Лазерная свеча зажигания

Изобретение относится к энергетическим машинам, конкретно к лазерным свечам зажигания с форкамерой, и может найти применение в транспорте и в теплоэнергетике. Технический результат - увеличение срока службы свечи лазерного зажигания за счет предотвращения загрязнения оптики и выходного отверстия лазерного луча. Лазерная свеча зажигания содержит корпус, изолятор микрочип - лазер, установленный в полости внутри изолятора, соединенную с ним вакуумную трубку, оптическое окно, фокусирующую линзу, форкамеру с цилиндрической полостью, переходящей в коническую, ограниченную конической стенкой и торцовым днищем, шайбу с центральным отверстием - между оптическим окном и форкамерой и мишень, установленную в полости форкамеры и закрепленную при помощи держателя, на торцовом днище, несколько выходных отверстий, на конической стенке, внутри цилиндрической полости установлены с возможностью вращения в противоположные стороны два рабочих колеса биротативной газовой турбины, при этом одно рабочее колесо установлено на внутренней поверхности цилиндрической полости, а другой - на держателе. 9 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Изобретение относится к воспламенителям (свечам зажигания, в частности лазерным с встроенной форкамерой, которая способна значительно улучшить эффективность распространения факела зажигания и эффективность сжигания топливовоздушной смеси за счет одновременного применения для воспламенения лазерного луча и подогрева и активации топливовоздушной смеси ТВС мощным электрическим полем. Изобретение может найти применение при использовании в двигателе внутреннего сгорания - ДВС как карбюраторных, так и инжекторных и дизельных, а также в роторных двигателях, газопоршневых и других типах двигателей и в энергетических установках.

Предшествующий уровень техники

Обычно боковой заземленный электрод электрической свечи зажигания изогнут и имеет L-образную форму, будучи перпендикулярным к направлению осевого центрального электрода так, чтобы поперечное сечение разрядной части, так называемой «минифоркамеры», обращенной к осевому центральному электроду, было прямоугольным.

Когда возникает искровой разряд свечи зажигания, искра появляется между осевым центральным электродом и концевой разрядной частью заземленного электрода, расположенной ниже осевого центрального электрода. Газовая смесь в искровом промежутке, сформированном этими электродами, воспламеняется за счет искры так, что сжатая газовая смесь воспламеняется сначала в «минифоркамере» между электродами, а потом горизонтально истекающий факел воспламеняет остальную ТВС. В обычных конструкциях высокое давление газа, вызванное воспламенением, может быть заблокировано концевой разрядной частью так, что эффект распространения горения на воздушно-топливную газовую смесь в камере сгорания является недостаточно хорошим. А запуск двигателя при отрицательных температурах вообще вызывает затруднение из-за охлаждения воспламеняющего факела от холодных металлических частей головки цилиндра.

Когда остаточный углерод (продукт неполного сгорания топливовоздушной смеси - ТВС) остается в искровом промежутке между электродами, то углерод может накапливаться и изменяться от фазы частиц до фазы соединения на поверхностях электродов так, что между электродами может возникнуть короткое замыкание. В таком состоянии, даже при подаче напряжения, искра может не возникать, что ведет к серьезным проблемам вплоть до остановки двигателя или выпуску топливовоздушной смеси через выхлопную трубу без сгорания. Когда несгоревшая газовая смесь выпускается в выхлопную трубу, часто проявляется эффект обратной вспышки, при этом проявляется аварийный эффект и снижается эффективность сгорания. Выход из строя одного из нескольких цилиндров может длительное время оставаться без внимания, что приведет к поломке двигателя из-за дисбаласа роторных частей.

Во время работы ДВС из-за коррозии может появиться трещина на конце осевого центрального электрода, что приводит к возникновению критического повреждения. Срок службы свечи зажигания может снизиться из-за такого дефекта.

Известна электрическая свеча зажигания по патенту РФ на изобретение №2366053, МПК H01T 13/20, опубл. 27.08.2009 г. Эта свеча зажигания содержит центральный электрод и боковой электрод цилиндрической формы, между ними образуется «минифоркамера». Искровой разряд осуществляется на цилиндрическую стенку, а выход продуктов сгорания осуществляется в кольцевой зазор.

Недостаток этой свечи: возможное засорение кольцевого зазора, из-за отложения твердых частиц продуктов сгорания на обоих электродах, особенно при работе на обогащенной смеси.

