Способ создания пособия для работы по восстановлению пространственного восприятия у больных неврологической клиники

Изобретение относится к области медицины, в частности к разделу неврологии и клинической психологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при восстановительном обучении больных с нарушениями пространственного восприятия. Создание пособия для восстановления пространственного восприятия осуществляют путем использования носителя изображений в виде частей объекта, различающихся на левые и правые части объекта. Причем в качестве носителя формируют карточки восьмигранной и круглой формы, на которые наносят изображения в виде предметов, объектов с выделенной левой или правой частью и предметов и частей объектов, различающихся на левые и правые предметы и части объектов. При этом карточки восьмигранной и круглой формы размещают в карманах, выполненных в полях предварительно изготовленных картонных или пластмассовых или кожаных обложек. А карманы выполняют таким образом, чтобы карточки устанавливались с возможностью возвратно-поступательного движения через отверстия карманов, а на обратную сторону карточки наносят сведения о пространственной ориентации объекта или предмета или части объекта, который изображен на них. Способ обеспечивает создание простого в исполнении и использовании пособия, позволяющего формировать неограниченное количество заданий и занятий по восстановлению пространственного восприятия. 3 ил.

 

Изобретение относится к области медицины, в частности к разделу неврологии и клинической психологии и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при восстановительном обучении больных с нарушениями пространственного восприятия.

Восстановление пространственного восприятия относится к наименее разработанным вопросам восстановительного обучения, где имеются лишь общие установки в отношении лечения данных нарушений психической деятельности.

Пространственное восприятие играет важнейшую роль в жизнедеятельности человека, обеспечивая его ориентировку в условиях пространственно организованного окружающего мира.

Как правило, у больных при нарушении пространственного восприятия возникают трудности ориентировки в системе лево-правых пространственных координат окружающей среды. При этом, наряду с нарушением ориентировки в реальном мире, у них страдает восприятие отвлеченных координат пространства, например географической карты, сложных пространственных отношений - определение времени по часам, и т.п.

Причем при нарушении пространственного восприятия у больных страдают все психические процессы, в структуру которых входит понимание пространственных отношений: речевая функция (из-за трудностей понимания конструкций с предлогами, отражающими пространственные отношения), письмо и чтение (из-за трудностей дифференциации пространственного строения букв), счет (из-за нарушения понимания пространственного строения числа) и т.п.

Поэтому восстановление нарушенного пространственного восприятия, теснейшим образом связанного со многими психическими процессами, является одной из важных задач нейрореабилитации.

Согласно теоретическим положениям отечественной школы нейропсихологии и восстановительного обучения, восстановление пространственного восприятия должно осуществляться через осознанный анализ пространственных отношений. В норме человек, не задумываясь, выполняет действия, связанные с пониманием пространственных отношений, а при нарушениях пространственного восприятия данные действия он может выполнить уже только через осознанную, аналитическую деятельность. В процессе сознательной работы над анализом пространственных отношений у больных постепенно начинает восстанавливаться их понимание.

На сегодняшний день существует методика восстановления понимания речи при семантической афазии, включающая в себя методы восстановления понимания пространственных отношений (Л.С. Цветкова. Афазия и восстановительное обучение, издательство НПО «МОДЭК», 1988, с. 154-163). Данные методы основаны на осознанном анализе пространственных отношений. Вначале работа осуществляется над восстановлением понимания левой и правой сторон собственного тела больного. Для этого каким-либо образом осуществляется выделение правой руки (у правшей), например, вкладывание в нее определенного предмета. Далее, на основе восстановления координат собственного тела, осуществляется переход к работе по восстановлению координат внешнего пространства. Данная методика предназначена, прежде всего, для занятий с пациентами под руководством специалиста.

