Способ буксирования ледоколом каравана подводных лихтеров

Изобретение относится к области водного транспорта, а именно к транспортированию грузов через покрытые льдом акватории. Предложен способ буксирования ледоколом каравана подводных лихтеров, характеризующийся тем, что буксирную линию в оконечности ледокола-буксировщика закрепляют ниже ватерлинии в его кормовой килевой части, а в оконечности буксирной линии прикрепляют работающий пассивно или активно в противоход ледоколу-буксировщику подводный беспилотный буксир, обеспечивающий натяжение для выравнивания в кильватер буксирной линии и возможность резкого снижения скорости движения, остановки или заднего хода. Технический результат заключается в повышении производительности транспортирования грузов через покрытые льдом акватории и улучшении маневренных характеристик буксирного состава. 1 ил.

 

1. Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к транспорту, конкретнее к транспортированию грузов через покрытые льдом акватории.

2. Уровень техники

Известен «Способ буксирования ледоколом подводных лихтеров», патент №СА 954388 от 10.09.1974, при котором буксирную линию закрепляют ниже ватерлинии ледокола-буксировщика в его кормовой килевой части (http://www1.fips.ru/wps/portal/IPS_Ru#1489182889131).

Недостатком этого способа является то, что таким образом нельзя буксировать одним ледоколом караван из нескольких лихтеров.

Данный способ является наиболее близким аналогом к предлагаемому изобретению.

3. Раскрытие изобретения

3.1. Сущность изобретения как технического решения поясняется Фиг. 1.

Жесткую буксирную линию 1 в оконечности ледокола-буксировщика 2 закрепляют ниже ватерлинии в его кормовой килевой части к шарнирной подвеске 3, которая отдельно разрабатывается для каждого ныне существующего ледокола и устанавливается в заводских условиях. А к буксируемым подводным лихтерам 4, оснащенным автоматической системой погружения и всплытия (не показана) и простым не регулируемым рулевым оперением 5, жесткие буксиры крепятся к штатным унифицированным шарнирным подвескам 6.

По всей длине буксирной линии 1, состоящей из нескольких подводных лихтеров, пропускают силовой электрический кабель (не показан), выполняющий функцию информационного и управляющего канала, а также линии энергоснабжения ледоколом буксируемых подводных лихтеров. В оконечности буксирной линии 1 также жестким буксиром прикрепляется питаемый от общего силового кабеля, работающий в противоход ледоколу-буксировщику, подводный беспилотный буксир 7 с тянущими винтами 8.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является возможность буксирования в любых погодных условиях ледоколом 2 каравана из нескольких подводных лихтеров 4 ниже кромки льда 9 с возможностью резкого снижения скорости движения, остановки или заднего хода.

3.2. Способ буксирования ледоколом каравана подводных лихтеров решает задачу следующим образом.

В штатных условиях буксирования двигатель подводного беспилотного буксира 7 выключен и его тянущие винты 8 свободно прокручиваются в потоке воды по ходу движения, обеспечивая натяжение всей буксирной линии 1, выравнивающее лихтеры 4 в кильватер. При снижении скорости движения ледокола-буксировщика, его остановке или движении назад, а также в условиях повышенного волнения на открытой воде двигатель подводного беспилотного буксира 7 включается автоматически или принудительно и, работая в противоход буксировщику 2, гасит инерцию движения вперед лихтеров 4 или придает им задний ход, продолжая обеспечивать натяжение всей буксирной линии 1, выравнивающее лихтеры 4 в кильватер.

4. Краткое описание чертежа

На Фиг. 1 представлен вид сбоку способа буксирования ледоколом подводных лихтеров через покрытые льдом акватории.

Показаны:

- Жесткая буксирная линия 1.

- Ледокол-буксировщик 2.

- Шарнирная подвеска 3 ледокола-буксировщика 2.

- Буксируемые подводные лихтеры 4.

- Нерегулируемое рулевое оперение 5 буксируемых подводных лихтеров 4.

- Унифицированные шарнирные подвески 6 буксируемых подводных лихтеров 4.

- Подводный беспилотный буксир 7

- Тянущие винты 8 подводного беспилотного буксира 7

- Кромка ледяного покрова (поверхности воды) 9.

Стрелками без обозначения показано направление тяги ледокола-буксировщика 2 и подводного беспилотного буксира 7.

5. Осуществление изобретения

Подводные грузовые лихтеры 4 с конструктивно встроенными унифицированными буксировочными шарнирными подвесками 6 можно изготовить на любой верфи облегченными из более тонкого и дешевого металла для работы на глубинах 10-15 метров, используя уже имеющиеся чертежи корпусов подводных лодок. Или переоборудовать под них подходящие по размеру корпусы выведенных из состава Военного флота субмарин.

Поскольку маршруты ледоколов отработаны, освоены и обеспечены нужными навигационными средствами, каких-либо дополнительных затрат в этой части способ буксирования ледоколом каравана подводных лихтеров не требует.

