Комплекс бортового оборудования вертолетов и самолетов авиации общего назначения

Комплекс бортового оборудования вертолетов и самолетов авиации общего назначения (АОН) содержит многофункциональный индикатор (МФИ), основной пилотажный прибор (ОПП), комбинированную курсовертикаль (КВ), приемники воздушных давлений, приемник температуры торможений, блок преобразования сигналов, интегрированную систему радиосвязи (ИСР), систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации, комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования, устройство беспроводной загрузки пользовательских данных, ответчик системы управления воздушным движением, аварийно-спасательный радиомаяк, малогабаритный бортовой регистратор, радиовысотомер, автоматический радиокомпас, транспондер автоматического зависимого наблюдения, комплект аппаратуры ближней навигации и посадки VOR/ILS/маркерного приемника/автоматического радиокомпаса, автопилот, соединенные определенным образом с помощью канала информационного обмена. МФИ содержит блок вычисления и формирования, включающий модуль индикации и сигнализации, программные модули навигации и картографии, а также предупреждения критических режимов и раннего предупреждения близости земли, дисплейный модуль, модуль питания. ОПП содержит ЖК-индикатор, модуль определения пространственного положения, модуль преобразования критических сигналов. КВ содержит основной вычислительный модуль, модуль пространственного положения, модуль измерения и вычисления воздушных данных с приемником ГЛОНАСС/GPS, датчик магнитного курса. ИСР содержит блок радиостанции, пульт внутренней связи. Обеспечивается повышение безопасности пилотирования и эффективность применения вертолетов и самолетов АОН. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к универсальному бортовому радиоэлектронному оборудованию (БРЭО), обеспечивающему измерение и индикацию экипажу летательного аппарата (ЛА) параметров полета, сигнализацию предельных и критических режимов полета и работы агрегатов и систем ЛА, навигацию, управление оборудованием, радиосвязь, регистрацию полетных данных, мониторинг технического состояния бортовых систем ЛА.

Существует класс авиации общего назначения, в который входят вертолеты и самолеты, характеризующиеся небольшим взлетным весом и малым количеством перевозимых пассажиров, что в свою очередь накладывает особые требования к массогабаритным характеристикам, энергопотреблению и стоимости БРЭО и его эксплуатации.

На сегодняшний день прослеживается тенденция сменяемости поколений БРЭО вертолетов и самолетов на высокоинтегрированные цифровые системы, построенные на основе платформ общих вычислительных ресурсов вместо разрозненных электронных блоков, а также по принципам «стеклянной кабины», т.е. применения многофункциональных дисплеев вместо традиционных отдельных электромеханических приборов.

Такая тенденция, а также специфика авиации общего назначения накладывает требования по обеспечению максимального уровня интеграции функций бортового оборудования при минимальном количестве аппаратных единиц авионики.

Известен бортовой пилотажно-навигационный комплекс для вертолетов, описанный в патенте РФ №2204504, МПК B64C 13/16, G01C 23/00, 08.07.2002, принятый за прототип, содержащий в своем составе взаимосвязанные навигационную систему, систему управления вертолетом, систему индикации, бортовую вычислительную машину, выполняющую функции задания исходных данных, формирования и коррекции параметров движения, систему преобразования аналоговой и дискретной информации, устройство интегрированного формирования информации, устройство сопряжения.

Недостатками известного изобретения, принятого за прототип, являются:

- структура комплекса построена на основе концепции федеральной централизованной архитектуры (ФЦА), т.е. комплекс представляет собой совокупность отдельных комплектующих изделий (КИ), выполняющих в составе БРЭО вертолета определенную функцию и связанных между собой множеством различных каналов (интерфейсов) приема/передачи информации,

- большое количество перекрестных информационных связей между КИ комплекса,

- сравнительно высокие показатели массовых и габаритных характеристик,

- функциональная ограниченность и ограниченность применения, определяемая жестко фиксируемой структурой построения комплекса.

Предлагаемый комплекс бортового оборудования вертолетов и самолетов авиации общего назначения КБО ВС АОН направлен на улучшение технических и эксплуатационных характеристик вертолетов и самолетов АОН за счет повышения степени интеграции функций БРЭО в оптимальное количество аппаратных единиц авионики.

