Способ психологической диагностики и улучшения психологического состояния



Способ психологической диагностики и улучшения психологического состояния
Способ психологической диагностики и улучшения психологического состояния
Способ психологической диагностики и улучшения психологического состояния
Способ психологической диагностики и улучшения психологического состояния
Способ психологической диагностики и улучшения психологического состояния
A61H1/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2645406:

Ефанова Мария Константиновна (RU)

Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии, и может быть использовано при необходимости улучшения психологического состояния человека. Для этого формулируют факт и предполагаемую причину психологического нарушения и записывают её, формулируют намерение изменить психологическое состояние и решить проблему, формулируют и записывают чувства, эмоции и желания, которые вызывает факт нарушения. Выполняют концентрацию лёжа на ровной жесткой поверхности, положив руку на живот, ладонью вниз, так, чтобы середина большого пальца лежала на пупке, закрыв глаза и сосредоточив внимание в области живота под центром ладони, продолжая лежать на спине, сгибают ноги в коленях так, чтобы почувствовать упор копчика в пол. Сосредотачивают внимание на точке упора и начинают осторожно раскачиваться мелкими толчками по направлению от копчика к макушке и обратно, переключая внимание на телесные ощущения. Выявляют ключевые решения, принятые пациентом ранее в стрессовых травмирующих ситуациях, с одновременным выявлением негативных телесных ощущений, записывают их, нейтрализуют упомянутые ключевые решения и негативные телесные ощущения путем осуществления физических упражнений. В ходе упражнений перечитывают записанные травмы и решения, после чего делают несколько глубоких вдохов и выдохов и концентрируют внимание в точке внизу живота, думая о списке упомянутых ключевых решений и негативных телесных ощущений, максимально напрягают все тело так, чтобы основная точка напряжения приходилась на точку внизу живота, задерживают напряжение на 1-2 секунды, затем делают мощный короткий толчок бедрами вперед, из точки максимального напряжения – параллельно полу, после 2-5 секунд отдыха повторяют физические упражнения. После 2-3 циклов нейтрализации берут список ключевых решений и негативных телесных ощущений и вычеркивают из него пункты, которые потеряли эмоциональную окраску, перестали казаться важными, утратили значение и смысл. Продолжают физические упражнения до тех пор, пока в списке не останется не вычеркнутых пунктов. Затем выполняют вертикальную и горизонтальную поддержки. Далее выполняют нейтрализацию путем выполнения определенных упражнений. Затем осуществляют анализ желаний, эмоций и чувств, для этого читают записи, которые были сделаны на этапе определения желаний, эмоций и чувств, вычеркивают пункты, которые утратили значение, важность и эмоциональную окраску, повторяют все этапы до исключения всех негативных желаний, эмоций и чувств. Способ обеспечивает возможность выявления ключевого решения, принятого пациентом в стрессовых травмирующих ситуациях и его нейтрализацию с остановкой негативного сценария поведения. 10 ил., 5 пр.

 

Изобретение относится к медицине и может быть применено в практике для улучшения психологического состояния человека, снятия напряжения в теле, улучшения работы органов и восстановления душевного равновесия.

Известен аналог - способ коррекции психофизического состояния человека, патент РФ №2223738, 20.02.2004, включающий концентрацию внимания при выполнении упражнений и принятии фиксированных поз, отличающийся тем, что определяют патологическую доминанту, для чего предварительно оценивают уровни эмоциональной, телесной, когнитивной и функциональной активности и делят пациентов на три группы: первая - наличие дискомфортного напряжения в области головы, шеи, с высокой интеллектуальной активностью и низкой физической и эмоциональной, вторая - наличие дискомфортного напряжения в грудной и гастроэнтеральной области, снижение двигательной и интеллектуальной функций, высокая эмоциональная активность, третья - наличие дискомфортного напряжения в мочеполовой, крестцовой, копчиковой областях, в ногах, снижение эмоциональной и интеллектуальной активности при высокой физической, причем при определении наличия дискомфортного напряжения используют анализ ощущений при выполнении упражнений; после чего формируют контрдоминанту, при этом снимают избыточное психофизическое возбуждение, настраивая внимание на восприятие необходимого воздействия для построения контрдоминанты в данный момент времени, а воздействие осуществляют выполнением упражнений низкой интенсивности и принятием фиксированных поз и контрпоз на 1-5 с; воздействие осуществляют на наименее напряженные области, причем у первой группы воздействие проводят сверху вниз, у второй группы, для пациентов с напряжением в области груди - последовательность воздействий от гастроэнтеральной области вниз, для пациентов с напряжением в гастроэнтеральной области - расходящееся воздействие от грудной области вверх и от мочеполовой - вниз; для пациентов, отнесенных к третьей группе, используют воздействие снизу - вверх; через 1-3 дня проводят периодическую диагностику организма в отношении изменения доминанты, корректируют по достигнутым параметрам комплекс упражнений и продолжают воздействие.

Недостатком аналога способа является невозможность самостоятельного использования способа и отсутствие возможности выявления ключевых решений, принятых в травмирующих жизненных ситуациях, которые стали причиной ухудшения психического и физического состояния пациента.