Ближайшим аналогом предлагаемого способа является созданный альбом нейропсихологического обследования, который выполнен в виде носителя - бумажного листа, с нанесенными на него изображениями в виде разделяющихся на левые и правые части объекта, в частности на правые и левые руки (Нейропсихологическая диагностика. Часть II – М.: «Институт общегуманитарных исследований», 2004, 48 с.). Созданный альбом предназначен для диагностики нарушений пространственного восприятия с помощью предъявления пациентам заданий по определению пространственного изображения левой и правой руки человека. Указанный материал может также использоваться и при проведении занятий по восстановлению пространственного восприятия, однако, данный материал может быть использован только ограниченное количество раз. Его многократное использование не способно обеспечить эффективную работу по восстановлению пространственного восприятия, так как пациент после ряда предъявлений запомнит последовательность расположенных на листе левых и правых рук.

Для решения данной задачи нами создано пособие для работы по восстановлению пространственного восприятия, которое может использоваться как в процессе занятий со специалистом, так и для самостоятельных занятий пациентов.

Технический результат предложенного способа заключается в создании простого в исполнении и использовании пособия, позволяющего формировать неограниченное количество заданий и занятий по восстановлению пространственного восприятия, за счет многоразового использования рабочих материалов пособия и выполнения носителя изображений в виде карточек восьмигранной или круглой формы.

Технический результат достигается тем, что создание пособия для работы по восстановлению пространственного восприятия у больных неврологической клиники осуществляют путем формирования носителя изображений в виде частей объекта, различающихся на левые и правые части объекта, при этом в качестве носителя формируют карточки восьмигранной и круглой формы, на которые наносят изображения в виде предметов, объектов с выделенной левой или правой частью и предметов и частей объектов, различающихся на левые и правые предметы и части объектов, а карточки восьмигранной и круглой формы размещают в карманах, выполненных в полях предварительно изготовленных картонных или пластмассовых или кожаных обложек, причем карманы выполняют таким образом, чтобы карточки устанавливались с возможностью возвратно-поступательного движения через отверстия карманов, а на обратную сторону карточки наносят сведения о пространственной ориентации объекта или предмета или части объекта, который изображен на них.

Изобретение поясняется чертежами, на которых представлены:

Фиг. 1 - вид созданного пособия для восстановления пространственного восприятия у больных неврологической клиники в развороте;

Фиг. 2 - вид сформированной восьмигранной карточки с изображением и с надписью сведений о пространственной ориентации данного изображения на ее обратной стороне;

Фиг. 3 - вид сформированной круглой карточки с изображением и с надписью сведений о пространственной ориентации данного изображения на ее обратной стороне.

Способ создания пособия для восстановления пространственного восприятия у больных неврологической клиники осуществляют следующим образом.

Из картона, или из пластмассы, или из кожи изготавливают обложки (1). На внутренних полях обложек (1) создают прозрачные карманы (2) из плотного полиэтилена. В этих карманах размещают предварительно сформированные восьмигранные и круглые карточки (3), являющиеся носителями изображений (4). Размер каждой карточки (3), между ее параллельными сторонами составляет 10-11 сантиметров. На каждую карточку (3) наносят изображения (4) в виде различных предметов, объектов с выделенной левой или правой частью и предметов и частей объектов, различающихся на левые и правые предметы и части объектов, например правой и левой руки в разных пространственных положениях. На обратную сторону карточки (от изображения) наносят надпись (5), обозначающую сведения о пространственной ориентации объекта или предмета или части объекта, который изображен на этой карточке (3). Например, на лицевой стороне карточки изображена правая рука или на карточке выделена часть тела человека - правая нога, а на обратной от изображения стороне карточке нанесены надписи «правая» или «левая» соответственно. Прозрачные карманы (2) выполняют таким образом, чтобы карточки (3) устанавливались с возможностью возвратно-поступательного движения через отверстия карманов (6).

Созданное пособие для восстановления пространственного восприятия у больных неврологической клиники используют следующим образом.

Специалист или пациент с нарушением пространственного восприятия пальцами выдвигает из карманов (2), через отверстия карманов (6), необходимые для занятий карточки (3), в зависимости от поставленной задачи. Например, пациенту предлагают определить изображение (4), а именно какая рука (левая или правая) изображена на карточке (3). Здоровый человек дифференцирует изображение (4) руки на карточке (3) практически не задумываясь, а больной с нарушениями пространственного восприятия осуществляет данное действие через осознанный анализ, сравнивая изображение руки со своей левой или правой рукой.

