Локомотивная система раннего обнаружения и тушения пожара

Изобретение относится к области противопожарных средств для оповещения об аварийной ситуации или возгорании и запуска средств пожаротушения. Система включает в себя блок управления и сбора информации, источник бесперебойного питания, устройство управления средствами пожаротушения, устройство звукового сигнала, пульты дистанционного управления, магнитоуправляемый датчик, пожарный извещатель, устройство светового сигнала, средство пожаротушения, радиостанцию, средство переключения из режима автоматического управления в режим ручного управления, блок мобильной связи, линейный тепловой извещатель. Причем система снабжена связанными с блоком управления и сбора информации или интегрированными в этот блок двумя CAN-интерфейсами, один из которых предназначен для связи с блоком мобильной связи и/или бортовыми системами регистрации, а второй - для связи с аналогичными системами в других секциях многосекционного локомотива. Достигается расширение функциональных возможностей. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к противопожарным устройствам и предназначена для оповещения об аварийной ситуации или возгорании в защищаемых отсеках и запуска средств пожаротушения. Система предназначена для установки на железнодорожных транспортных средствах, а именно на локомотивах - тепловозах и электровозах.

Известна система пожарной сигнализации и управления пожаротушением, которая может быть использована на транспортных средствах и содержит пожарные извещатели, связанные с блоком управления и сбора информации с возможностью контроля неисправности линии их состояния пожарных извещателей, устройство управления запуском средств пожаротушения, подключенное к средству управления и сбора информации, связанному с устройством светового сигнала и с устройством звукового сигнала, а также со средством переключения из режима автоматического управления в режим ручного управления и с блоком энергонезависимой памяти для регистрации изменений своего состояния (RU 93285 U1 A62C 37/00, дата публикации 27.04.2010). Известная система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах при многосекционном исполнении локомотива не обеспечивает контроль и управление пожаротушением в ведомых секциях. Она не контролирует закрытия дверей локомотива и не обеспечивает обесточивания помещения локомотива до включения средств пожаротушения. Также известная система не обеспечивает в автоматическом режиме оповещения по мобильной связи заинтересованных служб на линии (поездной диспетчер, машинистов поездов) об опасной пожарной ситуации в данном локомотиве. Кроме того, в системе отсутствует шлейф сигнализации для раннего обнаружения повышения температуры в кабельных силовых каналах с помощью линейного теплового извещателя - термокабеля.

Технический результат, достижение которого обеспечивается в предлагаемой системе, - это расширение функциональных возможностей, обеспечивающее возможность использование его на железнодорожном транспортном средстве при многосекционном исполнении локомотива.

Технический результат достигается тем, что разработана локомотивная система раннего обнаружения и тушения пожара, содержащая пожарные извещатели, связанные с блоком управления и сбора информации с возможностью контроля неисправности линии и состояния пожарных извещателей, устройство управления запуском средств пожаротушения, подключенное к блоку управления и сбора информации, связанному с устройством светового сигнала и с устройством звукового сигнала, а также со средством переключения из режима автоматического управления в режим ручного управления и с блоком энергонезависимой памяти для регистрации изменений своего состояния, причем система снабжена связанными с блоком управления и сбора информации или интегрированными в него двумя CAN-интерфейсами, один из которых предназначен для связи с блоком мобильной связи и/или бортовыми системами регистрации, а второй - для связи с аналогичными системами в других секциях многосекционного локомотива, блоком коммутации, который формирует дискретные выходные сигналы для остановки дизеля при тепловозной тяге или отключения высокого напряжения при электрической тяге и отключения питания цепей управления локомотива до запуска устройства пожаротушения, и магнитоуправляемыми датчиками контроля закрытия дверей локомотива, при этом система дополнительно содержит два внешних пульта дистанционного управления для ручного адресного включения устройства управления запуском средств пожаротушения.

Система выполнена с возможностью управления штатной радиостанцией для передачи аварийных звуковых сообщений дежурному по депо об автоматическом включении радиостанции в режиме «отстоя» и ручном управлении в режиме «маршрута».

Система включает в себя датчики температуры и/или датчики дыма и/или датчики открытого пламени, а также линейный тепловой датчик.

Блок управления и сбора информации представляет собой микроконтроллер.

Система снабжена источником бесперебойного питания.

На чертеже показана структурная схема предлагаемой системы раннего обнаружения и тушения пожара.

