Устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к конструкции поворотных сопел турбореактивных двигателей в месте сочленения поворотного устройства сопла с мотогондолой самолета. Устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета содержит кольцевой корпус с закрепленными на нем упругими элементами. Устройство снабжено стяжным механизмом, выполненным в виде троса с тандером, кронштейнами для крепления стяжного механизма на поверхности упругих элементов. Кольцевой корпус выполнен по меньшей мере из двух частей, соединенных между собой с возможностью разъема и жесткого закрепления на мотогондоле самолета. Упругие элементы установлены с возможностью контакта с соседними упругими элементами, стянуты между собой и прилегают к наружной поверхности поворотной части реактивного сопла. При этом по меньшей мере два упругих элемента с тандером установлены в месте разъема частей кольцевого корпуса и выполнены съемными. Изобретение обеспечивает упрощение процесса и сокращает время сборки/разборки устройства сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета, обеспечивая подвижность и достаточную герметичность в месте сочленения. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к конструкции поворотных сопел турбореактивных двигателей в месте сочленения поворотного устройства сопла с мотогондолой самолета.

Известно устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета (далее - устройство сочленения), содержащее кольцевой корпус с закрепленными на нем упругими элементами (патент RU 2328613, МПК F02K 1/52, 10.07.2008).

Недостатками известного устройства сочленения является продолжительное время при сборке/разборке по причине сложности его соединения несколькими тягами и силовыми вильчатыми элементами с неподвижным корпусом сопла, что создает сложности при сборке/разборке устройства сочленения при установке турбореактивного двигателя на самолет или снятии.

Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного изобретения, является устранение описанных недостатков, то есть упрощение процесса, и сокращает время сборки/разборки устройства сочленения при обеспечении подвижности и достаточной герметичности в месте сочленения.

Указанный технический эффект достигается тем, что в известном устройстве сочленения, содержащем кольцевой корпус с закрепленными на нем упругими элементами, согласно изобретению устройство снабжено стяжным механизмом, выполненным в виде троса с тандером, кронштейнами, для крепления стяжного механизма на поверхности упругих элементов, при этом кольцевой корпус выполнен по меньшей мере из двух частей, соединенных между собой с возможностью разъема и жесткого закрепления на мотогондоле самолета, упругие элементы установлены с возможностью контакта с соседними упругими элементами, стянуты между собой и прилегают к наружной поверхности поворотной части реактивного сопла, при этом по меньшей мере два упругих элемента с тандером установлены в месте разъема частей кольцевого корпуса и выполнены съемными.

Кроме того, части кольцевого корпуса соединены посредством силовых вставок.

Кроме того, упругие элементы установлены с перекрытием друг друга. Кроме того, кольцевой корпус снабжен силовыми элементами. Кроме того, трос стяжного механизма выполнен металлическим.

Снабжение устройства сочленения стяжным механизмом в виде троса с тандером, кронштейнами для крепления стяжного механизма на поверхности упругих элементов позволяет быстро и с нужным усилием стягивать последние для обеспечения прилегания к поворотной части сопла с требуемой герметичностью, что ускоряет и упрощает процессы сборки/разборки устройства сочленения в целом.

Выполнение кольцевого корпуса по меньшей мере из двух частей, соединенных между собой с возможностью разъема, позволяет проводить сборку/разборку только части устройства сочленения при установке турбореактивного двигателя на самолет или снятии, а именно элементов, расположенных между разъемными соединениями кольцевого корпуса, что ускоряет и упрощает процессы сборки/разборки устройства сочленения в целом.

Выполнение кольцевого корпуса с возможностью жесткого закрепления на мотогондоле самолета позволяет проводить удобную сборку/разборку и обеспечивать большую герметичность в месте сочленения с мотогондолой самолета, что ускоряет и упрощает процессы сборки/разборки устройства сочленения в целом.

Установка упругих элементов с возможностью контакта с соседними, стянутыми между собой и прилегающими к наружной поверхности поворотной части реактивного сопла, позволяет одним действием, а именно стяжкой, обеспечить требуемую герметичность непосредственно между упругими элементами и поворотной частью сопла, что ускоряет и упрощает сборку устройства сочленения в целом.