Главной особенностью создаваемого пособия является формирование носителя изображений в виде карточек восьмигранной и круглой формы. Восьмигранная карточка может быть расположена перед больным в восьми различных положениях, создавая тем самым множественные пространственные расположения изображенного на ней предмета или объекта или части объекта. Следовательно, набор из двух десятков указанных карточек позволит формировать неограниченное количество заданий для занятий по восстановлению пространственного восприятия. Круглая карточка также обеспечивает возможность предъявления пациенту изображения объекта или предмета, изображенного на ней во множественном количестве пространственных положений. Надпись на задней стороне каждой карточки позволяет больному проверить правильность своего предположения относительно пространственного расположения изображенного на ней предмета или объекта или части объекта, например изображение левой или правой руки на ней. Кроме изображений рук в различных позах, на карточках нарисованы изображения самых разных предметов и объектов и частей объектов:

а) которые разделяются на левые и правые предметы (перчатки, обувь);

б) в которых выделяются левые и правые части (фигуры человека, с выделенной рукой или ногой, лицо человека).

Примеры использования созданного пособия в практике восстановительного обучения.

Для полноценного проведения занятий по восстановлению пространственного восприятия достаточно использовать пособие с набором карточек в количестве двух десятков.

При индивидуальных занятиях с пациентом специалист просит пациента определить, какая рука изображена на карточке, предъявляя ее в различных пространственных направлениях, осуществляемых поворотами карточки вокруг своей оси. Данные действия позволяют специалисту выявить степень нарушения пространственного восприятия этим пациентом предлагаемых объектов и предметов с различной пространственной ориентацией. Затем специалист формирует задания с учетом степени выраженности нарушения пространственного восприятия.

При этом он предъявляет пациенту восьмигранные или круглые карточки одним из следующих способов:

а) одновременно, выкладывая перед пациентом 5-10 карточек с различными предметами или объектами выявленной сложности, например в вертикальном пространственном расположении руки, ноги, части лица и т.д. После того как пациент назвал пространственную ориентацию предмета или объекта, или части объекта специалист вместе с пациентом корректирует допущенные ошибки и затем, перемешав карточки, располагает те же изображения в другом порядке и пространственном расположении;

б) последовательно, предлагая пациенту по одной карточке, с нанесенными на нее различными предметами или объектами выявленной сложности и далее, как описано в пункте а).

На начальном этапе работы, при возникновении затруднений, пациенту предлагают выполнить действия, облегчающие выполнение задания:

а) повернуть восьмигранную или круглую карточку в положение, наиболее удобное для понимания пространственного расположения предмета или объекта или части объекта;

б) перевернуть восьмигранную или круглую карточку и прочитать надпись об объекте (например, левая или правая рука изображена на карточке в горизонтальном положении).

При необходимости повторяют данное упражнение. После правильного определения пространственного расположения предмета или объекта или части объекта пациенту предлагается более сложное задание с другим предметом или объектом или частью объекта и в другом пространственном расположении. При этом комплект карточек перед предъявлением перемешивают и выкладывают в другом порядке и пространственном расположении. Кроме того, задание может повторяться то с одним, то с другим набором карточек с нанесенными на них изображениями предметов или объектов или частей объекта.

При самостоятельных занятиях пациент выдвигает через отверстия карманов пособия стопку карточек и кладет их перед собой. Затем он последовательно берет в руки по одной карточке и определяет пространственную ориентацию расположенного на карточке предмета или объекта или части объекта. Например, какая нога или рука изображена на карточке. Осуществляет он все это, проверяя себя путем переворачивания карточки на обратную от изображения сторону, на которой имеется правильный ответ. Затем пациент повторяет задание, собирая карточки в стопку и перемешивая их, таким образом, получая каждый раз другие пространственные расположения предметов и объектов за счет восьмигранной или круглой формы карточки.

