Способ оценки уровня развития детей с интеллектуальными и сенсорными нарушениями

Изобретение относится к психодиагностике, медицине и педагогике и предназначено для оценки уровня развития детей школьного возраста и подростков с интеллектуальными и сенсорными нарушениями. Испытуемому предъявляют различные стимулы: рисунки, предметы, проводят анализ полученных ответов по каждому стимулу. Оценку осуществляют по лингвистическим и психологическим показателям, отражающим уровень развития по следующим компонентам: мыслительный: называние и описание объектов; переносный смысл в описании; сюжет в описании; эмоциональный: отражение эмоционального фона в описании: называние эмоций, связанных со стимулом; агрессивность: называние режущих предметов, оружия, опасных природных явлений, действий; экстраверсия: направленность описания вовне - описание объектов и лиц, связанных с ними событий, природных явлений; творческий: динамичность: наличие в описании элементов движения; детальность: проработанность описания предмета или рисунка; инфантильность: соответствие описания восприятию младшего возраста, игровое значение образа; имеющиеся нарушения мышления и/или речи: называние одиночных существительных для разных объектов; стереотипность: использование названий объектов, относящихся к одному классу, отсутствие творческого подхода при назывании; наличие повторяющихся описаний для разных объектов: использование одного и того же названия для разных объектов более одного раза; невозможность описать объект. При этом каждый ответ испытуемого, выраженный в виде словесного описания стимула, оценивают в баллах. На основании полученного балльного значения судят об уровне развития каждого компонента у испытуемого. Способ позволяет расширить диагностические возможности оценки уровня развития испытуемых с интеллектуальными нарушениями за счет увеличения количества оцениваемых компонентов уровня развития личности испытуемого. 1 табл., 4 пр.

 

Изобретение относится к психодиагностике, медицине и педагогике и предназначено для оценки уровня развития детей школьного возраста и подростков с интеллектуальными и сенсорными нарушениями.

Заявляемое техническое решение может быть использовано для изучения механизмов восприятия и распознавания образов, для диагностики речевых нарушений различной этиологии, в т.ч., афазий.

Известен способ оценки эмоционального состояния человека (см. патент РФ №2291720, МПК А61М 21/00, опубл. 21.01.2007) путем предъявления испытуемому групп прилагательных, отражающих различные эмоциональные состояния и степень их выраженности. Прилагательные отражают одну из четырех основных потребностей личности: в безопасности, в независимости, в достижении, в единении-близости. Определяют средний балл для всех четырех указанных потребностей и по нему судят о степени эмоциональной дезадаптации испытуемых.

Недостатком способа является возможность оценки только эмоционального компонента личности, предъявление фиксированного набора характеристик для оценки эмоционального состояния, использование для оценки только прилагательных.

Ближайшим по назначению аналогом изобретения является способ, описанный в статье Медведевой Е.А. «Изучение творческого компонента социокультурного становления личности детей с задержкой психического развития в условиях взаимодействия с искусством» (сообщение 2), Дефектология, 2007, №5. С. 10-18.

Сущность способа-прототипа заключается в оценке уровня развития творческого компонента личности детей с ЗПР до и после проведения коррекционной работы с ними, по таким показателям как: «увлеченность», «активизация волевых усилий», «находчивость», «создание новых комбинаций из усвоенных элементов», «выраженная мотивация к творчеству после обучения» и т.д. Эти исследуемые с помощью метода наблюдения показатели формирования новых навыков деятельности детей и особенностей их поведения позволяют определить уровень развития творческого компонента личности и степень эффективности коррекционных занятий. В качестве заданий детям предлагали дорисовать рисунок из цветного пятна и изменить сюжет сказки.

Недостатком данного способа является оценка только творческого компонента личности детей с ЗПР на основе преимущественно психологических проявлений, использование для оценки метода наблюдения.

Задачей предлагаемого способа является расширение диагностических возможностей методики за счет увеличения количества оцениваемых компонентов уровня развития личности.

Для достижения указанного результата используется следующая совокупность существенных признаков: в способе оценки уровня развития детей с интеллектуальными и сенсорными и нарушениями, основанном на предъявлении испытуемому различных стимулов (рисунков, предметов) и анализе полученных ответов по каждому стимулу в соответствии с психологическими показателями, в отличие от прототипа оценку осуществляют по шести лингвистическим и семи психологическим показателям, отражающим мыслительный, эмоциональный и творческий уровни развития и имеющиеся нарушения мышления и/или речи, при этом каждый ответ испытуемого, выраженный в виде словесного описания стимула, оценивают в соответствии с наличием показателя (1 балл) или его отсутствием (0 баллов) и затем по сумме баллов судят об уровне развития испытуемого.