Для достижения технического результата, заключающегося в повышении безопасности пилотирования и эффективности применения вертолетов и самолетов АОН, повышении технического совершенства, надежности работы комплекса, предложен комплекс бортового оборудования вертолетов и самолетов авиации общего назначения, содержащий,

многофункциональный индикатор МФИ, состоящий из взаимодействующих между собой блока вычисления и формирования БВФ, модуля дисплейного (цветного) МДЦ, модуля питания МПИ, причем блок вычисления и формирования БВФ содержит n-программных модулей, включающих операционную систему, модуль ввода-вывода, модуль контроля оборудования и т.д, а также программный модуль индикации и сигнализации, программный модуль навигации и картографии,

программный модуль предупреждения критических режимов, программный модуль раннего предупреждения близости земли, и содержащий элементы управления режимами, расположенные на его лицевой панели, имеющие встроенный подсвет,

основной пилотажный прибор ОПП, состоящий из собственно ЖК-индикатора, модуля определения пространственного положения и измерения воздушных данных МПП и модуля преобразования критических сигналов МПКС,

комбинированную курсовертикаль KB, состоящую из взаимодействующих между собой основного вычислительного модуля, модуля пространственного положения, модуля измерения и вычисления воздушных данных с приемником ГЛОНАСС/GPS, датчика магнитного курса,

приемники воздушных давлений ПВД,

приемник температуры торможения,

блок преобразований сигналов БПС,

интегрированную систему радиосвязи ИСР, состоящую из блока радиостанции, включающего взаимодействующие между собой модуль речевого оповещения и модуль переговорного устройства, пультов внутренней связи,

систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации СТАУС,

комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования, состоящий из табло светосигнальных, табло светосигнальных с контролем, блока регулировки освещения, регулятора режима яркости,

ответчик системы управления воздушным движением УВД,

аварийно-спасательный радиомаяк,

малогабаритный бортовой регистратор МБР,

устройство беспроводной загрузки пользовательских данных,

радиовысотомер,

автоматический радиокомпас АРК, транспондер автоматического зависимого наблюдения, комплект аппаратуры ближней навигации и посадки VOR/ILS/маркерного приемника/автоматического радиокомпаса, автопилот,

канал информационного обмена.

На фиг. 1 представлена блок-схема предложенного комплекса.

Комплекс бортового оборудования вертолетов и самолетов авиации общего назначения содержит:

многофункциональный индикатор МФИ 1, состоящий из блока вычисления и формирования БВФ 2, включающий n-программных модулей, содержащих программный модуль индикации и сигнализации 3, программный модуль навигации и картографии 4, программный модуль предупреждения критических режимов 5, программный модуль раннего предупреждения близости земли 6, а также модуля дисплейного (цветного) МДЦ 7 и модуля питания МПИ 8,

основной пилотажный прибор ОПП 9, состоящий из ЖК-индикатора 10, модуля определения пространственного положения и измерения воздушных данных МПП 11 и модуля преобразования критических сигналов МПКС 12,

комбинированную курсовертикаль KB 13, состоящую из основного вычислительного модуля 14, модуля пространственного положения 15, модуля измерения и вычисления воздушных данных с приемником ГЛОНАСС/GPS 16, датчика магнитного курса КМТ 17,

приемники воздушных давлений ПВД 18,

приемник температуры торможения 19, блок преобразования сигналов БПС 20,

интегрированную систему радиосвязи ИСР 21, состоящую из блока радиостанции 22, включающего модуль переговорного устройства 23 и модуль речевого оповещения 24, и пультов внутренней связи 25,

систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации СТАУС 26, состоящую из табло аварийной и уведомляющей сигнализации,

комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования СТО 27, состоящий из табло светосигнальных, табло светосигнальных с контролем, блока регулировки освещения, регулятора режима яркости,

устройство беспроводной загрузки пользовательских данных 28, состоящее из блока и антенны,

ответчик системы УВД 29, состоящий из блока передатчика и антенн,

аварийно-спасательный радиомаяк 30, состоящий из автоматического стационарного радиомаяка и переносного аварийно-спасательного радиомаяка;

малогабаритный бортовой регистратор МБР 31, состоящий из блока, пульта управления, устройства микрофонного динамического,

радиовысотомер 32,

автоматический радиокомпас АРК 33,

транспондер автоматического зависимого наблюдения 34, состоящий из собственно блока,

комплекта аппаратуры ближней навигации и посадки VOR/ILS/маркерного приемника/автоматического радиокомпаса 35,

автопилот 36, состоящий из вычислителя управления и приводных механизмов,

канал информационного обмена 37, представляющий собой совокупность цифровых и аналоговых линий передачи данных, объединяющих входящее в комплекс оборудование.

На фиг. 2 показана лицевая панель многофункционального индикатора МФИ 1, где

38 - элементы управления режимами;

Комплекс бортового оборудования вертолетов и самолетов авиации общего назначения осуществляет:

- формирование и непрерывное отображение экипажу вертолета (самолета) пилотажно-навигационной информации;

- оперативное управление отображением информации на МФИ 1 и ОПП6;

- двухстороннюю радиосвязь в пределах прямой радиовидимости членов экипажа с наземными диспетчерскими службами ОВД;

- внутреннюю телефонную связь между членами экипажа;

- прослушивание звуковых сигналов средневолновых приводных и широковещательных радиостанций;

- автоматическую передачу сигналов бедствия при аварии вертолета (самолета) или при вынужденной посадке;

- ручную и автоматизированную (по предустановленным частотам) настройку радиосвязного и радионавигационного оборудования;

- навигационную поддержку полета вертолета (самолета);

- контроль состояния силовой установки вертолета (самолета);

- формирование и хранение информации об отказах систем вертолета (самолета), о превышении эксплуатационных ограничений параметров двигателя и бортового оборудования, а также выдачу этой информации на земле обслуживающему персоналу;

- сбор, формирование и регистрацию массива полетной информации, а так же аудиоинформации о переговорах экипажа и пассажиров в защищенном бортовом регистраторе.

Многофункциональный индикатор МФИ 1, состоящий из взаимодействующих между собой блока вычисления и формирования БВФ 2, включающий n-программных модулей, содержащих программный модуль индикации и сигнализации 3, программный модуль навигации и картографии 4, программный модуль предупреждения критических режимов 5, программный модуль раннего предупреждения близости земли 6, а также модуля дисплейного МДЦ 7 и модуля питания МПИ 8, осуществляет:

- решение задач навигации и управления полетом;

- управление режимами работы и настройкой систем комплекса;

- индикацию параметров состояния бортового оборудования и двигателя(ей);

- индикацию отказов блоков комплекса;

- индикацию пилотажно-навигационных параметров (углы крена, тангажа; магнитный курс; боковое скольжение; приборная, вертикальная скорость; абсолютная, относительная барометрическая высота; радиовысота; курс АРК);

- выбор информационных кадров для отображения, ввод данных;

- отображение уведомляющих и аварийных сообщений;

- регулирование яркости отображаемой информации.

Блок вычисления и формирования БВФ 2, включающий n-программных модулей, содержащих программный модуль индикации и сигнализации 3, программный модуль навигации и картографии 4, программный модуль предупреждения критических режимов 5, программный модуль раннего предупреждения близости земли 6, а также операционную систему, модуль ввода-вывода, модуль контроля оборудования и т.д., является платформой общих вычислительных ресурсов и обеспечивает функционирование всех входящих в него программных модулей, а также осуществляет прием и выдачу интерфейсных сигналов в сопрягаемое оборудование, формирование изображения для передачи в МДЦ7.

Модуль дисплейный МДЦ 7 осуществляет отображение принимаемой видеоинформации на ЖК-экране, опрос текущего состояния элементов управления режимами 38, а также выдает в БВФ 2 информацию об их состоянии.

Модуль питания МПИ 8 осуществляет бесперебойное питание БВФ 2, МДЦ 7.

Элементы управления режимами 38 расположены на лицевой панели МФИ 1 и включают в себя достаточное количество кнопок и регуляторов в виде нажимных кремальер. Элементы управления режимами 38 в виде кнопок, имеющих встроенный подсвет, осуществляют вызов функций комплекса, управление режимами отображения информации, режимами работы смежных систем.

Элементы управления режимами 38 в виде нажимных кремальер, осуществляют, например, регулировку яркости ЖК-экрана МФИ 1, выставку значений параметров, например, атмосферного давления, частоты настройки радиооборудования.

Блок БВФ 2 обеспечивает прием и выдачу разовых команд (РК) от вертолетных (самолетных) датчиков, а также взаимодействие с БРЭО.

Особенностью данного индикатора МФИ 1 является то, что блок БВФ 2, входящий в его состав, является платформой общих вычислительных ресурсов и обеспечивает выполнение функций основного вычислителя и алгоритмической обработки, а также управление и обработку входной информации, тем самым реализуется интеграция бортовой вычислительной машины и индикатора. Это обеспечивается тем, что блок БВФ 2 содержит множество независимых прикладных программных приложений, в том числе введенный программный модуль навигации и картографии 4, разработанных в соответствии с требованиями реального времени, тем самым позволяет комплексировать входящее в данный комплекс оборудование и интегрировать многие функции КБО.