При групповых занятиях пациенты усаживаются за общим столом и работают с созданным пособием путем извлечения через отверстия карманов пособия стопки карточек. Специалист последовательно кладет по одной восьмигранной или круглой карточке на центр стола, чтобы ее было хорошо видно всем либо эта карточка передается последовательно от одного к другому больному. Пациентам необходимо определить, например, какая рука изображена на карточке, и записать свой ответ в тетрадь. Проверку правильности ответов осуществляют непосредственно после анализа каждой карточки или отсрочено, когда специалист показывает карточку и называет изображенную на ней руку, а пациенты сверяют свои ответы, записанные в тетради.

Созданное пособие с карточками восьмигранной или круглой формы используют и в игровой деятельности пациентов, без какого-либо участия специалиста. В игре могут принимать участие от 2-х до 4-х человек. Карточки через отверстия карманов пособия вынимают и распределяют поровну между игроками. Далее один из игроков кладет на стол одну карточку, например с пространственным изображением левой руки, а каждый из участников должен положить около нее карточку той же руки. При этом каждый из играющих тщательно контролирует правильность выкладывания карт другими участниками игры. Если кто-либо из участников ошибается, то он забирает обратно свою карточку, а карточки, выложенные другими участниками, откладывают в сторону. Если у играющего нет карточки с изображением нужной руки, то он пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым избавится от всех карточек.

Таким образом, заявленный способ создания пособия для работы по восстановлению пространственного восприятия у больных неврологической клиники прост в изготовлении (затраты на изготовление обложек с карманами и носителей изображений в виде набора карточек восьмигранной или круглой формы, с нанесенными на них изображениями различных предметов, объектов и частей объектов, различающимися на левые и правые предметы, или части очень незначительны), а также в использовании, за счет многоразового применения рабочих материалов пособия и формирования неограниченного количества заданий и занятий по восстановлению пространственного восприятия посредством сформированных носителей изображений в виде карточек восьмигранной или круглой формы. Созданное пособие также позволяет проводить индивидуальные занятия по восстановлению пространственного восприятия со специалистом и самостоятельные занятия пациентов как индивидуально, так и в групповой игровой форме. Все это обеспечивает повышение эффективности восстановления пространственного восприятия у больных неврологической клиники.

Способ создания пособия для проведения занятий по восстановительному обучению при нарушении пространственного восприятия у больных неврологической клиники путем формирования носителя изображений в виде частей объекта, различающихся на левые и правые части объекта, отличающийся тем, что в качестве носителя формируют карточки восьмигранной и круглой формы, на которые наносят изображения в виде предметов, объектов с выделенной левой или правой частью и предметов и частей объектов, различающихся на левые и правые предметы и части объектов, при этом карточки восьмигранной и круглой формы размещают в карманах, выполненных в полях предварительно изготовленных картонных или пластмассовых или кожаных обложек, причем карманы выполняют таким образом, чтобы карточки устанавливались с возможностью возвратно-поступательного движения через отверстия карманов, а на обратную сторону карточки наносят сведения о пространственной ориентации объекта или предмета или части объекта, который изображен на них.



 

Похожие патенты:

Заявленное изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями и может быть использовано для ведения мониторинга учебной деятельности преподавателей с целью улучшения качества преподавания.

Изобретение относится к автоматизированным средствам обучения. Интерактивная автоматизированная система обучения содержит по крайней мере один программно-аппаратный комплекс, поддерживающий в режиме диалога автоматизированные циклы обучения и контроля знаний обучающихся, который выполнен в виде управляющего модуля вычислительной системы, снабженного программным обеспечением системы и имеющего информационные входы и выходы, модуль индивидуального и/или группового обучения, при этом модуль индивидуального и/или группового обучения содержит не менее одного модуля объектов, который включает в себя не менее одного источника питания и не менее одного электронного прибора, один из входов которого соединен с соответствующим выходом источника питания, при этом каждый электронный прибор имеет разъемы для возможности подключения их между собой, а второй и последующие электронные приборы имеют возможность подключения к соответствующим выходам соответствующих источников питания, причем каждый электронный прибор и источник питания имеют органы управления с анимационно-графическим материалом, программными кодами и интерактивными зонами, соединенные двунаправленными линиями связи с информационными входами и выходами управляющего модуля вычислительной системы.

