Зубчатая передача

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалами в порошкообразной дисперсной фазе. Зубчатая передача содержит сопряженные парные зубчатые колеса, каждое из которых состоит из тела и зубчатого венца с зубьями. На вершине каждого зуба каждого колеса, вдоль ее ширины, с примыканием к каждой грани между вершиной и обеими боковыми поверхностями зуба и с вписыванием в теоретические продолжения расчетных боковых поверхностей зуба расположен ряд зубцов пирамидальной формы, высота которых меньше величины осевого зазора передачи. А зубцы обоих рядов смещены друг относительно друга в плане вершины по ее ширине на величину половины расстояния между вершинами этих зубцов. Обеспечивается повышение надежности работы зубчатой передачи. 4 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалам в порошкообразной дисперсной фазе.

Известна зубчатая передача, смазываемая порошкообразным смазочным материалом, подаваемым в зону смазывания аэрозольным методом, содержащая сопряженные парные зубчатые колеса, каждое из которых состоит из тела и зубчатого венца с зубьями, установленные в закрытом корпусе с размещенными в нем порошкообразным смазочным материалом и устройством его подачи в зону смазывания - см., например, «Дроздов Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях: Справочник / Ю.Н. Дроздов, В.Г. Павлов, В.Н. Пучков. - Машиностроение, 1986. - 224 с.: ил. - (Основы проектирования машин)», стр. 131.

Недостаток данной конструкции зубчатой передачи состоит в том, что порошкообразный смазочный материал, смазывающий трущиеся боковые поверхности зубьев колес, попадая в области оснований впадин зубчатых венцов колес, накапливается в основаниях этих впадин и уплотняется накатыванием вершинами зубьев парных колес, образуя уплотненный слой, перекрывающий размеры межосевого зазора. Уменьшение этого зазора способно вызвать взаимное заклинивание сопряженных зубьев парных колес и выход этих колес из строя. Это снижает надежность работы зубчатой передачи.

В качестве прототипа взята зубчатая передача, смазываемая порошкообразным смазочным материалом, подаваемым в зону смазывания посредством магнитного поля. Зубчатая передача содержит сопряженные парные зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, установленные в закрытом корпусе, изготовленном из диамагнитного материала, с размещенным в нем магнитоактивным порошкообразным смазочным материалом, активируемым источником магнитного поля - см. там же стр. 134, рис. 3.

Недостатки прототипа те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения качества процесса смазывания и повышения надежности работы зубчатой передачи.

Для этого зубчатая передача содержит сопряженные парные зубчатые колеса, каждое из которых состоит из тела и зубчатого венца с зубьями. Причем на вершине каждого зуба каждого колеса, вдоль ее ширины, с примыканием к каждой грани между вершиной и обеими боковыми поверхностями зуба и с вписыванием в теоретические продолжения расчетных боковых поверхностей зуба расположен ряд зубцов пирамидальной формы, высота которых меньше величины осевого зазора передачи. А зубцы обоих рядов смещены друг относительно друга в плане вершины по ее ширине на величину половины расстояния между вершинами этих зубцов.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: фрагмент зубчатой передачи - вид с торца (фиг. 1), разрезы зубьев колеса передачи - вид сбоку (фиг. 2 и 3), вид зуба этого колеса - со стороны его вершины (фиг. 4).

На чертеже показаны: зубчатые колеса 1 и 2, тела колес - 3 и 4, зубчатые венцы с зубьями - 5 и 6, окружности 7 и 8 вершин зубчатых венцов, окружности 9 и 10 оснований зубчатых венцов, боковые поверхности 11 и 12 зуба 5, вершина 13 зуба 5, зубцы 14 и 15, теоретические поверхности 16 и 17; осевой зазор С передачи; радиус Rb окружности вершин зубчатого венца колеса 1; радиус Ro окружности оснований зубчатого венца колеса 1; ширина В зубчатого венца колеса 1; высота b зубцов (14 и 15); ширина а1 зубцов; толщина а2 зубцов; расстояние а3 между вершинами зубцов; расстояние а4 от вершины зубцов (14, 15) до тела 4; направления ω1 и ω2 вращения колес 1 и 2.

