Зубчатая передача

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатая передача содержит сопряженные парные зубчатые колеса, каждое из которых состоит из тела и зубчатого венца с зубьями. В головке каждого зуба каждого колеса, со стороны ее вершины, вдоль ее ширины, выполнена совокупность равновеликих вырезов, ориентированных параллельно плоскости вращения колеса. Длина вырезов равна толщине участка головки, в котором они выполнены, поперечное сечение вырезов имеет вид прямоугольника. Расстояния между всеми вырезами одинаковы, совокупность суммы невырезанных участков ширины вершины головки равна частному от деления ширины зуба на величину кратности зацепления колеса. Глубина вырезов не превышает высоту участков боковых поверхностей зуба со стороны его вершины с зацеплением, большим однопарного. Дно вырезов расположено по дуге окружности, соосной колесу. А вырезы в зубьях парных зубчатых колес выполнены с возможностью сопряжения невырезанных участков их головок по всей ширине этих участков. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалам в порошкообразной дисперсной фазе.

Известна зубчатая передача, смазываемая порошкообразным смазочным материалом, подаваемым в зону смазывания аэрозольным методом, содержащая сопряженные парные зубчатые колеса, каждое из которых состоит из тела и зубчатого венца с зубьями, установленные в закрытом корпусе с размещенными в нем порошкообразным смазочным материалом и устройством его подачи в зону смазывания, - см., например, «Дроздов Ю. Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях: Справочник / Ю. Н. Дроздов, В. Г. Павлов, В. Н. Пучков. - Машиностроение, 1986. - 224 с: ил. - (Основы проектирования машин)», стр. 131.

Недостаток данной конструкции зубчатой передачи состоит в том, что порошкообразный смазочный материал, смазывающий трущиеся боковые поверхности зубьев колес, попадая в области оснований впадин зубчатых венцов колес, накапливается в основаниях этих впадин и уплотняется накатыванием вершинами зубьев парных колес, образуя уплотненный слой, перекрывающий размеры межосевого зазора. Уменьшение этого зазора способно вызвать взаимное заклинивание сопряженных зубьев парных колес и - выход этих колес из строя. Это снижает надежность работы зубчатой передачи.

В качестве прототипа взята зубчатая передача, смазываемая порошкообразным смазочным материалом, подаваемым в зону смазывания посредством магнитного поля. Зубчатая передача содержит сопряженные парные зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, установленные в закрытом корпусе, изготовленном из диамагнитного материала, с размещенным в нем магнитоактивным порошкообразным смазочным материалом, активируемым источником магнитного поля, - см. там же стр. 134, рис. 3.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения качества процесса смазывания и повышения надежности работы зубчатой передачи.

Для этого зубчатая передача содержит сопряженные парные зубчатые колеса, каждое из которых состоит из тела и зубчатого венца с зубьями. Причем в головке каждого зуба каждого колеса, со стороны ее вершины, вдоль ее ширины, выполнена совокупность равновеликих вырезов, ориентированных параллельно плоскости вращения колеса. Длина вырезов равна толщине участка головки, в котором они выполнены. Поперечное сечение вырезов имеет вид прямоугольника. Расстояния между всеми вырезами одинаковы. Совокупность суммы невырезанных участков ширины вершины головки равна частному от деления ширины зуба на величину кратности зацепления колеса. Глубина вырезов не превышает высоту участков боковых поверхностей зуба со стороны его вершины с зацеплением, большим однопарного. Дно вырезов расположено по дуге окружности, соосной колесу. А вырезы в зубьях парных зубчатых колес выполнены с возможностью сопряжения невырезанных участков их головок по всей ширине этих участков.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: фрагмент зубчатой передачи - вид с торца (фиг. 1), сечение зуба одного из колес передачи (фиг. 2) и вид фрагмента этого колеса со стороны вершины его зуба (фиг. 3).

На чертеже показаны: зубчатые колеса 1 и 2, тела колес - 3 и 4, зубчатые венцы с зубьями - 5 и 6, окружности вершин зубчатых венцов - 7 и 8, окружности оснований зубчатых венцов - 9 и 10, боковые поверхности 11 и 12 зуба (5), вершина 13 зуба (5), дно 14 вырезов, соосная окружность 15, выступы 16; радиус Rb окружности вершин зубьев; радиус Ro окружности оснований зубьев; ширина В зубьев; высота h зубьев; участок высотой h1 боковых поверхностей зуба с однопарным зацеплением; участок высотой h2 и h3 боковых поверхностей зуба с двухпарным зацеплением; ширина α1 вырезов; ширина α2 выступов; глубина b вырезов; направления вращения колес - ω1 и ω2.

Зубчатая передача состоит из сопряженных парных зубчатых колес 1 и 2, каждое из которых состоит из тела (соответственно 3 и 4) и зубчатого венца с зубьями (соответственно 5 и 6). Окружности вершин зубчатых венцов - 7 и 8, окружности оснований зубчатых венцов - 9 и 10, осевой зазор передачи - С. Зубья зубчатых венцов обоих колес выполнены идентично. Выполнение зубьев (5 и 6) обоих колес показано на чертеже и описано на примере зубьев 5 колеса 1. Зубья 5 вписаны в окружности 7 и 9, радиусы которых - Rb и Ro, боковые поверхности зубьев - 11 и 12, вершины зубьев - 13, ширина зубьев - В, высота зубьев - h. Кратность зацепления зубьев (5) по их высоте (h) не одинакова, на участке высоты размером h1, расположенном в области центра зуба, зацепление - однопарное, на участках высоты, примыкающих к головке и корню зуба (размером h2 и h3), зацепление больше однопарного (на чертеже показан вариант двухпарного зацепления). В головке каждого зуба (5), со стороны ее вершины 13 зуба, вдоль ее ширины (В), выполнена совокупность равновеликих вырезов (шириной α1), ориентированных параллельно плоскости вращения колеса. Длина вырезов равна толщине участка головки, в котором они выполнены (вырезы расположены от одной боковой поверхности зуба до другой (боковые поверхности 11 и 12)). Поперечное сечение вырезов имеет вид прямоугольника. Расстояния между всеми вырезами (расстояния α2) одинаковы. Совокупность суммы невырезанных участков ширины В вершины 13 головки зуба (совокупность размеров α2) равна частному от деления ширины В зуба на величину кратности зацепления колеса (в данном случае - зацепление двухкратное). Глубина b вырезов не превышает высоту участков боковых поверхностей зуба (5) со стороны его вершины 13 с зацеплением, большим однопарного (в пределах высоты h2). Дно 14 каждого выреза расположено по дуге окружности 15 соосно колесу, имеющей радиус, меньший на величину b радиуса окружности вершин зубчатого венца (окружности 7). Между вырезами образуются выступы 16, имеющие в поперечном сечении также вид прямоугольника. Вырезы в зубьях 5 и 6 сопряженных зубчатых колес 1 и 2 выполнены с возможностью сопряжения невырезанных участков их головок - сопряжения образованных вырезами выступов (для колеса 5 - выступы 16) по всей ширине этих участков.

При работе зубчатой передачи со смазыванием трущихся поверхностей зубьев ее зубчатых колес твердым смазочным материалом в порошкообразной дисперсной фазе выполнение вырезов в головках зубьев (со стороны их вершин) уменьшает ширину зоны контакта вершин зубьев со смазочным материалом, налипшим на основания впадин зубчатых венцов (участки тела) сопряженных зубчатых колес. Это снижает вероятность заклинивания сопряженных зубчатых колес вследствие налипания в основаниях впадин зубчатых венцов сопряженных зубчатых колес порошкообразного смазочного материала, т.к. зоны контакта головок зубьев с этим налипшим материалом - не сплошные, а дискретные. Кроме того, выступы, образованные вырезами в головках зубьев, со стороны их вершин, способствуют разрушению налипшего смазочного материала и удалению его из областей оснований впадин зубчатых венцов. Порошкообразный смазочный материал, попадающий в зоны вырезов в головках зубьев, самоудаляется в процессе вращения колес.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатой передачи позволяет снизить вероятность защемления порошкообразного смазочного материала в зоне зацепления сопряженных зубчатых колес. Это повышает качество процесса смазывания зубчатой передачи и надежность ее работы.

Зубчатая передача, смазываемая преимущественно твердым смазочным материалом в порошкообразной дисперсной фазе, содержащая сопряженные парные зубчатые колеса, каждое из которых состоит из тела и зубчатого венца с зубьями, отличающаяся тем, что в головке каждого зуба каждого зубчатого колеса, со стороны ее вершины, вдоль ее ширины, выполнена совокупность равновеликих вырезов, ориентированных параллельно плоскости вращения зубчатого колеса, длина вырезов равна толщине участка головки, в котором они выполнены, поперечное сечение вырезов имеет вид прямоугольника, расстояния между всеми вырезами одинаковы, совокупность суммы невырезанных участков ширины вершины головки равна частному от деления ширины зуба на величину кратности зацепления зубчатого колеса, глубина вырезов не превышает высоту участков боковых поверхностей зуба со стороны его вершины с зацеплением, большим однопарного, дно вырезов расположено по дуге окружности, соосной зубчатому колесу, а вырезы в зубьях парных зубчатых колес выполнены с возможностью сопряжения невырезанных участков их головок по всей ширине этих участков.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит зубчатый венец с зубьями, на рабочих участках рабочих боковых поверхностей которых выполнены смазкоудерживающие канавки.

