Моторное масло для двухтактных бензиновых двигателей

Изобретение относится к маслам для двигателей внутреннего сгорания. Заявлено моторное масло для двухтактных бензиновых двигателей, содержащее пакет присадок, загуститель полиизобутилен и базовое масло, которое отличается тем, что базовым маслом является изопарафиновое масло с вязкостью до 2,6 мм2/с при 100°С, выделенное из продуктов гидроизомеризации остатка однопроходного гидрокрекинга вакуумного дистиллата, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

пакет присадок до 4,6 загуститель полиизобутилен 25-30 базовое изопарафиновое масло с вязкостью до 2,6 мм2/с при 100°С до 100

Моторное масло дополнительно содержит растворитель в количестве до 10 мас.%. Результаты испытаний по стандарту JASO FD показали преимущества масел для двухтактных двигателей, изготовленных на базе маловязкого изопарафинового масла с вязкостью до 2,6 мм2/с при 100°С, полученного путем выделения его из продуктов гидроизомеризации остатка однопроходного гидрокрекинга вакуумного дистиллата по сравнению с прототипом. 1 з.п. ф-лы, 4 табл.

 

Изобретение относится к маслам для двигателей внутреннего сгорания.

Масла для двухтактного двигателя используются в целях смазывания и охлаждения движущихся частей. Масло в двухтактном двигателе сгорает совместно с топливом - автомобильным бензином, при этом остаются отложения сгоревших продуктов на поршне, камере сгорания, газоотводной системе, а также загрязняются мелкодисперсными частицами отходящие газы («дымность выхлопа»).

Масла для двухтактного двигателя обычно включают пакет присадок, растворенный в базовом масле, с загустителем и растворителем.

Пакет присадок, как правило, содержит детергенты, диспергирующие присадки и антиоксиданты.

Современные базовые масла для двухтактных двигателей в целях понижения количества образующегося при сгорании дыма содержат дополнительно полиизобутилен в количестве 20-30% масс. на конечный продукт и углеводородный растворитель до 20% на конечный продукт.

В качестве углеводородного растворителя ранее использовалась керосиновая фракция (например, авиакеросин). В последнее время в связи с ужесточением требований к дымности используется узкая фракция изопарафиновых углеводородов, выкипающих в интервале 250-350°С.

На эксплуатационные свойства масел для двухтактных двигателей оказывают влияние как пакет присадок, так и базовое масло, и, в первую очередь, на отложения на цилиндре и дымность отходящих газов.

Известен патент RU 2222571, 2004 г. «Моторное масло для двухтактных бензиновых двигателей». В данном патенте исследования по оптимизации масла для двухтактных двигателей проводились только в рамках оптимизации пакета входящих в него присадок. Оптимизация базового масла не рассматривалась, в результате продукт оказался невостребованным рынком, и его патентная защита прекращена в 2011 году.

Наиболее близким к данному изобретению является патент RU 2213128, 2003 г., заявленный Кастрол Лимитед (GB), «Смазка для двухтактного двигателя мотоцикла».

В данном патенте проведено исследование влияния на качество масла для двухтактных двигателей как пакета присадок, так и базового масла.

Смазка по патенту RU 2213128 содержит базовое масло, представляющее собой минеральное нафтеновое масло, имеющее вязкость при 100°С менее 4 сСт и температуру потери текучести ниже минус 30°С, детергентную систему присадок и загуститель. Также в данном патенте указано, что в ряде случаев при приготовлении масла для двухтактных двигателей используется растворитель в концентрации около 20% масс.

Касательно базового масла (по тексту описания) сделан вывод: «Вязкость базового масла при 100°С предпочтительно ниже 6 сСт, более предпочтительно ниже 4 сСт, и даже более предпочтительно около 2 сСт. Базовое масло предпочтительно является минеральным маслом, полученным из нафтенового исходного сырья, или полиальфаолефином».

Задачей данного изобретения является оптимизация качества масла для двухтактных двигателей по показателям, связанным с отложениями на цилиндре и дымностью отходящих газов, за счет поиска наилучшего для композиции базового масла.