Сущность способа заключается в следующем.

Ребенку или подростку предъявляют различные стимулы (предметы, рисунки, в т.ч. фрагментарные изображения) и предлагают словесно описать каждый из предъявленных стимулов. Затем словесные описания анализируются по лингвистическим и психологическим показателям, отражающим четыре различных компонента личности. Каждое из предлагаемых испытуемым описаний одного стимула оценивается в соответствии с наличием (1 балл) или отсутствием того или иного показателя (признака) (0 баллов). Чем большее количество описаний различных стимулов соответствуют тому или иному показателю, тем больше баллов начисляется. В одном эксперименте может быть использовано любое количество стимулов, одинаковое для всех испытуемых. Если испытуемому предъявляется несколько стимулов, баллы суммируются отдельно для каждого показателя. Для расширения диагностических возможностей метода и повышения точности оценки рекомендуется использовать более 1 стимула.

Известно, что у лиц с различными интеллектуальными и сенсорными нарушениями замедлено формирование личности, способностей, интересов. В большинстве случаев это связано с особенностями их мышления и речи, ограничением эмоционального и социального опыта. Поэтому детям с интеллектуальными и сенсорными нарушениями для достижения высокого уровня социальной адаптации и самореализации необходимы активные занятия по развитию мышления и речи, эмоциональной сферы, творческих способностей. В связи с этим необходимо как можно раньше проводить диагностику у данной категории детей для определения конкретных задач последующей коррекционной работы и оценки ее результатов.

Данный способ может быть применен для диагностики и коррекции как детей и подростков с различными нарушениями в развитии (речи, мышления, зрения, слуха, а также моторики), так и детей без нарушений в развитии. Для детей с нарушениями зрения должны использоваться хорошо тактильно определяемые стимулы (объемные картинки, объекты и т.п.), для детей с нарушениями слуха - письменная инструкция.

Сопоставление предлагаемого изобретения и прототипа показало, что поставленная задача - расширение диагностических возможностей способа за счет увеличения количества оцениваемых показателей, относящихся к различным компонентам личности, - решается в результате новой совокупности признаков, что доказывает соответствие изобретения критерию патентоспособности «новизна».

В свою очередь проведенный информационный поиск в области медицины не выявил решений, содержащих отдельные отличительные признаки заявляемого изобретения, что позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию «изобретательский уровень».

Заявленный способ осуществляется следующим образом.

Ребенку предлагается описать различные предметы или рисунки. Ответы фиксируются исследователем в письменной форме со слов испытуемых. Затем отмечается наличие или отсутствие в описании следующих показателей:

I. Лингвистические показатели:

1. Называние и описание объекта.

2. Переносный смысл в описании.

3. Повторяющиеся описания.

4. Сюжет в описании.

5. Применение одиночных существительных для описания разных объектов.

6. Невозможность описать предмет или рисунок.

II. Психологические показатели:

1. Называние эмоций, связанных со стимулом (отражение эмоционального фона).

2. Направленность описания вовне - описание объектов и лиц, связанных с ними событий, природных явлений (экстраверсия).

3. Наличие в описании элементов движения (динамичность).

4. Проработанность описания предмета или рисунка (детальность).

5. Соответствие описания восприятию младшего возраста, игровое значение образа (инфантильность).

6. Называние режущих предметов, оружия, опасных природных явлений, действий (агрессивность).

7. Создание для разных объектов описаний, максимально схожих со стимульным материалом, отсутствие изменений (стереотипность).

По ответам испытуемого в соответствии с указанными выше лингвистическими и психологическими показателями оцениваются мыслительный, эмоциональный, творческий и относящийся к имеющимся нарушениям компоненты личности.

I. Группа показателей для оценки мышления:

1. Называние и описание объектов.

2. Переносный смысл в описании.

3. Сюжет в описании.

II. Группа показателей для оценки эмоционального состояния:

1. Отражение эмоционального фона в описании.

2. Агрессивность.

3. Экстраверсия.

III. Группа показателей для оценки творческого компонента:

1. Детальность.

2. Динамичность.

3. Инфантильность.

IV. Группа показателей для выявления и оценки нарушений мышления и речи:

1. Называние одиночных существительных.

2. Стереотипность описания.

3. Применение повторяющихся описаний для разных объектов.

4. Невозможность описать объект.

