Способ смазывания зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Способ смазывания включает нанесение посредством магнитного поля на трущиеся боковые поверхности зубьев зубчатых венцов зубчатых колес, изготовленных из ферромагнитного материала, магнитоактивного порошкового смазочного материала, и последующий после поворота венцов из зон их зацепления с парными зубчатыми венцами к зонам нанесения на них смазочного материала обдув зубчатых венцов струями сжатого воздуха, направленными со стороны вершин зубчатых венцов. Cтруи расположены поперек ширины зубчатых венцов, ориентированных радиально относительно колес, и перпендикулярны поверхностям, описываемым вершинами зубьев этих зубчатых венцов, а используемый для обдува воздух забирают изнутри корпуса передачи. Обеспечивается повышение качества смазывания и повышение надежности работы зубчатой передачи. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом.

Известен способ смазывания зубчатой передачи магнитопорошковым методом, включающий нанесение на трущиеся боковые поверхности зубьев, изготовленных из ферромагнитного материала, зубчатых венцов зубчатых колес магнитоактивного порошкового смазочного материала посредством активирующего смазочный материал магнитного поля, см., например, Дроздов Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях: Справочник / Ю.Н. Дроздов, В.Г. Павлов, В.Н. Пучков. - Машиностроение, 1986. - 224 с.: ил. - (Основы проектирования машин), стр. 132-134, рис. 3, а.

Недостаток данного способа смазывания состоит в том, что порошковый смазочный материал в процессе его нанесения на зубья зубчатых венцов колес передачи оседает не только на боковые (трущиеся) поверхности зубьев, но также и на поверхности оснований впадин зубчатых венцов - на участки тел колес, прилегающих к ножкам зубьев, а также на нерабочие участки боковых поверхностей зубьев, в процессах зацепления с зубьями парных колес и в процессах трения не участвующих. Осевший в областях оснований впадин зубчатых венцов порошковый смазочный материал удерживается в этих областях силами адгезии, а также подвергается уплотнению головками зубьев парных зубчатых колес (участками, прилегающими к их вершинам). Осевший и уплотненный в областях оснований впадин зубьев одного колеса порошковый смазочный материал перекрывает осевой зазор - между этими основаниями впадин зубчатого венца и вершинами зубьев парного колеса. Это может вызвать заклинивание зубьев парных колес - в процессе их зацепления - и привести к выходу передачи из строя. Кроме того, этот удерживаемый в областях впадин зубчатых венцов смазочный материал исключается из процесса смазывания передачи.

В качестве прототипа взято описание аналога.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания зубчатой передачи и повышения надежности его работы.

Для этого способ смазывания зубчатой передачи включает нанесение посредством магнитного поля на трущиеся боковые поверхности зубьев зубчатых венцов зубчатых колес, изготовленных из ферромагнитного материала, магнитоактивного порошкового смазочного материала. Причем зубчатые венцы, в процессе их поворота от зон зацепления с парными зубчатыми венцами к зонам нанесения на них смазочного материала, подвергают обдуву струями сжатого воздуха, направленными со стороны вершин зубчатых венцов, струи расположены поперек ширины зубчатых венцов, ориентированных радиально относительно колес, и перпендикулярны поверхностям, описываемым вершинами зубьев этих зубчатых венцов. А используемый для обдува воздух забирают изнутри корпуса передачи.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: фиг. 1 - зубчатая передача в разрезе; фиг. 2 - фрагмент зубчатого колеса в фазе обдува сжатым воздухом, вид с торца; фиг. 3 - разрез этого фрагмента, вид сбоку.

На чертежах показаны: парные зубчатые колеса 1 и 2, герметичный корпус 3 передачи, порошковый магнитоактивный смазочный материал 4, магнит 5, тело 6 зубчатого колеса, зубчатый венец с зубьями 7, окружность вершин зубчатого венца 8, окружность оснований зубчатого венца 9, боковые поверхности 10 зубьев, основания 11 впадин зубчатого венца, сопло 12, гребенка 13, воздуховод 14; направления вращения зубчатых колес 1 и 2 - ω1 и ω2, углы α1 и α2 зон нанесения смазочного материала и зоны зацепления; углы β1 и β2 зон поворота зубчатых венцов от зоны зацепления до зон нанесения смазочного материала; высота h зубчатого венца; ширина В зубчатого венца; зазор Δ; направления движения сжатого воздуха - V1, V2, V3.

