Конструкция семи-восьмиступенчатой коробки передач (варианты)

Изобретение относится к трансмиссии транспортных машин. На ведомом валу установлены шестерня и муфта включения седьмой передачи, объединенная с муфтой включения передачи заднего хода или с муфтой включения шестой передачи. Достигается расширение эксплуатационных возможностей и характеристик транспортного средства. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 30 ил.

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин.

Известны агрегаты трансмиссии со ступенчатым изменением передаточных чисел, содержащие шестерни, валы, их опоры, устройства переключения передач, применяемые в отечественных и зарубежных автомобилях (Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия. Под ред. А.И. Гришкевича. - Мн.: Выш.шк., 1985. - 240 с.).

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа передач, особенно в автоматизированных и автоматических коробках передач. Не исключено, что в ближайшем будущем это затронет и механические коробки передач (КП), в которых также все чаще процесс переключения передач автоматизируется. Увеличение числа передач связано с постоянным ужесточением экологических требований, уменьшением рабочего объема двигателей внутреннего сгорания и т.д. Поэтому в перспективных механических коробках передач необходимо предусматривать возможность увеличения числа передач, что позволит уменьшить производственные сроки и издержки в дальнейшем.

Наиболее подходящей в качестве прототипа является 6-ступенчатая несоосная КП Daimler AG (см. патент ER 1482208 А2 от 1,12,2004 г.).

КП состоит из корпуса с размещенными в нем параллельными входным и двумя выходными валами, шестернями внешнего зацепления и расположенными между ними тремя муфтами включения шести передач переднего хода и муфтой включения передачи заднего хода. На первом выходном валу размещены шестерни и муфты включения высших (5 и 6) передач и передачи заднего хода. На втором выходном валу размещены муфты и шестерни остальных передач. На концах выходных валов нарезаны ведущие шестерни главной передачи, зацепленные с ведомым колесом, закрепленным на корпусе дифференциала. С ведущей шестерней первой передачи сцеплена ведомая шестерня передачи заднего хода через блок двух шестерен, установленный на дополнительной оси. Две ведомые шестерни четвертой и пятой передач, установленные на разных выходных валах, имеют общую ведущую шестерню.

Недостатком КП является невозможность увеличения числа передач с 6 до 7.

Наиболее близкими по техническому результату и конструктивному исполнению являются варианты конструкции 7-ступенчатых соосных коробок передач Getrag Getriebe (см. патент ЕР 2660492 А1 от 6,11,2013 г.).

Варианты включают в себя схемы 7-ступенчатых КП, состоящих из корпуса с соосно размещенными в нем ведущим валом и валом привода ведущих колес, параллельными им двумя ведомыми валами, с жестко связанными с ними ведущими шестернями, сцепленными с ведомым колесом, закрепленным на валу привода ведущих колес. На валах установлены пары шестерен постоянного зацепления соответствующих передач, имеющих возможность жесткой связи с валами при помощи трех муфт включения шести передач прямого хода и муфты включения передачи заднего хода и/или седьмой передачи (см. фиг. 4) или первой передачи (см. фиг. 7). Одна муфта включения установлена с возможностью соединения жесткой связью ведущего вала и вала привода ведущих колес, а пара шестерен одной из передач объединена с парой шестерен привода ведущих колес. При этом для уменьшения осевого габарита коробки передач (обозначено в рамках патента и заявлено как одна из целей изобретения) три муфты располагаются на ведомых валах.

Общим недостатком КП является расположение на ведомых валах трех муфт включения в «шахматном порядке», вместо установки двух муфт из трех в одной плоскости - одна муфта напротив другой. В результате величина уменьшенного осевого габарита равняется сумме ширины шестерни седьмой передачи и ширины шестерни заднего хода. Также нерационально расположены на валах шестерни двух передач и единственная муфта включения этих передач, установленная на одном из ведомых валов и смещенная в сторону двигателя транспортного средства. В результате увеличивается длина этого ведомого вала, повышается металлоемкость КП и т.д.

Целью изобретения являются варианты конструкции семи-восьмиступенчатых коробок передач, основанные на типовых схемах, существующих в настоящее время, шестиступенчатых коробок передач.

Указанная цель достигается тем, что на ведомом валу установлены шестерня и муфта включения седьмой передачи, объединенная с муфтой включения передачи заднего хода или с муфтой включения шестой передачи.