Система раннего обнаружения и тушения пожара содержит следующие функциональные элементы:

1 - блок контроля индикации и управления БКИУ, выполненный на базе микроконтроллера;

2 - источник бесперебойного питания;

3 - устройство управления средствами пожаротушения;

4 - устройство звукового сигнала;

5 - пульт дистанционного управления;

6 - магнитоуправляемый датчик;

7 - пожарный извещатель;

8 - устройство светового сигнала;

9 - средство пожаротушения, например, генератор огнетушащего аэрозоля;

10 - радиостанция;

11 - средство переключения из режима автоматического управления в режим ручного управления;

12 - блок мобильной связи;

13 - аналогичная система в другой секции;

14 - линейный тепловой извещатель (термокабель).

Локомотивная система раннего обнаружения и тушения пожара содержит блок 1 управления и сбора информации с возможностью контроля неисправности линии и состояния пожарных извещателей 7. В системе используется источник бесперебойного питания 2. К блоку 1 подключены также устройство 3 управления запуском средств пожаротушения 9, устройство 8 светового сигнала, устройство 4 звукового сигнала, блок энергонезависимой памяти для регистрации изменений своего состояния (не показан). Блок 1 связан через CAN1 с блоком 12 мобильной связи и/или бортовыми системами регистрации, а через интерфейс CAN2 - с аналогичными системами 13 в других секциях многосекционного локомотива. Кроме того, к блоку 1 подключены блок 11 коммутации и магнитоуправляемые датчики контроля закрытия дверей локомотива. Блок 11 коммутации формирует дискретные выходные сигналы для остановки дизеля при тепловозной тяге или отключения высокого напряжения при электрической тяге и отключения питания цепей управления локомотива до запуска средств пожаротушения 9. Система дополнительно содержит два внешних пульта 5 дистанционного управления для ручного адресного включения устройства управления запуском средств пожаротушения 9. Система выполнена с возможностью управления штатной радиостанцией 10, связанной с блоком 1, для передачи аварийных звуковых сообщений дежурному по депо об автоматическом включении радиостанции в режиме «отстоя» и ручном управлении в режиме «маршрута».

В системе пожарные извещатели 7 включают в себя датчики температуры, и/или датчики дыма, и/или датчики открытого пламени. Система содержит также линейный тепловой извещатель 14.

Блок 1 управления и сбора информации содержит микроконтроллер.

Система обеспечивает: автоматическое обнаружение очага пожара в контролируемых помещениях локомотива (до 5 зон) при повышении температуры и/или дыма и/или и открытого пламени; тушение пожара в ручном (при наличии на локомотиве локомотивной бригады) и автоматическом (при отстое локомотива) режимах; автоматическое обнаружение проникновения в локомотив посторонних лиц при отстое локомотива и контроль несанкционированного открытия пульта дистанционного управления ПДУ.

В системе осуществляется оперативное (раннее) обнаружение пожарной ситуации в локомотиве и своевременное оповещение с помощью световых и звуковых оповещателей, локомотивной бригады на маршруте с указанием номера секции и помещения) или дежурного по депо по радиоканалу через поездную радиостанцию при отстое локомотива (с указанием номера локомотива, номера секции и помещения (зоны), где произошел пожар); тушение пожара по выбранным зонам в ручном режиме (при наличии на локомотиве локомотивной бригады) и автоматическом режиме в зоне, где обнаружен очаг возгорания; контроль несанкционированного доступа на локомотив; контроль шлейфов пожарной сигнализации на обрыв и короткое замыкание, а шлейфов пожаротушения на обрыв, контроль уровня напряжения аккумуляторной батареи локомотива и напряжения резервного источника питания с предоставлением в визуальном виде на дисплее 1.1 блока 1, а также передает речевое извещение о неисправностях локомотивной бригаде или дежурному по депо по радиоканалу через поездную радиостанцию при отстое локомотива; запуск системы пожаротушения по зонам (по помещениям локомотива, разделенными дверьми), количество зон не более пяти; запуск средств пожаротушения 9, например генераторов огнетушащего аэрозоля от пультов дистанционного управления 5, расположенных на внешней стороне кузова локомотива с возможностью тушения по зонам; автоматическое определение обрыва и короткого замыкания в шлейфах; хранение данных о событиях в энергонезависимой памяти. Возможно функционирование системы при работе локомотивов по системе многих единиц (управление тушением пожара из любой секции и передача информации на дисплеи блоков 1 во всех секциях). Управление пожаротушением осуществляется с любой секции, как с ведущей, так и с ведомых, при этом переключение режимов работы «Маршрут», «Отстой» выполняется из одной и той же секции с автоматическим переходом всех секций в заданный режим.

Блок 1 содержит переключатель, с помощью которого задаются режимы работы: «Маршрут» или «Отстой».