Также известен способ направленной саморегуляции психофизического состояния человека - патент РФ №2196613, 20.01.2003, выбранный в качестве прототипа предлагаемого способа, включающий проведение подготовительной рациональной психотерапии, физической разминки, массаж биологически активных точек, выполнение упражнений для позвоночника, для глаз, для стоп, дыхательную медитативную гимнастику, тренировку эмоциональных качеств, с одновременным предложением пациенту создать высший положительный мыслеобраз, к которому следует стремиться, выполнение коррегирующей гимнастики отдельных органов и частей тела и ведение дневника, отличающийся тем, что в физическую разминку включают дыхательную гимнастику по методике Стрельниковой и пранаямы, проводят рациональную психотерапию, направленную на оздоровление человека как целостной системы, проводят релаксацию и задают психологическую установку на совершенствование личностных и эмоциональных качеств, предлагают пациенту провести самоанализ для самопознания с выявлением и снятием факторов, блокирующих развитие конкретных качеств, позволяющих ему проявить свои способности в сферах: развития лидерских и борцовских качеств, созидания на материальном уровне, информации, обеспечения приумножения благосостояния, достижения рекордов и совершения подвигов, высшего мастерства и системного подхода к делу, взаимоотношений, способности внутренней трансформации, педагогической и наставнической деятельности, профессиональных достижений, деятельности, требующей неординарных и нестандартных подходов и качеств, художественного творчества, и проводят ролевые игры, позволяющие пациенту утвердиться в возможности развития и совершенствования этих качеств.

Недостатком прототипа является отсутствие возможности выявления ключевых решений, принятых пациентом в стрессовых травмирующих жизненных ситуациях, и определяющих дальнейший негативный сценарий поведения пациента. В большом количестве случаев ключевое решение и наличие негативного сценария не осознаются пациентом, так как находятся на подсознательном уровне.

Целью предлагаемого изобретения является обеспечение возможности выявления ключевого решения, принятого пациентом в стрессовых травмирующих жизненных ситуациях, и его сброс с остановкой негативного сценария поведения.

Решение задачи в способе психологической диагностики и улучшения психологического состояния, включающем самоанализ и физические упражнения, достигается тем, что формулируют факт и предполагаемую причину психологического нарушения и записывают ее, формулируют намерение изменить психологическое состояние и решить проблему, формулируют и записывают чувства, эмоции и желания, которые вызывает факт нарушения, выполняют концентрацию лежа на ровной жесткой поверхности, положив руку на живот, ладонью вниз, так, чтобы середина большого пальца лежала на пупке, закрыв глаза и сосредоточив внимание в области живота под центром ладони, продолжая лежать на спине, сгибают ноги в коленях так, чтобы почувствовать упор копчика в пол, сосредотачивают внимание на точке упора и начинают осторожно раскачиваться мелкими толчками по направлению от копчика к макушке и обратно, переключая внимание на телесные ощущения, выявляют ключевые решения, принятые пациентом ранее в стрессовых травмирующих ситуациях, с одновременным выявлением негативных телесных ощущений, записывают их, нейтрализуют упомянутые ключевые решения и негативные телесные ощущения путем следующих физических упражнений, сев на стул с прямой спиной, ноги расположив под прямым углом по отношению к полу и перечитывая записанные травмы и решения, после чего делают несколько глубоких вдохов и выдохов и концентрируют внимание в точке внизу живота, думая о списке упомянутых ключевых решений и негативных телесных ощущений, максимально напрягают все тело так, чтобы основная точка напряжения приходилась на точку внизу живота, задерживают напряжение на 1-2 секунды, затем делают мощный короткий толчок бедрами вперед, из точки максимального напряжения - параллельно полу, после 2-5 секунд отдыха повторяют физические упражнения, после 2-3 циклов нейтрализации берут список ключевых решений и негативных телесных ощущений и вычеркивают из него пункты, которые потеряли эмоциональную окраску, перестали казаться важными, утратили значение и смысл, продолжают физические упражнения до тех пор, пока в списке не останется не вычеркнутых пунктов, встают, выпрямив спину, ноги на ширине плеч, чуть согнуты с коленях, руки вдоль тела, выдыхают из легких весь воздух, задерживают дыхание на 1-2 секунды, затем выпрямляя ноги, делают резкий максимальный вдох, выполняют вертикальную поддержку, для этого встают спиной к стене или другой ровной вертикальной поверхности так, чтобы точками опоры на нее стали плечи и ягодицы, слегка сгибают ноги в коленях и медленно приседают вдоль стены, продолжая слегка опираться на нее, делают 5 циклов приседаний, выполняют горизонтальную поддержку, для этого ложатся на ровную жесткую поверхность на спину, ноги сгибают в коленях, опираются на копчик и делают несколько вращательных движений тазом, осторожно разминая область копчика и крестца, затем постукивают копчиком о поверхность с амплитудой 3-5 см в течение 2-3 минут, далее выполняют нейтрализацию путем выполнения следующих упражнений: встают, делают несколько глубоких вдохов и выдохов, затем с силой ударяют одной, затем второй ногой об пол, затем обеими ногами попеременно, затем стоя, сгибают ноги в коленях и создают в коленях мелкую вибрацию в направлении вперед-назад, выполняют полное дыхание, для этого, стоя, поднимают прямые руки вверх и вдыхают воздух так, чтобы заполнить им все внутреннее пространство до диафрагмы, задерживают дыхание на секунду, затем выдыхают воздух, направив внимание на выдохе от диафрагмы к стопам и сквозь них, затем вдыхают воздух с направлением внимания в обратную сторону и выдыхают с направлением внимания от диафрагмы вверх через кончики пальцев поднятых рук, выполняют полное дыхание до появления ощущения невесомости, плавно переходят на обычное дыхание, производят анализ желаний, эмоций и чувств, для этого читают записи, которые были сделаны на этапе определения желаний, эмоций и чувств, вычеркивают пункты, которые утратили значение, важность и эмоциональную окраску, повторяют все этапы до исключения негативных желаний, эмоций и чувств.

