Топливная композиция для дизельных двигателей

Изобретение описывает топливную композицию для дизельных двигателей, которая в качестве присадки к дизельному топливу содержит 5-20% масс. смеси алкилнитратов спиртов С1013, 5-20% масс. смеси простых симметричных диалкиловых эфиров на основе спиртов С1013 и до 100% масс. дизельного топлива или любого углеводородного растворителя, причем в качестве исходных спиртов С1013 для получения смеси алкилнитратов и смеси простых симметричных диалкиловых эфиров используют фракцию спиртов C10-C13, полученных методом жидкофазного окисления фракции н-алканов С1013 водным раствором пероксида водорода в среде метанола на гетерогенном катализаторе ДП-1, и последующего гидрирования реакционной массы на жестком ячеистом катализаторе Pd/Al2O3. Технический результат заключается в увеличении цетанового числа дизельных топлив на 6-8 единиц, в увеличении смазывающей способности на 20-30% и в снижении температуры застывания дизельных топлив на 17-20°С. 2 табл.

 

Изобретение относится к области нефтехимии, а именно к топливным композициям на основе нефтяных углеводородных топлив, преимущественно дизельного топлива с добавлением различных веществ. Композиция содержит 5-20% масс. смеси алкилнитратов спиртов С1013, 5-20% масс. смеси простых симметричных диалкиловых эфиров на основе спиртов С1013 и до 100% масс. дизельного топлива или любого углеводородного растворителя, причем в качестве исходных спиртов С1013 для получения смеси алкилнитратов и смеси простых симметричных диалкиловых эфиров используют фракцию спиртов С1013, полученных методом жидкофазного окисления фракции н-алканов С1013 водным раствором пероксида водорода в среде метанола на гетерогенном катализаторе ДП-1, и последующего гидрирования реакционной массы на жестком ячеистом катализаторе Pd/Al2O3. Предлагается также дизельное топливо, содержащее данную присадку в количестве 0,05-0,5% масс. Композиция позволяет увеличить цетановое число дизельных топлив на 6-8 единиц, увеличить смазывающую способность на 20-30% и снизить температуру застывания дизельных топлив на 17-20°С.

Изобретение относится к области нефтехимии, а именно к топливным композициям на основе нефтяных углеводородных топлив, преимущественно, дизельного топлива с добавлением различных веществ.

В (патент США 9574152, C10L 1/18; C10L 10/02; C10L 1/19, 2017) описана присадка, представляющая собой глицерол формаль этилкарбонат, полученный при взаимодействии глицерол формаля с диэтилкарбонатом, смесь глицерол формаля этилкарбоната с диэтилкарбонатом, а также глицерол формаль метилкарбонат, полученный при взаимодействии глицерол формаля с диметилкарбонатом.

Данные присадки вводятся в дизельное топливо в количестве 50-1000 ppm. Добавление данных присадок к топливу приводит к незначительному уменьшению предельной температуры фильтруемости (на 1-2°С), незначительному увеличению цетанового числа (на 0,2-0,5 ед.).

Известна многофункциональная присадка к дизельному топливу, которая содержит: оксипропилированные жирные спирты C6-C16, сульфонат щелочноземельного металла, нитрат алифатического спирта. Однако дизельные топлива, содержащие вышеуказанную композицию присадки, не обладают требуемыми температурами застывания (патент РФ 2057788, C10L 1/18, 1996).

Известна присадка к дизельному топливу на основе нитрата алифатического спирта С318, содержащего: оксипропилированные жирные спирты С616, сульфонат щелочноземельного металла, сополимер фракции алкилметакрилатов С824 с винилацетатом, нитрат алифатического спирта С318. Недостатком дизельных топлив, содержащих эту присадку, являются их недостаточно хорошие низкотемпературные свойства, а именно они характеризуются недостаточно низкими значениями температуры замерзания (патент РФ 2057790, C10L 1/18, 1/22, 1996).

