Способ гидрооблагораживания триглицеридов жирных кислот в смеси с нефтяными фракциями

Изобретение относится к способам совместного гидрооблагораживания триглицеридов жирных кислот и прямогонной дизельной фракции на сульфидных катализаторах с целью получения низкосернистых углеводородных фракций и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Полученные углеводородные фракции могут непосредственно использоваться в качестве дизельного топлива или могут быть при необходимости дополнительно обработаны в процессе изомеризации с целью улучшения низкотемпературных свойств. Предложен способ гидрооблагораживания триглицеридов жирных кислот (ТЖК) в смеси с нефтяными фракциями при повышенной температуре и давлении водорода на сульфидных катализаторах MoS2/Al2O3 и NiMo/Al2O3 в две стадии, где на первой стадии проводят гидроочистку прямогонной дизельной фракции в присутствии сульфидного NiMo/Al2O3 катализатора, затем полученную смесь углеводородов, водорода и сероводорода смешивают с триглицеридами жирных кислот и проводят реакцию гидродеоксигенации в присутствии сульфидного катализатора MoS2/Al2O3. Технический результат - высокая эффективность процесса совместного гидрооблагораживания дизельных фракций и триглицеридов жирных кислот. 1 з.п. ф-лы, 1 табл. 4 пр.

 

Изобретение относится к способам совместного гидрооблагораживания триглицеридов жирных кислот и прямогонной дизельной фракции на сульфидных катализаторах с целью получения низкосернистых углеводородных фракций. Полученные углеводородные фракции могут непосредственно использоваться в качестве дизельного топлива или могут быть при необходимости дополнительно обработаны в процессе изомеризации с целью улучшения низкотемпературных свойств.

В последние десятилетия одной из тенденций является использование возобновляемых ресурсов для производства экологически чистых моторных топлив, что обусловлено, с одной стороны, снижением запасов и ухудшением качества углеводородного сырья, а с другой - необходимостью снижения выбросов парниковых газов, главным образом, диоксида углерода, для замедления глобального повышения температуры и изменения климата. Гидрооблагораживание триглицеридов жирных кислот (ТЖК) является одним из наиболее перспективных подходов, так как в результате получается смесь алканов. Этот продукт не содержит кислород, характеризуется высоким цетановым индексом и стабильностью, смешивается с традиционным дизельным топливом в любых пропорциях, что позволяет использовать имеющуюся инфраструктуру для его транспортировки и хранения и не требует адаптации автомобильных двигателей. В качестве сырья может использоваться широкий спектр непищевых растительных масел (рапсового, рыжикового, пальмового и т.д.), отработанные пищевые масла, животные жиры, талловые масла и т.д. [J.K. Satyarthi, Т. Chiranjeevi, D.T. Gokak, P.S. Viswanathan, An overview of catalytic conversion of vegetable oils/fats into middle distillates, Catalysis Science & Technology, 3 (2013) 70-80; M. Al-Sabawi, J.W. Chen, Hydroprocessing of Biomass-Derived Oils and Their Blends with Petroleum Feedstocks: A Review, Energy & Fuels, 26 (2012) 5373-5399].

В промышленных процессах для переработки триглицеридов жирных кислот используют традиционные сульфидные СоМо/Al2O3 и NiMo/Al2O3 катализаторы гидроочистки [D. Kubicka, V.Tukac, Hydrotreating of Triglyceride-Based Feedstocks in Refineries, Advances in Chemical Engineering, V. 42, 2013, Pages 141-194.]. Триглицериды жирных кислот в отличие от нефтяного сырья не содержат серу, поэтому для поддержания катализаторов в активном сульфидном состоянии необходимо постоянно добавлять в реакционную смесь осерняющий агент, чаще всего диметилдисульфид [Kubicka, D., Horacek J., De-activation of HDS catalysts in deoxygenation of vegetable oils // Applied Catalysis A, 394 (2011) 9-17.].

Известны способы гидрооблагораживания ТЖК на сульфидных катализаторах в смеси с нефтяными дистиллятами, как описано в патентах (ЕР 2428548, C10G 3/00, 14.03.12) и (US 9556387, C10G 49/04, 31.01.2017). Гидрооблагораживание ТЖК в смеси с нефтяными фракциями позволяет использовать серосодержащие соединения нефтяных дистиллятов, которые при взаимодействии с водородом превращаются в сероводород, для сохранения активного компонента в сульфидном состоянии. При этом совместная переработка триглицеридов в смеси с нефтяными фракциями приводит к улучшению потребительских свойств моторных топлив: увеличению цетанового числа, снижению плотности, содержания азота и ароматических соединений.