На фиг. 1 изображено положение тела пациента при выполнении этапа концентрация.

На фиг. 2 изображено положение тела пациента при выполнении этапа раскачивания, или "создания волны".

На фиг. 3 изображено положение тела пациента при выполнении этапа выявления решений и травм.

На фиг. 4 изображено положение тела пациента при выполнении первого варианта этапа сброса решений.

На фиг. 5 изображено положение тела пациента при выполнении второго варианта этапа сброса решений.

На фиг. 6 изображено положение тела пациента при выполнении циклов вдох-выдох.

На фиг. 7 изображено положение тела пациента при выполнении вертикальной поддержки.

На фиг. 8 изображено положение тела пациента при выполнении горизонтальной поддержки.

На фиг. 9 изображено положение тела пациента при выполнении этапа вертикального сброса.

На фиг. 10 изображено положение тела пациента при выполнении полного дыхания.

Рассмотрим пример конкретной реализации способе психологической диагностики и улучшения психологического состояния. Сокращенно способ называется «Терапия ключевых решений» (далее - ТКР). Как правило, одну психологическую проблему полностью прорабатывают за один сеанс (далее - сессия), содержащий этапы способа психологической диагностики и улучшения психологического состояния. В более сложных случаях может потребоваться 3-5 сессий. Во многих случаях, при начале сессии может возникать внутреннее сопротивление, выражающееся в сонливости, желании отложить на потом, чувстве тяжести, мыслях «все это не поможет». Это нормальная защитная реакция психики. Для успешного применения способа необходимо проявлять настойчивость, но избегать насилия по отношению к себе. Для достижения наилучшего результата свои наблюдения за изменениями записывают в специальный дневник. Сессию проводят в спокойном месте, в отсутствие отвлекающих факторов. Поскольку во время сессии усиливается лимфоток и кровоток, сессию по необходимости прерывают, но завершают в течение одного дня.

Перед началом сессии производят ознакомление пациента со списком противопоказаний.

Этапы сессии ТКР:

Этап №1 - определение факта и причины.

А) Берут лист бумаги, формулируют и записывают решаемую психологическую проблему - факт (далее - факт), с которой планируется работать в сессии ТКР. Как правило, работают с негативно окрашенными фактами - тем, что беспокоит, угнетает, делает неудовлетворенным и несчастным. Пример: я ем на ночь или ночью. (Это приводит к набору веса, вызывает чувство вины и неудовлетворенности собой).

Б) Описывают причины, из-за которых, по мнению пациента, имеется проблема.

Этап №2 - формулировка намерения.

Формулируют и записывают намерение: то, как пациент намерен изменить факт с помощью ТКР. Пример: в ходе этой сессии ТКР я хочу устранить все причины, которые заставляют меня есть на ночь. После окончания этой сессии я хочу перестать есть на ночь и устранить все последствия этой привычки.

Этап №3 - формулировка чувств, эмоций и желаний.

Записывают чувства, эмоции и желания, которые вызывает у пациента факт. Пример: злость, недовольство собой, агрессия, беспомощность, отвращение, желание сбежать и спрятаться и т.д. чувства, эмоции и желания описывают до возникновения ощущения «самое главное записано». Как правило, самые важные пункты приходят не сразу, а в середине списка и его конце. Записывают все, что приходит в голову, без анализа и оценки. Некоторые чувства и желания могут выглядеть пугающими или бредовыми, но это не отменяет их ценности в терапевтическом процессе, а наоборот, увеличивает ее.

Этап №4 - концентрация.

Ложатся на спину на пол или другую ровную жесткую поверхность, как показано на фиг. 1. Кладут руку на живот, ладонью вниз, так, чтобы середина большого пальца лежала на пупке. Закрывают глаза и сосредотачивают внимание в области живота под центром ладони. Пациент может почувствовать тепло и расслабление или концентрацию и пульсацию. Время концентрации 1-2 минуты.

Этап №5 - создание "волны".

Продолжая лежать на спине, сгибают ноги в коленях так, чтобы почувствовать упор копчика в пол, как показано на фиг. 2. Сосредотачивают внимание на точке упора и начинают осторожно раскачиваться мелкими толчками по направлению от копчика к макушке и обратно. Пробуют разные амплитуды и интенсивность, меняют угол сгибания колен и положение стоп, до тех пор, пока не станет удобно и комфортно. При правильной амплитуде движение между тремя точками опоры (стопами, копчиком и затылком) идет плавно и равномерно, внимание переключается на телесные ощущения. Через 1-2 минуты после начала раскачивания, начинают наблюдать за реакциями тела - это могут быть легкие спазмы, болевые ощущения, покалывания, дрожь и любые другие реакции, требующие внимания.

Этап №6 - отслеживание решений и травм.

Положение тела показано на фиг. 3. Просматривают "внутренним взглядом" все возникающие в теле ощущения по очереди, начиная с самых интенсивных. Для этого сосредотачивают внимание в области реакции. При просмотре могут приходить визуальные образы, например, абстрактные или события из жизни разной степени давности, или может происходить изменение ощущений и температуры тела. Это нормально и безопасно. Задача пациента на этом этапе при просмотре каждой реакции тела задать себе вопрос - какое решение я принял в этот момент? Полученный ответ записывают. Если ответа о решении нет, но есть понимание травмирующего события или понимание, что тело говорит о нем, просто записывают краткое обозначение «травма такая-то». Пример: при раскачивании возник спазм икры левой ноги, при просмотре возник образ из раннего детства, когда бабушка записывала в тетрадку количество съеденной мной колбасы, для отчета перед родителями. Решение: я никогда не буду голодать. Если на этом этапе пациент не видит картинок, не получает внутренних ответов, значит ему требуется больше времени на освоение техники ТКР. В этом случае продолжают практиковаться до получения результата. Выдумывание решения и травмы не дает нужного эффекта. Просмотры и запись решений и травм проводят до появления ощущения «все самое важное записано», после этого переходят к следующему этапу сессии.