Реализуется данный способ следующим образом.

Парные зубчатые колеса 1 и 2 помещены в герметично закрытый корпус 3 с размещенным в нем магнитоактивным порошковым смазочным материалом 4, снаружи корпуса расположен источник магнитного поля - магнит 5. Направления вращения колес - ω1 и ω2. Угол зоны нанесения смазочного материала на зубчатый венец колеса 1 и зоны его зацепления с колесом 2 - α1; угол поворота этого зубчатого венца от зоны зацепления до зоны нанесения на него смазочного материала - β1. То же для колеса 2 - α2 и β2. Отдельное колесо (1) состоит из тела 6 и зубчатого венца с зубьями 7; окружность вершин венца - 8, окружность его оснований - 9; высота зубчатого венца - h. При работе передачи (вращении ω1 и ω2 колес 1 и 2) и осуществлении смазывания передачи (работе магнита 5), смазочный материал 4 наносится на боковые (трущиеся) поверхности 10 зубьев 7 зубчатых колес 1 и 2; при этом смазочный материал попадает также в области оснований 11 зубчатых венцов зубчатых колес 1 и 2, заполняя эти основания. В пределах зон, определяемых углами β1 и β2, со стороны вершин зубчатых венцов парных зубчатых колес расположены сопла, ориентированные поперек зубчатых венцов (на фиг. 2 и 3 показано одно из парных зубчатых колес 1 с соплами 12, для колеса 2 установлены аналогичные сопла). Сопла 12 собраны в одну гребенку 13, соединенную воздухоотводом 14 с вентилятором, осуществляющим подачу сжатого воздуха на эти сопла, путем забора воздуха изнутри герметичного корпуса 3 передачи. Сопла 12 расположены с зазорами Δ относительно окружности 8 вершин зубчатого венца и ориентировано радиально относительно колеса 1, перпендикулярно окружной поверхности тела 6 колеса 1. Сопла расположены симметрично относительно торцов колеса 1. Аналогичная система подачи воздуха выполнена для колеса 2. При работе передачи со смазыванием, магнитоактивный порошковый смазочный материал посредством магнита 5 наносится на зубья зубчатых венцов зубчатых колес 1 и 2 в пределах зон, определяемых углами α1 и α2. Сопла, расположенные в пределах зон, определяемых для зубчатых колес 1 и 2 углами β1 и β2, ометают (V1) сжатым воздухом зубчатые венцы этих колес - со стороны вершин зубьев этих зубчатых венцов. Струи сжатого воздуха, направленные (V1) перпендикулярно основаниям 11 впадин зубчатых венцов, разрыхляют осевший на поверхностях оснований впадин зубчатых венцов порошковый смазочный материал и удаляют его в стороны торцов зубчатых колес (V2 и V3). При этом удаляется также и нежелательно осевший порошковый смазочный материал на вершины зубьев зубчатых венцов. На порошковый смазочный материал, нанесенный на участки боковых поверхностей зубьев и участвующий в процессе трения, струи воздуха влияния не оказывают, т.к. струи направлены к нему по касательной, а сам порошковый смазочный материал на участках боковых поверхностей, участвующих в трении и в зацеплении с зубьями парного зубчатого венца, подвергается уплотнению зубьями этого парного венца. Кроме того, струи воздуха удаляют часть излишнего смазочного материала, незакрепленного, с боковых поверхностей зубьев, обеспечивая тем самым наличие требуемого бокового зазора между зубьями парных зубчатых венцов. Данный способ смазывания оптимален для зубчатых передач, у зубчатых колес которых ширина В зубьев достаточно велика по сравнению с высотой h зубьев.

По сравнению с прототипом предлагаемый способ смазывания зубчатой передачи позволяет удалять нежелательно осевший порошковый смазочный материал из областей оснований впадин зубчатых венцов зубчатых колес и тем самым обеспечивать наличие требуемого осевого зазора между зубчатыми венцами зубчатых колес. Это предотвращает заклинивание парных зубчатых колес и повышает надежность работы зубчатой передачи.