Однако реакции гидрирования и гидролиза триглицеридов, гидродеоксигенации кислородсодержащих соединений протекают с выделением большого количества тепла, что является причиной локальных перегревов в лобовом слое реактора и приводит к образованию углеродных отложений и дезактивации катализатора. Для улучшения контроля температуры в реакторе при переработке смесей ТЖК с нефтяными фракциями предлагается использовать в первом слое малоактивный сульфидный катализатор, в состав которого входит только MoS2 фаза (не промотированная Со или Ni), а во втором слое - традиционные NiMo, CoMo или NiW системы, нанесенные на оксид алюминия, диоксид кремния, диоксид титана или их сочетания (RU 2495 082, C10G 3/00, 10.10.2013). Стадию гидродеоксигенации проводят при температуре 50-350°С, давлении водорода 1-200 бар, при объемной скорости 0,1-10 час-1, а последующую стадию гидроочистки - при температуре 200-500°С и давлении водорода до 200 бар (в примере приведена объемная скорость 0,95 час-1). Для улучшения низкотемпературных свойств при необходимости дополнительно используется стадия изомеризации на бифункциональных катализаторах, содержащих благородные металлы или сульфидные наночастицы, нанесенные на цеолитсодержащий носитель. Согласно тексту патента катализатор на основе MoS2 фазы благодаря более низкой по сравнению с NiMo CoMo катализаторами активности в реакции гидродеоксигенации обеспечивает постепенное превращение кислородсодержащего сырья и позволяет избежать локальных перегревов, уменьшая тем самым дезактивацию. Недостатком данного способа является образование большого количества воды на первой стадии, которая может снижать эффективность катализаторов гидроочистки и гидроизомеризации на последующих стадиях за счет ингибирующего эффекта, а также приводить к необратимой дезактивации и снижению срока службы катализаторов в результате длительного контакта с водяным паром при повышенной температуре. Кроме того, авторами допускается неполная конверсия ТЖК в первом слое катализатора, что приведет к образованию оксидов углерода, также являющимися ингибиторами реакций гидрообессеривания и гидроизомеризации, при контакте ТЖК с традиционными NiMo и СоМо катализаторами гидроочистки.

Хорошо известно, что реакции гидродеоксигенации ТЖК в присутствии традиционных NiMo и СоМо катализаторов протекают по двум маршрутам: путем удаления кислорода в виде воды или через отщепление молекул СО/СО2 [Furimsky Е., Hydroprocessing challenges in biofuels production // Catalysis Today, 217 (2013) 13-56]. Образующиеся в результате реакции оксиды углерода могут подвергаться гидрированию, что приводит к дополнительному расходу водорода, а углекислый газ в присутствии воды вызывает коррозию оборудования. Удаление газов (монооксида углерода и метана), образующихся в ходе гидродеоксигенации триглицеридов, требует дополнительных затрат на внедрение технологий очистки циркулирующего водорода. В противном случае накопление метана и СО в циркулирующем газе приведет к снижению парциального давления водорода, чистота которого, как известно, является одним из критических параметров для получения экологически чистых моторных топлив (<10 ppm серы) из нефтяных фракций [A. Stanislaus, А. Marafi, М.S. Rana. Recent advances in the science and technology of ultra-low sulfur diesel (ULSD) production // Catalysis Today. - 2010. - V. 153. - P. 1-68].

Известно, что превращение кислородсодержащих соединений на нанесенном или массивном MoS2 катализаторе протекает по маршруту прямой гидродеоксигенации с сохранением числа атомов углерода, т.е. без образования оксидов углерода [M.R. de Brimont, С. Dupont, A. Daudin, С. Geantet, P. Raybaud, Deoxygenation mechanisms on Ni-promoted MoS2 bulk catalysts: A combined experimental and theoretical study, Journal of Catalysis, 286 (2012) 153-164; D. Kubicka, L. Kaluza, Deoxygenation of vegetable oils over sulfided Ni, Mo and NiMo catalysts, Applied Catalysis A-General, 372 (2010) 199-208]. Как оказалось, гидродеоксигенации ТЖК протекает без образования оксидов углерода в присутствии MoS2/Al2O3 катализатора (US 8546626, B01J 21/02, 01.10.2013) или в присутствии Ni-MoS2/Al2O3 катализатора с контролируемым отношением Ni/Mo в пределах 0-0,095, предпочтительно в пределах 0-0,03 (US 8552235, С07С 1/24, 08.10.2013).

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является заявка (US 2012/0216450, C10L 1/00, 30.08.2011), в которой описан способ гидрооблагораживания нефтяных дистиллятов совместно с ТЖК, предназначенный для получения углеводородных фракций с содержанием серы менее 10 ppm (мг/кг). Метод по прототипу включает две стадии: первую стадию гидрооблагораживания, в которой заранее приготовленная смесь нефтяного сырья с ТЖК вместе с водородом проходит через катализатор, включающий по крайней мере один элемент из группы VI В (преимущественно Мо) и может включать один элемент из группы VIII (преимущественно Ni) при соотношении перечисленных элементов 0-0,095, на котором протекает селективная, без образования оксидов углерода, гидродеоксигенация ТЖК. На второй стадии поток из первой стадии проходит через NiMo/Al2O3 катализатор гидроочистки (Ni/Mo-0,4), где протекают реакции гидрообессеривания, гидродеазотирования и гидрирования ароматических соединений. Согласно изобретению предпочтительной для гидрооблагораживания является смесь, содержащая 70-99 мас. % нефтяных дистиллятов и 1-30 мас. % возобновляемого сырья, включая животные и растительные жиры, а также их смеси; гидродеоксигенацию рекомендуется проводить при температуре 120-450°С (предпочтительно 180-310°С), давлении 1-10 МПа (предпочтительно 1-6 МПа), объемной скорости 0,1-10 час-1 (предпочтительно 0,2-5 час-1), отношении водород/сырье 50-3000 Нм33 (предпочтительно 150-1500 Нм33). Гидроочистку продуктов, полученных на первой стадии, проводят в присутствии NiMo/Al2O3 сульфидного катализатора при температуре 250-450°С (предпочтительно 300-400°С), давлении 0,5-30 МПа (предпочтительно 1-25 МПа), объемной скорости 0,1-20 час-1 (предпочтительно 0,2-4 час-1), отношении водород/сырье 50-2000 Нм33.