Зубчатая передача состоит из сопряженных парных зубчатых колес 1 и 2, каждое из которых состоит из тела (соответственно 3 и 4) и зубчатого венца с зубьями (соответственно 5 и 6). Окружности вершин зубчатых венцов колес (1 и 2) - 7 и 8, окружности оснований зубчатых венцов колес (1 и 2) - 9 и 10. Осевые зазоры передачи - С. Зубья зубчатых венцов обоих колес (1 и 2) выполнены аналогично друг другу. Выполнение зубьев колес показано на примере зубьев 5 колеса 1. Зуб (5) вписан в окружности 7 и 8, радиусы которых - Rb и Ro; боковые поверхности зуба 11 и 12; вершина зуба - 13; ширина зуба - В. На вершине 13 зуба 5, вдоль его ширины (В) с примыканием к обеим граням между вершиной 13 и боковыми поверхностями 11 и 12 зуба и с вписыванием в теоретические продолжения 16 и 17 расчетных боковых поверхностей 11 и 12 расположен ряд зубцов 14 и 15 пирамидальной формы, высота b которых меньше величины С осевого зазора передачи. Ширина зубцов - а1, толщина зубцов - а2, расстояние между вершинами зубцов - а3. Зубцы 14 и 15 обоих рядов смещены друг относительно друга в плане вершины 13 по ее ширине В на величину половины расстояния а3 (величину a3/2) между их вершинами. От вершин 14 (15) до тела 4 - расстояние a4.

При работе зубчатой передачи со смазыванием трущихся поверхностей зубьев ее зубчатых колес твердым порошкообразным смазочным материалом этот смазочный материал, осевший на поверхности оснований впадин зубчатых венцов зубчатых колес (не показано) и образующий слой, перекрывающий величину осевого зазора С, удаляется в процессе сопряжения парных зубчатых колес при их вращении - посредством зубцов 14 и 15, срезающих осевший смазочный материал и разрыхляющих его. Неудаленный зубцами, но ими разрыхленный, смазочный материал из зон оснований впадин зубчатых венцов самоудаляется при вращении колес (ω1 и ω2). Смещение зубцов 14 и 15 обоих рядов этих зубцов друг относительно друга позволяет срезать (разрыхлить) осевший смазочный материал по всей ширине (В) зубчатых венцов, улучшая тем самым процесс удаления осевшего смазочного материала (порошка).

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатой передачи позволяет обеспечивать необходимую величину осевого зазора между сопряженными парными зубчатыми колесами передачи и тем самым предотвращать заклинивание зубьев сопряженных зубчатых колес; это повышает надежность работы зубчатой передачи.

Зубчатая передача, смазываемая преимущественно твердым смазочным материалом в порошкообразной дисперсной фазе, содержащая сопряженные парные зубчатые колеса, каждое из которых состоит из тела и зубчатого венца с зубьями, отличающаяся тем, что на вершине каждого зуба каждого зубчатого колеса, вдоль ее ширины, с примыканием к каждой грани между вершиной и обеими боковыми поверхностями зуба и с вписыванием в теоретические продолжения расчетных боковых поверхностей зуба расположен ряд зубцов пирамидальной формы, высота которых меньше величины осевого зазора зубчатой передачи, а зубцы обоих рядов смещены друг относительно друга в плане вершины по ее ширине на величину половины расстояния между вершинами этих зубцов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе зубчатой передачи и в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи, находящееся в зацеплении с парным зубчатым колесом и состоящее из тела в виде диска со ступицей, обода и зубчатого венца.

Изобретение относится к смазочным устройствам зубчатых передач. Система для смазки двух смежных зубчатых передач (12, 13) с горизонтальными осями (А, В), установленных с возможностью вращения в герметичном картере, дно которого образует первый резервуар, называемый главным, содержащий смазочный материал (Н).

