Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит ступицу, зубчатый венец, обод и тело в виде диска, толщина которого меньше ширины обода. На торцах тела и внутренней поверхности обода укреплена пара колец, наружный диаметр которых равен внутреннему диаметру обода, их толщина равна расстоянию от торца тела до торца обода, а внутренние поверхности колец выполнены с наклоном в сторону от торцов тела к торцам обода. Поперечное сечение каждого кольца имеет вид прямоугольной трапеции, прямой угол которой совпадает с углом между торцом тела и внутренней поверхностью обода. Обеспечивается оптимизация конструкции зубчатого колеса. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Известно зубчатое колесо, состоящее из ступицы, зубчатого венца, обода и тела в виде диска, толщина которого меньше ширины обода (см., например, Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 339 с.: ил., стр. 178, рис. 12.12).

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что при работе колеса в режиме смазывания жидкими смазочными материалами - картерном смазывании методом погружения, смазывании методом поливания и т.п. - применяемый жидкий смазочный материал будет захватываться внутренними поверхностями обода колеса и переноситься ими. Этот процесс является нежелательным, т.к. в этом случае захватываемый смазочный материал в процессах трения рабочих поверхностей зубчатого колеса не участвует. Захваченный в данном случае смазочный материал перемещается бесцельно, смачивая торцы тела колеса, подвергаясь при этом окислению и запылению, кроме того, при этом смазочный материал подвергается взбалтыванию, вспениванию и т.п.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по патенту на изобретение РФ №2580367, кл. F16H 55/12. Сущность его состоит в том, что зубчатое колесо содержит ступицу, зубчатый венец, обод и тело в виде диска, толщина которого меньше ширины обода. С обоих торцов колеса укреплена пара колец, имеющих в своем поперечном сечении форму треугольника. Наружный диаметр каждого кольца равен внутреннему диаметру обода. Каждое кольцо одной своей внутренней поверхностью, расположенной по его наружной окружности, примыкает к внутренней поверхности обода, перекрывая ее от торца тела до торца обода; другой своей внешней поверхностью каждое кольцо перекрывает часть поверхности торца тела, примыкающей к ободу; третья, внутренняя поверхность каждого кольца расположена под острым углом к торцу обода. При работе колеса со смазыванием его жидким смазочным материалом методом погружения внутренние поверхности колец, расположенные под углом относительно обода, не позволяют внутренней поверхности обода захватывать жидкий смазочный материал и бесцельно перемещать его вдоль окружности этой поверхности при вращении колеса. Наклонные (внутренние) поверхности колец отбрасывают попавший на них смазочный материал - обратно в масляную ванну, не давая ему перемещаться вместе с вращающимся колесом.

Недостаток прототипа состоит в том, что в случае, если верхний уровень жидкого смазочного материала масляной ванны, в которую погружено зубчатое колесо, превышает по высоте внутренние поверхности колец и эти кольца оказываются в нижнем своем положении полностью погруженными в жидкий смазочный материал, то они (эти кольца) при вращении колеса только оказывают нежелательное возмущение на жидкий смазочный материал масляной ванны, при этом они захватывают смазочный материал из масляной ванны и при вращении колеса разбрызгивают его в стороны от колеса, не выполняя своей функции предотвращения захвата смазочного материала из масляной ванны внутренними поверхностями обода (при этом захват смазочного материала происходит не внутренними поверхностями обода, а внутренними поверхностями колец). Это ухудшает эксплуатационные характеристики зубчатого колеса.

Изобретением решается задача оптимизации конструкции зубчатого колеса и улучшения его эксплуатационных характеристик.

Для этого зубчатое колесо содержит ступицу, зубчатый венец, обод и тело в виде диска, толщина которого меньше ширины обода, и пару колец, укрепленных на торцах тела и внутренней поверхности обода, наружный диаметр которых равен внутреннему диаметру обода; толщина колец равна расстоянию от торца тела до торца обода; а их внутренние поверхности выполнены с наклоном от торцов тела к торцам обода. Причем поперечное сечение каждого кольца имеет форму прямоугольной трапеции, прямой угол которой совпадает с углом между торцом тела и внутренней поверхностью обода.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображено зубчатое колесо в разрезе - вид сбоку.

