Способ определения запаса статической устойчивости узла нагрузки электрической сети с асинхронными двигателями

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано для контроля запасов и предотвращения нарушений устойчивости узлов нагрузки электрической сети с асинхронными электродвигателями. Технический результат - повышение точности определения запасов статической устойчивости узлов нагрузки электрической сети с асинхронными электродвигателями, возможность их определения при неизвестных параметрах схем замещения двигателей и электрической сети, предотвращение нарушений устойчивости режимов электродвигателей. В способе производят периодические измерения режимных параметров нагрузки в узле ее подключения или со стороны питающего узла. В текущем времени по уравнениям взаимосвязи режимных параметров и параметров схем замещения для совокупности режимов работы узла нагрузки, питающего узла, формируемых как из режимов работы узла нагрузки при их естественном изменении, так и при искусственно создаваемых изменениях путем значимой разгрузки электродвигателей, изменения напряжения в питающем узле, определяют параметры схем замещения асинхронных двигателей, узлов комплексной нагрузки, питающей сети. По известным параметрам текущего режима и схемы замещения электрической сети с узлом нагрузки рассчитывают критическое скольжение электродвигателя или эквивалентного электродвигателя для группы электродвигателей, предельные напряжения и мощности двигателя, узла нагрузки или напряжения питающего узла, коэффициенты запаса по напряжению и мощности и, при недопустимом снижении заданных запасов по напряжению или активной мощности, снижают загрузку асинхронных двигателей или воздействуют на средства повышения напряжения и осуществляют отключение части нагрузки для предотвращения нарушения статической устойчивости режима асинхронных двигателей. 1 табл., 12 ил.

 

ПРЕДЛАГАЕМОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ ОТНОСИТСЯ к области электроэнергетики и может быть использовано для контроля запаса и предотвращения нарушения статической устойчивости узла нагрузки электрической сети.

ИЗВЕСТЕН СПОСОБ определения запаса статической устойчивости узла нагрузки электрической сети с асинхронными двигателями, который можно усмотреть из работы устройства для вычисления коэффициента запаса статической устойчивости узла нагрузки электрической сети (АС на изобретение SU №1196910), в котором производят измерение реактивной мощности и напряжения узла нагрузки, вычисляют коэффициент запаса по напряжению узла нагрузки через условное среднеквадратическое отклонение реактивной мощности и безусловное среднеквадратическое отклонение напряжения с предварительным определением на основе статистических данных регулирующего эффекта реактивной мощности питающей системы по напряжению и линейного коэффициента полинома, аппроксимирующего статическую характеристику нагрузки по напряжению, позволяющий определять коэффициент запаса статической устойчивости узла нагрузки.

НЕДОСТАТКОМ СПОСОБА является необходимость получения статистических данных о режиме электропотребления узла, что не позволяет достоверно определять запасы устойчивости нагрузки по напряжению в нестационарных режимах в силу нелинейности связи статистических данных о режиме с режимом электропотребления, а также невозможность определять запасы устойчивости нагрузки по мощности.

КРОМЕ ТОГО, ИЗВЕСТЕН СПОСОБ определения коэффициента запаса статической устойчивости узла нагрузки электрической сети с асинхронным двигателем (В.А. Веников, Переходные электромеханические процессы в электрических системах. М. Высшая школа, 1970 г., с. 230-233), в котором запас по статической устойчивости вычисляется на основе выражений, отвечающих схемам замещения с известными параметрам питающей сети и асинхронного двигателя, его режимным параметрам. Этот способ является прототипом предлагаемого изобретения.

ОДНАКО УКАЗАННЫЙ СПОСОБ не обладает требуемой точностью при недостоверных данных о параметрах схемы замещения асинхронного двигателя, эквивалентной нагрузки узла электрической сети или при их изменениях в процессе работы, а также не может быть использован при неизвестных указанных параметрах или их части.

ЗАДАЧЕЙ (ТЕХНИЧЕСКИМ РЕЗУЛЬТАТОМ) ПРЕДЛАГАЕМОГО ИЗОБРЕТЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ повышение точности способа, а также расширение области его применения и обеспечения работоспособности при неизвестных параметрах схемы замещения узла нагрузки и питающей сети.

