Смазочная композиция для поршневых двигателей



Смазочная композиция для поршневых двигателей
Смазочная композиция для поршневых двигателей
Смазочная композиция для поршневых двигателей

Владельцы патента RU 2658016:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова" (RU)

Изобретение относится к смазочным композициям для поршневых двигателей, в частности к всесезонным смазочным композициям для авиационных поршневых двигателей, и направлено на улучшение эксплуатационных характеристик смазочной композиции требуемой вязкости при использовании ее для смазки тяжелонагруженных деталей авиационных поршневых двигателей. Техническим результатом, достигаемым в заявленном изобретении, является повышение температуры вспышки и снижение зольности смазочной композиции для поршневых двигателей при сохранении ее высоких вязкостно-температурных, трибологических и термоокислительных свойств. Технический результат достигается за счет того, что смазочная композиция для поршневых двигателей содержит базовый состав и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки, диспергирующую присадку на основе сукцинимида, противоизносную присадку и полиметилсилоксан ПМС-200А в качестве антипенной присадки, при этом базовый состав содержит смесь двух полиальфаолефиновых масел (ПАО), одно из которых имеет вязкость 10 мм2/с при 100°С, а другое - 125-145 мм2/с при 100°С, со сложным эфиром Syntolux L-6115 с вязкостью 11,5 мм2/с при 100°С, а пакет присадок в качестве антиокислительных присадок содержит жидкий октилированный, бутилированный дифениламин и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол, в качестве диспергирующей присадки содержит сукцинимидную присадку ЛАГ-03, в качестве противоизносной присадки - трикрезилфосфат, и дополнительно содержит сложный эфир двухосновной кислоты Syntolux L-439 с вязкостью 3,9 мм2/с при 100°С в качестве присадки для повышения растворимости пакета присадок в базовом масле и ингибитор коррозии 1,2,3-бензотриазол при следующем соотношении компонентов, масс. %: сукцинимидная присадка ЛАГ-03 3,5-4,5; жидкий октилированный, бутилированный дифениламин 0,8-1,2; 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол 0,4-0,6; 1,2,3-бензотриазол 0,04-0,06; полиметилсилоксан ПМС-200А 0,001-0,003; сложный эфир двухосновной кислоты Syntolux L-439 3,637-5,659; трикрезилфосфат 1,3-1,7; смесь ПАО 61,9-74,1; сложный эфир Syntolux L-6115 14,7-25,9. 5 ил.

 

Изобретение относится к смазочным композициям для поршневых двигателей внутреннего сгорания, в частности к всесезонным смазочным композициям для авиационных поршневых двигателей.

Смазочные композиции, в частности масла, в авиационных поршневых двигателях работают в тяжелых условиях, создаваемых высокими температурами в зоне поршневых колец, внутренней части поршней и других тяжелонагруженных деталей двигателей. Чтобы обеспечить жидкостную смазку узлов трения в условиях высокого удельного давления и высокой температуры, а также хорошее уплотнение зазоров между поршнем и цилиндром, масло должно обладать высокой смазывающей способностью и термической стабильностью. При этом, поскольку масло в данных условиях находится в тесном контакте с различными металлами в присутствии кислорода воздуха, оно должно быть достаточно стабильным, чтобы длительное время сохранять свои свойства и не давать больших загрязнений в виде нагара, лака и шлаков, т.е. иметь небольшую зольность.

Известны авиационные масла МС-14, МС-20 на нефтяной основе, получаемые в соответствии с ГОСТ 21743-76. Данные масла имеют недостаточные вязкостно-температурные свойства, высокую склонность к коксообразованию, а также низкую смазывающую способность, что делает их непригодными для смазки тяжелонагруженных деталей поршневых двигателей. Высокая склонность к коксообразованию может вызвать закупорку маслопроводов, фильтров, пригорание поршневых колец и другие неполадки.

Известна смазочная композиция для авиационных поршневых двигателей (WO 2010149712, 2010), содержащая базовый состав на основе полиальфаолефинового масла и пакет присадок, содержащий ингибитор коррозии триазольного типа, фенольную и аминную антиокислительные присадки, сукцинимидную присадку и антипенную присадку.