Известна свеча зажигания по патенту РФ на изобретение №2366052, МПК H01T 13/00, опубл. 27.08.2009 г. Эта свеча содержит центральный электрод и Г-образный боковой электрод, плоскость которого скручена по длине для создания вихревого движения продуктов сгорания.

Недостаток: плохой запуск двигателя при отрицательных температурах.

Известна лазерная свеча зажигания по патенту РФ на изобретение №22576691, МПК F02P 23/04, опубл. 26.01.2015 г., прототип.

Эта свеча в лазерной свече зажигания, содержащей корпус, изолятор микрочип-лазер, установленный в полости внутри изолятора, оптическое окно, фокусирующую линзу и мишень, установленную в форкамере, в которую под углом входит несколько выходных отверстий.

Недостатки:

- отложение копоти на оптике и отверстии для выхода лазерного луча лазерной свечи,

- большая потребная мощность лазера при ограниченных габаритах свечи лазерного зажигания, которую целесообразно изготовить по габаритам как точную копию стандартных электрических свеч зажигания,

- относительно низкая полнота сгорания топлива в цилиндре ДВС из-за его воспламенения в одной точке и, как следствие, эмиссия вредных веществ в выхлопных газах.

Задачей создания изобретения, соответствующей достигнутому техническому результату, является увеличение срока службы лазерной свечи за счет предотвращения загрязнения оптики и выходного отверстия лазерного луча.

Технический результат - увеличение срока службы свечи лазерного зажигания за счет предотвращения загрязнения оптики и выходного отверстия лазерного луча.

Решение указанной задачи достигнуто в лазерной свече зажигания, содержащей корпус, изолятор микрочип-лазер, установленный в полости внутри изолятора, соединенную с ним вакуумную трубку, оптическое окно, фокусирующую линзу, форкамеру с цилиндрической полостью, переходящей в коническую, ограниченную конической стенкой и торцовым днищем, шайбу с центральным отверстием - между оптическим окном и форкамерой и мишень, установленную в полости форкамеры и закрепленную при помощи держателя, на торцовом днище, несколько выходных отверстий, на конической стенке, тем, что внутри цилиндрической полости установлены с возможностью вращения в противоположные стороны два рабочих колеса биротативной газовой турбины, при этом одно рабочее колесо установлено на внутренней поверхности цилиндрической полости, а другой - на держателе.

Одно рабочее колесо биротативной турбины может быть выполнено с внутренней ступицей, а другое - с внешней ступицей. Под ступицами рабочих колес могут быть установлены подшипники скольжения.

Подшипники скольжения могут быть выполнены керамическими. Шайба может быть выполнена с внутренней поверхностью, имеющей параболическую форму. Мишень может быть выполнена в форме шара. Лазерная свеча может содержать дополнительное оптическое окно с защитной полостью между оптическим окном и дополнительным оптическим окном. Микрочип-лазер может быть установлен на амортизаторе. На изоляторе со стороны внутренней полости может быть нанесено металлизированное покрытие, контактирующее с корпусом. Выходные отверстия могут быть выполнены тангенциально. Выходные отверстия могут быть выполнены тангенциально.

Сущность изобретения поясняется на чертежах фиг. 1…8, где

- на фиг. 1 представлена лазерная свеча зажигания,

- на фиг. 2 приведена форкамера,

- на фиг. 3 приведен разрез А-А,

- на фиг. 4 приведен разрез Б-Б,

- на фиг. 5 приведен вид С,

- на фиг. 6 приведены треугольники скоростей,

- на фиг. 7 приведен процесс входа продуктов сгорания в выходное отверстие до внедрения изобретения,

- на фиг. 8 приведен процесс входа продуктов сгорания в выходное отверстие после внедрения изобретения.

Лазерная свеча зажигания (фиг. 1) содержит корпус 1 (металлический), изолятор 2, во внутренней полости 3 которого установлен микрочип-лазер 4, внутренний высоковольтный провод 5 соединяет его с клеммным наконечником 6.

Микрочип-лазер 4 установлен во внутренней полости 3 на амортизаторе 7, к нему присоединена вакуумная трубка 8. Вакуумная трубка 8 - это металлическая и керамическая трубка, внутри которой создан вакуум. Вакуумная трубка 8 установлена вдоль продольной оси лазерной свечи зажигания. На противоположном торце 9 вакуумной трубки 8 закреплена фокусирующая линза 10.