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатая передача содержит парные зубчатые колеса на валах, установленных в закрытом корпусе с размещенным в нем магнитоактивным порошкообразным смазочным материалом, активируемым внешнерасположенным источником магнитного поля.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит парные зубчатые колеса, укрепленные на валах, установленных в закрытом корпусе с размещенным в нем магнитоактивным порошкообразным смазочным материалом, активируемым внешнерасположенным источником магнитного поля.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит парные зубчатые колеса, установленные посредством валов в закрытом корпусе, внутри которого размещен магнитоактивный порошкообразный смазочный материал, активируемый внешнерасположенным источником магнитного поля.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для смазывания зубчатых передач жидким смазочным материалом. Устройство для смазывания цилиндрического редуктора включает шестерню, тихоходное колесо, подпружиненный плунжер, размещенный в масляной ванне и постоянно взаимодействующий с кулачком, установленным на валу тихоходного колеса, нагнетательный трубопровод и устройство для подачи смазочного материала в зону контакта зубьев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Способ смазывания включает подачу посредством магнитного поля магнитоактивного порошкообразного смазочного материала на трущиеся при вращении колеса поверхности зубьев его зубчатого венца, изготовленного из ферромагнитного материала, в зону зацепления колеса с парным колесом передачи, установленной в закрытом корпусе.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит парные зубчатые колеса, укрепленные на валах, установленных в закрытом корпусе с размещенным в нем магнитоактивным порошкообразным смазочным материалом, активируемым внешнерасположенным источником магнитного поля.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит парные зубчатые колеса, укрепленные на валах, установленных в закрытом корпусе с размещенным в нем магнитоактивным порошкообразным смазочным материалом, активируемым внешнерасположенным источником магнитного поля.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалами в порошкообразной дисперсной фазе.

