Асфальтобетонная смесь (варианты)

Изобретение относится к области материалов для дорожного строительства, в частности к составам модифицированных асфальтобетонных смесей, и может быть использовано при строительстве и ремонте покрытий автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц, мостов и т.п. Асфальтобетонная смесь включает щебень или природный песок, песок из отсевов дробления, минеральный порошок, битум нефтяной дорожный вязкий и модификатор. Модификатором является продукт конденсации олеиновой кислоты с диэтаноламином и борной кислотой при мольном соотношении компонентов (0,5-2,5):3:(0,5-2,5) соответственно. Продукт конденсации олеиновой кислоты с диэтаноламином и борной кислотой используют с аминным числом не менее 40 мг HCl/г. Изобретение позволяет повысить показатели средней плотности, предела прочности при сжатии при 50°С, 20°С и 0°С, коэффициента водостойкости, понизить показатель водонасыщения модифицированных асфальтобетонных смесей, а также придать составам горячих асфальтобетонных смесей биостойкость и долговечность. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 7 табл.

 

Изобретение относится к области материалов для дорожного строительства, в частности к составам модифицированных асфальтобетонных смесей, и может быть использовано при строительстве и ремонте покрытий автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц, мостов и т.п.

Битум является основным структурообразующим компонентом асфальтобетона, в большей степени предопределяющим его свойства [1]. Традиционно в качестве вяжущего в составе асфальтобетона рассматривают битум, он «работает» в смеси с минеральным порошком, формируя структуру асфальтового вяжущего. Минеральный порошок в составе асфальтобетона является активным структурирующим наполнителем битума. От соотношения между битумом и минеральным порошком в составе асфальтобетона и свойств этих компонентов зависят свойства асфальтового вяжущего. Деформативные свойства асфальтобетона в значительной степени зависят от свойств асфальтового вяжущего, использованного при приготовлении асфальтобетонной смеси [2]. Для правильного проектирования составов асфальтобетонных смесей важно знать не только свойства исходного битума, но и то, как эти свойства влияют на свойства асфальтового вяжущего [3].

Изучение стойкости битумных вяжущих и асфальтобетонных смесей на их основе к биоповреждению и старению, а также разработка биостойких и климатически стойких композитов представляет важную проблему.

Низкая биостойкость битумов отрицательно сказывается на долговечности асфальтобетонов, приготовленных с его использованием. Очевидно, что необходимо предусматривать методы защиты данных материалов от разрушающих воздействий микроорганизмов, имеющихся в больших количествах в окружающей среде [4].

Погодно-климатические условия являются одним из основных факторов старения битума в покрытии. В районах с высокими летними температурами и большой солнечной радиацией к битумам следует предъявлять повышенные требования, ограничивающие интенсивность их старения [5].

Старение битума отрицательно сказывается на его сопротивляемости микробиологическому воздействию. Состаренный битум подвергается более интенсивному обрастанию микроскопическими грибами. Это объясняется наличием большого количества асфальтенов и меньшей степенью их защищенности маслами вследствие уменьшения последних в состаренном битуме [4].

Известен горячий плотный асфальтобетон типа Г, с составом минеральной части асфальтобетонной смеси: отсев гранитной крошки Кузнецовского карьера фракции 2-5 мм и битумом модифицированным добавкой «Мобит-С», изготовленной путем взаимодействия кубового остатка дистилляции кислот, полученных после омыления животных и растительных жиров, триэтаноламина и элементарной серы [6].

Известный состав асфальтобетонной смеси типа Г обладает пониженным коэффициентом водостойкости (0,88), повышенным водонасыщением по объему (2,2 %). Не исследованы стойкость к старению и биокоррозия.

Известна асфальтобетонная смесь типа В марки II, содержащая щебень фракции 5-20 мм, песок из отсевов дробления, минеральный порошок, модифицированный битум (битум с продуктом взаимодействия борной кислоты, диэтаноламина и смеси жирных кислот растительных масел фракции C6-C20 – 0,5-2,0 мас. %) [7].

Известный состав асфальтобетонной смеси является грибостойким (0 баллов по методу 1 ГОСТ 9.049-91), однако другие показатели его некорректно сравнивать с предлагаемыми составами, поскольку он является типом В, который не исследовался в заявляемом изобретении.

