Способ телесно-ориентированной психотерапии


A61H1/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2654661:

Филиппов Николай Борисович (RU)

Изобретение относится к области медицины и психотерапии, в частности к методам индивидуального, группового и семейного телесно-ориентированного психотерапевтического лечения, реабилитации и профилактики психических расстройств, зависимостей, психосоматических заболеваний пациентов. Проводят сочетание психотерапевтических сеансов с психофизической нагрузкой, динамическими, статическими упражнениями и релаксирующими дыхательными упражнениями. При этом, по результатам психотерапевтического сеанса разрабатывают индивидуально для этого пациента изображение негативного стрессора, являющегося причиной психических проблем пациента. При проведении психофизического занятия используют указанное изображение негативного стрессора, предназначенное для эмоционально окрашенного нанесения ударов пациентом с применением спортивной техники одного из видов единоборств, и представляющее собой спортивный снаряд, изготовленный из эластичного материала, на который нанесено изображение негативного стрессора, и закрепленное на уровне лица и груди пациента на спортивном снаряде. Способ позволяет выработать положительное отношение к здоровому образу жизни, приобщает к физкультуре и спорту, способствует снижению веса, а также дает устойчивый эффект в телесно-ориентированной психокоррекции поведения за счет применения психотерапевтических воздействий и спортивной техники с использованием изображения негативного стрессора для снятия эмоциональной напряженности произошедших и предстоящих психотравмирующих ситуаций с формированием продуктивных стереотипов стрессового поведения, повышением стрессоустойчивости, усилением мотивации при желании изменить образ жизни и избавиться от вредных привычек. 8 з.п.ф-лы, 2 пр.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к способам телесно-ориентированной психотерапии как практически здоровых людей, подверженных воздействию стрессов, а также желающих избавиться от вредных привычек, так и для лечения пациентов, страдающих психическими расстройствами, зависимостями, психосоматическими заболеваниями. Противопоказаниями являются острые психопатические состояния и слабоумие. Способ легко осваивается пациентами, не занимает много времени, позволяет не менять привычный распорядок дня и не требует больших материальных затрат.

Природный биологический стресс сопровождается возбуждением симпатической нервной системы, проявляется в повышении физиологической и психологической активности, подготовке сердечно-сосудистой и мышечной систем к интенсивной мышечной работе для устранения опасности или утоления голода.

Жизнь в современном обществе насыщена отрицательными эмоциями и психологическими стрессами, вызываемыми различными психотравмирующими факторами (ПТФ), которых не существует в природных условиях, например, выдуманная опасность, негативные воспоминания из прошлого или предполагаемые события будущего, многочисленные коммуникативные, производственные, бытовые проблемы.

Природные программы поведения человека в современных психотравмирующих ситуациях вступают в противоречие с социальными нормами и условиями интеллектуальной деятельности. Обоснованной физиологически интенсивной мышечной работы в ответ на воздействие ПТФ, как правило, не происходит, что приводит к избыточной активации симпатической или парасимпатической нервных системы, состоянию нервно-эмоциональной импульсной или тормозной напряженности, снижению работоспособности и эффективности функционирования систем и органов.

Низкая стрессоустойчивость ведет к формированию устойчивых стереотипов дезадаптивного поведения, к регулярному завершению психотравмирующих ситуациях (ПТС) не на стадии адаптации к ПТФ, а на стадии истощения физиологических и психологических ресурсов организма, что является основной причиной появления вредных привычек, зависимостей, психических расстройств и психосоматических заболеваний.

Известен способ борьбы со стрессом, относящийся к телесно-ориентированной психотерапии и лечебно-оздоровительной гимнастике (RU 2584088, опубл. 20.05.2016 г.). Способ представляет собой поэтапное выполнение упражнений, в основе которых лежит осуществление движений в танцевальном ритме, и упражнений, направленных на тренировку групп мышц верхнего плечевого пояса, верхнего и нижнего пресса, спины, бедер, ягодиц с чередованием упражнений на растяжку, скрутку и балансировку тела, а также дыхательную гимнастику.

Однако известный способ не дает должного результата при лечении пациентов, т.к. не позволяет эффективно осуществлять нейтрализацию воздействия специфического ПТФ на конкретного пациента.

Известен способ лечения зависимости от азартных игр, включающий психотерапию, основанную на методике «похорон смерти», которая предусматривает необходимость выкапывания могилы и ритуального захоронения смерти после каждого срыва пациента (RU 2339411, опубл. 27.11.2008 г.).

Однако известный способ лечения не подходит для пациентов с низкими психическими и физическими ресурсами, труден в осуществлении, малопригоден для лечения, реабилитации и профилактики психических нарушений, зависимостей и психосоматических заболеваний.

Известен способ повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости, включающий проведение терапевтического фехтования (RU 2431506, опубл. 27.07.2004 г.), который использует спортивную технику фехтования для налаживания контакта между специалистом и пациентом, но не позволяет избирательно повышать специфическую стрессоустойчивость.

Наиболее близким к заявляемому является способ антидепрессивного воздействия на эмоциональную сферу человека и способ реабилитации больных с синдромом зависимости от психоактивных веществ и больных с эмоционально-аффективными нарушениями (RU 2203015, опубл. 27.04.2003 г.).Способ включает комплекс динамических и статических физических упражнений. Каждое динамическое упражнение основано на ритмически повторяющихся движениях, выполняемых синхронно с дыханием до преодоления дискомфортных ощущений. Каждое статическое упражнение основано на удерживании позы. Первый этап осуществляют в течение 15-40 дней в условиях стационара, второй этап - в течение 30-60 дней амбулаторно.

Статические упражнения являются искусственными и представляют собой мышечные перенапряжения отдельных групп мышц для снятия повышенного мышечного тонуса, особенно мышц воротниковой зоны, что сопровождается повышенным психическим напряжением.

Таким образом, известный способ эффективен при лечении алкоголиков и наркоманов, но неэффективен при профилактике, реабилитации и индивидуальном лечении пациентов с психическими расстройствами, различного рода зависимостями, психосоматическими заболеваниями, а также для психокоррекции поведения и повышения стрессоустойчивости и мотивации практически здоровых пациентов.

Технический результат при реализации заявляемого способа заключается в повышении эффективности и стабильности индивидуальной телесно-ориентированной психотерапии пациентов, страдающих психическими расстройствами, зависимостями, психосоматическими заболеваниями, и телесно-ориентированной психокоррекции практически здоровых людей, подверженных воздействию стрессов, а также желающих избавиться от вредных привычек. Технический результат достигается за счет сочетания положительного соматовегетативного воздействия интенсивной мышечной работы при выполнении психофизических упражнений и психотерапевтического воздействия с использованием изображения негативного стрессора (ИНС), что обеспечивает нейтрализацию стресс-гормонов, выработку антистрессовых гормонов у пациента и перевод психологического напряжения психотравмирующих ситуаций (ПТС) в безопасный для пациента и окружающих вид деятельности.

Сущность изобретения заключается в том, что способ телесно-ориентированной психотерапии, основанный на чередовании психотерапевтических сеансов и психофизических занятий, проводимых с пациентом, согласно п. 1. формулы, состоит из основного этапа длительностью 2-3 месяца и поддерживающего этапа длительностью до 2-х лет,

основной этап включает предварительный психотерапевтический сеанс, еженедельные психотерапевтические сеансы, психофизические занятия пациента со специалистом и спортивным инструктором 3-5 раз в неделю, выполнение пациентом самостоятельных психофизических занятий в комфортных для нему условиях и заданий специалиста,

поддерживающий этап включает психотерапевтические сеансы 1 раз в месяц, психофизические занятия пациента со специалистом и спортивным инструктором 1-2 раз в месяц, выполнение пациентом самостоятельных психофизических занятий и заданий специалиста,

во время предварительного психотерапевтического сеанса специалист разрабатывает индивидуально для пациента изображение образа негативного стрессора,

при проведении психофизического занятия используют указанное изображение негативного стрессора, изготовленное индивидуально для пациента, предназначенное для эмоционально окрашенного нанесения ударов пациентом с применением спортивной техники одного из видов единоборств и представляющее собой устройство, изготовленное из различных эластичных рулонных материалов, на которое нанесено изображение специфического ПТФ, являющегося причиной психических проблем пациента, закрепленное различными техническими способами на уровне лица и груди пациента на спортивных снарядах,

психофизические занятия включают подготовку, разминку, основную часть, заминку, релаксацию и условно-рефлекторное подкрепление позитивного отношения к занятию,