В режиме «Маршрут» выполняются следующие функции:

- обнаружение задымления и очагов загорания в помещениях локомотива;

- оповещение локомотивной бригады о пожаре и неисправностях в системе и передаче сообщения о пожаре по радиоканалу;

- ручной запуск системы пожаротушения ПТ по основному и резервному шлейфу;

- оповещение локомотивной бригады о вскрытии ящика пульта дистанционного управления установки автоматического пожаротушения;

- посредством промежуточного реле осуществляются управление разрывом цепей сбора тяги локомотива и остановка дизеля для тепловоза, при ситуации «Пожар», по заданному алгоритму;

- посредством промежуточного реле осуществляются управление разрывом цепей сбора тяги, опускание пантографа и остановка вентиляторов для электровоза, при ситуации «Пожар», по заданному алгоритму;

- передача сообщений об аварийных ситуациях по общей CAN шине для записи в блок регистрации других микропроцессорных систем, имеющихся на локомотиве, и синхронизация по ним времени и даты.

- переключение на резервный источник питания без потери функциональности и перебоев в работе.

В режиме «Отстой» выполняются следующие функции:

- обнаружение задымления и очагов загорания в помещениях локомотива;

- оповещение дежурного по депо по радиоканалу о пожаре в локомотиве;

- автоматический запуск системы пожаротушения ПТ по основному шлейфу;

- ручной запуск системы пожаротушения ПТ с пульта дистанционного управления по основному и резервному шлейфу;

- оповещение дежурного по депо по радиоканалу об аварийном событии в локомотиве;

- оповещение дежурного по депо по радиоканалу о несанкционированном доступе к устройствам пожаротушения;

- контроль состояния аккумуляторной батареи локомотива;

- оповещение дежурного по депо по радиоканалу о разряде аккумуляторной батареи локомотива;

- постановку под охрану и снятие с охраны локомотива;

- оповещение дежурного по депо по радиоканалу о постановке и снятие с охраны локомотива;

- оповещение дежурного по депо по радиоканалу о несанкционированном доступе в локомотив;

- переключение на питание от резервного источника;

- передача данных состояния системы на сервер единой системы мониторинга бортовых систем;

- управление оповещателями световыми и звуковой сигнализацией для оповещения о запуске установки автоматического пожаротушения.

Во всех режимах работы система должна обеспечивать обнаружение очага загорания в следующих помещениях локомотива (событие «пожар»):

- кабина машиниста;

- машинное отделение;

- высоковольтная камера;

- каналы силовых кабелей локомотива.

1 Локомотивная система раннего обнаружения и тушения пожара, содержащая пожарные извещатели, связанные с блоком управления и сбора информации с возможностью контроля неисправности линии и состояния пожарных извещателей, устройство управления запуском средств пожаротушения, подключенное к блоку управления и сбора информации, связанному с устройством светового сигнала и с устройством звукового сигнала, а также со средством переключения из режима автоматического управления в режим ручного управления и с блоком энергонезависимой памяти для регистрации изменений своего состояния, отличающаяся тем, что система снабжена связанными с блоком управления и сбора информации или интегрированными в этот блок двумя CAN-интерфейсами, один из которых предназначен для связи с блоком мобильной связи и/или бортовыми системами регистрации, а второй - для связи с аналогичными системами в других секциях многосекционного локомотива, блоком коммутации, который формирует дискретные выходные сигналы для остановки дизеля при тепловозной тяге или отключения высокого напряжения при электрической тяге и отключения питания цепей управления локомотива до запуска устройства пожаротушения, и магнитоуправляемыми датчиками контроля закрытия дверей локомотива, при этом система дополнительно содержит два внешних пульта дистанционного управления для ручного адресного включения устройства управления запуском средств пожаротушения.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что выполнена с возможностью управления штатной радиостанцией для передачи аварийных звуковых сообщений дежурному по депо об автоматическом управлении в режиме «отстоя» и ручном управлении в режиме «маршрута».

3. Система по п. 1, отличающаяся тем, что включает в себя датчики температуры, и/или датчики дыма, и/или датчики открытого пламени, а также линейный тепловой датчик.

4. Система по п. 1, отличающаяся тем, что блок управления и сбора информации представляет собой микроконтроллер.

5. Система по п. 1, отличающаяся тем, что снабжена источником бесперебойного питания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к мобильным наземным пунктам управления беспилотными летательными аппаратами (БЛА). Наземный пункт управления предложен на базе шасси транспортного средства и кузова-фургона прицепа.

Изобретение относится к средствам транспорта, применяемым для перевозки разрядных грузов, и может быть использовано при создании грузовых автомобилей, полуприцепов и грузовых платформ, используемых для перевозки экологически опасных грузов.

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к наземным подвижным пунктам управления с беспилотными летательными аппаратами (БЛА). .

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к передвижным комплексам заготовки крови и ее компонентов. .

Изобретение относится к военной и специальной технике. .