Этап №7 - сброс решений и травм.

В первом варианте этапа сброс решений и травм усаживаются на стул с прямой спиной, ноги под прямым углом по отношению к полу, как показано на фиг. 4. Прочитывают записанные травмы и решения. Делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Концентрируют внимание в точке внизу живота, с которой работали на этапе концентрации. Думая о списке травм и решений, максимально напрягают все тело так, чтобы основная точка напряжения приходилась на точку внизу живота. Задерживают напряжение на 1-2 секунды, затем делают мощный короткий толчок бедрами вперед, из точки максимального напряжения - параллельно полу. Отдыхают 2-5 секунд, повторяют сброс. После 2-3 циклов вберут список травм и решений и вычеркивают из него пункты, которые потеряли эмоциональную окраску, перестали казаться важными, утратили значение и смысл. Продолжают сбросы до тех пор, пока в списке не останется не вычеркнутых пунктов.

Во втором варианте этапа сброса решений и травм ложатся на спину на пол или любую другую ровную горизонтальную поверхность, ноги прямые, руки вдоль тела, как показано на фиг. 5. Перечитывают записанные травмы и решения. Откладывают список в сторону и делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Концентрируют внимание в точке внизу живота, с которой работали на этапе концентрации. Думая о списке травм и решений, максимально напрягают все тело так, чтобы основная точка напряжения приходилась на точку внизу живота. Задерживают напряжение на 1-2 секунды, затем делают мощный короткий толчок бедрами вперед, из точки максимального напряжения - параллельно полу.

Отдыхают 2-5 секунд, повторяют сброс. После 2-3 циклов берут список травм и решений и вычеркивают из него пункты, которые потеряли эмоциональную окраску, перестали казаться важными, утратили значение и смысл. Продолжают сбросы до тех пор, пока в списке не останется не вычеркнутых пунктов. Иногда между сбросом и внутренней переоценкой решений и травм проходит 3-5 минут. Скорость обработки реакций может быть разной. Пациент сам определяет какой интервал необходим конкретно ему и следует ему во время выполнения этого этапа.

Этап №7 - вдох-выдох.

Исходное положение - стоя с прямой спиной, ноги на ширине плеч, чуть согнуты с коленях, руки вдоль тела, как показано на фиг. 6. Выдыхают из легких весь воздух по максимуму, можно в несколько этапов. Затем задерживают дыхание на 1-2 секунды. Затем выпрямляя ноги, делают резкий максимальный вдох, как дельфин, выпрыгивающий из воды. После резкого вдоха у пациента может случиться легкий короткий приступ кашля - это нормально и безопасно. Делают 3 цикла вдох-выдох и переходят к следующему этапу.

Этап №8 - вертикальная поддержка.

Встают спиной к стене или другой ровной вертикальной поверхности так, чтобы точками опоры на нее стали плечи и ягодицы, как показано на фиг. 7. Слегка сгибают ноги в коленях и медленно приседают вдоль стены, продолжая слегка опираться на нее. Делают 5 циклов приседаний и переходят к следующему этапу.

Этап №9 - горизонтальная поддержка.

Ложатся на пол на спину, ноги сгибают в коленях, как показано на фиг. 8. Делают несколько вращательных движений тазом с опорой на копчик, осторожно разминая область копчика и крестца. При правильном выполнении упражнения в теле возникает приятное тепло. После разминки, начинают аккуратно постукивать копчиком о поверхность. Амплитуда движения 3-5 см. Длительность упражнения 2-3 минуты.

Этап №10 - вертикальный сброс.

Стоя делают несколько глубоких вдохов и выдохов, затем с силой ударяют одной, затем второй, затем обеими ногами об пол попеременно с удобной для пациента скоростью и силой, как показано на фиг. 9. Тело подскажет как сделать это наиболее правильно. При этом пациент не должен сдерживать себя, ему может захотеться кричать. Когда возникло чувство, что сделано достаточно, снова встают ровно, чуть сгибают ноги в коленях и создают в коленях мелкую вибрацию в направлении вперед-назад. Выполняют эти движения, как это делают в танце живота, там такое упражнение называется «тряска». Вибрация должна стать равномерной и захватить все тело от кончиков пальцев, до макушки. Выполняют упражнение до ощущения достаточности и переходят к следующему этапу.

Этап №11 - полное дыхание.

Встают ровно, ноги чуть уже ширины плеч, как показано на фиг. 10. Ступни полностью стоят на полу. Необходимо почувствовать ступнями поверхность пола. Поднимают прямые руки вверх и вдыхают воздух так, чтобы заполнить им все внутреннее пространство до диафрагмы. Задерживают дыхание на секунду, затем выдыхают воздух «через ноги», направив внимание на выдохе от диафрагмы к стопам и сквозь них. Затем вдыхают воздух «через стопы» до диафрагмы и выдыхают от диафрагмы вверх через кончики пальцев поднятых рук. Продолжают дышать так до появления ощущения цельного дыхания. Пациент должен почувствовать как вдыхает и выдыхает воздух всем телом. Может возникнуть ощущение невесомости и растворения в пространстве. Плавно переходят на обычное дыхание. После выполнения этапа благодарят себя за практику и переходят к заключительному этапу сессии.