Известная композиция непригодна для использования при низких температурах в связи с невысокими низкотемпературными свойствами.

Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является смазочная композиция для поршневых двигателей (RU 2485173, 2013), содержащая базовый состав на основе полиальфаолефинового масла и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки, диспергирующую присадку на основе сукцинимида, противоизносную присадку и полиметилсилоксан ПМС-200А в качестве антипенной присадки.

Известная композиция обладает высокой зольностью и имеет низкую температуру вспышки, что ограничивает возможность ее применения в соответствии с условиями обеспечения безопасной работы поршневых двигателей.

Технической проблемой, на решение которой направлено заявленное изобретение, является создание смазочной композиции требуемой вязкости с улучшенными эксплуатационными характеристиками при использовании ее для смазки тяжелонагруженных деталей авиационных поршневых двигателей.

Технический результат, обеспечиваемый предлагаемым изобретением, заключается в повышении температуры вспышки и снижении зольности смазочной композиции для поршневых двигателей при сохранении ее высоких вязкостно-температурных, трибологических и термоокислительных свойств.

Технический результат достигается за счет того, что смазочная композиция для поршневых двигателей содержит базовый состав на основе полиальфаолефинового масла и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки, диспергирующую присадку на основе сукцинимида, противоизносную присадку и полиметилсилоксан ПМС-200А в качестве антипенной присадки, при этом базовый состав содержит смесь двух полиальфаолефиновых масел (ПАО), одно из которых имеет вязкость 10 мм2/с при 100°С, а другое - 125-145 мм2/с при 100°С, со сложным эфиром Syntolux L-6115 с вязкостью 11,5 мм2/с при 100°С, а пакет присадок в качестве антиокислительных присадок содержит жидкий октилированный, бутилированный дифениламин и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол, в качестве диспергирующей присадки содержит сукцинимидную присадку ЛАГ-03, в качестве противоизносной присадки - трикрезилфосфат, и дополнительно содержит сложный эфир двухосновной кислоты Syntolux L-439 с вязкостью 3,9 мм2/с при 100°С в качестве присадки для повышения растворимости пакета присадок в базовом масле и ингибитор коррозии 1,2,3-бензотриазол при следующем соотношении компонентов, масс. %:

сукцинимидная присадка ЛАГ-03 3,5-4,5
жидкий октилированный,
бутилированный дифениламин 0,8-1,2
4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол 0,4-0,6
1,2,3-бензотриазол 0,04-0,06
полиметилсилоксан ПМС-200А 0,001-0,003
сложный эфир двухосновной
кислоты Syntolux L-439 3,637-5,659
трикрезилфосфат 1,3-1,7
смесь ПАО 61,9-74,1
сложный эфир Syntolux L-6115 14,7-25,9

Существенность отличительных признаков смазочной композиции для поршневых двигателей подтверждается тем, что только указанная совокупность признаков, характеризующая состав заявленной композиции, обеспечивает получение всесезонной смазочной композиции, обладающей высокой температурой вспышки и низкой зольностью при сохранении ее высоких вязкостно-температурных, трибологических и термоокислительных свойств при ее применении в тяжелонагруженных деталях авиационных поршневых двигателей.

Признаки и сущность заявленного изобретения поясняются в последующем детальном описании со ссылкой на фиг. 1-5, где

на фиг. 1 представлена таблица, характеризующая соотношение компонентов образцов смазочной композиции с различным содержанием компонентов базового состава;

на фиг. 2 представлена таблица, характеризующая соотношение компонентов образцов смазочной композиции с различным содержанием компонентов пакета присадок и вязкостью 15 мм2/с;

на фиг. 3 представлена таблица, характеризующая соотношение компонентов образцов смазочной композиции с различным содержанием компонентов пакета присадок и вязкостью 20 мм2/с;

на фиг. 4 представлен график зависимости вязкости образцов смазочной композиции от температуры;

на фиг. 5 представлена таблица, характеризующая физические и химические свойства образцов смазочной композиции.