Установка по меньшей мере двух упругих элементов с тандером в месте разъема частей кольцевого корпуса и выполнение их съемными позволяет начать разборку для только части устройства сочленения при снятии турбореактивного двигателя с самолета, а именно элементов, расположенных между разъемными соединениями кольцевого корпуса, что ускоряет и упрощает процессы сборки/разборки устройства сочленения в целом.

Выполнение соединения частей кольцевого корпуса посредством силовых вставок в частных случаях реализации приводит к более удобным сборке/разборке, что ускоряет и упрощает данные процессы для устройства сочленения в целом.

Установка упругих элементов с перекрытием друг друга исключает их подклинивание при стяжке, что ускоряет и упрощает процесс сборки устройства сочленения в целом.

Выполнение соединения частей кольцевого корпуса с силовыми элементами в частных случаях реализации приводит к более удобным сборке/разборке, а именно в случае размещения разъемного соединения частей кольцевого корпуса на силовом элементе, что ускоряет и упрощает данные процессы для устройства сочленения в целом.

Выполнение троса стяжного механизма металлическим позволяет за счет незначительных свойств по растяжению снизить ход стяжного механизма, что ускоряет и упрощает сборку/разборку устройства сочленения в целом.

На фиг. 1 представлен продольный разрез устройства сочленения.

На фиг. 2 представлена 3D-модель устройства сочленения.

На фиг. 3 представлено увеличенное изображение установки тандера и стяжного механизма на 3D-модели устройства сочленения.

Устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета, состоящее из упругих элементов 1, установленных с перекрытием на кольцевом корпусе 2, жестко закрепленном на мотогондоле 3 самолета, и прилегающих к наружной поверхности поворотной части реактивного сопла 4 (фиг. 1). При этом кольцевой корпус состоит из двух частей, соединенных посредством силовых вставок 5, и снабжен силовыми элементами 6, при этом на одном силовом элементе 6 реализовано крепление силовой вставки 5 (фиг. 2). Устройство сочленения также снабжено стяжным механизмом, состоящим из троса 7 и тандера 8, при этом для фиксации стяжного механизма на каждом упругом элементе 1 закреплено по кронштейну 9. Два упругих элемента 1 в области соединения силовых вставок 5 с частью кольцевого корпуса выполнены съемными снаружи собранного устройства сочленения. Для этого на них установлен специальный кронштейн 10, позволяющий при снятом крепеже данного упругого элемента 1 сдвинуть последний и снять. Этим же кронштейном 10 фиксируется на упругом элементе 1 тандер 8, который имеет возможность быть легко рассоединенным с тросом 7.

При установке устройства сочленения на самолет сначала части кольцевого корпуса 2 соединяют посредством разъемного соединения с силовыми вставками 5 и фиксируют упругие элементы 1 с установленными на них кронштейнами 9 для каждой части кольцевого корпуса 2 раздельно, кроме двух упругих элементов 1, снабженных кронштейнами 10, после чего верхнюю часть жестко крепят на мотогондоле 3 самолета. Пропускают в кронштейны 9 трос 7, один конец которого предварительно соединен с тандером 8. Закатывают в мотогондолу 3 двигатель и фиксируют его на штатных подвесках. Далее пропускают трос 7 в кронштейны 9 нижней части кольцевого корпуса 2, устанавливают последнюю на мотогондолу 3 и фиксируют силовые вставки 5 с соответствующими частями кольцевого корпуса 2, например, при помощи болтового соединения. Скрепляют второй конец троса 7 с ответной частью тандера 8, который затягивают до плотного прилегания упругих элементов 1 друг к другу и наружной поверхности поворотной части сопла 4 турбореактивного двигателя. Устанавливают два оставшихся упругих элемента 1 и фиксируют на кольцевом корпусе 2, например, винтовым соединением.

Разборка устройства сочленения осуществляется в обратном порядке.

