувство времени» (движущийся объект). Уравновешенность нервных процессов определяется следующим образом. После 2-3 предварительных проб отмечают количество совпадений, опережений, отставаний (стрелка останавливается раньше или позже указанной точки). Если число опережений (отставаний) составляет более 6, можно говорить о преобладании возбудительных процессов (тормозных), если количество опережений и отставаний примерно равно и имеется 4-5 совпадений, следует говорить, что нервные процессы уравновешены. Результаты автоматически регистрируются в компьютере и выдаются в конце теста.

В лаборатории функциональных исследований при Кузбасской государственной педагогической академии (ныне Новокузнецкий институт - филиал КемГУ) проводились психофизиологическое тестирование шахматистов. Изучались индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности, работоспособность головного мозга, проводился тест на РГМ и РДО, а также эффективность деятельности в соревновательный период. Обследование проводилось в помещении, изолированном от внешних шумов и других посторонних раздражителей, которые отвлекали бы внимание испытуемых.

В таблице приведены данные хорошо подготовленных шахматистов, которые выступят на соревнованиях по быстрым шахматам.

Таким образом, способ более информативен, чем принятый за прототип.

Использованные источники:

1. Филинберг И.Н. Начальный курс обучения игре в шахматы. Методическое пособие. Новокузнецк, 2009 г.

2. Дорофеева Н.В., Филинберг И.Н. Способ подготовки шахматистов. Пат РФ №2537827, МПК G09B 19/00, опубл. 10.01.2015. Бюл. №1.

3. Иванов В.И., Литвинова Н.А., Березина М.Г. Автоматизированный комплекс для оценки индивидуально-типологических свойств и функционального состояния организма человека «Статус ПФ» Валеология, 2004, №4, с. 70.

4. Н.В. Дорофеева, И.Н. Филинберг. Устройство комплексной оценки психофизиологического состояния спортсмена. Пат. на полезную модель №149514 РФ, Заяв. 2014105400/14 от 13.02.2014 г., опубл. 10.01.2015 г.

Способ определения подготовленности шахматистов, занимающихся быстрыми шахматами и игрой в блиц, включающий проведение психофизиологического тестирования, отличающийся тем, что при проведении психофизиологического тестирования определяют реакцию на движущийся объект (РДО) и работоспособность головного мозга (РГМ), полученные результаты сравнивают с эталонными, характерными для шахматистов высокого уровня, о подготовленности судят по величине приближения этих данных к эталонным.



 

Похожие патенты:

Изобретения относятся к медицинской технике. Носимое пользователем портативное устройство содержит датчик проводимости кожи для измерения проводимости кожи пользователя и устройство оценки уровня кортизола.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду, таких как бадминтон, теннис и другие.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду, таких как бадминтон, теннис и другие.

Изобретение относится к области медицины, в частности к анестезиологии-реаниматологии, психиатрии и психотерапии, и может быть использовано у пациентов с когнитивными расстройствами в раннем послеоперационном периоде трансплантации сердца.

Изобретение относится к медицине, более точно к офтальмологии, и предназначено для диагностики патологических процессов зрения при витреоретинальных заболеваниях.

Изобретение относится к медицине, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике в процессе восстановительного обучения и профилактической тренировки вербальной памяти у больных неврологической клиники.

Группа изобретений относится к здравоохранению, а также наукометрическим способам и системам анализа данных о научно-исследовательских проектах с целью выявления перспективного проекта или направления исследования в предметной области «биомедицина» по максимальному количеству набранных баллов по оцениваемым критериям и построения рейтинга для нескольких оцениваемых проектов или направлений исследований по возрастанию или убыванию упомянутых баллов.

Изобретение относится к области медицины, конкретно к психотерапии, и касается способов лечения психосоматических расстройств, в частности снижения избыточного веса и обучения навыкам самоконтроля, особенно навыкам рационального питания.