Также возможно, что ведомая шестерня первой передачи через блок двух шестерен, установленный на отдельной оси или на дополнительном валу с опорами, сцеплена с шестерней, жестко связанной с ведомой шестерней одной из передач.

Также возможно, что одна из муфт включения установлена с возможностью соединения жесткой связью ведущего вала с валом привода ведущих колес, а пара шестерен одной из передач объединена с парой шестерен привода ведущих колес, при этом для уменьшения осевого габарита коробки передач две муфты включения располагаются на ведомых валах в общей плоскости, перпендикулярной осям валов и ограниченной парами шестерен, установленными рядом с соответствующими муфтами.

Также возможно, что в корпусе коробки передач имеется поперечная перегородка с опорами для валов.

Также возможно, что ведомая шестерня седьмой передачи сцеплена с ведомой шестерней одной из передач через блок двух шестерен, установленный на отдельной оси или на дополнительном валу с опорами.

Также указанная цель достигается тем, что на ведомом валу установлены шестерня и муфта включения седьмой передачи, объединенная с муфтой включения шестой передачи.

Также указанная цель достигается тем, что на валах установлены пара шестерен и муфта включения седьмой передачи.

Также возможно, что муфта включения и пара шестерен седьмой передачи установлены на валах за их опорами в корпусе коробки передач.

Также возможно, что муфта включения седьмой передачи установлена с возможностью соединения жесткой связью ведущего вала и вала привода ведущих колес, а пара шестерен седьмой передачи объединена с парой шестерен привода ведущих колес.

Также возможно, что на валах установлены пара шестерен и муфта включения восьмой передачи, объединенная с муфтой включения седьмой передачи.

На фиг. 1 показана кинематическая схема возможного варианта семиступенчатой КП, соответствующей пункту 1 формулы изобретения, с муфтой включения седьмой передачи, объединенной с муфтой включения шестой передачи.

На фиг. 2 представлена таблица с основными характеристиками КП, включающими в себя номера передач, возможные величины передаточных чисел (приведены с учетом передаточного числа главной передачи) и интервалы между соседними передаточными числами (q).

На фиг. 3 показана кинематическая схема возможного варианта семиступенчатой КП, соответствующей пункту 1 формулы изобретения, с муфтой включения седьмой передачи, объединенной с муфтой включения передачи заднего хода.

На фиг. 4 показана таблица с основными характеристиками КП, представленной на фиг. 3.

На фиг. 5 показана кинематическая схема возможного варианта семиступенчатой КП, соответствующей пункту 2 формулы изобретения.

На фиг. 6 показана таблица с основными характеристиками КП, представленной на фиг. 5.

На фиг. 7 показана кинематическая схема возможного варианта семиступенчатой КП, соответствующей пунктам 1 и 5 формулы изобретения.

На фиг. 8 показана таблица с основными характеристиками КП, представленной на фиг. 7.

На фиг. 9 показана кинематическая схема возможного варианта семиступенчатой КП, соответствующей пункту 3 формулы изобретения.

На фиг. 10 показана кинематическая схема возможного варианта семиступенчатой КП, соответствующей пункту 4 формулы изобретения.

На фиг. 11 показана кинематическая схема возможного варианта семиступенчатой КП, соответствующей пункту 6 формулы изобретения.

На фиг. 12 показана таблица с основными характеристиками КП, представленной на фиг. 11.

На фиг. 13, фиг. 14 и фиг. 15 показаны кинематические схемы возможных вариантов семиступенчатых КП, соответствующих пункту 6 формулы изобретения.

На фиг. 16 показана таблица с основными характеристиками КП, представленной на фиг. 14.

На фиг. 17 показана кинематическая схема возможного варианта семиступенчатой КП, соответствующей пункту 7 формулы изобретения.

На фиг. 18 показана таблица с основными характеристиками КП, представленной на фиг. 17.

На фиг. 19 показана кинематическая схема возможного варианта восьмиступенчатой КП, соответствующей пункту 10 формулы изобретения.

На фиг. 20 показана таблица с основными характеристиками КП, представленной на фиг. 19.

На фигурах под номерами с 21 по 30 показаны кинематические схемы и таблицы с основными характеристиками возможных вариантов КП с соответствующей изобретению конструкцией.