Известна асфальтобетонная смесь, включающая битум, минеральный порошок, природный песок, щебень и добавку – четвертичное аммониевое соединение на основе смоляных кислот Биоцик Т марки БТ-20 – дегидроабиетил-4-карбонилэтоксидиметлэтиламмоний бромид [8].

Известные составы асфальтобетонной смеси являются грибостойкими. Недостатками являются недостаточно высокие показатели средней плотности, прочности при сжатии, и коэффициента водостойкости.

Известна асфальтобетонная смесь мелкозернистого типа В марки II, содержащая щебень фракции 3-20 мм, песок, минеральный порошок карбонатный известняковый, битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 60/90 и адгезионные добавки серии Телаз. Применяют Телазы 1, 2 – амидоамиды кислот растительных масел; Телазы 1А, 2А, Л, ЛС – амиды кислот растительных масел [9].

Недостатками известных смесей с содержанием Телазов различных марок 2,0 мас. % являются низкие показатели предела прочности при сжатии при 20 °С (0,9-1,9 МПа) и коэффициента водостойкости (0,5-0,9), высокие показатели водонасыщения по объему (4,8-8,1 %). Не исследованы показатели биостойкости.

Известно использование в составе разделительной смазки продукта конденсации олеиновой кислоты с диэтаноламином и борной кислотой, модифицированного натрием - ингибитора коррозии ТЕЛАЗ -Na. Синтез ингибитора коррозии ТЕЛАЗ -Na осуществляют в две стадии. На первой стадии получают промежуточный продукт (ТУ 2461-003-42408198-00) путем нагрева реакционной смеси, состоящей из олеиновой кислоты, диэтаноламина и борной кислоты (при мольном соотношении, например, 2:3:1, соответственно) до 200-220°C с перемешиванием до прекращения выделения H2O. Полученный промежуточный продукт модифицируют путем введения гидроксида натрия NaOH в реакционную смесь при постоянном перемешивании при температуре 160-170°C (при содержании компонентов, например, 5 г NaOH на 100 г продукта, полученного на первой стадии). Основные показатели ингибитора коррозии ТЕЛАЗ -Na: аминное число - не менее 40 мг HCl/г, содержание механических примесей - не более 0,15 мас. %, содержание воды - не более 0,5 мас. % [10].

Известно использование в присадке и турбинном масле продукта конденсации олеиновой кислоты с боратом диэтаноламина (Телаз) с молекулярной массой (криоскопия) 380, содержанием (мас. %) С - 67,3, Н - 10,7, N - 3,6, В - 2,0, остальное - кислород, аминным числом - 46 мг HCl/г. Для получения продукта конденсации в реакционный сосуд, оборудованный мешалкой и термометром, загружают 400 г (1,4 М) олеиновой кислоты, 315 г (3,0 М) диэтаноламина и 62 г (1,0 М) борной кислоты. Температура повышается до 200-220°С. Реакционную массу перемешивают до прекращения выделения воды. В 200 г полученного конденсата добавляют 5 г 1,2,3-бензотриазола при 140°С, смесь перемешивают до получения прозрачного раствора [11, 12].

Известно использование в герметизирующей жидкости продукта конденсации олеиновой кислоты с диэтаноламином и борной кислотой, нейтрализованный раствором гидроокиси калия - ингибитор коррозии ТЕЛАЗ -K. Синтез ингибитора коррозии ТЕЛАЗ -K осуществляют в две стадии. На первой стадии получают промежуточный продукт (ТУ 2461-003-42408198-00) путем нагрева реакционной смеси, состоящей из олеиновой кислоты, диэтаноламина и борной кислоты (при мольном соотношении, например, 2:3:1 соответственно) до 200-220°С с перемешиванием до прекращения выделения H2O. Промежуточный продукт модифицируют путем введения гидроокиси калия в реакционную смесь при постоянном перемешивании в соотношении, например 5 г KOH на 100 г продукта, полученного на первой стадии при 160°С. Основные физико-химические показатели ингибитора коррозии ТЕЛАЗ -K: аминное число - не менее 40 мг НСl/г, содержание механических примесей - не более 0,15 мас. % и воды - не более 0,5 мас. % [13].

