Храповое устройство для стопорения вала

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к храповым устройствам. Храповое устройство для стопорения вала содержит корпус, вал, храповое колесо, дополнительное храповое колесо, собачки и коромысло. На валу (1) жестко закреплены два храповых колеса (2), которые зеркально расположены относительно друг друга с возможностью взаимодействия с собачками (3). Собачки выполнены таким образом, что имеют возможность поворота относительно жестко закрепленной оси (4). Для поворота собачек (3) устройство снабжено подвижными звеньями (5) и коромыслом (6), выполненным заодно со штоком (7), на котором установлены пружина (8) и подвижная втулка (9), которая имеет возможность перемещаться по штоку (7) и отверстию (10) в корпусе (11). На конце штока (7) установлена ограничительная гайка (12). Планка (13) установлена на втулке (9) с возможностью передвижения вместе с ней. Достигается расширение области применения. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах для стопорения вращения вала в двух направлениях.

Известен рычажный стопор с двуплечей собачкой, содержащий установленное на валу колесо и взаимодействующую с ним, закрепленную на неподвижной оси в корпусе, качающуюся двуплечую собачку. При вхождении выступов собачки во впадины колеса последнее стопорится в обоих направлениях (Артоболевский И.И. Механизм в современной технике. М., «Наука», 1979, т. 1, с. 140, рис. 265).

Недостатком указанного механизма является невысокая надежность вследствие отсутствия принудительного поджатая собачки к колесу.

Наиболее близким по технической сущности является рычажный стопор, состоящий из вращающегося вокруг неподвижной оси рычага, храпового колеса, вращаемого от независимого привода вокруг неподвижной оси, звена с прорезью, входящего во вращательную пару с рычагом и прорезью, скользящему по неподвижному пальцу, пружины. При повороте рычага звено стопорит храповое колесо, а пружина возвращает рычаг в исходное положение. Устройство принято за прототип (Артоболевский И.И. Механизм в современной технике. М., «Наука», 1979, т. 1, с. 141, рис. 270).

Недостатком указанного механизма является стопорение вала в одном направлении.

Технический результат, получаемый при использовании изобретения, заключается в следующем: стопорение вала в обоих направлениях, а в положении, когда собачка упирается в вершину зуба храпового колеса, замыкание собачки происходит при повороте последнего на один зуб.

Указанный технический результат достигается тем, что в храповом устройстве для стопорения вала, содержащем корпус, жестко установленное на валу храповое колесо, взаимодействующее с ним и закрепленное на оси корпуса собачки, связанные через подвижные звенья с коромыслом, выполненным заодно со штоком, на котором установлены пружина и подвижная втулка, новым является то, что устройство снабжено дополнительным храповым колесом таким образом, что храповые колеса зеркально расположены относительно друг друга, причем при попадании собачки на вершину зуба храпового колеса усилие от пружины обеспечивает стопорение вала при повороте храпового колеса на один зуб одновременно в обоих направлениях вращения.

Технические решения с признаками, отличающими заявленное решение от прототипа, не известны и явным образом из уровня техники не следуют. Это позволяет считать, что заявляемое решение является новым и обладает изобретательским уровнем.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на:

фиг. 1 - храповое устройство для стопорения вала;

фиг. 2 - сечение А-А.

На валу 1 жестко закреплены два храповых колеса 2, которые зеркально расположены относительно друг друга с возможностью взаимодействия с собачками 3. Собачки выполнены таким образом, что имеют возможность поворота относительно жестко закрепленной оси 4. Для поворота собачек 3 устройство снабжено подвижными звеньями 5 и коромыслом 6, выполненным заодно со штоком 7, на котором установлены пружина 8 и подвижная втулка 9, которая имеет возможность перемещаться по штоку 7 и отверстию 10 в корпусе 11. На конце штока 7 установлена ограничительная гайка 12. Планка 13 установлена на втулке 9 с возможностью передвижения вместе с ней.

Храповое устройство работает следующим образом.

При приложении усилия на планку 13 в направлении, указанном стрелкой Б втулка 9, перемещаясь по штоку 7 через отверстие 10 в корпусе 11, поджимает пружину 8. При поджатии пружины 8 коромысло 6 перемещается в направлении приложенного усилия, относительно оси 4. Подвижные звенья 5 поворачивают собачки 3 относительно оси 4 во впадину зуба храпового колеса 2, при этом происходит замыкание собачками 3 храповых колес 2 одновременно в обоих направлениях вращения.

При попадании собачки 3 на вершину зуба храпового колеса 2 происходит сжатие пружины 8, усилие от которой передается на коромысло 6 и через подвижные звенья 5 поворачивают собачки 3 относительно оси 4 во впадину зуба при повороте вала 1 на один зуб храпового колеса 2.

При снятии усилия по стрелке В с планки 13 до упора с ограничительной гайкой 12 усилие разжимающейся пружины 8 перемещает втулку 9 до упора с планкой 13, перемещая коромысло 6 относительно жестко закрепленной оси 4, выводя из зацепления с храповым колесом 2 собачки 3.

Храповое устройство для стопорения вала, содержащее корпус, жестко установленное на валу храповое колесо, взаимодействующее с ним и закрепленное на оси корпуса, собачки, связанные через подвижные звенья с коромыслом, выполненным заодно со штоком, на котором установлены пружина и подвижная втулка, отличающееся тем, что устройство снабжено дополнительным храповым колесом таким образом, что храповые колеса зеркально расположены относительно друг друга, причем при попадании собачки на вершину зуба храпового колеса усилие от пружины обеспечивает стопорение вала при повороте храпового колеса на один зуб одновременно в обоих направлениях вращения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к управляемым обгонным муфтам. Обгонная муфта управляемая содержит внешнюю и внутреннюю полумуфты, роликовые заклинивающие механизмы, сепаратор и заклинивающие ролики.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах и механизмах для стопорения вала, остановленного в произвольном позиционном положении. .

Изобретение относится к области бронетанковой техники и может быть использовано в шасси военных гусеничных машин, снабженных противопожарным оборудованием. .

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к средствам передачи момента вращения. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах, обеспечивающих периодический поворот элементов с их последующим стопорением. .

Изобретение относится к автоматике . .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в составе тормозов, управляемых сцепных, предохранительных и обгонных муфт и других механизмов.

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станкостроении, приборостроении, подъемно-транспортных машинах и других видах техники. .

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам для соединения и разъединения вращающихся валов. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения и рассоединения валов в различных областях техники. .
Наверх