Недостатком описанного выше способа является наличие большого количества воды в продуктах гидродеоксигенации, поступающей на стадию гидроочистки, что может приводить к необратимой дезактивации и снижению срока службы катализаторов второй стадии в результате длительного контакта с водяным паром при повышенной температуре. Кроме того, гидродеоксигенация растительных масел сопровождается значительным потреблением водорода, что приводит к снижению парциального давления водорода на стадии гидроочистки и снижению активности NiMo/Al2O3 катализатора в процессе гидрообессеривания. Еще одним недостатком предлагаемого подхода является низкая активность Мо/Al2O3 катализатора гидродеоксигенации в реакции превращения сернистых соединений, особенно при низких температурах его эксплуатации, что может приводить к дефициту сероводорода, необходимого для поддержания катализатора в сульфидном состоянии, в лобовом слое катализатора гидродеоксигенации и к его постепенной дезактивации, обусловленной потерей серы. И, наконец, при длительной эксплуатации лобовой слой катализатора может постепенно загрязняться соединениями Ni и Fe, поступающими вместе с сырьем, что приведет к формированию сульфидов никеля и железа, активных в реакциях декарбонилирования и декарбоксилирования, и увеличению образования оксидов углерода.

Технической задачей данного изобретения является разработка более эффективного способа гидрооблагораживания триглицеридов жирных кислот в смеси с нефтяными фракциями в низкосернистые углеводородные фракции, позволяющего избежать описанных выше проблем, в том числе образования оксидов углерода в процессе гидродеоксигенации ТЖК.

Поставленная задача решается разработкой способа гидрооблагораживания ТЖК путем использования послойной загрузки катализаторов и раздельной подачей сырья в реактор (или в реакторы): в первый слой подается водород и прямогонная дизельная фракция, где происходит ее гидроочистка в присутствии сульфидного Ni-MoS2/Al2O3 катализатора, полученного любым из известных способов; после этого гидроочищенная дизельная фракция в смеси с водородом и образовавшимся сероводородом поступает во второй слой (реактор) вместе с потоком ТЖК, где происходит селективная гидродеоксигенация растительного сырья в присутствии MoS2/Al2O3 катализатора.

Отличительными признаками предлагаемого способа гидрооблагораживания ТЖК в смеси с нефтяными фракциями являются:

1. Порядок расположения Ni-MoS2/Al2O3 катализатора гидроочистки и MoS2/Al2O3 катализатора гидродеоксигенации.

2. Порядок введения исходного сырья в реактор гидроочистки: в первый слой (или реактор) поступает дизельная фракция, которая подвергается гидрообессериванию в отсутствие кислородсодержащих ингибиторов на Ni-MoS2/Al2O3 катализаторе; а поток ТЖК подается во второй слой катализатора, где смешивается с потоком из первого слоя (реактора) и подвергается гидродеоксигенации в присутствии MoS2/Al2O3 катализатора.

Описанный выше способ позволит повысить эффективность гидрооблагораживания триглицеридов жирных кислот в смеси с нефтяными фракциями. В предлагаемом способе в отличие от прототипа катализатор гидроочистки не подвергается воздействию водяного пара и эксплуатируется в более благоприятных условиях (при более высоком парциальном давлении водорода и в отсутствии водяного пара). При этом образовавшийся на первой стадии (стадии гидроочистки нефтяного сырья) сероводород обеспечивает поддержание активной фазы MoS2/Al2O3 катализатора в сульфидном состоянии. Предлагаемая последовательность расположения слоев катализаторов гидроочистки и гидродеоксигенации и порядок введения исходного сырья предотвращает опасность увеличения селективности превращения ТЖК по маршруту декарбонилирования в присутствии сульфидов Ni, Fe, накапливающихся в лобовом слое катализатора во время его эксплуатации.