Известна асфальтобетонная смесь, содержащая щебень фракции 5-20 мм, песок из отсевов дробления горных пород, песок природный мытый фракции 0-5 мм, модифицированное битумное вяжущее (смесь битума нефтяного дорожного вязкого марки БНД 60/90 с продуктом взаимодействия борной кислоты, диэтаноламина и смеси жирных кислот растительных масел фракции С620, при мольном соотношении реагентов 1:3:(0,5-2,5) [14].

В известном решении состав асфальтобетонной смеси типа Б марки II с содержанием модификатора в количестве 0,5 мас. % обладает грибостойкостью (1 балл по методу 1 ГОСТ 9.049-91), однако наблюдаются низкие показатели прочности при сжатии при t=50°С (1,16 МПа), при t=20°С (3,25 МПа) и t=0°С (10,0 МПа). Известная щебеночная асфальтобетонная смесь выбрана в качестве прототипа для предлагаемых асфальтобетонных смесей типов А и Б.

Известна битумно-минеральная композиция, включающая битумное вяжущее - нефтяной дорожный битум, минеральный заполнитель - дробленый песок из плотных горных пород фракции 0,16-5 мм и минеральный наполнитель - смесь фосфогипса фракции менее 0,16 мм и известнякового минерального порошка [15].

Известная композиция может быть применена для получения битумных вяжущих, используемых в дорожных и аэродромных покрытиях. Недостатками составов композиций являются низкие показатели прочности при сжатии при t=50°С (1,5-2,3 МПа), при t=20°С (3,2-5,6 МПа) и t=0°С (6,4-8,5 МПа) и коэффициента водостойкости (0,82-0,95), высокие показатели водонасыщения по объему (до 6,3 %). Не исследованы показатели биостойкости. Известное техническое решение выбрано в качестве прототипа для предлагаемых асфальтобетонных смесей типов Г и Д.

Технический результат заключается в получении составов горячих асфальтобетонных смесей типов А, Б, Г, Д, обладающих высокими показателями средней плотности, предела прочности при сжатии при 50°С, 20°С и 0°С, коэффициента водостойкости и пониженным показателем водонасыщения, а также противостоящими биокоррозии и являющимися долговечными.

Сущность изобретения заключается в том, что асфальтобетонная смесь включает щебень или природный песок, песок из отсевов дробления, минеральный порошок, битум нефтяной дорожный вязкий и продукт конденсации олеиновой кислоты с диэтаноламином и борной кислотой, при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Щебень/природный песок 45,0-60,0 /25,0-60,0
Песок из отсевов дробления 32,0-69,0
Минеральный порошок 5,0-8,0
Битум нефтяной дорожный вязкий
(сверх 100 % минеральной части)

4,6-9,8
Продукт конденсации олеиновой кислоты с диэтаноламином и борной кислотой
(2,0 мас. % от содержания битума)

остальное

В качестве модификатора содержит продукт конденсации олеиновой кислоты с диэтаноламином и борной кислотой при мольном соотношении компонентов (0,5-2,5):3:(0,5-2,5) соответственно. Продукт конденсации олеиновой кислоты с диэтаноламином и борной кислотой используют с аминным числом не менее 40 мг HCl/г.

Пример 1. Горячая высокоплотная щебеночная асфальтобетонная смесь типа А марки I включает щебень, песок из отсевов дробления, минеральный порошок, битум нефтяной дорожный вязкий и модификатор Телаз марок Л1, Л2, Л3, Л5 или Л6, при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Щебень 60,0
Песок из отсевов дробления 32,0
Минеральный порошок 8,0
Битум нефтяной дорожный вязкий
(сверх 100 % минеральной части)

4,6
Модификатор Телаз
(2,0 мас. % от содержания битума)

0,09

Пример 2. Горячая высокоплотная щебеночная асфальтобетонная смесь типа Б марки I включает щебень, песок из отсевов дробления, минеральный порошок, битум нефтяной дорожный вязкий и модификатор Телаз марок Л1, Л2, Л3, Л5 или Л6, при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Щебень 45,0
Песок из отсевов дробления 50,0
Минеральный порошок 5,0
Битум нефтяной дорожный вязкий
(сверх 100 % минеральной части)