основная часть психофизических занятий включает чередование упражнений технической тренировки, статических психофизических, динамических психофизических и релаксирующих дыхательных психофизических упражнений (РДПУ),

статические психофизические упражнения выполняют, стоя в базовой стойке перед изображением негативного стрессора или зеркалом с обязательным контролем правильного сочетания статического перенапряжения мышц и дыхания пациента, упражнения сопровождаются образными представлениями и самостоятельным или внешним суггестивным внушением с применением тонизирующих словесных формул,

динамические психофизические упражнения (ДПФУ) представляют собой эмоционально окрашенное нанесение ударов по спортивному снаряду с закрепленным на нем ИНС с обязательным контролем синхронности нанесения ударов и интенсивного выдоха, с выраженным эмоциональным напряжением, воспроизведением крика, которые сопровождаются образными представлениями и самостоятельным или внешним суггестивным внушением с применением тонизирующих словесных формул,

РДПУ пациент выполняет стоя, они представляют собой 5-7 успокаивающих дыхательных движений в стиле восточных единоборств и оздоровительных практик с концентрацией внимания на выполнении медленного выдоха с участием мышц живота и комфортной паузы и сопровождаются плавным движение рук, самостоятельным или внешним суггестивным внушением с помощью успокаивающих словесных формул и образными представлениями нейтрализации психотравмирующего фактора.

Заявляемый способ позволяет не направлять нервно-эмоциональное импульсное напряжение, возникающее у пациента, на других, затрудняя личные взаимоотношения, а также на самого себя, обвиняя себя и других и угнетая высшую нервную деятельность, а «выбросить» отрицательную энергию с помощью ударов, нанесенных в воображаемого «врага», усилив выработку антистрессовых гормонов и вызывая нейтрализацию стресс-гормонов.

Статические психофизические упражнения по заявляемому способу не являются искусственным малополезным длительным удержанием неудобных поз (по прототипу), а служат для снятия повышенного мышечного тонуса, особенно мышц воротниковой зоны, характерного для постоянного повышения психического напряжения.

Выполнение динамических психофизических упражнений (ДПФУ) с использованием ИНС является не просто мышечной работой, а моделированием специфической ПТС, позволяющим эффективнее повышать стрессоустойчивость.

Сочетание психотерапевтических сеансов с психофизической нагрузкой, динамическими, статическими упражнениями и релаксирующими дыхательными упражнениями показали высокие результаты, а именно высокую эффективность и стабильность индивидуальной телесно-ориентированной психотерапии пациентов, страдающих психическими расстройствами, зависимостями, психосоматическими заболеваниями, и телесно-ориентированной психокоррекции практически здоровых людей, подверженных воздействию стрессов, а также желающих избавиться от вредных привычек.

Заявляемый способ осуществляется следующим образом.

Включает основной и поддерживающий этапы. Основной этап длится 2-3 месяца, поддерживающий этап - до 2-х лет.

Основной этап включает предварительный психотерапевтический сеанс, включающий беседу или несколько бесед специалиста с пациентом, по результатам которых разрабатывает индивидуально для этого пациента ОНС) и при необходимости также изображение позитивного образа (ИПО).

Во время беседы, которая длится 1-2 часа, специалист осуществляет:

- сбор анамнеза, исследование экономических, социологических, этнических и религиозных особенностей условий жизни пациента;

- оценку и психоанализ эмоционального состояния, степени и характера мотивации, индивидуально-психологических особенностей личности пациента, наличия необходимых физиологических и психологических ресурсов;

- анализ причин возникновения специфической психотравмирующей ситуации (ПТС), негативного когнитивно-поведенческого стереотипа с составлением иерархической шкалы ПТС по степени воздействия;

- объясняет пациенту в доступной форме лечебного воздействия заявленного способа лечения, логически обосновывает необходимость доверия к телесно-ориентированной психотерапии как к эффективному методу лечения, объясняет необходимость соблюдения техники безопасности;

- механизм участия нервной, гормональной и мышечной систем, сознания и подсознания в развитии ПТС, значение важности освоения приемов психологической саморегуляции, выработки нового позитивного, адаптивного когнитивно-поведенческого стиля для сохранения психического здоровья и предупреждения развития психосоматических заболеваний;

- объясняет пациенту в доступной форме механизм лечебного действия нового способа лечения; логически обосновывает необходимость доверия к новому способу телесно-ориентированной психотерапии как к эффективному методу лечения; объясняет необходимость соблюдения техники безопасности;

- с учетом индивидуально-психологических особенностей личности пациента, специфики психологических проблем, наличия ресурсов проводит эффективное целеполагание, включающее позитивную логическую и образную формулировку цели, принципиальную достижимость, максимальную конкретность, высокую степень зависимости достижения цели от пациента;

- производит выбор или создание с помощью компьютерной программы изображение ИПО;

- совместно с пациентом составляет распорядок дня пациента в рабочие и выходные дни, в котором поминутно расписано чередование времени трудовой, учебной и бытовой занятости, приемов пищи, сна и отдыха, занятий психофизической нагрузкой.

Предварительный сеанс психотерапии производится за 5-7 дней до основного курса, в течение которого производится разработка и изготовление индивидуального для конкретного пациента ИНС и ИПО.

Основной этап телесно-ориентированной психотерапии пациент проходит со специалистом и спортивным инструктором в течение 2-3 месяцев 3-5 раз в неделю.

Основной этап предусматривает также еженедельный психотерапевтический сеанс длительностью 1-1,5 часа, который специалист проводит в форме индивидуальных, групповых или семейных бесед, тематических дискуссий, ролевых тренингов с применением различных методов и способов психотерапии.

Специалист самостоятельно определяет длительность психотерапевтического сеанса, количество занятий, методы и способы психотерапевтического воздействия: нейро-лингвистическое программирование, позитивное визуально-вербальное программирование, рациональная психотерапия, аутогенная тренировка, медитация, дыхательные релаксирующие техники и т.п.

Специалист при проведении психотерапевтического сеанса учитывает индивидуально-психологических особенностей личности пациента и наличие необходимых психологических ресурсов, т.е. повышенную или пониженную эмоциональность, коммуникабельность, педантизм, чувство долга, собственного достоинства, уровень воли, интеллекта, художественно-графические способности, состояние здоровья, внешние данные, религиозность, политические пристрастия, благоприятное окружение, социальный статус, наличие увлечений и т.п..

Каждое психологическое качество пациента, особенно акцентуированное, может приносить пользу при формировании продуктивного стереотипа стрессового поведения, например, повышенная боязливость может принять форму полезной осторожности и патологической фобии. Актуализация чувства стыда может помочь в преодолении повышенной раздражительности при внушении пациенту стыда за отрицательные эмоциональные выплески.

Пессимизм способствует повышению спокойствия, готовности к стрессу. Повышенная эмоциональность может стимулировать поиск продуктивного выхода из стрессовой ситуации.

Использование ресурсов пациента позволяет применить метод девальвации ПТФ, понизить его значимость, позитивно интерпретировать этот фактор как незначительный, контролируемый, прошедший, не наступивший, нуждающийся в сочувствии и понимании. Для позитивной интерпретации ПТФ могут быть применены логика, юмор, гротеск, сравнение. При использовании нескольких ресурсов учитывают их баланс, соотношение, особенности синергического или антагонистического взаимодействия.

Рекомендуется приглашать на сеанс пациентов, которым заявляемый способ помог избавиться от психологических проблем и улучшить состояние физиологического и психического здоровья.

Психофизические занятия пациента проводят со специалистом и спортивным инструктором 3-5 раз в неделю и включает подготовку, разминку, основную часть, заминку, релаксацию и условно-рефлекторное подкрепление позитивного отношения к занятию.

При подготовке к психофизическим занятиям используют разработанное индивидуально для пациента ИНС, которое предназначено для эмоционально окрашенного нанесения ударов пациентом с применением спортивной техники одного из видов единоборств.

ИНС представляет собой устройство, изготовленное из различных эластичных рулонных материалов, на которое нанесено изображение специфического психотравмирующего фактора, являющегося причиной психических проблем данного пациента, закрепленное различными техническими способами на уровне лица и груди пациента на спортивном снаряде.

ИНС может быть нанесено с помощью сольвентной печати на ПВХ-ткань и закреплено различными техническими способами (текстильная застежка, шнуровка, самоклеящаяся поверхность) на спортивный снаряд, предназначенный для нанесения ударов частями тела или предметами.

