Подшипник скольжения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) длиной (L) вала (2) установленный в опорном корпусе (3) антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити круглого сечения, плотно уложенной на поверхности цапфы и зафиксированной на ней своими концами. Спираль выполнена из двух частей (длиной каждая - ). Направление витков нитей (4 и 5) этих частей встречное, направленное к центру цапфы. По торцам цапфы - участки вала, и между обеими частями спирали - цапфе, заданы уширения (6, 7, 8), диаметры которых больше диаметра цапфы, поверхности этих уширений, обращенные к виткам спирали, выполнены с наклоном (под углом α) относительно оси и плотно прилегающими к этим виткам. Технический результат: оптимизация конструкции подшипника скольжения и повышение надежности его работы. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин.

Известен подшипник скольжения, представляющий собой антифрикционный вкладыш, установленный в опорном корпусе и в котором расположена цапфа вала (см., например, Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил., стр. 291).

Недостаток данного подшипника состоит в том, что подобная конструкция вкладыша не обеспечивает необходимой долговечности подшипника, а сам подшипник - материалоемок.

В качестве прототипа взята конструкция подшипника скольжения по заявке на изобретение РФ №2015141029, кл. F16С 33/26, от 25.09.2015 г. Сущность ее состоит в том, что подшипник содержит укрепленный на цапфе вала антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити круглого сечения, плотно уложенной на поверхности спирали и зафиксированной своими концами на торцах этой цапфы. Радиус цапфы выполнен меньшим радиуса вала на величину радиуса нити. Участки вала на границах с цапфой выполнены с наклоном относительно оси вала с углом наклона, равным углу наклона витков спирали, и плотно прилегают к крайним виткам спирали. Участки поверхности цапфы на границах с прилегающими к ним участкам поверхности вала сопряжены с ними по радиусу нити спирали, а крайние витки нити спирали плотно прилегают к поверхности этих сопряжений.

Недостаток прототипа состоит в том, что навивка спирали антифрикционного вкладыша выполнена в одном направлении - это приводит к возникновению осевых сил, действующих на вкладыш и стремящихся сместить этот вкладыш в осевом направлении (к торцу подшипника, по направлению к которому выполнена навивка спирали вкладыша). Кроме того, при работе подшипника со смазыванием навивка спирали вкладыша способствует перемещению смазочного материала в этом же направлении. Это приводит к скапливанию смазочного материала у торца подшипника, по направлению к которому выполнена навивка спирали вкладыша, и стремлению смазочного материала вытисниться за пределы подшипника (со стороны этого его торца); остальные части подшипника (нуждаются в смазывании) будут испытывать смазочное голодание, что будет приводить к интенсификации изнашивания подшипника.

Изобретением решается задача оптимизации конструкции подшипника скольжения и повышения надежности его работы.

Для этого подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе вала антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити круглого сечения, плотно уложенной на поверхности цапфы и зафиксированной своими концами на цапфе, по торцам которой, участкам вала, прилегающим к этим торцам, задан диаметр, больший диаметра цапфы, а поверхности этих уширенных участков вала, обращенные к торцам спирали, выполнены с наклоном относительно оси вала и плотно прилегающими к крайним виткам спирали. Причем спираль выполнена из двух частей одинаковой длины, направления витков которых выполнены встречными, направленными к центру цапфы. Между обеими частями спирали расположен выступ цапфы, диаметр которого больше диаметра цапфы и поверхности которого больше диаметра цапфы, и поверхности которого, обращенные к обеим частям спирали, выполнены с наклоном относительно оси вала с углом наклона, равным углу наклона внутренних витков частей спирали, и плотно прилегающими к этим виткам.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен подшипник скольжения - вид сбоку, в разрезе.

