Подшипник скольжения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) вала антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити (4), витки которой плотно прилегают друг к другу по всей длине цапфы (1) и зафиксированной своими концами на торцах цапфы (1). Поперечное сечение нити имеет вид фигуры, составленной из прямоугольника (ab, bc, cd, da), примыкающего к цапфе (1) одной своей стороной (ab), и равнобочной трапеции (основание которой - eƒ, вершина - gƒ, стороны - ƒg и he). Основание (eƒ) равновелико стороне (ab) прямоугольника и примыкает к противоположной стороне (cd) прямоугольника. Свободное пространство между боковыми сторонами соседних витков спирали полностью заполнено твердым смазочным материалом (5). Технический результат: повышение надежности работы подшипника. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин.

Известен подшипник скольжения, представляющий собой антифрикционный вкладыш, установленный в опорном корпусе, и в котором расположена цапфа вала - см., например, «Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 1986. - 359 с: ил.», стр. 291.

Недостаток данного подшипника состоит в том, что подобная конструкция вкладыша не обеспечивает необходимой долговечности подшипника, а сам подшипник - материалоемок.

В качестве прототипа взята конструкция подшипника скольжения по А.С. СССР №270406, кл. F16C 33/24, опубл. 08.05.70 г., Бюл. №16. Сущность его состоит в том, что подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе вала антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали, нить которой плотно уложена на поверхности цапфы и зафиксирована своими концами на торцах цапфы, а поперечное сечение нити имеет круглую форму.

Недостаток прототипа состоит в том, что витки спирали антифрикционного вкладыша выполнены из нити круглого сечения. Поэтому нагрузка, воспринимаемая спиралью, воспринимается только верхом ее витков, и контакт вкладыша с опорным корпусом происходит по узкой винтовой линии, проходящей через вершины этих витков, вдоль них - по спиральной линии. Это способствует созданию большой удельной нагрузки на витки спирали, что приводит к усиленному изнашиванию нити витков (верха нити). А усиленное изнашивание нити (вследствие малой площади контакта спирали с опорой корпуса) приводит к уменьшению высоты нити витков и к увеличению зазора между спиралью и опорным корпусом. Это способствует возникновению люфта подшипника и биению вала, что может привести к выходу подшипника из строя.

Изобретением решается задача надежности работы подшипника.

Для этого подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе вала антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити, витки которой плотно прилегают друг к другу по всей длине цапфы и зафиксированной своими концами на торцах цапфы. Причем поперечное сечение нити имеет вид фигуры, составленной из прямоугольника, примыкающего к цапфе одной своей стороной, и равнобочной трапеции, основание которой равновелико этой стороне прямоугольника и примыкающей этим основанием к противоположной стороне прямоугольника. А свободное пространство между боковыми сторонами соседних витков спирали полностью заполнено твердым смазочным материалом.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: подшипник скольжения - вид сбоку в разрезе (фиг. 1) и фрагмент этого подшипника, в сечении (фиг. 2).

На чертежах показаны: цапфа 1 вала, вал 2, опорный корпус 3, зазор Δ, витки нити 4 спирали антифрикционного вкладыша; длина L цапфы; стороны прямоугольника ab, bc, cd, da; стороны равнобочной трапеции - eƒ, ƒg, gf, ha; величина ширины основания нити - a1; величина высоты нити - b1; величина ширины вершины нити - a2; величина ширины свободного пространства - a3; величина высоты свободного пространства - b2; твердый смазочный материал - 5.

Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе 1 вала 2, установленной в опорном корпусе 3, с зазором Δ относительно этого корпуса, антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити 4. Витки нити спирали плотно прилегают друг к другу по всей длине L цапфы и зафиксированы своими концами на торцах цапфы. Поперечное сечение нити спирали имеет вид фигуры, составленной из прямоугольника (со сторонами ab, bc, cd, da), примыкающего к цапфе одной своей стороной (ab), и равнобочной трапеции (основание которой - eƒ, вершина - gƒ, стороны - ƒg и he), основание трапеции (eƒ) равновелико сторонам прямоугольника ab и cd. Трапеция своим основанием (eƒ) примыкает к стороне cd прямоугольника. Прямоугольник и трапеция образуют фигуру со сторонами ab, bc(ƒ), c(ƒ)g, gh, he(d) и da. Величина ширины основания нити 4 - а1, величина высоты нити - b1, высота ширины вершины нити - a2 (меньше величины a1). Между боковыми сторонами соседних нитей (4) образуется свободное пространство (шириной a3 и высотой b2), а между витками нити 4 образуется винтовая канавка. Эта винтовая канавка на всем протяжении (L) длины цапфы 1 полностью заполнена твердым смазочным материалом (5).

При работе подшипника его антифрикционный вкладыш воспринимает действующие на него нагрузки по верху витков нити 4 спирали. Каждый виток воспринимает нагрузку по ширине - a2. Суммарная длина опорной поверхности вкладыша: Σ=a2⋅n, где n - количество витков нити 4 спирали вкладыша. Твердый смазочный материал 5, размещенный в винтовой канавке (в свободных пространствах между боковыми сторонами соседних витков спирали), по всему ее объему и по всей длине L цапфы, способствует смазыванию зоны трения подшипника и снижению интенсивности его изнашивания.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция подшипника скольжения позволяет снизить удельные нагрузки на витки нити спирали антифрикционного вкладыша, что способствует снижению интенсивности изнашивания витков. Наличие твердого смазочного материала в зоне трения спирали вкладыша также способствует снижению изнашивания витков вкладыша. В совокупности это повышает надежность работы подшипника.