Изобретение относится к транспортным средствам для транспортировки ответственных изделий с обеспечением их защиты как при транспортировке, так и при погрузке и выгрузке, а также стыковки транспортируемого изделия с объектом.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к аварийно-спасательным машинам, используемым при проведении аварийно-спасательных работ в качестве подвижного пункта управления.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к аварийно-спасательным машинам, используемым при проведении аварийно-спасательных работ. .

Изобретение относится к аварийно-спасательным машинам, используемым при проведении аварийно-спасательных работ, для доставки оборудования и персонала в зону ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Изобретение относится к механизации загрузо-разгрузочных работ с взрывчатыми и экологически опасными объектами. .

Изобретение относится к противопожарной технике. Технический результат - повышение эффективности пожаротушения за счет введения быстродействующих элементов в общей цепи автоматической системы пожаротушения.

Изобретение относится к химическому и общему машиностроению, в частности к системам безопасности, предотвращающим развитие чрезвычайной ситуации. Технически достижимый результат - повышение эффективности защиты технологического оборудования и людских ресурсов от аварийных ситуаций путем возможности прогнозирования развития чрезвычайной ситуации при аварии на взрывоопасном объекте.
Изобретение относится к системам охраны, сигнализации и пожаротушения, а именно к системам охраны, сигнализации и пожаротушения, адаптированным к использованию на тяговом и мотор-вагонном подвижном составе рельсового транспорта.

Изобретение относится к устройствам преобразования химической энергии экзотермических композиций в электрическую, а более конкретно, к резервным первичным источникам электрического тока одноразового действия, предназначенным для работы в режиме ожидания для задействования и автономного кратковременного питания бортовой аппаратуры, приборов и устройств, используемых в системах автоматики, в том числе для включения аэрозольных генераторов пожаротушения, аварийной сигнализации, блокировки и т.д.

Изобретение относится к противопожарной технике. Заявляемые способ и устройство могут быть использованы для подачи в зону горения огнетушащего вещества из огнетушителя.

Исполнительный механизм для сигнально-пускового устройства пожаротушения предназначен для использования в автоматических установках водяного и водопенного пожаротушения, в т.ч.
Изобретение относится к системам охранной и пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, адаптированным к использованию в подвижном составе. Система охраны, пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения для тягового подвижного состава включает блоки контроля, индикации и управления, блоки дистанционного управления, объединенные через блок коммутации в единую систему с тепловыми и дымовыми извещателями, звуковыми и световыми оповещателями, исполнительными средствами пожаротушения, блоком резервного питания, устройствами связи локомотивов и адаптер радиосвязи.

Изобретение относится к области судового машиностроения и предназначен для использования в составе системы пожаротушения объектов морской техники для одновременного перекачивания воды и поверхностно-активного огнетушащего вещества.

Изобретение относится к устройствам пожаротушения, а именно к роботизированным установкам пожаротушения. Задачей изобретения является упрощение конструкции, снижение энергопотребления, повышение надежности и улучшение эксплуатационных характеристик.

Изобретение относится к системам пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, а именно - к системам пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, адаптированным к использованию в подвижном составе.

Изобретение относится к технике распыления жидкости и может быть использовано в противопожарной технике, в сельском хозяйстве, в устройствах химической технологии и в теплоэнергетике. Технический результат - повышение эффективности мелкодисперсного распыливания жидкости. Это достигается тем, что в форсунке, содержащей полый цилиндрический корпус с рассекателем вихревого потока, в верхней части корпуса выполнена внешняя резьба для подсоединения к штуцеру распределительного трубопровода для подвода жидкости, а в нижней части корпуса выполнена внешняя резьба для соединения с рассекателем вихревого потока, при этом в корпусе имеется внутренняя цилиндрическая камера, которая служит для подвода жидкости, а в цилиндрической камере, соосно ей, установлен с зазором относительно внутренней боковой поверхности камеры завихритель, закрепленный на штоке, который закреплен в своей верхней части посредством сетчатого фильтра к корпусу, причем рассекатель вихревого потока крепится к корпусу посредством обоймы, имеющей внутреннюю резьбу и выполненной в форме кольца, к которому прикреплены по крайней мере две расположенные наклонно к оси форсунки пластины, соединенные в нижней части вертикально расположенным стержнем, на котором установлен второй завихритель, выполненный в виде конуса с винтовыми лопастями, охватывающего с зазором стержень и опирающегося в нижней части на упор, расположенный горизонтально и перпендикулярно стержню, в цилиндрической камере, соосно ей, установлен с зазором относительно внутренней боковой поверхности камеры полый конический завихритель, выполненный в виде конической поверхности с винтовой сквозной нарезкой, при этом вершина конической поверхности полого конического завихрителя закреплена на торцевой поверхности штока. 1 ил.
Наверх