На чертеже показаны: цапфа 1, вал 2, опорный корпус 3, нити спиралей антифрикционного вкладыша 4 и 5, наружные опорные выступы вала 6 и 7, внутренний опорный выступ цапфы 8, антифрикционные кольца 9 и 10, торцевые заглушки 11 и 12; длина L цапфы (1); диаметр спиралей антифрикционного вкладыша ; угол наклона витков нитей (4 и 5) спиралей антифрикционного вкладыша α.

Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе 1 длиной L вала 2 установленный в опорном корпусе 3 с зазором относительно этого корпуса антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити круглого сечения, состоящей из двух частей одинаковой длины из нитей 4 и 5 круглого сечения, плотно уложенных на поверхности цапфы, и зафиксированной своими концами на этой цапфе (не показано). Направление навивки витков обеих спиралей - встречное, направление - к центру подшипника; угол наклона нитей обеих спиралей - α. Помимо фиксации спиралей своими концами на цапфе, эти спирали зафиксированы на цапфе посредством двух уширений (опорных выступов) 6 и 7 участков вала 2, прилегающих к торцам цапфы 1, и одного уширения (опорного выступа 8) цапфы 1, расположенного между двумя частями спирали. Диаметры опорных выступов (6, 7, 8) больше диаметра цапфы. Поверхности этих выступов, обращенные к виткам спирали, наклонены относительно от вала (под углом α) и плотно прилегают к крайним виткам обеих частей спирали. Снаружи выступов 6 и 7 расположены антифрикционные кольца 9 и 10, прилегающие к этим выступам (6 и 7) и опорному корпусу 3. Снаружи колец 9 и 10, с прилеганием к ним, расположены торцевые заглушки 11 и 12.

При работе подшипника встречная навивка двух спиралей антифрикционного вкладыша предотвращает возникновение осевых сил, стремящихся сместить этот вкладыш по оси цапфы. А при работе подшипника со смазыванием встречная навивка спиралей вкладыша предотвращает скапливание смазочного материала у одного из торцов подшипника и обеспечивает надежное смазывание подшипника.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция подшипника скольжения обеспечивает его износостойкость и надежность его работы. Причем это имеет место при любом направлении вращения вала и - подшипника, установленного на нем.

Подшипник скольжения, содержащий укрепленный на цапфе вала антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити круглого сечения, плотно уложенной на поверхности цапфы и зафиксированной своими концами на цапфе, по торцам которой, участкам вала, прилегающим к этим торцам, задан диаметр, больший диаметра цапфы, а поверхности этих уширенных участков вала, обращенные к торцам спирали, выполнены с наклоном относительно оси вала и плотно прилегающими к крайним виткам спирали, отличающийся тем, что спираль выполнена из двух частей одинаковой длины, направления витков которых выполнены встречными, направленными к центру цапфы; а между этими частями спирали расположен выступ цапфы, диаметр которого больше диаметра цапфы и поверхности которого больше диаметра цапфы, и поверхности которого, обращенные к обеим частям спирали, выполнены с наклоном относительно оси вала с углом наклона, равным углу наклона внутренних витков частей спирали, и плотно прилегающими к этим виткам.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленной в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали (4) из нити круглого сечения диаметром d, уложенной на цапфе, вдоль всей ее длины L, и зафиксированной своими концами на торцах этой цапфы.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленной в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали, нить (4) диаметром которой уложена на цапфе вдоль всей ее длины (L) и зафиксирована своими концами на торцах цапфы (1).

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленного в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити (4) круглого сечения, уложенной по окружности цапфы вдоль ее длины и зафиксированной своими концами на торцах цапфы.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленной в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити (4) круглого сечения, диаметром уложенной на цапфе (1) вдоль всей ее длины (L) и зафиксированной своими концами на торцах этой цапфы (1).

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленной в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали, из нити (4) круглого сечения, витки которой прилегают друг к другу и плотно уложены на поверхности цапфы (1), а концы спирали зафиксированы на торцах этой цапфы (1).

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленной в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити (4) круглого сечения, плотно уложенной на поверхности цапфы (1) и зафиксированной своими концами на торцах этой цапфы (1).

