Мультисенсорный набор игровых и обучающих элементов "вариабили" (варианты)

Группа изобретений относится к вариантам игровых наборов. Они могут использоваться людьми разного возраста и состояния здоровья, но, прежде всего, рекомендованы для работы с детьми, в частности с детьми, имеющими индивидуальные особенности развития. Первый вариант набора состоит из отдельных полых замкнутых прямоугольных призм, каждая из которых имеет основание в форме прямоугольного равнобедренного треугольника. Второй вариант набора помимо названных призм содержит игровые элементы в виде отдельных полых замкнутых кубов. В полости каждого из этих элементов расположен наполнитель в виде сыпучего материала, а снаружи элемент имеет шероховатое многоцветное покрытие 8. Все призмы и кубы сочетаются между собой по размерам и изображенным на их гранях рисункам. Технический результат изобретения состоит в обеспечении полисенсорной стимуляции пользователя при взаимодействии с элементами наборов. 7 з.п. ф-лы, 11 ил.

 

Группа изобретений относится к вариантам игровых наборов. Они могут использоваться людьми разного возраста и состояния здоровья, но, прежде всего, рекомендованы для работы с детьми, в частности с детьми, имеющими индивидуальные особенности развития, такие как: нарушения эмоционально-волевой сферы, координации, опорно-двигательного аппарата, фонематического слуха и восприятия (аутизм, синдром Дауна, ДЦП и др.).

Предложенные наборы могут применяться с целью развития различных умений и навыков, связанных преимущественно с художественно-творческой деятельностью, организованной в образовательных, социальных и медицинских учреждениях в рамках реабилитационных, коррекционно-педагогических, арт-педагогических и арт-терапевтических программ.

Известно обучающее устройство «куб Ибалакова», содержащее две основные призмы с основаниями в виде прямоугольных равнобедренных треугольников и четыре вспомогательных призмы, имеющие одну общую вершину, связанные между собой шарнирно с возможностью последовательного их складывания (RU 4399, кл. G09B 1/00, опубликовано 16.06.1997).

Недостаток известного решения состоит в ограниченном количестве возможных комбинаций входящих в куб элементов, поскольку они неразъемного соединены между собой. Кроме того, в процессе обучения у пользователей из сенсорики задействовано в основном зрительное восприятие деталей устройства.

Также известен игрушечный строительный набор, содержащий унифицированные полые детали в виде различных по форме объемных геометрических тел, в том числе кубов и треугольных призм, при этом каждая деталь выполнена в виде контейнера с крышкой для размещения в нем кондитерских изделий, и/или игрушек, и/или наклеек (RU 67463, кл. A63H 33/06, опубликовано 27.10.2007).

В приведенном решении детали набора выполнены по отдельности, что расширяет возможность их комбинирования друг с другом, однако эти детали выполнены из пластмассы и имеют гладкую поверхность, окрашенную в стандартные насыщенные цвета: красный, синий, зеленый, желтый и т.п., что может воздействовать на некоторых пользователей, имеющих отклонения нервной системы, раздражающе и возбуждающе.

Кроме того, выполнение деталей известного набора полыми не преследует цель стимуляции слухового аппарата пользователя, а служит лишь для создания упаковки вышеназванных предметов.

Технический результат изобретения состоит в обеспечении полисенсорной стимуляции пользователя при взаимодействии с элементами предложенных наборов, поскольку в этой работе задействованы сразу несколько органов чувств: зрение, слух и осязание, при этом не требуется большого времени и особых навыков для освоения наборов.

Также изобретение способствует творческой активности пользователей, развивая их объемно-пространственное воображение и способность к самостоятельному художественно-конструкторскому творчеству, в том числе у людей, имеющих различные нарушения, улучшая при этом их эмоциональное состояние и являясь интересной формой арт-терапии.

Названный технический результат достигнут в изобретении с помощью следующих признаков.

Согласно первому варианту набора каждый игровой и обучающий элемент, входящий в этот набор, выполнен в виде отдельной полой замкнутой прямоугольной призмы с основанием в форме прямоугольного равнобедренного треугольника. В полости этого элемента расположен наполнитель в виде сыпучего материала, а снаружи элемент имеет шероховатое многоцветное покрытие. Все призмы имеют одинаковый размер. Оптимально в этот набор входят восемь призм.

Согласно второму варианту набора в состав его игровых и обучающих элементов помимо вышеназванных призм входят элементы в виде отдельных полых замкнутых кубов. В полости каждого из этих элементов расположен наполнитель в виде сыпучего материала, а снаружи элемент имеет шероховатое многоцветное покрытие.

Оптимально этот набор содержит двенадцать элементов: четыре куба и восемь призм, при этом высота каждой призмы и катеты ее треугольного основания равны длине ребра каждого куба.

