Двигательно-движительная установка подводного аппарата

Изобретение относится к области морской подводной техники, а именно к конструкциям двигательно-движительных установок подводных аппаратов. Двигательно-движительная установка подводного аппарата содержит высокоскоростной электродвигатель, редуктор, узел уплотнения и движитель. В качестве редуктора и узла уплотнения использован магнитный редуктор, который содержит кольцевой элемент, выполненный из магнитопроводящего сплава с радиальными пазами. Достигается снижение шумоизлучения всего аппарата в целом. 2 ил.

 

Изобретение относится к области морской подводной техники, а именно к конструкциям двигательно-движительных установок (ДДУ) подводных аппаратов.

В настоящее время наибольшее распространение получили двигательно-движительные установки подводных аппаратов с высокоскоростным электродвигателем (ЭД), редуктором, магнитной муфтой и узлом уплотнения, выполненным в виде разделителя сред. В таких установках высокие моментные характеристики достигаются за счет понижения частоты вращения ротора пропорционально передаточному отношению редуктора.

Данное техническое решение реализовано в двигательно-движительных установках одного из лидеров в области разработки и производства ДДУ - фирмы «Tecnadyne» (www.tecnadyne.com), которая обеспечивает серийный выпуск ДДУ с очень широким диапазоном тяговых характеристик при малой массе (от 0,7 до 12,9 кг), незначительном диаметре и различном напряжении питания (от 48 до 330 В).

Ближайшим аналогом по конструкции ДДУ, из номенклатуры фирмы «Tecnadyne», является модель 521, в состав которой входят:

- синхронный высокоскоростной электродвигатель, обеспечивающий преобразование электрической энергии в механическую;

- планетарный одноступенчатый редуктор, предназначенный для синхронизации частоты вращения ротора ЭД и движителя;

- магнитная муфта для обеспечения герметизации и передачи вращающего момента от выходного вала редуктора к валу движителя через немагнитную оболочку;

- движитель, преобразующий механическую энергию в тягу.

До глубины 1500 м внутренние полости указанной ДДУ находятся в воздушной среде, а при использовании подводного аппарата на глубине свыше 1500 м из-за возможного разрушения немагнитного разделителя и необходимости сохранения типоразмерного ряда сред магнитной муфты эта полость заполняется нейтральной жидкостью. При этом происходит соответствующее падение кпд двигателя и редуктора.

Наиболее близким аналогом (прототип) является конструкция двигательно-движительной установки, описанная в патенте РФ №2557291. Данная конструкция имеет состав, аналогичный модели 521, а основное отличие заключается в переносе магнитной муфты непосредственно на вал электродвигателя, при этом редуктор оказывается в полости, заполненной жидкостью, такое решение обеспечивает существенный выигрыш по массогабаритным характеристикам.

Общим недостатком вышеперечисленных конструкций двигательно-движительных установок является высокий уровень шума. Одним из основных источников шума в современных ДДУ подводных аппаратов являются редукторы. Основной причиной возникновения шума в редукторах оказываются динамические процессы в зацеплении, а также деформации вследствие воздействия температуры и нагрузок. К основным источникам шума и вибрации, возникающим в зацеплении, можно отнести:

- пульсации механического момента при перемещении точки контакта по профилю зуба;

- кинематические погрешности зубчатых колес;

- переменную деформацию зубьев;

- механический удар на входе в зацепление;

- переменные по направлению силы трения;

- истечение масла и воздуха из впадин между зубьями.

Вышеперечисленные источники шумобразования отсутствуют в передачах, в которых для создания зацепления используются магнитные и электромагнитные поля.

Задачей, решаемой изобретением, является создание ДДУ, обеспечивающей низкий уровень шумов в подводном положении.

Технический результат заключается в снижении собственного уровня шума и вибрации в подводном положении, что позволяет уменьшить шумоизлучение всего аппарата в целом, при этом сохранив прежние габариты и массу двигательно-движительной установки.

Указанный технический результат достигается тем, что в качестве редуктора установлен магнитный редуктор, содержащий кольцевой элемент, выполненный из магнитопроводящего материала с радиальными пазами.

При этом магнитный редуктор, обеспечивает не только уменьшение частоты вращения выходного звена с увеличением вращающего момента на нем, но и изолирует (отделяет) воздушную полость, в которой размещен электродвигатель, от внешней среды. Функцию разделителя сред выполняет кольцевой элемент из магнитопроводящего материала с радиальными пазами, который также обеспечивает модуляцию магнитных потоков между роторами.

Сущность изобретения поясняется следующими чертежами:

Фиг. 1. Конструкция двигательно-движительной установки подводного аппарата.

Фиг. 2. Кольцевой элемент с радиальными пазами.

Предложенная двигательно-движительная установка подводного аппарата содержит высокоскоростной электродвигатель 1, который расположен в воздушной среде, и магнитный редуктор 2, высокооборотный (ведущий) ротор 5 которого размещен в воздушной среде и соединен непосредственно с электродвигателем, а низкооборотный (ведомый) ротор 6 - выходное звено находится в жидкой среде и соединено с движителем 3. Между роторами расположен кольцевой элемент с радиальными пазами 4.

