Способ внутритрубной диагностики трубопроводов с использованием метода "сухой протяжки"

Использование: для внутритрубной диагностики трубопроводов. Сущность изобретения заключается в том, что c одной стороны трубопровода производят монтаж камеры пуска средств очистки и диагностики (далее - СОД), причем СОДом может быть магнитный дефектоскоп, профилемер или очистной скребок, с другой стороны трубопровода устанавливают и закрепляют тяговое устройство, запасовывают СОД через камеру пуска СОД в трубопровод, при помощи тягового устройства протягивают СОД по трубопроводу. Технический результат: обеспечение возможности очистки внутренней поверхности и проведения внутритрубной диагностики трубопровода после завершения строительно-монтажных работ при строительстве, перевооружении, реконструкции, капитальном ремонте, до ввода участка трубопровода в эксплуатацию и подключения к магистральному нефте- или нефтепродуктопроводу. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Способ внутритрубной диагностики трубопроводов с использованием метода «сухой протяжки» относится к методам неразрушающего контроля технического состояния как действующих, так и строящихся трубопроводов, и может быть использован как для внутритрубной диагностики, так и для очистки внутренней поверхности трубопровода.

Известен способ внутритрубной дефектоскопии стенок трубопроводов (патент RU 2622355, МПК F17D 5/05, G01R 29/027, приоритет с 14.12.2015), которое относится к внутритрубной диагностике трубопроводов и заключается в измерении частотной характеристики электрического импеданса приповерхностного слоя стенки трубы.

Известен комплекс оборудования с тросовой протяжкой очистных поршней, используемый для очистки коротких прямолинейных участков трубопроводов, труба которых открыта с двух сторон на участке, подлежащем очистке [Абдулгафаров С.В., Гринь В.Г., Свистунов Ю.А. Бестраншейные технологии ремонта трубопроводов. Краснодар: Куб. Гау., 2009, - 192 с.], и который состоит из первой и второй лебедок с тросами и очистного поршня (или внутритрубного дефектоскопа). Проверяемый отрезок трубопровода шурфуется в начале контролируемого участка и в его конце. В обоих шурфах в стенке трубы вырезаются окна так, чтобы в образовавшийся лоток можно было поставить или принять из него очистной поршень или дефектоскоп. Через окна в трубе в нее втягивается трос, который крепится одним концом к поршню или к дефектоскопу, а другим концом к барабану лебедки. При протаскивании дефектоскопа тросом в трубе в запоминающем устройстве дефектоскопа накапливается информация о техническом состоянии стенки трубы.

Известен комплекс для диагностики трубопроводов методом магнитометрии с помощью внутритрубного дефектоскопа [А.С. Судницын, Л.М. Лившиц. Диагностика трубопроводов тепловых сетей методом магнитометрии с помощью внутритрубного дефектоскопа. Доклад на второй научно-практической конференции «Системы теплоснабжения. Современные решения», 16-18 мая 2006 г.], который состоит из внутритрубного магнитного снаряда-дефектоскопа, набора тросов для протягивания дефектоскопа в открытой с двух концов трубе, устройства (автомобиль или лебедка) для протягивания троса, очистного поршня и вычислительных средств для обработки записанных магнитограмм, робота для видеоинспекции трубопровода и протаскивания проводника (кроулер для протяжки троса).

Известен способ внутритрубной диагностики методом тросовой протяжки [«Внутритрубная диагностика подключающих шлейфов компрессорных станций ООО «Газпром трансгаз Москва» методом тросового протягивания оборудования». Бабаков, Ю.Ю. Толстихин, А.В. Лукьянчиков, А.В. Топилин, Б.Л. Житомирский, И.А. Соловых, В.В. Петров. Газовая промышленность №4. М.: Газоил пресс, 2015], которой состоит в том, что перед выводом в капитальный ремонт подключающих шлейфов была проведена внутритрубная диагностика, состоящая в протяжке основного троса очистного поршня, профилемера, очистного поршня, дефектоскопа продольного намагничивания, дефектоскопа поперечного намагничивания, съем и обработку полученной информации.

