Узел соединения элементов планера самолета из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к высоконагруженным конструкциям из полимерных композиционных материалов летательных аппаратов. Узел соединения элементов планера самолета из полимерных композиционных материалов включает панели кессона крыла или консоли стабилизатора, содержащие продольные стрингеры и поперечный силовой пояс, выполненные из перекрещивающихся жгутов однонаправленных углеродных нитей, пропитанных синтетическим связующим, расположенных послойно, с нахлестом в зоне перекрестий. Силовой пояс снабжен соединительным элементом, выполненным в виде металлической скобы, охватывающей внутренним основанием поперечный силовой пояс панели кессона крыла или консоли стабилизатора и выносными элементами крепящейся к силовым элементам центроплана фюзеляжа крепежным элементом. Изобретение направлено на получение высокотехнологичной конструкции узла соединения элементов с повышенной надежностью и прочностью. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к высоконагруженным конструкциям из полимерных композиционных материалов и может быть использовано при создании конструкций для летательных аппаратов, в частности соединения крыла и хвостового оперения с центропланом фюзеляжа из полимерных композиционных материалов.

Узел соединения крыла и фюзеляжа является одной из самых нагруженных зон конструкции центроплана, в которой происходит передача больших по величине усилий крыла на силовые элементы фюзеляжа.

Известен узел соединения консоли крыла с центропланом фюзеляжа по патенту SU 1037539 А1 от 11.12.1981, МПК B64C 1/26.

Известен узел соединения элементов конструкций из композиционных материалов по патенту SU 7551941 A1 от 17.01.1989 г., МПК B64C 1/06.

Известно соединение крыла с фюзеляжем по патенту RU 2154003 C2 от 18.05.1998 г., МПК B64C 1/26.

Известно соединение крыла и фюзеляжа по патенту RU 2268196 C1 от 13.09.2004 г., МПК B64C 1/26.

Известен узел соединения консоли крыла с центропланом фюзеляжа по патенту AIRBUS GMBH (DE) № WO 2009083262 A2 от 2009-07-09, МПК B64C 1/06.

Известно устройство соединения панелей крыла и центроплана по патенту RU 2428352 C1 от 16.02.2010 г., МПК B64C 1/26.

Известен узел крепления крыла самолета по патенту RU 2584294 C1 от 01.04.2015 г., МПК B64C 1/26, МПК B64C 3/18.

Недостатками известных соединений является низкая надежность работы в условиях растягивающих нагрузок, высокая масса, не учитываются свойства ортотропного композиционного материала, приводящие к потере жесткости и прочности, низкая технологичность.

Наиболее близким аналогом, выбранным в качестве прототипа, является способ изготовления узла соединения элементов планера самолета из полимерных композиционных материалов, оснастка для осуществления способа изготовления узла соединения элементов планера из полимерных композиционных материалов и узел соединения элементов планера самолета из полимерных композиционных материалов по патенту РФ №2412860, МПК B64C 1/26, B29C 53/82, зарегистрированный 28.12.2009 г. Узел соединения элементов планера самолета из полимерных композиционных материалов заключается в том, что соединительные элементы силового пояса для фланцевого стыка узла соединения планера выполнены из размещенных в продольных отверстиях силового пояса болтов для скрепления панели крыла с деталями центроплана или панели стабилизатора с противоположной панелью.

Недостатками общего известного уровня техники для узла соединения элементов планера самолета из полимерных композиционных материалов является низкая прочность и надежность работы на растяжение соединительных элементов силового пояса для фланцевого стыка панелей крыла с деталями центроплана или панели стабилизатора с противоположной панелью, так как при фланцевом стыке композитный материал работает на сжатие.

Технической задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является создание высокотехнологичной конструкции узла соединения элементов планера самолета из полимерных композиционных материалов с повышенной надежностью и прочностью при действии эксплуатационных нагрузках, снижение массы конструкции, технологичности его изготовления, ремонтопригодности и реализации свойств ортотропного композиционного материала.

Технический результат, который может быть достигнут при решении технической задачи, заключается в повышении прочности и надежности работы соединительного элемента, выполненного в виде металлической скобы, охватывающей внутренним основанием поперечный силовой пояс панели кессона крыла или консоли стабилизатора и выносными элементами крепящейся к силовым элементам центроплана фюзеляжа, соединяющей элементы планера самолета из полимерных композиционных материалов.

Для решения поставленной задачи с достижением указанного результата известный узел соединения элементов планера самолета из полимерных композиционных материалов, включающий панели кессона крыла или консоли стабилизатора, содержащие продольные стрингера и поперечный силовой пояс, выполненные из перекрещивающихся жгутов из однонаправленных углеродных нитей, пропитанных синтетическим связующим, расположенных послойно, с нахлестом в зоне перекрестий, при этом силовой пояс снабжен соединительным элементом, выполненным в виде металлической скобы с П-образной формой сечения, охватывающей внутренним основанием поперечный силовой пояс панели кессона крыла или консоли стабилизатора и выносными элементами крепящейся к силовым элементам центроплана фюзеляжа крепежным элементом.

Отличительными особенностями заявляемого узла соединения элементов планера самолета из полимерных композиционных материалов являются следующие признаки:

- узел соединения содержит соединительный элемент, выполненный в виде металлической скобы с П-образной формой сечения;

- силовой пояс выполнен таким образом, чтобы соединительный элемент не выступал над наружной поверхностью панели кессона крыла и стабилизатора.

Реализация узла соединения элементов планера самолета из полимерных композиционных материалов, соединительным элементом, выполненным в виде металлической скобы с П-образной формой сечения, позволяет повысить технологичность изготовления, надежность и прочность при действии эксплуатационных нагрузках, повысить весовые характеристики, реализовать потенциальные свойства ортотропного композиционного материала.

Указанные признаки являются существенными, так как каждый из них направлен на достижение заявленного технического результата в соответствии с поставленной задачей.

Использование совокупности существенных отличительных признаков в известном решении не обнаружено, что характеризует соответствие предложенного технического решения критерию «новизна».

Единая совокупность новых существенных признаков с общеизвестными обеспечивает решение поставленной задачи и характеризует предложенное техническое решение существенными отличиями по сравнению с известным уровнем техники и аналогами.

Данное техническое решение является результатом научно-исследовательской работы по созданию надежного и прочного узла соединения элементов планера самолета из полимерных композиционных материалов. Решение обладает неочевидностью, что свидетельствует о его соответствии критерию «изобретательский уровень».

Изобретение поясняется фиг. 1-4. На фиг. 1 в аксонометрической проекции представлен общий вид узла соединения элементов планера самолета из полимерных композиционных материалов, на фиг. 2 в аксонометрической проекции показан узел соединения панели кессона крыла или консоли стабилизатора с центропланом. На фиг. 3 изображено поперечное сечение соединительного элемента, выполненного в виде металлической скобы.

На фиг. 1 представлен общий вид узла соединения элементов 1 планера самолета 2 из полимерных композиционных материалов, включающий панели кессона крыла 3, соединенные с центропланом 4, или консоли стабилизатора 5, соединенные с противоположной панелью.

На фиг. 2 изображен узел соединения панели кессона крыла 3 с центропланом 4 или панели стабилизатора 5, содержащий продольные стрингеры 6 и поперечный силовой пояс 7, выполненные из перекрещивающихся жгутов из однонаправленных углеродных нитей 8, при этом соединительный элемент 9 выполнен в виде металлической скобы, охватывающей силовой пояс 7 панели кессона крыла 3 или консоли стабилизатора 5 и крепящейся к силовым элементам 10 центроплана 4 крепежным элементом 11.

На фиг. 3 изображено поперечное сечение соединительного элемента 9, выполненного в виде металлической скобы, охватывающей внутренним основанием 12 силовой пояс 7 панели кессона крыла 3 или консоли стабилизатора 5 и выносными элементами 13 крепящейся к силовым элементам 10 центроплана фюзеляжа 4 крепежным элементом 11.

На фиг. 4 изображено поперечное сечение соединительного элемента 9, выполненного в виде металлической скобы (не выступающего над наружной поверхностью 14 панели кессона крыла 3 или консоли стабилизатора 5), охватывающей внутренним основанием 12 силовой пояс 7 панели кессона крыла 3 или консоли стабилизатора 5 и выносными элементами 13 крепящейся к силовым элементам 10 центроплана фюзеляжа 4 крепежным элементом 11.

Предложенное изобретение может быть реализовано на стандартном оборудовании с использованием метода автоматизированной мокрой намотки или выкладкой по известным технологиям. Количество, габаритные размеры соединительных элементов в виде металлической скобы с П-образной формой сечения определяются специальным прочностным расчетом в зависимости от действующих на конструкцию полетных нагрузок.

1. Узел соединения элементов планера самолета из полимерных композиционных материалов, включающий панели кессона крыла или консоли стабилизатора, содержащие продольные стрингеры и поперечный силовой пояс, выполненные из перекрещивающихся жгутов из однонаправленных углеродных нитей, пропитанных синтетическим связующим, расположенных послойно, с нахлестом в зоне перекрестий, при этом силовой пояс снабжен соединительными элементами, например, для панелей кессона крыла с деталями центроплана фюзеляжа, отличающийся тем, что соединительный элемент выполнен в виде металлической скобы, охватывающей внутренним основанием поперечный силовой пояс панели кессона крыла или консоли стабилизатора и выносными элементами крепящейся к силовым элементам центроплана фюзеляжа крепежным элементом.

2. Узел соединения по п. 1, отличающийся тем, что силовой пояс выполнен таким образом, чтобы соединительный элемент не выступал над наружной поверхностью панели кессона крыла или консоли стабилизатора.



 

Похожие патенты:

Крыло самолета состоит из двух соединенных с фюзеляжем консолей, каждая из которых подкреплена подкосом, и содержит верхнюю панель, передний, центральный и задний лонжероны, балочные и рамные нервюры, а также съемные нижние панели.

Изобретение относится к области авиастроения. Крыло самолета состоит из центроплана и двух консолей крыла.

Многоэтажный самолет с нижним расположением крыльев относится к самолетам с конструктивными элементами, общими для фюзеляжа и крыльев, и предназначен для перевозки большого количества людей и грузов.

Изобретение относится к конструктивным элементам летательных аппаратов. Устройство крепления крыла летательного аппарата содержит узлы присоединения передних и задних лонжеронов консолей крыла к шпангоутам центральной части фюзеляжа.

Шпангоут задней секции фюзеляжа летательного аппарата, которая принимает нагрузки хвостовых стабилизаторов, содержит первый участок (11), выполненный с возможностью выдерживать эти внешние нагрузки, и второй участок вдоль оставшегося периметра фюзеляжа.

Изобретение относится к конструкциям крепления крыла самолета к силовым элементам фюзеляжа и касается самолетов из композиционных материалов. Узел крепления крыла самолета состоит из двух перпендикулярно скрепленных краями пластин, соединенных по другим краям двумя параллельными треугольными пластинами, каждая из которых перпендикулярна обоим из двух пластин.

Изобретение относится к авиации. Туристический самолет содержит несущие крылья с двигателями, расположенные над фюзеляжем, органы управления и салон с прозрачной верхней частью, которая расположена вдоль фюзеляжа сверху вниз до его днища.

Группа изобретений относится к области авиастроения. В первом варианте стык консоли крыла с центропланом самолета, в котором консоль крыла выполнена с верхними и нижними панелями.

Изобретение относится к области авиации. Многоэтажный самолет с верхним расположением крыльев содержит фюзеляж, в котором поэтажно размещены салоны и грузовые отсеки, крылья, расположенные над фюзеляжем и укрепленные на поэтажных крыльевых подпорах.

Изобретение относится к области летательных аппаратов. Летательный аппарат содержит фюзеляж с кабиной управления, прикрепленное сверху к фюзеляжу крыло треугольной формы, двигатели, установленные с возвышением над крылом, хвостовое оперение и шасси.

Изобретение относится к изготовлению усиленного фюзеляжа летательного аппарата (ЛА) с использованием ориентированных вертикально окружных элементов жесткости. ЛА содержит множество окружных рифленых элементов жесткости со сплошным рифленым узором, расположенных внутри фюзеляжа ЛА и сконфигурированных по существу нормально к продольной оси ЛА. ЛА также содержит обшивку, соединенную с множеством окружных рифленых элементов жесткости, причем каждый из окружных рифленых элементов жесткости содержит верхний участок и нижний участок. При этом каждый верхний участок элемента жесткости является смежным с нижним участком соседнего окружного рифленого элемента жесткости. Достигается обеспечение упрочнения ЛА, снижение массы конструкции. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх