Способ контроля состояний рельсовой линии

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте для контроля состояний рельсовой линии. В способе сигнал в разветвленную рельсовую линию подают от середины, для сокращения зоны предварительного и дополнительного шунтирования, входные сопротивления приемных концов снижают до минимума, рельсы переводных кривых шунтируют конденсаторами, которые совместно с рельсами образуют колебательные контуры, а именно фильтры-пробки. Причем повышают частоту сигнального тока до 2000-4000 Гц, для работы колебательных контуров и снижения зоны предварительного шунтирования на съездах. Достигается повышение безопасности движения и надежности работы устройств электрической централизации. 2 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и может быть использовано для регулирования движения поездов на станции.

Уровень техники

Известен способ контроля состояний стрелочно-путевых участков, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал тональной частоты, а на другом конце контролируют изменение сигнала, предварительно определив пороговые значения занятия и освобождения, пороговые значения определяют в момент всплеска напряжения, который возникает при условии, что входное сопротивление приемного конца имеет комплексный характер с емкостной составляющей, при этом осуществляют контроль состояний разветвленной рельсовой линии, сигнал в которую подают от ее середины, сокращая зоны предварительного и дополнительного шунтирования, контроль занятости рельсовой линии переключением после освобождения участка приближения или с занятием второго за сигналом путевого участка фиксируют поездные сигналы, которые смещены против хода движения поезда на расстояние, соответствующее зоне предварительного шунтирования [Патент РФ №2333126 Способ контроля свободности рельсовой линии авторов Полевого Ю.И., Трошиной М.В., Ахмадуллина Ф.Р., Якобчук А.И., опубл. 10.09.2008 г., БИ №25].

Недостатками этого способа является то, что его нельзя использовать для разветвленных рельсовых цепей из-за достаточно протяженной зоны предварительного шунтирования, а также низкая эксплуатационная надежность.

Известен способ контроля состояний рельсовой линии, заключающийся в том, что осуществляют контроль состояний разветвленной рельсовой линии, сигнал в которую подают от ее середины, сокращая зоны предварительного и дополнительного шунтирования, контроль занятости рельсовой линии переключением после освобождения участка приближения или с занятием второго за сигналом путевого участка фиксируют поездные сигналы, которые смещены против хода движения поезда на расстояние, соответствующее зоне предварительного шунтирования [Патент RU №2581277 Способ контроля свободности рельсовой линии автора Полевого Ю.И.].

Недостатком этого способа является то, что он имеет достаточно большую зону предварительного шунтирования, требует использования устройств контроля всплеска напряжения, изолирующих стыков на переводных кривых и на съездах из-за малой протяженности участков съездов.

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Раскрытие изобретения

Техническим результатом является повышение надежности работы за счет полного исключения изолирующих стыков.

Технический результат достигается тем, что способ контроля состояний рельсовой линии, заключающийся в том, сигнал в рельсовую линию подают от середины для сокращения зоны предварительного и дополнительного шунтирования, при этом входные сопротивления приемных концов снижают до минимума (например, до 0,03 Ом), рельсы переводных кривых шунтируют конденсаторами, которые совместно с рельсами образуют колебательные контуры (фильтры-пробки), повышают частоту сигнального тока до 2000-4000 Гц, что необходимо для работы колебательных контуров и снижения зоны предварительного шунтирования на съездах.

Предложенный способ наиболее эффективен в системах ЭЦ без напольных светофоров с передачей информации на подвижной состав с использованием радиосвязи (с помощью сотовых телефонов) [Патент RU №2581277. Способ контроля свободности рельсовой линии автора Полевого Ю.И.].

За счет сокращения зоны предварительного и дополнительного шунтирования осуществляется контроль свободности разветвленной рельсовой линии без изолирующих стыков, с уменьшенным в несколько раз количеством дроссель-трансформаторов, что повышает надежность работы устройств ЭЦ и безопасность станционных передвижений.

Краткое описание чертежей

На фиг. 1 представлена схема фрагмента путевого развития горловины станции, на фиг. 2 изображены зависимости шунтовой чувствительности от координаты наложения нормативного шунта.

