Способ противоторпедной защиты корабля или подводной лодки

Изобретение относится к средствам противоторпедной защиты надводных кораблей и подводных лодок. Для противоторпедной защиты надводного корабля или подводной лодки используют подводный транспортировщик, оснащенный контейнером с сетевым тралом. С помощью натяжного устройства к хвостовой части транспортировщика прикрепляют трал и приводят его в растянутое положение. Транспортировщику придают положительную плавучесть. Изменяют траекторию торпеды и уводят ее в сторону от надводного корабля или подводной лодки. Место затраленной торпеды обозначают с помощью сигнальных устройств. Достигается возможность отсутствия ограничения маневровых характеристик надводных кораблей и подводных лодок. 2 табл.

 

Описываемое изобретение относится к способам противоторпедной защиты (ПТЗ) надводных кораблей и подводных лодок.

Известна торпеда как средство огневого поражения морской цели, состоящая из боевой части с зарядом взрывчатого вещества, системы управления с неконтактной системой обнаружения (НСО) цели для поиска, обнаружения и наведения торпеды на цель до момента сближения на дистанцию срабатывания взрывного устройства, энергетической установки для обеспечения работы приборов управления и органов движения, двигательной установки и движителя [1], [2].

В целях борьбы с торпедами противника применяют различные устройства и способы, предусматривающие воздействие на их системы управления или направленные на механическое разрушение их корпуса и приборов или создающие механические препятствия на пути торпед. Для противодействия системам управления торпед используют средства радиоэлектронного подавления (РЭП), в том числе гидроакустического (СГПД), в состав которых входят дрейфующие или самоходные приборы помех [3]. В качестве устройств механического воздействия на корпус торпеды и ее приборов применяют средства огневого поражения торпед, включающие реактивные (РГБ) и обычные глубинные бомбы (ГБ), антиторпеды (AT), средства кинетического поражения (СКП) [4], [5], [6]. В качестве механического препятствия на пути торпед используют защитные боновые заграждения и различные сети [7, с. 18].

Известен подводный транспортировщик, применяемый для перевозки в воде боевых подводных пловцов, выполненный на базе торпеды и отличающийся тем, что его не оснащают боевой частью с зарядом взрывчатого вещества, обеспечивают движение под управлением оператора (водителя) и предусматривают оборудование в корпусе мест для размещения боевых пловцов и хранения их груза и вооружения. Транспортировщик включает приборный отсек с приборами управления, грузовой отсек, отсек с энергосиловой установкой и отсек с органами управления (рулями) и движителем [8], [9], [10].

Недостатком средств РЭП для ПТЗ надводных кораблей (НК) и подводных лодок (ПЛ) является их уязвимость, выраженная в возможностях систем управления современных торпед осуществлять эффективное противодействие. Средства огневого и кинетического поражения торпед предусматривают оснащение НК и ПЛ комплексами морского подводного вооружения, требующими выполнения специальных мероприятий при обращении с ними на корабле вследствие их врывопожароопасности, а также зависящими от гидрологических условий. Использование защитных боновых заграждений и стационарно установленных сетей применимо в пунктах базирования НК и ПЛ, так как не позволяет осуществлять их быстрое перемещение.

Недостатком подводного транспортировщика является отсутствие оборудования для воздействия на торпеду противника.

Целью изобретения является разработка способа ПТЗ НК и ПЛ, который не ограничивал бы их маневренных характеристик, не зависел от гидрологических условий и был максимально безопасен.