Оба вышеназванных варианта набора характеризуются следующими частными существенными признаками:

- в полости элементов расположены перегородки;

- наполнитель выполнен из природного материала;

- разные элементы могут иметь разные наполнители;

- покрытие элементов выполнено из натуральных красок, в основе которых природные пигменты земляные и минеральные;

- названные земляные пигменты представляют собой сиену и/или умбру, а минеральные - шпинель;

- покрытие сторон одного элемента выполнено в виде абстрактных фантазийных рисунков, сочетающихся с рисунками сторон других элементов.

Изобретение поясняется чертежом, где на фиг. 1 изображены основные элементы набора; на фиг. 2-5 - некоторые варианты сочетания элементов в виде призм (вариант 1); на фиг. 6-9 - некоторые варианты сочетания элементов в виде призм и кубов (вариант 2); на фиг. 10 - развертка куба; на фиг. 11 - развертка призмы.

Первый вариант предложенного набора игровых и обучающих элементов состоит из любого количества отдельных прямоугольных призм 1, высотой 15 см, с основанием в форме прямоугольного равнобедренного треугольника 2, длина катета которого составляет также 15 см. Во второй вариант набора помимо названных призм входят игровые и обучающие элементы в виде отдельных кубов 3 с гранью в виде квадрата 4, сторона которого равна высоте названной призмы и катету ее основания, т.е. 15 см.

На фиг. 1 наглядно показано, как деление куба на две призмы увеличивает число граней, которые позволяют получить при манипулировании игровыми элементами большее количество разнообразных сочетаний рисунков.

Игровые элементы по величине могут быть больше названных, делая их более наглядными и обеспечивая захват обеими руками пользователя, при этом размеры этих элементов в каждом наборе должны сочетаться между собой. Для детей дошкольного возраста или физически ослабленных детей вес и размер игровых элементов должен быть доступным для манипуляции ими.

Все элементы обоих наборов могут быть выполнены путем складывания по линиям перегиба 5 каждой заготовки куба (фиг. 10) и каждой заготовки призмы (фиг. 11). По краям заготовок выполнены язычки 6, которые взаимодействуют при складывании с прорезями 7, расположенными в соответствующих местах по линиям перегиба заготовок.

Указанные элементы могут быть выполнены из картона, а в их полостях с зазорами установлены перегородки, также выполненные из картона, и содержится небольшое количество сухого сыпучего природного материала, производящего при манипуляции с элементами сенсорно комфортный шумовой эффект, когда указанный материал пересыпается из одной части полости в другую через указанные зазоры. Такое решение обеспечивает более длительный шумовой эффект, а перегородки, кроме того, служат для упрочнения конструкции, поскольку повышают ее жесткость.

К материалу наполнителя могут относиться мелкие морские ракушки, речной гравий, галька, рис, фасоль, горох, перец-горошек и др. Разные элементы могут иметь наполнители из разных материалов. В зависимости от использования того или иного материала каждый элемент набора приобретает свое индивидуальное звучание.

Снаружи все элементы обоих наборов покрыты антиаллергенными красками, в основе которых природные пигменты: земляные (сиена и/или умбра натуральные и жженые) и минеральные (шпинель серо-голубой). Эти пигменты прочны, устойчивы к атмосферным воздействиям и свету.

Также возможно использование других натуральных пигментов из следующих минералов: лазурит, малахит, шпинель оранжевый, а также охры светлые, золотистые и темные, марсы коричневые темные и светлые. Краски с этими пигментами имеют самые разнообразные оттенки.

Используемые при окраске элементов наборов цвета являются не яркими, они часто встречаются в естественных природных условиях. Эти цвета не утомляют зрение пользователя в процессе игры. Благодаря фактуре краски, игровые элементы имеют шероховатую, приятную для тактильного осязания поверхность, оказывая расслабляющий терапевтический эффект на пользователя.

Покрытие 8 граней каждого отдельного элемента выполнено в виде абстрактных рисунков 9, которые при соединении нескольких элементов, дополняя друг друга, образуют единую композицию. Комплементарность рисунка граней игровых элементов позволяет создавать множество скульптурных и живописных композиций.

Создание живописных работ на плоскости, образованной гранями объемных геометрических фигур, способствует необычайному многообразию возможных вариабельных сочетаний, образующих живописные композиции, что дало название обоим наборам «Вариабили». Так, из четырех квадратов можно создать одну квадратную картину, получив при этом до 497 различных ее вариаций, а использование четырех кубов увеличивает число вариаций до 31104, добавив при этом в набор призмы, полученные рассечением названных кубов по диагонали, число возможных красочных комбинаций увеличится до 497 664.