В состав представленной на фиг. 1 кинематической схемы КП входят установленные в опорах корпуса 1 ведущий вал 2 и установленные параллельно с ним два ведомых вала 3 и 4. Шестерни 5, 6, 7, 8 и 9 жестко закреплены на ведущем валу 2. Шестерни 10, 11, 12 и 13 свободно установлены на ведомом валу 3 и попарно сцеплены с шестернями 6, 7, 8 и 9 соответственно. Шестерни 14, 15, 16 и 17 свободно установлены на ведомом валу 4 и находятся в постоянном зацеплении с шестернями 5, 11, 8 и 9 соответственно. Две шестерни 12 и 16, установленные на разных ведомых валах, имеют общую ведущую шестерню 8. Также шестерни 13 и 17 имеют общую ведущую шестерню 9. Ведущие шестерни главной передачи 18 и 19 жестко связаны с ведомыми валами 3 и 4 соответственно и находятся в постоянном зацеплении с ведомым колесом 20 главной передачи, закрепленным на корпусе дифференциала (на фиг. 1 не изображен). Муфты А(21) и В(22) расположены на ведомом валу 3 между шестернями 10-11 и 12-13 соответственно. Муфты С(23) и D(24) расположены на ведомом валу 4 между шестернями 14-15 и 16-17 соответственно. Муфта включения седьмой передачи объединена с муфтой включения В(22) шестой передачи.

В состав представленной на фиг. 3 кинематической схемы КП входит большинство тех же деталей, что и в состава КП, представленной на фиг. 1, но с альтернативной расстановкой на валах пар шестерен и муфт включения. А именно, в опорах корпуса 1 установлены ведущий вал 2 и параллельно с ним два ведомых вала 3 и 4. Шестерни 5, 6, 7, 8 и 9 жестко закреплены на ведущем валу 2. Шестерни 10, 11, 12 и 13 свободно установлены на ведомом валу 3 и попарно сцеплены с шестернями 5, 6, 7 и 9 соответственно. Шестерни 14, 15 и 16 свободно установлены на ведомом валу 4 и находятся в постоянном зацеплении с шестернями 7, 8 и 9 соответственно. Две шестерни 12 и 14, установленные на разных ведомых валах, имеют общую ведущую шестерню 7. Также шестерни 13 и 16 имеют общую ведущую шестерню 9. Ведомая шестерня 17 передачи заднего хода установлена на ведомом валу 4. Ведущие шестерни главной передачи 18 и 19 жестко связаны с ведомыми валами 3 и 4 соответственно и находятся в постоянном зацеплении с ведомым колесом 20 главной передачи, закрепленным на корпусе дифференциала (на фиг. 3 не изображен). Муфты А(21) и В(22) расположены на ведомом валу 3 между шестернями 10-11 и 12-13 соответственно. Муфты С(23) и D(24) расположены на ведомом валу 4 между шестернями 14-17 и 15-16 соответственно. Муфта включения седьмой передачи объединена с муфтой включения С передачи заднего хода. Ведомая шестерня 17 передачи заднего хода сцеплена с ведущей шестерней 5 через шестерню 25, объединенную с промежуточной шестерней 26 в блок двух шестерен, установленный на дополнительном валу 27 с опорами в корпусе коробки передач 1.

В состав представленной на фиг. 5 кинематической схемы КП входят те же детали, что и в состава КП, представленной на фиг. 1, но вместо шестерни 5 ведомая шестерня 14 первой передачи через блок двух шестерен 28-29, установленный на отдельной оси 30, сцеплена с шестерней 31, жестко связанной с ведомой шестерней 16 четвертой передачи. И также ведомая шестерня 15 передачи заднего хода сцеплена с ведущей шестерней 7 через шестерню 32, объединенную с промежуточной шестерней 11 в блок двух шестерен.