В связи с тем, что предлагаемый способ буксирования ледоколом каравана подводных лихтеров предполагает использование вновь разработанных и изготовленных механизмов, требуется проведение экспериментальной отработки образцов.

Способ буксирования ледоколом каравана подводных лихтеров, отличающийся тем, что буксирная линия в ее окончании дополнена подводным беспилотным буксиром, пассивно или активно работающим в противоход ледоколу-буксировщику, создавая постоянное натяжение для выравнивания в кильватер буксирной линии, позволяющее буксировать караван из нескольких лихтеров с возможностью резкого снижения скорости движения, остановки или заднего хода.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации ледоколов при буксировке судов ледового плавания в акваториях с ледовым покровом, а именно судов с бульбовой носовой частью.

Изобретение относится к судостроению, в частности к транспортному устройству для транспортировки, преимущественно, экологически опасного груза водным путем. .

Изобретение относится к транспортировке грузов водным путем и может быть использовано для транспортировки любых грузов. .

Изобретение относится к области судостроения, а именно к морским судам, предназначенным для транспортировки генеральных грузов и отработанного ядерного топлива (ОЯТ) атомных электростанций.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса, связанного с обеспечением нормальных условий эксплуатации ледостойких гидротехнических сооружений, в том числе ледостойких платформ на месте морской добычи полезных ископаемых в арктических условиях.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса эксплуатации рыбопромыслового судна в тяжелых ледовых условиях. Предложено рыбопромысловое судно ледового плавания, включающее корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, размещенные в отсеках балластные цистерны с балластной системой и двигательно-движительный комплекс, причем носовая оконечность корпуса имеет форму бульба, содержащего в своей верхней части ребро, образованное в диаметральной плоскости и имеющее уклон вперед к плоскости ватерлинии, при этом судно дополнено водоналивными цистернами, размещенными в кормовой части корпуса судна в отсеках, расположенных кормовее размещения его штатных балластных цистерн.

Изобретение относится к ледокольным работам. Предложен способ разрушения ледяного покрова судном на сжатом пневмопотоке путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при его движении, причем одновременно с поступательным движением судна создают дополнительную нагрузку на лед, направленную вниз, формирующую газодинамическую струю от нагнетания импеллером высокого давления, сопло которого расположено под днищем корпуса под углом в вертикальной плоскости к продольной оси судна и перпендикулярно - к горизонтальной, от закрепленных подвижных горизонтальных перегородок на оси вращения, расположенных в носовой и кормовой частях судна посредством одновременной дифферентовки судна на корму, при этом струю высокого давления выбирают достаточной для создания максимального дифферента судна на корму, возникающего от давления газодинамической струи при заданной высоте открытия подвижных горизонтальных перегородок, которые создают аэродинамическую подъемную силу на носовую часть судна.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к транспортным судам для круглогодичного прохода по Северному морскому пути и снабжению прибрежных территорий.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к строительству судов ледового плавания. Движитель ледокольного судна содержит лебедку с приводным двигателем и канатом, который присоединен к якорю, установленному впереди судна, по ходу его движения.

Изобретение относится к судостроению, а именно к движительным установкам. Движительная установка для эксплуатации в ледовых условиях и в свободных от льда водах для морского судна, имеющего корпус (S) с диаметральной линией (CL), проходящей между его носовым концом (3) и кормовым концом (4).

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судна в ледовых условиях. Устройство для повышения ледовых качеств судна характеризует способ придания не ледоходному судну способность двигаться во льдах и повышение ледовых качеств ледоколу.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов компоновки корпуса судна по отсекам при разработке новых проектов атомных ледоколов и судов с атомными энергетическими установками, предназначенных для эксплуатации в тяжелых ледовых условиях.

Изобретение относится к области судостроения, касается подруливающих устройств ледоколов и ледокольных судов и может быть использовано для маневрирования на чистой воде и в швартовном режиме в условиях мелкобитого льда.

Настоящее изобретение относится к переключателю для морского сейсмического датчика. Переключатель включает в себя сильфон, имеющий закрытый конец, боковой участок и открытый конец, в котором боковой участок соединяет закрытый конец с открытым концом, закрытый конец включает в себя электропроводную поверхность и боковой участок действует как пружина; пробку основания, которая включает в себя первый входной и первый выходной контакты на первой стороне и второй входной и второй выходной контакты на противоположной стороне; и пробку, расположенную на открытом конце сильфона и выполненную с возможностью формирования камеры, внутри которой предусмотрены второй входной контакт и второй выходной контакт.

Изобретение относится к области морской сейсморазведки районов, в том числе покрытых льдом, и может быть использовано при поиске полезных ископаемых, для уточнения строения месторождений углеводородов на морском шельфе, в том числе арктическом шельфе, и повышения эффективности процесса его освоения.

Изобретение относится к гидроакустической технике и касается создания устройств постановки и выборки (УПВ) гибких протяженных буксируемых антенн (ГПБА) на подводных лодках и надводных кораблях.
Наверх