Способ оценки эффективности смазочных материалов

Изобретение относится к исследованию трибологических свойств смазочных материалов, используемых в узлах трения. Способ основан на использовании верхнего и нижнего слоя поверхностей трения в присутствии исследуемого слоя смазки между ними, при этом формируют молекулярную модель пары трения с рандомизированным расположением молекул в смазочном слое с использованием ЭВМ и программы молекулярного моделирования, реализующей методы молекулярной механики, молекулярной динамики и квантовой химии, при этом после размещения двух параллельных слоев поверхностей трения с исследуемым слоем смазки между ними, проводят, используя процедуры минимизации энергии системы, оптимизацию положения молекул в смазочном слое, после чего находят межфазную поверхностную энергию, путем определения разницы энергий системы до взаимодействия смазочного слоя с поверхностью трения и после взаимодействия; затем осуществляют циклический сдвиг верхней поверхности трения относительно нижней, сохраняя параллельность заданное количество раз, повторяя процесс оптимизации положения молекул на каждом шаге сдвига, вследствие чего молекулы в смазочном слое принимают определенное геометрическое расположение в пространстве; после чего с учетом расположения молекул относительно поверхностей трения по известным зависимостям рассчитывают ориентационный коэффициент, а коэффициент упорядоченности молекул в смазочном слое рассчитывают из заданного соотношения, затем с помощью программы молекулярного моделирования рассчитывают потенциальную энергию системы, при этом ориентационный коэффициент, коэффициент упорядоченности молекул в смазочном слое и максимальное значение потенциальной энергии системы коррелируют с напряжением сдвига и, соответственно, силой трения; после чего по полученным данным определяют наиболее эффективное смазочное средство, которое обладает наименьшим напряжением сдвига при наименьшем значении потенциальной энергии системы и наибольших ориентационном коэффициенте и коэффициенте упорядоченности. Достигается упрощение и повышение эффективности оценки. 1 табл., 1 ил.

 

Изобретение относится к способам исследования трибологических свойств смазочных материалов, используемых в узлах трения.

Известен способ определения качества смазочных масел [Пат. 2454654 Российская Федерация, МПК G01N 3/56 (2006.01) G01N 33/30 (2006.01). Способ определения качества смазочных масел./ Б.И. Ковальский, Ю.Н. Безбородов, Н.Н. Малышева, А.В. Кузьменко, P.M. Михайлович; заявитель и патентообладатель Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирский федеральный университет (СФУ) - №2011107418/28; заявл. 25.02.2011; опубл. 27.06.2012, Бюл. №18. - 5 с.], заключающийся в том, что испытывают смазанную пару трения и определяют качество масел, при этом пробу масла нагревают при постоянной температуре с перемешиванием постоянной массы, причем через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла, определяют фотометрированием коэффициент поглощения светового потока, испытывают на противоизносные свойства, определяют диаметр пятна износа и коэффициент противоизносных свойств по формуле

П=Кп/U,

где Кп - коэффициент поглощения светового потока; U - диаметр пятна износа, мм;

затем строят графическую зависимость коэффициента противоизносных свойств от коэффициента поглощения светового потока и по тангенсу угла наклона зависимости оси абсцисс определяют качество смазочных масел, чем больше тангенс угла наклона, тем выше противоизносные свойства смазочных масел и лучше качество.

Известен способ определения смазывающей способности масел, заключающийся в том, что эксплуатируют пару трения в присутствии смазки, пропускают через нее электрический ток, снимают статическое напряжение на поверхностях пары трения изменением полярности электрического тока, измеряют постоянный ток при неподвижной паре трения и при установившемся режиме трения в присутствии смазки в контакте, а в качестве параметра используют их отношение [А.с. 1054732 СССР, МКИЗ G 01 №3/56. Способ определения смазывающей способности масел. / Б.И. Ковальский, Г.М. Сорокин, А.П. Ефремов; заявитель и патентообладатель Проектный и научно-исследовательский институт «Красноярский промстройниипроект» - №3468408/25 - 28; заявл. 08.07.82; опубл. 15.11.83, Бюл. №42].