Для иллюстрации сущности изобретения было приготовлено восемь образцов смазочной композиции, которые не должны толковаться как ограничивающие область изобретения - П-12-2, П-15-1, П-15-2, П-15-3, П-20-1, П-20-2, П-20-3 и П-25-2, где первое число после буквы «П» характеризует вязкость образца в мм2/с при 100°С, а второе число обозначает соотношение компонентов пакета присадок. В таблице на фиг. 1 приведено соотношение компонентов в образцах П-12-2, П-15-2, П-20-2 и П-25-2, различающихся вязкостью, в таблице на фиг. 2 - образцы П-15-1, П-15-2, П-15-3, различающиеся соотношением компонентов пакета присадок, а в таблице на фиг. 3 - образцы П-20-1, П-20-2, П-20-3, различающиеся соотношением компонентов пакета присадок.

Для приготовления образцов использовались товарные сырьевые компоненты:

- полиальфаолефиновое масло Spectrasyn10, представляющее собой гидрогенированные олигомеры олефинов с вязкостью 10 мм2/с при 100°С;

- полиальфаолефиновое масло Durasyn 180I с вязкостью 125-145 мм2/с при 100°С;

- присадка для повышения растворимости пакета присадок в базовом масле Syntolux L-439 по СТО 57175009-019-2014, представляющая собой сложный эфир двухосновной кислоты с вязкостью 3,9 мм2/с при 100°С;

- сложный эфир Syntolux L-6115 по СТО 57175009-019-2014 с вязкостью 11,5 мм2/с при 100°С;

- сукцинимидная присадка ЛАГ-03 по ТУ 0257-001-15184856-2003;

- антиокислительные присадки - жидкий октилированный, бутилированный дифениламин Irganox L-57 и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол (Агидол-1) по ТУ 38.5901237-90;

- ингибитор коррозии 1,2,3-бензотриазол по ТУ 6-09-1201-87;

- антипенная присадка, представляющая собой полиметилсилоксан ПМС-200А по ОСТ 6-02-20-79;

- противоизносная присадка трикрезилфосфат.

В другом частном случае в качестве полиальфаолефиновых масел могут с сохранением свойств получаемой смазочной композиции использоваться другие масла, например в качестве полиальфаолефинового масла с вязкостью 10 мм2/с при 100°С может использоваться Durasyn 170, а в качестве полиальфаолефинового масла с вязкостью 125-145 мм2/с при 100°С - Spectrasyn 100 или Spectrasyn Ultra 150.

Технология приготовления смазочной композиции включает следующие этапы:

- получение базового состава путем перемешивания компонентов, входящих в базовый состав, при температуре 60°С в течение 60 минут;

- дозировка и добавление пакета присадок в базовый состав;

- перемешивание базового состава с пакетом присадок при температуре 60°С в течение 60 минут;

- фильтрация полученной смазочной композиции.

У подготовленных образцов оценивали вязкостно-температурные свойства по ГОСТ 33-2000 и ГОСТ 25371-97, трибологические свойства на четырехшариковой машине трения по ГОСТ 9490-75, термоокислительную стабильность (ТОС) смазочной композиции по ГОСТ 23797-79, а также измеряли зольность по ГОСТ 1461-75, температуру застывания по ГОСТ 20287-91, температуру вспышки по ГОСТ 4333-2014.

На фиг. 4 приведены графики зависимости вязкости от температуры образцов масла П-12-2, П-15-2, П-20-2 и П-25-2, где по оси абсцисс откладывается температура в °С, а по оси ординат - кинематическая вязкость образца в мм2/с. Как видно из фиг. 4, использование различного соотношения компонентов базового состава позволяет получить смазочную композицию с заданными вязкостными свойствами в диапазоне температур от минус 40 до 130°С.