При работе двигательно-движительной установки высокооборотный электродвигатель 1 приводит во вращение быстроходный ротор 5 магнитного редуктора, который за счет сил магнитного взаимодействия через кольцевой элемент с радиальными пазами 4 приводит в движение выходной ротор 6 и передает вращающий момент движителю. Так как электродвигатель 1 находится в воздушной полости, то сохраняются его высокие энергетические характеристики.

Предлагаемая двигательно-движительная установка позволяет обеспечить существенное снижение шума и вибрации всей ДДУ, кроме того, отсутствие механического контакта в звеньях редуктора значительно увеличивает ресурс ДДУ. Такое конструктивное решение позволяет повысить эффективность эксплуатации подводного аппарата за счет расширения его функциональных возможностей, а также расширить область задач, решаемых подводным аппаратом, в целом.

Двигательно-движительная установка подводного аппарата, содержащая высокоскоростной электродвигатель, редуктор, узел уплотнения и движитель, отличающаяся тем, что в качестве редуктора и узла уплотнения использован магнитный редуктор, содержащий кольцевой элемент, выполненный из магнитопроводящего сплава с радиальными пазами.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области морской подводной техники, а именно к конструкциям двигательно-движительных установок (ДДУ) подводных аппаратов. Полупогружная двигательно-движительная установка (ДДУ) содержит ротор, статор, разделитель сред, корпус и движитель.

Изобретение относится к электроэнергетическим системам судов. Способ управления торможением и реверсом гребных электродвигателей заключается в поочередном рекуперативном торможении двигателей судна.

Изобретение относится к транспортным средствам, способным передвигаться как по суше, так и по воде, и предназначено для использования вместе с колесным транспортным средством переднего привода.

Изобретение относится к судостроению, в частности к единым электроэнергетическим установкам судов большой мощности. Единая электроэнергетическая установка судна содержит главные, первичные, тепловые двигатели, электрические генераторы, автоматические выключатели, инверторы напряжения с накопительными конденсаторами, согласующий электрический преобразователь, накопитель энергии и гребные электродвигатели, систему управления единой электроэнергетической установкой, согласующий трансформатор, щит вторичного электропитания, аварийный (стояночный) дизель-генератор и потребители собственных нужд.

Использование - в области электротехники, судостроения. Технический результат - повышение надежности и КПД, расширение функциональных возможностей электроэнергетической установки.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в установках преобразования электроэнергии для снабжения электроэнергией судов. Техническим результатом является обеспечение мощностью при коротком замыкании, необходимой для избирательности защит, способной исключать неисправности и повышать эффективность преобразования.

Изобретение относится к судостроению, в частности к электроэнергетическим установкам судов. Электроэнергетическая установка судна содержит главный первичный тепловой двигатель, преобразователи частоты, гребной электродвигатель, вспомогательный дизель-генератор, согласующий трансформатор, главный распределительный щит, вторичный распределительный щит, автоматические выключатели и потребители собственных нужд.

Изобретение относится к судостроению, а именно к движительному агрегату корабля. Движительный агрегат корабля содержит конструкцию (1) оболочки, электрический двигатель (3), систему (12) охлаждения с замкнутой циркуляцией газа, замкнутую жидкостную систему (15) охлаждения, которая имеет внутреннее пространство и газожидкостный теплообменник (17).

Изобретение относится к судостроению, а именно к движительному агрегату корабля, такому как азимутальный движительный агрегат корабля. Движительный агрегат содержит конструкцию оболочки, электрический двигатель, гребной винт, цилиндрическую секцию, поддерживающую секцию, поддерживающий металлический лист.

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкциям силовых установок подводных аппаратов. Силовая установка подводного аппарата содержит высокооборотный электродвигатель переменного тока, который соединен с движителем аппарата через редуктор.

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Электрическая передача мощности тягового транспортного средства на переменном токе содержит тепловой двигатель, асинхронный генератор переменного тока с фазным ротором, тяговый асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором и обратимый статический преобразователь частоты. Электрическая передача снабжена дополнительным инвертором напряжения, согласующим трансформатором, дизель-генераторной установкой, щитом питания внешних потребителей, пятью автоматическими выключателями, главным распределительным щитом и потребителями собственных нужд. Вход постоянного тока инвертора согласовано подключен к звену постоянного тока обратимого статического преобразователя, а вход переменного тока инвертора через согласующий трансформатор и четвертый автоматический выключатель подключен к шинам главного распределительного щита, к шинам которого подключены потребители собственных нужд и дизель-генераторная установка. Технический результат заключается в повышении надежности электричсекой передачи транспортного средства. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Система управления электродвижительным комплексом судов ледового класса и ледоколов содержит систему управления движительно-рулевой колонкой и судна в целом, систему электродвижения. Система управления движительно-рулевой колонкой и судна в целом содержит систему управления электродвижением, блок выбора безопасной стратегии управления движительно-рулевой колонкой, интерактивный блок управления движением судна. Система управления электродвижением содержит блок управления мощностью гребного электродвигателя, блок управления азимутальным углом поворота движительно-рулевой колонки. Система электродвижения содержит преобразователь частоты, гребной электродвигатель, движительно-рулевую колонку, систему комплексного мониторинга движительно-рулевой колонки. Обеспечивается снижение ледовых нагрузок на движительно-рулевую колонку и предотвращение аварийной ситуации при изменении ледовых условий. 1 ил.
Наверх