В состав представленной на фиг. 9 кинематической схемы КП входит большинство тех же деталей, что и в состава КП, представленной на фиг. 1, но с альтернативной расстановкой на валах пар шестерен, муфт включения, опор в корпусе КП и отсутствует шестерня 5. А именно, в опорах корпуса 1 установлены ведущий вал 2, параллельно с ним два ведомых вала 3 и 4 и установленный соосно с ведущим валом 2 вал привода ведущих колес 33. Шестерни 6, 7, 8 и 9 жестко закреплены на ведущем валу 2. Шестерни 10 и 11 свободно установлены на ведомом валу 3 и попарно сцеплены с шестернями 6 и 7 соответственно. Шестерни 12 и 13 свободно установлены на ведомом валу 4 и находятся в постоянном зацеплении с шестернями 8 и 9 соответственно. Ведомая шестерня 14 передачи заднего хода сцеплена с ведущей шестерней 9 через промежуточную шестерню 13. Ведомая шестерня седьмой передачи 15 сцеплена с ведомой шестерней четвертой передачи 11 через блок двух шестерен 16-17, установленный на отдельной оси. Ведущие шестерни 18 и 19 жестко связаны с ведомыми валами 3 и 4 соответственно и находятся в постоянном зацеплении с ведомым колесом 20, закрепленным на валу привода ведущих колес 33. Муфты А(21) и В(22) расположены на ведомом валу 3 между шестернями 10-11 и 14-15 соответственно. Муфта С(23) расположена на ведомом валу 4 между шестернями 12-13. Муфта D(24) установлена с возможностью соединения жесткой связью ведущего вала 2 с валом привода ведущих колес 33, а пара шестерен пятой передачи объединена с парой шестерен привода ведущих колес 18-20, при этом для уменьшения осевого габарита коробки передач две муфты включения В и С располагаются на ведомых валах в общей плоскости, перпендикулярной осям валов и ограниченной парами шестерен 15-14 и 12-13, установленными рядом с соответствующими муфтами (на фиг. 9 границы общей плоскости схематично обозначены двумя вертикальными штрихпунктирными линиями). Рядом с муфтой D(24) свободно установлена шестерня 34, сцепленная с шестерней 35, которая закреплена на ведомом валу 3.

В состав представленной на фиг. 11 кинематической схемы входят те же детали, что и в состав КП, представленной на фиг. 1, но без пары шестерен 5-14. И дополнительно, в опорах корпуса 1 установлен третий ведомый вал 36 с закрепленной на нем ведущей шестерней главной передачи 37, находящейся в постоянном зацеплении с ведомым колесом 20 главной передачи. А также шестерня 15 является шестерней привода трубчатого вала 38, который свободно установлен на ведомом валу 4, а на конце трубчатого вала установлена муфта С(23) включения заднего хода или первой передачи и рядом с ней свободно установлена ведущая шестерня 39 первой передачи, сцепленная с шестерней 40, жестко закрепленной на ведомом валу 36. Зубчатый венец 41 закреплен на ведомом валу 4 рядом с шестерней 16.

В состав представленной на фиг. 19 кинематической схемы входят те же детали, что и в состав КП, представленной на фиг. 1, но шестерня 15 находится в постоянном зацеплении с шестерней 7. И дополнительно, в опорах корпуса 1 установлен третий ведомый вал 36 с закрепленной на нем ведущей шестерней главной передачи 37, находящейся в постоянном зацеплении с ведомым колесом 20 главной передачи. А также ведомая шестерня 42 передачи заднего хода сцеплена с ведущей шестерней 5 через шестерню 43, объединенную с промежуточной шестерней 14 в блок двух шестерен. Муфта включения Е(44) расположена на ведомом валу 36 рядом с шестерней 42. Пара шестерен 9-13 и муфта включения восьмой передачи объединена с муфтой включения седьмой передачи В(22).

Работу возможных вариантов конструкции семи-восьмиступенчатых КП рассмотрим на примере кинематических схем, изображенных на фиг. 1, фиг. 3, фиг. 5, фиг. 9, фиг. 11 и фиг. 19.

Работа варианта, представленного на фиг. 1, осуществляется следующим образом.

1, 4, 5 передачи и задний ход.

Осуществляются понятным специалисту способом передачи крутящего момента с ведущего вала 2 при помощи пар шестерен 5-14 (1 передача), 7-11-15 (задний ход), 8-16 (4 передача), 9-17 (5 передача) и муфты С, находящейся в левом (1 передача) или правом (задний ход) положении, муфты D, находящейся в левом (4 передача) или правом (5 передача) положении, на ведомый вал 4, жестко связанную с ним ведущую шестерню 19 и зубчатое колесо 20 главной передачи, а далее по общеизвестному уровню техники работы главной передачи.

2, 3, 6 и 7 передачи.

Осуществляются понятным специалисту способом передачи крутящего момента с ведущего вала 2 при помощи пар шестерен 7-11 (2 передача), 6-10 (3 передача), 8-12 (6 передача), 9-13 (7 передача) и муфты А, находящейся в правом (2 передача) или левом (3 передача) положении, муфты В, находящейся в левом (6 передача) или правом (7 передача) положении, на ведомый вал 3, жестко связанную с ним ведущую шестерню 18 и зубчатое колесо 20 главной передачи, а далее по общеизвестному уровню техники работы главной передачи.