Изобретение относится к анализу техники пилотирования по данным бортовых устройств регистрации параметрической полетной информации. Для анализа техники пилотирования осуществляют формализацию курсов боевой подготовки определенным образом, разрабатывают и вводят в базу данных методические схемы упражнений, разрабатывают полетные задания на основе формализованного курса и методических схем, разрабатывают модели идентификации для различных элементов полета, считывают зарегистрированную информацию с бортового устройства регистрации, производят идентификацию элементов полета, сравнивают результаты идентификации с данными полетного задания, оценивают полноту и последовательность его выполнения, оценивают отдельные элементы полета и полет в целом, анализируют технику пилотирования с выявлением нарушений методики выполнения элементов полета, записывают результаты в базу данных статистики, получают обобщенные данные о летной подготовке экипажей авиационной части.

Изобретение относится к горному делу и предназначено для определения пространственного положения буровой машины. Тренажер глазомерного определения положения буровой машины относительно плоскости забоя, состоит из пластины с угловой шкалой, имитатора буровой машины, включающего буровой молоток с буровой штангой, выполненной телескопической с возможностью соединения с шаровой пятой шарового шарнира, закрепленного на плоскости забоя, присоединенную к буровому молотку шарнирно телескопическую опору, соединенную с основанием, а также размещенного на верхней площадке бурового молотка кожуха, снабженного источником света и угломерной шкалой в виде полукруга с отвесом, при этом источник света расположен перпендикулярно оси бурового молотка, пластина выполнена плоской и установлена перпендикулярно плоскости забоя, а угловая шкала, размещенная на пластине, проградуирована по формуле: где Lβ - длина отрезка угловой шкалы, отмеряемого от плоскости забоя, соответствующая величине горизонтального угла β;Lшт - длина от шарового шарнира до оси источника света;L - длина от шарового шарнира до пластины с угловой шкалой;β - величина горизонтального угла, град.Технический результат заключается в упрощении конструкции.
Изобретение относится к способам иллюстративного тестирования дошкольников в игровой форме. Одновременно или после озвучивания вопроса на игровом поле формируют визуально-информационные образы как иллюстрации к вопросу теста, где один из образов является правильным ответом на вопрос.

Процедурный тренажер с системой инженерной поддержки технической эксплуатации воздушных судов содержит тренажный комплекс с автоматизированной системой тренажной подготовки в учебном классе с автоматизированными рабочими местами (АРМ) обучаемых на базе персональных компьютеров с 3D-моделями воздушного судна и его узлов и агрегатов, систему инженерной (информационной) поддержки специалистов инженерно-авиационной службы, размещенную в местах технической эксплуатации воздушных судов с портативными АРМ специалистов на базе планшетных компьютеров.

Изобретение относится к способу симуляции взаимодействия с твердыми телами. Для симуляции взаимодействия с твердыми телами и их обработки бормашиной с имитацией тактильной обратной связи реализуют на ЭВМ обнаружение столкновений между моделируемым инструментом и объектом, представленными в виде непрерывных равных по размеру массивов вокселей, определяют положение инструмента на поверхности объекта, для чего выбирается направление смещения инструмента в желаемую точку, проверяется, что при смещении образа инструмента на один воксель не будет проникновения инструмента в поверхность, фиксируют инструмент, если попытки смещения без проникновения исчерпаны, производят имитацию обработки материала бормашиной, рассчитывают объем материала, который может быть удален каждым вокселем поверхности бора, ищут новую точку для перемещения бора с допущением проникновения, определяют оставшийся объем материала, обновляют визуальное представление моделируемых взаимодействий, вычисляют определенным образом тангенциальную силу и силу обратной связи для генерации импульса со стороны гаптик-устройства для имитации тактильного взаимодействия.

Изобретение относится к области информационных технологий и вычислительной техники, а именно к виртуальным тренажерам персонала на основе моделирования подстанций в трехмерном виртуальном пространстве с обеспечением интерактивного взаимодействия оперативного и эксплуатационного персонала подстанций заказчика в целях его обучения методам безопасного проведения работ, в том числе в нештатных ситуациях и способам тренировки с использованием указанных виртуальных тренажеров.
Изобретение относится к способам обучения детей в игровой форме. Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности обучения ребенка и оценки усвоения им информационного материала за счет интерактивных игровых форм с дозированным увеличением двигательной активности и благоприятного эмоционального фона.