Предлагается способ противоторпедной защиты надводного корабля или подводной лодки с использованием подводного транспортировщика, имеющего приборный отсек с приборами управления, грузовой отсек, отсек с энергосиловой установкой и отсек с органами управления и движителем, отличающийся тем, что транспортировщик дополнительно оснащают контейнером с сетевым тралом, натяжным и контактным устройствами, источником тока, газогенератором и надувной камерой, управление движением транспортировщика осуществляют навстречу обнаруженной торпеде противника, для чего в приборы управления вводят маршрут его движения, сетевой трал выполняют из прочного, эластичного материала и укладывают в контейнер, закрепляемый в хвостовой части транспортировщика, контейнер отделяют от транспортировщика после выхода из пусковой установки подводной лодки или после приводнения при использовании с надводного корабля, с помощью натяжного устройства трал прикрепляют к хвостовой части транспортировщика, открытие крышки контейнера и вытягивание трала производят за счет силы набегающего потока воды, приводя трал в растянутое положение, пружину натяжного устройства регулируют на величину гидродинамической силы сопротивления трала, газогенератор запускают в случае затраливания торпеды противника и превышения силы натяжения пружины выше расчетного значения с помощью контактного устройства, соединенного с источником тока, газом наполняют надувную камеру, размещаемую в углублении корпуса транспортировщика, придают транспортировщику положительную плавучесть и изменяют результирующую силу, действующую на затраленную торпеду противника за счет противотяги транспортировщика и силы его положительной плавучести, изменяют траекторию торпеды и уводят ее в сторону от надводного корабля или подводной лодки, место затраленной торпеды обозначают с помощью сигнальных устройств, которые приводят в действие при срабатывании контактного устройства.

Осуществление предлагаемого способа ПТЗ НК и ПЛ производится следующим образом. При обнаружении торпеды противника, атакующей надводный корабль (подводную лодку), на нем (ней) готовят к пуску транспортировщик противоторпедного сетевого трала, вводят в его приборы управления маршрут движения и осуществляют пуск. Под действием набегающего потока воды у контейнера с тралом, входящего в состав транспортировщика, снимается крышка, трал вытягивается и приходит в рабочее положение. При попадании в сеть трала торпеды противника происходит фиксация на ее корпусе участка сети и сильный рывок натяжного устройства, превышающий расчетные значения силы гидродинамического сопротивления трала при отсутствии в нем торпеды. Срабатывает контактное устройство и замыкает линию подачи электропитания от источника тока на газогенератор, после срабатывания которого производится наполнение газом надувной камеры. В результате попадания торпеды противника в сетевой трал транспортировщика на ее корпус начинают дополнительно действовать сила тяги транспортировщика, направленная в сторону, противоположную движению торпеды, и сила положительной плавучести надувной камеры, направленная вверх. Вектор результирующей силы, действующий на корпус торпеды, будет всегда значительно отличаться от требуемого вектора ее движения, вырабатываемого в приборах управления торпеды, так как учет появившихся сил в них не предусмотрен. В результате торпеда противника сходит с траектории движения к цели и уводится транспортировщиком в сторону от надводного корабля (подводной лодки).

О соответствии предложенного технического решения критерию «существенные отличия» свидетельствуют сведения, приведенные в таблице 1.

Предложенное техническое решение соответствует критерию «существенные отличия», так как ни один из отличительных признаков в известных способах не обнаружен.

Достижение положительного эффекта при осуществлении предложенного устройства подтверждается сведениями, приведенными в таблице 2.

Источники информации

1. Сурнин В.В., Пелевин Ю.Н., Чулков В.Л. Противолодочные средства иностранных флотов. - М.: ВИ, 1991. - 128 с.

2. Стекольников Ю.И., Сурганов О.А. Транспортный модуль морского подводного оружия. Исследовательское проектирование. Монография. - СПб.: ВМА, 2008. - 264 с.

3. Военно-морской словарь / Гл. ред. В.Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1989. - 511 с.

4. Новиков А.В., Евдокимов А.Л., Долбилин Р.В. О реактивных системах залпового огня в морском подводном оружии. // Морская радиоэлектроника, №4, 2008 г. С. 58-62

5. Кинетический пучковый снаряд «Кимры». Патент RU 2413922. - М.: ФИПС, 2011.