Этап №12 - анализ желаний, эмоций и чувств.

Берут записи сессии и просматривают желания, эмоции и чувства, которые были записаны. Вычеркивают пункты, которые утратили значение, важность и эмоциональную окраску. Как и в случае сброса травм и решений, на изменение восприятия может потребоваться время. Как правило от 1 до 10 минут. Наблюдают за своим внутренним состоянием, дают себе необходимое время и завершают процесс. В 99% случаев все записанные пункты вычеркиваются как неактуальные. В оставшихся случаях необходимо вернуться к вопросу через некоторое время или рассмотреть его как тему следующей сессии ТКР.

При правильном выполнении сессии чаще всего возникает чувство освобождения и легкости, прилив сил, энергии, появляется чувство радости и благодарности. По мере освоения способа могут возникать небольшие эмоциональные откаты на 2-3 день после сессии, в связи с ростом уровня осознанности. При самостоятельной работе безопасно проводить не более одной сессии ТКР раз в 10 дней. При более частой практике возможно возникновение нежелательных побочных эффектов: головокружений, тошноты, головных болей, онемения конечностей, нарушения сна и координации движений, нервозности, приступов паники, потери аппетита, озноба. При возникновении таких реакций практику немедленно прекращают.

Противопоказания к применению способа ТКР: беременность, эпилепсия, обострение воспалительных заболеваний любой этиологии, психиатрические заболевания в стадии обострения. Способ с осторожностью используют при возникновении нежелательных побочных эффектов, таких как головокружения, тошнота, головные боли, онемения конечностей, нарушения сна и координации движений, нервозность, приступы паники, потеря аппетита, озноб. При возникновении таких реакций практику немедленно прекращают.

Цель изобретения в предлагаемом способе психологической диагностики и улучшения психологического состояния «Терапия ключевых решений» достигается благодаря тому, что в процессе легкого раскачивания тела достигается эффект мягкого транса, в результате которого защитные механизмы психики ослабляются и человек получает доступ к подсознательному материалу, а именно к негативным ключевым решениям, которые впоследствии устраняются путем «сброса». Сброс ведет к нейтрализации негативного психологического сценария, запуску саморегуляции психики, изменению поведения и восприятия пациента, его отношения к заявленной проблеме и способам ее решения. Таким образом, именно феномен ключевого решения, который является основой метода - главное его преимущество. За счет выявления и устранения ключевого решения в работе с психологической травмой достигается быстрый и устойчивый эффект без рецидивов. Большим плюсом метода «Терапии ключевых решений» является отсутствие необходимости повторного погружения пациента в травмирующий эмоциональный опыт. Благодаря этому терапия переносится значительно легче, отсутствует риск повторной травматизации, отсутствуют яркие соматические реакции психики на вмешательство, такие как боли, повышение температуры тела, подавленность. В «Терапии ключевых решений» исключен риск неверной интерпретации ситуации клиента со стороны терапевта, исключен эффект контрпереноса, факты сознательного или бессознательного осуждения пациента со стороны терапевта.

Ниже приведены примеры из практики, характеризующие эффективность предлагаемого способа.

Пример №1. Пациент Сергей, 28 лет. В течение 3 лет страдал постоянными приступами булимии. Приступы чередовались с чрезмерными физическими нагрузками и систематическими голоданиями, наблюдались также суицидальные настроения. Сергей обратился за помощью в момент, когда стал обильно есть каждый час в дневное время и понял, что это мешает ему нормально жить и работать, а также от переедания начались проблемы с желудком и поджелудочной железой. С Сергеем было проведено 5 сессий ТКР. В ходе выявления причин нарушений были выявлены очень сильные негативные чувства к значимому для Сергея человеку из прошлого, очень высокий уровень аутоагрессии, чувство вины и стыда, фрустрация. Выявленные причины были устранены в ходе 5 сессий. После первых 2 сессий количество приемов пищи сократилось втрое. После 3 и 4 сессий режим питания пришел в норму. 5я сессия была проведена для закрепления результата и подведения итогов. Проблема решена полностью, рецидивов нет.

Пример №2. Пациентка Светлана, 42 года. После увольнения с прежней должности, где она проработала 16 лет, Светлана испытывала панический страх поиска работы, собеседования назначались крайне редко и заканчивались отказами, несмотря на высокую квалификацию и отличное образование. После 3 месяцев бесплодных и травмирующих попыток решить вопрос самостоятельно, Светлана обратилась за помощью. Было проведено 3 сессии ТКР, в ходе которых выяснилось, что клиентка переросла этап работы по найму и внутренне саботирует возможность ее получения. Ее настоящим желанием оказалась организация собственного дела. В ходе 2 и 3 сессий были устранены причины, мешающие реализации этого желания (страхи, сомнения в своих силах). В результате Светлана работает как ИП, страхи исчезли, вопрос с работой решен полностью.

Пример №3. Пациентка Юлия, 27 лет. Обратилась за помощью из-за конфликтов с мужем, касающихся ее физической формы. Юлия перестала заниматься спортом после замужества и набрала заметный лишний вес. Попытки заставить себя снова заняться спортом ни к чему не привели. Волевых усилий хватало на 2-3 дня, затем занятия сходили на нет. С Юлией была проведена 1 сессия ТКР, в ходе которых была выявлена причина происходящего: активация детской травмы, связанной с внешностью и самооценкой. Причина была успешно устранена в этой же сессии. В результате проведенной работы, Юлия без проблем снова начала ежедневно заниматься спортом, полностью изменила режим питания и за последующие несколько месяцев похудела на 15 кг. Вопрос клиентки решен полностью.