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипника скольжения. Способ включает нанесение полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующей опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удаление шаблона и механическую обработку покрытия.

Изобретение относится к втулке скольжения (10) и элементу скольжения (1). Втулка (10), вставляемая в несущее тело (2) элемента скольжения (1), имеющего поверхность скольжения (8), имеет обращенную к партнеру по скольжению торцевую поверхность (20) и периферийную поверхность (18), по меньшей мере, с одним ребром (12), проходящим в направлении продольной оси втулки (10).

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для шарнирных соединений и опор скольжения, работающих в возвратно-вращательном режиме. Подшипник скольжения содержит вал (1), наружное кольцо (2) и размещенный между ними спиральный вкладыш (3) в виде винтовой пружины, выполненный подвижным с возможным поворотом в одном направлении и с возможностью регулирования сжатия его через торцевые опорные элементы, из которых один неподвижный, а другой подвижный.

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипника скольжения. .

Изобретение относится к узлам трения гидромашин, гребных валов и прочим, работающим при высоких нагрузках. Предложен способ изготовления вкладыша подшипника скольжения, выполненного из армированного волокном эпоксидного пластика с заформованной в него системой цилиндрических элементов из политетрафторэтилена, закрепленной с помощью надрезов и изгиба в пластике, причем эти элементы равномерно охватывают всю поверхность трения вкладыша.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленной в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали (4) из нити круглого сечения диаметром d, уложенной на цапфе, вдоль всей ее длины L, и зафиксированной своими концами на торцах этой цапфы.

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в узлах трения, работающих в условиях сухого трения и химически агрессивных средах. Металлополимерный подшипник скольжения состоит из металлической втулки, на которую нанесен слой антифрикционного полимерного нанокомпозиционного материала.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленной в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали, нить (4) диаметром которой уложена на цапфе вдоль всей ее длины (L) и зафиксирована своими концами на торцах цапфы (1).

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленного в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити (4) круглого сечения, уложенной по окружности цапфы вдоль ее длины и зафиксированной своими концами на торцах цапфы.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленной в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити (4) круглого сечения, диаметром уложенной на цапфе (1) вдоль всей ее длины (L) и зафиксированной своими концами на торцах этой цапфы (1).

Изобретение относится к самосмазывающемуся направляющему устройству для сочленений любого рода. Направляющее устройство в форме металлического кольца (1) для монтажа штифта с трением и со способностью к сочленению и/или скольжению, с отверстием кольца, содержащим поверхность трения и рабочие конструкции (1а), пригодные для выполнения функции запасания смазки в зоне трения.

Изобретение относится к самосмазывающимся шарнирам. Изобретение предпочтительно применяется для всех типов шарниров, требующих действия в отсутствие смазки, то есть с самосмазывающим действием, и действующих под высокими нагрузками в динамическом режиме.

Изобретение относится к области самосмазывающихся соединений, в частности к конструкции оси в шаровом шарнире или опоре, имеющей поступательное или вращательное направление хода.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении разъемного вкладыша опорного подшипника скольжения. Изготавливают два металлических полукольца расточкой в сборе под внутренний диаметр опорного подшипника.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленной в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали (4) из нити круглого сечения диаметром d, уложенной на цапфе, вдоль всей ее длины L, и зафиксированной своими концами на торцах этой цапфы.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе длиной вала установленный в опорном корпусе антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити круглого сечения, плотно уложенной на поверхности цапфы и зафиксированной на ней своими концами. Спираль выполнена из двух частей. Направление витков нитей этих частей встречное, направленное к центру цапфы. По торцам цапфы - участки вала, и между обеими частями спирали - цапфе, заданы уширения, диаметры которых больше диаметра цапфы, поверхности этих уширений, обращенные к виткам спирали, выполнены с наклоном относительно оси и плотно прилегающими к этим виткам. Технический результат: оптимизация конструкции подшипника скольжения и повышение надежности его работы. 1 ил.

Наверх