Для иллюстрации изобретения использовали катализаторы, описанные приготовленным ниже способом. Гранулированный алюмооксидный носитель получали путем смешения порошков оксида и гидроксида алюминия с последующим формованием через лабораторный шприц с фильерой, имеющей отверстие в виде трилистника размером 1,2±0,1 мм. Сформованные гранулы сушили при температуре (110±10)°С в сушильном шкафу («Binder», Германия) в течение 12 часов. Высушенные гранулы носителя прокаливали в проточном реакторе в токе азота при температуре (550±10)°С в течение 4 часов. Текстурные характеристики полученного носителя: S, м2/г - 235; объем пор, см3/г - 0,79; средний диаметр пор, - 134. Непромотированный катализатор Мо/Al2O3 готовили методом пропитки гранул алюмооксидного носителя водным раствором, содержащим рассчитанные количества оксида молибдена(VI), ортофосфорной Н3РО4 и лимонной кислоты С6Н8О7×Н2О. Для приготовления NiMo/Al2O3 катализатора в раствор предшественника активного компонента добавляли необходимое количество никеля(II) углекислого основного (водного) NiCO3⋅Ni(OH)2⋅xH2O. Катализаторы использовали после сушки в потоке азота при комнатной температуре и в сушильном шкафу («Binder», Германия) при температуре (110±10)°С в течение 4 часов. Содержание активных компонентов определяли после прокаливания в муфеле при температуре 550°С в течение 4 ч, содержание активных компонентов в Мо/Al2O3 катализаторе составляет, мас. %: MoO3 - 18,6; в NiMo/Al2O3, мас. %: МоО3 - 18,1, NiO - 4,7.

Тестирование катализаторов в процессе совместного гидрооблагораживания прямогонной дизельной фракции с РМ проводили на 2-реакторной пилотной установке, диаметр каждого реактора 26 мм, длина 1300 мм. Сырье подавали с помощью жидкостных хроматографических насосов Gilson-305 из емкостей, расположенных на весах, расход сырья контролировали по изменению массы. Водород дозировали автоматическими дозаторами Bronkhorst, сырье и водород поступали в реактор сверху вниз. Реакторы размещены в трубчатых печах с тремя независимыми зонами нагрева, обеспечивающими наличие изотермической зоны в центральной части реактора. Тестирование проводили с использованием гранул катализаторов в виде трехлистника с диаметром 1,2 мм и длиной 4-6 мм. Необходимое количество гранул катализатора (длиной 4-6 мм) загружали в реактор, разбавляя его мелкими частицами карбида кремния (фракция 0,1-0,25 мм) в объемном соотношении 1:4. При исследовании системы, аналогичной прототипу, в первый реактор помещали 20 мл MoS2/Al2O3 катализатора, а во второй - 40 мл Ni-MoS2/Al2O3 катализатора, испытания проводили с использованием смеси прямогонной дизельной фракции, содержащей 30 мас. % рапсового масла, которая смешивалась с водородом на входе в первый реактор.

Перед проведением экспериментов проводили сульфидирование катализаторов прямогонной дизельной фракцией (ПДФ), содержащей дополнительно 0,6 мас. % серы в виде диметилдисульфида (при объемной скорости 2 час-1, соотношении водород/сырье - 300, давлении водорода - 3,5 МПа) в несколько этапов: при температуре 240°С в течение 8 часов, при температуре 340°С в течение 6 часов, скорость увеличения температуры между этапами составляла 25°С в час.

После окончания сульфидирования катализатор эксплуатировался в процессе гидроочистки прямогонной дизельной фракции в течение 3 суток, после чего в реактор подавали соответствующее сырье. Испытания катализаторов проводили в условиях, описанных в примерах 1-4.

В примерах, иллюстрирующих изобретение, в первый реактор помещали Ni-MoS2/Al2O3 катализатор гидроочистки (40 мл), а во второй - MoS2/Al2O3 катализатор гидродеоксигенации (20 мл). Прямогонную дизельную фракцию вместе с водородом подавали в первый реактор, а рапсовое масло - во второй.

Продукт после второго реактора поступает в сепаратор, где происходит разделение на жидкую и газовую фазу, жидкая фаза продувается азотом для удаления образовавшихся сероводорода и аммиака. Полученные продукты анализируют для определения остаточного содержанием серы, кислорода и плотности. Общее содержание серы (при содержании ≥50 мкг/кг) определяли с помощью энергодисперсионного рентгено-флуоресцентного анализатора Lab-X 3500SCl, определение микроколичеств азота и серы проводят с помощью анализатора серы/азота ANTEK 9000NS в соответствии с методиками ASTM D 5762 и ASTM D 5453 соответственно. Содержание кислорода определяли с использованием CHNSO элементного анализатора Vario EL Cube (Elementar Analysensysteme GmbH, Германия). Селективность реакции по маршруту декарбонилирования, рассчитанная по результатам анализа оксидов углерода в газовой фазе как отношение количества образовавшихся оксидов углерода к теоретически возможному количеству, не превышает 3% во всех экспериментах.

Сущность предлагаемого изобретения иллюстрируется следующими примерами, отражающими зависимость содержания серы в углеводородных фракциях от последовательности загрузки катализаторов и условий проведения процесса. Результаты испытаний приведены в таблице 1.