МФИ 1 взаимодействует с ОПП 9, KB 13, БПС 20, ИСР 21, СТАУС 26, ответчиком системы УВД 29, аварийно-спасательным радиомаяком 30, МБР 31, радиовысотомером 32, АРК 33, транспондером автоматического зависимого наблюдения 34, комплектом аппаратуры ближней навигации и посадки VOR/ILS/маркерного приемника/автоматического радиокомпаса 35, автопилотом 36 по каналу информационного обмена 37.

Основной пилотажный прибор ОПП 9, состоящий из ЖК-индикатора 10, модуля определения пространственного положения и измерения воздушных данных МПП 11 и модуля преобразования критических сигналов МПКС 12, осуществляет прием и отображение основной пилотажно-навигационной информации, - такой как приборная и истинная воздушная скорость, вертикальная скорость, относительная барометрическая высота, боковое скольжение, крен, тангаж, сигнализацию выхода за пределы заданного эшелона, а также автономное измерение, вычисление и отображение высотно-скоростных параметров полета и пространственного положения ЛА в случае отказа основного канала измерения пилотажно-навигационных параметров, а именно KB 13.

На ЖК-индикаторе 10 отображаются следующие параметры: курс гиромагнитный, курс автоматического радиокомпаса (АРК), крен, тангаж, приборная и истинная скорость, вертикальная скорость; относительная барометрическая высота, радиовысота; боковое скольжение; температура наружного воздуха; общий шаг и обороты несущего винта.

Встроенный МПП 11 осуществляет автономное измерение, вычисление и отображение высотно-скоростных параметров полета и пространственного положения вертолета (самолета) в случае отказа основного канала измерения пилотажно-навигационных параметров, а именно KB 13.

Встроенный МПКС 12 осуществляет автономный прием и преобразование аналоговых сигналов от датчиков несущей системы (для вертолетов) или силовых установок (для самолетов) для обеспечения резервного отображения информации критических параметров.

ОПП 9 принимает информацию от KB 13 и БПС 20 и взаимодействует с МФИ 1 по каналу информационного обмена 37.

Комбинированная курсовертикаль KB 13, состоящая из основного вычислительного модуля 14, модуля пространственного положения 15, модуля измерения и вычисления воздушных данных с приемником ГЛОНАСС/GPS 16, датчика магнитного курса КМТ 17 осуществляет:

- измерение, вычисление и выдачу потребителям параметров пространственного положения вертолета (самолета), осуществляемые средствами модуля пространственного положения 15;

- измерение, вычисление и выдачу потребителям высотно-скоростных параметров вертолета (самолета) средствами основного вычислительного модуля 14 и средствами модуля измерения и вычисления воздушных данных с приемником ГЛОНАСС/GPS 16;

- прием информации средствами модуля измерения и вычисления воздушных данных с приемником ГЛОНАСС/GPS 16, преобразование и выдачу потребителям навигационных параметров вертолета (самолета) от спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/GPS;

- выдачу потребителям значений параметров пространственного положения и навигационных параметров объекта, вычисленных с использованием информации от собственных датчиков (датчиков линейных ускорений, датчиков угловых скоростей), КМТ 17, приемников воздушных давлений ПВД 18 и информации от СНС ГЛОНАСС/GPS.

Особенностью данной комбинированной курсовертикали является то, что в ее состав введен модуль измерения и вычисления воздушных данных с приемником ГЛОНАСС/GPS 16, позволяющий реализовать в KB 13 работу в режиме совмещения.

KB 13 по каналу информационного обмена 37 взаимодействует с МФИ 1 и ОПП 9.

Приемники воздушных давлений ПВД 18 осуществляют восприятие и передачу в KB 13 и МПП 11, входящий в ОПП 9, полного и статического давлений воздушного потока. Особенность ПВД в том, что в них предусмотрено устройство, формирующее сигнал отказа обогрева каждого ПВД. Приемники ПВД устанавливаются на правом и левом борту вертолета (самолета).

Приемник температуры торможения 19 осуществляет восприятие и передачу в KB 13 и МПП 11, входящий в ОПП 9, температуры торможения воздушного потока.

Блок преобразования сигналов БПС 20, осуществляет:

- прием и преобразование в цифровую форму дискретных сигналов от бортовых датчиков вертолета (самолета);

- выдачу информации в виде последовательного двоичного кода по каналу информационного обмена 37;

- выдачу информации о собственной исправности в МФИ 1.

БПС 20 осуществляет бесперебойное питание приемника температуры торможения 19.

БПС 20 взаимодействует с МФИ 1 и ОПП 9 по каналу информационного обмена 37.

