Амортизатор двустороннего действия

Изобретение относится к области машиностроения. Амортизатор двустороннего действия содержит пластины, пружины и ось. Пружины плотно посажены на ось и соответственно закреплены одним концом на пластинах. Пластины установлены на оси с возможностью поворота. Пружины выполнены разной жесткости. По меньшей мере одна пружина выполнена из проволоки прямоугольного сечения. Ось выполнена с радиальным пазом. Радиальный паз выполнен в виде зажима. Достигается упрощение конструкции и повышение надежности. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве демпфера в механизмах.

Прототипом является амортизатор пружинный демпфированный комбинированный с ограничением хода, содержащий одновитковую пружину сжатия, одновитковую пружину растяжения, стержень, опорную пластину, верхнюю и нижнюю пластины, жестко закрепленные на стержне, радиальный и осевой демпферы-ограничители хода, гайки, накладки, закрепляющие концы пружин, стойку, болты, причем пружина сжатия навивается с шагом, большим расчетного на величину деформации под номинальной нагрузкой, а пружина растяжения навивается с шагом, меньшим на соответствующую величину, при этом на пружины нанесено демпфирующее оловянно-свинцовое покрытие [патент РФ 2490528, МПК F16F 3/04, 15/067, 2013].

Недостатком прототипа является сложность конструкция устройства.

Задачей изобретения является упрощение конструкции и улучшение эксплуатационных характеристик.

Задача решается тем, что в амортизаторе двустороннего действия, содержащем пластины, пружины и ось, пружины плотно посажены на ось и соответственно закреплены одним концом на пластинах, которые установлены на оси с возможностью поворота.

Пружины выполнены разной жесткости. По крайней мере, одна пружина выполнена из проволоки прямоугольного сечения. Ось выполнена с радиальным пазом. Радиальный паз выполнен в виде зажима.

Указанные отличительные признаки, позволяют достичь следующих преимуществ по сравнению с прототипом

Плотная посадка пружин на ось и соответственно закрепление их одним концом на пластинах, установленных на оси с возможностью поворота, позволяет упростить конструкцию амортизатора и улучшить его эксплуатационные характеристики за счет повышения надежности.

Выполнение пружин разной жесткости позволяет получать соответственно разносторонние характеристики амортизатора при его работе, что улучшает эксплуатационные свойства.

Выполнение по крайней мере одной пружины из проволоки прямоугольного сечения позволяет приблизительно одинаковыми по размерам пружинам создавать разносторонние характеристики амортизатора за счет разных моментов трения этих пружин. Это улучшает эксплуатационные характеристики.

Выполнение оси с радиальным пазом позволяет увеличить срок службы амортизатора за счет компенсации износа его элементов. Это улучшает эксплуатационные характеристики.

Выполнение радиального паза в виде зажима позволяет применить индикатор износа элементов амортизатора, что улучшает эксплуатационные характеристики.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображен амортизатор двустороннего действия. На фиг. 2 изображен вид А амортизатора. На фиг. 3 изображен вид Б амортизатора.

Амортизатор двустороннего действия содержит пластины (рычаги) 1, 2, установленные с возможностью поворота на. оси 3, на которую плотно (с натягом) посажены пружины 4, 5, соответственно закрепленные одним концом на пластинах. В оси может быть выполнен радиальный паз 6, в возможном исполнении в виде цангового зажима 7, в который помещено тело качения, например шарик 8.

Амортизатор двустороннего действия работает следующим образом.

Предположим, что рычаг 2 неподвижен. При повороте рычага 1 в одну сторону, например по часовой стрелке, витки пружины 4 будут как бы затягиваться, увлекая за собой ось 3 (фиг. 1, 2). При этом поворачивающаяся ось 3 будет как бы несколько раскручивать витки пружины 5 и проворачиваться в последней, создавая момент трения, который будет противодействовать повороту рычага 1, осуществляя, тем самым, демпфирование его движения.

При повороте рычага 1 в другую сторону, против часовой стрелки, пружина 4 будет проворачиваться на оси 3, которая от поворота в указанном направлении будет удерживаться затягивающейся пружиной 5. При этом между витками пружины 4 и осью 3 создается момент трения, также демпфирующий движение рычага 1. Таким образом, происходит двустороннее демпфирование поворотного рычага 1. Если пружины 4 и 5 выполнены с разной жесткостью, то в одну сторону демпфирование будет больше, а в другую - меньше. Заметим, что рычаг 2 может быть подвижным, т.е. рычаги 1, 2 могут поворачиваться друг относительно друга.

