Зубчатая передача

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалами в порошкообразной дисперсной фазе. Зубчатая передача содержит сопряженные парные зубчатые колеса, каждое из которых состоит из тела и зубчатого венца с зубьями. На вершине каждого зуба каждого колеса, вдоль толщины зуба, с примыканием к граням между вершиной и боковыми поверхностями зуба и с вписыванием в теоретические продолжения расчетных боковых поверхностей зуба, расположены гребни, имеющие в своем поперечном сечении вид треугольника. Вершины гребней эквидистантны окружности вершин зубчатого венца; а высота гребней меньше величины осевого зазора зубчатой передачи. Обеспечивается повышение надежности зубчатой передачи. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалам в порошкообразной дисперсной фазе.

Известна зубчатая передача, смазываемая порошкообразным смазочным материалом, подаваемым в зону смазывания аэрозольным методом, содержащая сопряженные парные зубчатые колеса, каждое из которых состоит из тела и зубчатого венца с зубьями, установленные в закрытом корпусе с размещенными в нем порошкообразным смазочным материалом и устройством его подачи в зону смазывания (см., например, Дроздов Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях: Справочник / Ю.Н. Дроздов, В.Г. Павлов, В.Н. Пучков. - Машиностроение, 1986. - 224 с.: ил. - Основы проектирования машин, стр. 131).

Недостаток данной конструкции зубчатой передачи состоит в том, что порошкообразный смазочный материал, смазывающий трущиеся боковые поверхности зубьев колес, попадая в области оснований впадин зубчатых венцов колес, накапливается в основаниях этих впадин и уплотняется накатыванием вершинами зубьев парных колес, образуя уплотненный слой, перекрывающий размеры межосевого зазора. Уменьшение этого зазора способно вызвать взаимное заклинивание сопряженных зубьев парных колес и выход этих колес из строя. Это снижает надежность работы зубчатой передачи.

В качестве прототипа взята зубчатая передача, смазываемая порошкообразным смазочным материалом, подаваемым в зону смазывания посредством магнитного поля. Зубчатая передача содержит сопряженные парные зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, установленные в закрытом корпусе, изготовленном из диамагнитного материала, с размещенным в нем магнитоактивным порошкообразным смазочным материалом, активируемым источником магнитного поля (см. там же стр. 134, рис. 3).

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения качества процесса смазывания и повышения надежности работы зубчатой передачи.

Для этого зубчатая передача содержит сопряженные парные зубчатые колеса, каждое из которых состоит из тела и зубчатого венца с зубьями. Причем на вершине каждого зуба каждого колеса, вдоль толщины зуба, с примыканием к граням между вершиной и боковыми поверхностями и с вписыванием в теоретические продолжения расчетных боковых поверхностей зуба, расположены гребни, имеющие в своем поперечном сечении вид треугольника. Вершины гребней эквидистантны окружности вершин зубчатого венца колеса, а высота гребней меньше величины осевого зазора передачи.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: фрагмент зубчатой передачи - вид с торца (фиг. 1), разрез зубчатого колеса передачи - вид сбоку (фиг. 2), вид зуба этого колеса - стороны его вершины (фиг. 3).

На чертежах показаны: зубчатые колеса 1 и 2, тела колес 3 и 4, зубчатые венцы с зубьями 5 и 6, окружности вершин зубчатых венцов 7 и 8, окружности оснований зубчатых венцов 9 и 10, боковые поверхности зуба (5) 11 и 12, вершина зуба (5) 13, грани 14 и 15, продолжения 16 и 17 расчетных боковых поверхностей 11 и 12, гребни 18 и 20, линии 19 и 21 вершин гребней 18 и 20; радиус Rb окружности вершин 7; радиус Ro окружности оснований 9; осевой зазор С1; зазор С2; ширина В зуба 5; высота b гребней 18; ширина а гребней 18; направления ω1 и ω2 вращения колес 1 и 2.