Известен способ исследования, осуществляемый в приборе «Поляризационный трибометр» для исследования надмолекулярной структуры смазочного слоя непосредственно в работающем смазочном слое [Левченко В.А. Нанотрибология // Современная трибология: итоги и перспективы. Под ред. К.В. Фролова. М.: Изд-во ЛКИ, 2008, 480 с., с. 321-326]. Согласно описанию тонкий слой смазочного материала помещают между стеклами. Верхнее стекло при этом осуществляет возвратно-поступательное движение относительно нижнего, при этом динамометр измеряет сдвиговую силу. В процессе движения через поляризационный микроскоп, в поле зрения которого находится смазочный слой, наблюдают за мезогенной структурой образца и осуществляют фотографическую микросъемку. По полученным результатам судят о качестве смазочного материала.

За прототип принят способ определения смазывающей способности масел, заключающийся в том, что эксплуатируют пару трения в присутствии смазки, пропускают через нее электрический ток, снимают статическое напряжение на поверхностях пары трения изменением полярности электрического тока, измеряют постоянный ток при неподвижной паре трения и при установившемся режиме трения в присутствии смазки в контакте, при этом величину тока измеряют за период от начала испытания до стабилизации его значения при установившемся режиме трения в зависимости от времени трения, нагрузки, скорости скольжения, механических свойств материалов пары трения и температуры масла, строят их графические зависимости и оценивают смазочную способность масла по параметрам: приспосабливаемости, скорости приспосабливаемости масла к данным условиям трения и коэффициенту совместимости масла, а приспосабливаемость масла определяют по периоду времени от начала уменьшения тока до его стабилизации, скорость приспосабливаемости - по углу наклона графических зависимостей к оси ординат, а коэффициент совместимости масла КС определяют по формуле ,

где Iз - заданная величина тока, пропускаемого через пару трения при неподвижности; IC - величина постоянного тока при его стабилизации в процессе трения [Пат. 2186386 Российская Федерация, МПК G01N 33/30, G01N 3/56 Способ определения смазывающей способности масел / Б.И. Ковальский, С.И. Васильев, С.Б. Ковальский, Д.Г. Барков; заявитель и патентообладатель Красноярский государственный технический университет - №2001106404/04; заявл. 06.03.2001; опубл. 27.07.2002, Бюл. №21].

Недостатком известных способов определения смазочных способностей исследуемых материалов является сложность оценки трибологических свойств ввиду необходимости проведения большого объема экспериментов с соответствующими затратами материалов и времени. Кроме того, указанные способы не позволяют исследовать широкий спектр смазочных материалов ввиду ограниченности материальной базы химических веществ.

Техническим результатом изобретения является: повышение производительности труда с одновременным упрощением процесса оценки смазочных свойств исследуемых материалов и экономичность способа.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе оценки эффективности смазочных материалов, основанном на использовании верхнего и нижнего слоя поверхностей трения в присутствии исследуемого слоя смазки между ними, согласно изобретению, формируют молекулярную модель пары трения с рандомизированным расположением молекул в смазочном слое с использованием ЭВМ и программы молекулярного моделирования, реализующей методы молекулярной механики, молекулярной динамики и квантовой химии, при этом после размещения двух параллельных слоев поверхностей трения с исследуемым слоем смазки между ними, проводят, используя процедуры минимизации энергии системы, оптимизацию положения молекул в смазочном слое, после чего находят межфазную поверхностную энергию, путем определения разницы энергий системы до взаимодействия смазочного слоя с поверхностью трения и после взаимодействия; затем осуществляют циклический сдвиг верхней поверхности трения относительно нижней, сохраняя параллельность заданное количество раз, повторяя процесс оптимизации положения молекул на каждом шаге сдвига, вследствие чего молекулы в смазочном слое принимают определенное геометрическое расположение в пространстве; после чего с учетом расположения молекул относительно поверхностей трения по известным зависимостям рассчитывают ориентационный коэффициент, а коэффициент упорядоченности молекул в смазочном слое по математическому выражению