Группа изобретений относится к здравоохранению, а также наукометрическим способам и системам анализа данных о научно-исследовательских проектах с целью выявления перспективного проекта в предметной области «биомедицина» с точки зрения технологизации его результата по максимальному количеству набранных баллов по оцениваемым критериям и построения рейтинга для нескольких оцениваемых проектов по возрастанию или убыванию упомянутых баллов.

Изобретение относится к области педагогики, в частности к педагогике профессионально-технического образования и среднего специального образования (инклюзивное образование), социальной педагогике, и может быть использовано для реабилитации и социализации молодых инвалидов с сохранным интеллектом и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Изобретение относится к области медицины, в частности к разделу неврологии и клинической психологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при восстановительном обучении больных с нарушениями пространственного восприятия. Создание пособия для восстановления пространственного восприятия осуществляют путем использования носителя изображений в виде частей объекта, различающихся на левые и правые части объекта. Причем в качестве носителя формируют карточки восьмигранной и круглой формы, на которые наносят изображения в виде предметов, объектов с выделенной левой или правой частью и предметов и частей объектов, различающихся на левые и правые предметы и части объектов. При этом карточки восьмигранной и круглой формы размещают в карманах, выполненных в полях предварительно изготовленных картонных или пластмассовых или кожаных обложек. А карманы выполняют таким образом, чтобы карточки устанавливались с возможностью возвратно-поступательного движения через отверстия карманов, а на обратную сторону карточки наносят сведения о пространственной ориентации объекта или предмета или части объекта, который изображен на них. Способ обеспечивает создание простого в исполнении и использовании пособия, позволяющего формировать неограниченное количество заданий и занятий по восстановлению пространственного восприятия. 3 ил.
Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и может быть использовано для реабилитации людей с химическими и нехимическими зависимостями. Проводят мероприятия, направленные на восстановление физиологических функций пациента, и реабилитацию пациента, вовлекая членов семьи пациента с проведением семейной психотерапии. При этом на первом этапе реабилитации применяют методы когнитивно-поведенческой, гештальт-терапии, проективные методы, психообразовательный подход с формированием начальной мотивации, появления у пациента критики собственного поведения, обнаружения причин формирования и поддержания зависимости. На втором этапе реабилитации приемы первого этапа дополняют методами психодинамического подхода, психодрамы по Я. Морено и расстановок по Б. Хеллингеру, формируя осознания пациентом деструктивных паттернов поведения, внутреннюю мотивацию на поддержание здорового образа жизни, четкого разделения «здорового Я» и «Я больного». На третьем этапе реабилитации приемы предыдущих этапов дополняют методами экзистенциальной психотерапии и еженедельными лечебными отпусками, направленными на реализацию полученных навыков и выявление трудностей в социальной адаптации, с постепенным увеличением длительности отпусков и сеансами обсуждения результатов отпусков со специалистом индивидуально и/или в психотерапевтической группе. Способ позволяет достичь длительной и устойчивой ремиссии, сформировать мотивацию на поддержание трезвости за счет гармонизации семейных взаимоотношений, составления многоосевого диагноза пациента, а также за счет вовлечения в процедуры реабилитации членов семьи. 5 з.п. ф-лы, 4 пр.

Изобретение относится к медицине, ветеринарии. Проводят оценку поисковой реакции при использовании ватных дисков, пропитанных мясным бульоном, приготовленным из мяса молодых бычков при кипячении 100 г мяса в 1 литре воды в течение часа. Первичный бульон титруют дистиллированной водой в разведении от 1:2 до 1:1024. Затем 2 мм3 титрованного раствора наносят на ватные диски и определяют скорость обнаружения титра закладок, а пороговую чувствительность функции обонятельного анализатора определяют по титру разведения, который у собак породы немецкая овчарка составляет 1:512. Способ позволяет повысить достоверность определения пороговой чувствительности обонятельного анализатора у служебных собак, что достигается за счет нахождения градуированного титра закладок. 7 табл.