Известна добавка к дизельному топливу (патент США 5931977, C10L 1/02; C10L 1/14; C10L 10/00; C10L 10/02; C10L 1/16; C10L 1/18; C10L 1/28; (IPC1-7): C10L 1/18; C10L 1/28, 1999), представляющая собой смесь 30-55% спирта, около 25-35% кетонов, и около 3-10% кремнийсодержащих компонентов; причем в качестве спиртовой составляющей применяют смесь 18-30% метанола, 15-20% н-бутанола, 3-5% бензилового спирта; в качестве смеси кетонов используют н-циклогексанон в количестве 20-25%, и метилэтилкетон в количестве 5%-10%; в качестве кремнийсодержащих компонентов выбирают вещества из ряда: силиконовое масло, этилсиликат, а также их сочетания. Данные присадки вводятся в дизельное топливо в количестве 5-10% по объему и приводят к увеличению цетанового числа, за счет него увеличивается экономичность дизельного двигателя.

Известно, что в качестве цетаноповышающих присадок - промоторов воспламенения - могут применяться органические соединения различных классов: альдегиды, простые и сложные эфиры, нитросоединения, пероксиды, моно- и полинитраты алифатических и циклических спиртов [Лернер М.О. М.: Химия, 1979, 222 с.]. Практическое применение нашли нитраты алифатических и алициклических спиртов и, в меньшей степени, некоторые алкилпероксиды [Данилов А.М. Справочник. Применение присадок в топливах для автомобилей. М., Химия, 2000, 227 с.]. Из класса органических нитратов известно применение в качестве промоторов воспламенения циклогексилнитрата и 2-этилгексилнитрата. Эффективность пероксидов по сравнению с алкилнитратами значительно ниже [Данилов А.М. Отечественные присадки к современным дизельным топливам. Сб. трудов 5-го Международного форума "Топливно-энергетический комплекс России: региональные аспекты". 2005, 182 с.].

Известна композиция (патент США 4661120, C10L 1/14; C10L 1/18; (IPC1-7): C10L 1/18, 1987), состоящая из смеси аминов сложного состава и прочих вспомогательных компонентов. Данная присадка добавляется в дизельное топливо в количестве 0,1% масс. Данная присадка позволяет снижать предельную температуру фильтруемости на 17-26 градусов, но не влияет на прочие эксплуатационные свойства дизельного топлива.

Известна также присадка для повышения цетанового числа дизельного топлива, состоящая из предварительно смешанных циклогексилнитрата и фракции парафиновых углеводородов нормального строения от С920 при массовом соотношении указанных компонентов от 4:1 до 1:4, добавляемая в дизельное топливо в количестве 0,05-0,75 масс. % (патент РФ 2309975, C10L 1/23, 2007).

В (патент РФ 2280069, C10L 1/22, C10L 1/18, 2006) описывается многофункциональная присадка к дизельному топливу на основе алкил (С320)нитрата, алкилсукцинимида, сополимера высших эфиров С628 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером. Недостатком дизельных топлив, содержащих эту присадку, являются их недостаточно хорошие низкотемпературные свойства, а именно температура замерзания и относительно невысокий прирост цетанового числа.

Наиболее близким к предлагаемому решению (прототипом) является присадка, описанная в (патент РФ 2604061, C10L 1/23, 2016), представляющая собой смесь 10-25 мас. % смеси алкилнитратов спиртов С69, 10-25 мас. % смеси простых диалкиловых эфиров на основе спиртов С69 и до 100 мас. % дизельного топлива или любого углеводородного растворителя, причем в качестве исходных спиртов С69 для получения смеси алкилнитратов и смеси простых диалкиловых эфиров используют фракцию спиртов С69, полученных методом жидкофазного окисления фракции н-алканов С69 водным раствором пероксида водорода в среде метанола на гетерогенном катализаторе ДП-2, и последующего гидрирования реакционной массы на жестком ячеистом катализаторе Pd/Al2O3. Данная присадка добавляется в дизельное топливо в количестве 0,01-0,5 мас. %. Композиция позволяет увеличить цетановое число дизельных топлив на 4-6 единиц и снизить температуру застывания дизельных топлив на 10-15°C, однако не позволяет увеличивать смазывающую способность дизельного топлива, что является важной эксплуатационной характеристикой.

Задачей изобретения является разработка новой усовершенствованной рецептуры топливной композиции для дизельных двигателей, проявляющей удовлетворительные низкотемпературные свойства, а именно температуру замерзания, позволяющей увеличивать смазывающую способность и относительно высокий прирост цетанового числа.