Изобретение относится к смазочным устройствам для зубчатых передач. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. Нижерасположенное зубчатое колесо состоит из тела в виде диска со ступицей и обода с зубчатым венцом. Ширина обода больше толщины диска тела. На каждом торце обода, габарит которого выходит за габарит диска тела, укреплено плоское кольцо, наружный радиус которого не больше радиуса окружности оснований зубчатого венца, а внутренний радиус меньше радиуса внутренней поверхности обода и больше радиуса окружности, описываемой точками соприкосновения торца диска с верхним уровнем смазочного материала масляной ванны при вращении колеса. Между кольцом и торцом диска по вертикальной оси симметрии торца колеса, радиально колесу, над ступицей, перпендикулярно торцу колеса, установлен плоский скребок, прилегающий к торцу диска и внутренним поверхностям обода и кольца. Высота скребка не меньше глубины погружения диска в смазочный материал масляной ванны. Под скребком установлена маслоприемная емкость, снабженная маслоотводящим лотком, подведенным к зонам трения элементов зубчатой передачи, нуждающихся в смазывании жидким смазочным материалом. Скребок, емкость и лоток укреплены на неподвижном относительно вращающегося колеса основании. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к зубчатым передачам. Смазочное устройство содержит масляную ванну, в которую погружено зубчатое колесо. Погруженное колесо состоит из тела в виде диска со ступицей и обода с зубчатым венцом. Ширина обода больше толщины тела. С каждого торца колеса, со стороны которого габарит обода с зубчатым венцом выходит за габарит диска тела, по вертикальной оси симметрии торца колеса, радиально колесу и перпендикулярно его торцу, над ступицей установлен скребок, закрепленный на неподвижном относительно колеса основании. Скребок выполнен в виде перевернутой буквы "Г" и прилегает своим ребром к торцу зубчатого венца, торцу обода, внутренней поверхности обода и участку поверхности торца диска, примыкающему к ободу. Высота участка ребра, прилегающего к торцу зубчатого венца - не меньше высоты зубчатого венца. Высота участка ребра, прилегающего к торцу диска, - не меньше глубины погружения диска в масляную ванну. Вертикальное наружное ребро скребка, с каждой стороны набегания на него при работе передачи колеса, снабжено открылком, высота которого равна высоте скребка, перпендикулярным плоскости скребка и ориентированным в сторону набегания на скребок колеса. Под скребком установлена маслоприемная емкость, закрепленная на основании и снабженная маслоотводящим патрубком, подведенным к зонам трения элементов передачи, нуждающихся в смазывании жидким смазочным материалом. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к зубчатым передачам. Смазочное устройство содержит масляную ванну, в которую погружено зубчатое колесо передачи, состоящее из тела в виде диска со ступицей и обода с зубчатым венцом. Ширина обода больше толщины тела. С каждого торца колеса, со стороны которого габарит обода с зубчатым венцом выходит за габарит тела, по вертикальной оси симметрии колеса, радиально колесу над ступицей установлен скребок, закрепленный на неподвижном относительно колеса основании. Скребок прилегает к внутренней поверхности обода и участку поверхности торца тела, прилегающего к ободу. В плане торца колеса скребок имеет форму треугольника, вершина которого расположена на вертикальной оси симметрии колеса и обращена к ступице. Поверхность скребка со стороны обода эквидистантна внутренней поверхности обода. Поверхности скребка, обращенные в сторону набегания на них поверхности торца тела, перпендикулярны этой поверхности, вогнуты в сторону вертикальной оси симметрии колеса и плавно сопряжены с внутренней поверхностью обода. Габарит скребка не меньше габарита обода. Высота скребка не меньше глубины погружения тела в жидкий смазочный материал масляной ванны. Под скребком расположена закрепленная на неподвижном относительно колеса основании маслоприемная емкость, снабженная маслоотводящим лотком, подведенным к зонам трения элементов передачи, нуждающихся в смазывании. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к зубчатым передачам. Смазочное устройство содержит масляную ванну, в которую погружено зубчатое колесо передачи. Погруженное зубчатое колесо состоит из тела в виде диска со ступицей и обода с зубчатым венцом. Ширина обода больше толщины диска тела. На каждом торце обода, габарит которого выходит за габарит диска тела, укреплено плоское кольцо, наружный радиус которого не меньше радиуса окружности вершин зубчатого венца, а внутренний радиус меньше радиуса внутренней поверхности обода и больше радиуса окружности, описываемой точками соприкосновения торца диска с верхним уровнем смазочного материала масляной ванны при вращении колеса. Между кольцом и торцом диска по вертикальной оси симметрии торца колеса, радиально колесу, над ступицей, перпендикулярно торцу колеса, установлен плоский скребок, прилегающий к торцу диска и внутренним поверхностям обода и кольца. Высота скребка не меньше глубины погружения диска в смазочный материал масляной ванны. Под скребком установлена маслоприемная емкость, снабженная маслоотводящим лотком, подведенным к зонам трения элементов зубчатой передачи, нуждающимся в смазывании жидким смазочным материалом. Скребок, емкость и лоток укреплены на неподвижном относительно вращающегося колеса основании. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи, находящееся в кинематической связи с другими зубчатыми колесами передачи. Нижерасположенное зубчатое колесо состоит из тела в виде диска со ступицей и обода с зубчатым венцом. Ширина обода больше толщины диска тела. С каждого торца нижерасположенного зубчатого колеса, со стороны которого габарит обода с зубчатым венцом выходит за габарит диска тела, по вертикальной оси симметрии торца колеса радиально колесу над ступицей установлен скребок прямоугольной формы, закрепленный на неподвижном относительно вращающегося колеса основании. Скребок прилегает двумя своими ребрами к внутренней поверхности обода и к примыкающей к ободу поверхности торца диска тела. Ширина скребка не меньше расстояния от торца диска до торца обода, высота скребка не меньше глубины погружения диска в масляную ванну с жидким смазочным материалом. Под скребком установлена закрепленная на неподвижном относительно вращающегося колеса основании маслоприемная емкость, снабженная маслоотводящим лотком, подведенным к зонам трения элементов передачи, нуждающихся в смазывании жидким смазочным материалом. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к полуоси автомобильного ведущего моста с масляной смазкой. Полуось включает тело оси (41) и шпоночные узлы, расположенные по обоим концам тела оси (41). На внешней поверхности тела оси (41) предусматривается спиральная структура (8), которая подает смазочную жидкость в сторону главной понижающей передачи (1), когда тело оси (41) вращается для привода ступицы колеса. Достигается увеличение срока службы системы ведущего моста. 6 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит зубчатый венец с зубьями, на рабочих участках рабочих боковых поверхностей которых выполнены смазкоудерживающие канавки. Величина суммарной площади канавок на единицу длины этих поверхностей выполнена переменной вдоль длины этих поверхностей и пропорционально зависящей от изменения кратности парности зацепления зубьев вдоль длины этих поверхностей, увеличиваясь в обе стороны от участков поверхностей с однопарным зацеплением. Обеспечивается улучшенное смазывание зубчатого колеса. 2 ил.
Наверх