Показатели качественной оценки речевых описаний различных стимулов могут быть использованы для изучения механизмов восприятия и распознавания образов, для диагностики речевых нарушений различной этиологии, в т.ч. афазий. Лингвистические критерии оценки можно использовать для диагностики речевых и интеллектуальных нарушений.

В таблице ниже приведен пример оценки при предъявлении десяти стимулов.

В таблице: Σ - общее количество баллов, соответствующих определенному показателю оценки стимулов; 1 - называние и описание предметов; 2 - переносного смысл в описании; 3 - сюжет в описании; 4 - отражение эмоционального фона в описании; 5 - агрессивность; 6 - экстраверсия; 7 - детальность; 8 - динамичность; 9 - инфантильность; 10 - называние одиночных существительных для разных объектов; 11 - стереотипность; 12 - наличие повторяющихся описаний для разных объектов; 13 - невозможность описать объект.

ПРИМЕРЫ:

В качестве предъявляемого материала для подростков без нарушений зрения использовались фрагментарные изображения теста невербальной креативности Торренса (10 шт.). Для диагностики подростков с нарушениями зрения использовался тактильный вариант данной методики (пат. №144037, МПК А61В 5/00 (2006/01), опубл. 10.08.14).

Пример 1:

Подростку 16 лет, без нарушений зрения, были предъявлены фрагментарные изображения, с предложением описать их:

- изображение 1 - учебник китайского языка,

- изображение 2 - коктейль,

- изображение 3 - лыжник,

- изображение 4 - рыба-губа,

- изображение 5 - акробат,

- изображение 6 - пилот катапультируется,

- изображение 7 - лайка,

- изображение 8 - кот и кошка,

- изображение 9 - лавина,

- изображение 10 - электрический разряд.

Ответы были оценены следующим образом:

1. Называние и описание объектов - 4 балла.

2. Переносный смысл в описании - 0 баллов.

3. Повторяющиеся описания - 0 баллов.

4. Сюжет в описании - 2 балла.

5. Применение в описании одиночных существительных для разных объектов - 5 баллов.

6. Невозможность описать объект - 0 баллов.

7. Отражение эмоционального фона в описании - 0 баллов.

8. Экстраверсия - 4 балла.

9. Динамичность - 4 балла.

10. Детальность - 10 баллов.

11. Инфантильность - 0 баллов.

12. Агрессивность - 1 балл.

13. Стереотипность - 1 балл.

Сумма баллов позволила оценить уровень развития испытуемого по четырем компонентам:

1. Мыслительный компонент - 6 баллов.

2. Эмоциональный компонент - 5 баллов.

3. Творческий компонент - 14 баллов.

4. Нарушения - 6 баллов.

Полученные результаты показали, что наиболее выраженным является творческий компонент личности. Рекомендуется развивать имеющиеся способности, а также эмоциональный (понимание эмоций) и мыслительный компонент (развитие образного и словесно-логического мышления, умения использовать различные языковые средства и т.п.). Баллы, отражающие наличие нарушений, в данном случае свидетельствуют о недостаточном развитии образного мышления и умения использовать различные языковые средства.

Пример 2:

Подростку 16 лет, без нарушений зрения, были предъявлены фрагментарные изображения, с предложением описать их:

- изображение 1 - пустыня,

- изображение 2 - дверь в дом,

- изображение 3 - корова,

- изображение 4 - знак бесконечности,

- изображение 5 - смайлик,

- изображение 6 - знак соединения «цинь",

- изображение 7 - испуг,

- изображение 8 - рука,

- изображение 9 - солнце и горы,

- изображение 10 - гроза.

Ответы были оценены следующим образом:

1. Называние и описание объектов - 4 балла.

2. Переносный смысл в описании - 0 баллов.

3. Повторяющиеся описания - 0 баллов.

4. Сюжет в описании - 2 балла.

5. Применение в описании одиночных существительных для разных объектов - 6 баллов.

6. Невозможность описать объект - 0 баллов.

7. Отражение эмоционального фона в описании - 0 баллов.

8. Экстраверсия - 3 балла.

9. Динамичность - 0 балла.

10. Детальность - 10 баллов.

11. Инфантильность - 0 баллов.

12. Агрессивность - 1 балл.

13. Стереотипность - 1 балл.

Сумма баллов позволила оценить уровень развития испытуемого по четырем компонентам:

1. Мыслительный компонент - 6 баллов.

2. Эмоциональный компонент - 4 балла.

3. Творческий компонент - 11 баллов.