Технический результат - увеличение цетанового числа, увеличение смазывающей способности и уменьшение температуры замерзания дизельного топлива до установленных нормативными документами параметров.

Технический результат достигается тем, что топливная композиция готовится на основе дизельного топлива с добавлением 0,05-0,5% масс. присадки, состоящей из 5-20% масс. смеси алкилнитратов спиртов С1013, 5-20% масс. смеси простых симметричных диалкиловых эфиров на основе спиртов С1013 и до 100% масс. дизельного топлива или любого углеводородного растворителя, причем в качестве исходных спиртов С1013 для получения смеси алкилнитратов и смеси простых симметричных диалкиловых эфиров используют фракцию спиртов С1013, полученных методом жидкофазного окисления фракции н-алканов С1013 водным раствором пероксида водорода в среде метанола на гетерогенном катализаторе ДП-1, и последующего гидрирования реакционной массы на жестком ячеистом катализаторе Pd/Al2O3.

Предлагается также дизельное топливо на основе нефтяного базового топлива, содержащее вышеуказанные компоненты в указанном количестве. В качестве базового дизельного топлива применяется топливо марки «Летнее» согласно ГОСТ 305-2013. Отличие предлагаемого технического решения состоит в использовании компонентов нового состава и различном Соотношении компонентов.

Способ получения цетаноповышающего компонента (Компонент А) присадки к дизельному топливу включает нитрование спиртов, где в качестве спиртов используют фракцию спиртов С1013, полученных методом жидкофазного окисления фракции н-алканов С1013 водным раствором пероксида водорода в среде метанола на гетерогенном катализаторе ДП-1, и последующего гидрирования реакционной массы на жестком ячеистом катализаторе Pd/Al2O3. Нитрование проводят 7-12-кратным мольным избытком азотной кислоты концентрации 50-80% в присутствии 2-7% масс. от массы азотной кислоты гетерогенного суперкислого катализатора на основе сульфатрованного оксида циркония - ZrO2/SO42-/γ-Al2O3 в интервале температур от 5°С до 15°С. Для предотвращения окисления фракции спиртов С1013 азотной кислотой процесс проводят в присутствии карбамида в количестве 0,1-2,0%.

Способ получения компонента присадки к дизельному топливу, понижающего температуру замерзания (Компонент Б), включает межмолекулярную дегидратацию спиртов, где в качестве спиртов используют фракцию спиртов С1013, полученных методом жидкофазного окисления фракции н-алканов С1013 водным раствором пероксида водорода в среде метанола на гетерогенном катализаторе ДП-1, и последующего гидрирования реакционной массы на жестком ячеистом катализаторе Pd/Al2O3. Дегидрирование проводят на кислотных катализаторах типа катионитов.

Компонент В - дизельное топливо или любой углеводородный растворитель.

Присадку готовят путем смешения компонентов при комнатной температуре в течение 60 минут. Присадки вводят в состав дизельного топлива в виде 35%-ного концентрата в дизельном топливе или другом углеводородном растворителе.

Состав образцов предлагаемой присадки приведен в табл. 1. Было приготовлено три образца дизельного топлива с различным содержанием предлагаемой присадки. Сравнительные результаты для параметров базового топлива и топлива с добавлением 0,05% масс. присадки приведены в табл. 2.

Полученные данные позволяют говорить о значительном увеличении цетанового числа, увеличении смазывающей способности и уменьшении температуры застывания, т.е. о значительном улучшении потребительских качеств дизельного топлива.

Топливная композиция для дизельных двигателей, отличающаяся тем, что в качестве присадки к дизельному топливу, используется 5-20% масс. смеси алкилнитратов спиртов С1013, 5-20% масс. смеси простых симметричных диалкиловых эфиров на основе спиртов С1013 и до 100% масс. дизельного топлива или любого углеводородного растворителя, причем в качестве исходных спиртов С1013 для получения смеси алкилнитратов и смеси простых симметричных диалкиловых эфиров используют фракцию спиртов С1013, полученных методом жидкофазного окисления фракции н-алканов С1013 водным раствором пероксида водорода в среде метанола на гетерогенном катализаторе ДП-1, и последующего гидрирования реакционной массы на жестком ячеистом катализаторе Pd/Al2O3.