Спортивным снарядом может служить боксерский подвесной мешок, надувная напольная груша, подушка настенная, подушка для работы в парах, лапы. Дополнительно устройство может быть оборудовано системой воспроизведения звуков и слов в ответ на нанесение по нему удара. Изображение может быть объемным и менять цвет в результате нанесения по нему ударов.

Предпочтительно использовать изображения конкретных источников специфической ПТС и психических зависимостей, например:

1. «Пищевые враги»:

- Кондитерские изделия: кусок торта, пирожное, конфеты, батончики, мороженое, десерты.

- Выпечка и фаст-фуд: пирог, шаньга, сосиска в тесте, булочка, пицца, хот-дог, гамбургер, картофель фри.

- Снеки: чипсы, сухарики.

- Колбасные изделия и мясные блюда.

- Сладкие газированные напитки, тоники.

2. Источники зависимостей:

- Различные алкогольные напитки.

- Пиво.

- Сигареты.

- Марихуана, таблетки, атрибуты наркотической зависимости (шприц, курительные устройства).

- Эмблемы соцсетей, компьютерных игр.

3. Изображения источников фобий (насекомые, животные, техника, предметы, люди определенных профессий).

4. Изображения источников депрессий и психического напряжения (банк, различные учреждения, больница, школа, учебник по предмету, компьютерная и мобильная техника, денежные купюры).

5. Изображения конкретных людей, являющихся источниками постоянных коммуникативных, производственных, бытовых специфических ПТС.

В случае наличия у пациента нескольких специфических ПТФ возможно составить композицию, совмещающую их на одном изображении.

При создании композиции могут быть применены изображения, образы и символы, воспринимающиеся пациентом негативно:

1. Угроза здоровью (скорая помощь, инвалидное кресло, проявления ожирения).

2. Опасность (кровь, огонь, оружие).

3. Смерть (череп, надгробие, ядерный взрыв).

4. Отсутствие свободы, зависимость (решетка, паутина).

5. Скоротечность жизни, недостаток времени (часы).

6. Предметы, ассоциирующиеся с ПТФ (глюкометр, медикаменты, инсулиновый шприц, тонометр).

7. Отрицательные для пациента политики, знаменитости, герои художественных и мультипликационных фильмов.

8. Отталкивающие изображения предметов, животных.

9. Нарисованные, созданные с помощью фотошопа изображения (гамбургер со злым лицом).

В состав композиционных ИНС можно включать слова, имеющие негативное воздействие на психику пациента: диабет, ожирение, инфаркт, инсульт, одиночество, старость и др.

Кто касается ИПО, то предпочтительно применять в качестве него максимально конкретные изображения цели с четкими деталями, например:

1. Фотографическое изображение пациента в моменты успеха и счастья, в хорошем психическом и физическом состоянии.

2. Фотоизображение кумира, идеала, ассоциирующихся с успехом, счастьем, здоровьем, спортивностью, красотой, сексуальностью, брутальностью.

3. Фотоизображение возможности путешествий, комфортного отдыха, действий (пляж, танцы, пение, показ мод, спорт, экстрим, свидание).

4. Изображение предметов, ассоциирующихся с позитивной целью (полезная еда, спортивные части тела, спортивный инвентарь, машина, яхта, байк, диплом).

5. Изображения географических мест, в которых пациент хотел бы побывать (Париж, Китайская стена).

При создании композиционного ИПО могут быть применены образы и символы, воспринимающиеся пациентом позитивно:

1. Любовь (сердце).

2. Праздник (салют).

3. Религиозные символы.

4. Позитивные политики, знаменитости, герои художественных и мультипликационных фильмов.

ИПО представляет собой устройство, изготовленное из различных материалов с нанесенным различными техническими способами изображения позитивной цели, закрепленные различными техническими способами, например, с помощью самоклеящейся поверхности, отверстий с люверсами, на стене в зоне хорошей видимости (1-2 метра) от места проведения занятий.

Психотерапевтический сеанс, предшествующий разминке и основному курсу, длится 5-15 минут. Специалист проводит сеанс в виде заданий, мотивационных установок, во время которой специалист делает акцент на прямое или косвенное психотерапевтическое воздействие.

Дальнейшая разминка обеспечивает подготовку сердечно-сосудистой и мышечной систем к интенсивной нагрузке.

Разминку выполняют в течение 10-15 минут в стиле предварительно выбранного вида спорта, например, бокса. Допускается проводить разминку в произвольной форме. Разминка сопровождается воспроизведением энергичного аудиотрека комфортного звучания, который может содержать мотивирующие тонизирующие аффирмации, соответствующие позитивной цели. Рекомендуется включить в разминку прыжки на скакалке.

Основная часть психофизических занятий представляет собой чередование технической тренировки, статических психофизических упражнений (СПФУ), динамических психофизических упражнений (ДПФУ) и релаксирующих дыхательных психофизических упражнений (РДФУ) между сериями статических и динамических упражнений.

Техническая тренировка

Техническая тренировка включает отработку под контролем спортивного инструктора в течение 3-7 минут «без эмоций» технической правильности нанесения ударов по снаряду либо бросание предметов в снаряд в ритмичном и «рваном» темпе под психотерапевтическим воздействием специалиста при обязательном контроле артериального давления и частоты сердечных сокращений с постепенным повышением интенсивности технической тренировки.

Во время технической тренировки пациент концентрирует внимание на правильности нанесения ударов.

Спортивный инструктор при этом осуществляет контроль с помощью замечаний с использованием специальной спортивной терминологии, проводит демонстрацию правильного выполнения движений. Может использоваться техника бокса и различных видов единоборств (карате, тейквандо, ушу, таиландский бокс, смешанные единоборства и др.). Для нанесения ударов предметами может быть использован спортивный инвентарь (бейсбольная бита, гимнастическая палка), тренировочные разновидности оружия, применяемого в восточных единоборствах (мечи, ножи, палки, нунчаки и др.), бытовые предметы (сковородка с ручкой, скалка, выбивалка для ковров и др.).

Возможно вместо нанесения ударов производить бросание в ИНС предметов (бейсбольный или теннисный мяч, тренировочный нож, продукты и др.). По мере освоения технических навыков нанесения ударов в базовой стойке следует осваивать выполнение ударов в передвижении и технические приемы защиты. Нанесение ударов пациентом в произвольной форме не рекомендуется.

При этом техническая тренировка может начинаться с моделирования искусственных незначительных для пациента ПТС путем дозированного дискомфортного воздействия соматических и психогенных факторов на пациента: интенсивный массаж и акупрессура, отказ от излюбленных неполезных видов пищи, выполнение утренней зарядки, выполнение незначительных некомфортных действий.

С помощью выполнения сеанса психофизических занятий осуществляется нейтрализация искусственно созданного негативного воздействия, связанного с выполнением некомфортных действий или желанием нарушить ограничения, например, контролирование чувства голода, соблюдение правильного питания, специальное выполнение непривычных бытовых действий (приготовление блюд правильного питания).

Статические психофизические упражнения (СПФУ)

Статические психофизические упражнения пациент выполняет в базовой стойке перед ИНС или зеркалом с обязательным контролем правильного сочетания статического перенапряжения мышц и дыхания. Упражнения сопровождаются образными представлениями и самостоятельным или внешним суггестивным внушением с применением тонизирующих словесных формул.

Рекомендуется громкое воспроизведение агрессивного боевого крика «Киай», «Ос» или другого с последующим интенсивным статическим перенапряжением мышц тела на выдохе на 2-4 секунды и комфортной задержкой дыхания в течение 2-4 секунд. Серия статических СПФУ может состоять из 3-5 подходов и повторяться 3-5 раз в течение основной части занятия.

Выполнение СПФУ обеспечивает перенапряжение мышц, после которого происходит снижение постоянного повышенного мышечного тонуса воротниковой зоны у пациента, находящегося в состоянии хронического стресса, способствует эффективному моделированию стрессовой ситуации и усилению выброса стресс-гормонов.

Для предотвращения выраженной реакции сердечно-сосудистой системы (увеличение артериального давления и затруднение мозгового кровообращения) можно выполнять перенапряжение различных мышечных групп поочередно снизу вверх: мышц нижних конечностей, мышц живота, ягодиц и тазового дна, мышц верхних конечностей и воротниковой зоны. Выражение лица пациента при выполнении статических упражнений должно быть спокойно-угрожающим. Во время их выполнения пациент концентрирует внимания на ИНС или на своем отражении в зеркале, на правильности сочетания статического напряжения и дыхания, при этом производит образное моделирование ощущения победы, превосходства и спокойствия в отношении ПТФ.