Способ смазывания зубчатой передачи, преимущественно магнитопорошковым методом, включающий нанесение посредством магнитного поля на трущиеся боковые поверхности зубьев зубчатых венцов зубчатых колес, изготовленных из ферромагнитного материала, магнитоактивного порошкового смазочного материала, отличающийся тем, что зубчатые венцы, в процессе их поворота из зон их зацепления с парными зубчатыми венцами к зонам нанесения на них смазочного материала, подвергают обдуву струями сжатого воздуха, направленными со стороны вершин зубчатых венцов, струи расположены поперек ширины зубчатых венцов, ориентированных радиально относительно зубчатых колес, и перпендикулярны поверхностям, описываемым вершинами зубьев этих зубчатых венцов, а используемый для обдува воздух забирают изнутри корпуса зубчатой передачи.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом посредством внешнерасположенных источников магнитного поля.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит парные зубчатые колеса, укрепленные на валах, установленных в закрытом корпусе с размещенным в нем магнитоактивным порошкообразным смазочным материалом, активируемым внешнерасположенным источником магнитного поля.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Способ смазывания включает нанесение посредством магнитного поля на трущиеся боковые поверхности зубьев зубчатых венцов зубчатых колес, изготовленных из ферромагнитного материала, магнитоактивного порошкового смазочного материала и последующий после поворота венцов из зон их зацепления с парными зубчатыми венцами к зонам нанесения на них смазочного материала обдув зубчатых венцов струями сжатого воздуха, направленными со стороны вершин зубчатых венцов и ориентированными радиально, перпендикулярно поверхностям оснований впадин зубчатых венцов.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок и зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары прямоугольных пластин.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит парные зубчатые колеса, установленные посредством валов в закрытом корпусе, внутри которого размещен магнитоактивный порошкообразный смазочный материал, активируемый внешнерасположенным источником магнитного поля постоянным магнитом.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при смазывании зубчатых передач. Способ смазывания включает периодические нанесения пластичного смазочного материала на боковые поверхности зубьев и осуществление в периоды между нанесениями принудительного возвращения вытесняемого при работе передачи смазочного материала посредством смазковозвращающих пластин.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит парные зубчатые колеса, укрепленные на валах, установленных посредством подшипников в закрытом корпусе с размещенным в нем магнитоактивным порошковым смазочным материалом, активируемым магнитным полем.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит упругие пластины, расположенные попарно с обоих торцов зубчатого венца каждого колеса зубчатой передачи с возможностью контактирования с торцевыми и боковыми поверхностями зубьев этого зубчатого венца и укрепленные на консолях, ориентированных радиально этому колесу и укрепленных посредством шарниров на неподвижном относительно колеса основании.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит зубчатые колеса, укрепленные на валах, установленных посредством подшипников в закрытом корпусе с размещенным в нем магнитоактивным порошкообразным смазочным материалом, активируемым магнитным полем.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит установленную с каждого торца зубчатого венца каждого зубчатого колеса пару упругих смазковозвращающих пластин, расположенных радиально колесу и укрепленных с возможностью поочередного контактирования с торцевыми и боковыми поверхностями зубьев зубчатого венца на консоли, закрепленной посредством шарнира, с возможностью поворота вокруг своей оси, на неподвижном относительно вращающегося колеса основании.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалами в порошкообразной дисперсной фазе. Способ смазывания включает подачу смазочного материала на трущиеся при вращении колеса поверхности зубьев его зубчатого венца, в зону зацепления колеса с парным зубчатым колесом передачи, размещенной в закрытом корпусе. Вышедшие из зоны зацепления при вращении колеса зубья подвергают обдуву воздушным потоком в виде отдельных струй из сопел, расположенных со стороны окружности вершин зубчатого венца, с зазором относительно нее, вдоль ширины зубчатого венца и ориентированных радиально колесу. Воздушный поток вдоль высоты зубьев оптимизируют посредством укрепляемых на торцах зубьев пары кольцевых накладок, в которых в областях оснований впадин зубчатого венца выполняют сквозные отверстия, идентичные по профилю и размеру основаниям впадин зубчатого венца и прилегающие к окружности оснований зубчатого венца и боковым поверхностям зубьев. Используемый для создания воздушного потока воздух забирают изнутри корпуса редуктора. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых твердым смазочным материалом в порошкообразной дисперсной фазе. Способ смазывания включает подачу смазочного материала на трущиеся при работе вращающегося колеса поверхности зубьев, в зону зацепления колеса с парным зубчатым колесом передачи, размещенной в закрытом корпусе. Вышедшие из зоны зацепления при вращении колеса зубья подвергают обдуву потоком воздуха из пары сопел, устанавливаемых с обоих торцов колеса, неподвижно относительно вращающегося колеса, с зазорами относительно их и ориентируемых в стороны оснований впадин зубчатого венца. Движение воздушных потоков во впадинах зубчатого венца оптимизируют путем установки на торцах зубьев пары кольцевых накладок, внутренний диаметр которых больше диаметра окружности оснований зубчатого венца. Воздух для создания воздушных потоков берут изнутри закрытого корпуса передачи. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит парные зубчатые колеса, установленные посредством валов в закрытом корпусе, внутри которого размещен магнитоактивный порошкообразный смазочный материал, активируемый внешнерасположенным источником магнитного поля постоянным магнитом. Корпус и тела зубчатых колес изготовлены из диамагнитного материала. Зубья зубчатых венцов зубчатых колес изготовлены из ферромагнитного материала. Между телами зубчатых колес и их зубчатыми венцами расположены венцовые зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, заодно с зубчатыми венцами, и ширина которых равна ширине зубчатых венцов колес. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалами в порошкообразной дисперсной фазе. Способ смазывания включает подачу смазочного материала на трущиеся при вращении колеса поверхности зубьев его зубчатого венца в зону зацепления колеса с парным зубчатым колесом передачи, размещенной в закрытом корпусе. Вышедшие из зоны зацепления при вращении колеса зубья подвергают обдуву воздушным потоком в виде отдельных струй из сопел, располагаемых со стороны окружности вершин зубчатого венца, с зазором относительно нее, вдоль ширины зубчатого венца и ориентированных радиально колесу. Воздушный поток вдоль высоты зубьев оптимизируют посредством путем установки с обоих торцов зубчатого венца, параллельно им и с зазором относительно них, пары плоских экранов, неподвижных относительно вращающегося колеса, которые по своей длине перекрывают ширину впадин зубчатого венца и пару зубьев по их толщине. Экраны устанавливают симметрично соплам, по высоте экраны располагают выше окружности вершин зубчатого венца, расстояние от центра колеса до экранов задают большим, чем величина радиуса окружности оснований зубчатого венца. Воздух, необходимый для создания воздушного потока, забирают изнутри корпуса передачи. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Способ смазывания включает нанесение посредством магнитного поля на трущиеся боковые поверхности зубьев зубчатых венцов зубчатых колес, изготовленных из ферромагнитного материала, магнитоактивного порошкового смазочного материала. На участках поворота зубчатых венцов от зоны их зацепления до зон нанесения на них смазочного материала каждый зубчатый венец подвергают обдуву с каждого его торца, как минимум, одной струей сжатого воздуха в области оснований впадин этого зубчатого венца. Струи разнесены друг относительно друга по окружности колеса. Каждая струя направлена от одного торца зубчатого венца к противоположному и ориентирована перпендикулярно этим торцам. Направления обеих струй смещены от окружности впадин зубчатого венца к окружности его вершин на одинаковое расстояние. А воздух, используемый для обдува, забирают изнутри корпуса зубчатой передачи. Обеспечивается повышение надежности зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит парные зубчатые колеса, укрепленные на валах, установленных в закрытом корпусе с размещенным в нем магнитоактивным порошкообразным смазочным материалом, активируемым внешнерасположенным источником магнитного поля. Корпус изготовлен из диамагнитного материала, зубья зубчатых венцов колес изготовлены из ферромагнитного материала. Тело каждого зубчатого колеса изготовлено из диамагнитного материала. В тело каждого зубчатого колеса замоноличен соосный ему трубчатый элемент, изготовленный из ферромагнитного материала. Наружный диаметр элемента меньше, чем диаметр окружности оснований зубчатого венца колеса. Ширина элемента меньше толщины тела. Элемент изготовлен заодно с зубьями зубчатого венца и связан с ними радиально ориентированными перемычками, изготовленными также из ферромагнитного материала. Поперечное сечение перемычек одинаково по всей их высоте. Ширина перемычек равна ширине трубчатого элемента, толщина перемычек меньше толщины оснований зубьев. А сами перемычки расположены симметрично относительно боковых поверхностей зубьев. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатой передачи. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалами в порошкообразной дисперсной фазе. Зубчатая передача содержит сопряженные парные зубчатые колеса, каждое из которых состоит из тела и зубчатого венца с зубьями. На вершине каждого зуба каждого колеса, вдоль ее ширины, с примыканием к грани между вершиной и набегающей боковой поверхностью зуба и с вписыванием в теоретическое продолжение расчетной набегающей боковой поверхности зуба, расположен ряд зубцов пирамидальной формы, высота которых меньше величины осевого зазора передачи. А зубцы у каждого второго зуба каждого колеса смещены вдоль ширины вершины зуба на величину, равную половине ширины зубца. Обеспечивается повышение надежности зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит парные зубчатые колеса, укрепленные на валах, установленных в закрытом корпусе с размещенным в нем магнитоактивным порошкообразным смазочным материалом, активируемым внешнерасположенным источником магнитного поля. Корпус изготовлен из диамагнитного материала, зубья зубчатых венцов колес изготовлены из ферромагнитного материала. Тело каждого зубчатого колеса изготовлено из диамагнитного материала. В тело каждого зубчатого колеса замоноличен соосный ему трубчатый элемент, изготовленный из ферромагнитного материала. Наружный диаметр элемента меньше, чем диаметр окружности оснований зубчатого венца колеса. Ширина элемента равна ширине тела колеса. Элемент изготовлен за одно с зубьями зубчатого венца и связан с ними перемычками, ориентированными радиально и изготовленными, соответственно, из ферромагнитного материала. Площадь и размер поперечного сечения перемычек одинаковы по всей их высоте и равны площади и размеру проекции оснований зубьев зубчатого венца на теле колеса. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатых колес. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит парные зубчатые колеса, укрепленные на валах, установленных в закрытом корпусе с размещенным в нем магнитоактивным порошкообразным смазочным материалом, активируемым внешнерасположенным источником магнитного поля. Корпус изготовлен из диамагнитного материала, зубья зубчатых венцов колес изготовлены из ферромагнитного материала. Тело каждого зубчатого колеса изготовлено из диамагнитного материала. В тело каждого зубчатого колеса замоноличен соосный ему трубчатый элемент, изготовленный из ферромагнитного материала. Наружный диаметр элемента меньше, чем диаметр окружности оснований зубчатого колеса. Ширина элемента меньше толщины тела. Элемент изготовлен за одно с зубьями зубчатого венца и связан с ними радиально ориентированными перемычками, изготовленными также из ферромагнитного материала. Каждый зуб связан с трубчатым элементом парой перемычек, расположенных со стороны их боковых поверхностей на расстоянии друг от друга, поперечное сечение перемычек одинаково по всей их высоте. Ширина перемычек равна ширине трубчатого элемента. А объем между каждой парой перемычек заполнен материалом тела колеса. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатой передачи. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Способ смазывания включает подачу посредством магнитного поля магнитоактивного порошкообразного смазочного материала на трущиеся при вращении колеса поверхности зубьев его зубчатого венца, изготовленного из ферромагнитного материала, в зону зацепления колеса с парным колесом передачи, установленной в закрытом корпусе. Вышедшие при вращении колеса основания впадин зубчатого венца подвергают обдуву как минимум одной струей воздуха, из сопла, устанавливаемого неподвижно относительно вращающегося колеса, со стороны одного из торцов зубчатого венца в районе окружности оснований впадин зубчатого венца, с зазором относительно торца колеса и с ориентацией перпендикулярно ему. Воздух для создания струи забирают изнутри корпуса передачи. На торцах зубьев зубчатого венца укрепляют пару кольцевых накладок из диамагнитного материала. Наружные диаметры обеих накладок задают равными друг другу. Внутренние диаметры обеих накладок задают большими диаметра окружности оснований зубчатого венца. Внутренний диаметр накладки со стороны торца зубчатого венца, противоположного торцу зубчатого венца, у которого расположено сопло, задают большим, чем внутренний диаметр другой накладки. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатого колеса. 2 ил.
Наверх