Изобретение относится к автоматизированным средствам обучения. Интерактивная автоматизированная система обучения состоит из базы данных первичной информации об исследуемом объекте, которая является входом системы, модуля обработки параметрических данных объекта, модуля обработки физических характеристик объекта, модуля механических свойств объекта, модуля моделирования динамических свойств объекта, модуля интегральной оценки и принятия решений, модуля конструктора, модуля производственного инвентаря и модуля визуализации итогового результата, являющегося выходом системы.

Изобретение относится к области психофизиологии и педагогики спорта, а именно к методам определения подготовленности спортсменов, занимающихся быстрыми шахматами и игрой блиц.

Изобретения относятся к медицинской технике. Носимое пользователем портативное устройство содержит датчик проводимости кожи для измерения проводимости кожи пользователя и устройство оценки уровня кортизола.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду, таких как бадминтон, теннис и другие.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду, таких как бадминтон, теннис и другие.

Изобретение относится к области медицины, в частности к анестезиологии-реаниматологии, психиатрии и психотерапии, и может быть использовано у пациентов с когнитивными расстройствами в раннем послеоперационном периоде трансплантации сердца.

Изобретение относится к медицине, более точно к офтальмологии, и предназначено для диагностики патологических процессов зрения при витреоретинальных заболеваниях.

Изобретение относится к медицине, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике в процессе восстановительного обучения и профилактической тренировки вербальной памяти у больных неврологической клиники.

Группа изобретений относится к здравоохранению, а также наукометрическим способам и системам анализа данных о научно-исследовательских проектах с целью выявления перспективного проекта или направления исследования в предметной области «биомедицина» по максимальному количеству набранных баллов по оцениваемым критериям и построения рейтинга для нескольких оцениваемых проектов или направлений исследований по возрастанию или убыванию упомянутых баллов.

Изобретение относится к области медицины, конкретно к психотерапии, и касается способов лечения психосоматических расстройств, в частности снижения избыточного веса и обучения навыкам самоконтроля, особенно навыкам рационального питания.

Группа изобретений относится к здравоохранению, а также наукометрическим способам и системам анализа данных о научно-исследовательских проектах с целью выявления перспективного проекта в предметной области «биомедицина» с точки зрения технологизации его результата по максимальному количеству набранных баллов по оцениваемым критериям и построения рейтинга для нескольких оцениваемых проектов по возрастанию или убыванию упомянутых баллов.
Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и может быть использовано для реабилитации людей с химическими и нехимическими зависимостями. Проводят мероприятия, направленные на восстановление физиологических функций пациента, и реабилитацию пациента, вовлекая членов семьи пациента с проведением семейной психотерапии. При этом на первом этапе реабилитации применяют методы когнитивно-поведенческой, гештальт-терапии, проективные методы, психообразовательный подход с формированием начальной мотивации, появления у пациента критики собственного поведения, обнаружения причин формирования и поддержания зависимости. На втором этапе реабилитации приемы первого этапа дополняют методами психодинамического подхода, психодрамы по Я. Морено и расстановок по Б. Хеллингеру, формируя осознания пациентом деструктивных паттернов поведения, внутреннюю мотивацию на поддержание здорового образа жизни, четкого разделения «здорового Я» и «Я больного». На третьем этапе реабилитации приемы предыдущих этапов дополняют методами экзистенциальной психотерапии и еженедельными лечебными отпусками, направленными на реализацию полученных навыков и выявление трудностей в социальной адаптации, с постепенным увеличением длительности отпусков и сеансами обсуждения результатов отпусков со специалистом индивидуально и/или в психотерапевтической группе. Способ позволяет достичь длительной и устойчивой ремиссии, сформировать мотивацию на поддержание трезвости за счет гармонизации семейных взаимоотношений, составления многоосевого диагноза пациента, а также за счет вовлечения в процедуры реабилитации членов семьи. 5 з.п. ф-лы, 4 пр.
Наверх