ПОСТАВЛЕННАЯ ЗАДАЧА РЕШАЕТСЯ ЗА СЧЕТ ТОГО, что производят периодические измерения режимных параметров. Выявляют естественные или искусственно создают значимые изменения режима путем разгрузки электродвигателей или изменения напряжения в питающем узле и по результатам периодических измерений при этих изменениях определяют параметры схем замещения асинхронных двигателей, узлов комплексной нагрузки, питающей сети с использованием уравнений взаимосвязи параметров схем замещения и измеренных режимных параметров. По схеме замещения с известными параметрами рассчитывают критическое скольжение электродвигателя или эквивалентного электродвигателя для их группы, предельные напряжения и мощности двигателя, узла нагрузки или напряжения питающего узла, передаваемой мощности со стороны питающего узла, коэффициенты запаса по напряжению и мощности. При недопустимом снижении заданных запасов по напряжению или активной мощности нагрузки воздействуют на средства повышения напряжения в узле нагрузки, разгружают асинхронные электродвигатели или отключают часть нагрузки для предотвращения нарушения статической устойчивости электродвигателей.

На ФИГ. 1 приведена структура устройства, реализующего предложенный способ.

На ФИГ. 2 приведена схема электрической сети с узлом нагрузки, содержащим асинхронные двигатели и прочую статическую нагрузку.

На ФИГ. 3 и ФИГ. 4 представлены схемы замещения электрической сети с узлом нагрузки, содержащим асинхронные двигатели и прочую статическую нагрузку.

На ФИГ. 5 приведены графики активной мощности и напряжения нагрузки с привязкой к действиям способа контроля запасов по напряжению и активной мощности , предотвращению нарушения статической устойчивости.

На ФИГ. 6 представлена схема электрической сети с узлом нагрузки, содержащим асинхронный двигатель и коммутируемую конденсаторную батарею.

На ФИГ. 7 представлена осциллограмма режима двигателя при его пуске.

На ФИГ. 8 представлена моментно-скоростная характеристика двигателя.

На ФИГ. 9 представлены осциллограмма фазного напряжения, 3-х фазной активной мощности и 3-х фазной реактивной мощности электродвигателя 3 кВт с естественными изменениями, питаемого через линию электропередачи от шины бесконечной мощности на физической модели энергосистемы, мощности ее динамического усреднения (нижняя часть) режима.

На ФИГ. 10 представлены исходная осциллограмма активной мощности и, как пример сглаживания для последующей обработки, диаграмма активной мощности при ее динамическом усреднении.

На ФИГ. 11 представлены результаты определения параметров схемы замещения электродвигателя (R, Rст, Xs, Xст, Xm) в процессе его работы по выборкам режимов из осциллограммы процесса естественных изменений режима двигателя.

На ФИГ. 12 представлены результаты расчета критических значений скольжения (Sкр) и напряжения (Uкр.нагр.) электродвигателя в процессе его работы.

Устройство (ФИГ. 1) содержит универсальный цифровой измеритель режимных параметров 3-х фазного тока 1, микропроцессор для выполнения необходимых вычислений 2, электронный блок визуализации коэффициентов запаса и звуковой сигнализации об их недопустимом снижении 3 и командный релейно-аналоговый блок регулирования и коммутации средств повышения напряжения в узле нагрузки 4.

Схема сети (ФИГ. 2) содержит узел нагрузки 5 с двигателями (Д) 6, 7 и эквивалентным шунтом нагрузки (Н) 8, линию электропередачи (ЛЭП) 9, питающий узел (ПУ) 10.