Интегрированная система радиосвязи ИСР 21, состоящая из блока радиостанции 22, включающего модуль переговорного устройства 23 и модуль речевого оповещения 24, и пультов внутренней связи 25 осуществляет:

- посредством модуля переговорного устройства 23 и модуля речевого оповещения 24 внешнюю двухстороннюю симплексную телефонную радиосвязь одному из пилотов воздушного судна (с возможностью прослушивания переговоров другим пилотом);

- посредством блока радиостанции 21 внешнюю двухстороннюю симплексную радиосвязь для одного из пилотов через дополнительную радиостанцию;

- посредством блока радиостанции 22 и пультов внутренней связи 25 внутреннюю телефонную связь в режиме СПУ (самолетное переговорное устройство) (конференц-связь) между двумя пилотами и одним пассажиром с регулировкой громкости;

- посредством блока радиостанции 22 и модуля речевого оповещения 24 прослушивание каждому из двух пилотов:

- сигналов от радионавигационных устройств с регулировкой громкости;

- сигналов от датчиков специальных сигналов;

- речевых сообщений;

- сигналов маркерных радиомаяков со встроенного маркерного приемника.

ИСР 21 взаимодействует с МФИ 1, СТАУС 26 по каналу информационного обмена 37.

Система табло аварийной и уведомляющей сигнализации СТАУС 26, состоящая из табло аварийной и уведомляющей сигнализации, независимо от МФИ 1 и ОПП 9 представляет экипажу сигнальную аварийную и предупреждающую сигнальную информацию о состоянии вертолетных (самолетных) систем и агрегатов в виде световых и звуковых сигналов.

СТАУС 26 взаимодействует с МФИ 1 и БПС 20 по каналу информационного обмена 37.

Комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования СТО 27, состоящий из табло светосигнальных, табло светосигнальных с контролем, блока регулировки освещения, регулятора режима яркости, предназначен для освещения внутрикабинного оборудования, что позволяет улучшить световой климат кабины, тем самым уменьшить утомляемость экипажа, а также для предоставления экипажу аварийных, предупреждающих и уведомляющих световых сигналов о состоянии систем и агрегатов.

Внутреннее светосигнальное и светотехническое оборудование 27 взаимодействует со СТАУС 26.

Устройство беспроводной загрузки пользовательских данных 28, состоящее из блока и антенн, осуществляет устойчивое соединение по беспроводному каналу связи определенного стандарта с электронным планшетом пилота для последующей загрузки во внутреннюю память индикатора МФИ 1 карт, аэронавигационных баз данных (АНБД) и пользовательской информации.

Ответчик системы УВД 29, состоящий из блока передатчика и антенн осуществляет работу с селективными и неселективными вторичными радиоканалами, обеспечивает радионаблюдение (элементарное, расширенное и автоматическое зависимое), для приема, декодирования запросных сигналов и формирования на них ответов.

Ответчик системы УВД 29 взаимодействует с МФИ 1 по каналу информационного обмена 37.

Аварийно-спасательный радиомаяк 30, состоящий из автоматического стационарного радиомаяка и переносного аварийно-спасательного радиомаяка, осуществляет передачу через искусственные спутники земли на станции приема и обработки информации системы КОСПАС-САРСАТ радиосигналов бедствия, содержащих координаты, а также обеспечение привода поисковых средств к месту аварии.

Аварийно-спасательный радиомаяк 30 взаимодействует с МФИ 1 по каналу стандартного информационного обмена 37.

Малогабаритный бортовой регистратор МБР 31, состоящий из блока и пульта управления, осуществляет сбор и регистрацию аналоговой, дискретной, цифровой параметрической и звуковой информации. МБР 31 обеспечивает сохранение и перезапись зарегистрированной информации в наземный комплекс обработки, сохранение зарегистрированной полетной информации в случае летного происшествия.

МБР 31 взаимодействует с МФИ 1, ОПП 9, KB 13, ИСР 21 по каналу информационного обмена 37.

Радиовысотомер 32 представляет собой радиолокационную станцию с непрерывным излучением частотно-модулированных радиоволн. Радиовысотомер 32 осуществляет измерение и выдачу информации о геометрической высоте ЛА.

Радиовысотомер 32 взаимодействует с МФИ 1 и автопилотом 36 по каналу информационного обмена 37.

Автоматический радиокомпас АРК 33 осуществляет определение курсового угла приводных и широковещательных радиостанций.

Автоматический радиокомпас 33 взаимодействует с МФИ 1 и ОПП 9 по каналу информационного обмена 37.