Результаты испытаний образцов смазочной композиции в сравнении с прототипом и маслами МС-14 и МС-20, применяющимся для смазки поршневых двигателей, приведены в таблице на фиг. 5, где для образцов П-15-1, П-15-2, П-15-3, П-20-1, П-20-2, П-20-3, а также смазочной композиции по прототипу и масел МС-14 и МС-20 по ГОСТ 21743-76 приведены кинематическая вязкость при минус 20 и 100°С, индекс вязкости, кислотное число в мг КОН на г композиции (мг КОН/г), коксуемость в %, зольность в %, температура застывания в °С, температура вспышки в °С, трибологические свойства - критическая нагрузка Рк в Н, диаметр пятна износа D, в мм, а также данные о термоокислительной стабильности образцов: кислотное число в мг КОН/г, кинематическая вязкость при минус 20 и 100°С, содержание осадка, не растворимого в изооктане в %, а также данные о коррозионности на пластинках ШХ-15, АК-4 и М-2 в г/м2.

Из данных таблицы на фиг. 5 следует, что предлагаемая смазочная композиция превосходит известную из прототипа смазочную композицию по показателю температуры вспышки, обладает более низкой зольностью и не уступает известным решениям по вязкостно-температурным, трибологическим и термоокислительным свойствам.

Смазочная композиция согласно изобретению решает проблему улучшения эксплуатационных характеристик при использовании ее в тяжелонагруженных деталях поршневых двигателей во всем диапазоне эксплуатационных температур и требуемой вязкости.

Смазочная композиция для поршневых двигателей, содержащая базовый состав на основе полиальфаолефинового масла и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки, диспергирующую присадку на основе сукцинимида, противоизносную присадку и полиметилсилоксан ПМС-200А в качестве антипенной присадки, отличающаяся тем, что базовый состав содержит смесь двух полиальфаолефиновых масел (ПАО), одно из которых имеет вязкость 10 мм2/с при 100°С, а другое - 125-145 мм2/с при 100°С, со сложным эфиром Syntolux L-6115 с вязкостью 11,5 мм2/с при 100°С, а пакет присадок в качестве антиокислительных присадок содержит жидкий октилированный, бутилированный дифениламин и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол, в качестве диспергирующей присадки содержит сукцинимидную присадку ЛАГ-03, в качестве противоизносной присадки - трикрезилфосфат, и дополнительно содержит сложный эфир двухосновной кислоты Syntolux L-439 с вязкостью 3,9 мм2/с при 100°С в качестве присадки для повышения растворимости пакета присадок в базовом масле и ингибитор коррозии 1,2,3-бензотриазол при следующем соотношении компонентов, масс. %:

сукцинимидная присадка ЛАГ-03 3,5-4,5
жидкий октилированный, бутилированный дифениламин 0,8-1,2
4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол 0,4-0,6
1,2,3-бензотриазол 0,04-0,06
полиметилсилоксан ПМС-200А 0,001-0,003
сложный эфир двухосновной кислоты Syntolux L-439 3,637-5,659
трикрезилфосфат 1,3-1,7
смесь ПАО 61,9-74,1
сложный эфир Syntolux L-6115 14,7-25,9



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и производства смазочных материалов и может быть использовано для введения в моторные, трансмиссионные, индустриальные масла и пластичные смазки.

Изобретение относится к способу утилизации отработанных каталитического и очистного комплексов на основе хлористого алюминия, включающему нагрев и конденсацию образовавшихся паров нефтяных фракций и хлористого алюминия.

Настоящее изобретение относится к фторполимерной покровной композиции и к изделию, имеющему поверхность с низким коэффициентом трения. Указанная фторполимерная композиция содержит диспергированные в воде частицы фторированного гомополимера, диспергированные в воде частицы фторированного сополимера, диспергированные в воде частицы нефторированного полимера и по меньшей мере одно азиридиновое соединение, содержащее по меньшей мере две азиридиновые группы.

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в непрерывно действующих термосифонных и адсорбционных фильтрах очистки эксплуатационных масел силовых трансформаторов и очистки партий масла, предназначенных к хранению.

Настоящее изобретение относится к области энергетики, в частности производству трансформаторного масла, используемого в маслонаполненном электрооборудовании, в частности, к способу замедления окисления трансформаторного масла.