4,9
Модификатор Телаз
(2,0 мас. % от содержания битума)

0,1

Пример 3. Горячая плотная песчаная асфальтобетонная смесь типа Г марки II включает природный песок, песок из отсевов дробления, минеральный порошок, битум нефтяной дорожный вязкий и модификатор Телаз марок Л1, Л2, Л3, Л5 или Л6, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Природный песок 25,0
Песок из отсевов дробления 69,0
Минеральный порошок 6,0
Битум нефтяной дорожный вязкий
(сверх 100 % минеральной части)
8,82
Модификатор Телаз
(2,0 мас. % от содержания битума)

0,18

Пример 4. Горячая плотная песчаная асфальтобетонная смесь типа Д марки II включает природный песок, песок из отсевов дробления, минеральный порошок, битум нефтяной дорожный вязкий и модификатор Телаз марок Л1, Л2, Л3, Л5 или Л6, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Природный песок 60,0
Песок из отсевов дробления 34,0
Минеральный порошок 6,0
Битум нефтяной дорожный вязкий
(сверх 100 % минеральной части)

9,8
Модификатор Телаз
(2,0 мас. % от содержания битума)

0,2

Для приготовления модифицированного битумного вяжущего и асфальтобетонной смеси на его основе применялись следующие материалы:

Крупный заполнитель: щебень гранитный фракции 3-10 мм по ГОСТ 8267-93 с насыпной плотностью – 1,59 г/см³ (ООО «Иссинский комбинат строительных материалов», Пензенская обл., п.г.т. Исса).

Мелкий заполнитель: природный песок фракции 0-5 мм по ГОСТ 8735-88 (песок мелкий I класса) с истинной плотностью – 2,6 г/см³ и насыпной плотностью – 1,28 г/см³, (Ичалковский р-он, п. Смольный); песок из отсевов дробления фракции 0-10 мм по ГОСТ 8735-88 (песок крупный II класса) с истинной плотностью – 2,81 г/см³ и насыпной плотностью – 1,67 г/см³ (ООО «Иссинский комбинат строительных материалов», Пензенская обл., п.г.т. Исса).

Наполнитель: неактивированный минеральный порошок МП-1 из карбонатных горных пород по ГОСТ Р 52129-2003 с истинной плотностью – 2,71 г/см³; средней плотностью – 1,71 г/см³ (ООО «Иссинский комбинат строительных материалов», Пензенская обл., п.г.т. Исса).

Вяжущее: битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 60/90 по ГОСТ 22245-90 (ОАО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», Нижегородская обл., г. Кстово). БНД 60/90 применяют во II и III дорожно-климатических зонах (табл. 2 ГОСТ 22245-90).

Модификатор: Телаз – продукт конденсации олеиновой кислоты с диэтаноламином и борной кислотой. Марки Л1, Л2, Л3, Л5 и Л6 были специально синтезированы для испытаний с различным мольным содержанием кислот в пределах 0,5-2,5 М (НП ОАО «Синтез-ПАВ», г. Шебекино, Белгородская обл.). Температура конденсации в диапазоне 180…220°C для разных марок. Продукт выдерживают при данных температурах до образования однородной массы с аминным числом - 40 мг HCl/г. Растворяется в органических растворителях. IV класс опасности (малоопасный). Внешний вид – вязкая текучая жидкость коричневого цвета.

Способ изготовления битумного вяжущего с модификатором (модифицированного битума) заключался в обезвоживании и разогреве битума до 150-160°С и тщательном перемешивании в течение 20-30 мин с отмеренным количеством модификатора.