 

Похожие патенты:

Изобретение раскрывает способ получения маловязкого судового топлива, включающий атмосферно-вакуумную перегонку нефти с выделением фракций, каталитический гидрокрекинг нефтяного сырья, компаундирование фракций, введение присадки в полученную смесь, при этом осуществляют компаундирование фракций прямогонного дизельного топлива 180-360°C и остатка гидрокрекинга в соотношении 65-70:35-30% и введение депрессорно-диспергирующей присадки в количестве 0,02-0,08% мас.

Изобретение относится к способу получения привитых полиалкил(мет)акрилатов и их применению. Способ получения привитых сополимеров полиалкил(мет)акрилата (А) включает получение основной цепи полимера, цепь содержит мономерные звенья (А1)-(А4), структура которых и количества определены, как в формуле изобретения, на цепь прививают мономер (А5) в количестве от 0,5% до 10 мас.
Изобретение раскрывает состав экологически чистого дизельного топлива (ЭЧДТ), включающий исходное дизельное топливо и эфирную добавку, при этом в качестве базового дизельного топлива используют гидроочищенное дизельное топливо, а в качестве эфирной добавки используют продукты этерификации жирных кислот растительного масла двухатомным спиртом – этиленгликолем, при следующем соотношении: гидроочищенное дизельное топливо 90-99; эфирная добавка 1-10.

Изобретение описывает противоизносную присадку к топливам для реактивных двигателей на основе карбоновых кислот, характеризующуюся тем, что она содержит олеиновую кислоту с массовой долей основного вещества не менее 99%, агидол-1 и толуол при следующем соотношении компонентов, % масс.: олеиновая кислота с массовой долей основного вещества не менее 99% - 60,0-80,0, агидол-1 - 1,0-2,0, толуол - остальное.

Композиция автомобильного бензина, включающая бензин каталитического риформинга, изомеризат, алкилбензин, бензин каталитического крекинга, отличающаяся тем, что бензин каталитического риформинга произведен на установке каталитического риформинга с непрерывной регенерацией платинового катализатора, а бензин каталитического крекинга представлен фракцией стабильного бензина и фракцией легкого бензина; дополнительно композиция содержит метил-трет-бутиловый эфир и антиокислительную присадку Агидол при следующем соотношении компонентов, мас.%: Технический результат заключается в получении автомобильного бензина, который соответствуют требованиям ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-2004), а также Техническим регламентам FIA и FIM с октановым числом по исследовательскому методу не менее 100 пунктов для современных гоночных, спортивных автомобилей, скутеров, мотоциклов, картов и форсированных внедорожников.

Изобретение относится к области транспортировки нефти и нефтепродуктов с помощью трубопроводов. Способ получения реагента для снижения гидродинамического сопротивления потока жидких углеводородов в трубопроводах включает полимеризацию альфа-олефинов С6-С14 в присутствии катализатора и активатора катализатора.

Предложенная группа изобретений относится к способам очистки тонкодисперсных частиц, в частности гидрофобных частиц, таких как уголь, от их примесей в водной среде и удаления технологической воды из продуктов до уровней, которые обычно можно обеспечить термической сушкой.

Изобретение раскрывает топливо для двигателей с воспламенением от сжатия, содержащее диметиловый эфир монооксиметилена, характеризующееся тем, что содержит по меньшей мере 80 мас.% диметилового эфира монооксиметилена и до 20 мас.% по меньшей мере одного оксигената н-полиоксаалканового типа, который выбран из группы, состоящей из диалкиловых эфиров полиоксиметилена формулы RO(-CH2O-)nR, где n = 4-10 и R - алкильная группа, диалкиловых эфиров полиэтиленгликоля и/или формалей моноалкильных эфиров полиэтиленгликоля, и цетановое число топлива составляет ≥48,6.