Транспондер автоматического зависимого наблюдения 34, состоящий из блока приема и обработки, осуществляет:

- прием и обработку на борту вертолета (самолета) информации ADS-R на основе технологии 1090ES;

- прием и обработку на борту вертолета (самолета) информации наземного сервиса TIS-B на основе технологии 1090ES;

- взаимодействие с бортовыми аналоговыми и цифровыми датчиками и системами без дополнительных блоков сопряжения.

С помощью транспондера автоматического зависимого наблюдения 34 осуществляется безопасное маневрирование на основе полученной координатно-временной информации от окружающих воздушных судов, данных наземного наблюдения (TIS-B) и бортовых координатно-временных датчиков (GNSS и др.). Транспондер автоматического зависимого наблюдения 34 совместно с ответчиком системы УВД 29 полностью реализует функции автоматического зависимого наблюдения.

Введение транспондера автоматического зависимого наблюдения 34 решает следующие задачи наблюдения:

- улучшенное визуальное наблюдение (EVAcq);

- обнаружение конфликтов (CD).

- улучшенное визуальное наблюдение при заходе на посадку (EVApp);

- наблюдение за наземной обстановкой в районе аэродрома (ASSA, FAROA).

Транспондер автоматического зависимого наблюдения 34 взаимодействует с МФИ 1 по каналу информационного обмена 37.

Комплект аппаратуры ближней навигации и посадки VOR/ILS/маркерного приемника/автоматического радиокомпаса 35 обеспечивает определение магнитного пеленга вертолета (самолета) относительно радиомаяков VOR, расположенных во всех регионах земного шара, заход на посадку и посадку ВС в большинстве аэропортов мира по I, II и III категориям ICAO, определение наклонной дальности вертолета (самолета) до радиомаяков DME, расположенных во всех регионах земного шара. МФИ 1 и ОПП 9 осуществляют управление и прием данных от аппаратуры VOR/ILS/DME.

Комплект аппаратуры ближней навигации и посадки VOR/ILS/маркерного приемника/автоматического радиокомпаса 35 взаимодействует с МФИ 1 и ОПП 9 и автопилотом 36 по каналу информационного обмена 37.

Очевидно, что предложенный комплекс обладает достаточным набором бортового радиоэлектронного оборудования для подключения системы управления - автопилота. Включение автопилота в состав комплекса позволяет обеспечить удобство и простоту пилотирования вертолета (самолета) на всех режимах полета.

Автопилот 36, состоящий из вычислителя управления и приводных механизмов, осуществляет

- автоматическую стабилизацию углов курса, крена и тангажа на всех режимах полета, автоматическую координацию разворота, автоматическую стабилизацию приборной скорости полета, автоматическую стабилизацию барометрической высоты полета, автоматическую стабилизацию геометрической высоты (при полете над равнинным участком местности и над водной поверхностью) на установившихся режимах полета, автоматическую стабилизацию вертикальной скорости полета, автоматический выход на заданный курс с последующей его стабилизацией, автоматический выход на заданную высоту с последующей ее стабилизацией,

- автоматическое и директорное управление вертолетом (самолетом) при полете по маршруту путевым или маршрутным способом;

- автоматическую и директорную стабилизацию вертолета (самолета) на траектории захода на посадку по сигналам радиотехнической системы посадки по 2 категории ИКАО;

- автоматический и директорный уход на второй круг;

автоматическое триммирование проводки управления с одновременным центрированием штоков рулевых машин в каналах направления, крена, тангажа и общего шага;

- автоматическую и директорную стабилизацию вертолета на траектории захода на заданную навигационную точку.

- улучшение управляемости и повышение устойчивости вертолета на всех режимах полета по каналам курса, крена и тангажа.

Автопилот 36 взаимодействует с МФИ 1, комплектом аппаратуры ближней навигации и посадки VOR/ILS/маркерного приемника/автоматического радиокомпаса 35, радиовысотомером 32 по каналу информационного обмена 37.

Канал информационного обмена 37 представляет собой совокупность цифровых и аналоговых линий передачи данных, объединяющих входящее в комплекс оборудование.

Таким образом, предложенный комплекс бортового оборудования вертолетов и самолетов авиации общего назначения осуществляет:

- интеграцию отображения информации (приборов, параметров, сигналов) по принципам «стеклянной кабины»;

- интеграцию основных функций комплекса бортового оборудования за счет оптимального количества аппаратных единиц - обеспечивает универсальность применения аппаратуры на любом вертолете (самолете) авиации общего назначения.