После выполнения серии СПТУ пациент выполняет несколько релаксирующих дыхательных психофизических упражнений (РДПУ).

Динамические психофизические упражнения (ДПФУ)

Динамические психофизические упражнения представляют собой эмоционально окрашенное нанесение ударов по спортивному снаряду с закрепленным на нем изображением ОНС с обязательным контролем синхронности нанесения ударов и интенсивного выдоха, с выраженным эмоциональным напряжением, воспроизведением крика, которые сопровождаются образными представлениями и самостоятельным или внешним суггестивным внушением с применением тонизирующих словесных формул.

Такое выполнение ДПФУ обеспечивает выброс и нейтрализацию стресс-гормонов во время выполнения мышечной работы, подготавливает организм к запуску восстановления ресурсов мышечной, гормональной и нервной систем, логически обоснованно завершает ПТС в стадии адаптации, что регулируется с помощью длительности и интенсивности выполнения таких упражнений. Длительность выполнения упражнения 1-2 минуты.

ДПФУ выполняют в технике единоборств как в ритмичном, так и в «рваном» темпе для отработки реакции и скорости. Синхронность выполнения ДПФУ с дыханием обязательна и очень важна, она обеспечивается правильностью выполнения техники ударов в единоборствах.

Во время выполнения ДПФУ спортивный инструктор постоянно с помощью корректирующих замечаний контролирует концентрацию внимания пациента на правильности выполнения спортивной техники, что является косвенным ПТФ. Специалист производит интенсивное психофизическое воздействие с помощью тонизирующих словесных формул как во время выполнения ДПФУ, так и во время периодов отдыха.

Дополнительное психотерапевтическое воздействие во время выполнения СПФУ и ДПФУ специалист осуществляет с помощью нейро-лингвистического программирования и позитивного визульно-вербального программирования, а также сам пациент самостоятельно в виде образного представления превосходства и победы над ПТФ с одновременной концентрации внимания на изображении ОНС и воспроизведением агрессивных аффирмаций.

Степень психотерапевтического воздействия во время выполнения ДПФУ от самой минимальной, вызывающей незначительные отрицательные эмоции, до максимальной, способной спровоцировать сильную тревогу, страх, агрессию, регулируется специалистом с помощью уровня активизации воспоминаний прошлых ПТС, внешних и самостоятельных суггестивных внушений, образных представлений, производимых под контролем специалиста во время выполнения упражнений.

Регулирование степени психотерапевтического воздействия от минимума к максимуму осуществляется постепенно под контролем ощущения комфортности восприятия сеансов пациентом, повышения уровня стрессоустойчивости и освоения продуктивного стереотипа стрессового поведения в повседневной жизни.

Практически на первом занятии специалист должен оценить достаточность эмоционального напряжения пациента при простом нанесении ударов по снаряду без суггестивного воздействия и образных представлений под контролем артериального давления и частоты сердечных сокращений.

При недостаточности эмоционального напряжения и привыкании специалист обеспечивает с помощью нейро-лингвистического программирования и позитивного визульно-вебрального программирования моделирование ПТС на более интенсивном уровне. Инструкторы восточных единоборств для этого применяют нанесение ударов поясом, палкой по травма-безопасным местам спортсмена.

В дальнейшем, по мере освоения навыков, пациент выполняет образную визуализацию самостоятельно.

При групповых занятиях в качестве психологической поддержки возможно осуществление одновременного или поочередного группового нанесения ударов по изображению ОНС одного из членов группы, в этом случае пациенту целесообразно наблюдать за процессом нанесения ударов другими членами группы по его изображению ОНС.

СПФУ и ДПФУ являются высокоэффективными факторами в психотерапии, т.к. во время их выполнения производится интенсивное воздействие ИНС и ИПО на психику пациента, моделирование специфической ПТС, «девальвация» ПТФ, внешнее и самостоятельное психотравмирующее воздействие с использованием нейро-лингвистического программирования и позитивного визуально-вербального программирования специалистом и пациентом самостоятельно. При это пациент выполняет образное представление превосходства над ПТФ, победы с одновременной концентрации внимания на ИНС и воспроизведением мотивационных аффирмаций. Эффективность психотравмирующего воздействия при выполнении психофизических упражнений обеспечивается активным участием пациента в понятной и доступной для него форме.

Релаксирующие дыхательные психофизические упражнения (РДПУ)

РДПУ пациент выполняет стоя. Они представляют собой 5-7 успокаивающих дыхательных движений в стиле восточных единоборств и оздоровительных практик с концентрацией внимания на выполнении медленного выдоха с участием мышц живота и комфортной паузы и сопровождаются плавным движение рук, самостоятельным или внешним суггестивным внушением с помощью успокаивающих словесных формул и образными представлениями нейтрализации психотравмирующего фактора.

Пациент проводит РДПУ со умиротворенной спокойно-расслабленной мимикой. Длительность упражнения составляет 1-2 минуты.

В зависимости от количества времени, отведенного на занятия, основная часть может состоять из 1-3 циклов упражнений. Между циклами рекомендуется выполнение упражнений на растяжку, расслабление в течение 2-5 минут.

По мере освоения навыков динамико-физических занятий время выполнения таких упражнений увеличивается, а время технической тренировки сокращается.

Очень важными моментами являются постоянный контроль за синхронностью интенсивного выдоха с выполнением удара и синхронности плавного выдоха и вдоха с напряжением мышц при выполнении СПФУ, а также участие мышц живота и необходимую продолжительность вдоха и выдоха с комфортной паузой при выполнении РДПУ.

Заминка

Заминка длительностью 5-7 минут состоит из упражнений на расслабление мышц (прыжки, встряхивания), гибкость позвоночника и суставов (скретчинг), которые способствуют запуску восстановления ресурсов мышечной, гормональной и нервной систем.

Релаксация

Релаксацию длительностью 7-10 минут пациент проводит в положении лежа с закрытыми глазами с концентрацией внимания на выполнении медленного вдоха и выдоха с участием мышц живота и комфортной паузой, сопровождается психотерапевтическим воздействием, например, воспроизведением успокаивающих аудиотреков, самостоятельным или внешним суггестивным внушением с применением успокаивающих словесных формул и образными представлениями нейтрализации психотравмирующего фактора с использованием методик медитации, аутогенной тренировки.

Релаксацию проводят с целью активации парасимпатической нервной системы, отвечающей за восстановление физиологических и психологических ресурсов.

Релаксацию желательно проводить лежа на спине с закрытыми глазами. Выражение лица должно быть спокойным, уверенным, довольным. Методы психотерапевтического воздействия во время релаксации выбираются специалистом самостоятельно. Это может быть аутогенная тренировка, медитация, дыхательная релаксация, нейро-лингвистическое программирование и позитивное визуально-вербальное программирование с применением словесных формул, фокусирующих внимание пациента на ощущениях спокойствия, уверенности, девальвации ПТФ, образных представлений, благоприятных физиологических процессов (уменьшения жировой ткани, приток энергии и т.п.).

В дальнейшем, по мере освоения релаксирующих практик, пациент проводит релаксацию самостоятельно. Специалист контролирует концентрацию внимания на медленном вдохе и выдохе с комфортной паузой. Релаксация может сопровождаться воспроизведением седативного аудиотрека комфортного звучания, который содержит установочное мотивационное словесное сопровождение. Рекомендуется не допускать засыпания пациента.

После релаксации пациент, глядя на изображение образа негативного стрессора ОНС или в зеркало, должен с помощью мимики, жестов, актерской игры произвести моделирование своего поведения в ПТС, демонстрируя спокойствие, юмор, уважение, расположение, вежливость, приветливость.

Во время выполнения упражнений специалист осуществляет контроль мимики пациента. Выражение лица пациента должно быть спокойно-угрожающим при выполнении СПФУ и ДПФУ и умиротворенно-спокойное - во время релаксации.

Условно-рефлекторно подкрепление

Условно-рефлекторное подкрепление позитивного отношения к занятиям осуществляют с помощью получения пациентом положительных эмоций непосредственно перед занятием и сразу после занятия. Оно проводится с целью формирования привычки регулярного самостоятельного их выполнения.

