Вентильный электродвигатель

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам, и может найти применение при создании вентильных электродвигателей для регулируемых электроприводов. Технический результат - уменьшение зубцовых пульсаций электромагнитного момента, вихревых токов в массиве постоянных магнитов и снижение их нагрева, вызванного обмоточными и зубцовыми гармониками магнитодвижущей силы обмотки статора. Вентильный электродвигатель содержит ротор с постоянными магнитами, статор с уложенной в его пазы обмоткой, выполненной по схеме соединения «звезда-треугольник». При этом обмотка, соединенная в треугольник, выполнена с укороченным шагом обмотки, а величина укорочения составляет одну треть от диаметрального шага обмотки. 7 ил.

 

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам, и может найти применение при создании вентильных электродвигателей для регулируемых электроприводов.

Известен вентильный электродвигатель, содержащий ротор с постоянными магнитами, статор с многофазной обмоткой с общим числом фаз не менее девяти, разделенной на независимые каналы, объединяющие по три фазы. Катушки каждого независимого канала соединены в звезду [1].

Недостатком данного устройства является то, что в воздушном зазоре индуцируется значительная величина третьей гармоники магнитной индукции, что приводит к зубцовым пульсациям электромагнитного момента, возникновению вихревых токов в массиве постоянных магнитов и их нагреву.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению и взятым за прототип является вентильный электродвигатель производства ЗАО «ЧЭАЗ» 5ДВМ, содержащий статор с уложенной в его пазы простой петлевой распределенной обмоткой, соединенной в «звезду», и ротор с постоянными магнитами [2].

Недостатком данного вентильного электродвигателя также является наличие зубцовых пульсаций электромагнитного момента, возникновение вихревых токов в массиве постоянных магнитов и их нагрев.

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является повышение равномерности вращения магнитоэлектрического вентильного двигателя.

Техническим результатом заявляемого изобретения является уменьшение зубцовых пульсаций электромагнитного момента, уменьшение вихревых токов в массиве постоянных магнитов и снижение их нагрева, вызванного обмоточными и зубцовыми гармониками магнитодвижущей силы обмотки статора.

Поставленная задача решается, а требуемый технический результат достигается тем, что в вентильном электродвигателе, содержащем ротор с постоянными магнитами, статор с уложенной в его пазы обмоткой, обмотка статора выполнена по схеме соединения «звезда-треугольник» с укороченным шагом обмотки, соединенной в треугольник, при этом величина укорочения составляет одну треть от диаметрального шага обмотки.

Отличительной особенностью данного технического решения является то, что в вентильном электродвигателе обмотка статора выполнена по схеме соединения «звезда-треугольник» с укороченным шагом обмотки, соединенной в треугольник, при этом величина укорочения составляет одну треть от диаметрального шага обмотки.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 представлена конструкция заявляемого устройства (датчик положения ротора, подшипники и прочие элементы, не меняющие сущность изобретения, не представлены); на фиг. 2 - применяемая в заявляемом устройстве схема обмотки статора вентильного двигателя, имеющая параметры: z=24; 2р=4; на фиг. 3 - электрическая принципиальная схема обмотки «звезда-треугольник», состоящей из двух обмоток: Aj - Xj; Bj - Yj; Cj - Zj; j=1, 2; на фиг. 4 - кривая МДС простой петлевой обмотки, соединенной по схеме «звезда»; на фиг. 5 - кривая МДС обмотки соединенной по схеме «звезда-треугольник», имеющей число полюсов и пазов соответственно 2р=4 и z=24; на фиг. 6 - кривая пульсаций электромагнитного момента вентильного двигателя с простой петлевой распределенной обмоткой, соединенной по схеме «звезда»; на фиг. 7 - пульсации электромагнитного момента вентильного двигателя с обмоткой статора, выполненной по схеме соединения «звезда-треугольник» с укороченным шагом обмотки.

Заявляемое устройство состоит из ротора 1 с постоянными магнитами (на чертеже не показаны), корпуса 2 статора, активного сердечника 3 статора и обмотки 4 статора, соединенной по схеме «звезда-треугольник», с укороченным на одну треть шагом обмотки, соединенной в треугольник.