Наиболее близким прототипом является «Комплекс внутритрубной дефектоскопии с тросовой протяжкой» [RU 2586258, МПК G01N 27/82, приоритет с 26.01.2015], состоящий из: внутритрубного магнитного дефектоскопа, первой лебедки, второй лебедки, вытяжного троса, силового троса, кроулера; компьютера, введены: подвижный маркирующий модуль с краскопультом, радиопередающее устройство, радиоприемное устройство, направляющий трос, первый держатель направляющего троса, второй держатель направляющего троса, промежуточный держатель направляющего троса, идентификатор кольцевого шва. Техническим результатом является повышение точности наземной привязки обнаруженных в трубопроводе дефектов относительно положения известных точек трубы.

После завершения строительно-монтажных работ при строительстве, перевооружении, реконструкции, капитальном ремонте, до ввода участка трубопровода в эксплуатацию и подключения к магистральному нефте- или нефтепродуктопроводу очистка внутренней поверхности и внутритрубная диагностика трубопровода, которые проводят при движении внутритрубного устройства в жидкостной среде, невозможны.

Технический результат заявленного способа внутритрубной диагностики трубопроводов с использованием метода «сухой протяжки» состоит в обеспечении возможности очистки внутренней поверхности и проведения внутритрубной диагностики трубопровода после завершения строительно-монтажных работ при строительстве, перевооружении, реконструкции, капитальном ремонте, до ввода участка трубопровода в эксплуатацию и подключения к магистральному нефте- или нефтепродуктопроводу.

Технический результат заявляемого изобретения достигают тем, что для проведения внутритрубной диагностики трубопровода с использованием метода «сухой протяжки» проводят подготовительные работы, которые состоят в том, что с одной стороны трубопровода производят монтаж камеры пуска средств очистки и диагностики (далее - СОД), причем СОДом может быть магнитный дефектоскоп, профилемер или очистной скребок, с другой стороны трубопровода устанавливают и закрепляют тяговое устройство, например лебедку, наносят метки на заданном расстоянии на тяговом и вспомогательном тросах; например, контрастной краской; далее закрепляют концы тягового и вспомогательного тросов к электронному динамометру, которым является тензометрический датчик, соединенный с электронным измерительным индикатором при помощи радиоканала; показания тензометрического датчика выносят на рабочее место оператора тягового устройства; далее наносят смазку, например смазку типа солидол, на тяговый и вспомогательный тросы, закрепляют центрирующую решетку на приемной катушке тягового устройства, далее дополнительный трос пропускают через центрирующую решетку и с помощью секционированной сборно-составной штанги на колесной подвеске протягивают дополнительный трос через трубопровод в камеру пуска СОД, а с помощью дополнительного троса вытягивают вспомогательный трос, далее снимают с транспортного средства транспортно-запасовочное устройство с находящимся в нем СОД и при помощи подъемного устройства располагают перед камерой пуска СОД, закрепляют тяговый трос к бамперу СОД, наносят смазку на СОД и запасовывают СОД через камеру пуска СОД в трубопровод, при помощи тягового устройства протягивают СОД по трубопроводу, причем перед протягиванием СОД проверяют тяговое усилие тягового троса и сравнивают с минимальным разрывным усилием, рассчитанным по формуле

F0≥Szp,

где F0 - разрывное усилие троса, в целом принимаемое по технической сопроводительной документации на трос;

S - наибольшее натяжение каната, определяемое расчетом без поправочных коэффициентов или по паспортным данным используемого механизма, конструкции;

zp - минимальный коэффициент использования троса или минимальный запас прочности троса;

далее производят демонтаж центрирующей решетки и извлекают СОД из трубопровода.

Заявленный способ обеспечивает возможность проведения внутритрубной диагностики и очистки внутренней поверхности трубопровода после завершения строительно-монтажных работ при строительстве, а также техническом перевооружении, реконструкции, капитальном ремонте, до ввода участка трубопровода в эксплуатацию и подключения его к магистральному трубопроводу.

На фиг. 1 показана схема закрепления тягового и вспомогательного тросов к электронному динамометру.

На фиг. 2 показана секционированная сборно-составная штанга на колесной подвеске.

На фиг. 3 показана схема закрепления вспомогательного троса к бамперу СОД.

На фиг. 4 показана схема установки электронного динамометра на тележку.

На фиг. 1-4 приняты следующие обозначения:

1. Тяговый трос.

2. Вспомогательный трос.

3. Дополнительный трос.

4. Электронный динамометр.

5. Колесная подвеска.