4. Нарушения - 7 баллов.

Полученные результаты показали, что наиболее выраженным является творческий компонент личности. Рекомендуется развивать имеющиеся способности, а также эмоциональный (понимание эмоций) и мыслительный компонент (развитие образного мышления, умения использовать различные языковые средства и т.п.). Баллы, отражающие наличие нарушений, в данном случае свидетельствуют о недостаточном развитии образного мышления и умения использовать различные языковые средства.

Пример 3:

Подростку 17 лет, с глубокими нарушениями зрения, были предъявлены объемные фрагментарные изображения, с предложением описать их:

- изображение 1 - описание отсутствует,

- изображение 2 - рубильник,

- изображение 3 - описание отсутствует,

- изображение 4 - вешалка,

- изображение 5 - ручка,

- изображение 6 - описание отсутствует,

- изображение 7 - ножницы,

- изображение 8 - стул,

- изображение 9 - нога,

- изображение 10 - описание отсутствует.

Ответы были оценены следующим образом:

1. Называние и описание объектов - 0 баллов.

2. Переносный смысл в описании - 0 баллов.

3. Повторяющиеся описания - 0 баллов

4. Сюжет в описании - 0 баллов.

5. Применение в описании одиночных существительных для разных объектов - 6 баллов.

6. Невозможность описать объект - 4 балла.

7. Отражение эмоционального фона в описании - 0 баллов.

8. Экстраверсия - 0 баллов.

9. Динамичность - 0 баллов.

10. Детальность - 0 баллов.

11. Инфантильность - 0 баллов

12. Агрессивность - 1 балл.

13. Стереотипность - 6 баллов.

Сумма баллов позволила оценить уровень развития испытуемого по четырем компонентам:

1. Мыслительный компонент - 0 баллов.

2. Эмоциональный компонент - 1 балл.

3. Творческий компонент - 0 баллов.

4. Нарушения - 16 баллов.

Полученные результаты показали, что наиболее выраженным является компонент личности, относящийся к имеющимся нарушениям зрения. Рекомендуется развивать все компоненты личности: мыслительный (развитие образного и абстрактного мышления, умения использовать различные языковые средства и т.п.), эмоциональный (умение понимать и выражать эмоции) и творческий компонент (развитие общих и специальных способностей).

Пример 4:

Подростку 15 лет, с глубокими нарушениями зрения, были предъявлены объемные фрагментарные изображения, с предложением описать их. Были получены следующие описания:

- изображение 1 - птица,

- изображение 2 - буква,

- изображение 3 - ножны,

- изображение 4 - змея,

- изображение 5 - чашка,

- изображение 6 - зигзаг,

- изображение 7 - червяк,

- изображение 8 - буква,

- изображение 9 - буква,

- изображение 10 - цифра.

Ответы были оценены следующим образом:

1. Называние и описание объектов - 0 баллов;

2. Переносный смысл в описании - 0 баллов;

3. Повторяющиеся описания - 2 балла;

4. Сюжет в описании - 0 баллов;

5. Применение в описании одиночных существительных для разных объектов - 10 баллов;

6. Невозможность описать объект - 0 баллов;

7. Отражение эмоционального фона в описании - 0 баллов;

8. Экстраверсия - 0 баллов;

9. Динамичность - 0 баллов;

10. Детальность - 0 баллов;

11. Инфантильность - 0 баллов;

12. Агрессивность - 1 балл;

13. Стереотипность - 10 баллов.

Сумма баллов позволила оценить уровень развития испытуемого по четырем компонентам:

1. Мыслительный компонент - 0 баллов.

2. Эмоциональный компонент - 1 балл.

3. Творческий компонент - 0 баллов.

4. Нарушения - 22 балла.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что наиболее выраженным является компонент личности, относящийся к имеющимся нарушениям зрения. Рекомендуется развивать такие компоненты личности, как: мыслительный (развитие образного и абстрактного мышления, умения использовать различные языковые средства и т.п.), эмоциональный (умение понимать и выражать эмоции) и творческий компонент (развитие общих и специальных способностей).

Заявляемая методика была апробирована на базе школ города Санкт-Петербурга. В исследовании принимали участие 25 подростков в возрасте 13-18 лет с нарушениями зрения и 25 подростков с нормальным зрением аналогичной возрастной группы. Проведенные испытания дали положительный результат, подтвердивший возможность использования способа в психодиагностике, медицине и педагогике для исследования уровня развития детей с различными нарушениями развития, а также здоровых детей и подростков по четырем компонентам личности. Изложенное позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого изобретения критерию «промышленная применимость».