где δ(cosα) - среднеквадратичное отклонение направляющих косинусов векторов всех молекул смазочного слоя относительно оси X; δ(cosβ) - среднеквадратичное отклонение направляющих косинусов векторов всех молекул смазочного слоя относительно оси Y; δ(cosγ) - среднеквадратичное отклонение направляющих косинусов векторов всех молекул смазочного слоя относительно оси Z;

затем с помощью программы молекулярного моделирования рассчитывают потенциальную энергию системы, при этом ориентационный коэффициент, коэффициент упорядоченности молекул в смазочном слое и максимальное значение потенциальной энергии системы коррелируют с напряжением сдвига и, соответственно, силой трения; после чего по полученным данным определяют наиболее эффективное смазочное средство, которое обладает наименьшим напряжением сдвига при наименьшем значении потенциальной энергии системы и наибольших ориентационном коэффициенте и коэффициенте упорядоченности.

Заявляемая совокупность существенных признаков позволяет осуществлять замену физических экспериментов способа на виртуальные эксперименты, которые являются более экономичными и производительными с одновременным упрощением процесса оценки смазочных свойств. Возможность такой замены подтверждается результатом сравнения данных полученных с помощью экспериментов проведенных заявляемым способом и физическими средствами.

На фигуре показана корреляционная зависимость между расчетными (заявляемый способ) и экспериментальными данными.

Способ осуществляется следующим образом.

С помощью ЭВМ и программы молекулярного моделирования, реализующей методы молекулярной механики, молекулярной динамики и квантовой химии, например HyperChem, по средствам использования встроенных в программу инструментов моделируют слой смазки, путем моделирования сначала одной молекулы смазочного слоя, а потом смазочного слоя заданного размера с рандомизированным расположением молекул. Далее проводят, используя процедуры минимизации энергии системы, оптимизацию положения молекул в смазочном слое. На следующем шаге моделируют поверхности трения заданного размера и горизонтально размещают их на заданном расстоянии параллельно друг другу, между которыми располагают слой смазочного материала. Далее находят межфазную поверхностную энергию, путем определения разницы энергий системы до взаимодействия смазочного слоя с поверхностью трения и после взаимодействия, вследствие произведенной оптимизации системы. На следующем шаге осуществляют циклический сдвиг верхней поверхности трения относительно нижней, сохраняя параллельность, заданное количество раз и повторяя процесс оптимизации положения молекул по минимуму энергии межмолекулярного взаимодействия на каждом шаге сдвига, вследствие чего молекулы в смазочном слое принимают определенное геометрическое расположение в пространстве. После чего с учетом расположения молекул относительно поверхностей трения по известным зависимостям рассчитывают ориентационный коэффициент, а также коэффициент упорядоченности молекул в смазочном слое по математическому выражению

где δ(cosα) - среднеквадратичное отклонение направляющих косинусов векторов всех молекул смазочного слоя относительно оси X; δ(cosβ) - среднеквадратичное отклонение направляющих косинусов векторов всех молекул смазочного слоя относительно оси Y; δ(cosγ) - среднеквадратичное отклонение направляющих косинусов векторов всех молекул смазочного слоя относительно оси Z.

Затем с помощью программы молекулярного моделирования рассчитывают потенциальную энергию системы, при этом ориентационный коэффициент, коэффициент упорядоченности молекул в смазочном слое и максимальное значение потенциальной энергии системы коррелируют с напряжением сдвига и, соответственно, силой трения; после чего по полученным данным определяют наиболее эффективное смазочное средство, которое обладает наименьшим напряжением сдвига при наименьшем значении потенциальной энергии системы и наибольших ориентационном коэффициенте и коэффициенте упорядоченности.

При этом все вышеуказанные шаги, начиная с построения рандомизированного смазочного слоя, могут осуществляться с помощью управляющей программы, путем использования в ней OLE или DDE технологий, добиваясь, таким образом, автоматизации вычислений.