6. Средство очистки и диагностики.

7. Секционированная сборно-составная штанга.

8. Зажим.

9. Бампер средства очистки и диагностики.

10. Тяговое устройство.

11. Центрирующая решетка.

12. Трубопровод.

13. Транспортно-загрузочное устройство.

Осуществление заявленного изобретения происходит следующим образом; с одной стороны трубопровода 12 (фиг. 1 и фиг. 4) производят монтаж камеры пуска средств очистки и диагностики (далее - СОД), с другой стороны трубопровода 12 (фиг. 1 и фиг. 4) устанавливают и закрепляют тяговое устройство 10 (фиг. 1 и фиг. 4), наносят метки на заданном расстоянии на тяговом 1 (фиг. 1 и фиг. 4) и вспомогательном 2 (фиг. 2 и фиг. 3) тросах; далее закрепляют концы тягового 1 (фиг. 1 и фиг. 4) и вспомогательного 2 (фиг. 2 и фиг. 3) тросов к электронному динамометру 4 (фиг. 4), который соединяют с электронным измерительным индикатором при помощи радиоканала; показания тензометрического датчика выносят на рабочее место оператора тягового устройства 10 (фиг. 1 и фиг. 4); далее наносят смазку на тяговый 1 (фиг. 1 и фиг. 4) и вспомогательный 2 (фиг. 2 и фиг. 3) тросы, закрепляют центрирующую решетку 11 (фиг. 4) на приемной катушке тягового устройства 10 (фиг. 1 и фиг. 4), далее дополнительный трос 3 (фиг. 3) пропускают через центрирующую решетку 11 (фиг. 4) и с помощью секционированной сборно-составной штанги 7 (фиг. 1, фиг. 2 и фиг. 4) на колесной подвеске 5 (фиг. 1, фиг. 2 и фиг. 4) протягивают дополнительный трос 3 (фиг. 3) через трубопровод 12 (фиг. 1 и фиг. 4) в камеру пуска СОД, также с помощью дополнительного троса 3 (фиг. 3) вытягивают вспомогательный трос 2 (фиг. 2 и фиг. 3), далее снимают с транспортного средства транспортно-запасовочное устройство 13 (фиг. 4) с находящимся в нем СОД 6 (фиг. 1 и фиг. 4) и при помощи подъемного устройства располагают перед камерой пуска СОД, закрепляют тяговый трос 1 (фиг. 1 и фиг. 4) к бамперу 9 (фиг. 3) СОД 6 (фиг. 1 и фиг. 4), наносят смазку на СОД 6 (фиг. 1 и фиг. 4) и запасовывают СОД 6 (фиг. 1 и фиг. 4) через камеру пуска СОД в трубопровод 12 (фиг. 1 и фиг. 4), при помощи тягового устройства 10 (фиг. 1 и фиг. 4) протягивают СОД 6 (фиг. 1 и фиг. 4) по трубопроводу 12 (фиг. 1 и фиг. 4), причем перед протягиванием СОД 6 (фиг. 1 и фиг. 4) проверяют тяговое усилие тягового троса 1 (фиг. 1 и фиг. 4) и сравнивают с минимальным разрывным усилием, далее производят демонтаж центрирующей решетки и извлекают СОД 6 (фиг. 1 и фиг. 4) из трубопровода 12 (фиг. 1 и фиг. 4).