Для этого пациент сразу после занятий должен получить в виде «якоря» положительные вкусовые, обонятельные ощущения (свежевыжатый сок, сбалансированный коктейль, небольшой фрукт, травяной чай с небольшим количеством меда, ароматерапия), комфортный ручной, аппаратный, вибрационный массаж, гидромассаж, тепловые процедуры (сауна), солнечные ванны, краткосрочное пребывание в бассейне.

Условно-рефлекторным подкреплением косвенно является благоприятная эмоциональная обстановка на занятиях, выполнение сразу после них позитивных для пациента действий (шопинг, занятие хобби, просмотр любимого видеоматериала и т.д.)

В зависимости от количества времени, отведенного на занятия, основная часть может состоять из 1-3 циклов упражнений. Между циклами рекомендуется выполнение упражнений на растяжку, расслабление в течение 2-5 минут.

Рекомендуется в конце основной части выполнить в течение 5-15 минут различные упражнения на силу и силовую выносливость с собственным весом, с отягощением или на тренажерах: отжимания, приседания, жим на брусьях, подтягивание, «прокачка пресса», жим от груди и др. При этом пациент так же, как и при выполнении ДПФУ, концентрирует внимание на ИНС, размещенном в зоне хорошей видимости.

Пациент может выполнять отжимания над ИНС, размещенном на полу перед лицом пациента, или «прокачку пресса» с имитацией удара по нему.

Интенсивность и объем нагрузки при выполнении упражнений на силу и силовую выносливость определяет спортивный инструктор в соответствии с уровнем спортивной подготовки пациента. Например, отжимания можно выполнять от скамьи или с поднятыми ногами, можно регулировать груз отягощения.

Поддерживающий этап заявляемого способа включает проведение психотерапевтических сеансов 1 раз в месяц, психофизические занятия пациента со специалистом и спортивным инструктором 1-2 раз в месяц, а также выполнение пациентом самостоятельных психофизических занятий и заданий специалиста с целью обеспечения развития, закрепления результатов основного курса, контроля активности применение полученных навыков в обычной жизни, коррекции правильности выполнения упражнений.

Пациент получает от специалиста задание проводить регулярные самостоятельные занятия для усиления психотерапевтического воздействия, получаемого во время занятий со специалистом, краткосрочные сеансы для экспресс-коррекции поведения пациента в прошедшей и предстоящей ПТС, и применять в повседневной жизни приемы психологической защиты.

Самостоятельные занятия проходят в виде тренировки продолжительностью 30-60 минут 5-7 раз в неделю, включают разминку, основную часть, заминку, релаксацию и условно-рефлекторно подкрепление.

В случае невозможности выполнения ударов по снаряду с ИНС допускается выполнение упражнений на силовую выносливость (отжимания, приседания, жим на брусьях, подтягивание, «прокачку пресса») с концентрацией внимания на ИНС. При этом пациент самостоятельно выполняет дыхательные упражнения, релаксацию, медитацию, аутогенную тренировку, позитивное визульно-вербальное самопрограммирование, освоенные на сеансах со специалистом.

Позитивное визульно-вербальное самопрограммирование во время релаксации представляет собой многократное зрительное представление специфической ПТС и вариантов продуктивных стереотипов стрессового поведения на фоне воспроизведения пациентом заученных аутосуггестивного текста и аффирмаций.

Краткосрочные сеансы применяются для экспресс-коррекции поведения в экстренных предстоящих или произошедших ПТС.

Краткосрочная интенсивная мышечная работа во время выполнения упражнений приводит к физиологическому расходу избытка стресс-гормонов, поступившего в кровь в результате произошедшей ПТС, а дыхательные упражнения и позитивное визульно-вербальное самопрограммирование активируют восстановление физиологических и психических ресурсов. Ожидание ПТС является не меньшим стрессом, чем сама ПТС, ожидание также вызывает активацию симпатической нервной системы и выброс стресс-гормонов.

Проведение краткосрочных сеансов осуществляются пациентом с помощью описанных выше механизмов воздействия, что нейтрализует психическое напряжение ожидания ПТС и повышает стрессоустойчивость.

Краткосрочные сеансы представляют собой поочередное выполнение непродолжительных серий СПФУ и ДПФУ, например, нанесение ударов, «бой с тенью», упражнения силовые с одновременным эмоциональным воздействием ИНС на пациента. Между сериями СПФУ и ДПФУ пациент выполняет серию РДПУ, состоящую из 5-7 упражнений, выполнение которых может сопровождаться плавным движение рук в стиле восточных единоборств и оздоровительных практик.

Краткосрочные сеансы проводятся в течение 2-7 минут без разминки с обязательной последующей релаксацией и позитивным визульно-вербальным самопрограммированием в течение 1-3 минут.

Для этих сеансов можно использовать переносной снаряд для нанесения ударов с закрепленным ИНС : настенная боксерская подушка, подушка для работы в парах, боксерские лапы. Если нет возможности выполнить динамические упражнения, то можно выполнить упражнения на силовую выносливость.

Краткосрочные сеансы могут выполняться пациентом самостоятельно 5-7 раз в день.

Дополнительно специалист может проводить обучение пациента различным приемам психологической защиты, давать задание по самостоятельному применению полученных навыков в повседневной жизни для профилактики и нейтрализация негативного воздействия специфических и неспецифических ПТС. Пациенту можно предложить производить позитивное визуально-вербальное самопрограммирование во время воздействия психотравмирующего фактора в форме образного представления процесса нанесения ударов по представляемому ИНС, при этом концентрировать внимание на выполнении релаксирующего дыхания, воспроизведении про себя выученного успокаивающего аутосуггестивного текста и аффирмаций.

Пациент получает от специалиста задания:

- проводить самостоятельные занятия;

- проводить краткосрочные сеансы для экспресс-коррекции поведения в каждой экстренной предстоящей или произошедшей ПТС;

- ежедневно проводить мотивационные, установочные сеансы релаксации, медитации или аутогенной тренировки (утренний - настрой на день, вечерний - подведение итогов дня, перед приемом пищи для снижения аппетита);

- применять в повседневной жизни приемы психологической защиты во время ПТС, освоенные со специалистом.

Самостоятельные занятия пациент проводит регулярно в домашних условиях, в спортзале, на свежем воздухе в виде тренировки продолжительностью 20-60 минут 5-14 раз в неделю.

Специалист разрабатывает и предоставляет пациенту планы занятий различной продолжительности: 20, 30, 40, 60 минут. Специалист рекомендует пациенту проводить их совместно с партнером, который может являться членом семьи, спортивным инструктором или другим пациентом.

Косвенному повышению стрессоустойчивости способствует самостоятельное выполнение пациентом следующих действий:

1. Ведение пациентом дневника, в котором фиксируются изменения эмоционального состояния, опыт применения в повседневной жизни приемов, освоенных на занятиях со специалистом.

2. Соблюдение распорядка дня дает уверенность, ощущения контроля своей жизни, предает смысл даже незначительным совершаемым действия, повышает стрессоустойчивость. Нарушения режима является сильным психотравмирующим фактором, связанным с неумением обращаться со временем.

3. Ведение здорового образа жизни, соблюдение правильного питания.

4. Самостоятельное изучение вида спорта или восточных единоборств техника.

5. Комфортные занятия, способствующие гармоничному развитию определенных черт личности: рисование, другие виды спорта, танцы, пение, рукоделие, кулинария, пейнт-бол, туризм, садоводничество.

Усилению положительного эффекта от психотерапии по заявленному способу способствует сочетание занятий с физиотерапией, рефлексотерапией, диетотерапией, фитотерапией, аромотерапией, методами оздоровления организма, особенно для пациентов с психосоматическими заболеваниями и вредными для здоровья зависимостями. Для этого пациенту рекомендуются тепловые процедуры (баня, сауна, криосауна, закаливание), солнечные ванны, иглоукалывание, массаж, гидромассаж, прессотерапия, миостимуляция, электрофизиопроцедуры, косметологические процедуры, ароматерапия.

Специалист может рекомендовать также употребление пищевых добавок, нормализующих деятельность центральной нервной системы и других систем организма.

Примеры амбулаторного лечения пациентов заявляемым способом.

Пациент №1.

Мужчина, 54 года, бывший спортсмен-единоборец, рост - 184 см, вес - 156 кг, индекс массы тела (ИМТ) - 46. Данные биоимпедансного анализа состава массы тела: мышечная масса - 41,7 кг, жировая масса - 63,7 кг, общая вода организма - 69,4 кг. После окончания спортивной карьеры 20 лет назад вес пациента вырос на 50 кг, в связи с малоподвижным образом жизни (работа в офисе) и неправильным питанием (колбасные, макаронные, кондитерские изделия, жирные мясные блюда, блюда фаст-фуда, снеки, пиво, сладкие газированные напитки). Испортился характер, появилась раздражительность, нервозность, ухудшились отношения в семье и на работе.