Изобретение раскрывает присадку к ультрамалосернистому дизельному топливу, которая содержит углеводородный растворитель, жирные кислоты таллового масла и дополнительно жирные кислоты растительных масел следующего состава, мас.% :- жирные кислоты таллового масла - 25-75;- жирные кислоты растительного масла - 15-65;- растворитель - остальное.Технический результат - уменьшение себестоимости присадки на 40-50% и расширение ресурсов сырья для ее выработки.

Изобретение раскрывает кислородсодержащую антидетонационную присадку к автомобильным бензинам для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием, состоящую из метилтретбутилового эфира, при этом присадка дополнительно содержит изобутиловый спирт при следующем соотношении компонентов,% масс.: изобутиловый спирт 20-80; метилтретбутиловый эфир – остальное.

Присадка комплексного действия, предназначенная для улучшения процессов транспортировки нефти и нефтепродуктов, содержит полимер, азотсодержащее соединение и поверхносто-активное вещество, характеризующаяся тем, что дополнительно содержит наноразмерный оксид алюминия с размером частиц 40 нм, в качестве полимера используют низкомолекулярный полиэтилен, в качестве азотсодержащего вещества – гидразин, а в качестве поверхносто-активного вещества – неионогенное поверхносто-активное вещество Реапон-4В при следующем соотношении компонентов, мас.%: низкомолекулярный полиэтилен 60-65 гидразин 20-25 указанный оксид алюминия 5-10 Реапон-4В 5-10 Технический результат заключается в том, что присадка обладает как вязкостным, так и противотурбулентным действием и проявляет высокую механическую устойчивость к различным механическим деструкциям.

Присадка комплексного действия, предназначенная для улучшения процессов транспортировки нефти и нефтепродуктов, содержит полимер, азотсодержащее соединение и поверхносто-активное вещество, характеризующаяся тем, что дополнительно содержит наноразмерный оксид алюминия с размером частиц 40 нм, в качестве полимера используют низкомолекулярный полиэтилен, в качестве азотсодержащего вещества – гидразин, а в качестве поверхносто-активного вещества – неионогенное поверхносто-активное вещество Реапон-4В при следующем соотношении компонентов, мас.%: низкомолекулярный полиэтилен 60-65 гидразин 20-25 указанный оксид алюминия 5-10 Реапон-4В 5-10 Технический результат заключается в том, что присадка обладает как вязкостным, так и противотурбулентным действием и проявляет высокую механическую устойчивость к различным механическим деструкциям.

Изобретение раскрывает эмульгатор обратных водно-топливных эмульсий на основе диэтаноламидов жирных кислот растительных масел, который содержит две группы диэтаноламидов жирных кислот растительных масел с длиной углеводородного радикала С16-18 и С12-14, при этом эмульгатор получен в результате синтеза при температуре 130-170°С в течение 2-8 часов при следующем соотношении ингредиентов: группа 1 растительных масел, содержащая в своем составе глицериды жирных кислот С16-18 - 65-26%, группа 2 растительных масел, содержащая в своем составе глицериды жирных кислот С12-14 - 7-40% диэтаноламин – остальное.

Изобретение описывает многофункциональную композиционную добавку к автомобильному бензину на основе производных ароматических аминов, алифатических спиртов, антиокислительной и моющей присадок, характеризующуюся тем, что в качестве производных ароматических аминов содержит мета-толуидин, и/или N-метил-параанизидин, и/или 2,4-ксилидин и дополнительно содержит вторичные и/или третичные метиловые эфиры С4-С5 углеводородов в следующем соотношении компонентов (% масс.): Мета-толуидин, и/или N-метил-параанизидин, и/или 2,4-ксилидин 10,0-70,0 Алифатические спирты 0-35,0 Вторичные и/или третичные метиловые эфиры С4-С5 углеводородов 6,0-55,0 Антиокислительная присадка 0,2-0,4 Моющая присадка 0,4-0,8 Также раскрывается топливная основа, состоящая из этерифицированного бензина каталитического крекинга и многофункциональной композиционной добавки.

Изобретение раскрывает присадку для снижения потерь бензинов от испарения при их хранении и применении, которая характеризуется тем, что в качестве поверхностно-активного вещества используют продукт конденсации борной кислоты, этаноламина и стеариновой кислоты при их мольном соотношении 1:1,5:1,5 соответственно в количестве 0,001-0,01 мас.%.