Способ оценки уровня развития детей с интеллектуальными нарушениями, включающий предъявление испытуемому различных стимулов: рисунков, предметов, и анализ полученных ответов по каждому стимулу, отличающийся тем, что оценку осуществляют по лингвистическим и психологическим показателям, отражающим уровень развития по следующим компонентам:

- мыслительный: называние и описание объектов; переносный смысл в описании; сюжет в описании;

- эмоциональный: отражение эмоционального фона в описании: называние эмоций, связанных со стимулом; агрессивность: называние режущих предметов, оружия, опасных природных явлений, действий; экстраверсия: направленность описания вовне - описание объектов и лиц, связанных с ними событий, природных явлений;

- творческий: динамичность: наличие в описании элементов движения; детальность: проработанность описания предмета или рисунка; инфантильность: соответствие описания восприятию младшего возраста, игровое значение образа;

- имеющиеся нарушения мышления и/или речи: называние одиночных существительных для разных объектов; стереотипность: использование названий объектов, относящихся к одному классу, отсутствие творческого подхода при назывании; наличие повторяющихся описаний для разных объектов: использование одного и того же названия для разных объектов более одного раза; невозможность описать объект, при этом каждый ответ испытуемого, выраженный в виде словесного описания стимула, оценивают при наличии показателя в 1 балл, при его отсутствии в 0 баллов, суммируют баллы для каждого компонента, на основании чего судят об уровне развития каждого компонента у испытуемого.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области психологии и видеоиграм и может быть использовано в качестве функциональной нагрузки для тренировки распределенного внимания, зрительно-моторной координации, развития речи, а также для исследования сопряженных моторных реакций при оценке степени психоэмоциональной вовлеченности испытуемого к подаваемой информации и при проведении психологических тренингов по формированию корректирующих установок.
Группа изобретений относится к области медицины, а именно к наркологии, и может быть использована при лечении табачной зависимости. Для лечения табачной зависимости у курильщика и оказания ему помощи в отказе от табакосодержащих продуктов без появления симптомов синдрома отмены проводят беседы для просвещения курильщика относительно недостатков курения и его вредного воздействия, при этом беседу проводят в присутствии ассистента.

Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии, и может быть использовано при необходимости улучшения психологического состояния человека. Для этого формулируют факт и предполагаемую причину психологического нарушения и записывают её, формулируют намерение изменить психологическое состояние и решить проблему, формулируют и записывают чувства, эмоции и желания, которые вызывает факт нарушения.

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, и может быть использовано при восстановлении когнитивных функций у больных, перенесших черепно-мозговую травму (ЧМТ).

Изобретение относится к медицине, а именно к нефрологии и медицинской психологии, и может использоваться для коррекции психологического состояния больных с хронической болезнью почек, получающих лечение гемодиализом, и повышения толерантности к сеансу гемодиализа.

Группа изобретений относится к медицине, а именно к терапии, эндокринологии и фармакологии, и может быть использована для лечения избыточного веса или ожирения. Для этого предложены способы и фармацевтическая комбинация.

Изобретение относится к педагогике, конкретно к коррекционной педагогике, к способу психолого-педагогической диагностики, может быть использовано для выявления раннего отклонения в познавательном развитии ребенка и оценке интеллектуального способа решения ребенком познавательной задачи в соответствии с возрастным нормативом.
Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и может быть использовано для реабилитации людей с химическими и нехимическими зависимостями. Проводят мероприятия, направленные на восстановление физиологических функций пациента, и реабилитацию пациента, вовлекая членов семьи пациента с проведением семейной психотерапии.

Изобретение относится к педагогике и медицине, дефектологии, нейропсихологии. В способе драмсет-коррекции - развивающей коррекции познавательной и двигательной активности детей с детским церебральным параличом - используют сенсорную мотивацию с помощью барабанной установки – драмсет.

Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительной медицине, онкологии, физиотерапии. Предварительно регистрируют электроэнцефалограмму (ЭЭГ).

Изобретение относится к спортивной, восстановительной и профилактической медицине, педагогическому контролю в спорте и может быть использовано для наиболее эффективной хронобиологической и климатогеографической адаптации российских высококвалифицированных спортсменов сложнокоординационных зимних видов спорта, например спортсменов-фристайлистов дисциплины «могул», на заключительном этапе подготовки к Олимпийским зимним играм в Республике Корея после дальнего трансмеридиального перелета.