Пациент страдал пищевой зависимостью, лишним весом (ожирение 4 степени) и имел психические отклонения.

Сопутствующие заболевания: Гипертоническая болезнь 1 степени. Варикозная болезнь вен нижних конечностей. Хроническая венозная недостаточность 2 степени. Правосторонний коксартроз 2 степени.

При обследовании серьезных изменений сердечно-сосудистой системы и внутренних органов не выявлено. По рекомендации специалиста пациентом была произведена санация зубов и протезирование. Пациент сильно хромает, что связано с укорочением конечности на 2 см, и испытывает сильные боль в тазобедренном суставе и пояснице. Для проведения операции эндопротезирования необходимо было снизить вес до 100 кг.

На предварительном сеансе психотерапии были выявлены нарушения режима питания и «пищевые враги».

В качестве ИНС было разработано и изготовлено композиционный ИНС в виде изображений копченой колбасы, тарелки с пельменями, мясного шашлыка на шампурах, пиццы, бутылки пива предпочитаемой марки, куска шоколадного торта и раскрытой пачки чипсов предпочитаемой марки. В композиционное изображение ОНС были включены слова «Диабет, инсульт, инфаркт».

ИНС было нанесено с помощью сольвентной печати на ПВХ-ткань и закреплено с помощью шнуровки на спортивный снаряд в виде подвесного боксерского мешка. Это устройство было снабжено системой воспроизведения звуков и слов в ответ на нанесение по нему удара. ИНС меняло цвет в месте нанесения по нему ударов с синего на красный.

В качестве ИПО было использована фотография момента награждения пациента на соревнованиях в молодости. ИПО было нанесено также с помощью сольвентной печати на ПВХ-ткань и закреплено на стенке на расстоянии 2 м от боксерского мешка.

Во время сеанса психотерапии было выполнено позитивное целеполагание:

«Снижение лишнего веса необходимо для улучшения состояния здоровья, продления жизни, для полноценного участия в воспитании малолетних детей» (сын - 12 лет, дочь - 7 лет).

Для пациента были разработаны аутосуггестивные для самостоятельного воспроизведения утром, вечером, перед занятиями для обязательного посещения, перед каждым приемом пищи для приведения себя в состояние покоя с целью снижения аппетита в случае контакта с «пищевым врагом» для предотвращения нарушения пищевого режима.

Пациенту также был разработан график снижения веса на 1 год с еженедельным контрольным взвешиванием по понедельникам, рацион питания для снижения веса, сбалансированный по калорийности и составу, распорядок дня, в котором поминутно были расписаны приемы пищи, занятия телесно-ориентированной психотерапии, чередование трудовой деятельности, отдыха и бытовой занятости, подобраны фонограммы, в которые были включены аффирмации: «Я буду жить долго. Все будет хорошо».

В течение 3-х месяцев во время основного курса занятий специалист-психолог еженедельно проводил с пациентом индивидуальный сеанс психотерапии длительностью 1,5 часа в кабинете специалиста.

Пациент прошел 5 психофизических занятий основного курса. Занятия проходили в спортзале, с использованием приемов традиционного бокса, длительность занятия составила 1 час. ИНС было закреплено на боксерской груше.

На сеансе психотерапии проводилось разъяснение необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать правильное питание и посещать психофизические занятия, являющиеся также разновидностью физической нагрузки и эффективным способом самомотивации.

Пациента обучали проведению самостоятельных занятий, способам саморегуляции и мотивации (медитация, аутогенная тренировка), массажу биологически активных точек для снижения аппетита перед едой, релаксирующему дыханию и дыхательной гимнастике Стрельниковой. На сеансах психотерапии во время тренингов пациент осваивал продуктивные стереотипы стрессового поведения и соблюдение правильного питания.

В качестве косвенного психотерапевтического воздействия пациент еженедельно проводил термопроцедуры (посещение русской бани), курсами проводились медицинский массаж, аппаратный массаж, иглоукалывание, посещение солярия. Пациент совместно с женой посещал кулинарные курсы по приготовлению блюд здорового питания 1 раз в неделю в течение 3-х месяцем.

После прохождения основного курса психофизических занятий пациент в течение 9 месяцев посещал поддерживающий сеанс психотерапии 1 раз в месяц, проводил занятия со спортивным инструктором в спортзале 3 раза в неделю, плавал в бассейне 2 раза в неделю, продолжал выполнять дыхательную гимнастику Стрельниковой в качестве утренней зарядки и проводил самостоятельные краткосрочные занятия 1-2 раза в день на работе (спортзал в офисе) и в домашних условиях.

В течение всего года пациент употреблял белково-углеводные коктейли и батончики, биологические добавки, содержащие таурин, пиколинат хрома, витамины, клетчатку, пищевые волокна, омега-3.

Через 1 год вес пациента составлял 108 кг, ИМТ - 32, снижение веса составило 46 кг. Данные биоимпедансного анализа состава массы тела: мышечная масса - 43,3 кг, жировая масса - 33,2 кг., общая вода организма -47,1 кг. Пациент отмечал значительное улучшение самочувствия, настроения, двигательной активности, соблюдение здорового и правильного питания стало привычным и комфортным. Приготовление изысканных блюд правильного питания стало увлечением пациента.

Раздражительность, нервозность пропали, улучшились отношения в семье и на работе. Наблюдалось повышение стрессоустойчивости. Потеря веса составила 46 кг.

Пациенту была успешно проведена операция эндопротезирования.

В настоящее время пациент практически здоров.

Пациент №2.

Юноша, 15 лет, ученик 10 класса школы, рост 168 см, вес 67 кг, ИМТ - 24. Данные биоимпедансного анализа состава массы тела: мышечная масса - 26,0 кг, жировая масса - 11,7 кг, общая вода организма - 41,6 кг.

Пациент год назад увлекся компьютерными играми, которые занимали 5-6 часов в день, иногда в ночное время. Употреблял блюда фаст-фуда, сладкие газированные напитки, чипсы, сухарики. За этот год у пациента значительно ухудшилась успеваемость, появились коммуникативные проблемы с родителями, педагогами, одноклассниками, пациент перестал заниматься спортом (дзю-до). Средний балл за 9 класс составил 3,86.

Пациент страдал игроманией, пищевой зависимостью, лишним весом и имел психические отклонения.

К специалисту обратились родители пациента после получения информации о программе управления образования города по борьбе с подростковой игроманией.

Предварительный психотерапевтический сеанс был проведен специалистом совместно с родителями пациента.

Была выявлена игровая компьютерная зависимость, определены коммуникативные ПТФ (конфликт с родителями, преподавателем химии и сверстником), негативное отношение к химии. Даны рекомендации родителям для уменьшения психологического напряжения в семье, усилению мотивации сына к учебе, занятиям спортом.

Для занятий в спортзале со специалистом и спортивным инструктором было разработано композиционное ИНС, в которое вошли изображение монитора с эмблемой компьютерной игры «Дота», компьютерная клавиатура, «мышь», бутылка предпочитаемого сладкого газированного напитка, раскрытая пачка чипсов предпочитаемой марки, агрессивные изображения персонажей компьютерной игры «Контрстрайк» (вооруженные террористы), паутины.

Для занятий в домашних условиях было изготовлены 2 ИНС с фотографическим изображением сверстника-недоброжелателя и учебника химии с оборудованием для опытов.

ИНС были нанесены с помощью сольвентной печати на ПВХ-ткань и закреплено с помощью шнуровки на спортивный снаряд в виде подвесного боксерского мешка. Это устройство было снабжено системой воспроизведения звуков и слов в ответ на нанесение по нему удара. ИНС меняло цвет в месте нанесения по нему ударов с синего на красный

В качестве ИПО было использовано фотографическое изображения байкера спортивного телосложения с мотоциклом. ИПО было нанесено также с помощью сольвентной печати на ПВХ-ткань и закреплена на стенке на расстоянии 2 м от боксерского мешка.

Для пациента был разработан аутосуггестивный текст для релаксации во время занятий и аффирмации для применения в ПТС: «Я справлюсь. Я - молодец. Я все смогу. Я спокоен.»