Схема замещения асинхронного электродвигателя (ФИГ. 3) или комплексной нагрузки (ФИГ. 4) содержит следующие параметры:

R - активное сопротивление асинхронного двигателя,

XS - индуктивное сопротивление рассеивания асинхронного двигателя,

Xμ - индуктивное сопротивление намагничивания асинхронного двигателя,

Rст - активное сопротивление статической нагрузки,

Xст - индуктивное сопротивление статической нагрузки,

Si - значение скольжения ротора асинхронного двигателя в i-ом режиме его работы,

RL и XL - соответственно активное и реактивное сопротивление реальной или эквивалентной линии, соединяющей шины нагрузки с питающим узлом.

Схема сети (ФИГ. 6) содержит асинхронный электродвигатель 10, батарею конденсаторов 11, выключатели 12, 13, линию электропередачи 14.

СПОСОБ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИЗМЕРЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ТОЧКАХ СХЕМЫ СЕТИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:

а. При наличии в узле одного двигателя или группы однотипных двигателей (6 и 7), замещаемых эквивалентным двигателем, и использовании измерений в узле нагрузки (контроле устойчивости в узле нагрузки)

От измерительных трансформаторов вторичные ток I1 и напряжение u1 двигателя поступают на вход измерителя 1, где они преобразуются в аналоговые сигналы или коды U1, I1, Р1, Q1, пригодные для обработки в микропроцессоре 2. Измерения производятся циклически (ФИГ. 5), при этом на интервалах медленных естественных или искусственно создаваемых изменений загрузки двигателя в микропроцессорном блоке 2 формируется набор режимных параметров Ui, Ii, Pi, Qi для нескольких режимов (n).

Режимные параметры Ui, Ii, Pi, Qi каждого из режимов (i) сформированного набора подставляются в известную систему уравнений режимов двигателя, питающей эквивалентной линии электропередачи, имеющую для схемы замещения (ФИГ. 3) при условии постоянства напряжения в питающем узле вид

UПУi=UПУ1=UПУ2=…=UПУn.

При известных для каждого i-го режима Uнагр.i, Iнагр.i, Pнагр.i, Qнагр.i решается определенная или переопределенная система уравнений относительно неизвестных параметров R, XS, Хμ, Si, RL, XL, UПУi схемы замещения 3.

Для схемы замещения 3 с известными параметрами определяются

Определяются предельное напряжение на шинах двигателя и предельная мощность двигателя с учетом заданных коэффициентов запаса

Текущие и предельные значения визуализируются блоком 3.

Полученные предельные значения используются для контроля текущих значений, и, при достижении текущим значением предельного, блок 4 воздействует на средства повышения напряжения или на разгрузку электродвигателя(лей).

b. При комплексной нагрузке узла и использовании измерений параметров в узле комплексной нагрузки (5) (контроле устойчивости в узле нагрузки)

Способ работает аналогично описанию а), однако, вместо схемы замещения электродвигателя, питаемого от узла питания по линии электропередачи (схема 3), используется схема узла комплексной нагрузки, питаемой от узла питания по линии электропередачи (схема 4). При этом в состав узла комплексной нагрузки входят электродвигатель или эквивалентный двигатель для группы электродвигателей и прочая нагрузка, представляемая линейным шунтом.

От измерительных трансформаторов вторичные ток I1 и напряжение u1 узла нагрузки поступают на вход измерителя 1, где они преобразуются в аналоговые сигналы или коды U1, I1, Р1, Q1, пригодные для обработки в микропроцессоре 2. Измерения производятся циклически, при этом на интервалах медленных естественных или искусственно создаваемых изменений загрузки двигателя в микропроцессоре 2 формируется набор режимных параметров Ui, Ii, Pi, Qi для нескольких режимов (n).

Режимные параметры Pi, Qi, Ui каждого из режимов (i) сформированного набора подставляются в систему уравнений режимов узла комплексной нагрузки, питающей эквивалентной линии электропередачи, имеющую вид

Pнагр.i=Pдв.i+Pст.i,

Qнагр.i=Qдв.i+Qст.i,

UПУi=UПУ1=UПУ2=…=UПУn.

Решается определенная или переопределенная система уравнений относительно неизвестных параметров R, XS, Хμ, Si, Rст, Xст, RL, XL, UПУi.