Изобретение относится к спортивной медицине, восстановительной и профилактической медицине, педагогическому контролю в спорте и может быть использовано для наиболее эффективного повышения адаптационных возможностей российских спортсменов олимпийских зимних видов спорта к измененным хронобиологическим и климатогеографическим факторам, обусловленным дальним трансмеридиальным перелетом в Восточную Азию.

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской экологии, гигиенической диагностике. Изобретение может быть использовано для прогнозирования риска развития синдрома вегето-сосудистой дисфункции (СВД) у детей школьного возраста 7-17 лет.

Изобретение относится к области психологии и видеоиграм и может быть использовано в качестве функциональной нагрузки для тренировки распределенного внимания, зрительно-моторной координации, развития речи, а также для исследования сопряженных моторных реакций при оценке степени психоэмоциональной вовлеченности испытуемого к подаваемой информации и при проведении психологических тренингов по формированию корректирующих установок.
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано для диагностики синдрома послеоперационной когнитивной дисфункции (ПОКД) у женщин после экстирпации матки в периоперационном периоде.

Изобретение относится к психологии, в частности к психодиагностике. Определяют порог тепловой чувствительности и проводят тестирование для выявления физической и вербальной агрессии.
Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для оценки уровня игровой выносливости в игровых видах спорта. На игровой площади световым излучателем формируют световой символ, за которым при движении по кольцевому маршруту формируется световой шлейф заданной ширины и длины.

Изобретение относится к области психофизиологии, психологии, социологии, педагогики, медицины и может быть использовано при проведении индивидуальных и массовых исследований в сфере психофизиологии, психологии, социологии, педагогики, медицины, профотбора и профориентации, для определения психологического типа личности человека, а также, на этой основе - оценки психофизиологической и психологической совместимости.

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, и может быть использовано при восстановлении когнитивных функций у больных, перенесших черепно-мозговую травму (ЧМТ).

Изобретение относится к медицине, а именно к нефрологии и медицинской психологии, и может использоваться для коррекции психологического состояния больных с хронической болезнью почек, получающих лечение гемодиализом, и повышения толерантности к сеансу гемодиализа.

Изобретение относится к анестезиологиии может быть использовано для выбора индивидуальной премедикации при проведении нейрохирургических операций. Проводят дифференцированную оценку психо-эмоционального статуса нейрохирургических больных. Оценка включает проведение тестированного опроса самооценки тревоги ситуативной (СТ-С) и тревоги личностной (СТ-Л) относительно пятнадцати утверждений и выделение пяти вспомогательных шкал: «эмоциональный дискомфорт» (ЭД), «астенический компонент тревожности» (ACT), «фобический компонент» (ФОБ), «тревожная оценка перспективы» (ОП) и «социальная защита» (СЗ), подсчет сырых баллов в каждой вспомогательной шкале, перевод сырых баллов в станайны и анализ эквивалентного сравнения пределов уровней станайн в шкалах (ЭД), (ACT), (ФОБ), (ОП), (СЗ), (СТ-С) и (СТ-Л). При анализе эквивалентного сравнения пределов уровней станайн в шкалах (ЭД), (ACT), (ФОБ), (ОП), (СЗ), (СТ-С) и (СТ-Л) выделяют три группы: 1 группа с нормальным уровнем личностной и ситуативной тревожности, 2 группа со средним уровнем тревожности, 3 группа с высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности. Проводят индивидуальный анализ показателей центральной гемодинамики и функционального состояния вегетативной нервной системы и определяют сохраненный баланс симпатического и парасимпатического звеньев вегетативной нервной системы (1 группа с нормальным уровнем), преобладание парасимпатического звена вегетативной нервной системы (2 группа со средним уровнем), выраженную активацию симпатического звена вегетативной нервной системы (3 группа с высоким уровнем). Выбор индивидуальной премедикации для каждого больного осуществляют по соответствующей группе при совокупности индивидуальной дифференцированной оценки больного согласно пределам уровней станайн, уровней тревожности: нормальный, средний, высокий, каждый из которых соответствует определенному уровню станайн, и уровней показателей центральной гемодинамики и функционального состояния вегетативной нервной системы. Способ позволяет повысить эффективность проведения индивидуальной премедикации, снизить степень операционно-анестезиологического риска и сократить период послеоперационной реабилитации за счет проведения дифференцированную оценки психо-эмоционального статуса и анализа показателей центральной гемодинамики и функционального состояния вегетативной нервной системы. 17 табл., 3 пр.
Наверх