Работа варианта, представленного на фиг. 3, осуществляется следующим образом.

1, 2, 3 и 4 передачи.

Осуществляются понятным специалисту способом передачи крутящего момента с ведущего вала 2 при помощи пар шестерен 5-10 (1 передача), 6-11 (2 передача), 9-13 (3 передача), 7-12 (4 передача) и муфты А, находящейся в левом (1 передача) или правом (2 передача) положении, муфты В, находящейся в правом (3 передача) или левом (4 передача) положении, на ведомый вал 3, жестко связанную с ним ведущую шестерню 18 и зубчатое колесо 20 главной передачи, а далее по общеизвестному уровню техники работы главной передачи.

5, 6, 7 передачи и задний ход.

Осуществляются понятным специалисту способом передачи крутящего момента с ведущего вала 2 при помощи пар шестерен 9-16 (5 передача), 8-15 (6 передача), 7-14 (7 передача), пары шестерен 5-25, оси 27 и пары шестерен 26-17 (задний ход), муфты С, находящейся в левом (задний ход) или правом (7 передача) положении, муфты D, находящейся в правом (5 передача) или левом (6 передача) положении, на ведомый вал 4, жестко связанную с ним ведущую шестерню 19 и зубчатое колесо 20 главной передачи, а далее по общеизвестному уровню техники работы главной передачи.

Работа варианта, представленного на фиг. 5, осуществляется следующим образом.

1 передача.

Крутящий момент с ведущего вала 2 через шестерню 8, шестерню 16 и жестко связанную с ней шестерню 31, блок шестерен 29-28 и шестерню 14, муфту С, находящуюся в правом положении, передается на ведомый вал 4, жестко связанную с ним ведущую шестерню 19 и зубчатое колесо 20 главной передачи, а далее по общеизвестному уровню техники работы главной передачи.

2, 3, 4, 5, 6 и 7 передачи.

Осуществляются аналогично рассмотренной выше работе КП, представленной на фиг. 1.

Задний ход.

Крутящий момент с ведущего вала 2 через шестерню 7, шестерню 11 и жестко связанную с ней шестерню 32, шестерню 15, муфту С, находящуюся в левом положении, передается на ведомый вал 4, жестко связанную с ним ведущую шестерню 19 и зубчатое колесо 20 главной передачи, а далее по общеизвестному уровню техники работы главной передачи.

Работа варианта, представленного на фиг. 9, осуществляется следующим образом.

1 и 2 передачи.

Осуществляются понятным специалисту способом передачи крутящего момента с ведущего вала 2 при помощи пар шестерен 9-13 (1 передача), 8-12 (2 передача), муфты С, находящейся в правом (1 передача) или левом (2 передача) положении, на ведомый вал 4, жестко связанную с ним ведущую шестерню 19, сцепленную с ней шестерню 20 и вал привода ведущих колес 33.

3, 4, 5 и 6 передачи.

Осуществляются понятным специалисту способом передачи крутящего момента с ведущего вала 2 при помощи пар шестерен 6-10 (3 передача), 7-11 (4 передача), 34-35 (6 передача) и муфты А, находящейся в левом (3 передача) или правом (4 передача) положении, муфты D, находящейся в правом (5 передача) или левом (6 передача) положении, на ведомый вал 3 (кроме 5 передачи, которая является прямой), жестко связанную с ним ведущую шестерню 18, сцепленную с ней шестерню 20 и вал привода ведущих колес 33.

7 передача.

Крутящий момент с ведущего вала 2 через сцепленные шестерни 7-11-16, блок шестерен 16-17 и шестерню 15, муфту В, находящуюся в левом положении, передается на ведомый вал 3, жестко связанную с ним ведущую шестерню 18, сцепленную с ней шестерню 20 и вал привода ведущих колес 33.

Задний ход.

Крутящий момент с ведущего вала 2 через сцепленные шестерни 9-13-14, муфту В, находящуюся в правом положении, передается на ведомый вал 3, жестко связанную с ним ведущую шестерню 18, сцепленную с ней шестерню 20 и вал привода ведущих колес 33.

Работа варианта, представленного на фиг. 11, осуществляется следующим образом.

1 передача.

Крутящий момент с ведущего вала 2 через сцепленные шестерни 7-11-15, трубчатый вал 38, муфту С, находящуюся в левом положении, пару шестерен 39-40 передается на ведомый вал 36, жестко связанную с ним ведущую шестерню 37 и зубчатое колесо 20 главной передачи, а далее по общеизвестному уровню техники работы главной передачи.

2, 3, 4, 5, 6 и 7 передачи.

Осуществляются аналогично рассмотренной выше работе КП, представленной на фиг. 1.

Задний ход.

Аналогично рассмотренной выше работе КП на 1 передаче, но с муфты С, находящейся в правом положении, через зубчатый венец 41 крутящий момент передается на ведомый вал 4, жестко связанную с ним ведущую шестерню 19 и зубчатое колесо 20 главной передачи, а далее по общеизвестному уровню техники работы главной передачи.

Работа варианта, представленного на фиг. 19, осуществляется следующим образом.

1, 2, 5 и 6 передачи.

Осуществляются понятным специалисту способом передачи крутящего момента с ведущего вала 2 при помощи пар шестерен 5-14 (1 передача), 7-15 (2 передача), 8-16 (5 передача), 9-17 (6 передача) и муфты С, находящейся в левом (1 передача) или правом (2 передача) положении, муфты D, находящейся в левом (5 передача) или правом (6 передача) положении, на ведомый вал 4, жестко связанную с ним ведущую шестерню 19 и зубчатое колесо 20 главной передачи, а далее по общеизвестному уровню техники работы главной передачи.

3, 4, 7 и 8 передачи.

Осуществляются понятным специалисту способом передачи крутящего момента с ведущего вала 2 при помощи пар шестерен 7-11 (3 передача), 6-10 (4 передача), 8-12 (7 передача), 9-13 (8 передача) и муфты А, находящейся в правом (3 передача) или левом (4 передача) положении, муфты В, находящейся в левом (7 передача) или правом (8 передача) положении, на ведомый вал 3, жестко связанную с ним ведущую шестерню 18 и зубчатое колесо 20 главной передачи, а далее по общеизвестному уровню техники работы главной передачи.

Задний ход.

Крутящий момент с ведущего вала 2 через шестерню 5, шестерню 14 и жестко связанную с ней шестерню 43, шестерню 42, муфту Е, находящуюся в левом положении, передается на ведомый вал 36, жестко связанную с ним ведущую шестерню 37 и зубчатое колесо 20 главной передачи, а далее по общеизвестному уровню техники работы главной передачи.

Техническим результатом использования вариантов конструкции, предлагаемых данным изобретением, является расширение эксплуатационных возможностей и характеристик транспортного средства за счет увеличения числа передач до семи-восьми в коробках передач с кинематическими схемами, основанными или приближенными к существующим шестиступенчатым коробкам передач. Предусмотренная возможность увеличения числа передач у вновь проектируемых шестиступенчатых КП позволит уменьшить будущие производственные издержки (при возникновении необходимости увеличения числа передач) и/или расширит номенклатуру возможных вариантов КП с различным числом передач, с высокой степенью унификации и снизит затраты на производство и ремонт. При этом некоторые варианты позволяют увеличивать число передач без изменения общего числа муфт включения. А также увеличенное число передач позволит расширить диапазон передаточных чисел для устранения одного из недостатков автоматизированных модификаций КП - перегрев сцепления при малой скорости движения, например, в транспортных пробках.

На кинематических схемах, подтверждающих возможность получения конструкций коробок передач, предлагаемых данным изобретением, представлены только некоторые варианты, отличающиеся от других возможных вариантов, с указанными признаками, существенными и взаимосвязанными между собой, образующими устойчивую совокупность существенных признаков, достаточную для получения технического результата - альтернативная расстановка на валах пар шестерен, муфт включения и опор в корпусе КП и/или поперечной перегородке (при наличии).

1. Коробка передач, содержащая корпус с параллельно размещенными в нем ведущим и двумя ведомыми валами, с установленными на них шестернями внешнего зацепления, муфтами включения шести передач прямого хода и передачи заднего хода, ведомой шестерней передачи заднего хода, которая сцеплена с ведущей или через промежуточную шестерню, или через шестерню, объединенную с промежуточной в блок двух шестерен, ведущими шестернями главной передачи, жестко связанными с ведомыми валами и зацепленными с зубчатым колесом, закрепленным на корпусе дифференциала или на валу привода ведущих колес, при этом две шестерни, установленные на разных ведомых валах, могут иметь общую ведущую шестерню, отличающаяся тем, что на ведомом валу установлены шестерня и муфта включения седьмой передачи, объединенная с муфтой включения передачи заднего хода или с муфтой включения шестой передачи.

2. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что ведомая шестерня первой передачи через блок двух шестерен, установленный на отдельной оси или на дополнительном валу с опорами, сцеплена с шестерней, жестко связанной с ведомой шестерней одной из передач.

3. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что одна из муфт включения установлена с возможностью соединения жесткой связью ведущего вала с валом привода ведущих колес, а пара шестерен одной из передач объединена с парой шестерен привода ведущих колес, при этом для уменьшения осевого габарита коробки передач две муфты включения располагаются на ведомых валах в общей плоскости, перпендикулярной осям валов и ограниченной парами шестерен, установленными рядом с соответствующими муфтами.

4. Коробка передач по п. 3, отличающаяся тем, что в корпусе коробки передач имеется поперечная перегородка с опорами для валов.

5. Коробка передач по одному из пп. 1-4, отличающаяся тем, что ведомая шестерня седьмой передачи сцеплена с ведомой шестерней одной из передач через блок двух шестерен, установленный на отдельной оси или на дополнительном валу с опорами.

6. Коробка передач, содержащая корпус с параллельно размещенными в нем ведущим и тремя ведомыми валами, с установленными на них шестернями внешнего зацепления и муфтами включения передач, ведущими шестернями главной передачи, жестко связанными с ведомыми валами и зацепленными с зубчатым колесом, закрепленным на корпусе дифференциала, при этом две шестерни, установленные на разных ведомых валах, могут иметь общую ведущую шестерню, а также одна из ведомых шестерен или сцеплена непосредственно, или объединена в блок с ведущей шестерней привода трубчатого вала, который свободно установлен на одном ведомом валу, а на конце трубчатого вала установлена муфта включения заднего хода или первой передачи и рядом с ней свободно установлена ведущая шестерня первой передачи, сцепленная с шестерней, жестко закрепленной на другом ведомом валу, отличающаяся тем, что на ведомом валу установлены шестерня и муфта включения седьмой передачи, объединенная с муфтой включения шестой передачи.

7. Коробка передач, содержащая корпус с параллельно размещенными в нем ведущим и по меньшей мере двумя ведомыми валами, с установленными на них шестернями внешнего зацепления, тремя муфтами включения шести передач прямого хода, муфтой включения и ведомой шестерней передачи заднего хода, которая сцеплена с ведущей или через промежуточную шестерню, или через шестерню, объединенную с промежуточной в блок двух шестерен, ведущими шестернями главной передачи, жестко связанными с ведомыми валами и сцепленными с зубчатым колесом, закрепленным на корпусе дифференциала или на валу привода ведущих колес, при этом две шестерни, установленные на разных ведомых валах, могут иметь общую ведущую шестерню, отличающаяся тем, что на валах установлены пара шестерен и муфта включения седьмой передачи.

8. Коробка передач по п. 7, отличающаяся тем, что муфта включения и пара шестерен седьмой передачи установлены на валах за их опорами в корпусе коробки передач.

9. Коробка передач по п. 8, отличающаяся тем, что муфта включения седьмой передачи установлена с возможностью соединения жесткой связью ведущего вала и вала привода ведущих колес, а пара шестерен седьмой передачи объединена с парой шестерен привода ведущих колес.

10. Коробка передач по одному из пп. 7-9, отличающаяся тем, что на валах установлены пара шестерен и муфта включения восьмой передачи, объединенная с муфтой включения седьмой передачи.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе привода транспортного средства. Компоновка привода для механического транспортного средства с гибридным приводом, имеющим двигатель внутреннего сгорания и электромашину, которые через коробку передач, поочередно или совместно подают выходную приводную мощность к дифференциалу.

Изобретение относится к системе привода транспортного средства. Компоновка привода для механического транспортного средства с гибридным приводом, имеющим двигатель внутреннего сгорания и электромашину, которые через коробку передач, поочередно или совместно подают выходную приводную мощность к дифференциалу.

Изобретение относится к коробкам передач. Соосная семиступенчатая коробка передач содержит корпус с соосно размещенными в нем входным и выходным валами, параллельным им промежуточным валом, с жестко установленной на нем и входном валу парой шестерен привода промежуточного вала.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин. Использование: транспортные средства - переднеприводные легковые автомобили и грузовые автомобили малой грузоподъемности, минитракторы и т.д.

