Способ бестраншейной прокладки футляров под автомобильными и железными дорогами при строительстве магистральных трубопроводов

Изобретение относится к прокладке трубопроводов под автомобильными и железными дорогами с использованием энергии управляемого взрыва. Готовят рабочий и приемный котлованы. На дно рабочего котлована укладывают направляющую раму, размещают на ней трубу с коническим наконечником. Предварительно изготавливают направляющий канал малого диаметра, помещают в него линейное маломощное взрывчатое вещество, подрывают его, а затем в полученный направляющий канал большего диаметра размещают направляющую трубу длиной 2,0-2,5 м, ось которой совпадает с траекторией прокола, в которую предварительно вставляют трубу с коническим наконечником. Прокол канала проводят большими отрезками труб до прихвата трубы суглинистым грунтом, что не позволяет продолжить операцию прокола. В трубе, осуществляющей прокол, размещают по всей длине линейное маломощное взрывчатое вещество и производят сотрясательное взрывание. Прокол продолжают освобожденной от прихвата грунтом трубой до выхода конического наконечника в приемную траншею, после чего извлекают направляющую трубу и трубу с коническим наконечником из грунта. В образовавшийся канал протягивают расчетный заряд линейного взрывчатого вещества, подрывают его, а в образовавшийся канал устанавливают футляр. Изобретение упрощает и значительно ускоряет прокладку трубопровода под дорогой при осуществлении прокола канала большой протяженности в суглинистом грунте.

 

Изобретение относится к прокладке трубопроводов под автомобильными и железными дорогами с использованием энергии управляемого взрыва.

Прокладку магистральных трубопроводов под автомобильными и железными дорогами, как правило, выполняют с исключением открытых земляных работ. При этом все трубопроводы, проходящие под дорогами, заключаются в футляры.

Известен способ прокладки футляров трубопроводов под автомобильными и железными дорогами путем использования установок горизонтального бурения типа УГБ в грунтах I и III группы (Технологические карты основных строительно-монтажных работ по сооружению газопроводов в сельской местности. Саратовский институт «ГИПРОНИГАЗ» ГП «Росстройгазификация», 1993, стр. 39). Установка горизонтального бурения обеспечивает прокладку футляров диаметром от 425 до 1020 мм.

Указанный способ бестраншейной прокладки футляров трубопроводов обладает существенными недостатками. Установка горизонтального бурения имеет высокую стоимость и ограниченный выпуск отечественной промышленностью. Затраты на ее приобретение не окупаются из-за ограниченного времени ее эксплуатации. Кроме того, она не может использоваться при необходимости прокладки футляра диаметром более 1020 мм.

Известен способ бестраншейной прокладки футляров под автомобильными и железными дорогами при строительстве магистральных трубопроводов (патент RU №2216670, F16L 1/028, 16.11.2001), заключающийся в том, что готовят рабочую и приемную траншеи, тщательно выравнивают дно рабочей траншеи, укладывают на него направляющую раму, на последнюю укладывают футляр с коническим наконечником большего диаметра, чем трубопровод, и вдавливают футляр домкратом. При этом первой вдавливают в грунт трубу, диаметр которой в 10-30 раз меньше диаметра футляра, а процесс прохода грунта ведут с привариванием новой трубы до выхода первой трубы в приемную траншею. После этого заполняют образовавшую прокол трубу линейным взрывчатым веществом (ВВ), а на внешнюю часть дороги укладывают пенополиуретановые маты или металлические экраны и подрывают удлиненный заряд ВВ, а в образовавшийся канал вводят футляр.

Недостатком данного способа являются многочисленные повреждения изоляции футляра при установке его в канал под дорогой раздробленными и вдавленными в его стенки остатками трубы после взрыва удлиненного заряда ВВ.