Для схемы замещения с известными параметрами определяются

определяется из условия

Определяются предельное напряжение на шинах и предельная мощность узла нагрузки с учетом заданных коэффициентов запаса

Текущие и предельные значения визуализируются блоком 3.

Полученные предельные значения используются для контроля текущих значений, и при достижении текущим значением предельного, блок 4 воздействует на средства повышения напряжения или на разгрузку электродвигателя.

с. При использовании параметров со стороны питающего узла (10) (контроле устойчивости со стороны питающего узла)

Способ работает со схемой замещения 4.

От измерительных трансформаторов вторичные ток I1 линии и напряжение u1 узла питания нагрузки поступают на вход измерителя 1, где они преобразуются в аналоговые сигналы или коды U1, I1, P1, Q1, пригодные для обработки в микропроцессоре 2. Измерения производятся циклически на интервалах медленных естественных или искусственно создаваемых изменений напряжения в узле питания. При этом в микропроцессоре 2 формируется набор режимных параметров Ui, Ii, Pi, Qi для нескольких режимов (n).

Режимные параметры питающей линии P10i, Q10i, UПУi каждого из режимов (i) сформированного набора подставляются в систему уравнений узла комплексной нагрузки, питающей эквивалентной линии электропередачи (ФИГ. 4), имеющую вид

Для условия постоянства напряжения на шинах питающего узла определяются критическая активная мощность и запас по мощности текущего режима питающей линии.

Для этого решается определенная или переопределенная система уравнений относительно неизвестных параметров R, XS, Хμ, Si, Rст, Xст, RL, XL, Uнагр.i. Для схемы замещения с известными параметрами определяются

SКР определяется из условия при U10i=const.

Определяется предельная мощность по линии с учетом заданного коэффициента запаса.

Для условия постоянства мощности двигателя определяются критическое напряжение на шинах питающего узла и запас по напряжению питающего узла текущего режима. При этом UПУкр определяется путем пошагового снижения его расчетного значения с решением нижеприведенной нелинейной системы уравнений установившегося режима для схемы замещения 4 при закреплении постоянства активной мощности двигателя.

Закреплению постоянства мощности двигателя

Pдв(S)=P0=const

соответствует уравнение

или

т.е.

или

Критическое снижение напряжения питающего узла, а затем предельно допустимое напряжение с учетом заданного коэффициента запаса определяется по расходимости вычислительного процесса.

Текущие и предельные значения визуализируются блоком 3.

Полученные предельные значения используются для контроля текущих значений, и при достижении текущим значением предельного, блок 4 воздействует на средства повышения напряжения в питающем узле.

ПРИМЕР ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА для узла нагрузки с одним электродвигателем, питаемым через линию электропередачи и представленным на ФИГ. 6. Для простоты демонстрации пренебрежем малозначимыми параметрами схемы замещения (примем Хμ, RL=0).

Универсальный цифровой измеритель режимных параметров 1 производит периодические измерения режимных параметров Ui, Ii, Pi, Qi асинхронного двигателя (ФИГ. 5).

Микроконтроллер 2 по осциллограмме процесса выбирает требуемое для определения параметров схемы замещения количество отличающихся режимов (для данного случая - 2), например, в момент включения двигателя и в установившемся режиме после его пуска (точки 15, 16) на ФИГ. 7, 8. Формирует и решает систему нелинейных алгебраических уравнений относительно неизвестных параметров схемы замещения по известным (измеренным) режимным параметрам в этих точках.

В данном случае имеем:

Для 1-го режима:

причем, при пуске двигателя S1=1.

Для 2-го режима:

Поскольку напряжение питающего узла постоянно (UПУ=const), то, приравняв правые части уравнений для UПУ1 и UПУ2, получим квадратное уравнение для определения сопротивления питающей линии XL:

из которого определится XL.

Из уравнения для Qдв2 определится XS:

а из уравнения (1) определится R при известных XS и S=1.

Далее по известному выражению вычисляется:

По выражению (4) вычисляется UПУ.

Вычисляются критические параметры:

Определяются предельное напряжение на шинах двигателя и предельная мощность двигателя с учетом заданных коэффициентов запаса:

Текущие и предельные значения визуализируются блоком 3.