1. Способ внутритрубной диагностики трубопроводов с использованием метода «сухой протяжки» с использованием лебедки, тягового и вспомогательного тросов, отличающийся тем, что проводят подготовительные работы, которые состоят в том, что с одной стороны трубопровода производят монтаж камеры пуска средств очистки и диагностики, с другой стороны трубопровода устанавливают и закрепляют тяговое устройство, наносят метки на заданном расстоянии на тяговом и вспомогательном тросах; далее закрепляют концы тягового и вспомогательного тросов к электронному динамометру, которым является тензометрический датчик, соединенный с электронным измерительным индикатором при помощи радиоканала; показания тензометрического датчика выносят на рабочее место оператора тягового устройства; далее наносят смазку на тяговый и вспомогательный тросы, закрепляют центрирующую решетку на приемной катушке тягового устройства, далее дополнительный трос пропускают через центрирующую решетку и с помощью секционированной сборно-составной штанги на колесной подвеске протягивают дополнительный трос через трубопровод в камеру пуска средств очистки и диагностики, а с помощью дополнительного троса вытягивают вспомогательный трос, далее снимают с транспортного средства транспортно-запасовочное устройство с находящимся в нем средством очистки и диагностики и при помощи подъемного устройства располагают перед камерой пуска средств очистки и диагностики, закрепляют тяговый трос к бамперу средства очистки и диагностики, наносят смазку на средство очистки и диагностики и запасовывают средство очистки и диагностики через камеру пуска средств очистки и диагностики в трубопровод, при помощи тягового устройства протягивают средство очистки и диагностики по трубопроводу, причем перед протягиванием средства очистки и диагностики проверяют тяговое усилие тягового троса и сравнивают с минимальным разрывным усилием, далее производят демонтаж центрирующей решетки и извлекают средство очистки и диагностики из трубопровода.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что метки на тяговом и вспомогательном тросах наносят контрастной краской.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что наносят смазку типа солидол.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что средство очистки и диагностики - это магнитный дефектоскоп, профилемер или очистной скребок.



 

Похожие патенты:

Использование: для неразрушающего испытания или контроля с использованием ультразвуковых волн и преобразователей с воздушной связью. Сущность изобретения заключается в том, что ультразвуковая система для неразрушающего контроля содержит по меньшей мере один ультразвуковой преобразователь с воздушной связью, выполненный с возможностью излучения первичных ультразвуковых волн, интерферирующих друг с другом и содержащих по меньшей мере две компоненты основной частоты, которые кратны друг другу и излучены одновременно в закрытой фазе, причем интерференция первичных ультразвуковых волн генерирует множество частотных гармоник в воздухе, по меньшей мере один приемник, выполненный с возможностью приема ультразвуковых волн, излученных от испытываемого объекта.

Использование: для ультразвукового (УЗ) контроля объектов из твердых материалов. Сущность изобретения заключается в том, что согласно способу УЗ контроля выполняют излучение в объект контроля (OK) поперечных волн с горизонтальной поляризацией (SH волн), принимают эхо-сигналы из него и получают путем пространственно-временной обработки принятых сигналов распределение отражающей способности точек структуры материала ОК.

Использование: для ультразвукового неразрушающего контроля объектов из структурно-неоднородных материалов, преимущественно изделий из бетона. Сущность изобретения заключается в том, что во множество точек поверхности объекта контроля излучают ультразвуковые зондирующие импульсы продольных или поперечных волн, принимают из тех же точек реализации ультразвуковых колебаний, вызванных ультразвуковыми импульсами, отражёнными от неоднородностей внутренней структуры материала объекта и от любых границ раздела между средами с разной акустической плотностью, производят реконструкцию трёхмерного распределения амплитуды ультразвука, рассеянного точками структуры материала объекта, в полученном трёхмерном распределении выделяют точки с амплитудами, превышающими средний уровень эффективного значения шума в четыре и более раз, объединяют выделенные точки распределения в группы по критерию близости их расположения, определяемого расстоянием между соответствующими им точками структуры объекта, не превышающем половины длины волны ультразвука, когерентно суммируют фрагменты принятых реализаций ультразвуковых колебаний, содержащие эхо-сигналы от точек внутренней структуры объекта, которые соответствуют точкам трёхмерного распределения, принадлежащим каждой выделенной группе, и если при излучении и приёме импульсов продольных ультразвуковых волн фаза суммарного фрагмента реализаций некоторой группы точек трёхмерного распределения отличается от фазы зондирующих импульсов по модулю менее чем на 45 градусов, то это означает, что среда за границей раздела более акустически плотная, чем среда до границы раздела, если же отличие фаз находится в интервале от 135 до 225 градусов, то, наоборот, среда за границей раздела менее акустически плотная, а при излучении и приёме импульсов поперечных ультразвуковых волн соотношения акустических плотностей сред для указанных разностей фаз обратны соотношениям для продольных волн.

Изобретение относится к методам определения механических и физических свойств титановых сплавов и определение по полученным величинам пригодности данных сплавов в качестве ультразвуковых волноводов.

