Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело в виде диска со ступицей и зубчатый венец с зубьями. Между ступицей и зубчатым венцом упорядоченно выполнены сквозные цилиндрические отверстия, расположенные по окружности, соосной с осью зубчатого колеса. Каждое цилиндрическое отверстие с обоих торцов тела перекрыто парой плоских накладок в виде дисков, укрепленных соосно оси цилиндрического отверстия на поверхностях торцов тела, а диаметр плоских накладок больше диаметра цилиндрического отверстия. Обеспечивается снижение расхода материала при изготовлении зубчатого колеса и повышение надежности его работы. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах.

Известно зубчатое колесо, состоящее из ступицы, тела в виде диска и зубчатого венца - см., например, «Березовский Ю.Н. и др. Детали машин: Учебник для машиностроительных техникумов / Ю.Н. Березовский, Д.В. Чернилевский, М.С. петров; Под ред. Н.А. Бородина. - М.: Машиностроение, 1983. - 384 с., ил.», стр. 60, рис. 4.1, а.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что выполнение тела колеса в виде сплошного диска приводит к нерациональному расходу материала, идущего на его изготовление.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по патенту на изобретение РФ №2584788, кл. F16Н 55/17, F16Н 57/04, опубл. 20.05.2016 г., Бюл. №14. Сущность его состоит в том, что оно содержит тело в виде диска со ступицей и зубчатый венец с зубьями, в теле между ступицей и зубчатым венцом упорядоченно выполнены сквозные цилиндрические отверстия, расположенные по окружности, соосной с осью колеса. Причем каждое такое отверстие с обоих торцов тела перекрыто парой пробок, имеющих П-образное сечение в радиальной плоскости зубчатого колеса. Пробки предотвращают попадание в сквозные отверстия смазочного материала и налипание на поверхности отверстий различных загрязнений из окружающей среды.

Недостаток прототипа состоит в том, что перекрытие сквозных отверстий пробками, недостаточно рационально, т.к. пробки должны иметь определенную жесткость, позволяющую им удерживаться в отверстиях, а обеспечение их жесткости требуют повышенного расхода материала на их изготовление. Пробки рассчитаны на использование для отверстий только одного диаметра, что нерационально, т.к. в этом случае пробки являются не стандартными, а специзделиями. Кроме того, при использовании пробок для перекрытия отверстий имеется опасность выпадения этих пробок из перекрываемых отверстий, что ухудшит работу колесу в процессе эксплуатации (например, при изготовлении пробок из пластмассы, это пластмасса в процессе эксплуатации, со временем, подвержена самодеформации).

Изобретением решается задача оптимизации конструкции зубчатого колеса, снижения издержек на его изготовление и повышения надежности его работы.

Для этого зубчатое колесо содержит тело в виде диска со ступицей и зубчатый венец с зубьями, в теле между ступицей и зубчатым венцом упорядочение выполнены сквозные цилиндрические отверстия, расположенные по окружности, соосной с осью колеса. Причем каждое такое отверстие с обоих торцов тела перекрыто парой плоских накладок в виде дисков, укрепленных соосно оси этого отверстия на поверхностях торцов тела, а диаметр накладок больше диаметра этого отверстия.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: зубчатое колесо - вид с торца (фиг. 1), разрез этого колеса - вид сбоку - (фиг. 2) и фрагмент этого разреза (фиг. 3).

На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса, ступица 2, зубчатый венец 3 с зубьями, сквозные отверстия 4, накладки 5; толщина В тела; диаметром dо сквозных отверстий; dн накладок.

Зубчатое колесо содержит тело 1 в виде диска со ступицей 2 и зубчатый венец 3 с зубьями. Между ступицей 2 и зубчатым венцом 3 в теле 1 колеса упорядоченно выполнены сквозные отверстия 4, расположенные по окружности, соосной с осью колеса. Каждое такое отверстие (4) с обоих торцов тела 1 перекрыто парой плоских накладок 5 в виде дисков, укрепленных соосно сои этого отверстия на поверхностях торцов тела 1, а диаметр dн накладок больше диаметра dо этого отверстия. Накладки выполняются минимальной толщины, т.к. они при работе колеса не воспринимают никаких нагрузок. Поэтому накладки могут изготавливаться из такого недефицитного материала, как, например, пластмасса. Крепление накладок на торцах колеса осуществляется наклеиванием.