Устройство относится к медицинской технике и предназначено для оценки времени реакции человека на движущийся объект. Устройство содержит две жестко закрепленные стойки и закрепленные на них металлические направляющие с желобом, выполненным с возможностью фиксации на нем метки-цели, соединенной с первым датчиком положения. Устройство содержит шарик, выполненный с возможностью скатываться по желобу под углом в 5° и проходить через фиксированную метку-цель. Датчик положения выполнен с возможностью формирования сигнала в момент прохождения шариком метки-цели. Устройство содержит кнопку «Стоп» для фиксации времени быстроты зрительно-моторной реакции путем нажатия испытуемым на указанную кнопку при наблюдении прохождения шариком метки-цели. В устройство дополнительно введены второй датчик положения, пульт испытуемого, три одновибратора, четыре RS-триггера, элемент исключающее ИЛИ, три элемента ИЛИ, три элемента И, генератор частоты 1 кГц, два двоичных счетчика, схема сравнения, регистр, дешифратор и блок индикации. Кнопка «Стоп» размещена в пульте испытуемого. Устройство позволяет измерить как время запаздывания, так и время упреждения реакции испытуемого и повысить тем самым достоверность оценки реакции на движущийся объект. 6 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к ЛОР заболеваниям, и может быть использовано в качестве скринингового эпидемиологического выявления нарушений слуховой функции у взрослых. Пациент самостоятельно заполняет анкету с балльной оценкой критериев степени восприятия звуков: «Испытываю затруднения при просмотре телевизора, прослушивании радио; трудно общаться, если разговаривают несколько человек; теряюсь и нервничаю, если не могу понять, где находится источник звука; испытываю трудности при общении по телефону; возникают трудности общения в шумной обстановке при большом скоплении людей; беспокоит шум в ушах или в голове, мешающий сосредоточиться; испытываю трудности общения на работе, или в школе, или в институте, поскольку не понимаю смысла слов говорящего; у меня ощущения, что хорошо слышу все окружающие меня звуки, но не понимаю смысла слов и словосочетаний; громкие звуки вызывают сильное, иногда болезненное, раздражение». Затем врач суммирует полученные баллы и в зависимости от полученной балльной оценки определяет отсутствие достоверно выраженных нарушений слуха, субклинические нарушения или наличие клинических нарушений слуховой функции. Способ позволяет определить вероятность наличия нарушений слуховой функции у больного за счет учета уровня психоэмоционального напряжения в конкретной жизненной ситуации, а также сократить время обследования больных с сенсоневральными нарушениями слуха и дифференцировать проведение лечебных и реабилитационных мероприятий. 4 табл., 3 пр.

Изобретение относится к педагогике, конкретно к коррекционной педагогике, к способу психолого-педагогической диагностики, может быть использовано для выявления раннего отклонения в познавательном развитии ребенка и оценке интеллектуального способа решения ребенком познавательной задачи в соответствии с возрастным нормативом. Специалист последовательно предлагает ребенку выполнить самостоятельно диагностические задания из набора, соответствующего его паспортному возрасту. Если ребенок не выполняет задание, специалист оказывает ему дополнительную помощь однократно, после этого фиксирует возможность перехода ребенка на самостоятельный способ выполнения задания. При этом диагностические задания соответствуют каждому из 11 оцениваемых возрастных периодов: 6 месяцев, 1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет, 8 лет, 9 лет, 10 лет. Результат выполнения ребенком диагностического задания оценивается в баллах. Определяют итоговую оценку. В зависимости от полученного итогового значения познавательное развитие определяют, как «соответствующее возрастному нормативу» или как «познавательное развитие, незначительно отстающее от возрастного норматива». При итоговой оценке, соответствующей его паспортному возрасту менее допустимого значения, познавательное развитие не оценивают и ему предлагается пройти дополнительное обследование. Во время этого обследования ребенку последовательно предлагаются задания диагностических наборов предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста до тех пор, пока при выполнении одного из них он наберет балльную оценку допустимого значения. При итоговой оценке результатов выполнения ребенком заданий диагностического набора одного из предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста от допустимого значения и более, вариант познавательного развития характеризуют как «познавательное развитие, отстающее от возрастного норматива», а при итоговой оценке менее допустимого значения говорят о том, что ни один из интеллектуальных способов решения ребенком познавательной задачи не сформирован, и вариант познавательного развития характеризуется как «познавательное развитие не оценивается». Способ позволяет провести оценку познавательного развития детей в возрасте от 6 мес до 10 лет жизни за счет выполнения набора диагностических методик, каждая из которых включает по семь заданий в соответствии с конкретным возрастным этапом. 1 табл., 4 пр.