На чертеже показаны: ступица 1, зубчатый венец 2, обод 3, тело 4, кольца 5 и 6; ширина В зубчатого венца; толщина S обода; толщина С тела; внутренний диаметр До обода, внутренний диаметр Дк колец (5); расстояние b от торца тела до торца обода; размеры а1 и а2 параллельных сторон колец; угол α наклона сторон колец; верхний уровень ВУ жидкого смазочного материала масляной ванны; расстояние h от ВУ до внутренних поверхностей колец; направления V стекания смазочного материала.

Зубчатое колесо содержит ступицу 1, зубчатый венец 2 шириной В, обод 3 толщиной S с внутренним диаметром До и тело 4 толщиной С. На торцах тела и внутренних поверхностях обода укреплена пара колец 5 и 6, наружный диаметр которых равен До, а их внутренний диаметр - Дк. Поперечное сечение каждого кольца имеет вид прямоугольной трапеции, прямой угол которой совпадает с углом между торцом тела и внутренней поверхностью обода; высота трапеции равна расстоянию b от торца тела до торца обода, основание трапеции (величиной а1) примыкает к торцу тела, а вершина трапеции (величиной а2) примыкает к торцу обода. Внутренние поверхности колец 5 и 6 расположены с наклоном (угол α) в сторону торцов обода.

При работе зубчатого колеса со смазыванием его жидким смазочным материалом методом погружения зубчатое колесо погружено в масляную ванну, верхний уровень которой - ВУ. Стороны колец 5 и 6 (величиной a2), расположенные со стороны торцов обода 3 и верх которых выше ВУ на величину h, не позволяет жидкому смазочному материалу - при погружении колец в масляную ванну - попадать на внутренние поверхности этих колец и захватываться этими поверхностями при вращении колеса. А случайно попавший на эти поверхности смазочный материал (брызги и т.п.) самоудаляется при вращении колеса - за счет выполнения внутренних поверхностей колец наклонными (на угол α) в сторону торцов обода; удаление смазочного материала происходит по направлению V.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет обеспечивать качественную работу зубчатого колеса при различной величине верхнего уровня смазочного материала масляной ванны, в которую погружено данное зубчатое колесо. Это улучшает его эксплуатационные характеристики.

Зубчатое колесо, смазываемое преимущественно жидким смазочным материалом методом погружения, содержащее ступицу, зубчатый венец, обод, тело в виде диска, толщина которого меньше ширины обода, и пару колец, укрепленных на торцах тела и внутренней поверхности обода, наружный диаметр которых равен внутреннему диаметру обода, их толщина равна расстоянию от торца тела до торца обода, а их внутренние поверхности выполнены с наклоном от торцов тела к торцам обода, отличающееся тем, что поперечное сечение каждого кольца имеет форму прямоугольной трапеции, прямой угол которой совпадает с углом между торцом тела и внутренней поверхностью обода.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело в виде диска и зубчатый венец с зубьями, на торцах которых укреплена пара кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалами в порошкообразной дисперсной фазе.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит ступицу, зубчатый венец, обод и тело в виде диска, толщина которого меньше ширины обода.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалами в порошкообразной дисперсной фазе.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, работающих в режимах ударного нагружения при одном направлении вращения зубчатых колес.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах, работающих в режимах ударного нагружения. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец, состоящий из отдельных, не связанных между собой и телом колеса зубьев, укрепленные шарнирно с возможностью поворота в плоскости вращения колеса, между парой кольцевых накладок, укрепленных на теле колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалами в порошкообразной дисперсной фазе.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, на торцах которых укреплена пара кольцевых накладок, ширина которых соизмерима с высотой зубьев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с расположением валов в горизонтальной плоскости, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к редукторам с соосными входным и выходным валами. Редуктор орбитальный содержит корпус, в котором установлены на одной оси входной быстроходный и выходной тихоходный валы.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит ступицу, зубчатый венец, обод и тело в виде диска, толщина которого меньше ширины обода. На торцах тела и внутренней поверхности обода укреплена пара колец, наружный диаметр которых равен внутреннему диаметру обода, их толщина равна расстоянию от торца тела до торца обода, а внутренние поверхности колец выполнены с наклоном в сторону от торцов тела к торцам обода. Поперечное сечение каждого кольца имеет вид прямоугольной трапеции, прямой угол которой совпадает с углом между торцом тела и внутренней поверхностью обода. Обеспечивается оптимизация конструкции зубчатого колеса. 1 ил.

Наверх