Пациенту также был разработан рацион питания, сбалансированный по калорийности и составу, распорядок дня, в котором поминутно были расписаны приемы пищи, занятия, чередование учебной и бытовой занятости, отдыха. Запрещения играть в компьютерные игры не применялось. В распорядке дня было выделено 40 минут для самостоятельного времяпрепровождения, в течение которых пациенту разрешалось играть в компьютерные игры.

Психотерапевтические сеансы и психофизические занятия проводились в группе из 10 подростков с одинаковой психологической проблемой, а именно с различного вида компьютерной зависимостью. Для каждого пациента была организована возможность самостоятельного проведения психофизических занятий в домашних условиях.

На психотерапевтических сеансах проводились позитивное целеполагание, разъяснение необходимости успешно учиться, вести здоровый образ жизни, посещать динамико-физические занятия, являющиеся разновидностью физической нагрузки и эффективным способом самомотивации, проводились встречи с пациентами, избавившимися от компьютерной зависимости с помощью данного способа, успешными спортсменами, интересными людьми.

Пациента обучали проведению самостоятельных психофизических занятий, способам саморегуляции и мотивации (медитация, аутогенная тренировка), релаксирующему дыханию. На сеансах психотерапии во время тренингов пациент осваивал продуктивные стереотипы стрессового поведения в конфликтных ситуациях, демонстрировались мотивационные видеоматериалы о вреде алкоголя, курения, наркотиков, о сексуальном воспитании, о пользе занятий физической нагрузкой, о необходимости ведения здорового образа жизни, об условиях достижения поставленной цели и успеха.

В течение 3-х месяцев во время основного курса с пациентом еженедельно проводился групповой сеанс психотерапии длительностью 1,5 часа в кабинете специалиста и 5 психофизических занятий в спортзале в стиле тайского бокса длительностью по 70-80 минут. На занятиях кроме освоения техники нанесения ударов руками и ногами, нанесению ударов по изображению ОНС, закрепленному на боксерском мешке, также уделялось много времени выполнению упражнений на силу и силовую выносливость с собственным весом и отягощением перед изображением ОНС (отжимание, подтягивание, приседание, жим на брусьях, жим от груди и т.д.).

Пациенты периодически наблюдали, как другие члены группы в качестве поддержки по очереди наносили удары по его ИНС. Самостоятельно или совместно с членами семьи пациент ежедневно проводил 1-2 психофизических занятия в домашних условиях длительностью по 20-40 минут с последующей релаксацией.

В качестве косвенного ПТФ пациент еженедельно совместно с другими членами группы посещал занятия пейнт-болом, верховой ездой, на скалодроме, стрельбы из боевого оружия. В каникулы был проведен групповой 3-дневный туристический поход.

После основного курса пациент в течение 9 месяцев посещал поддерживающие сеансы психотерапии 1 раз в месяц. Из членов нескольких групп была сформирована спортивная секция, в которой пациент проводил занятия в спортзале 3 раза в неделю, а также проводил самостоятельные краткосрочные занятия 1-2 раза в день в домашних условиях.

В течение всего года пациент употреблял белково-углеводные коктейли и батончики, биологические добавки, содержащие лецитин, микроэлементы, витамины, клетчатку, пищевые волокна.

Антропометрические данные пациента через 1 год: рост 173 см, вес 70 кг, ИМТ - 23. Данные биоимпедансного анализа состава массы тела: мышечная масса - 31,0 кг, жировая масса - 12,5 кг, общая вода организма - 43,9 кг. Мышечная масса увеличилась на 5 кг.

Родители отметили значительное улучшение поведения, настроения, двигательной активности юноши, пациент не только контролировал длительность игры в компьютерные игры в течение времени, отведенного для самостоятельного времяпрепровождения, но часто посвящал это время прогулке с собакой, приобретенной родителями по просьбе пациента, и рекомендации специалиста во время прохождения основного курса.

Наблюдалось существенное повышение стрессоустойчивости. Нормализовались взаимоотношения с родителями, преподавателями и одноклассниками. Между членами группы сформировались дружеские взаимоотношения. Занятия в секции тайского бокса, пейнтболл стали увлечением пациента. Средний балл за 10 класс составил 4,34.

Пациент успешно перешел в 11 класс.

Таким образом, заявляемый способ является методом индивидуального, группового и семейного телесно-ориентированного психотерапевтического лечения, реабилитации и профилактики психических расстройств, зависимостей, психосоматических заболеваний пациентов. Он также дает устойчивый эффект в телесно-ориентированной психокоррекции поведения практически здоровых людей в результате снятия эмоциональной напряженности от произошедших и предстоящих психотравмирующих ситуаций, с формированием продуктивных стереотипов стрессового поведения, повышением стрессоустойчивости, усилением мотивации при желании изменить образ жизни и избавиться от вредных привычек,

Способ высокоэффективен, не требует пребывания пациентов в стационаре, вырабатывает положительное отношение к здоровому образу жизни, приобщает к физкультуре и спорту, а также способствует снижению веса.

1. Способ телесно-ориентированной психотерапии, основанный на чередовании психотерапевтических сеансов и психофизических занятий, проводимых с пациентом,

отличающийся тем, что

состоит из основного этапа длительностью 2-3 месяца и поддерживающего этапа длительностью до 2-х лет,

основной этап включает предварительный психотерапевтический сеанс, еженедельные психотерапевтические сеансы, психофизические занятия пациента со специалистом и спортивным инструктором 3-5 раз в неделю, выполнение пациентом самостоятельных психофизических занятий в комфортных для нему условиях и заданий специалиста,

во время предварительного психотерапевтического сеанса, который осуществляют за 5-7 дней до основной части реализации психотерапевтического занятия специалист проводит с пациентом беседу, по результатам которой разрабатывает индивидуально для этого пациента изображение негативного стрессора, являющегося причиной психических проблем пациента,

во время еженедельного психотерапевтического сеанса длительностью 1-1,5 часа специалист проводит индивидуальные, групповые или семейные беседы, тематические дискуссии, ролевые тренинги с применением методов психотерапии,

поддерживающий этап включает психотерапевтические сеансы 1 раз в месяц, психофизические занятия пациента со специалистом и спортивным инструктором 1-2 раз в месяц, выполнение пациентом самостоятельных психофизических занятий и заданий специалиста,

психотерапевтические сеансы на поддерживающем этапе заключаются в обучении пациента самостоятельному проведению психофизических занятий, при проведении психофизического занятия используют указанное изображение негативного стрессора, предназначенное для эмоционально окрашенного нанесения ударов пациентом с применением спортивной техники одного из видов единоборств, и представляющее собой спортивный снаряд, изготовленный из эластичного материала, на который нанесено изображение негативного стрессора, и закрепленное на уровне лица и груди пациента на спортивном снаряде,

психофизические занятия включают подготовку, разминку, основную часть, заминку, релаксацию и условно-рефлекторное подкрепление позитивного отношения к занятию,

основная часть психофизических занятий включает чередование упражнений технической тренировки, статических психофизических, динамических психофизических и релаксирующих дыхательных психофизических упражнений,

статические психофизические упражнения выполняют, стоя в базовой стойке перед снарядом с изображением негативного стрессора или перед зеркалом с обязательным контролем правильного сочетания статического перенапряжения мышц и дыхания пациента, а упражнения сопровождают образными представлениями и самостоятельным или внешним суггестивным внушением с применением тонизирующих словесных формул,

динамические психофизические упражнения представляют собой эмоционально окрашенное нанесение ударов по спортивному снаряду с закрепленным на нем изображением образа негативного стрессора с обязательным контролем синхронности нанесения ударов и интенсивного выдоха, с выраженным эмоциональным напряжением, воспроизведением крика, которые сопровождаются образными представлениями и самостоятельным или внешним суггестивным внушением с применением тонизирующих словесных формул,

релаксирующие дыхательные упражнения пациент выполняет стоя, они представляют собой 5-7 успокаивающих дыхательных движений в стиле восточных единоборств и оздоровительных практик с концентрацией внимания на выполнении медленного выдоха с участием мышц живота и комфортной паузы и сопровождаются плавным движением рук, самостоятельным или внешним суггестивным внушением с помощью успокаивающих словесных формул и образными представлениями нейтрализации психотравмирующего фактора,

2. Способ телесно-ориентированной психотерапии по п. 1, отличающийся тем, что психотерапевтические сеансы на поддерживающем этапе проводят в форме бесед, тематических дискуссий, ролевых тренингов, на которых обучают пациента психотерапевтическим техникам релаксации, медитации, аутогенной тренировки, повышению стрессоустойчивости и мотивации, освоению продуктивных стереотипов стрессового поведения.