Изобретение относится к области психологии, в частности к психодиагностике. Проводят тестирование по методике «Тип поведенческой активности» для определения степени импульсивности и выраженности социальной активности человека и определяют порог болевой чувствительности. При сочетании показателя социальной активности от 31 до 40 баллов и порога болевой чувствительности, не превышающего 15,4 секунд, определяется высокий уровень социальной активности, импульсивный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 11 до 30 баллов и порога болевой чувствительности, не превышающего 15,4 секунд, определяется средний уровень социальной активности, импульсивный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 0 до 10 баллов и порога болевой чувствительности, не превышающего 15,4 секунд, определяется низкий уровень социальной активности, импульсивный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 31 до 40 баллов и порога болевой чувствительности от 15,5 до 30,4 секунд определяется высокий уровень социальной активности, инициативный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 11 до 30 баллов и порога болевой чувствительности от 15,5 до 30,4 секунд определяется средний уровень социальной активности, инициативный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 0 до 10 баллов и порога болевой чувствительности от 15,5 до 30,4 секунд определяется низкий уровень социальной активности, инициативный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 31 до 40 баллов и порога болевой чувствительности от 30,5 секунд и выше определяется высокий уровень социальной активности, инертный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 11 до 30 баллов и порога болевой чувствительности от 30,5 секунд и выше определяется средний уровень социальной активности, инертный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 0 до 10 баллов и порога болевой чувствительности от 30,5 секунд и выше определяется низкий уровень социальной активности, инертный характер поведения. Способ позволяет выявить степень социальной активности и склонности к импульсивному поведению за счет учета психологических факторов социальной активности и физиологических показателей в сочетании. 3 ил., 1 табл., 2 пр.
Изобретение относится к медицине, в частности к способу диагностики заболеваний, включающему анкеты-опросники, и может использоваться для диагностики первичного гиперпаратиреоза. Больному предлагают опросник для оценки клинической симптоматики. Опросник включает 12 вопросов, соответствующих наиболее частым жалобам среди больных первичным гиперпаратиреозом, которые разделены на 3 домена в соответствии с системами органов, к которым они относятся. общесоматические: 1 - я постоянно чувствую слабость; 2 - сонливость после вставания утром; 3 - мне трудно долго идти, я задыхаюсь, если мне приходится идти быстро; 4 - мне трудно выполнять и приходится ограничивать свой досуг и домашние обязанности. Висцеральные: 1 - боль в пояснице; 2 - боль/ломота в костях и суставах; 3 - я постоянно испытываю жажду; 4 - боль в животе, изжога, запор. Психологические: 1 - я чувствую раздражительность; 2 - у меня постоянно плохое настроение/депрессия; 3 - из-за болезни я плохо сплю, просыпаюсь ночью; 4 - мне трудно сконцентрироваться на работе. Каждый положительный ответ считается за 1 балл. По сумме оценивают выраженность симптомов по 12-балльной шкале и отдельно оценивают сумму баллов в каждом из трех доменов при результате в виде объективных оценок выраженности клинических симптомов. Способ позволяет получить точные оценки выраженности клинических симптомов первичного гиперпаратиреоза, а также раздельно - выраженности симптомов, связанных с различными системами органов, за счет оценки тяжести клинической симптоматики. 2 пр.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для определения уровня взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта. Световым излучателем программно-аппаратного комплекса на заданном игровом поле формируют заданное количество светодинамических зон, которые являются запрещенными для нахождения каждого члена группы спортсменов и их спортивного снаряда, при этом светодинамические зоны имитируют противодействие игроков-соперников и непредсказуемо или предсказуемо для спортсменов перемещаются с заданной скоростью по игровому полю. Спортсмены оценивают смоделированную игровую ситуацию, контролируют предварительно заданную исследователем минимально допустимую дистанцию между собой, соизмеряют свои возможности с динамикой перемещения партнеров запрещенных зон и совершают технико-тактические действия с максимально возможным количеством передач спортивного снаряда друг другу через свободные от запрещенных светодинамических зон коридоры. Игровое поле снимают видеокамерой, видеоизображение передают в программно-аппаратный комплекс, который фиксирует перемещения светодинамических зон, спортивного снаряда, спортсменов, дистанции между ними, а также количество передач снаряда. При нарушении минимально допустимых дистанций между спортсменами программно-аппаратный комплекс генерирует условный предупреждающий звуковой сигнал. При отсутствии ошибок, когда нет попадания спортивного снаряда и/или спортсменов на запрещенную светодинамическую зону, или их выхода за границы игрового поля, или сокращения минимально допустимых дистанций между спортсменами во время теста, программно-аппаратный комплекс фиксирует количество передач. Уровень теста усложняют увеличением скорости перемещения, и/или площади запрещенных светодинамических зон, и/или их количества, и/или заданной минимальной допустимой дистанции между спортсменами до тех пор, пока они не смогут безошибочно совершать передачи спортивного снаряда друг другу. По максимальному количеству передач друг другу в заданное время теста, при максимальной скорости, площади и количеству запрещенных светодинамических зон, а также максимальной величине минимально допустимой дистанции между спортсменами, при которой они, выполняя данный тест, не допускают ошибок, судят об уровне взаимодействия и подготовленности группы спортсменов. Способ позволяет повысить эффективность определения взаимодействия и подготовленности спортсменов в игровых видах спорта за счет возможности контролирования минимально допустимой дистанции, при которой разрешено делать передачи друг другу.