Определение пенентрации проводили по ГОСТ 11501-78, температуры размягчения – ГОСТ 11506-73; индекса пенетрации – ГОСТ 22245-90, прил. 2; качество сцепления модифицированного битумного вяжущего с поверхностью кислых пород (гранитный щебень Павловского месторождения) и основных пород (мрамор белый Коелгинского месторождения) определяли в соответствии с ГОСТ 12801-98, раздел 28, изм. №1. Для исследования биостойкости (грибостойкости и фунгицидности) модифицированных битумных вяжущих изготавливали образцы асфальтовых вяжущих, содержащие минеральный порошок и битум нефтяной дорожный вязкий с модификаторами, размером 1×1×3 см на специальной форме [16]. Испытания на биостойкость по ГОСТ 9.049-91 методами 1 и 3 проводили в лаборатории микробиологического анализа НИИХ ННГУ им. Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород). В качестве тест-организмов использовали следующие виды плесневых грибов: Aspergillius niger, A. flafus, A. terreus, Penicillium cuclopium, P. funiculosum, P. chrysogenum, Paecilomyces varioti, Chaetomium globosum, Trichoderma viride.

В табл. 1 приведены составы модифицированных битумных вяжущих; табл. 2 - значения показателей физико-механических свойств модифицированных битумных вяжущих; табл. 3 - значения биостойкости асфальтовых вяжущих на основе модифицированного битумного вяжущего.

По результатам исследований (табл. 2) состав 5 обладает повышенной температурой размягчения по сравнению с контрольным составом 1, индекс пенетрации в составах 2, 3 и 5 в пределах нормы, сцепление с гранитным щебнем и мрамором у модифицированных составов (составы 2, 3, 4, 5 и 6) выше контрольного состава 1 (табл. 2). Полученные модифицированные составы асфальтовых вяжущих (составы 2, 3, 4, 5 и 6) обладают стойкостью к воздействию мицелиальных грибов (табл. 3).

Полученные составы модифицированных битумных вяжущих могут найти применение также для приготовления мастики, битумного лака, герметика, битумной эмульсии и т.п.

С полученными составами модифицированных битумных вяжущих были приготовлены составы асфальтобетонных смесей следующим образом. Подготовленные минеральные материалы – щебень (для типов А и Б) или природный песок (для типов Г и Д), песок из отсевов дробления, и минеральный порошок нагревали в сушильном шкафу до 150-160°С, после чего смешивали их с модифицированным битумных вяжущим нагретым до 150-160°С. Производили перемешивание смеси до равномерного распределения всех компонентов в модифицированном битумном вяжущем.

Образцы асфальтобетонной смеси изготавливались цилиндрической формы с использованием форм для асфальтобетона d=50,5 мм по технологии приготовления асфальтобетонных образцов, изложенной в разделе 6 ГОСТ 1280-98.

Среднюю плотность уплотненного материала определяли по ГОСТ 12801-98, раздел 7; водонасыщение по ГОСТ 12801-98, раздел 13; предел прочности при сжатии по ГОСТ 12801-98, раздел 15; коэффициент водостойкости по ГОСТ 12801-98, раздел 19; коэффициент теплоустойчивости R20/R50 [17]. С целью изучения долговечности, асфальтобетонные образцы выдерживали в течение 36 мес в условиях воздействия морской воды в районе с. Абрау-Дюрсо (Краснодарский край). После экспонирования образцы были исследованы на изменение основных физико-механических свойств, среди которых рассматривались: средняя плотность, водонасыщение, прочность при сжатии при (50±2)°С, (20±2)°С и (0±2)°С, коэффициенты водостойкости и теплоустойчивости.

Для исследования биостойкости (грибостойкости и фунгицидности) асфальтобетонной смеси на основе модифицированных битумных вяжущих изготавливали образцы аналогично образцам асфальтовых вяжущих. Из-за небольших размеров образцов (1×1×3 см), которые должны помещаться в чашки Петри, исследования проводили на асфальтобетонных образцах только песчаных типов Г и Д.

В табл. 4 приведены составы асфальтобетонных смесей на основе модифицированных битумных вяжущих; табл. 5 - значения показателей физико-механических свойств асфальтобетонных смесей на основе модифицированных битумных вяжущих; табл. 6 - биостойкость асфальтобетонных смесей на основе модифицированных битумных вяжущих; табл. 7 - значения показателей физико-механических свойств асфальтобетонных смесей на основе модифицированных битумных вяжущих после 36 месяцев экспонирования в условиях морской воды.

Можно полагать, что асфальтобетонные образцы высокоплотных типов А и Б также являются биостойкими на основании полученных данных из табл. 3.