6. Котов А.С. Еще одна сверхмалая торпеда. // Подводное морское оружие. Выпуск 7. - СПб., Гидроприбор, 2006.

7. Каторин Ю.Ф. Уникальная и парадоксальная военная техника / Ю.Ф. Каторин, Н.Л. Волковский, В.В. Тарнавский. - СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2003. - 686 с., ил.

8. Миллер Д. Подводный спецназ: История, боевые операции, вооружение, подготовка боевых пловцов. - Минск: Харвест, 1998.

9. Миронов Е., Мельников Ю., Кузьмицкий М. Под водой на «Сирене» // Военный парад. - 2001. - №5. - С. 24-26.

10. Новиков А.В. Подводные диверсионные силы и средства ведущих морских держав и средства борьбы с ними. - СПб, ВМИ, 2009. - 136 с.

Способ противоторпедной защиты надводного корабля или подводной лодки с использованием подводного транспортировщика, имеющего приборный отсек с приборами управления, грузовой отсек, отсек с энергосиловой установкой и отсек с органами управления и движителем, отличающийся тем, что транспортировщик дополнительно оснащают контейнером с сетевым тралом, натяжным и контактным устройствами, источником тока, газогенератором и надувной камерой, управление движением транспортировщика осуществляют навстречу обнаруженной торпеде противника, для чего в приборы управления вводят маршрут его движения, сетевой трал выполняют из прочного, эластичного материала и укладывают в контейнер, закрепляемый в хвостовой части транспортировщика, контейнер отделяют от транспортировщика после выхода из пусковой установки подводной лодки или после приводнения при использовании с надводного корабля, с помощью натяжного устройства трал прикрепляют к хвостовой части транспортировщика, открытие крышки контейнера и вытягивание трала производят за счет силы набегающего потока воды, приводя трал в растянутое положение, пружину натяжного устройства регулируют на величину гидродинамической силы сопротивления трала, газогенератор запускают в случае затраливания торпеды противника и превышения силы натяжения пружины выше расчетного значения с помощью контактного устройства, соединенного с источником тока, газом наполняют надувную камеру, размещаемую в углублении корпуса транспортировщика, придают транспортировщику положительную плавучесть и изменяют результирующую силу, действующую на затраленную торпеду противника за счет противотяги транспортировщика и силы его положительной плавучести, изменяют траекторию торпеды и уводят ее в сторону от надводного корабля или подводной лодки, место затраленной торпеды обозначают с помощью сигнальных устройств, которые приводят в действие при срабатывании контактного устройства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вооружению подводных лодок. Способ защиты подводной лодки заключается в обнаружении и определении угловых координат в режиме шумопеленгования торпеды, ее классификации, выработке данных стрельбы, производстве выстрела устройства, несущего реактивные снаряды, пуске реактивных снарядов с приходом устройства в расчетную точку.

Изобретение относится к вооружению подводных лодок, а именно к способу защиты подводных лодок от торпед или мин, преимущественно от широкополосных мин-торпед. .

Изобретение относится к вооружению подводных лодок (ПЛ) и позволяет эффективно поразить торпеду (Т), наводящуюся на ПЛ, после выхода Т из стартового контейнера широкополосной мины-торпеды.

Изобретение относится к области защиты подводных лодок от торпед или мин, преимущественно широкополосных мин-торпед. .

Изобретение относится к области использования морских биологических объектов в военных целях. Для имитации присутствия подвижного подводного аппарата организуют пространственное перемещение в подводном положении источника (1) гидроакустических шумов (2), характерных для натурного подводного аппарата.

Изобретение относится к пусковым установкам подводных аппаратов и может быть использовано для запуска беспилотного летательного аппарата из-под воды. Для скрытного перемещения под водой беспилотного летательного аппарата (БЛА) и выхода его на стартовую позицию БЛА перемещают в составе транспортно-пускового контейнера подводного аппарата.