При работе колеса накладки 5 не позволяют попадать в сквозные отверстия 4 смазочному материалу, а также и различным загрязнениям из окружающей среды. Эти накладки можно крепить на колесе как сразу после его изготовления, т.к. и после монтажа колеса в передаче (путем наклеивания этих накладок на торцы тела колеса).

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса наиболее оптимальна - за счет перекрытия сквозных отверстий в теле колеса плоскими не пробками, а плоскими накладками, которые более просты в изготовлении и требуют меньшего расхода материала на свое изготовление. Кроме того, перекрытие сквозных отверстий жестко устанавливаемыми (наклеиваемыми) накладками более надежно при работе колеса, т.к. отсутствует опасность выпадения накладок (в отличие от пробок).

Зубчатое колесо, содержащее тело в виде диска со ступицей и зубчатый венец с зубьями, у которого между ступицей и зубчатым венцом упорядочение выполнены сквозные цилиндрические отверстия, расположенные по окружности, соосной с осью зубчатого колеса, отличающееся тем, что каждое цилиндрическое отверстие с обоих торцов тела перекрыто парой плоских накладок в виде дисков, укрепленных соосно оси цилиндрического отверстия на поверхностях торцов тела, а диаметр плоских накладок больше диаметра цилиндрического отверстия.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, изготовленные из ферромагнитного материала, и пару кольцевых накладок, изготовленных из диамагнитного материала, укрепленных на торцах зубьев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок и зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары прямоугольных пластин.

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двухвального, двухконтурного авиационного ТРД, имеющего газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД, включает соединенные с РВД с возможностью передачи агрегатам крутящего момента от турбины высокого давления ЦКП и кинематически соединенные с ней редукторы приводов КДА и КСА.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса, между которыми укреплены пластины, образующие зубья зубчатого венца.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из одной прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, зубья зубчатых колес которых подвержены нагружениям разной величины при вращении колес в прямом и обратном направлениях вращения.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных зубчатых передачах, в частности в передачах центрального и углового приводов авиационных двигателей. Зубчатое колесо содержит обод с коническим зубчатым венцом и кольцевым пазом прямоугольного сечения, выполненным на внутренней поверхности обода, ступицу, жестко связанную через несущую диафрагму с ободом, и металлический кольцевой демпфирующий элемент, установленный в кольцевом пазу обода с возможностью взаимодействия с внутренней поверхностью обода. Кольцевой демпфирующий элемент выполнен с прямоугольным поперечным сечением и поперечным разрезом и свободно установлен в кольцевом пазу. Диаметр наружной поверхности кольцевого демпфирующего элемента равен диаметру цилиндрической поверхности паза. Ось внутренней цилиндрической поверхности кольцевого демпфирующего элемента параллельно смещена относительно оси его наружной поверхности в сторону поперечного разреза. Обеспечивается упрощение технологии производства и сборки зубчатого колеса с кольцевым демпфирующим элементом. 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело в виде диска со ступицей и зубчатый венец с зубьями. Между ступицей и зубчатым венцом упорядоченно выполнены сквозные цилиндрические отверстия, расположенные по окружности, соосной с осью зубчатого колеса. Каждое цилиндрическое отверстие с обоих торцов тела перекрыто парой плоских накладок в виде дисков, укрепленных соосно оси цилиндрического отверстия на поверхностях торцов тела, а диаметр плоских накладок больше диаметра цилиндрического отверстия. Обеспечивается снижение расхода материала при изготовлении зубчатого колеса и повышение надежности его работы. 3 ил.

Наверх