Известен способ бестраншейной прокладки футляров под автомобильными и железными дорогами при строительстве магистральных трубопроводов (патент RU №2362080, F16L 1/028, 20.07.2009), заключающийся в том, что подготавливают рабочую и приемную траншеи, тщательно выравнивают дно рабочей траншеи и укладывают направляющую раму. Затем изготавливают направляющий канал малого диаметра, обеспечивающий точность продвижения прокола к цели. Для этого продавливают в грунт шпур по оси заданного расположения футляра, помещают в него линейное маломощное взрывчатое вещество, которое после подрыва образует направляющий канал. В полученный канал малого диаметра вводят трубу с вставленным коническим наконечником, которая в 2-31 раз меньше диаметра футляра. С целью обеспечения точности прокола в более твердой породе коническая часть наконечника содержит заостренные перекрестные пластины. Процесс прокола грунта ведут привариванием отрезков труб до выхода наконечника в приемную траншею. Потом извлекают трубу из грунта и в образовавшийся канал протягивают линейное взрывчатое вещество. Далее подрывают заряд взрывчатого вещества и вводят в образовавшийся канал футляр. Для исключения искривления в породе труб малого диаметра при проколах большой протяженности под автомобильными и железными дорогами перед сваркой отрезка наращиваемой трубы и вдавленной в грунт в них плотно вставляют равными частями отрезки армирующей трубы.

Недостатками данного способа являются продолжительность времени центрации отрезков (1,3-1,5 м) и сварки труб, а корень, образуемый при сварке отрезков труб, мешает армированию труб по всей длине, что приводит к искривлению труб, образующих канал.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ бестраншейной прокладки футляров под автомобильными и железными дорогами при строительстве магистральных трубопроводов (патент RU №2580235, F16L 1/028, 10.04.2016), заключающийся в том, что подготавливают рабочую и приемную траншеи, тщательно выравнивают дно рабочей траншеи, укладывают на него направляющую раму, размещают на ней трубу с коническим наконечником, при этом предварительно изготавливают направляющий канал малого диаметра, помещают в него линейное маломощное ВВ, подрывают его, а затем в полученный направляющий канал большего диаметра вставляют трубу с коническим наконечником, которая в 2-31 раз меньше диаметра футляра, прокол грунта ведут привариванием отрезков труб до выхода конического наконечника в приемную траншею, после чего извлекают трубу из грунта и в образовавшийся канал протягивают линейное ВВ и подрывают его, после чего вводят в образовавшийся канал футляр, при этом для достижения поставленного технического результата в направляющем канале большего диаметра, образующемся после подрыва линейного маломощного ВВ, размещают направляющую трубу длиной 2,0-2,5 м, ось которой совпадает с траекторией прокола, в которую предварительно вставляют трубу с коническим наконечником, а прокол канала проводят большими отрезками труб до выхода конического наконечника в приемную траншею, после чего извлекают направляющую трубу и трубу с коническим наконечником из грунта, в образовавшийся канал протягивают расчетный заряд линейного ВВ, подрывают его, а в образовавшийся канал устанавливают футляр.

Недостатками данного способа являются невозможность завершения процесса прокола, вследствие смятия приваренного отрезка трубы при проталкивании ее в скважину из-за большой протяженности прокола и твердости суглинистого грунта, в результате чего происходит прихват трубы разуплотняющимся грунтом.

Технический результат предлагаемого способа - повышение надежности и точности выполнения прокола большой протяженности в суглинистом грунте, ускорение и удешевление работ, простота реализации способа, повышение качества канала для установки футляров любых диаметров.

Технический результат достигается тем, что подготавливают рабочую и приемную траншеи, тщательно выравнивают дно рабочей траншеи, укладывают на него направляющую раму, размещают на ней трубу с коническим наконечником, при этом предварительно изготавливают направляющий канал малого диаметра, помещают в него линейное маломощное ВВ, подрывают его, а затем в полученный направляющий канал большего диаметра размещают направляющую трубу длиной 2,0-2,5 м, ось которой совпадает с траекторией прокола, в которую предварительно вставляют трубу с коническим наконечником, а прокол проводят большими отрезками труб до прихвата трубы суглинистым грунтом, что не позволяет продолжить операцию прокола, при этом, для достижения поставленной цели технического результата в трубе, осуществляющей прокол, размещают по всей длине линейное маломощное ВВ и производят сотрясательное взрывание, а прокол продолжают освобожденной от прихвата грунтом трубой до выхода конического наконечника в приемную траншею, после чего извлекают направляющую трубу и трубу с коническим наконечником из грунта, в образовавшийся канал протягивают расчетный заряд линейного ВВ, подрывают его, а в образовавшийся канал устанавливают футляр.

Пример осуществления способа

Для прокладки футляра под дорогой диаметром 530 мм были подготовлены рабочая и приемная траншеи. Рабочая траншея должна иметь длину на 5000 мм больше, чем длина трубы футляра. Глубина прокладки футляра определяется проектом, но не должна быть менее 2500 мм от подошвы рельса или дорожного покрытия до верха футляра (Технологические карты основных строительно-монтажных работ по сооружению газопроводов в сельской местности. Саратовский институт «ГИПРОНИИ ГАЗ» ГП «Росстройгазификация», 1993, стр. 42). На первый отрезок трубы диаметром 76 мм с толщиной стенки 4,5 мм крепят конический наконечник. Затем по месту проектного расположения оси футляра предварительно в грунте изготавливают канал длиной 2 м. В канал вставляют два отрезка линейного маломощного ВВ-ДШУ - 33М (33 г гексогена на 1 п.м.), снаряженные ЭД-24. После их подрыва в грунте образовывался канал идеальной цилиндрической формы диаметром 88-90 мм. Для исключения люфта 76 мм трубы в образованном канале диаметром 88-90 мм используют трубу диаметром 89 мм с толщиной стенки 5,5 мм длиной 2,0 м. В указанную трубу вставляют трубу диаметром 76 мм длиной 2,5-3,0 м с коническим наконечником. По траектории расположения выступающей в канале трубы диаметром 76 мм с коническим наконечником в рабочей траншее устанавливают направляющую раму. Затем указанные трубы вставляют в канал и вдавливают в грунт с помощью бульдозера. На первый отрезок трубы 76 мм с коническим наконечником приваривают аналогичный отрезок 76 м трубы, торец которой закрывают металлической пробкой и вдавливают в грунт, оставляя отрезок для сварки с новой трубой. Процесс прокола продолжают до смятия приваренного отрезка трубы (38 м), так как из-за большой протяженности прокола (45 м) в твердом суглинистом грунте, происходит мощный прихват трубы, который не позволяет завершить процесс прокола. Для освобождения трубы от прихвата грунтом в трубе, осуществляющей прокол, по всей ее длине размещают два отрезка линейного маломощного ВВ-ДШУ - 33М. После подрыва линейных зарядов происходит многократное отражение продуктов взрыва от стенок металлической трубы, которая под их действием взаимодействует с грунтом, в результате чего образуется зазор до 2-х мм. Далее прокол продолжают, пока конец трубы с коническим наконечником не выйдет в приемную траншею. Точность прокола длиной 45 метров была с отклонением по высоте 45 мм, а время прокола сократилось на 25-30%. Указанное отклонение прокола сравнимо с погрешностью топографической съемки.

После этого трубы извлекают бульдозером из канала и в образованное отверстие с помощью заранее протянутой проволоки затягивают расчетный заряд ВВ-линейного шнурового кумулятивного заряда (ШКЗ-4) с навеской ВВ 290 г на 1 п.м. Для увеличения диаметра скважины в грунте под футляр диаметром 530 мм в канал протаскивают заряд из трех отрезков линейного заряда ШКЗ-4, который рассчитывают согласно патенту №2362936, МПК F16L 1/08, приоритет от 19.11.2007 г., «Способ бестраншейной прокладки футляров под автомобильными и железными дорогами при строительстве магистральных трубопроводов с использованием энергии управляемого взрыва». Вес компоновочного заряда составил 870 г на 1 п.м. Предварительно отрезки линейного шнурового кумулятивного заряда ВВ-ШКЗ-4 прижимают и стягивают липкой лентой до образования правильной формы. Заполнение канала производят, отступив от устья канала на 100-150 мм. Такое расположение заряда при взрыве предотвращает обрушение породы возле конца канала. В результате взрыва расчетного линейного шнурового кумулятивного заряда образован канал диаметром 538-545 мм. Грунт вокруг канала был уплотнен в радиусе 1000 мм от оси отверстия. После установки футляра в течение дня грунт сошелся вокруг футляра за счет разуплотнения. Тем самым обеспечивается точность прокола большой протяженности в твердом грунте. Способ позволяет повысить надежность и точность выполнения прокола большой протяженности в суглинистом грунте, ускорить и удешевить работы, упростить реализацию способа, улучшить качество канала для установки футляров любых диаметров.

Все вышеперечисленные признаки, характеризующие способ, обеспечивают достижение поставленной технической задачи.

Способ бестраншейной прокладки футляров под автомобильными и железными дорогами при строительстве трубопроводов, заключающийся в подготовке рабочей и приемной траншей, тщательном выравнивании дна рабочей траншеи, укладке направляющей рамы, размещении на ней трубы с коническим наконечником, при этом предварительно изготавливают направляющий канал малого диаметра, помещают в него линейное маломощное взрывчатое вещество, подрывают его, а затем в полученный направляющий канал большего диаметра вставляют направляющую трубу длиной 2,0-2,5 м, ось которой совпадает с траекторией прокола, в которую предварительно вставляют трубу с коническим наконечником, а прокол канала производят большими отрезками труб до прихвата трубы суглинистым грунтом, что не позволяет продолжить операцию прокола, отличающийся тем, что в трубе, осуществляющей прокол, размещают по всей длине линейное маломощное взрывчатое вещество и производят сотрясательное взрывание, а прокол канала продолжают освобожденной от прихвата грунтом трубой до выхода конического наконечника в приемную траншею, после чего извлекают направляющую трубу и трубу с коническим наконечником из грунта, в образовавшийся канал протягивают расчетный заряд линейного взрывчатого вещества, подрывают его, а в образовавшийся канал устанавливают футляр.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к строительству переходов трубопроводов, прокладываемых путем протаскивания трубопровода 12 на опорно-направляющих кольцах 1 вовнутрь защитного кожуха 13.

Изобретение относится к области строительства трубопроводных систем и используется при сооружении коллекторов газосборных на переходах через автомобильные дороги в сложных инженерно-геокриологических условиях.

Изобретение относится к способу и устройству для электростатического соединения коаксиальной трубчатой конструкции. Наружная труба содержит электропроводящий материал и имеет внутреннюю поверхность.

Изобретение относится к строительству трубопроводов и используется при сооружении переходов под автомобильными, железными дорогами и водными преградами в качестве опор, предназначенных для протаскивания трубопровода внутри защитного кожуха или в бетонном туннеле.
Изобретение относится к прокладке трубопроводов под автомобильными и железными дорогами. Готовят рабочий и приемный котлованы.

Изобретение относится к строительству переходов трубопроводов и может быть использовано для защиты от повреждений резиновой манжеты, герметизирующей межтрубное пространство перехода трубопровода.

Изобретение относится к средствам установки труб, а именно к центрирующим опорам для поддержания внутренней трубы внутри наружной. Центрирующая опора для внутренней трубы содержит охватывающий внутреннюю трубу пластмассовый хомут с изогнутым вдоль поверхности внутренней трубы стяжным замком и выполненные заодно с хомутом радиальные стойки в виде плоских пластин.

Изобретение относится к строительству трубопроводов и может быть использовано при сооружении переходов трубопроводов через водные преграды. Подводный трубопровод типа "труба в трубе" для перехода через водную преграду включает забалластированный на дне цилиндрический кожух с выведенными за пределы береговых водоохранных зон торцами и проложенный внутри него напорный продуктопровод.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. Переход газопровода состоит из изолированных труб, проложенных в виде балочного перехода с его железобетонным укрытием сверху без контакта с газопроводом.

Группа изобретений относится к строительству трубопроводов и используется в качестве опор для протаскивания трубопровода внутри другой трубы, защитного кожуха или бетонного туннеля.

Изобретение относится к эксплуатации наружных газопроводов и может быть использовано при ремонте газопроводов с минимальным по времени отключением потребителей от системы газоснабжения.

Изобретение используется при прокладке подводных трубопроводов. Предложено трубоукладочное судно, которое имеет носовую часть, кормовую часть и верхнюю палубу с буровой шахтой, проходящей через верхнюю палубу.

Группа изобретений относится к укладке подводных трубопроводов или кабелей. Устройство для прокладки удлиненного элемента в траншее содержит основной корпус, контактирующее с грунтом устройство, на которое установлен основной корпус и посредством которого устройство может при эксплуатации перемещаться по грунту, устройство перемещения удлиненного элемента, выполненное с возможностью перемещения удлиненного элемента из исходного положения в положение прокладки удлиненного элемента, и заглубитель, прикрепленный к основному корпусу и сконфигурированный для направления удлиненного элемента из его положения прокладки удлиненного элемента в его положение в траншее.

Группа изобретений относится к устройствам для обследования проходного сечения линейной части трубопроводов и может быть использовано для определения местонахождения недопустимой для пропуска снаряда-профилемера аномалии.

Группа изобретений относится к ремонту магистральных трубопроводов на болотах или в обводненной местности. По меньшей мере четыре кессона доставляют на место выборочного ремонта и последовательно монтируют на трубу вверх дном посредством опорных роликов, фиксируют их на трубе ремнем, затем устанавливают кессоны в рабочее положение поворотом их на 180°.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для обеспечения стабильности проектного положения от гидродинамического или газодинамического воздействия потока перекачиваемого продукта на трубопровод.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для обеспечения устойчивости положения трубопровода против всплытия от действия продольных сил.

Группа изобретений относится к ремонту трубопроводов. Сегмент для восстановительной трубы содержит внутреннюю поверхностную пластину, образующую внутреннюю окружную поверхность, боковые пластины и торцевые пластины, обеспеченные вертикально на периферийном крае внутренней поверхностной пластины.

Изобретение относится к строительству наземного трубопровода. Строительство реализуется с понтонного основания модульного типа, выполненного из полимерных материалов.

Группа изобретений относится к строительству подводных трубопроводов. Электронная система для управления спусковой аппарелью судна-трубоукладчика при укладке трубопровода на дно водоема выполнена с возможностью сбора данных, относящихся к конфигурации спусковой аппарели, к судну-трубоукладчику, и данных, относящихся к силам, передаваемых спусковой аппарелью и судном-трубоукладчиком трубопроводу.

Группа изобретений относится к трубопроводному транспорту и может быть использована для ремонта подводных трубопроводов, например, проходящих с берега в морские сооружения или между морскими сооружениями. Система 2 предназначена для выполнения внутренней переоблицовки подводного трубопровода 5, имеющего впускное отверстие 13 и выпускное отверстие 11 ниже уровня 8 моря. Система содержит навивочный барабан 3, расположенный над уровнем моря и имеющий намотанный на него отрезок внутренней облицовки 1, расположенной в уплощенной ориентации. Навивочный барабан 3 выполнен с возможностью подачи указанной внутренней облицовки 1 во впускное отверстие 13. С ведущим концом указанной внутренней облицовки сопряжен исполнительный механизм, выполненный с возможностью приложения усилия 6 натяжения к указанной внутренней облицовке 1 так, чтобы протягивать указанную внутреннюю облицовку через трубопровод. Внутренняя облицовка выполнена из композитной конструкции, имеющей волоконную сердцевину. Указанная волоконная сердцевина имеет прочность на разрыв в аксиальном направлении, превышающую прочность на разрыв в радиальном направлении и превышающую прочность на разрыв слоя пластика. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 10 ил.
Наверх