Пример №4. Пациентка Мария, 35 лет. Обратилась в состоянии хронической усталости, которая привела к повышенной потребности в сне. Клиентка спала по 12-13 часов в будние дни и по 18-20 часов в выходные. При этом, она чувствовала постоянную подавленность, нервозность, раздражение и полную неудовлетворенность жизнью. С Марией было проведено 5 сессий ТКР, в ходе которых была вскрыта главная причина происходящего - созависимость с матерью, страдающей алкогольной зависимостью. В ходе 5 сессий вопрос был всесторонне проработан, устранены негативные сценарии созависимости, глубокие личностные переживания, травмирующий опыт. В результате режим сна клиентки нормализовался (8-9 часов в будние дни и 9-10 в выходные), отношения с матерью стали более спокойными, снизилось количество конфликтов, укрепились личные границы клиентки и ее уверенность в себе. Вопрос клиентки решен полностью. Рецидивов нет.

Пример №5. Пациентка Алеся, 36 лет. Обратилась в состоянии депрессии, по причине постоянных конфликтов в семье, коллективе, с ребенком-подростком, при любых взаимодействиях со знакомыми и даже незнакомыми людьми, возникавших по любому, даже самому незначительному поводу. Это сильно тяготило саму Алесю, кроме того, ситуация стала угрожать семье и работе. Было проведено 3 сессии ТКР. Как причина происходящего была выявлена активация травмы: неблагополучные отношения Алеси с родителями - отсутствие любви, уважения к ребенку в подростковом возрасте, эмоциональная холодность матери и жестокость отца. В течение 3 сессий была проведена работа по сепарации и переносу ответственности за происходящее во взрослой жизни клиентки на нее саму, а также сняты аутоагрессивные программы. В результате частота конфликтов сильно снизилась, существенно улучшились отношения с мужем. Проблема клиентки решена.

Предложенный способ психологической диагностики и улучшения психологического состояния "Терапия ключевых решений" позволяет изменить мышление пациента в позитивную сторону, изменить его поведение и восприятие, снять напряжение в теле, улучшить работу органов и восстановить душевное равновесие.

Способ психологической диагностики и улучшения психологического состояния, включающий самоанализ и физические упражнения, отличающийся тем, что формулируют факт и предполагаемую причину психологического нарушения и записывают её, формулируют намерение изменить психологическое состояние и решить проблему, формулируют и записывают чувства, эмоции и желания, которые вызывает факт нарушения, выполняют концентрацию лёжа на ровной жесткой поверхности, положив руку на живот, ладонью вниз, так, чтобы середина большого пальца лежала на пупке, закрыв глаза и сосредоточив внимание в области живота под центром ладони, продолжая лежать на спине, сгибают ноги в коленях так, чтобы почувствовать упор копчика в пол, сосредотачивают внимание на точке упора и начинают осторожно раскачиваться мелкими толчками по направлению от копчика к макушке и обратно, переключая внимание на телесные ощущения, выявляют ключевые решения, принятые пациентом ранее в стрессовых травмирующих ситуациях, с одновременным выявлением негативных телесных ощущений, записывают их, нейтрализуют упомянутые ключевые решения и негативные телесные ощущения путем следующих физических упражнений: сев на стул с прямой спиной, ноги расположив под прямым углом по отношению к полу и перечитывая записанные травмы и решения, после чего делают несколько глубоких вдохов и выдохов и концентрируют внимание в точке внизу живота, думая о списке упомянутых ключевых решений и негативных телесных ощущений, максимально напрягают все тело так, чтобы основная точка напряжения приходилась на точку внизу живота, задерживают напряжение на 1-2 секунды, затем делают мощный короткий толчок бедрами вперед, из точки максимального напряжения – параллельно полу, после 2-5 секунд отдыха повторяют физические упражнения, после 2-3 циклов нейтрализации берут список ключевых решений и негативных телесных ощущений и вычеркивают из него пункты, которые потеряли эмоциональную окраску, перестали казаться важными, утратили значение и смысл, продолжают физические упражнения до тех пор, пока в списке не останется не вычеркнутых пунктов, встают, выпрямив спину, ноги на ширине плеч, чуть согнуты с коленях, руки вдоль тела, выдыхают из легких весь воздух, задерживают дыхание на 1-2 секунды, затем выпрямляя ноги, делают резкий максимальный вдох, выполняют вертикальную поддержку, для этого встают спиной к стене или другой ровной вертикальной поверхности так, чтобы точками опоры на нее стали плечи и ягодицы, слегка сгибают ноги в коленях и медленно приседают вдоль стены, продолжая слегка опираться на нее, делают 5 циклов приседаний, выполняют горизонтальную поддержку, для этого ложатся на ровную жесткую поверхность на спину, ноги сгибают в коленях, опираются на копчик и делают несколько вращательных движений тазом, осторожно разминая область копчика и крестца, затем постукивают копчиком о поверхность с амплитудой 3-5 см в течение 2-3 минут, далее выполняют нейтрализацию путем выполнения следующих упражнений: встают, делают несколько глубоких вдохов и выдохов, затем с силой ударяют одной, затем второй ногой об пол, затем обеими ногами попеременно, затем стоя, сгибают ноги в коленях и создают в коленях мелкую вибрацию в направлении вперед-назад, выполняют полное дыхание, для этого, стоя, поднимают прямые руки вверх и вдыхают воздух так, чтобы заполнить им все внутреннее пространство до диафрагмы, задерживают дыхание на секунду, затем выдыхают воздух, направив внимание на выдохе от диафрагмы к стопам и сквозь них, затем вдыхают воздух с направлением внимания в обратную сторону и выдыхают с направлением внимания от диафрагмы вверх через кончики пальцев поднятых рук, выполняют полное дыхание до появления ощущения невесомости, плавно переходят на обычное дыхание, производят анализ желаний, эмоций и чувств, для этого читают записи, которые были сделаны на этапе определения желаний, эмоций и чувств, вычеркивают пункты, которые утратили значение, важность и эмоциональную окраску, повторяют все этапы до исключения всех негативных желаний, эмоций и чувств.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, и может быть использовано при восстановлении когнитивных функций у больных, перенесших черепно-мозговую травму (ЧМТ).