Работа заявляемого вентильного двигателя осуществляется следующим образом. На обмотку 4 статора подается напряжение питания, которое формируется системой управления в зависимости от положения ротора 1 с постоянными магнитами. Возбуждение происходит от постоянных магнитов ротора 1. Магнитный поток, создаваемый обмоткой статора, замыкается по активному сердечнику 3 статора. Формируемый вектор магнитного поля статора приводит во вращение ротор вентильного двигателя.

Обмотка 4, имеющая параметры: z=24; 2p=4, уложена в пазы статора и соединена по схеме «звезда-треугольник», при этом часть обмотки, соединенная в треугольник, укладывается с укороченным шагом обмотки на одну треть. В данном случае при наличии третьей гармоники магнитной индукции в воздушном зазоре исключается появление третьей гармоники электродвижущей силы в каждой фазе обмотки и, следовательно, исключается появление тока тройной частоты в части обмотки, соединенной в треугольник.

Снижение электродвижущей силы обмотки, индуцируемой основной частотой, как показывается в рассмотренном ниже варианте выполнения обмотки для вентильного двигателя с номинальным моментом 50 Нм, будет невелико: коэффициент укорочения при типовом укорочении шага обмотки составлял 0,966, при укорочении шага на примет значение 0,866.

Известно, что магнитодвижущая сила простой петлевой распределенной обмотки двигателя 5ДВМ, соединенной в «звезду», можно представить двумя совокупностями высших гармонических составляющих с номерами ν [3]

где ν=6k-1, k=1, 2, 3, ….

где ν=6k+1, k=1, 2, 3, ….

Высшие гармоники с остальными нечетными номерами (номерами, кратными трем: ν=3k, k=1, 2, 3, …) отсутствуют.

Здесь обозначено:

; τ - полюсное деление;

- коэффициент распределения;

- коэффициент укорочения;

- угол сдвига соседних пазов в магнитном поле;

α' - угол сдвига соседних катушек катушечной группы в каждой обмотке;

- число пазов на полюс и фазу в каждой обмотке;

q=2q' - число пазов на полюс и фазу в объединенной обмотке;

I, w - ток и число витков соответствующей обмотки, причем

; ; IYwY=IΔwΔ;

также справедливо ; ; .

Гармоники первой совокупности, согласно формуле (1), перемещаются со скоростью встречно скорости основной гармоники , второй совокупности согласно формуле (2) перемещаются со скоростью в направлении скорости основной гармоники.

Первая совокупность гармонических составляющих с номерами ν=6k-1, k=1, 2, 3, …, вызванная обеими обмотками, будет равна

Вторая совокупность гармонических составляющих с номерами ν=6k+1, k=1, 2, 3, …, вызванная также обеими обмотками, будет равна

Несложно убедиться, что для нечетных чисел k=2n-1, n=1, 2, 3, …, имеем

,

,

т.е. гармоники магнитодвижущей силы с номерами ν=5 и 7, 17 и 19, 29 и 31 и т.д. будут находиться в противофазе, вследствие чего они пропадают.

Для четных чисел k=2n, n=1, 2, 3, …, из формул (3), (4) получим

,

,

т.е. гармоники МДС с номерами ν=11 и 13, 23 и 25, 35 и 37 и т.д. будут находиться в фазе друг к другу и могут фиксироваться как одна гармоника с удвоенной амплитудой.

На фиг. 5 построена кривая магнитодвижущей силы для простой петлевой распределенной обмотки с параметрами (z=24; 2р=4; q=2; ). Ниже на фиг. 6 построена кривая магнитодвижущей силы для обмотки, соединенной по схеме «звезда-треугольник». Видим, что кривая МДС обмотки, соединенной по схеме «звезда-треугольник», по сравнению с кривой обмотки двигателя 5ДВМ, имеет большее количество переходных ступеней, что делает ее более близкой по форме к синусоиде.

Несинусоидальный характер напряжений и токов вентильного двигателя вызывает пульсации его электромагнитного момента.

Переменная составляющая электромагнитного момента вентильного двигателя с инвертором тока может быть определена по формуле [4]

где Ψd0=-LadIƒ0+LdId0; Ψq0=LqIq0;

;

;

; ;

ϕ1 - угол между первыми гармониками напряжения и тока якоря; знак (+) для угла ϑ1 соответствует двигательному режиму, (-) - генераторному; Im1 - амплитуда первой гармоники тока якоря; γ - угол коммутации инвертора.