Изобретение относится к многофункциональной присадке к бензину, содержащей добавку к бензину с моющим действием, которая является производным ангидрида полиизобутенилянтарной кислоты, получаемого путем взаимодействия полиизобутенов или полиизобутенов с мол.

Изобретение относится к области основного органического и нефтехимического синтеза, в частности к способу получения полиолефинсукцинимида, используемого для предотвращения образования углеродистых отложений на деталях двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение раскрывает топливную композицию для двигателя внутреннего сгорания с впрыском топлива, которая содержит: большее количество топлива и небольшое эффективное количество соли четвертичного аммония из реакции третичного амина и гидрокарбил-замещенного алкилгидроксибензоата, где R6 представляет гидрокарбильную группу, и n означает целое число от 1 до 3, где сумма атомов углерода всех групп R6 равна по меньшей мере 8 вплоть до около 200, и R6 не содержит атомов N, S или О, и R7 представляет алкильную группу, содержащую от 1 до 4 атомов углерода.

Изобретение относится к области нефтехимического синтеза, в частности к способу получения алкенилсукцинимидов 1,2-дизамещенных имидазолина путем взаимодействия малеинового ангидрида олефинами при повышенной температуре с последующим взаимодействием алкенилянтарного ангидрида с аминами в присутствии растворителя, отличающийся тем, что в качестве олефинов используют полиальфаолефин с молекулярной массой 800-950, или полиизобутилен с молекулярной массой 750-1050, или олигомер этилена с молекулярной массой 950-1150, или сополимер этилена и пропилена, содержащий 55-60% звеньев пропилена с молекулярной массой 850-950, процесс ведут в присутствии инициатора сначала при температуре 75-85°C в течение 1-1,5 ч, затем при 170-180°C в течение 3,5-4 ч при мольном соотношении полиальфаолефин, или полиизобутилен, или олигомер этилена, или сополимер этилена и пропилена: малеиновый ангидрид=1:1,0-1,05 с последующей конденсацией полученного алкенилянтарного ангидрида в масле с 1,2-дизамещенными имидазолинами формулы: где R=(СН3)2СН, СН3(СН2)2, С17Н33, n=1-2, при мольном соотношении алкенилянтарный ангидрид:1,2-дизамещенный имидазолин, равном 1:1, сначала при 50-80°C в течение 1-1,5 ч, затем при 145-155°C в течение 4,5-5 ч.

Изобретение описывает многофункциональную эфирную присадку к углеводородсодержащему топливу, которая включает смесь высокооктановых N-замещенных эфиров анилина - N-метил-пара-анизидина и/или N-метил-пара-фенетидина и высокооктановых эфиров анилина - пара-фенетидина и/или пара-анизидина.
Изобретение раскрывает состав экологически чистого дизельного топлива (ЭЧДТ), включающий исходное дизельное топливо и эфирную добавку, при этом в качестве базового дизельного топлива используют гидроочищенное дизельное топливо, а в качестве эфирной добавки используют продукты этерификации жирных кислот растительного масла двухатомным спиртом – этиленгликолем, при следующем соотношении: гидроочищенное дизельное топливо 90-99; эфирная добавка 1-10.

Изобретение описывает топливную композицию для дизельных двигателей, которая в качестве присадки к дизельному топливу содержит 5-20 масс. смеси алкилнитратов спиртов С10-С13, 5-20 масс. смеси простых симметричных диалкиловых эфиров на основе спиртов С10-С13 и до 100 масс. дизельного топлива или любого углеводородного растворителя, причем в качестве исходных спиртов С10-С13 для получения смеси алкилнитратов и смеси простых симметричных диалкиловых эфиров используют фракцию спиртов C10-C13, полученных методом жидкофазного окисления фракции н-алканов С10-С13 водным раствором пероксида водорода в среде метанола на гетерогенном катализаторе ДП-1, и последующего гидрирования реакционной массы на жестком ячеистом катализаторе PdAl2O3. Технический результат заключается в увеличении цетанового числа дизельных топлив на 6-8 единиц, в увеличении смазывающей способности на 20-30 и в снижении температуры застывания дизельных топлив на 17-20°С. 2 табл.

Наверх