Дидактическая игра с использованием предложенных наборов основана на вариативности визуальных и пространственных форм, которые можно составить в результате манипуляций с игровыми элементами.

Оптимально для получения достаточного количества вариантов изображений и строительных конструкций можно использовать для первого набора восемь призм, а для второго набора - дополнительно еще четыре куба.

Оба варианта набора могут использоваться также как строительный конструктор. Составление различных комбинаций из игровых элементов способствует развитию координации, мелкой и крупной моторики, межполушарного взаимодействия, пространственных представлений, а также зрительно-моторной координации.

Наличие размещенного в полости игровых элементов сыпучего материала с различным звучанием позволяет разнообразить воздействие на пользователя, особенно это заинтересует слабовидящих людей, у которых основными возможностями для познания окружающего мира являются осязание и слух. В этом поможет выполнение наружной поверхности игровых элементов шероховатыми, когда краска нанесена пастозно, образуя некоторый рельеф. Т.о. при пользовании наборами задействованы различные органы чувств человека, а именно: зрительные, тактильные и слуховые.

Все элементы наборов выполнены из экологически чистых натуральных материалов, что особо важно при работе с ними детей.

Дидактическая игра с использованием предложенных наборов не предполагает единственно правильного выполнения, мотивируя пользователя к экспериментированию и созданию новых оригинальных форм, что благоприятно воздействует на развитие различных высших психических функций человека. Игровые элементы можно по-разному ставить, сочетать, играть с объемными фигурами, создавая картину своего внутреннего мира. Если у ребенка психологическая проблема и ему успели приклеить ярлык неумехи, то в данной игре у него все получится, ибо он приобретает право на собственные желания. А это - первый шаг к уверенности в себе (это касается и взрослых). Как показала практика, дети открываются, уходит страх неудачи, они становятся творцами, отчего сами получают огромное удовольствие и позитивные эмоции.

Возможность для моделирования различных комбинаций из объемных тел и изображенных на них абстрактных рисунков и форм - это мощное средство для включения правополутарного творческого мышления. Комбинирование рисунков и форм может быть применено для развития чувства композиции, способности видеть красоту линии, формы и цвета. Призматические комбинации формы и цвета сделаны на языке детей, помогая им осваивать пространство и ощущение себя в нем, активируя воображение и поддерживая интерес к совместной деятельности. Помимо этого происходит развитие образных представлений и ассоциативности мышления. Поскольку живописные композиции слабо структурированы, абстрактны, то они могут по конфигурации напоминать разные объекты. Манипулируя с формами, переворачивая их, по-разному размещая в пространстве, дети находят сходство со знакомыми им образами и представлениями.

Снятие блокады страха в сочетании с натуральным материалом и развивающим эффектом определяют возможность использования предложенных игровых наборов в коррекционной работе.

Ниже представлены результаты тестирования предложенных игровых наборов в детском учреждении Ханн. Мюндена (Германия) для особых детей Немецкого Красного Креста, проведенные 30.03.2016 специалистом по коррекционной дошкольной педагогики Жаклин Хинц:

«Дети очень открыто и с любопытством подошли к этому другому для них типу игрового и строительного материала.

Ассортимент земляных красок в сочетании с минеральной краской имеет очень успокаивающее воздействие на детей.

В экспериментальной сборке детьми всегда создаются новые формы.

Первоначально дети начали строить игровые элементы в высоту, на что требуется особенно внимательное мастерство.

Игровой материал способствует коллективной игре, но может быть использован и в одиночку.

Призмы и кубы заполнены гремящим материалом. Когда дети берут их в руки, они слышат различные шорохи, это тренирует их слух.

Дети детсадовского возраста захватывают и удерживают объемные игровые элементы обеими руками, что способствует развитию координации движений в целом.

Таким образом, эти игровые элементы тренируют различные органы чувств ребенка: зрительные, слуховые, тактильные, восприятие веса и пропорциональности тел.

Также происходит интенсивная тренировка пространственного мышления».

В России предложенные наборы также прошли апробацию и хорошо были приняты детьми и взрослыми, в том числе имеющими некоторые особенности в своем развитии.

1. Набор игровых и обучающих элементов, имеющих одинаковый размер и каждый из которых выполнен в виде отдельной полой замкнутой прямоугольной призмы с основанием в форме прямоугольного равнобедренного треугольника, при этом в полости разных элементов расположен разный наполнитель в виде сухого сыпучего природного материала, и с зазором относительно стенок элемента установлены перегородки, выполненные с возможностью пересыпания через них наполнителя из одной части полости в другую, а снаружи элемент имеет шероховатое многоцветное покрытие, выполненное из натуральных антиаллергенных красок, в основе которых природные пигменты земляные и минеральные.