Зубчатая передача состоит из сопряженных парных зубчатых колес 1 и 2, каждое из которых состоит из тела (соответственно 3 и 4) и зубчатого венца с зубьями (соответственно 5 и 6). Окружности вершин венцов зубчатых колес 1 и 2 - 7 и 8, окружности оснований впадин зубчатых колес 1 и 2 - 9 и 10. Осевые зазоры передачи - С1. Зубья зубчатых венцов колес выполнены по одной схеме. Выполнение зубьев колес показано на примере зубьев 5 колеса 1. Зуб 5 вписан в окружности 7 и 9 радиусами соответственно Rb и Ro, боковые поверхности зуба - 11 и 12, вершина зуба - 13, ширина зуба - В. На вершине 13 зуба (5), вдоль его толщины, с примыканием к граням 14 и 15 между вершиной 13 и боковыми поверхностями 11 и 12, с вписыванием в теоретические продолжения 16 и 17 расчетных боковых поверхностей 11 и 12 зуба, расположены гребни 18 высотой b, имеющие в своем поперечном сечении форму треугольника, ширина основания которого равна а; вершины гребней (линия 19) эквидистантны окружности вершин 7 зубчатого венца; а высота гребней меньше величины осевого зазора С1 передачи. Между вершинами гребней 18 и телом 4 колеса 2 - минимальный зазор величиной С2. Аналогичные гребни (20), вершины которых расположены по линии 21, эквидистантной окружности 8 вершин зубчатого венца колеса 2.

При работе зубчатой передачи со смазыванием трущихся поверхностей зубьев ее зубчатых колес порошкообразным смазочным материалом этот смазочный материал, осевший на поверхности оснований впадин зубчатых венцов зубчатых колес (не показано) и образующий слой, перекрывающий величину осевого зазора С1, удаляется посредством гребней 18 и 20, разрыхляющих и удаляющих его. Неудаленный гребнями (но разрыхленный) слой смазочного материала самоудаляется из зон оснований впадин зубчатых венцов в процессе вращения колес (ω1 и ω2).

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатой передачи позволяет обеспечивать необходимую величину осевого зазора между сопряженными парными зубчатыми колесами передачи и тем самым предотвращать заклинивание зубьев сопряженных зубчатых колес; это повышает надежность работы зубчатой передачи.

Зубчатая передача, преимущественно реверсивная, смазываемая твердым смазочным материалом в порошкообразной дисперсной фазе, содержащая сопряженные парные зубчатые колеса, каждое из которых состоит из тела и зубчатого венца с зубьями, отличающаяся тем, что на вершине каждого зуба каждого зубчатого колеса, вдоль толщины зуба, с примыканием к граням между вершиной и боковыми поверхностями зуба и с вписыванием в теоретические продолжения расчетных боковых поверхностей зуба, расположены гребни, имеющие в своем поперечном сечении вид треугольника, вершины гребней эквидистантны окружности вершин зубчатого венца, а высота гребней меньше величины осевого зазора зубчатой передачи.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалами в порошкообразной дисперсной фазе.

Изобретение относится к зубчатым передачам, прежде всего для летательного аппарата с несущим винтом. Комплект зубчатых колес состоит из двух зубчатых колес, которые имеют в нормальном сечении два разных к началу зацепления угла зацепления.

Изобретение относится к планетарному механизму и способу производства такого планетарного механизма. Планетарный механизм (6) для летательного аппарата (1), способного к полету в неподвижной точке, содержит солнечную шестерню (7), которая поворачивается вокруг первой оси (A) и содержит множество первых зубьев (11); неподвижное коронное зубчатое колесо (8), содержащее множество вторых зубьев (12); и по меньшей мере две планетарные шестерни (9a, 9b, 9c, 9d, 9e), каждая из которых содержит множество третьих зубьев (13).

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, на участках головок которых ширина их боковых поверхностей выполнена ступенчато изменяющейся и обратно пропорционально зависящей от кратности парности зацепления.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, на участках головок которых ширина их боковых поверхностей выполнена ступенчато изменяющейся и обратно пропорционально зависящей от кратности парности зацепления.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, ширина зубьев которого на участках их головок и ножек выполнена ступенчато изменяющейся и обратно пропорционально зависящей от кратности парности зацепления.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных крупномодульных зубчатых передачах, работающих в режиме ударного нагружения и смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, на участках головок которых ширина их боковых поверхностей выполнена ступенчато изменяющейся и обратно пропорционально зависящей от парности зацепления.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с консольными расположением колес на валах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и частях торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, у которого головки зубьев выполнены переменной ширины, зависящей обратно пропорционально от кратности зацепления.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам, смазываемым методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых кольцевых накладок.
Наверх