По формуле (5) построена кривая ΔM=ΔM(t), приведенная на фиг. 6, для вентильного двигателя 5ДВМ215 с номинальным моментом 70 Нм, с простой петлевой распределенной обмоткой, соединенной в «звезду», работающего в номинальном режиме. Видим, что размах пульсаций электромагнитного момента составляет примерно 6 Нм.

При изготовлении заявляемого двигателя с обмоткой статора, соединенной по схеме «звезда-треугольник», с укороченным шагом обмотки, соединенной в треугольник, будем иметь две элементарные машины половинной мощности, у которых обмотки смещены на 30 электрических градусов, а токи имеют фазовый сдвиг также на 30 электрических градусов.

Переменные осевые токи второй элементарной машины будут вычисляться по формулам

,

.

При подстановке этих токов в формулу (5) для переменной составляющей момента получим зависимость, изображенную на фиг. 7. Видим, что количество пульсаций момента на периоде переменного тока увеличилось вдвое по сравнению с фиг. 6, но размах пульсаций уменьшился примерно до 2,4 Нм (уменьшился в 2,5 раза).

Таким образом, заявляемое изобретение позволяет уменьшить зубцовые пульсации электромагнитного момента, уменьшить вихревые токи в массиве постоянных магнитов и снизить их нагрев, вызванный обмоточными и зубцовыми гармониками магнитодвижущей силы обмотки статора.

Источники информации

1. Патент №2185701 от 20.07.2002. Вентильный электродвигатель с постоянными магнитами на роторе для системы электродвижения транспортных средств.

2. БКЖИ.521571.001 РЭ, Руководство по эксплуатации «Двигатели вентильные 5 ДВМ».

3. Сергеев П.С. Электрические машины. М.: Госэнергоиздат, 1962. - 280 с.

4. Аракелян А.К., Афанасьев А.А., Чиликин М.Г. Вентильный электропривод с синхронным двигателем и зависимым инвертором. М.: Энергия, 1977. - 224 с.

Вентильный электродвигатель, содержащий ротор с постоянными магнитами, статор с уложенной в его пазы обмоткой, отличающийся тем, что обмотка статора выполнена по схеме соединения «звезда-треугольник» с укороченным шагом обмотки, соединенной в треугольник, при этом величина укорочения составляет одну треть от диаметрального шага обмотки.



 

Похожие патенты:

Предложен многофазный электрический двигатель, который содержит ротор и статор. Ротор содержит ряд магнитов, ориентированных в направлении статора, содержащего, в свою очередь, множество фазных обмоток, ориентированных в направлении магнитов.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано, в частности, для генерации электрической энергии. Технический результат - увеличение КПД электрического генератора.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к дисковым электрогенераторам. Технический результат – повышение стабильности вращения якоря.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при производстве асинхронных двигателей. Способ пуска асинхронного двигателя без разрыва цепи питания и без изменения пар полюсов выполнятся включением одной из двух раздельных частей трехфазной статорной обмотки, с расположением частей в одних и тех же пазах статора, по схеме Y с последующим после разбега двигателя подключением другой части по схеме Δ.

Изобретение относится к области гидроэнергетики, в частности к конструкции гидроэлектрической турбины, содержащей статор и концентрически размещенный внутри него ротор.

Изобретение относится к области электротехники, а именно касается особенностей конструктивного выполнения статоров и роторов машин переменного тока. Технический результат - расширение диапазона применения энергоэффективной электрической машины с компактными лобовыми частями обмотки в зону машин большой мощности за счет повышения их КПД при уменьшенной материалоемкости.

Изобретение относится к гидроэлектрической турбине для генерации электричества путем извлечения мощности из приливного потока воды через турбину. Технический результат - устранение электрического дисбаланса катушек вследствие эксцентричного вращения ротора.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано, в частности, для генерации электрической и механической энергии. Задачей изобретения является расширение области применения, снижение затрат, увеличение мощности и КПД электрической машины.

Изобретение касается электрической машины. Обмотки машины разделены на ветви, и по меньшей мере одна ветвь имеет некоторое количество s последовательно включенных катушек.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройству многофазных обмоток электрических машин переменного тока, и может быть использовано при изготовлении энергоэффективных электродвигателей переменного тока, в том числе и многоскоростных двигателей, обладающих свойством полисинхронизма.
Наверх