Изобретение относится к медицине, психофизиологии, психологии, социологии, педагогике может быть использовано для определения типологических особенностей свойств нервной системы человека на основе оценки способности к воспроизведению временных интервалов. Испытания проводят в два этапа. Испытуемый многократно, в диапазоне коротких 2-5 с и длинных 8-12 с отрезков на первом этапе выбирает интервал-эталон времени, затем воспроизводит его по памяти: сначала длиннее, затем короче эталона. Далее, выбрав интервал-эталон времени, воспроизводит его: сначала короче, затем длиннее эталона. На втором этапе выбирает интервал-эталон и затем повторяет его по памяти как можно точнее. На основании результатов, в зависимости от величины отклонений при воспроизведении испытуемым интервалов-эталонов, определяют подвижность процессов возбуждения и торможения и «внешний», и «внутренний» балансы нервных процессов. При этом если на коротких и на длинных временных интервалах наблюдается доминирование превышений относительно выбранных эталонов, то делают вывод - «преобладает торможение». Если везде доминируют преуменьшения - «преобладает возбуждение». Если на малых временных интервалах доминируют превышения, а на длинных доминируют преуменьшения, то вывод - «уравновешенность» нервных процессов. Способ обеспечивает точность, упрощение и быстроту оценки свойств нервной системы, таких как «внешний» и «внутренний» баланс, уравновешенность нервных процессов, преобладание торможения или возбуждения. 2 табл.
Наверх