Пример 1 Согласно прототипу

Каталитические свойства системы, содержащей в первом реакторе сульфидный MoS2/Al2O3 катализатор гидродеоксигенации (20 мл), а во втором реакторе - Ni-MoS2/Al2O3 (40 мл) катализатор гидроочистки, изучали в процессе совместной гидроочистки смеси рапсового масла и прямогонной дизельной фракции при температуре 340°С; давлении водорода - 4,0 МПа; объемном соотношении водород/сырье - 600 Нм3 водорода/м3 сырья, объемной скорости сырья (рассчитанной как отношение объема смеси к объему катализатора) - 1,1 час-1. В качестве исходного сырья используют смесь, содержащую 70 мас. % прямогонной дизельной фракции и 30 мас. % рапсового масла, с содержанием серы - 0,7 мас. %, содержанием кислорода - 3,3 мас. %, содержанием азота - 115 мг/кг, плотностью - 0,866 г/см3. Данную смесь получают путем смешения прямогонной дизельной фракции и рапсового масла, свойства которых описаны в примере 2.

Показатели процесса гидрооблагораживания приведены в таблице 1.

Пример 2.

В примере согласно изобретению два реактора соединяли последовательно, в первый реактор помещали Ni-MoS2/Al2O3 катализатор гидроочистки (40 мл), а во второй - MoS2/Al2O3 катализатор гидродеоксигенации (20 мл); прямогонную дизельную фракцию и водород подавали в первый реактор, где протекали реакции гидроочистки. Выходящая из первого реактора смесь углеводородов, водорода и образовавшегося сероводорода смешивалась с рапсовым маслом перед входом во второй реактор. Сырье подавалось в таком количестве, чтобы доля рапсового масла в сырье составила 30 мас. %, а объемная скорость сырья равнялась объемной скорости, использованной в первом примере, - 1,1 час-1. Отношение водород/сырье, рассчитанное на общее количество дизельной фракции и рапсового масла, составляло 600 Нм3 водорода/м3 сырья, давление водорода - 4,0 МПа. Для тестирования катализаторов использовали прямогонную дизельную фракцию и рапсовое масло, использованные для приготовления смеси примера 1. Прямогонная дизельная фракция имеет следующие характеристики: содержание серы - 1,03 мас. %, содержание азота - 150 мг/кг, содержание кислорода - 680 мг/кг, плотность - 0,847 г/см3. Суммарная доля кислот С18 (олеиновой, линолевой, линоленовой и стеариновой) в использованном в работе растительном масле составляет 90,5% мас. %, содержание кислорода - 11,19 мас. %.

Показатели процесса гидрооблагораживания приведены в таблице 1.

Пример 3.

Способ совместного гидрооблагораживания дизельных фракций и рапсового масла по примеру 2, отличающийся тем, что отношение водород/сырье, рассчитанное на общее количество дизельной фракции и рапсового масла, составляло 510 Нм3 водорода/м3 сырья.

Показатели процесса гидрооблагораживания приведены в таблице 1.

Пример 4.

Способ совместного гидрооблагораживания дизельных фракций и рапсового масла по примеру 2, отличающийся тем, что объемная скорость подачи сырья составила 1,25 час-1.

Показатели процесса гидрооблагораживания приведены в таблице 1

Как видно из представленных примеров, проведение процесса совместного гидрооблагораживании прямогонной дизельной фракции с триглицеридами жирных кислот по предлагаемому способу (пример 2) обеспечивает более низкое содержание серы в продуктах по сравнению с прототипом (пример 1) в одних и тех же условиях проведения эксперимента - при температуре 340°С; давлении водорода - 4,0 МПа; объемном соотношении водород/сырье - 600 Нм3 водорода/м3 сырья, объемной скорости сырья - 1,1 час-1. В примере согласно прототипу остаточное содержание серы составляет 10,9±0,5 мг/кг, в то время как предлагаемый способ позволяет обеспечить глубокую гидроочистку при меньшем отношении водород/сырье (пример 3) и при большей объемной скорости (пример 4).

Таким образом, предлагаемый способ позволяет решить задачу повышения эффективности процесса совместного гидрооблагораживания триглицеридов жирных кислот и нефтяных фракций в низкосернистые углеводородные фракции с использованием Ni-MoS2/Al2O3 катализатора гидроочистки и MoS2/Al2O3 катализатора гидродеоксигенации.

1. Способ гидрооблагораживания триглицеридов жирных кислот (ТЖК) в смеси с нефтяными фракциями при повышенной температуре и давлении водорода на сульфидных катализаторах MoS2/Al2O3 и NiMo/Al2O3 в две стадии, отличающийся тем, что на первой стадии проводят гидроочистку прямогонной дизельной фракции в присутствии сульфидного NiMo/Al2O3 катализатора, затем полученную смесь углеводородов, водорода и сероводорода смешивают с триглицеридами жирных кислот и проводят реакцию гидродеоксигенации в присутствии сульфидного катализатора MoS2/Al2O3.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что гидрооблагораживание сырья проводят при температуре 340°С, давлении водорода 4,0 МПа, объемной скорости расхода сырья - 1,1-1,25 ч-1, суммарном объемном соотношении водород/сырье - 510-600 Нм33.



 

Похожие патенты:

Изобретение описывает топливную композицию для дизельных двигателей, которая в качестве присадки к дизельному топливу содержит 5-20% масс. смеси алкилнитратов спиртов С10-С13, 5-20% масс.

Изобретение раскрывает способ получения маловязкого судового топлива, включающий атмосферно-вакуумную перегонку нефти с выделением фракций, каталитический гидрокрекинг нефтяного сырья, компаундирование фракций, введение присадки в полученную смесь, при этом осуществляют компаундирование фракций прямогонного дизельного топлива 180-360°C и остатка гидрокрекинга в соотношении 65-70:35-30% и введение депрессорно-диспергирующей присадки в количестве 0,02-0,08% мас.

Изобретение относится к способу получения привитых полиалкил(мет)акрилатов и их применению. Способ получения привитых сополимеров полиалкил(мет)акрилата (А) включает получение основной цепи полимера, цепь содержит мономерные звенья (А1)-(А4), структура которых и количества определены, как в формуле изобретения, на цепь прививают мономер (А5) в количестве от 0,5% до 10 мас.
Изобретение раскрывает состав экологически чистого дизельного топлива (ЭЧДТ), включающий исходное дизельное топливо и эфирную добавку, при этом в качестве базового дизельного топлива используют гидроочищенное дизельное топливо, а в качестве эфирной добавки используют продукты этерификации жирных кислот растительного масла двухатомным спиртом – этиленгликолем, при следующем соотношении: гидроочищенное дизельное топливо 90-99; эфирная добавка 1-10.

Изобретение описывает противоизносную присадку к топливам для реактивных двигателей на основе карбоновых кислот, характеризующуюся тем, что она содержит олеиновую кислоту с массовой долей основного вещества не менее 99%, агидол-1 и толуол при следующем соотношении компонентов, % масс.: олеиновая кислота с массовой долей основного вещества не менее 99% - 60,0-80,0, агидол-1 - 1,0-2,0, толуол - остальное.

Композиция автомобильного бензина, включающая бензин каталитического риформинга, изомеризат, алкилбензин, бензин каталитического крекинга, отличающаяся тем, что бензин каталитического риформинга произведен на установке каталитического риформинга с непрерывной регенерацией платинового катализатора, а бензин каталитического крекинга представлен фракцией стабильного бензина и фракцией легкого бензина; дополнительно композиция содержит метил-трет-бутиловый эфир и антиокислительную присадку Агидол при следующем соотношении компонентов, мас.%: Технический результат заключается в получении автомобильного бензина, который соответствуют требованиям ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-2004), а также Техническим регламентам FIA и FIM с октановым числом по исследовательскому методу не менее 100 пунктов для современных гоночных, спортивных автомобилей, скутеров, мотоциклов, картов и форсированных внедорожников.

Изобретение относится к области транспортировки нефти и нефтепродуктов с помощью трубопроводов. Способ получения реагента для снижения гидродинамического сопротивления потока жидких углеводородов в трубопроводах включает полимеризацию альфа-олефинов С6-С14 в присутствии катализатора и активатора катализатора.

Предложенная группа изобретений относится к способам очистки тонкодисперсных частиц, в частности гидрофобных частиц, таких как уголь, от их примесей в водной среде и удаления технологической воды из продуктов до уровней, которые обычно можно обеспечить термической сушкой.

Изобретение раскрывает топливо для двигателей с воспламенением от сжатия, содержащее диметиловый эфир монооксиметилена, характеризующееся тем, что содержит по меньшей мере 80 мас.% диметилового эфира монооксиметилена и до 20 мас.% по меньшей мере одного оксигената н-полиоксаалканового типа, который выбран из группы, состоящей из диалкиловых эфиров полиоксиметилена формулы RO(-CH2O-)nR, где n = 4-10 и R - алкильная группа, диалкиловых эфиров полиэтиленгликоля и/или формалей моноалкильных эфиров полиэтиленгликоля, и цетановое число топлива составляет ≥48,6.

Изобретение раскрывает присадку к ультрамалосернистому дизельному топливу, которая содержит углеводородный растворитель, жирные кислоты таллового масла и дополнительно жирные кислоты растительных масел следующего состава, мас.% :- жирные кислоты таллового масла - 25-75;- жирные кислоты растительного масла - 15-65;- растворитель - остальное.Технический результат - уменьшение себестоимости присадки на 40-50% и расширение ресурсов сырья для ее выработки.

Изобретение относится к способу одновременного получения по меньшей мере двух углеводородных фракций с низким содержанием серы из смеси углеводородов, начальная температура кипения которых составляет от 35 до 100°С, а конечная температура кипения составляет от 260 до 340°С, и имеющих общее содержание серы от 30 до 10000 м.д.