Изобретение относится к полуоси автомобильного ведущего моста с масляной смазкой. Полуось включает тело оси (41) и шпоночные узлы, расположенные по обоим концам тела оси (41).

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи, находящееся в кинематической связи с другими зубчатыми колесами передачи.

Изобретение относится к зубчатым передачам. Смазочное устройство содержит масляную ванну, в которую погружено зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к зубчатым передачам. Смазочное устройство содержит масляную ванну, в которую погружено зубчатое колесо передачи, состоящее из тела в виде диска со ступицей и обода с зубчатым венцом.

Изобретение относится к зубчатым передачам. Смазочное устройство содержит масляную ванну, в которую погружено зубчатое колесо.

Изобретение относится к смазочным устройствам для зубчатых передач. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалами в порошкообразной дисперсной фазе.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе зубчатой передачи и в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи, находящееся в зацеплении с парным зубчатым колесом и состоящее из тела в виде диска со ступицей, обода и зубчатого венца.

Изобретение относится к смазочным устройствам зубчатых передач. Система для смазки двух смежных зубчатых передач (12, 13) с горизонтальными осями (А, В), установленных с возможностью вращения в герметичном картере, дно которого образует первый резервуар, называемый главным, содержащий смазочный материал (Н).

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалами в порошкообразной дисперсной фазе.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалами в порошкообразной дисперсной фазе.

Изобретение относится к зубчатым передачам, прежде всего для летательного аппарата с несущим винтом. Комплект зубчатых колес состоит из двух зубчатых колес, которые имеют в нормальном сечении два разных к началу зацепления угла зацепления.

Изобретение относится к планетарному механизму и способу производства такого планетарного механизма. Планетарный механизм (6) для летательного аппарата (1), способного к полету в неподвижной точке, содержит солнечную шестерню (7), которая поворачивается вокруг первой оси (A) и содержит множество первых зубьев (11); неподвижное коронное зубчатое колесо (8), содержащее множество вторых зубьев (12); и по меньшей мере две планетарные шестерни (9a, 9b, 9c, 9d, 9e), каждая из которых содержит множество третьих зубьев (13).

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, на участках головок которых ширина их боковых поверхностей выполнена ступенчато изменяющейся и обратно пропорционально зависящей от кратности парности зацепления.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, на участках головок которых ширина их боковых поверхностей выполнена ступенчато изменяющейся и обратно пропорционально зависящей от кратности парности зацепления.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, ширина зубьев которого на участках их головок и ножек выполнена ступенчато изменяющейся и обратно пропорционально зависящей от кратности парности зацепления.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных крупномодульных зубчатых передачах, работающих в режиме ударного нагружения и смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, на участках головок которых ширина их боковых поверхностей выполнена ступенчато изменяющейся и обратно пропорционально зависящей от парности зацепления.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с консольными расположением колес на валах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и частях торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, у которого головки зубьев выполнены переменной ширины, зависящей обратно пропорционально от кратности зацепления.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатая передача содержит сопряженные парные зубчатые колеса, каждое из которых состоит из тела и зубчатого венца с зубьями. У каждого зуба каждого колеса часть головки со стороны вершины зуба, вдоль ее ширины, в пределах участков боковых поверхностей с зацеплением, большим однопарного, со стороны обоих торцов зуба симметрично вырезана с оставлением невырезанной части головки по центру ширины зуба. Ширина невырезанной части равна частному от деления ширины головки на величину кратности зацепления. Оба выреза образованы двумя плоскостями, параллельными плоскости вращения колеса и примыкающими с двух сторон к невырезанной части ширины головки зуба, и одной цилиндрической поверхностью, соосной колесу, радиус которой меньше радиуса окружности вершин зубчатого венца колеса. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатая передача содержит сопряженные парные зубчатые колеса, каждое из которых состоит из тела и зубчатого венца с зубьями. В головке каждого зуба каждого колеса, со стороны ее вершины, вдоль ее ширины, выполнена совокупность равновеликих вырезов, ориентированных параллельно плоскости вращения колеса. Длина вырезов равна толщине участка головки, в котором они выполнены, поперечное сечение вырезов имеет вид прямоугольника. Расстояния между всеми вырезами одинаковы, совокупность суммы невырезанных участков ширины вершины головки равна частному от деления ширины зуба на величину кратности зацепления колеса. Глубина вырезов не превышает высоту участков боковых поверхностей зуба со стороны его вершины с зацеплением, большим однопарного. Дно вырезов расположено по дуге окружности, соосной колесу. А вырезы в зубьях парных зубчатых колес выполнены с возможностью сопряжения невырезанных участков их головок по всей ширине этих участков. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Наверх