Подшипник скольжения, содержащий укрепленный на цапфе вала антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити, витки которой плотно прилегают друг к другу по всей длине цапфы и зафиксированной своими концами на торцах цапфы, отличающийся тем, что поперечное сечение нити имеет вид фигуры, составленной из прямоугольника, примыкающего к цапфе одной своей стороной, и равнобочной трапеции, основание которой равновелико этой стороне прямоугольника и примыкающей этим основанием к противоположной стороне прямоугольника; а свободное пространство между боковыми сторонами соседних витков спирали полностью заполнено твердым смазочным материалом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) длиной (L) вала (2) установленный в опорном корпусе (3) антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити круглого сечения, плотно уложенной на поверхности цапфы и зафиксированной на ней своими концами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленной в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали (4) из нити круглого сечения диаметром d, уложенной на цапфе, вдоль всей ее длины L, и зафиксированной своими концами на торцах этой цапфы.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленной в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали, нить (4) диаметром которой уложена на цапфе вдоль всей ее длины (L) и зафиксирована своими концами на торцах цапфы (1).

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленного в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити (4) круглого сечения, уложенной по окружности цапфы вдоль ее длины и зафиксированной своими концами на торцах цапфы.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленной в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити (4) круглого сечения, диаметром уложенной на цапфе (1) вдоль всей ее длины (L) и зафиксированной своими концами на торцах этой цапфы (1).

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленной в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали, из нити (4) круглого сечения, витки которой прилегают друг к другу и плотно уложены на поверхности цапфы (1), а концы спирали зафиксированы на торцах этой цапфы (1).

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленной в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити (4) круглого сечения, плотно уложенной на поверхности цапфы (1) и зафиксированной своими концами на торцах этой цапфы (1).

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипника скольжения. Способ включает нанесение полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующей опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удаление шаблона и механическую обработку покрытия.

Изобретение относится к втулке скольжения (10) и элементу скольжения (1). Втулка (10), вставляемая в несущее тело (2) элемента скольжения (1), имеющего поверхность скольжения (8), имеет обращенную к партнеру по скольжению торцевую поверхность (20) и периферийную поверхность (18), по меньшей мере, с одним ребром (12), проходящим в направлении продольной оси втулки (10).

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для шарнирных соединений и опор скольжения, работающих в возвратно-вращательном режиме. Подшипник скольжения содержит вал (1), наружное кольцо (2) и размещенный между ними спиральный вкладыш (3) в виде винтовой пружины, выполненный подвижным с возможным поворотом в одном направлении и с возможностью регулирования сжатия его через торцевые опорные элементы, из которых один неподвижный, а другой подвижный.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) длиной (L) вала (2) установленный в опорном корпусе (3) антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити круглого сечения, плотно уложенной на поверхности цапфы и зафиксированной на ней своими концами.

Изобретение относится к узлам трения гидромашин, гребных валов и прочим, работающим при высоких нагрузках. Предложен способ изготовления вкладыша подшипника скольжения, выполненного из армированного волокном эпоксидного пластика с заформованной в него системой цилиндрических элементов из политетрафторэтилена, закрепленной с помощью надрезов и изгиба в пластике, причем эти элементы равномерно охватывают всю поверхность трения вкладыша.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленной в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали (4) из нити круглого сечения диаметром d, уложенной на цапфе, вдоль всей ее длины L, и зафиксированной своими концами на торцах этой цапфы.

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в узлах трения, работающих в условиях сухого трения и химически агрессивных средах. Металлополимерный подшипник скольжения состоит из металлической втулки, на которую нанесен слой антифрикционного полимерного нанокомпозиционного материала.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленной в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали, нить (4) диаметром которой уложена на цапфе вдоль всей ее длины (L) и зафиксирована своими концами на торцах цапфы (1).

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленного в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити (4) круглого сечения, уложенной по окружности цапфы вдоль ее длины и зафиксированной своими концами на торцах цапфы.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленной в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити (4) круглого сечения, диаметром уложенной на цапфе (1) вдоль всей ее длины (L) и зафиксированной своими концами на торцах этой цапфы (1).

Изобретение относится к самосмазывающемуся направляющему устройству для сочленений любого рода. Направляющее устройство в форме металлического кольца (1) для монтажа штифта с трением и со способностью к сочленению и/или скольжению, с отверстием кольца, содержащим поверхность трения и рабочие конструкции (1а), пригодные для выполнения функции запасания смазки в зоне трения.

Изобретение относится к самосмазывающимся шарнирам. Изобретение предпочтительно применяется для всех типов шарниров, требующих действия в отсутствие смазки, то есть с самосмазывающим действием, и действующих под высокими нагрузками в динамическом режиме.

Изобретение относится к области самосмазывающихся соединений, в частности к конструкции оси в шаровом шарнире или опоре, имеющей поступательное или вращательное направление хода.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) длиной (L) вала (2) установленный в опорном корпусе (3) антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити круглого сечения, плотно уложенной на поверхности цапфы и зафиксированной на ней своими концами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе вала антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити, витки которой плотно прилегают друг к другу по всей длине цапфы и зафиксированной своими концами на торцах цапфы. Поперечное сечение нити имеет вид фигуры, составленной из прямоугольника, примыкающего к цапфе одной своей стороной, и равнобочной трапеции. Основание равновелико стороне прямоугольника и примыкает к противоположной стороне прямоугольника. Свободное пространство между боковыми сторонами соседних витков спирали полностью заполнено твердым смазочным материалом. Технический результат: повышение надежности работы подшипника. 2 ил.

Наверх