Настоящее изобретение относится к способу обработки бензина, содержащего диолефины, олефины и сернистые соединения, в том числе меркаптаны, в котором: подают бензин в дистилляционную колонну (3), содержащую по меньшей мере одну реакционную зону (4), содержащую по меньшей мере один первый катализатор, содержащий подложку и по меньшей мере один элемент группы VIII, причем введение осуществляют на уровне ниже реакционной зоны (4), для взаимодействия по меньшей мере одной бензиновой фракции с катализатором из реакционной зоны (4) и превращения по меньшей мере части меркаптанов из указанной фракции в сернистые соединения путем реакции с диолефинами и получения десульфированного легкого бензина, отбираемого в голове указанной дистилляционной колонны (3); где способ дополнительно включает следующие стадии: отбирают промежуточную бензиновую фракцию на уровне выше реакционной зоны (4) и ниже верха дистилляционной колонны (3); в нижней части колонны отбирают тяжелый бензин, содержащий большинство сернистых соединений, приводят в контакт, в реакторе демеркаптанизации (13), указанную промежуточную бензиновую фракцию, возможно в присутствии водорода, со вторым катализатором в сульфидной форме, содержащим подложку, по меньшей мере один элемент, выбранный из группы VIII, и по меньшей мере один элемент, выбранный из группы VIB, причем содержание элемента группы VIII, выраженное на оксид, составляет от 1 и 30 % от общей массы катализатора, содержание элемента группы VIB, выраженное на оксид, составляет от 1 до 30 % от общей массы катализатора, чтобы получить поток, содержащий сульфиды; поток, выходящий из реактора демеркаптанизации, возвращают в дистилляционную колонну (3).
Изобретение относится к способу гидроочистки углеводородного сырья, содержащего соединения азота в количестве выше 250 в.ч./млн и имеющего средневзвешенную температуру кипения выше 380°С, включающему следующие стадии, на которых a) приводят в контакт в присутствии водорода указанное углеводородное сырье с по меньшей мере одним первым катализатором, включающим аморфную подложку на основе оксида алюминия, фосфор и активную фазу, образованную из по меньшей мере одного металла группы VIB в форме оксида и по меньшей мере одного металла группы VIII в форме оксида, причем указанный первый катализатор получен способом, включающим по меньшей мере один этап обжига, b) приводят в контакт в присутствии водорода поток, полученный на стадии а), с по меньшей мере одним вторым катализатором, включающим аморфную подложку на основе оксида алюминия, фосфор, активную фазу, образованную из по меньшей мере одного металла группы VIB и по меньшей мере одного металла группы VIII, и по меньшей мере одно органическое соединение, содержащее кислород и/или азот, причем указанный второй катализатор получен способом, включающим следующие этапы: i) приводят в контакт с подложкой по меньшей мере одно соединение металла группы VIB, по меньшей мере одно соединение металла группы VIII, фосфор и по меньшей мере одно органическое соединение, содержащее кислород и/или азот, с получением предшественника катализатора, ii) высушивают указанный предшественник катализатора, полученный на этапе i), при температуре ниже 200°С, без последующего обжига, с получением гидроочищенного потока.

Изобретение относится к полностью жидкостному способу гидрообработки исходного сырья среднедистиллятного топлива. Способ включает введение в контакт исходного сырья с разбавителем и водородом с получением смеси исходного сырья/разбавителя/водорода, где водород растворяют в смеси для получения жидкого сырья; введение в контакт смеси исходного сырья/разбавителя/водорода с катализатором гидрообработки в первой реакционной зоне с получением первого эффлюента продукта и введение в контакт первого эффлюента продукта с катализатором депарафинизации во второй реакционной зоне с получением второго эффлюента продукта, содержащего лигроин и среднедистиллятный продукт.

Изобретение относится к полностью жидкостному способу гидрообработки исходного сырья среднедистиллятного топлива. Способ включает введение в контакт исходного сырья с разбавителем и водородом с получением смеси исходного сырья/разбавителя/водорода, где водород растворяют в смеси для получения жидкого сырья; введение в контакт смеси исходного сырья/разбавителя/водорода с катализатором гидрообработки в первой реакционной зоне с получением первого эффлюента продукта и введение в контакт первого эффлюента продукта с катализатором депарафинизации во второй реакционной зоне с получением второго эффлюента продукта, содержащего лигроин и среднедистиллятный продукт.

Изобретение относится к способу получения углеводородных продуктов, включающему: а) приготовление углеводородного потока (С4), который преимущественно содержит разветвленные и неразветвленные углеводороды, каждый содержащий четыре атома углерода.

Настоящее изобретение относится к способу получения остаточного базового масла, который включает в себя по меньшей мере следующие стадии: (a) обеспечение парафинистого рафината минерального высоковязкого цилиндрового масла; (b) объединение парафинистого рафината минерального высоковязкого цилиндрового масла, обеспеченного на стадии (а), с произведенным способом Фишера-Тропша остаточным базовым маслом, подвергнутым каталитической депарафинизации, для получения смеси; и (c) депарафинизация растворителем смеси, полученной на стадии (b), для получения остаточного базового масла, при этом массовое отношение парафинистого рафината минерального высоковязкого цилиндрового масла к произведенному способом Фишера-Тропша остаточному базовому маслу, подвергнутому каталитической депарафинизации, на стадии (b) находится в диапазоне от 75:25 до 35:65.