Под фокусирующей линзой 10 установлено оптическое окно 11 и дополнительное оптическое окно 12 с защитной полостью 13 между ними.

Под дополнительным оптическим окном 12 установлена шайба 14 с центральным отверстием 15, выполненным в центре шайбы 14 для выхода луча лазера 16. Шайба 14 имеет внутреннюю поверхность 17, выполненную параболической формы.

Под шайбой 14 выполнена форкамера 18, имеющая цилиндрическую полость 19, переходящую в коническую полость 20 в виде усеченного конуса. Коническая полость 20 ограничена торцовым днищем 21 и конической стенкой 22. Цилиндрическая полость 19 ограничена внутренней цилиндрической поверхностью 23. В конической стенке 22 выполнены выходные отверстия 24 (фиг. 1, 2, 5).

Для подвода энергии к микрочип-лазеру 4 (земляной контакт) предусмотрено металлизированное покрытие 25 на внутренней поверхности изолятора 2 и контакт 26 на амортизаторе 7 с внутренней стороны.

Лазерная свеча зажигания ввернута в головку блока цилиндров 27 по резьбе 28. Головка блока цилиндров 27 соединена заземляющим проводом 29 с заземлением 30.

Лазерная свеча имеет в цилиндрической полости 18 форкамеры 17 мишень 31 для луча лазера 16 (фиг. 3…5). Мишень 31 установлена на держателе 32.

На внутренней цилиндрической стенке 23 установлена биротатавная турбина 33, имеющая два рабочих колеса 34 и 35, выполненные с возможностью вращения в противоположные стороны (фиг. 1 и 2).

Рабочее колесо 34 имеет внутреннюю ступицу 36 и рабочие лопатки 37. Рабочее колесо 35 содержит внешнюю ступицу 38 и рабочие лопатки 39. В ступицах 36 и 38 могут быть установлены подшипники скольжения 40 и 41 соответственно. Подшипники скольжения 40 и 41 предпочтительно выполнить керамическими.

Посторонние частицы показаны поз. 42 на фиг. 2.

На фиг. 2 приведена более детально форкамера 18.

На фиг. 3 приведен разрез А-А первого рабочего колеса 34, а на фиг. 4 приведен разрез Б-Б второго рабочего колеса 35.

Выходные отверстия 24 могут быть выполнены тангенциальными (фиг. 5).

На фиг. 6 приведены треугольники скоростей до и после внедрения предложенного технического решения. Обозначения, использованные на фиг. 5…8:

V1 - скорость продуктов сгорания до внедрения изобретения,

V2 - скорость продуктов сгорания после внедрения изобретения,

V0 - осевая составляющая скорости продуктов сгорания,

Vu1 - окружная составляющая скорости продуктов сгорания до внедрения изобретения,

Vu2 - окружная составляющая скорости продуктов сгорания после внедрения изобретения.

На фиг. 7 приведен процесс входа продуктов сгорания V1 в выходное отверстие 24 до внедрения изобретения, видно, что направления вектора скорости V1 и оси выходного отверстия 24 не совпадают, что приводит к большим аэродинамическим потерям.

На фиг. 8 приведен процесс входа продуктов сгорания V2 в выходное отверстие 24 после внедрения изобретения, при этом вектор скорости V2 совпадает с осью выходного отверстия 23.

Работа устройства

При работе лазерной свечи зажигания, например, в составе двигателя внутреннего сгорания - ДВС (фиг. 1…8), в состав которого входит эта свеча зажигания, двигатель запускают стартером (не показано). После впрыска ТВС (топливовоздушной смеси) ее часть через выходные отверстия 25 попадает в форкамеру 18. В момент опережения зажигания распределитель (не показан) подает потенциал на электрод 6 и далее на микрочип-лазер 4 который генерирует лазерное излучение. Лазерное излучение по вакуумной трубке 8 передается на фокусирующую линзу 10, которая создает лазерный луч 16. Лазерный луч 16 проходит оптические окна 11 и 12 и центральное отверстие 15 шайбы 14 и фокусируется на мишени 31. Мишень 31 имеет очень малые габариты и практически мгновенно нагревается до температуры выше 1000°С. ТВС, находящаяся в контакте с мишенью 31, воспламеняется и фронт пламени в виде шара радиально идет до выходных отверстий 24 и выходит из них в камеру сгорания цилиндра двигателя (не показано). Внутренняя поверхность 17 параболической форы отражает фронт пламени в сторону выходных отверстий 24. Это увеличивает эффективность лазерной свечи зажигания.