В результате проведенных исследований рекомендованы следующие составы, обладающие повышенными физико-механическими свойствами, такими как средняя плотность, предел прочности при сжатии при 50°С, 20°С и 0°С, коэффициент водостойкости и пониженный показатель водонасыщения, а также противостоящими биокоррозии и являющимися долговечными - состав 8 (тип А), состав 14 (тип Б), состав 20 (тип Г) и состав 25 (тип Д).

Оптимально подобранные химико-минералогический и гранулометрический составы компонентов предлагаемого изобретения способствуют получению долговечных и биостойких асфальтобетонных дорожных покрытий различных типов с высокими физико-механическими свойствами для II-й и III-й дорожно-климатических зон.

По сравнению с известным решением предлагаемое позволяет повысить показатели средней плотности, предела прочности при сжатии при 50°С, 20°С и 0°С, коэффициента водостойкости, понизить показатель водонасыщения, а также придать составам горячих асфальтобетонных смесей типов А, Б, Г, Д биостойкость и долговечность.

Источники информации

1. Дорожный асфальтобетон / Л.Б. Гезенцвей, Н.В. Горелышев, А.М. Богуславский, И.В. Королев. Под ред. Л.Б. Гезенцвея. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Транспорт, 1985. – С. 13.

2. Сахаров П.В. Способы проектирования асфальтобетонных смесей / П.В. Сахаров // Транспорт и дороги города. – 1935. - № 12. – С. 11-16.

3. Руденский А.В. Как продлить жизнь дорожного полотна / А.В. Руденский // Автомоб. дороги. – 2009. - № 2. – С. 36-40.

4. Пронькин С.П. Стойкость битумных материалов в условиях воздействия почвенных микроорганизмов : дис. … канд. тех. наук / С.П. Пронькин ; Пенз. госуд. универ. арх. и строит., 2006. - С. 42, 134-135.

5. Илиополов С. К. Органические вяжущие для дорожного строительства: учеб. пособие / С. К. Илиополов, И. В. Мардиросова, Е. В. Углова. - Ростов н/Д.: Юг, 2003. – С. 115-121.

6. RU 2094427, МПК C07C 233/18, C04B 24/08, C04B 24/12, опубл. 27.10.1997.

7. RU 2461594, МПК С08L 95/00, C04B 26/26, C08K 11/00, опубл. 20.09.2012.

8. RU 2308430, МПК C04B 26/26, опубл. 20.10.2007.

9. Ликомаскин А.И. Исследование и разработка долговечных асфальтобетонов, модифицированных аминопроизводными соединениями: дис. … канд. тех. наук / А.И. Ликомаскин; Пенз. госуд. универ. арх. и строит., 2004. - С. 41, 42, 111.

10. RU 2615504, МПК B28 B 7/38, C10M 101/04, опубл. 05.04.2017.

11. RU 2439137, МПК C10M 141/12, опубл. 10.01.2012.

12. RU 2439136, МПК С01M 141/12 и др., опубл. 10.01.2012.

13. RU 2617170, МПК С09K 3/10, C08L 91/00, опубл. 21.04.2017.

14. RU 2461523, МПК С04В 26/26, С08L 95/00, опубл. 20.09.2012.

15. RU 2436819, МПК C08L 95/00, опубл. 20.12.2011.

16. RU 2593065, МПК B22C9/00, G01N33/38, опубл. 27.07.2016.

17. Шестоперов С.В. Дорожно-строительные материалы : учебник / С.В. Шестоперов. – М.: Высшая школа, 1969. – С. 34.

1. Асфальтобетонная смесь, включающая щебень, песок из отсевов дробления, битум нефтяной дорожный вязкий и модификатор, отличающаяся тем, что в качестве модификатора содержит продукт конденсации олеиновой кислоты с диэтаноламином и борной кислотой, дополнительно содержит минеральный порошок, при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Щебень 45,0-60,0
Песок из отсевов дробления 32,0-50,0
Минеральный порошок 5,0-8,0
Битум нефтяной дорожный вязкий
(сверх 100 % минеральной части)

4,6-4,9
Продукт конденсации олеиновой кислоты с диэтаноламином и борной кислотой
(2,0 мас. % от содержания битума)