Осуществление изобретения

На фиг. 1 и 2 предусмотрены следующие обозначения:

1 - рельсы;

2 - первый стрелочный перевод;

3 - второй стрелочный перевод;

4 - третий стрелочный перевод;

5 - первая переводная кривая первой стрелки;

6 - вторая переводная кривая первой стрелки;

7 - первая переводная кривая второй стрелки;

8 - вторая переводная кривая вторая стрелки;

9 - первая переводная кривая третьей стрелки;

10 - вторая переводная кривая третьей стрелки;

11 - перемычка первой стрелки;

12 - перемычка второй стрелки;

13 - перемычка третьей стрелки;

14 - первый конденсатор первой стрелки;

15 - второй конденсатор первой стрелки;

16 - первый конденсатор второй стрелки;

17 - второй конденсатор второй стрелки;

18 - первый конденсатор третьей стрелки;

19 - второй конденсатор третьей стрелки;

20 - источник питания рельсовой цепи первой и второй стрелок;

21 - источник питания рельсовой цепи третьей стрелк;

22, 23, 24, 25 - путевые приемники рельсовой цепи первой и второй стрелок;

26, 27, 28 - путевые приемники рельсовой цепи третьей стрелки;

29, 30, 31, 32, 33 - путевые приемники смежных рельсовых цепей;

34, 35 - цепи прохождения токов от источника питания рельсовой цепи первой и второй стрелок;

36, 37 - цепи прохождения токов от источника питания рельсовой цепи третьей стрелки;

38 - нормативная шунтовая чувствительность;

39, 40, 41, 42 - зависимости ветвей шунтовой чувствительности рельсовой цепи стрелочных переводов первой и второй стрелок от координаты наложения нормативного шунта;

43, 44, 45, 46 - зависимости ветвей шунтовой чувствительности рельсовых цепей смежных стрелочных переводов от координаты наложения нормативного шунта;

А - точка начала ветви 42;

Б - точка начала ветви 40.

Действие разветвленных рельсовых цепей без изолирующих стыков соответствует работе рельсовых цепей, представленных в прототипе [Патент RU №2581277 Способ контроля свободности рельсовой линии автора Полевого Ю.И.].

Основными отличиями является отсутствие изостыков на переводных кривых и сниженное входное сопротивление приемных концов рельсовой цепи.

Вместо изостыков предусмотрены колебательные контуры (фильтры-пробки), работающие по принципу электрических стыков, содержащие отрезки рельс и конденсаторы. Для сокращения зон предварительного и дополнительного шунтирования значительно снижены входные сопротивления приемных концов и существенно повышена частота сигнального тока. Это позволяет обеспечить нормальную работу рельсовых цепей на съездах и не требует значительного увеличения расстояния между стрелочными переводами. В редких случаях, например, при расположении остряков стрелок друг к другу (расстояние между рамным рельсом и остряком при рельсе Р65 составляет 2,5 м), требуется уложить вставку (рубку) длиной 12,5 м.

Работа рельсовой цепи демонстрируется на фрагменте путевого развития горловины, где изображены: 1 - рельсы; 2 - первый стрелочный перевод; 3 - второй стрелочный перевод; 4 - третий стрелочный перевод; 5 - первая переводная кривая первой стрелки; 6 - вторая переводная кривая первой стрелки; 7 - первая переводная кривая второй стрелки; 8 - вторая переводная кривая вторая стрелки; 9 - первая переводная кривая третьей стрелки; 10 - вторая переводная кривая третьей стрелки; 11 - соединитель первой стрелки; 12 - соединитель второй стрелки; 13 - соединитель третьей стрелки; 14 - первый конденсатор первой стрелки; 15 - второй конденсатор первой стрелки; 16 - первый конденсатор второй стрелки; 17 - второй конденсатор второй стрелки; 18 - первый конденсатор третьей стрелки; 19 - второй конденсатор третьей стрелки; 20 - источник питания рельсовой цепи первой и второй стрелок; 21 - источник питания рельсовой цепи третьей стрелк; 22, 23, 24, 25 - путевые приемники рельсовой цепи первой и второй стрелок; 26, 27, 28 - путевые приемники рельсовой цепи третьей стрелки; 29, 30, 31, 32, 33 - путевые приемники смежных рельсовых цепей; 34, 35 - цепи прохождения токов от источника питания рельсовой цепи первой и второй стрелок; 36, 37 - цепи прохождения токов от источника питания рельсовой цепи третьей стрелки; 38 - нормативная шунтовая чувствительность; 39, 40, 41, 42 - зависимости ветвей шунтовой чувствительности рельсовой цепи стрелочных переводов первой и второй стрелок от координаты наложения нормативного шунта; 43, 44, 45, 46 - зависимости ветвей шунтовой чувствительности рельсовых цепей смежных стрелочных переводов от координаты наложения нормативного шунта; А - точка начала ветви 42; Б - точка начала ветви 40.

Реализация способа осуществляется следующим образом. При свободном состоянии стрелочно-путевых участков путевые приемники рельсовых цепей возбуждены (фиг. 1). Питание рельсовой цепи со стрелочными переводами 2 и 3 осуществляется от генератора 20, ток от которого по рельсам 1 протекает по двум параллельным ветвям, в одну из которых включены последовательно приемники 22 и 23, она обведена линией 34; а другую - приемники 24 и 25, она обведена линией 35. Питание рельсовой цепи со стрелочным переводом 4 осуществляется от генератора 21, ток от которого по рельсам 1 протекает по двум параллельным ветвям, в одну из которых включены последовательно приемники 26 и 27, она обведена линией 37; а в другую включен приемник 28, она обведена линией 36.