Изобретение относится к медицине, а именно к нефрологии и медицинской психологии, и может использоваться для коррекции психологического состояния больных с хронической болезнью почек, получающих лечение гемодиализом, и повышения толерантности к сеансу гемодиализа.

Группа изобретений относится к медицине, а именно к терапии, эндокринологии и фармакологии, и может быть использована для лечения избыточного веса или ожирения. Для этого предложены способы и фармацевтическая комбинация.

Изобретение относится к педагогике, конкретно к коррекционной педагогике, к способу психолого-педагогической диагностики, может быть использовано для выявления раннего отклонения в познавательном развитии ребенка и оценке интеллектуального способа решения ребенком познавательной задачи в соответствии с возрастным нормативом.
Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и может быть использовано для реабилитации людей с химическими и нехимическими зависимостями. Проводят мероприятия, направленные на восстановление физиологических функций пациента, и реабилитацию пациента, вовлекая членов семьи пациента с проведением семейной психотерапии.

Изобретение относится к педагогике и медицине, дефектологии, нейропсихологии. В способе драмсет-коррекции - развивающей коррекции познавательной и двигательной активности детей с детским церебральным параличом - используют сенсорную мотивацию с помощью барабанной установки – драмсет.

Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительной медицине, онкологии, физиотерапии. Предварительно регистрируют электроэнцефалограмму (ЭЭГ).

Изобретение относится к области психологии и психотерапии и может быть использовано для развития эмоционального интеллекта детей и для повышения уровня социализации детей.

Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и может быть использовано для лечения лиц, страдающих бытовым пьянством и сохранными формами алкоголизма. Предварительно проводят внутривенную лазерную терапию и инфузионно-капельную медикаментозную терапию для выведения токсинов, улучшения мозгового кровообращения.

Изобретение относится к области медицины, в частности к анестезиологии-реаниматологии, психиатрии и психотерапии, и может быть использовано у пациентов с когнитивными расстройствами в раннем послеоперационном периоде трансплантации сердца.

Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедии, и может быть использовано при лечении плоско-вальгусной установки стоп и продольного плоскостопия у детей. Для этого проводят оценку функционального состояния мышц голени и стопы и используют ортопедические стельки-супинаторы.
Изобретение относится к медицине, ортопедии, способам лечения заболеваний тазобедренного сустава, например дисплазии тазобедренного сустава у детей. Также может быть использовано при детском церебральном параличе, в том числе сопровождающимся эпилептическими припадками, при аутизме.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к нейрореабилитационным тренажерам. Устройство управления нейрореабилитационным тренажером верхней конечности человека содержит сенсорные датчики измерения электромиографического сигнала, расположенные на сгибательных и разгибательных поверхностях плеча и предплечья и подключенные через последовательно установленные блок регистрации и обработки электромиографического сигнала и блок фильтрации шумов электромиографического сигнала к входу блока выделения частоты электромиографического сигнала, блок принятия решения о движении в соответствии с зарегистрированным электромиографическим сигналом, подключенный через блок управления приводами к приводам верхней конечности, при этом блок выделения частоты электромиографического сигнала связан с блоком принятия решения через параллельно подключенные блоки определения фоновой мощности электромиографического сигнала и определения активной мощности электромиографического сигнала.

Изобретение относится к медицине, лечебной физкультуре, прикладной кинезиологии, немедикаментозным способам оздоровления организма и может использоваться пациентами самостоятельно после прохождения лечебно-оздоровительно-обучающего курса.

Настоящее изобретение относится к приспособлению для тренировки ходьбы, а также способу тренировки ходьбы для него. Оно содержит устройство для ходьбы, выполненное с возможностью крепления к ноге пользователя так, чтобы помогать пользователю при ходьбе; первый обеспечивающий натяжение участок, выполненный с возможностью тянуть одно из устройства для ходьбы и ноги пользователя в направлении вертикально верхней стороны и в направлении передней стороны; второй обеспечивающий натяжение участок, выполненный с возможностью тянуть одно из устройства для ходьбы и ноги пользователя в направлении вертикально верхней стороны и в направлении задней стороны; и управляющий участок, выполненный с возможностью управлять усилием натяжения первого обеспечивающего натяжение участка и усилием натяжения второго обеспечивающего натяжение участка, так что результирующее усилие направленной вверх вертикальной составляющей усилия натяжения первого обеспечивающего натяжение участка и направленной вверх вертикальной составляющей усилия натяжения второго обеспечивающего натяжение участка поддерживает вес устройства для ходьбы.

Изобретение относится к области медицины, в частности к способам комплексного безоперационного лечения позвоночника, и может быть использовано в вертебрологической практике для лечения заболеваний шейного и поясничного отделов позвоночника.

Группа изобретений относится к медицинской технике, а именно к устройствам для лечения нарушений кровообращения, таких как лимфедема, отек и заболевания вен. Терапевтический компрессионный предмет одежды содержит основной участок и осевой участок.

Изобретение относится к области медицины, а именно к физиотерапии, и может быть использовано как в реабилитационных центрах, так и в домашних условиях для лечения и физической реабилитации пациентов с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, в частности для восстановления двигательных функций конечностей.

Изобретение относится к медицине, вариантам коррекции S- и С-образных сколиозов у подростков 12-15 лет. Используют упражнения карате Киокусинкай, включающие последовательно выполняемые подготовительный, промежуточный и коррекционный комплексы в соответствии с формулой изобретения.

Изобретение относится к медицинской технике, а более конкретно, к области механотерапии суставов конечностей и может быть использовано для укрепления мышц нижних конечностей путем разработки движений в их суставах в период реабилитации после травм и при устранении последствий оперативного вмешательства.

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано при проведении реабилитационных мероприятий у пациентов с двигательными нарушениями. Предложены варианты способа реабилитации посредством проведения занятий лечебной физкультурой с обратной связью. Причем в первом варианте обратную связь в процессе проведения лечебной физкультуры осуществляют с помощью частичного погружения субъекта в виртуальную среду посредством бесконтактного инфракрасного сенсора, при этом на экране монитора создают перед субъектом погружение от третьего лица, а именно видимость повторения движений персонажем, совершаемых субъектом в реальности. Во втором варианте обратную связь осуществляют с помощью полного погружения субъекта в виртуальную среду посредством очков виртуальной реальности или шлема виртуальной реальности или комнаты с панорамными экранами, при этом перед субъектом создают эффект погружения от первого лица. Занятие делят на 3 части: первая - упражнения, направленные на восстановление двигательной функции руки, вторая - движения, направленные на восстановление двигательной функции ноги и статического баланса, третья - упражнения, направленные на восстановление координации верхних и нижних конечностей в пространстве. Во время выполнения занятий лечебной физкультуры оценивают уровень исходной двигательной активности пациента путем отведения руки в сторону с максимально возможной амплитудой, поднятия руки перед собой с максимально возможной амплитудой, отведения и приведения поднятой руки в стороны для определения правой и левой границы, максимально возможное сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, сгибания бедра и колена перед собой с максимально возможной амплитудой, отведения ноги в сторону с максимально возможной амплитудой, наклона корпуса вправо и влево, вперед и назад, принимая это за 100%. При его достижении во время проведения упражнения, автоматически повышают требуемый уровень активности на 10% и более относительно исходного уровня, осуществляя тем самым виртуальную сенсорную стимуляцию. Длительность одного занятия лечебной физкультурой составляет не более 45 минут. Способ обеспечивает эффективное восстановление двигательной активности за счет усиленной виртуальной обратной связи посредством погружения в виртуальную реальность, как от третьего, так и от первого лица, а также использования виртуальной среды для целенаправленного двигательного обучения. 2 н.п. ф-лы, 2 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии, и может быть использовано при необходимости улучшения психологического состояния человека. Для этого формулируют факт и предполагаемую причину психологического нарушения и записывают её, формулируют намерение изменить психологическое состояние и решить проблему, формулируют и записывают чувства, эмоции и желания, которые вызывает факт нарушения. Выполняют концентрацию лёжа на ровной жесткой поверхности, положив руку на живот, ладонью вниз, так, чтобы середина большого пальца лежала на пупке, закрыв глаза и сосредоточив внимание в области живота под центром ладони, продолжая лежать на спине, сгибают ноги в коленях так, чтобы почувствовать упор копчика в пол. Сосредотачивают внимание на точке упора и начинают осторожно раскачиваться мелкими толчками по направлению от копчика к макушке и обратно, переключая внимание на телесные ощущения. Выявляют ключевые решения, принятые пациентом ранее в стрессовых травмирующих ситуациях, с одновременным выявлением негативных телесных ощущений, записывают их, нейтрализуют упомянутые ключевые решения и негативные телесные ощущения путем осуществления физических упражнений. В ходе упражнений перечитывают записанные травмы и решения, после чего делают несколько глубоких вдохов и выдохов и концентрируют внимание в точке внизу живота, думая о списке упомянутых ключевых решений и негативных телесных ощущений, максимально напрягают все тело так, чтобы основная точка напряжения приходилась на точку внизу живота, задерживают напряжение на 1-2 секунды, затем делают мощный короткий толчок бедрами вперед, из точки максимального напряжения – параллельно полу, после 2-5 секунд отдыха повторяют физические упражнения. После 2-3 циклов нейтрализации берут список ключевых решений и негативных телесных ощущений и вычеркивают из него пункты, которые потеряли эмоциональную окраску, перестали казаться важными, утратили значение и смысл. Продолжают физические упражнения до тех пор, пока в списке не останется не вычеркнутых пунктов. Затем выполняют вертикальную и горизонтальную поддержки. Далее выполняют нейтрализацию путем выполнения определенных упражнений. Затем осуществляют анализ желаний, эмоций и чувств, для этого читают записи, которые были сделаны на этапе определения желаний, эмоций и чувств, вычеркивают пункты, которые утратили значение, важность и эмоциональную окраску, повторяют все этапы до исключения всех негативных желаний, эмоций и чувств. Способ обеспечивает возможность выявления ключевого решения, принятого пациентом в стрессовых травмирующих ситуациях и его нейтрализацию с остановкой негативного сценария поведения. 10 ил., 5 пр.

Наверх