Изобретение относится к способам эксплуатации вооружения и военной техники, в частности к способам эксплуатации подводных аппаратов (ПА) для различных носителей, таких как подводные лодки, надводные корабли и береговые комплексы.

Изобретение относится к подводному кораблестроению. Предложена подводная лодка, которая имеет расположенные между прочным и наружным корпусами лодки или на поверхности лодки герметичные контейнеры с ракетами, закрепленные с возможностью управляемого отделения, причем каждый контейнер содержит крышку с носовым газогенератором, ракету, устройство минометного старта и задний ракетный двигатель.

Изобретение относится к подводным судам, их пусковым установкам. Подводный корабль содержит контейнер глубоководного погружения с крышкой, устройством ее открытия и герметизации, в котором размещен беспилотный летательный аппарат с системой управления, реактивным двигателем.

Изобретение относится к устройству хранения боевых средств, предназначенных для пуска с борта подводной лодки. Устройство (10) хранения боевых средств крепится на наружной стороне (8) корпуса (4) подводной лодки (8) и выполнено с возможностью размещения в нем боевых средств (14), предназначенных для пуска из устройства хранения при получении сигнала на пуск, переданного изнутри подводной лодки.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для погрузки (выгрузки) различных грузов на подводном техническом средстве, в том числе грузов, имеющих предохранительный прибор и находящихся в необитаемом помещении, расположенном ниже ватерлинии подводного технического средства.
Изобретение относится к вооружению подводных лодок и может быть использовано для поражения любых надводных объектов. .

Изобретение относится к способам защиты объекта от взрывного воздействия, может использоваться в защитных системах от подводного или воздушного взрывов и решает задачу повышения стойкости безнаборной защитной преграды, закрепленной на опорном контуре, к фугасному воздействию взрыва.

Изобретение относится к способам защиты транспортных судов от нападения и захвата террористами. Способ включает использование нелетального средства поражения на основе ирританта типа CS.
Изобретение относится к корабельному вооружению и радиооборудованию, более конкретно - к проведению исследований, отработки и подготовки натурных испытаний сложного технического комплекса средств вооружения корабля (КСВК).
Изобретение относится к корабельному вооружению и радиооборудованию, более конкретно - к способам подготовки проведения натурных испытаний сложного технического комплекса средств вооружения корабля (КСВК).
Изобретение относится к корабельному вооружению и судовому радиооборудованию. Способ заключается в проведении натурных испытаний комплекса средств вооружения корабля, в процессе которых в каждом испытании постоянно измеряют и фиксируют параметры состояния внешней среды и испытуемого комплекса.

Изобретение относится к морским системам безопасности. Морская система безопасности имеет сливы для жидкой или газообразной субстанции, по меньшей мере один насос, по меньшей мере две отдельные трубопроводные системы, по меньшей мере два различных контрольных элемента, управляющую систему и сигнальные устройства.

Изобретение относится к производству охранных сооружений и систем, в состав которых входят колючережущие элементы, и может быть использовано для изготовления инженерных систем защиты различных режимных и иных объектов, в частности морских судов, от несанкционированного проникновения на них людей.

Изобретение относится к средствам противовоздушном обороны, а именно к системе обороны корабля от низколетящих средств воздушного нападения, может быть использовано в комплексах вооружения надводных кораблей.

Изобретение относится к средствам противоторпедной защиты надводных кораблей и подводных лодок. Для противоторпедной защиты надводного корабля или подводной лодки используют подводный транспортировщик, оснащенный контейнером с сетевым тралом. С помощью натяжного устройства к хвостовой части транспортировщика прикрепляют трал и приводят его в растянутое положение. Транспортировщику придают положительную плавучесть. Изменяют траекторию торпеды и уводят ее в сторону от надводного корабля или подводной лодки. Место затраленной торпеды обозначают с помощью сигнальных устройств. Достигается возможность отсутствия ограничения маневровых характеристик надводных кораблей и подводных лодок. 2 табл.

Наверх