Результаты осуществления заявляемого способа на примере оценки эффективности смазочных свойств ряда веществ приведены в таблице.

Эксперимент показал, что наименьшим из значений потенциальной энергии системы при сдвиге верхней поверхности трения (которое коррелирует с напряжением сдвига) обладает глицерин, при этом это же вещество имеет наибольший ориентационный коэффициент и коэффициент упорядоченности молекул. Динатриевая соль сульфоянтарной кислоты имеет наибольшее значение потенциальной энергии системы. Таким образом, из исследуемых материалов наименьшим напряжением сдвига, а значит и коэффициентом трения обладает глицерин, что свидетельствует о его наибольшей эффективности как смазочного компонента по сравнению с другими веществами.

Для достоверности получаемых результатов заявляемым способом были проведены эксперименты с наиболее часто используемым в триботехнике способом, основанном на измерении, с использованием трибометра ТАУ-1, коэффициента трения пары трения сталь-сталь по схеме «палец-плоскость» при возвратно-поступательном движении. Средняя скорость скольжения составляла 2,5 см/с, нормальная нагрузка - 0,1 Н. Для испытаний в качестве смазочных материалов выбирали вещества, приведенные в таблице. Смазочный материал однократно наносили на плоскость скольжения. Для сравнения результатов эксперимента строилась корреляционная зависимость, при этом по оси ординат откладывались значения коэффициента трения полученных при исследовании веществ экспериментальным способом с использованием трибометра ТАУ-1, а по оси абсцисс откладывались полученные заявляемым способом значения потенциальной энергии системы при сдвиге верхней поверхности трения; после чего определялся коэффициент линейной корреляции. Из графика (см. фигуру) видно, что коэффициент линейной корреляции между расчетной оценкой сдвигового сопротивления смазочного материала путем молекулярного моделирования (предлагаемый способ) и экспериментально измеренным коэффициентом трения составляет R=0,97, что подтверждает достоверность получаемых результатов заявляемым способом.

Способ оценки эффективности смазочных материалов, основанный на использовании верхнего и нижнего слоя поверхностей трения в присутствии исследуемого слоя смазки между ними, отличающийся тем, что формируют молекулярную модель пары трения с рандомизированным расположением молекул в смазочном слое с использованием ЭВМ и программы молекулярного моделирования, реализующей методы молекулярной механики, молекулярной динамики и квантовой химии, при этом после размещения двух параллельных слоев поверхностей трения с исследуемым слоем смазки между ними, проводят, используя процедуры минимизации энергии системы, оптимизацию положения молекул в смазочном слое, после чего находят межфазную поверхностную энергию, путем определения разницы энергий системы до взаимодействия смазочного слоя с поверхностью трения и после взаимодействия; затем осуществляют циклический сдвиг верхней поверхности трения относительно нижней, сохраняя параллельность заданное количество раз, повторяя процесс оптимизации положения молекул на каждом шаге сдвига, вследствие чего молекулы в смазочном слое принимают определенное геометрическое расположение в пространстве; после чего с учетом расположения молекул относительно поверхностей трения по известным зависимостям рассчитывают ориентационный коэффициент, а коэффициент упорядоченности молекул в смазочном слое по математическому выражению

где δ(cosα) - среднеквадратичное отклонение направляющих косинусов векторов всех молекул смазочного слоя относительно оси X; δ(cosβ) - среднеквадратичное отклонение направляющих косинусов векторов всех молекул смазочного слоя относительно оси Y; δ(cosγ) – среднеквадратичное отклонение направляющих косинусов векторов всех молекул смазочного слоя относительно оси Z;

затем с помощью программы молекулярного моделирования рассчитывают потенциальную энергию системы, при этом ориентационный коэффициент, коэффициент упорядоченности молекул в смазочном слое и максимальное значение потенциальной энергии системы коррелируют с напряжением сдвига и, соответственно, силой трения; после чего по полученным данным определяют наиболее эффективное смазочное средство, которое обладает наименьшим напряжением сдвига при наименьшем значении потенциальной энергии системы и наибольших ориентационном коэффициенте и коэффициенте упорядоченности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области испытания материалов на износ и может быть использовано при оценке износостойкости поверхностей и покрытий. Сущность: осуществляют склерометрирование наплавленного покрытия, нанесенного на основной материал с последующим измерением геометрических параметров деформации поверхности покрытия.