1. Комплекс бортового оборудования вертолетов и самолетов авиации общего назначения, содержащий многофункциональный индикатор, основной пилотажный прибор, блок преобразования сигналов, отличающийся тем, что комплекс содержит комбинированную курсовертикаль, интегрированную систему радиосвязи, систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации, комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования, приемники воздушных давлений, приемник температуры торможения, ответчик системы управления воздушным движением, аварийно-спасательный радиомаяк, малогабаритный бортовой регистратор, устройство беспроводной загрузки пользовательских данных, взаимодействующие по каналу информационного обмена, многофункциональный индикатор содержит взаимодействующие между собой блок вычисления и формирования, включающий n-программных модулей, содержащих программный модуль индикации и сигнализации, программный модуль навигации и картографии, программный модуль предупреждения критических режимов, программный модуль раннего предупреждения близости земли, модуль дисплейный и модуль питания, на лицевой панели многофункционального индикатора расположены элементы управления режимами, имеющие встроенный подсвет, основной пилотажный прибор содержит взаимодействующие между собой модуль определения пространственного положения и измерения воздушных данных и модуль преобразования критических сигналов, комбинированная курсовертикаль содержит взаимодействующие между собой основной вычислительный модуль, модуль пространственного положения, датчик магнитного курса, а также модуль измерения и вычисления воздушных данных с приемником ГЛОНАСС/GPS и взаимодействующие с ней приемники воздушных давлений и приемник температуры торможения, интегрированная система радиосвязи содержит блок радиостанции, включающий модуль речевого оповещения и модуль переговорного устройства, и пульты внутренней связи.

2. Комплекс бортового оборудования вертолетов и самолетов авиации общего назначения по п. 1, отличающийся тем, что он содержит радиовысотомер.

3. Комплекс бортового оборудования вертолетов и самолетов авиации общего назначения по п. 1, отличающийся тем, что он содержит автоматический радиокомпас.

4. Комплекс бортового оборудования вертолетов и самолетов авиации общего назначения по п. 1, отличающийся тем, что он содержит транспондер автоматического зависимого наблюдения.

5. Комплекс бортового оборудования вертолетов и самолетов авиации общего назначения по п. 1, отличающийся тем, что он содержит комплект аппаратуры ближней навигации и посадки VOR/ILS/маркерного приемника/автоматического радиокомпаса.

6. Комплекс бортового оборудования вертолетов и самолетов авиации общего назначения по пп. 1, 2, 5 отличающийся тем, что он содержит автопилот.



 

Похожие патенты:

Трехосный микромеханический блок чувствительных элементов содержит корпус в виде шестигранного куба с базовыми поверхностями на боковых гранях, электронные субблоки в виде печатных плат с крышками.

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть использовано в одноосных и трехосных измерителях угловых скоростей и линейных ускорений, используемых в инерциальных навигационных системах и в пилотажных системах управления подвижными объектами в качестве датчиков первичной информации.

Изобретения относятся к области систем навигации летательных аппаратов (ЛА) и могут быть использованы при выставке бесплатформенных инерциальных навигационных систем летательного аппарата (БИНС ЛА) корабельного базирования.

Изобретение относится к часовому устройству, содержащему среднюю часть (30), закрытую задней крышкой и стеклом, указанная средняя часть (30) содержит окружный заплечик (34), в котором имеется канавка (37), указанная канавка расположена на поверхности заплечика, параллельно центральной оси (С) средней части, указанное часовое устройство содержит систему (20) с вращающимся безелем, вращательно установленную в указанном окружном заплечике, характеризующуюся тем, что указанная система с вращающимся безелем включает в себя безельное кольцо (40, 41) по меньшей мере с одной первой выемкой (46), расположенной на поверхности безеля, которая должна быть обращена в сторону указанной канавки после того, как указанная система (20) с вращающимся безелем установлена в средней части, указанная система (20) с вращающимся безелем помимо этого содержит пружинные средства (80), заходящие как в указанную по меньшей мере одну первую выемку (46) безеля, так и в канавку (37) в средней части, удерживая систему (20) с вращающимся безелем в средней части (30) часового устройства.

Изобретение относится к радиотехнике, а именно к методам и системам пассивной радиолокации, и может быть использовано для определения местоположения в трехмерном пространстве источника радиоизлучения (ИРИ), размещенного на летательном аппарате (ЛА) (самолет, вертолет и т.п.), за счет приема и последующей обработки электромагнитных волн, порожденных этим ИРИ.

Изобретение относится к способам определения кинематических параметров гребной механической системы и сил, приложенных к ее элементам. При реализации предложенного способа осуществляют прямые измерения ускорения и скорости лодки вдоль ее продольной оси и угол поворота весла в вертлюге вокруг вертикальной оси.