Изобретение относится к способу получения полимерной композиции, имеющей кинематическую вязкость менее чем 25 мм2/с, измеренную при 100°С согласно ASTM D 445. Способ включает стадии: (a) получения реакционной смеси, содержащей в качестве компонента А) этиленненасыщеный мономер или смесь этиленненасыщенных мономеров, и в качестве компонента В) 1-алкен или смесь 1-алкенов; (b) добавления к реакционной смеси комплекса Co(II) в качестве каталитического регулятора степени полимеризации; (c) добавления инициатора радикальной полимеризации; и (d) взаимодействия реакционной смеси с получением полимерной композиции, в которой общее количество инициатора радикальной полимеризации, добавленного к реакционной смеси, составляет 0,05-3,5 мас.

Изобретение относится к составам смазочно-охлаждающих технологических средств (СОТС), в частности к концентратам смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), которые могут быть использованы в машиностроении при холодной обработке материалов резанием и деформированием.

Изобретение относится к агентам для модификации поверхности изделия, такой как эпиламирование поверхности изделия. Предложено изделие для использования в области машиностроения, содержащее подложку, по меньшей мере одна из поверхностей которой покрыта агентом для эпиламирования поверхности изделия, содержащему одну или более молекул, имеющих общую формулу (1), где А является якорной группой, содержащей фрагмент, выбранный из группы, состоящей из силановых групп, гидроксильных групп, катехольных групп, фосфатных групп, фосфонатных групп, групп карбоновых кислот, аминогрупп, тиоловьгх групп и комбинаций из двух или более указанных выше групп, и F является функционализирующей группой, где эта функционализирующая группа содержит разветвленный полимер с основной цепью и по меньшей мере двумя боковыми группами, где по меньшей мере одна из этих боковых групп является С1-20 углеводородной группой или пергалоидированной С1-20 углеводородной группой.

В настоящем изобретении описан способ получения карбамидной смазки. Способ получения карбамидной смазки включает одну или больше стадий, в которой вступают в реакцию соединения формулы (I), (II) и (III): где R1 и R2 выбраны из гидрокарбилов, содержащих от 1 до 30 атомов углерода, или R1 и R2 соединены и образуют гидрокарбиленовую группу, содержащую от 1 до 30 атомов углерода, R3 выбран из гидрокарбила, содержащего от 2 до 30 атомов углерода, и R4 представляет собой гидрокарбилен, содержащий от 2 до 30 атомов углерода; где по меньшей мере одну из стадий проводят в присутствии базового масла.
Изобретение относится к области обработки строительных конструкций. Изобретение может быть использовано для обработки, в частности сверления, железобетона при ремонте, реконструкции и разрушении зданий, для резки арматуры, или в любых других случаях, при которых требуется получить отверстия в железобетоне.

Настоящее изобретение относится к области энергетики, в частности производству трансформаторного масла, используемого в маслонаполненном электрооборудовании, в частности, к способу замедления окисления трансформаторного масла.

Изобретение относится к маслам для двигателей внутреннего сгорания. Заявлено моторное масло для двухтактных бензиновых двигателей, содержащее пакет присадок, загуститель полиизобутилен и базовое масло, которое отличается тем, что базовым маслом является изопарафиновое масло с вязкостью до 2,6 мм2/с при 100°С, выделенное из продуктов гидроизомеризации остатка однопроходного гидрокрекинга вакуумного дистиллата, при следующем соотношении компонентов, мас.%: пакет присадок до 4,6 загуститель полиизобутилен 25-30 базовое изопарафиновое масло с вязкостью до 2,6 мм2/с при 100°С до 100 Моторное масло дополнительно содержит растворитель в количестве до 10 мас.%.

Задача данного изобретения заключается в предложении композиции смазочного масла, которая имеет превосходные противозадирные свойства (способность противостоять свариванию), которая образует небольшое количество осадка и которая также обладает высоким индексом вязкости.

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к составу моторного масла арктического назначения, предназначенного для использования в строительно-дорожных машинах, экскаваторах, бульдозерах, снегоходах, буровых установках и другой технике, которая должна сохранять работоспособность при температуре окружающей среды минус 50°С и ниже.

Композиция смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания, содержащая смесь из базовых масел, обладающую специфическими свойствами, и моноглицерид, имеющий определенную структуру.