При достижении текущим значением предельного, блок 4 включает конденсаторную батарею, предотвращая нарушение устойчивости двигателя.

Ниже в таблице 1 представлены паспортные и экспериментальные параметры схемы замещения, полученные описанным способом по результатам осциллографирования режима работы узла нагрузки (ФИГ. 6) и расчета на их основе параметров схемы замещения узла комплексной нагрузки, определяющей его пределы по устойчивости. Приведенные результаты подтверждают возможность определения с высокой точностью параметров схемы замещения двигателей и электрической сети и, соответственно, пределов и запасов по устойчивости узла нагрузки.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, в отличие от прототипа, предлагаемый способ определяет запасы и обеспечивает статическую устойчивость узлов нагрузки без знания параметров схем замещения двигателей и питающей сети или при их недостоверности, что обеспечивает возможность их определения в режиме реального времени, повышает точность определения коэффициентов запаса и расширяет область применения.

Способ определения запаса статической устойчивости узла нагрузки электрической сети с асинхронными электродвигателями путем измерения режимных параметров, расчета коэффициентов запаса по напряжению и мощности по схемам замещения узла нагрузки и питающей сети, отличающийся тем, что параметры схем замещения асинхронных двигателей, узлов комплексной нагрузки, питающей сети определяют в текущем времени по уравнениям взаимосвязи параметров схем замещения и периодически измеряемых режимных параметров для совокупности режимов работы узла нагрузки, питающего узла, формируемых как из режимов работы узла нагрузки при их естественном изменении, так и при искусственно создаваемых изменениях путем значимой разгрузки электродвигателей, изменения напряжения в питающем узле, по схеме замещения рассчитывают критическое скольжение электродвигателя или эквивалентного электродвигателя для группы электродвигателей, предельные напряжения и мощности двигателя, узла нагрузки или напряжения питающего узла, передаваемой мощности со стороны питающего узла, коэффициенты запаса по напряжению и мощности и, при недопустимом снижении заданных запасов по напряжению или активной мощности, снижают загрузку асинхронных двигателей или воздействуют на средства повышения напряжения и отключают часть нагрузки для предотвращения нарушения устойчивости режима асинхронных двигателей.



 

Похожие патенты:

Использование: в области электротехники. Техническим результат - повышение надежности защиты генераторных агрегатов (ГА) от перегрузки.

Использование: в области электротехники. Технический результат – предотвращение перегрузки сети энергоснабжения.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления генератором электрической энергии, подключенным в точке сетевого подключения к электрической сети.

Использование: в области электротехники и энергетики. Технический результат - повышение вводимой электрической мощности.

Использование: в области электроэнергетики. Технический результат - повышение скорости реакции на изменение сетевой частоты и повышение электрической мощности.

Использование: в области электроэнергетики. Технический результат - определение в режиме реального времени в контролируемой точке электроэнергетической системы (ЭЭС) синхронизирующей мощности (СМ), представляющей реакцию на возникновение колебательного процесса для последующего принятия диспетчером или соответствующей автоматикой мер воздействия по устранению этих колебаний.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для оценки корректности функционирования автоматических регуляторов возбуждения в составе бесщеточных систем возбуждения генераторов электроэнергетических систем.

Использование: в области электроэнергетики. Технический результат - упрощение и повышение надежности способа при большом числе мест измерений сети энергоснабжения.

Использование: в области электротехники. Технический результат - повышение надежности и эффективности защиты.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к противоаварийному управлению. Технический результат заключается в решении задач распределенного контроля загрузки элементов сети сложного энергообъединения, основным для предлагаемого способа является перераспределение перетоков мощности в сложном энергообъединении с целью снижения загрузки перегруженных элементов.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автономных трехфазных электроэнергетических сетях. Технический результат заключается в снижении высших гармонических составляющих в контролируемых точках энергетической системы, а также в снижении массогабаритных показателей активного электрического фильтра.

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для подачи электрического питания в электродуговую печь, содержащую по меньшей мере один электрод.