Заявлено моторное масло для двухтактных бензиновых двигателей, содержащее пакет присадок, загуститель полиизобутилен и базовое масло, которое отличается тем, что базовым маслом является изопарафиновое масло с вязкостью до 2,6 мм2/с при 100°С, выделенное из продуктов гидроизомеризации остатка однопроходного гидрокрекинга вакуумного дистиллата, при следующем соотношении компонентов, % масс.:

пакет присадок до 4,6
загуститель полиизобутилен 25-30
базовое изопарафиновое масло
с вязкостью до 2,6 мм2/с при 100°С до 100

Моторное масло дополнительно может содержать растворитель в количестве до 10% масс.

Стремление к дальнейшему улучшению качества масла для двухтактных двигателей привело к исследованию применения в качестве базового масла изопарафинового маловязкого масла с вязкостью не более 2,6 мм2/с при 100°С, полученного гидроизомеризацией остатка однопроходного гидрокрекинга вакуумного дистиллата. Данное масло практически не содержит серы, ароматических углеводородов, содержание парафиновых углеводородов превышает 97% масс., и, как следствие, высокое соотношение по массе водород:углерод.

Для исследования использовалось базовое масло по ТУ 38.401-58-416-2014 «Масло базовое изопарафиновое ТАТНЕФТЬ HVI-2» с показателями:

Также было исследовано влияние содержания загустителя - полиизобутилена и растворителя применительно к композициям масла для двухтактных двигателей, содержащим в качестве базового масла маловязкое изопарафиновое масло с вязкостью до 2,6 мм2/с при 100°С.

Для сравнения использовалось нафтеновое базовое масло с вязкостью 2,2 мм2/с при 100°С и полиолефиновое маловязкое масло с вязкостью при 100°С 2,3 мм2/с. (аналогичные патенту RU 2213128).

В качестве пакета присадок для приготовления масла для двухтактных двигателей использовался пакет присадок фирмы «Лубризол» Lubrizol 601. В приготовлении масла также использовался загуститель полиизобутилен молекулярной массой около 1000 под маркой Lubrizol 3108 и изопарафиновый растворитель Exxsol D 140.

Масло для двухтактных двигателей готовили путем смешения базового масла с пакетом присадок, загустителем и при необходимости растворителем в колбе с мешалкой при температуре 60°С в течение 30 минут.

В таблицах 2, 3, 4 приводятся: состав композиций, их свойства, и результаты испытаний по стандарту JASO FD как по данному изобретению (примеры 1-5), так и по прототипу (примеры 6-8).

Композиция 1 по предлагаемому изобретению полностью соответствует показателям стандарта JASO FD и превосходит по показателям дымности (219 против 183-201 у прототипа, по показателю детергентности по ISO EGD (154 против 132-151) и показателю юбки поршня (110 против 104-107 у прототипа) при равной смазывающей способности.

Композиция 2, содержащая меньшее количество полиизобутилена (25 вместо 30% масс.), также полностью соответствует показателям стандарта JASO FD, и превосходит показатели прототипа, однако показатель смазывающей способности ниже по сравнению с композицией 1, что позволяет установить нижнюю границу введения полиизобутилена в композицию - 25% масс.

Композиция 3 дополнительно содержит 10% масс. растворителя (Exxsol D 140), и также полностью соответствует стандарту JASO FD, однако находится на нижней границе по показателю кинематической вязкости (6,7 мм2/с при норме не менее 6,5 мм2/с) и меньшей смазывающей способности (111 баллов).

Композиция 4 по предлагаемому изобретению, содержащая 30% масс. полиизобутилена и 10% мас. растворителя, полностью соответствует показателям стандарта JASO FD и превосходит по показателям дымности (227 против 183-201 у прототипа), по показателю детергентности по ISO EGD (157 против 132-151) и показателю юбки поршня (112 против 104-107 у прототипа), при равной смазывающей способности.

Композиция 5, имеющая повышенное содержание растворителя (15% вместо 10%), имеет также прекрасные показатели по пониженной дымности (233) и детергентности (161), однако более низкий показатель по смазывающей способности (109 вместо 115) и поэтому не будет заявляться в данном изобретении.

Анализ полученных результатов композиций 3 и 5 позволяет сделать вывод о предельном содержании растворителя в композиции масла для двухтактных двигателей по предлагаемому изобретению не более 10% масс.

Проведенные опыты убедительно показали преимущества масел для двухтактных двигателей, изготовленных на базе маловязкого изопарафинового масла с вязкостью до 2,6 мм2/с при 100°С, полученного путем выделения его из продуктов гидроизомеризации остатка однопроходного гидрокрекинга вакуумного дистиллата при давлении более 160 атм по сравнению с прототипом.

1. Моторное масло для двухтактных бензиновых двигателей, содержащее пакет присадок, загуститель полиизобутилен и базовое масло, отличающееся тем, что базовым маслом является изопарафиновое масло с вязкостью до 2,6 мм2/с при 100°С, выделенное из продуктов гидроизомеризации остатка однопроходного гидрокрекинга вакуумного дистиллата, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

пакет присадок до 4,6
загуститель полиизобутилен 25-30
базовое изопарафиновое масло
с вязкостью до 2,6 мм2/с при 100°С до 100

2. Моторное масло по п. 1, отличающееся тем, что дополнительно содержит растворитель в количестве до 10 мас.%.



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к способу получения металлсодержащей смазки, используемому при производстве жестких и полужестких материалов на основе ПВХ-композиций.

Задача данного изобретения заключается в предложении композиции смазочного масла, которая имеет превосходные противозадирные свойства (способность противостоять свариванию), которая образует небольшое количество осадка и которая также обладает высоким индексом вязкости.

Настоящее изобретение относится к новому соединению пространственно-затрудненного фенола формулы (I), где группы R и R' определены в формуле изобретения, который применяют в качестве антиоксиданта, способу его получения, его применению в качестве антиоксиданта и композиции смазочного масла.

Изобретение относится к способу получения цилиндрового масла, согласно которому смешивают использованное масло со свежим цилиндровым маслом, причем использованное масло имеет более низкое значение общего щелочного числа (TBN), чем свежее цилиндровое масло.

Композиция смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания, содержащая специфическое базовое масло, моноглицерид, имеющий определенную структуру, и этиленоксидный аддукт, имеющий определенную структуру, в определенных количествах и/или соотношениях.

Использование: для смазки газовых, паровых гидротурбин и турбокомпрессоров в качестве гидравлической жидкости в системах регулирования этих агрегатов. Сущность: турбинное масло содержит, мас.%: кислый эфир алкенилянтарной кислоты - 0,01-0,03; 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол- 0,48-0,60, азотсодержащий блок-сополимер окисей этилена и пропилена - 0,01-0,07; алкилтолуолалкиламинотриазол – 0,01, 0,02-0,03, 0,05; 2,6-диалкилфенол-п-этилалкилат - 0,01, 0,03, 0,05; продукт конденсации олеиновой кислоты с диэтаноламином и борной кислотой, модифицированный гидроокисью калия, - 0,32-0,40 и нефтяное масло с кинематической вязкостью 20-23 мм2/с при 50°C - остальное до 100.

Изобретение относится к смазочным композициям для двигателя, содержащим по меньшей мере одно базовое масло, по меньшей мере одну полимерную присадку, улучшающую индекс вязкости, и по меньшей мере один полиалкиленгликоль, полученный полимеризацией или сополимеризацией алкиленоксидов, содержащих от 3 до 8 атомов углерода, включая по меньшей мере один бутиленоксид, причем количество полиалкиленгликоля составляет от 2 до 15 мас.%, из расчета на общую массу смазочной композиции.

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к составу моторного масла арктического назначения, предназначенного для использования в строительно-дорожных машинах, экскаваторах, бульдозерах, снегоходах, буровых установках и другой технике, которая должна сохранять работоспособность при температуре окружающей среды минус 50°С и ниже.

Настоящее изобретение относится к волоконно-оптическому кабелю, содержащему композицию наполнителя кабеля, которая содержит: (i) базовое масло, полученное синтезом Фишера-Тропша; и (ii) загущающую систему, которая содержит по меньшей мере один блочный сополимер.

Изобретение относится к способу получения акилфенольной присадки к смазочным маслам. В масляную суспензию с содержанием гидроксида кальция и воды в весовом соотношении к маслу равном 1:0,43-0,49:0,02-0,03 соответственно при 70-90°С вводят этиленгликоль и додецилфенол или нонилфенол при мольном соотношении алкилфенол : этиленгликоль : гидроксид кальция 1:0,84-0,96:1,46-1,56 для образования комплексных солей алкилфенолята кальция и их нейтрализации.

Задача данного изобретения заключается в предложении композиции смазочного масла, которая имеет превосходные противозадирные свойства (способность противостоять свариванию), которая образует небольшое количество осадка и которая также обладает высоким индексом вязкости.

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к составу моторного масла арктического назначения, предназначенного для использования в строительно-дорожных машинах, экскаваторах, бульдозерах, снегоходах, буровых установках и другой технике, которая должна сохранять работоспособность при температуре окружающей среды минус 50°С и ниже.

Композиция смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания, содержащая смесь из базовых масел, обладающую специфическими свойствами, и моноглицерид, имеющий определенную структуру.

Изобретение относится к машиностроению, в частности противоизносным присадкам к смазочным маслам для улучшения их трибологических свойств для подшипников скольжения и поршневых пар компрессоров, насосов, двигателей внутреннего сгорания и зацепления зубчатых передач.

Предлагаемое изобретение относится к смазке пластичной антифрикционной высокотемпературной водостойкой, предназначенной для смазывания узлов трения перспективных транспортных средств, промышленного, автомобильного, строительного и судового оборудования, работающих при средних и высоких нагрузках, а также для оборудования целлюлозно-бумажной промышленности, горно-обогатительного сектора и сахарной промышленности, работоспособной в диапазоне температур -30…+170°C.

Изобретение относится к смазке многоцелевой пластичной антифрикционной, предназначенной для всех видов оборудования, испытывающего высокие удельные или ударные нагрузки (для подшипников качения и скольжения, зубчатых передач и муфт) и работоспособна в диапазоне температур от -30 до +120°С в условиях высокой влажности и кислотности.

Изобретение относится к области смазочных композиций для трансмиссий летательных аппаратов, в частности для смазки трансмиссий винтов вертолетов. Трансмиссионная смазочная композиция содержит базовый состав на основе полиальфаолефинового масла, включающий сложный эфир двухосновной кислоты, загущающую присадку и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки в виде фенил-альфа-нафтиламина и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола, серуфосфоросодержащую присадку и антипенную присадку.

Предлагаемое изобретение относится к смазке многоцелевой универсальной высокотемпературной, предназначенной для применения в узлах трения нагруженного промышленного оборудования, современных транспортных средств, промышленного, строительного и судового оборудования, работающего при температуре от -35°С до +160°С, в условиях высокой влажности и кислотности.
Настоящее изобретение относится к смазочной композиции для четырехтактного или двухтактного судового двигателя, содержащей по меньшей мере одно базовое масло для судового двигателя, по меньшей мере один олефиновый сополимер, по меньшей мере один сополимер стирол/гидрированный изопрен, по меньшей мере один сложный эфир глицерина и по меньшей мере один детергент, использование которой способствует экономии топлива и которая имеет хорошие характеристики в отношении чистоты двигателя, в частности чистоты картера.

Изобретение относится к водорастворимому смазочному агенту для обработки металлов, содержащему компонент А, компонент В, компонент С и компонент D, где компонент А представляет собой минеральное масло, которое обладает характеристической температурой, измеренной в соответствии с JIS K2242, 570°С или выше, и содержится в количестве 10% мас.

Настоящее изобретение относится к способу снижения токсичности отработанной смазочной композиции, извлеченной из двигателя внутреннего сгорания с искровым зажиганием, заправленного бензиновой композицией, который включает введение в смазочную композицию базового масла, полученного способом Фишера-Тропша.
Наверх