3. Способ телесно-ориентированной психотерапии по п. 1, отличающийся тем, что разминку выполняют в течение 10-15 минут в стиле бокса в сопровождении тонизирующих аудиотреков.

4. Способ телесно-ориентированной психотерапии по п. 1, отличающийся тем, что во время выполнения упражнений технической тренировки пациент осваивает спортивную технику правильного выполнения ударов в стиле выбранного вида единоборств по спортивному снаряду без изображения негативного стрессора.

5. Способ телесно-ориентированной психотерапии по п. 1, отличающийся тем, что спортивный снаряд может быть выполнен в форме боксерского подвесного мешка, надувной напольной груши, подушки настенной, подушки для работы в парах или лапы, на который нанесено изображение образа негативного стрессора.

6. Способ телесно-ориентированной психотерапии по п. 1, отличающийся тем, что заминка длительностью 5-7 минут состоит из упражнений на расслабление мышц, гибкость позвоночника и суставов пациента.

7. Способ телесно-ориентированной психотерапии по п. 1, отличающийся тем, что релаксацию длительностью 7-10 минут пациент проводит в положении лежа с закрытыми глазами с концентрацией внимания на выполнении медленного вдоха и выдоха с участием мышц живота и комфортной паузой, сопровождается воспроизведением успокаивающих аудиотреков, самостоятельным или внешним суггестивным внушением с применением успокаивающих словесных формул и образными представлениями нейтрализации психотравмирующего фактора с использованием методик медитации, аутогенной тренировки.

8. Способ телесно-ориентированной психотерапии по п. 1, отличающийся тем, что условно-рефлекторное подкрепление позитивного отношения к занятиям осуществляют с помощью получения пациентом положительных эмоций непосредственно перед занятием и сразу после занятия.

9. Способ телесно-ориентированной психотерапии по п. 1, отличающийся тем, что при подготовке к психофизическим занятиям дополнительно разрабатывают и изготавливают изображения позитивного образа, размещают его в зоне хорошей видимости для пациента на расстоянии 1-2 метра с правой стороны для правшей, с левой - для левшей.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, оздоровлению, способствующему избавлению от различных болезней. Проводят закисление внутренней среды последовательно по этапам: «очищение желудочно-кишечного тракта» (ЖКТ), «очищение печени и желчного пузыря», «очищение почек».

Изобретение относится к медицине, способам немедикаментозного оздоровления человека, может быть эффективно использовано при проведении лечебно-оздоровительных, профилактических и омолаживающих мероприятий.

Изобретение относится к медицине, немедикаментозному оздоровлению, может эффективно использоваться при проведении лечебно-оздоровительных, профилактических и омолаживающих мероприятий.

Изобретение относится к медицине, немедикаментозному оздоровлению человека, может эффективно использоваться при проведении лечебно-оздоровительных, профилактических и омолаживающих мероприятий.
Изобретение относится к медицине, а именно к психологии. Проводят стимуляцию психофизиологической совместимости в команде из 3-4 человек с помощью балансировочной доски с лабиринтом сферической формы и диаметром 1 м, выполненной с возможностью совершать движения в любую сторону.

Группа изобретений относится к медицине, психотерапии, неврологии, предназначена для лечения пациентов среднего и старшего возраста, и/или страдающих признаками ослабления памяти в результате травм и заболеваний, восстановления памяти и лечения лиц, пропавших, потерявшихся и позднее обнаруженных, которые полностью утратили память вплоть до забывания своего имени.

Изобретение относится к медицине, в частности к наркологии, и может быть использовано для комплексной терапии больных алкоголизмом. Осуществляют внутривенное облучение крови лазерным излучением (ВЛОК) 635 нм, психотерапию, медикаментозную терапию с использованием сосудистых, седативных препаратов, витаминных комплексов, антиоксидантов.

Изобретение относится к области медицины, а конкретно к психотерапии и к коррекционной психологии для лечения и реабилитации лиц с эмоциональными нарушениями или поражением нервной системы.

Изобретение относится к психодиагностике, медицине и педагогике и предназначено для оценки уровня развития детей школьного возраста и подростков с интеллектуальными и сенсорными нарушениями.

Изобретение относится к области психологии и видеоиграм и может быть использовано в качестве функциональной нагрузки для тренировки распределенного внимания, зрительно-моторной координации, развития речи, а также для исследования сопряженных моторных реакций при оценке степени психоэмоциональной вовлеченности испытуемого к подаваемой информации и при проведении психологических тренингов по формированию корректирующих установок.
Способ относится к медицине, а именно к травматологии и ортопедии, лечению остеохондроза шейного отдела позвоночника путем мануально-тракционной терапии и последующей фиксации шеи ортопедическим воротником.

Изобретение относится к медицине. Устройство для разработки подвижности плечевого сустава содержит основание, снабженное роликами для перемещения, сиденье пациента, размещенное на основании, вертикальную стойку, выполненную регулируемой по высоте, электронный блок управления, прикрепленный к основанию, пульт управления, электрически соединенный с электронным блоком управления, первый реверсивный мотор-редуктор, электрически соединенный с соответствующим выходом электронного блока управления, первую и вторую штанги, второй реверсивный мотор-редуктор, электрически соединенный с соответствующим выходом электронного блока управления, первый и второй датчики угла поворота, роторы которых жестко связаны с выходными валами соответственно первого и второго реверсивных мотор-редукторов, а их электрические выходы подключены к соответствующим входам электронного блока управления, два регулятора положения, снабженные каждый угловой шкалой с фиксатором и прикрепленные с разных сторон к сиденью пациента, узел размещения здоровой руки, установленный на одном из регуляторов положения и состоящий из подлокотника с установочным штырем и его фиксатором, узел размещения разрабатываемой руки, образованный третьей штангой, в средней части которой имеется лоток, а на концах данной штанги размещены соответственно локтевой упор и рукоятка, Г-образный рычаг, один конец которого механически связан со вторым мотор-редуктором, а другой его конец соединен с третьей штангой.
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, рефлексотерапии, восстановительной медицине, может быть использовано для профилактики и лечения хронической боли в нижней части спины, вызванной различными причинами.

Изобретение относится к области медицины, медицинской технике, а именно к травматологии и ортопедии. Устройство содержит основание, колпачки и блок управления.

Изобретение относится к области медицины и спортивно-оздоровительной технике, а именно к устройствам для массажа, и предназначено для использования в спортивной медицине и для лечебного массажа.
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии и восстановительному лечению, и может быть использован при реабилитации больных с патологией центральной нервной системы (ЦНС).
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, неврологии, и может быть использовано при реабилитации детей с детским церебральным параличом и с психомоторными нарушениями.

Изобретение относится к медицине, способам немедикаментозного оздоровления человека, может быть эффективно использовано при проведении лечебно-оздоровительных, профилактических и омолаживающих мероприятий.

Изобретение относится к медицине и предназначено для улучшения кровоснабжения конечностей путем создания градиентной статической и/или динамической компрессии во времени за счет контролируемого сокращения и расслабления синтетических искусственных мышц.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к протезно-ортопедическим изделиям, и предназначено для ортезирования детей и подростков при различных патологиях дистальных отделов нижних конечностей с преимущественным повышением мышечного тонуса.
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано при реабилитации больных в различные сроки после возникшей патологии опорно–двигательного аппарата. Используют виртуальную среду с элементами управления и сенсорного взаимодействия с виртуальным объектом. С учетом полученной с регистрирующих электроэнцефалографических и электромиографических датчиков информации, установленных на голове и пораженной конечности соответственно, а также способности пациента к движениям, регулируют объем управляющих виртуальных движений таким образом, что дает ощущение завершенности выполняемого движения при демонстрации заданий виртуальной реальности. Причем сенсорное взаимодействие с виртуальными объектами посредством использования зрительного, слухового канала, а также тактильной и проприорецептивной стимуляции рецепторов конечности проводят таким образом, чтобы обеспечить ассоциирование пациента с виртуальным аватаром, с очувствлением тактильного и проприоцептивного контакта с виртуальными объектами и ощущением завершенности выполняемого движения. Способ позволяет обеспечить восстановление движения рук и функций ходьбы пациентов на фоне поражения центральной или периферической нервной системы, а также при патологии опорно–двигательного аппарата за счет использования виртуальной реальности с учетом полученной с регистрирующих электроэнцефалографических и электромиографических датчиков информации.
Наверх