Изобретение относится к технике испытания строительных материалов Стенд содержит термостатированную камеру с размещенным в ней узлом создания усилия на испытуемый образец, имеющим обрезиненное колесо, закрепленное в держателе; выводящимися на пульт управления терморегулятором и измерителем глубины образующейся колеи; выполненным с возможностью движения по горизонтальным направляющим штангам посредством привода с электродвигателем испытательным столом.

Изобретение относится к области исследования износостойкости материалов, используемых в стоматологии. Сущность изобретения: замеряют массы, геометрические размеры и шероховатость поверхности образцов эталона и исследуемого материала и помещают их на дно емкости.

Группа изобретений относится к области оптических измерений одновременно нескольких параметров изделий, в частности к устройствам для измерения величины износа и температуры изделий при трении.

Изобретение относится к области исследования механических свойств металлов, в частности их износостойкости, и касается подготовки образцов типа «вкладышей» для испытаний.

Изобретение относится к области трибометрии для исследования процессов трения, износа и трибоЭДС как при сухом трении, так и со смазкой. Машина трения содержит стол с жестким основанием, электродвигатель, неподвижную бабку, в которой в подшипниковой опоре размещен приводной вал, один конец которого через муфту соединен с электродвигателем, а другой - с ведущей головкой с контрэлементом, к которому прижимается торцом образец с помощью механической системы в виде рычагов, при этом образец закреплен в образцедержателе, расположенном на валу в подвижной бабке, и вал, вращающийся вокруг своей оси и перемещающийся вдоль оси для передачи усилия на образец с помощью механической системы в виде рычагов, при этом момент трения уравновешивается маятником, жестко связанным с образцедержателем с определением момента по шкале.

Изобретение относится к технике испытаний на трение и износ материалов и покрытий в условиях атмосферы и в высоком вакууме. Установка содержит форвакуумный насос, измерительный рычаг со вставкой с контртелом, установленным во фланце оправки карданной крестовины, герметично соединенным с гибким сильфоном с неподвижно установленной вакуумной камерой, привод с эксцентриковым валом, связанным тягой с рычагом карданной крестовины, рычаг с грузом, испытываемый образец, закрепленный в крышке неподвижной вакуумной камеры.

Изобретение относится к испытаниям материалов на износ при трении и предназначено для определения износостойкости материалов упрочняющих покрытий рабочих органов сельхозмашин при их абразивном изнашивании в почве в реальных условиях.

Изобретение относится к неразрушающему контролю изделий при определении их механических свойств и предназначено для контроля технического состояния канатов шахтных подъемных установок.

Изобретение относится к области трибодиагностики и может быть использовано при оценке состояния качества поверхностей пары трения «металл-металл» эндопротеза тазобедренного сустава, а также аналогичных других сферических поверхностей.

Изобретение относится к области автоматического измерения физико-химических параметров жидкостей. Устройство содержит блок регистрации и управления, состоящий из вычислителя с программным обеспечением, включающего в себя алгоритм вычисления численных значений степени засоленности ДЭГ, который соединен передающими кабелями с терминалом ввода и отображения информации, дискретного модуля для управления установкой абсорбционной осушки газа и аналогового модуля для преобразования сигнала, полученного от кондуктометрического датчика, соединенных с вычислителем и блоком питания, измерительный модуль, состоящий из преобразователя сигналов и кондуктометрического датчика, соединенный с преобразователем сигналов специальным кабелем.

Изобретение относится к области испытания материалов с помощью нагрева, в частности к технологии определения температуры вспышки смазочных масел без применения поджога паров, и может быть использовано при оценке эксплуатационных характеристик товарных и работающих смазочных масел.

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов. При осуществлении способа испытывают пробы смазочного материала постоянной массы в присутствии воздуха, при оптимальных температурах ниже критической, выбранных в зависимости от базовой основы смазочного материала и группы эксплуатационных свойств, в течение времени, характеризующего одинаковую степень окисления, причем через равные промежутки времени отбирают пробу окисленного смазочного материала, фотометрируют ее, определяют параметры термоокислительной стабильности и проводят оценку процесса окисления.

Изобретение относится к области анализа материалов, преимущественно смазочных масел, в частности для оценки влияния масел на поверхности деталей цилиндропоршневой группы и коленчатого вала двигателей внутреннего сгорания в зонах высоких температур.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности для определения качества нефтепродуктов, и может быть применено для контроля температурной стойкости и термоокислительной стабильности смазочных материалов.

Изобретение относится к технологии классификации жидких смазочных материалов. При осуществлении способа испытывают пробу смазочного материала в присутствии воздуха с перемешиванием, постоянного объема, минимум, при трех температурах, выбранных в зависимости от базовой основы, назначения и группы эксплуатационных свойств, в течение времени, характеризующего одинаковую степень окисления.

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов. Предложен способ определения термоокислительной стабильности смазочных материалов, при котором испытывают пробы смазочного материала постоянного объема в присутствии воздуха с перемешиванием при оптимальных, как минимум трех, температурах ниже критической, выбранных в зависимости от базовой основы, назначения смазочного материала и группы эксплуатационных свойств в течение времени, характеризующего одинаковую степень окисления.

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств моторных масел в условиях динамического тонкослойного окисления и может быть использовано в нефтехимической промышленности, в частности в лабораториях при производстве новых видов моторных масел.

Изобретение относится к оценке лакообразующих свойств моторных масел в условиях динамического тонкослойного окисления и может быть использовано в нефтехимической промышленности, в частности в лабораториях при производстве новых видов моторных масел.

Изобретение относится к технологии испытания смазочных масел. При осуществлении способа отбирают пробу масла, делят ее на равные части, каждую из которых нагревают при атмосферном давлении с конденсацией паров и отводом конденсата, при этом для каждой последующей части пробы масла температуру испытания повышают на постоянную величину, после чего определяют коэффициент поглощения светового потока, также дополнительно определяют кинематическую вязкость термостатированной пробы масла при температурах 40 и 100°C, индекс вязкости, строят графические зависимости индекса вязкости от температуры испытания и от коэффициента поглощения светового потока, по величине изменения индекса вязкости от коэффициента поглощения светового потока определяют влияние концентрации продуктов температурной деструкции на индекс вязкости, а температурную стойкость определяют по величине изменения индекса вязкости в зависимости от температуры испытания и концентрации продуктов температурной деструкции, при этом чем меньше изменение индекса вязкости, тем выше температурная стойкость испытуемого масла.

Изобретение относится к исследованию трибологических свойств смазочных материалов, используемых в машиностроении. Способ заключается в эксплуатации пары трения в присутствии смазки, пропускании через нее электрического тока при неподвижной паре трения и при установившемся режиме трения, при этом определяют электрическую емкость между верхней и нижней поверхностями пары трения палец-диск в присутствии слоя смазки и по полученным показаниям судят о диэлектрической проницаемости исследуемого материала и ориентации молекул в слое, при этом чем больше коэффициент упорядоченности молекул в ориентированном слое (ближе к единице), а вектор преимущественной ориентации молекул совпадает с вектором электрического поля, создаваемого вследствие измерения емкости, тем диэлектрическая проницаемость смазочного материала выше и выше смазочные свойства испытуемого образца; совместно с измерениями емкости производят измерение толщины пленки с помощью лазерного измерителя; результаты получают при неподвижной паре трения и при установившемся режиме трения, после чего судят об эффективности смазочного материала и о роли трибоактивных компонентов в составе смазочного материала путем сопоставления данных испытания с требуемыми параметрами. Достигается возможность расширения диапазона оцениваемых свойств смазочных материалов.
Наверх