Изобретение относится к способу гидроочистки углеводородного масла, использующему первый реактор и второй реактор, включающему (i) обеспечение первого потока водородсодержащего газа, нагрев первого потока водородсодержащего газа и углеводородного масла в нижней секции нагревательного устройства; (ii) гидроочистку углеводородного масла в первом реакторе с первым катализатором гидроочистки в присутствии первого потока водородсодержащего газа, обеспеченного на стадии (i), с получением первого выходящего потока; (iii) разделение первого выходящего потока, полученного на стадии (ii), на гидроочищенное углеводородное масло и использованный водородсодержащий газ с помощью отпарной колонны, использующей водородсодержащий газ в качестве отпарного газа, причем загрязненный водородсодержащий газ, содержащий использованный водородсодержащий газ и газообразные компоненты из первого выходящего потока, очищают с помощью колонны аминной абсорбции; (iv) обеспечение второго потока водородсодержащего газа, который нагрет в верхней секции указанного нагревательного устройства, которое расположено выше по потоку от первого реактора, с получением потока нагретого водородсодержащего газа; и (v) контактирование во втором реакторе по меньшей мере части потока нагретого водородсодержащего газа, полученного на стадии (iv), необязательно в присутствии по меньшей мере части гидроочищенного углеводородного масла, полученного на стадии (iii), со вторым катализатором гидроочистки для получения потока использованного водородсодержащего газа и второго выходящего потока, который содержит дополнительно гидроочищенное углеводородное масло, в том случае, когда гидроочищенное углеводородное масло, полученное на стадии (iii), также присутствует.

Настоящее изобретение обеспечивает способ гидроочистки углеводородов в полностью жидкостных реакторах с одним или несколькими независимыми рециркуляционными потоками жидкости.

Настоящее изобретение предусматривает способ гидрообработки углеводородов с неравномерным распределением объема катализатора среди двух или более слоев катализатора.

Настоящее изобретение относится к способу обработки бензина, содержащего диолефины, олефины и сернистые соединения, в том числе меркаптаны, в котором: подают бензин в дистилляционную колонну (3), содержащую по меньшей мере одну реакционную зону (4), содержащую по меньшей мере один первый катализатор, содержащий подложку и по меньшей мере один элемент группы VIII, причем введение осуществляют на уровне ниже реакционной зоны (4), для взаимодействия по меньшей мере одной бензиновой фракции с катализатором из реакционной зоны (4) и превращения по меньшей мере части меркаптанов из указанной фракции в сернистые соединения путем реакции с диолефинами и получения десульфированного легкого бензина, отбираемого в голове указанной дистилляционной колонны (3); где способ дополнительно включает следующие стадии: отбирают промежуточную бензиновую фракцию на уровне выше реакционной зоны (4) и ниже верха дистилляционной колонны (3); в нижней части колонны отбирают тяжелый бензин, содержащий большинство сернистых соединений, приводят в контакт, в реакторе демеркаптанизации (13), указанную промежуточную бензиновую фракцию, возможно в присутствии водорода, со вторым катализатором в сульфидной форме, содержащим подложку, по меньшей мере один элемент, выбранный из группы VIII, и по меньшей мере один элемент, выбранный из группы VIB, причем содержание элемента группы VIII, выраженное на оксид, составляет от 1 и 30 % от общей массы катализатора, содержание элемента группы VIB, выраженное на оксид, составляет от 1 до 30 % от общей массы катализатора, чтобы получить поток, содержащий сульфиды; поток, выходящий из реактора демеркаптанизации, возвращают в дистилляционную колонну (3).

Изобретение относится к способам совместного гидрооблагораживания триглицеридов жирных кислот и прямогонной дизельной фракции на сульфидных катализаторах с целью получения низкосернистых углеводородных фракций и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Полученные углеводородные фракции могут непосредственно использоваться в качестве дизельного топлива или могут быть при необходимости дополнительно обработаны в процессе изомеризации с целью улучшения низкотемпературных свойств. Предложен способ гидрооблагораживания триглицеридов жирных кислот в смеси с нефтяными фракциями при повышенной температуре и давлении водорода на сульфидных катализаторах MoS2Al2O3 и NiMoAl2O3 в две стадии, где на первой стадии проводят гидроочистку прямогонной дизельной фракции в присутствии сульфидного NiMoAl2O3 катализатора, затем полученную смесь углеводородов, водорода и сероводорода смешивают с триглицеридами жирных кислот и проводят реакцию гидродеоксигенации в присутствии сульфидного катализатора MoS2Al2O3. Технический результат - высокая эффективность процесса совместного гидрооблагораживания дизельных фракций и триглицеридов жирных кислот. 1 з.п. ф-лы, 1 табл. 4 пр.

Наверх