В процессе работы турбореактивного двигателя в составе самолета поворотная часть реактивного сопла 4 отклоняется и проскальзывает относительно упругих элементов 1. При этом за счет стяжки упругие элементы 1 плотно прилегают друг к другу и поворотной части реактивного сопла 4, обеспечивая требуемую герметичность.

Выполнение устройства сочленения, снабженного разъемным кольцевым корпусом 2, зафиксированного на мотогондоле 3 самолета упругими элементами 1, стяжным механизмом с элементами его крепления, позволяет осуществлять закатку двигателя в мотогондолу 3 самолета при частичной своей разборке, что ускоряет и упрощает процесс сборки/разборки устройства сочленения в целом.

1. Устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета, содержащее кольцевой корпус с закрепленными на нем упругими элементами, отличающееся тем, что устройство снабжено стяжным механизмом, выполненным в виде троса с тандером, кронштейнами для крепления стяжного механизма на поверхности упругих элементов, при этом кольцевой корпус выполнен по меньшей мере из двух частей, соединенных между собой с возможностью разъема и жесткого закрепления на мотогондоле самолета, упругие элементы установлены с возможностью контакта с соседними упругими элементами, стянуты между собой и прилегают к наружной поверхности поворотной части реактивного сопла, при этом по меньшей мере два упругих элемента с тандером установлены в месте разъема частей кольцевого корпуса и выполнены съемными.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что части кольцевого корпуса соединены посредством силовых вставок.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что упругие элементы установлены с перекрытием друг друга.

4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что кольцевой корпус снабжен силовыми элементами.

5. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что трос стяжного механизма выполнен металлическим.



 

Похожие патенты:

Изобретение может быть использовано в области авиационного двигателестроения. Регулируемое сверхзвуковое сопло газотурбинного двигателя содержит корпус, шарнирно закрепленные на нем дозвуковые и внешние створки, соединенные со сверхзвуковыми створками.

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к реверсивным устройствам газотурбинных двигателей. Устройство для присоединения реверсивного устройства к переднему корпусу двигателя включает «пушечный» замок с подвижным кольцом.

Осесимметричное сопло турбореактивного двигателя содержит неподвижный корпус со сферической законцовкой и подвижный корпус с уплотнительным элементом, установленный с возможностью поворота относительно поперечной оси сопла.

Выходное устройство авиационного двигателя содержит металлическую кольцевую деталь и деталь выходного устройства из композитного материала с керамической матрицей, имеющую в верхней по потоку части форму тела вращения.

Изобретение относится к способу соединения деталей и к вставке для осуществления этого способа. .

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к устройствам для поворота реактивных сопел, устанавливаемых на турбореактивных двигателях (ТРД).

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в жидкостных ракетных двигателях, содержащих охлаждаемую часть сопла и неохлаждаемый сопловой насадок из композиционного материала.

Увеличение силы тяги реактивного двигателя достигается увеличением сопротивления отделяемому телу путем дополнительного сопротивления от взаимодействия с поперечно-вставляемым новым телом в виде столба воздуха вместо отработанного, сформированного поперечно-слоистым наполнением освобождаемого пространства воздухом из окружающего пространства по мере ухода отсеченного отработанного тела.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к области снижения уровня инфракрасного излучения турбореактивных двигателей в заднюю полусферу самолета.

Изобретение относится к конструкции поворотных сопел турбореактивных двигателей в месте сочленения поворотного устройства сопла с мотогондолой самолета. .

Изобретение относится к области ракетостроения и предназначено для повышения среднего по траектории удельного импульса двигателя. .

Изобретение относится к области ракетостроения и предназначено для повышения среднего по траектории удельного импульса двигателя. .

Изобретение относится к области ракетостроения, а более конкретно - к соплам с высотной компенсацией. .

Изобретение относится к летательным аппаратам и касается конструкции турбореактивного двигателя и гондолы двигателя. Внутренняя стенка гондолы включает в себя монолитную слоистую конструкцию на основе суперпластического формообразования и диффузного связывания, Монолитная слоистая конструкция содержит сердцевину, расположенную между первым и вторым облицовочными листами с образованием слоистой конструкции.
Наверх