остальное

2. Асфальтобетонная смесь, включающая песок, минеральный порошок, битум нефтяной дорожный вязкий, отличающаяся тем, что используют природный песок и песок из отсевов дробления, дополнительно содержит модификатор – продукт конденсации олеиновой кислоты с диэтаноламином и борной кислотой, при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Природный песок 25,0-60,0
Песок из отсевов дробления 34,0-69,0
Минеральный порошок 6,0
Битум нефтяной дорожный вязкий
(сверх 100 % минеральной части)
8,82-9,8
Продукт конденсации олеиновой кислоты с диэтаноламином и борной кислотой
(2,0 мас. % от содержания битума)


остальное

3. Асфальтобетонная смесь по одному из пп. 1-2, отличающаяся тем, что в качестве модификатора содержит продукт конденсации олеиновой кислоты с диэтаноламином и борной кислотой при мольном соотношении компонентов (0,5-2,5):3:(0,5-2,5), соответственно.

4. Асфальтобетонная смесь по п. 3, отличающаяся тем, что продукт конденсации олеиновой кислоты с диэтаноламином и борной кислотой используют с аминным числом не менее 40 мг HCl/г.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к производству щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей (ЩМАС), используемых для устройства верхних слоев покрытий автомобильных дорог и аэродромов.

Изобретение относится к использованию производного фосфата для промотирования адгезии между битумом и заполнителями в композиции асфальта. Кроме того, изобретение относится к композиции, содержащей битум и производное фосфата.

Изобретение относится к производству дорожно-строительных материалов, а именно к способам приготовления холодных органоминеральных смесей на основе минеральных наполнителей и органических вяжущих.

Изобретение относится к области строительного материаловедения, в частности к дорожному строительству, и может быть использовано при производстве ремонтных работ дорожных покрытий.
Изобретение относится к дорожному покрытию, содержащему асфальтовый композиционный материал, в состав которого входят окисленный продувкой воздухом в присутствии кислоты асфальт и полимер, содержащий эпоксигруппы, причем указанное дорожное покрытие представляет собой такое дорожное покрытие, которое часто подвергается воздействию масляных фракций нефти, а более конкретно - к дорожному покрытию, укладываемому на посадочных площадках летного поля аэродромов, на полосах автомобильных дорог, выделенных для движения автомобильного транспорта, и/или на проезжей части топливозаправочных станций, а также к способу приготовления такого асфальтового композиционного материала, к смеси, состоящей из наполнителя и асфальтового композиционного материала указанного типа.

Изобретение относится к строительству и ремонту покрытий автомобильных дорог и аэродромов, в частности к возведению асфальтобетонных пандусов. .

Изобретение относится к области строительства, а именно к способам ремонта дорожных покрытий. .

Изобретение относится к области дорожного строительства, к инфраструктурным элементам освещения автодорожных магистралей, тротуаров и пешеходных дорожек. Технический результат: создание дополнительной подсветки для покрытий.

Изобретение относится к области строительства и предназначено для покрытия скоростных трасс, аэродромов, площадок различного назначения, требующих высокой прочности покрытий, для ремонта дорожных покрытий, нанесения разметки на дорожные покрытия, а также для нанесения покрытий на поверхности, требующие уменьшения эффективности отражательной способности электромагнитного излучения.

Изобретение относится к битумной композиции и к способу ее получения. Битумная композиция включает в себя битум, первую присадку, содержащую по меньшей мере одну функциональную группу сложного эфира жирной кислоты, насыщенной или ненасыщенной, имеющей линейную или разветвленную углеводородную цепь, содержащую от 4 до 36 атомов углерода, необязательно замещенную по меньшей мере одной гидроксильной группой, и вторую присадку, содержащую по меньшей мере один органический гелеобразователь.

Группа изобретений относится к дорожному строительству и конкретно к способам защиты конструкции дорожной одежды от разрушающего воздействия воды. Суть решения заключается в том, что в процессе формирования дорожной одежды укладывают защитный слой из гидроизоляционного материала, в качестве которого используют двусторонний самоклеящийся битумно-полимерный материал с равномерной адгезией по толщине и теплостойкостью не более 90°C.