2. Набор по п. 1, отличающийся тем, что земляные пигменты представляют собой сиену и/или умбру, а минеральные - шпинель.

3. Набор по п. 1, отличающийся тем, что покрытие сторон одного элемента выполнено в виде абстрактных рисунков, сочетающихся с рисунками сторон других элементов.

4. Набор по п. 1, отличающийся тем, что он содержит восемь элементов.

5. Набор игровых и обучающих элементов, выполненных в виде отдельных замкнутых полых кубов и прямоугольных призм, каждая из которых имеет основание в форме прямоугольного равнобедренного треугольника, при этом в полости разных элементов расположен разный наполнитель в виде сухого сыпучего природного материала, и с зазором относительно стенок элемента установлены перегородки, выполненные с возможностью пересыпания через них наполнителя из одной части полости в другую, а снаружи элемент имеет шероховатое многоцветное покрытие, выполненное из натуральных антиаллергенных красок, в основе которых природные пигменты земляные и минеральные.

6. Набор по п. 5, отличающийся тем, что земляные пигменты представляют собой сиену и/или умбру, а минеральные - шпинель.

7. Набор по п. 5, отличающийся тем, что покрытие сторон одного элемента выполнено в виде абстрактных рисунков, сочетающихся с рисунками сторон других элементов.

8. Набор по п. 5, отличающийся тем, что он содержит двенадцать элементов: четыре куба и восемь призм, при этом высота каждой призмы и катеты ее треугольного основания равны длине ребра каждого куба.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области информационных технологий и может быть использовано для дистанционного проведения конкурсных мероприятий по робототехнике для обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования.
Способ оптимизированного изготовления объемного объекта с использованием метода оригами фусен, отличающийся тем, что в начале создания объемного объекта на имеющем форму квадрата листе, из которого изготавливается объемный объект, создают следы перегибов по линиям диагоналей этого квадрата, а также по линиям перпендикуляров к каждой диагонали в серединах их каждой половины и в серединах их каждой четверти, а также по линиям перпендикуляров к каждой стороне этого квадрата в серединах сторон, в серединах их каждой половины и в серединах их каждой четверти.

Изобретение относится к способу обработки данных игрового процесса, выполняемому процессором, причем способ содержит извлечение сохраненного игрового процесса и метаданных игрового процесса из памяти, идентификацию релевантных ссылок на основании метаданных игрового процесса; вложение по меньшей мере одной из релевантных ссылок в сохраненный игровой процесс; и сохранение игрового процесса с вложенными ссылками в памяти.

Описываются система и способ для сбора и совместного использования данных игры на консоли. В вариантах осуществления данные игрового процесса собирают непосредственно на игровой консоли без необходимости внешних аппаратных средств.

Описываются система и способ для сбора и совместного использования данных игры консоли. В вариантах осуществления данные игрового процесса получают непосредственно на игровой консоли без необходимости внешних аппаратных средств.

Изобретение относится к обучающим играм и учебным макетным пособиям и может быть использовано для обучения студентов и детей школьного возраста основам физики, электротехники и электроники.

Изобретение относится к занимательным играм-головоломкам для развития логического мышления и для тренировки внимания, памяти, моторики пальцев рук и координации движений кисти руки и может быть также использовано в качестве обучающего инструмента.

Изобретение относится к компьютерному имитационному моделированию, а более конкретно к взаимодействию пользователя с имитационными моделями. Некоторые варианты реализации настоящего изобретения преимущественно обеспечивают системы, оборудование и способы обеспечения интерактивной электронной игры.

Изобретение относится к пространственному игровому устройству, улучшающему логические навыки и ловкость, в частности игре-лабиринту, имеющей правильную, неправильную или неупорядоченную охватывающую форму.

Изобретение относится к компьютерному моделированию и к генерации синтезированных сред. .

Изобретение относится к игровой системе, имеющей компьютерную программу, сохраненную на энергонезависимом машиночитаемом носителе. Средства обмена информацией обеспечивают вносителям доступ к этому серверу и позволяют дарополучателям получать информацию о взносах, направляемых вносителями через этот сервер. Компьютерной программой измеряется значение накопления. Со стоимостью накопления связано триггерное значение. Из числа дарополучателей производится выбор по меньшей мере одного получателя награды, причем этот выбор производится компьютерной программой при достижении триггерного значения. Осуществляется уведомление по меньшей мере одного соответствующего лица из числа вносителей и передача по меньшей мере одной награды, соответствующей пороговой стоимости. Таким образом, заявленная система является малозатратной в реализации и обслуживании при сохранении ее эффективности. 14 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх