Отсечной клапан

Изобретение относится к отсечному клапану, работающему на продуктах сгорания ракетных топлив. Отсечной клапан состоит из корпуса, соединенного жестко с комбинированной заглушкой, содержащей сферическую и цилиндрическую части, кольцевого детонирующего заряда, охватывающего цилиндрическую часть заглушки, электродетонатора, установленного напротив кольцевого детонирующего заряда, выполненного с кольцевой кумулятивной канавкой. Кумулятивная канавка направлена в сторону цилиндрической части заглушки, при этом внутренняя часть корпуса и комбинированная заглушка защищены теплоизолятором. Причем кольцевой детонирующий заряд поджат втулкой, выполненной в форме стакана и установленной герметично по отношению к корпусу с возможностью осевого перемещения. В торцевой стенке втулки выполнено сквозное отверстие, в которое на адгезионном составе установлен цилиндрический фиксатор, соединенный адгезионным составом с наружной сферической поверхностью комбинированной заглушки. Техническим результатом является повышение надежности работы отсечного клапана. 1 ил.

 

Изобретение относится к области отсечки тяги РДТТ и направлено на совершенствование отсечных клапанов, работающих на продуктах сгорания ракетных топлив.

Известна конструкция узла отсечки, состоящая из патрубка, крышки (выполнена в форме тонкостенной сферической заглушки), детонирующего заряда, электродетонатора, сопла и теплоизолятора, защищающего крышку от воздействия теплового потока. (А.М. Липанов, А.В. Алиев. Проектирование ракетных двигателей твердого топлива. Москва. Машиностроение. 1995 г. Стр. 306. Рис. 8.36).

Недостаток такой конструкции заключается в том, что не указано, как осуществляется поджатие детонирующего заряда. Кроме того, при длительном нахождении в вакууме или в агрессивной среде, например в морских условиях, необходимо обеспечить герметизацию полости, в которой находится детонирующий заряд.

Целью изобретения является повышение надежности работы отсечного клапана.

Указанная цель достигается тем, что в отсечном клапане, состоящем из корпуса, соединенного жестко с комбинированной заглушкой, содержащей сферическую и цилиндрическую части, кольцевого детонирующего заряда, охватывающего цилиндрическую часть заглушки, электродетонатора, установленного напротив кольцевого детонирующего заряда, выполненного с кольцевой кумулятивной канавкой, кумулятивная канавка направлена в сторону цилиндрической части заглушки, при этом внутренняя часть корпуса и комбинированная заглушка защищены теплоизолятором, кольцевой детонирующий заряд поджат втулкой, выполненной в форме стакана и установленной герметично по отношению к корпусу с возможностью осевого перемещения, а в торцевой стенке стакана выполнено сквозное отверстие, в которое на адгезионном составе установлен цилиндрический фиксатор, соединенный адгезионным составом с наружной сферической поверхностью комбинированной заглушки.

На чертеже изображен общий вид отсечного клапана.

Отсечной клапан содержит корпус 1, жестко соединенный с комбинированной заглушкой, содержащей сферическую 2 и цилиндрическую 3 части. В корпусе 1 расположен кольцевой детонирующий заряд 4, охватывающий цилиндрическую часть 3 заглушки. В корпусе 1 напротив кольцевого детонирующего заряда 4 установлен электродетонатор 5. Внутренняя часть корпуса 1 и заглушка защищены теплоизолятором 6. В корпус 1 установлен вкладыш 7 из эрозионностойкого материала. Кольцевой детонирующий заряд 4 поджат к торцовой стенке 8 корпуса 1 втулкой 9, выполненной в форме стакана с торцевой поверхностью 10 и установленной по отношению к корпусу 1 с возможностью осевого перемещения (наличие кольцевого зазора, обеспечивающего посадку движения), на наружной поверхности 11 втулки 9 выполнена кольцевая канавка 12, в которую установлено уплотнительное кольцо 13, причем на торцевой поверхности 10 втулки 9 выполнено сквозное отверстие, в которое на адгезионном составе установлен цилиндрический фиксатор 14, также соединенный адгезионным составом с наружной сферической поверхностью 2 комбинированной заглушки. Кольцевой детонирующий заряд 4 выполнен с кумулятивной канавкой 15, направленной в сторону цилиндрической части 3 заглушки. Соединение заглушки на адгезионном составе с втулкой 9 и через цилиндрический фиксатор 14 обеспечивает упор втулки 9 в кольцевой детонирующий заряд 4 без усилия (только касание втулки 9 и кольцевого детонирующего заряда 4). Уплотнительное кольцо 13 выполнено в форме кольца круглого сечения из резины.