Изобретение относится к битумной композиции и к способу ее получения. Битумная композиция содержит битум, первую добавку, содержащую по меньшей мере одну функциональную группу сложного эфира жирной кислоты, насыщенной или ненасыщенной, линейную или разветвленную, имеющую углеводородную цепь, содержащую от 4 до 36 атомов углерода, необязательно замещенную по меньшей мере одной гидроксильной группой, и вторую добавку, содержащую по меньшей мере один органический гелеобразователь.
Изобретение относится к области дорожного строительства, в частности к методам устранения местных углублений на асфальтобетонном покрытии автомобильных дорог. Техническим результатом изобретения является возможность оперативного устранения местных углублений после их обнаружения на дорожном покрытии без применения энергоемких устройств.

Изобретение раскрывает привитой полимер, содержащий цепь основного полимера Р, содержащую сопряженные диеновые звенья; по меньшей мере одну боковую привитую цепь G, представленную следующей общей формулой (1)R-(OCH2CH2)m-S-, (1)где R представляет собой насыщенную, линейную или разветвленную углеводородную цепь, содержащую по меньшей мере 18 атомов углерода, а m представляет собой целое число, варьирующееся в диапазоне от 0 до 20, при этом указанная привитая цепь G связана с цепью основного полимера Р через атом серы из формулы (1); и по меньшей мере одну привитую цепь G’, представленную следующей общей формулой (4)-S-R’-S-, (4)где R’ представляет собой углеводородную группу, насыщенную или ненасыщенную, линейную или разветвленную, циклическую и/или ароматическую, содержащую от 2 до 40 атомов углерода, необязательно содержащую один или несколько гетероатомов, при этом указанная привитая цепь G’ связана с цепью основного полимера Р с использованием каждого атома серы из формулы (4).

Изобретение относится к области строительства и может применяться при устройстве покрытий дорожных одежд автомобильных дорог. Технический результат: снижение толщины слоев дорожной одежды, повышение прочности, сдвигоустойчивости, трещиностойкости и снижение стекаемости ЩМА-смеси.

Изобретение относится к привитому полимеру GP, включающему основную цепь полимера Р и по меньшей мере один привитой компонент G, связанный с основной цепью полимера, причем привитой компонент G имеет общую формулу -S-R1-X-R2, в которой R1 и R2 независимо друг от друга представляют собой линейные или разветвленные, ненасыщенные или насыщенные углеводородные группы такие, что общее число атомов углерода в группах R1 и R2 составляет от 2 до 110; Х представляет собой амидную, амидо-кислотную функциональную группу, функциональную группу мочевины или уретана, причем привитой компонент G связан с цепью полимера Р через атом серы, при этом цепь Р получена в результате сополимеризации звеньев диена с сопряженными двойными связями и звеньев моновинилового ароматического углеводорода.
Изобретение относится к области дорожного строительства, в частности к способам устранения местных углублений на асфальтобетонном покрытии автомобильных дорог. Технический результат - обеспечение возможность приготовления асфальтобетонной смеси круглогодично и пластифицирования ее слоя непосредственно после укладки на дорожном полотне без применения энергоемкого оборудования, а также снижение материалоемкости и трудоемкости.

Изобретение относится к специализированным массам для дорожного покрытия, а именно к массам для гидроизоляционного слоя. Брикеты битумной массы содержат битум, резиновую крошку, парабановую кислоту, щебень и песок.

Изобретение относится к области материалов для дорожного строительства, в частности к составам модифицированных асфальтобетонных смесей, и может быть использовано при строительстве и ремонте покрытий автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц, мостов и т.п. Асфальтобетонная смесь включает щебень или природный песок, песок из отсевов дробления, минеральный порошок, битум нефтяной дорожный вязкий и модификатор. Модификатором является продукт конденсации олеиновой кислоты с диэтаноламином и борной кислотой при мольном соотношении компонентов :3: соответственно. Продукт конденсации олеиновой кислоты с диэтаноламином и борной кислотой используют с аминным числом не менее 40 мг HClг. Изобретение позволяет повысить показатели средней плотности, предела прочности при сжатии при 50°С, 20°С и 0°С, коэффициента водостойкости, понизить показатель водонасыщения модифицированных асфальтобетонных смесей, а также придать составам горячих асфальтобетонных смесей биостойкость и долговечность. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 7 табл.

Наверх