При этом рабочие лопатки 37 и 39 рабочих колес 34 и 35 биротативной газовой турбины 33 закручивают проходящий через них поток и отбрасывают посторонние частицы 42 (фиг. 2) на периферию.

В цикле впуска топливо-воздушной смеси - ТВС ее часть, проходя рабочие лопатки 37 и 39 биротативной газовой турбины 33, ее охлаждает.

Применение биротативной газовой турбины 33 уменьшает окружную составляющую скорости продуктов сгорания перед выходными отверстиями 24 и значительно уменьшают аэродинамические потери на них. Это приводит к увеличению мощности воспламеняющих факелов, исходящих из выходных отверстий 24 (фиг. 6 и 5).

Посторонние частицы 42 (несгоревший углерод) центробежными силами отбрасываются на периферию, и центральное отверстие 15 в шайбе 14 не засоряется.

Такая организация процесса воспламенения ТВС обеспечит 100% воспламенение даже в самых плохих условиях при низкой температуре и высокой влажности при малой мощности микрочипа-лазера 4 (фиг. 1). Также этот подход может быть применен на двигателях, работающих на криогенных топливах: водороде и сжиженном природном газе. Для воспламенения криогенного топлива, имеющего очень низкую температуру, не понадобится значительно увеличивать мощность свечи зажигания. Особенно хорошо этот эффект будет проявляться на двигателях большой мощности и на двигателях, работающих на природном газе.

В итоге применение изобретения позволит:

1. Предотвратить отложение посторонних части (копоти) на фокусирующей линзе и в центральном отверстии для выхода лазерного луча и тем самым значительно продлить срок службы лазерной свечи зажигания.

2. Уменьшить габаритные размеры лазерной свечи зажигания до габаритов стандартных электрических свеч зажигания.

3. Уменьшить потребную мощность лазера за счет применения параболической формы внутренней поверхности шайбы.

4. Упростить конструкцию системы зажигания за счет уменьшения числа деталей при объединении лазерной свечи зажигания и форкамеры.

7. Уменьшить расход топлива за счет его более полного сгорания, обеспеченного более четким воспламенением ТВС в камере сгорания ДВС мощным факелом форкамеры.

8. Снизить эмиссию вредных веществ, вследствие более полного сгорания топлива.

1. Лазерная свеча зажигания, содержащая корпус, изолятор микрочип-лазер, установленный в полости внутри изолятора, соединенную с ним вакуумную трубку, оптическое окно, фокусирующую линзу, форкамеру с цилиндрической полостью, переходящей в коническую, ограниченную конической стенкой и торцовым днищем, шайбу с центральным отверстием - между оптическим окном и форкамерой и мишень, установленную в полости форкамеры и закрепленную при помощи держателя, на торцовом днище, несколько выходных отверстий, на конической стенке, отличающаяся тем, что внутри цилиндрической полости установлены с возможностью вращения в противоположные стороны два рабочих колеса биротативной газовой турбины, при этом одно рабочее колесо установлено на внутренней поверхности цилиндрической полости, а другой - на держателе

2. Лазерная свеча зажигания по п. 1, отличающаяся тем, что одно рабочее колесо биротативной турбины выполнено с внутренней ступицей, а другое - с внешней ступицей.

3. Лазерная свеча зажигания по п. 2, отличающаяся тем, что под ступицами рабочих колес установлены подшипники скольжения.

4. Лазерная свеча зажигания по п. 3, отличающаяся тем, что подшипники скольжения выполнены керамическими.

5. Лазерная свеча зажигания по п. 1, отличающаяся тем, что шайба выполнена с внутренней поверхностью, имеющей параболическую форму,

6. Лазерная свеча зажигания по п. 1, отличающаяся тем, что мишень выполнена в форме шара.

7. Лазерная свеча зажигания по п. 1, отличающаяся тем, что она содержит дополнительное оптическое окно с защитной полостью между оптическим окном и дополнительным оптическим окном.

8. Лазерная свеча зажигания по п. 1, отличающаяся тем, что микрочип-лазер установлен на амортизаторе.

9. Лазерная свеча зажигания по п. 1, отличающаяся тем, что на изоляторе со стороны внутренней полости нанесено металлизированное покрытие, контактирующее с корпусом.

10. Лазерная свеча зажигания по п. 1, отличающаяся тем, что выходные отверстия выполнены тангенциально.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к лазерным свечам зажигания с форкамерой и может найти применение в транспорте и в теплоэнергетике. Задачи создания изобретения состоят в уменьшении габаритов воспламенителя и повышении эффективности искрового разряда.

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, а именно к устройствам для зажигания топлива. Устройство содержит свечу зажигания с надетым на нее изолятором.

Изобретение относится к устройствам воспламенения горючей смеси в двигателях внутреннего сгорания и может быть использовано в производстве двигателей с принудительным воспламенением.

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания и касается зажигания горючей смеси в газовом двигателе, то есть в двигателе, работающем на газовом топливе.

Изобретение относится к активаторам горения для двигателя внутреннего сгорания, а более конкретно к активаторам горения для двигателя внутреннего сгорания, в камере сгорания которого установлен активирующий горение индуктор, выполненный из теплопроводного и термостойкого сплава.

Изобретение относится к электротехнике, а более конкретно к системам электрического зажигания для двигателей внутреннего сгорания, и предназначено для использования в автомобилях, мотоциклах, тракторах, судах, самолетах и т.п.

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к устройствам воспламенения горючей смеси в двигателях внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к электрооборудованию двигателей внутреннего сгорания, а именно к устройствам для воспламенения топливовоздушных смесей. .

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам зажигания легких топливных смесей в двигателях внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к искровым свечам зажигания для двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к энергетическим машинам, конкретно к лазерным свечам зажигания с форкамерой, и может найти применение в транспорте и в теплоэнергетике. Задачей создания изобретения, соответствующей достигнутому техническому результату, является увеличение срока службы лазерной свечи за счет предотвращения загрязнения оптики и выходного отверстия лазерного луча.

Группа изобретений относится к энергетическим машинам, конкретно к лазерным свечам зажигания с форкамерой, и может найти применение в транспорте и в теплоэнергетике.

Изобретение относится к энергетике и двигателестроению, конкретно к средствам воспламенения топливовоздушной смеси преимущественно в двигателях внутреннего сгорания (ДВС).

Изобретение относится к системам зажигания в двигателях внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение эффективности запуска двигателя транспортного средства с гибридным приводом.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а конкретно к авиационным свечам зажигания, в которых для поджига топливной смеси «керосин + воздух» используется импульсный оптический разряд, в котором энергия лазерного излучения концентрируется в заранее заданном фокусе F.

Группа изобретений относится к двигателестроению. Технический результат заключается в повышении мощности и надежности свечи зажигания двигателя при улучшении ее охлаждения.

Группа изобретений относится к энергетике и двигателестроению, конкретно к средствам воспламенения топливовоздушной смеси преимущественно в двигателях внутреннего сгорания - ДВС.

Изобретения относятся к газоперекачивающим агрегатам (ГПА) на базе газотурбинного двигателя. Технический результат - повышение энергетических возможностей газотурбинного двигателя, используемого в качестве привода газоперекачивающего агрегата на природном газе и снижение эмиссии вредных веществ.

Изобретение относится к форкамерным двигателям внутреннего сгорания (ДВС). Техническим результатом является уменьшение габаритов воспламенителя и повышение эффективности зажигания для снижения расхода топлива и эмиссии вредных веществ, а также повышение надежности зажигания.

Изобретение относится к автомобилестроению, а конкретно к системам воспламенения топливовоздушной смеси (ТВС) в двигателях внутреннего сгорания. В способе воспламенения топливной смеси в двигателе внутреннего сгорания лазерным оптическим разрядом, включающем нагрев и воспламенение горючей смеси путем подачи энергетического импульса от лазерного источника и фокусирование лазерного луча, инициирующего оптический разряд, новым является то, что лазерную энергию в виде высокочастотных лазерных импульсов распределяют оптоволоконными разделителями по цилиндрам, поршни которых находятся в районе верхней мертвой точки, и подают в центры камер сгорания, а переключение энергии лазера на оставшиеся цилиндры двигателя при достижении их поршней верхней мертвой точки осуществляют при помощи электронно-оптического переключателя по команде от блока синхронизации, связанного с датчиком на распределительном валу.

Изобретение относится к энергетическим машинам, конкретно к лазерным свечам зажигания с форкамерой, и может найти применение в транспорте и в теплоэнергетике. Задачей создания изобретения, соответствующей достигнутому техническому результату, является увеличение срока службы лазерной свечи за счет предотвращения загрязнения оптики и выходного отверстия лазерного луча.
Наверх