Изобретение относится к области измерительных систем и комплексов боевых летательных аппаратов (ЛА). Технический результат - повышение точности оценивания и краткосрочного прогноза параметров движения цели на основе субоптимальной процедуры ее углового сопровождения в обеспечение эффективного применения неуправляемых авиационных средств поражения (АСП).

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может найти применение для восстановления фактических (опытных) параметров движения при проведении летных испытаний летательного аппарата (ЛА).

Группа изобретений относится к способу и системе отображения полетной информации. Для отображения полетной информации отслеживают текущее местоположение самолета на заданной траектории полета, определяют текущий момент времени для текущего местоположения самолета на траектории, обеспечивают плановое время нахождения самолета в текущем положении, вычисляют и отображают отклонение планового и текущего времени, обеспечивают рекомендуемую путевую скорость, вычисляют и отображают отклонение текущей путевой скорости от рекомендованной.

Изобретение относится к области комплексных навигационных систем, систем управления и наведения летательных аппаратов (ЛА). Технический результат изобретения - повышение точности и быстродействия оптимального оценивания и коррекции всех измеряемых инерциальной навигационной системой (ИНС) навигационных и пилотажных параметров в обеспечение эффективного решения навигационных, боевых и специальных задач.

Группа изобретений относится к способу и устройству для конфигурирования системы управления тревожным сигналом для летательного аппарата, системе управления тревожным сигналом.

Группа изобретений относится к способу и устройству для формирования многофункционального сигнала стабилизации углового положения летательного аппарата (ЛА). Для формирования сигнала стабилизации задают сигнал углового отклонения положения ЛА, измеряют сигналы углового положения и угловой скорости ЛА, измеряют сигнал скоростного напора, формируют сигнал рассогласования между ограниченным определенным образом сигналом заданного углового отклонения и ограниченным сигналом запаздывания и преобразуют его в аналоговый сигнал, формируют суммарный сигнал на основе аналогового сигнала, ограничивают суммарный сигнал определенным образом для воздействия на рулевой привод.

Изобретение относится к авиационной технике. Летательный аппарат (ЛА) аэродинамической схемы «флюгерная утка» содержит механизированное крыло и флюгерное переднее горизонтальное оперение (ФПГО) (10) с серворулем (3), которые шарнирно размещены на оси вращения ОО1.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям винтокрылых летательных аппаратов, и к способам минимизации шума хвостового винта. Винтокрылый летательный аппарат (1) расположен вдоль первой передне-задней плоскости (Р1), отделяющей первую сторону (6) от второй стороны (7) винтокрылого летательного аппарата (1).

Группа изобретений относится к области авиации, а именно к системам управления подвижными поверхностями летательного аппарата. Система (100) с приводом от электродвигателей для перемещения подвижного элемента (200) содержит по меньшей мере два привода (1, 2), каждый из которых оснащен узлом для соединения с подвижным элементом и каждый рассчитан на то, чтобы перемещать подвижный элемент самостоятельно, и центральный блок (3) управления.

Изобретение относится к системам автоматического управления обеспечения большой подъемной силы самолета с помощью пред-/закрылок (21, 22), которые выполнены с возможностью установки в различные конфигурации: для крейсерского полета, полета в зоне ожидания, взлета или посадки.

Изобретение относится к области автоматического управления самолетом, в частности к системам управления, обеспечивающим автоматический режим захода на посадку. .

Изобретение относится к области автоматического управления самолетом, в частности к способам управления, обеспечивающим автоматический режим захода на посадку. .

Изобретение относится к способу и устройству для снижения нагрузок на конструкцию летательного аппарата. .

Система автоматизированного модального управления в продольном канале летательного аппарата (ЛА) содержит ручку пилота/задатчик тангажа, вычислитель автопилота угла тангажа, сервопривод, датчик угла тангажа, ограничитель предельных режимов, датчик угловой скорости тангажа, блок балансировки, вычислитель алгоритма модального управления (ВАМУ), система воздушных сигналов, соединенных определенным образом. Сервопривод содержит гидропривод и селектор минимального сигнала. Ограничитель предельных режимов содержит задатчик максимального угла атаки и вычислитель автомата ограничения угла атаки. ВАМУ содержит блок формирования сигнала усредненного приведенного коэффициента подъемной силы, программный блок передаточной функции системы по сигналу угловой скорости тангажа, блок невязки по угловой скорости тангажа, блок формирования сигнала управления. Обеспечивается повышение безопасности полета путем улучшения характеристик управления ЛА с помощью построения алгоритма синтеза управления ЛА в продольной плоскости. 2 ил.
Наверх