Кроме того, на фиг. 1 показаны путевые приемники 29, 30, 31, 32, 33 смежных рельсовых цепей. Здесь же изображены переводная кривая 5 и конденсатор 14, которые соединены параллельно перемычкой 11 и представляют первый колебательный контур (фильтр-пробку) для частоты генератора 20. Кроме того, изображены переводная кривая 6 и конденсатор 15, которые соединены параллельно этой же перемычкой 11 и представляют второй колебательный контур (фильтр-пробку) для частоты этого же генератора; изображены переводная кривая 7 и конденсатор 16, которые соединены параллельно перемычкой 12 и представляют третий колебательный контур (фильтр-пробку) для частоты этого же генератора; изображены переводная кривая 8 и конденсатор 17, которые соединены параллельно перемычкой 12 и представляют четвертй колебательный контур (фильтр-пробку) для частоты этого же генератора.

На фиг. 1 также изображены переводная кривая 9 и конденсатор 18, которые соединены параллельно перемычкой 13 и представляют пятый колебательный контур (фильтр-пробку) для частоты генератора 21. Кроме того, изображены переводная кривая 10 и конденсатор 19, которые соединены параллельно этой же перемычкой 13 и представляют шестой колебательный контур (фильтр-пробку) для частоты этого же генератора.

Колебательные контуры исключают шунтирование генераторов переводными кривыми. Обратные входные сопротивления генераторов находятся в диапазоне от 0,2 до 2 Ом, в зависимости от частоты сигнального тока и суммарной протяженности всех участков разветвленной рельсовой цепи.

На фиг. 2 представлена нормативная шунтовая чувствительность, которая отражена линией 38, шунтовая чувствительность всех участков рельсовой цепи со стрелочными переводами 2 и 3, которые отражены линиями 39, 40, 41, 42; а также шунтовая чувствительность участков смежных рельсовых цепей, которые отражены линиями 43, 44, 45, 46.

По фиг. 2 видно, что шунтовая чувствительность достаточна для безопасного передвижения подвижного состава (должны быть учитены: суммарная длина отрезков рельсовой линии, частота сигнального тока, тип рельс, сопротивление изоляции).

Предложенный способ позволяет контролировать состояние путевых участков разветвленных рельсовых цепей, повысить безопасность движения и надежность работы устройств электрической централизации за счет отказа от использования изолирующих стыков и существенного сокращения количества дроссель-трансформаторов (останутся дроссель-трансформаторы для подключения отсосов к тяговым подстанциям, снижения асимметрии тягового тока и др. случаях), существенно сократить затраты на строительство и эксплуатацию.

Способ контроля состояний рельсовой линии, заключающийся в том, что сигнал в разветвленную рельсовую линию подают от середины для сокращения зоны предварительного и дополнительного шунтирования, отличающийся тем, что входные сопротивления приемных концов снижают до минимума, рельсы переводных кривых шунтируют конденсаторами, которые совместно с рельсами образуют колебательные контуры, а именно фильтры-пробки, повышают частоту сигнального тока до 2000-4000 Гц, что необходимо для работы колебательных контуров и снижения зоны предварительного шунтирования на съездах.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для управления движением на железнодорожных переездах. Устройство включает рельсовые цепи участков приближения и удаления, блок контроля и управления, исполнительные устройства железнодорожного переезда, два путевых приемопередатчика, два блока обработки сигналов, интерфейсы связи и датчики фиксации проследования колесных пар поездов, прикрепленные к рельсам участка удаления.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. В способе временной интервал, выделенный для обмена информацией, формируют состоящим из трех импульсов, первый из которых посылают с центрального поста для обеспечения включения/отключения линейной точки (ЛТ), второй для передачи с ЛТ информации о состоянии путевого участка, третий для считывания с центрального поста метки кодовой комбинации о количестве свободных путевых участков, а также кодовой комбинации о номере пути приема на ЛТ.

Способ основан на контроле состояний путевых участков посредством рельсовых цепей и передачи информации на подвижной состав, ток сигнальной частоты от путевого генератора со станции приема пропускают по первой кабельной линии поочередно ко всем рельсовым цепям, посредством второй кабельной линии также поочередно ко всем рельсовым цепям подключают путевой приемник, с выхода которого информация о состоянии всех блок-участков поочередно поступает на станционную ЭВМ на посту электрической централизации.