Изобретение относится к машиностроению, в частности противоизносным присадкам к смазочным маслам для улучшения их трибологических свойств для подшипников скольжения и поршневых пар компрессоров, насосов, двигателей внутреннего сгорания и зацепления зубчатых передач.

Предлагаемое изобретение относится к смазке пластичной антифрикционной высокотемпературной водостойкой, предназначенной для смазывания узлов трения перспективных транспортных средств, промышленного, автомобильного, строительного и судового оборудования, работающих при средних и высоких нагрузках, а также для оборудования целлюлозно-бумажной промышленности, горно-обогатительного сектора и сахарной промышленности, работоспособной в диапазоне температур -30…+170°C.

Изобретение относится к смазке многоцелевой пластичной антифрикционной, предназначенной для всех видов оборудования, испытывающего высокие удельные или ударные нагрузки (для подшипников качения и скольжения, зубчатых передач и муфт) и работоспособна в диапазоне температур от -30 до +120°С в условиях высокой влажности и кислотности.

Изобретение относится к области смазочных композиций для трансмиссий летательных аппаратов, в частности для смазки трансмиссий винтов вертолетов. Трансмиссионная смазочная композиция содержит базовый состав на основе полиальфаолефинового масла, включающий сложный эфир двухосновной кислоты, загущающую присадку и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки в виде фенил-альфа-нафтиламина и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола, серуфосфоросодержащую присадку и антипенную присадку.

Предлагаемое изобретение относится к смазке многоцелевой универсальной высокотемпературной, предназначенной для применения в узлах трения нагруженного промышленного оборудования, современных транспортных средств, промышленного, строительного и судового оборудования, работающего при температуре от -35°С до +160°С, в условиях высокой влажности и кислотности.

Изобретение относится к области машиностроения и производства смазочных материалов и может быть использовано для введения в моторные, трансмиссионные, индустриальные масла и пластичные смазки.

Изобретение относится к смазочным композициям для поршневых двигателей, в частности к всесезонным смазочным композициям для авиационных поршневых двигателей, и направлено на улучшение эксплуатационных характеристик смазочной композиции требуемой вязкости при использовании ее для смазки тяжелонагруженных деталей авиационных поршневых двигателей. Техническим результатом, достигаемым в заявленном изобретении, является повышение температуры вспышки и снижение зольности смазочной композиции для поршневых двигателей при сохранении ее высоких вязкостно-температурных, трибологических и термоокислительных свойств. Технический результат достигается за счет того, что смазочная композиция для поршневых двигателей содержит базовый состав и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки, диспергирующую присадку на основе сукцинимида, противоизносную присадку и полиметилсилоксан ПМС-200А в качестве антипенной присадки, при этом базовый состав содержит смесь двух полиальфаолефиновых масел, одно из которых имеет вязкость 10 мм2с при 100°С, а другое - 125-145 мм2с при 100°С, со сложным эфиром Syntolux L-6115 с вязкостью 11,5 мм2с при 100°С, а пакет присадок в качестве антиокислительных присадок содержит жидкий октилированный, бутилированный дифениламин и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол, в качестве диспергирующей присадки содержит сукцинимидную присадку ЛАГ-03, в качестве противоизносной присадки - трикрезилфосфат, и дополнительно содержит сложный эфир двухосновной кислоты Syntolux L-439 с вязкостью 3,9 мм2с при 100°С в качестве присадки для повышения растворимости пакета присадок в базовом масле и ингибитор коррозии 1,2,3-бензотриазол при следующем соотношении компонентов, масс. : сукцинимидная присадка ЛАГ-03 3,5-4,5; жидкий октилированный, бутилированный дифениламин 0,8-1,2; 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол 0,4-0,6; 1,2,3-бензотриазол 0,04-0,06; полиметилсилоксан ПМС-200А 0,001-0,003; сложный эфир двухосновной кислоты Syntolux L-439 3,637-5,659; трикрезилфосфат 1,3-1,7; смесь ПАО 61,9-74,1; сложный эфир Syntolux L-6115 14,7-25,9. 5 ил.

Наверх