В процессе работы через входной патрубок продукты сгорания топлива, имеющие высокую температуру и давление, поступают во внутреннюю полость отсечного клапана и благодаря тому, что внутренняя полость защищена теплоизолятором 6, заглушка преждевременно не вскрывается. При подаче электрического сигнала на электродетонатор 5 происходит передача детонации к кольцевому детонирующему заряду 4, заглушка разрушается и под действием давления продуктов сгорания вылетает из корпуса совместно с втулкой 9 и цилиндрическим фиксатором 14. Т.к. втулка 9 установлена с кольцевым зазором (посадка движения) обеспечивается движение заглушки без перекосов, а установка уплотнительного кольца 13 обеспечивает герметизацию полости, в которой находится детонирующий заряд 4. Герметизация полости также обеспечивается установкой цилиндрического фиксатора 14 на адгезионном составе, например клее ВК-9.

Таким образом, предложенная конструкция отсечного клапана обеспечивает повышение надежности работы отсечного клапана за счет правильной установки кольцевого детонирующего заряда, обеспечения движения заглушки без перекосов после ее отделения и герметизации полости, в которую установлен детонирующий заряд.

Отсечной клапан, состоящий из корпуса, соединенного жестко с комбинированной заглушкой, содержащей сферическую и цилиндрическую части, кольцевого детонирующего заряда, охватывающего цилиндрическую часть заглушки, электродетонатора, установленного напротив кольцевого детонирующего заряда, выполненного с кольцевой кумулятивной канавкой, кумулятивная канавка направлена в сторону цилиндрической части заглушки, при этом внутренняя часть корпуса и комбинированная заглушка защищены теплоизолятором, отличающийся тем, что кольцевой детонирующий заряд поджат втулкой, выполненной в форме стакана и установленной герметично по отношению к корпусу с возможностью осевого перемещения, а в торцевой стенке втулки выполнено сквозное отверстие, в которое на адгезионном составе установлен цилиндрический фиксатор, соединенный адгезионным составом с наружной сферической поверхностью комбинированной заглушки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для взрывозащиты технологического оборудования. Cпособ взрывозащиты заключается в том, что в верхней цилиндрической части корпуса клапана, содержащего теплоизолирующий и разрывной элементы, футерованный грузовой затвор, перекрывающий отверстие в корпусе защищаемого объекта, размещают герметизирующую мембрану, прижимаемую к корпусу клапана посредством крышки, шарнирно соединенной с рычагом, взаимодействующим с отбойником.

Изобретение относится к устройству для сброса давления (варианты) и способу его осуществления (варианты). Устройство для сброса давления включает в себя область сброса избыточного давления, имеющую множество коллинеарных разнесенных углублений, расположенных в ней.

Изобретение относится к взрывозащитным устройствам и может быть использовано для взрывозащиты технологического оборудования в случае возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС).

Изобретение относится к способам взрывозащиты и может быть использовано для взрывозащиты технологического оборудования в случае возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС).

Изобретение относится к машиностроению, в частности к испытательному оборудованию предохранительных устройств систем безопасности в чрезвычайных ситуациях взрывного характера.

Изобретение относится к системам безопасности в чрезвычайных ситуациях и может быть использовано для взрывозащиты зданий, сооружений, а также технологического оборудования.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для взрывозащиты технологического оборудования. Взрывозащитный клапан с системой оповещения аварийной ситуации содержит корпус клапана, теплоизолирующий и разрывной элементы, футерованный грузовой затвор, подвижно соединенный с корпусом клапана.

Изобретение относится к взрывозащитным устройствам и может быть использовано для взрывозащиты технологического оборудования в случае возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС).

Изобретение относится к взрывозащитным устройствам и может быть использовано для взрывозащиты технологического оборудования в случае возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС).

Изобретение относится к машиностроению, и может быть использовано для взрывозащиты технологического оборудования. Взрывозащитный клапан с системой оповещения начала возникновения чрезвычайной ситуации содержит корпус клапана, теплоизолирующий и разрывной элементы, футерованный грузовой затвор, подвижно соединенный с корпусом клапана.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для взрывозащиты технологического оборудования. Взрывозащитный клапан с системой оповещения об аварийной ситуации содержит корпус клапана, теплоизолирующий и разрывной элементы, футерованный грузовой затвор, перекрывающий отверстие в корпусе защищаемого объекта, который размещен в нижней цилиндрической части корпуса. В верхней цилиндрической части корпуса клапана размещен теплоизоляционный элемент и герметизирующая мембрана, прижимаемая к корпусу клапана посредством крышки, шарнирно соединенной с рычагом, взаимодействующим с отбойником. Узел крепления разрывного элемента крепится своей верхней частью на рычаге, а нижней – к верхней цилиндрической части корпуса клапана. Узел крепления разрывного элемента состоит из проволоки, стопорного болта, вилки, рычага крышки клапана, гайки, двух барабанов, расположенных соответственно в вилке рычага крышки клапана и в вилке верхней цилиндрической части корпуса клапана. Концы проволоки вставляются в отверстия барабанов и затем наматываются на них. Подвижное соединение футерованного грузового затвора с основанием корпуса клапана выполнено в виде трех вертикально установленных стержней в отверстиях, выполненных в периферийной части корпуса футерованного грузового затвора. Нижней частью стержни закреплены в основании корпуса клапана, а в верхней части имеют демпфирующее устройство, закрепленное на горизонтальных перемычках стержней и обращенное в сторону грузового затвора. Каждое из трех демпфирующих устройств закреплено на горизонтальной перемычке, жестко соединенной со стержнем и выполненной в виде круглого диска, на котором закреплено посредством винтов основание демпфирующего устройства, которое соединено со втулкой из эластомера, имеющей центральное отверстие, через которое проходит стержень. Втулка имеет, по крайней мере, три отверстия, соосных со стержнем, в которых расположены упругие элементы, например цилиндрические винтовые пружины, верхний торец которых посредством крепежных элементов соединен с основанием демпфирующего устройства, а нижний – находится в свободном состоянии и выступает за нижнюю плоскость втулки на расстояние, определяемое усилием, развиваемым ударной взрывной волной. Внутри упругих элементов коаксиально им расположены дополнительные упругие элементы, например, выполненные в виде цилиндрических винтовых пружин, при этом их верхний торец соединен с основанием демпфирующего устройства, а нижний – находится в свободном (не поджатом) состоянии и выступает за нижнюю плоскость упругих элементов на расстояние, определяемое усилием, развиваемым ударной взрывной волной. В демпфирующем устройстве, коаксиально охватывая упругие пружинные элементы и не выступая за их нижнюю поверхность, к основанию демпфирующего устройства прикреплена втулка, выполненная из быстроразрушающегося материала, например стекла, типа «триплекс». К внешней поверхности этой втулки прикреплен индикатор безопасности, реагирующий на возникновение аварийной ситуации, выполненный, например, в виде датчика, реагирующего на деформацию, типа тензорезистора, выход которого соединен с усилителем сигнала, например тензоусилителем, а выход тензоусилителя соединен со входом устройства системы оповещения об аварийной ситуации. Стержень подвижного соединения футерованного грузового затвора с основанием корпуса клапана выполнен полым с набором демпфирующих дисков во внутренней полости и представляет собой цилиндрический демпфирующий элемент, к концам которого жестко присоединены плоские жесткие упоры, а внутренняя полость заполнена набором, по крайней мере, из двух демпфирующих дисков, закрепленных на упругой оси, коаксиально расположенной с цилиндрической обечайкой. Между демпфирующими дисками расположена, по крайней мере, одна цилиндрическая винтовая пружина, полость размещения которой заполнена вибродемпфирующим материалом, например полиуретаном. Изобретение позволяет повысить эффективность защиты технологического оборудования от взрывов путем увеличения демпфирования футерованного грузового затвора. 4 ил.
Наверх