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двухвального, двухконтурного авиационного ТРД, имеющего газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД, включает соединенные с РВД с возможностью передачи агрегатам крутящего момента от турбины высокого давления ЦКП и кинематически соединенные с ней редукторы приводов КДА и КСА.

Изобретение относится к бесступенчатым приводам. Способ основан на применении системы взаимосвязи двух валов.

Изобретение относится к автоматизированным трансмиссиям. В соосной коробке передач с двумя сцеплениями первая и вторая муфты обеспечивают включение передач прямого хода, а третья муфта включает передачу заднего хода.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. В соосной коробке передач с двумя сцеплениями предусмотрена возможность установки муфты включения, жестко соединяющей промежуточный вал с блоком шестерен.

Изобретение относится к автоматизированным трансмиссиям. В коробке передач на промежуточном валу располагаются муфта включения двух передач и шестерни, сцепленные с шестернями трубчатого входного вала, муфта включения передачи прямого или заднего хода и две шестерни, объединенные в блок.

Изобретение относится к гибридной трансмиссии транспортного средства. Гибридная трансмиссия для автотранспортного средства содержит основную механическую коробку передач и электрическую машину.

Изобретение относится к способу получения модифицированных коробок передач. Коробка передач содержит двойное сцепление, ведомый и два соосных входных вала, расположенных один внутри другого, с шестернями постоянного зацепления, соединяемые с валами с помощью муфт включения.

Изобретение относится к автоматизированным трансмиссиям. В коробке передач с шестерней одного входного вала сцеплена шестерня, свободно установленная на ведомом валу.

Изобретение относится к транспортному машиностроению. В коробке передач на первом ведомом валу располагаются шестерни и муфты включения первой и третьей передач и четвертой передачи.

Изобретение относится к транспортным автоматизированным трансмиссиям. Коробка передач с двумя сцеплениями состоит из узла двойного сцепления, корпуса с параллельно размещенными в нем двумя ведомыми валами, двумя соосными входными валами.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. Коробка передач с двумя сцеплениями содержит корпус с размещенными в нем соосными входными и выходным валами и параллельным им промежуточным валом.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. Коробка передач с двумя сцеплениями содержит корпус с параллельно размещенными в нем входными и одним выходным валами.

Изобретение относится к коробкам передач. Коробка передач содержит шестерню, свободно установленную на дополнительном валу, которая через трубчатый вал соединяется муфтой переключения с одной шестерней, установленной на дополнительном валу.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. Гибридная трансмиссия для автотранспортного средства содержит два концентричных первичных вала, соединенные с двигателем и электрической машиной.

Изобретение относится к автоматизированной механической трансмиссии. Трансмиссия содержит шестерню первой передачи и зубчатое колесо вспомогательного привода, установленные на ведущем валу, связанном со сцеплением.

Изобретение относится к силовому агрегату транспортного средства. Силовой агрегат содержит электрический двигатель и трехскоростную трансмиссию, соединенную с электрическим двигателем.

Изобретение относится к коробке передач. Коробка передач содержит два первичных вала (1) и (2) разного диаметра, имеющих привод от двух сцеплений (3) и (4), промежуточный вал (5) и вторичный вал (6). На валу (1) большего диаметра свободно установлены два зубчатых колеса (7) и (8), соединяемых с ним зубчатой муфтой (9), зацепленных с зубчатыми колесами (10) и (11), закрепленными на валу (5), и закреплено зубчатое колесо (12), зацепленное с зубчатым колесом (13), свободно расположенным на валу (5) и соединяемым с ним зубчатой муфтой (14). На валу (2) меньшего диаметра закреплено зубчатое колесо (15), зацепленное с зубчатым колесом (16), свободно расположенным на валу (5) и соединяемым с ним зубчатой муфтой (14). На валу (5) закреплены зубчатое колесо (17), зацепленное с зубчатым колесом (18), свободно расположенным на валу (2) и соединяемым с ним зубчатой муфтой (19), зубчатое колесо (20), зацепленное с зубчатым колесом (21), свободно расположенным на валу (6) и соединяемым с ним зубчатой муфтой (22). На валу (5) также закреплено зубчатое колесо (23), имеющее кинематическую связь через промежуточную шестерню (24) с зубчатым колесом (25), свободно расположенным на валу (6) и соединяемым с ним зубчатой муфтой (22). Достигается уменьшение осевых габаритов коробки передач и увеличение в ней числа передач заднего хода. 1 ил.
Наверх