Изобретение относится к области электротехники и силовой электроники и может быть использовано для управления комбинированными источниками реактивной мощности, построенными на основе статических тиристорных компенсаторов реактивной мощности.

Использование – в области электротехники. Технический результат – повышение надежности защиты от перенапряжений.

Изобретение относится к электротехнике, к устройствам для компенсации емкостного тока замыкания на землю в электрических сетях с изолированной нейтралью. Технический результат состоит в повышении надежности, улучшении условий эксплуатации и упрощении технического обслуживания.

Использование: в области электротехники для питания удаленных потребителей электрической энергии, например буровых установок в нефтегазодобывающем комплексе. Технический результат – повышение эффективности и надежности электроснабжения по ЛЭП переменного тока с большими величинами активного и индуктивного сопротивлений потребителей электрической энергии, расположенных на большом расстоянии от источника трехфазного переменного напряжения промышленной частоты с одновременным повышением энергетических показателей и качества электрической энергии в системе электроснабжения.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в составе устройств автоматической настройки статических и плунжерных дугогасящих реакторов (ДГР) в электрических сетях с изолированной и компенсированной нейтралью, а также в сетях с комбинированным режимом заземления и в устройствах для работы в сетях с пониженной добротностью и параллельным соединением нескольких ДГР.

Изобретение относится к области электротехники и может быть применено на электрических подстанциях высокого и сверхвысокого напряжения, на которых для регулирования напряжения подводимых воздушных линий электропередачи (ВЛ) требуется компенсация реактивной мощности и стоит задача плавки гололеда на проводах и тросах ВЛ в сезон гололедообразования.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для автоматической настройки компенсации емкостных токов замыкания на землю в электрических сетях 6-35 кВ.

Область использования: изобретение относится к защите электрических линий от аварий, а именно к автоматической компенсации емкостных токов замыкания на землю в сетях 6-10 кВ с нейтралью, заземленной через регулируемый дугогасящий реактор, а также в сетях с комбинированным заземлением нейтрали с аналогичным дугогасящим реактором, при этом изобретение может быть использовано для автоматической настройки индуктивности дугогасящего реактора фазовым методом в резонанс с емкостью распределительной сети и для компенсации естественной несимметрии сети в штатном режиме работы сети.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к технике релейной защиты, и может быть использовано для защиты электродвигателей. Техническим результатом является повышение чувствительности к витковым замыканиям в обмотках электродвигателя и к сдвигам ротора вдоль его продольной оси.

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано для контроля запасов и предотвращения нарушений устойчивости узлов нагрузки электрической сети с асинхронными электродвигателями. Технический результат - повышение точности определения запасов статической устойчивости узлов нагрузки электрической сети с асинхронными электродвигателями, возможность их определения при неизвестных параметрах схем замещения двигателей и электрической сети, предотвращение нарушений устойчивости режимов электродвигателей. В способе производят периодические измерения режимных параметров нагрузки в узле ее подключения или со стороны питающего узла. В текущем времени по уравнениям взаимосвязи режимных параметров и параметров схем замещения для совокупности режимов работы узла нагрузки, питающего узла, формируемых как из режимов работы узла нагрузки при их естественном изменении, так и при искусственно создаваемых изменениях путем значимой разгрузки электродвигателей, изменения напряжения в питающем узле, определяют параметры схем замещения асинхронных двигателей, узлов комплексной нагрузки, питающей сети. По известным параметрам текущего режима и схемы замещения электрической сети с узлом нагрузки рассчитывают критическое скольжение электродвигателя или эквивалентного электродвигателя для группы электродвигателей, предельные напряжения и мощности двигателя, узла нагрузки или напряжения питающего узла, коэффициенты запаса по напряжению и мощности и, при недопустимом снижении заданных запасов по напряжению или активной мощности, снижают загрузку асинхронных двигателей или воздействуют на средства повышения напряжения и осуществляют отключение части нагрузки для предотвращения нарушения статической устойчивости режима асинхронных двигателей. 1 табл., 12 ил.

Наверх