В процессе работы происходит износ поверхностей пружины и оси. Для компенсации этого износа и увеличения срока службы амортизатора в оси делается паз 6 (фиг. 2). При напрессовывании на ось 3 пружины 4 паз деформируется (сжимается) в пределах упругой деформации. В процессе износа указанных поверхностей паз расширяется за счет упругой силы оси 3, компенсируя изменяющийся (уменьшающийся) момент трения.

Если паз выполнен в виде цангового зажима 7, то в него может быть помещен шарик 8 для индикации состояния (износа) амортизатора (фиг. 3). После значительного износа цанговый зажим раскрывается так, что шарик выпадает из него, свидетельствуя о предельном износе.

Внедрение изобретения позволит создать простой по конструкции, надежный и удобный в эксплуатации амортизатор двустороннего действия.

1. Амортизатор двустороннего действия, содержащий пластины, пружины и ось, отличающийся тем, что пружины плотно посажены на ось и соответственно закреплены одним концом на пластинах, которые установлены на оси с возможностью поворота.

2. Амортизатор по п. 1, отличающийся тем, что пружины выполнены разной жесткости.

3. Амортизатор по п. 1, отличающийся тем, что, по крайней мере, одна пружина выполнена из проволоки прямоугольного сечения.

4. Амортизатор по п. 1, отличающийся тем, что ось выполнена с радиальным пазом.

5. Амортизатор по любому из пп. 1, 4, отличающийся тем, что радиальный паз выполнен в виде зажима.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к высокооборотным роторам турбомашин, и может быть использовано в области ракетостроения в турбонасосных агрегатах жидкостных ракетных двигателей.

Группа изобретений относится к области машиностроения. Гаситель содержит цилиндрическую внешнюю втулку (2), выполненную с возможностью вращения внутреннюю втулку (4), помещенную во внешнюю втулку и содержащую внутренний осевой канал (4b), в котором расположены внутренние фрикционные средства (5).

Группа изобретений относится к области машиностроения. Поворотное демпфирующее устройство для бытового электроприбора содержит кронштейн (20), установленный с возможностью поворота относительно главной оси (23).

Опора // 2579563
Изобретение относится к области машиностроения. Опора содержит демпфер сухого трения, выполненный в виде взаимодействующего с осью опоры тела качения (2).

Изобретение относится к общему машиностроению, к конструкции цепных передач, и может быть использовано в приводах рабочих органов сельскохозяйственных машин и орудий, а также в других отраслях.

Изобретение относится к машиностроению. На основании демпфера шарнирно закреплена кольцевая фасонная пружина.

Изобретение относится к машиностроению. Пакет упругих элементов содержит платформу для установки виброизолируемого объекта и основание.

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор содержит каркас, выполненный в виде верхней платформы для установки виброизолируемого объекта и нижнего основания для размещения ограничителей хода блока тарельчатых упругих элементов.

Изобретение относится к машиностроению. Тарельчатый элемент содержит два оппозитно расположенных относительно вертикальной оси разделительного элемента упругих элемента.

Изобретение относится к машиностроению. Пакет тарельчатых пружин состоит из корпуса с основанием и размещенных в нем упругих и демпфирующих элементов в виде тарельчатых пружин, соединенных в пакет.

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор содержит корпус, включающий основание с крышкой, и размещенный в нем пакет последовательно соединенных тарельчатых упругих элементов, внутренняя поверхность которых взаимодействует с втулкой.

Изобретение относится к машиностроению. Пружина состоит из последовательно чередующихся кольцевых упругих конусных дисков большего и меньшего диаметров, размещенных между основанием и крышкой.

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор содержит каркас, выполненный в виде верхней платформы для установки виброизолируемого объекта и нижнего основания для размещения ограничителей хода блока тарельчатых упругих элементов.

Изобретение относится к машиностроению. Упругий элемент тарельчатого типа содержит два оппозитно расположенных относительно вертикальной оси разделительного элемента упругих элемента.

Изобретение относится к машиностроению. Тарельчатый упругий элемент содержит два симметрично расположенных относительно разделительного диска тарельчатых упругих элемента.

Изобретение относится к машиностроению. Пакет упругих элементов содержит платформу для установки виброизолируемого объекта и основание.

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор содержит упругий элемент, расположенный между виброизолируемым объектом и основанием.
Наверх