Способ основан на контроле состояний путевых участков посредством рельсовых цепей и передачи информации на подвижной состав, ток сигнальной частоты от путевого генератора со станции приема пропускают по первой кабельной линии поочередно ко всем рельсовым цепям, посредством второй кабельной линии также поочередно ко всем рельсовым цепям подключают путевой приемник, с выхода которого информация о состоянии всех блок-участков поочередно поступает на станционную ЭВМ на посту электрической централизации.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики. В способе контроль свободности и исправности путевого участка, передача информации на подвижной состав и пропуск обратного тягового тока осуществляют посредством рельсовой цепи.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. Устройство включает управляющий блок сигналов взаимодействия компонентов системы интервального регулирования, первый выход-вход которого подключен через первый CAN-интерфейс к входу-выходу автоматизированного рабочего места дежурного по станции, а второй выход-вход подключен через второй CAN-интерфейс к блоку логической реконфигурации рельсовых цепей и к первому входу-выходу приемопередатчика сигналов контроля рельсовой линии и автоматической локомотивной сигнализации, второй вход-выход которого соединен с рельсовой линией.

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике, а именно к устройствам, обеспечивающим контроль целостности рельсов. Устройство включает генератор, приемник, устройство обработки информации и управления, обратный провод и линию связи.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для проверки работы автоматической локомотивной сигнализации. Устройство включает стационарный блок управления режимами работы, блок программ заданий кодовых комбинаций и искажений, передатчик АЛС, блок регулировки и измерения тока, канал индуктивной связи, локомотивные устройства АЛС, блок считывания показаний локомотивного светофора, блок определения соответствия показаний локомотивного светофора, мобильный блок управления режимами работы, локомотивные и стационарные приемники и передатчики беспроводного канала связи и блок регистрации и индикации.

Техническое решение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля рельсовых цепей. Способ основан на создании замкнутого через потенциал «Земля» электрического контура постоянного тока, в который включены пары жил кабеля рельсовых цепей, в контуре формируют постоянный ток определенной величины и осуществляют контроль за уменьшением величины тока, протекающего через элементы, соединяющие пары жил кабеля или пару жил кабеля и потенциал «Земля» ниже допустимого значения.

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике для использования в рельсовых цепях устройств сигнализации, централизации и блокировки. Сдвоенный дроссель-трансформатор включает установленные в одном корпусе два дроссель-трансформатора, крайние выводы основных обмоток выведены на наружные клеммы для подключения к рельсам смежных рельсовых цепей, средние выводы основных обмоток соединены, наружу выведена клемма для подключения заземляющих устройств.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояний перегонных рельсовых цепей. Способ заключается в том, что к одному из концов рельсовой цепи посредством двухпроводной линии связи подключают генератор сигнальной частоты, установленный на станции отправления, к другому концу - приемник, установленный на станции приема. Причем линию связи прерывают между точками подключения приемника и генератора, по второй двухпроводной линии осуществляют питание приборов линейных установок, при этом питание подают с короткими интервалами, за счет которых синхронизируют работу счетных устройств каждой линейной установки с работой станционных устройств, подключают в заданные интервалы времени генератор и приемник к каждой рельсовой линии. Достигается повышение пропускной способности. 1 ил.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования движения поездов. В способе используют рельсовые цепи, которые фиксируют занятие рельсовой линии и осуществляет контроль целостности рельсовых нитей, питание перегонных рельсовых цепей осуществляется от генератора частотой 781 Гц для контроля целостности рельсовых нитей и от генератора частотой 6250 Гц для фиксации занятия короткой рельсовой линии с зоной шунтовой чувствительности длиной 5 м и отсчета вагонов проходящего поезда. Причем информацию о поезде и целостности рельсовых нитей передают по двухпроводной линии на пост электрической централизации станции приема, где посредством ЭВМ совместно с информацией от линейных установок формируют сигналы о количестве свободных перед поездом перегонных путевых участков и номере пути приема или проследования поездов по станции, эта информация с помощью цифровой радиосвязи передается на поезда, находящиеся на перегоне и станции, а с помощью двухпроводной линии - сигналы для включения и отключения устройств контроля состояний рельсовых линий и контроля количества вагонов в проследовавших поездах; локомотивные ЭВМ формируют сигналы о номере, координате поезда и количестве вагонов в поезде и передают их с помощью цифровой радиосвязи на станцию приема. Достигается повышение безопасности движения поездов. 3 ил.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для использования в системах интервального регулирования движения поездов. Рельсовая цепь содержит на питающем конце источник переменного тока и реле постоянного тока, а на противоположном конце - выпрямитель, реле постоянного тока установлено в цепи питания рельсовой цепи последовательно источнику переменного тока, при этом параллельно обмотке реле постоянного тока включен резистор. Достигается повышение эффективности работы за счет удлинения рельсовых линий. 1 ил.
Наверх