Использование: для определения внутренних напряжений в рельсах бесстыкового пути. Сущность изобретения заключается в том, что в нагруженный исследуемый объект и ненагруженный его аналог вводят импульсы ультразвуковых колебаний продольных и поперечных волн, принимают прошедшие через объект импульсы одним прямым раздельно-совмещенным преобразователем и тремя наклонными приемными преобразователями, размещенными на одной оси.

Использование: для обнаружения дефектов изоляционного покрытия технологических или магистральных трубопроводов или иных изделий, расположенных в труднодоступных местах.

Использование: для неразрушающего контроля целостности резервуаров нефти и других изделий методом направленных акустических волн. Сущность изобретения заключается в том, что одновременно или последовательно в днище и боковые стенки резервуара направляют поперечные и продольные ультразвуковые волны, которые несут информацию о наличии дефектов в исследуемом изделии.

Использование: для обнаружения различных дефектов в трубопроводах и других объектах методом направленных акустических волн. Сущность изобретения заключается в том, что при дефектоскопии последовательно используется два типа зондирующих акустических волн: продольные, распространяющиеся вдоль окружности трубопровода, и поперечные, распространяющиеся вдоль образующих трубопровода, при этом акустический прибор обеспечивает сухой точечный акустический контакт с поверхностью трубопровода высокого качества и генерацию двух видов ультразвуковых волн, распространяющихся вдоль образующей и окружности трубопровода.

Использование: для неразрушающего контроля технического состояния трубопроводов акустическим способом. Сущность изобретения заключается в том, что аппаратура для обнаружения дефектов трубопроводов содержит кольцевую приемо-передающую акустическую систему, выполненную в виде антенных решеток пьезоэлектрических преобразователей, прикрепляемую к открытому участку трубопровода с помощью прижимного устройства, и программно-аппаратный комплекс для коммутации и интерпретации данных, при этом аппаратура дополнительно содержит устройство позиционирования, выполненное в виде пояса с пазами, направленными вдоль образующих трубопровода, а антенные решетки выполнены в виде съемных модулей пьезоэлектрических приемо-передающих преобразователей, устанавливаемых в пазы устройства позиционирования, причем прижимное устройство выполнено в виде магнитопроводов, установленных в съемных модулях антенных решеток.

Использование: для ультразвукового контроля круглого проката и труб. Сущность изобретения заключается в том, что устройство для ультразвукового контроля круглого проката и труб содержит статор, ротор и ультразвуковые преобразователи, при этом оно дополнительно содержит по крайней мере одно акустическое зеркало, размещенное на роторе, причем как минимум один ультразвуковой преобразователь закреплен на статоре, по крайней мере один ультразвуковой преобразователь, размещенный на статоре, направлен таким образом, что направление его излучения/приема почти параллельно оси объекта контроля, зеркало выполнено в виде по крайней мере одного отражающего элемента, геометрическая форма которого соответствует конкретной измерительной или дефектоскопической задаче, ультразвуковые преобразователи образуют по крайней мере одно кольцо, ось излучения/приема которого почти параллельна оси объекта контроля.

Изобретение относится к области неразрушающего контроля при реализации ультразвуковых бесконтактных методов дефектоскопии для обнаружения дефектов в рельсах на значительных скоростях сканирования.

Изобретение относится к средствам магнитной дефектоскопии, предназначенным для обнаружения дефектов в протяженных ферромагнитных изделиях с постоянным и сложным поперечным сечением.

Изобретение касается устройства для проверки колес железнодорожного подвижного состава в отношении вызванного эксплуатацией износа и/или дефекта материала. В заявленном устройстве катящаяся колесная пара железнодорожного подвижного состава проходит через ограниченное в пространстве магнитное поле, которое образовано посредством железнодорожных рельсов, по которым направляется соответствующее рельсовое транспортное средство.

Изобретение относится к геофизике и может быть использовано при дефектоскопии магнитных металлических труб, расположенных в скважинах, с одновременным вычислением толщины стенок каждой из труб в многоколонных скважинах.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к системе неразрушающего контроля пути. Во время движения следяще-стабилизирующего устройства создают переменное поперечное магнитное поле попарно размещенными постоянными магнитами с обращенными в противоположные стороны полюсами, переменное магнитное поле которых при перемещении вдоль рельса и пересечении поперечным магнитным полем рельса, возбуждает в нем вихревые токи, создающие магнитные поля, направленные навстречу друг другу, и результирующее магнитное поле, не зависящее от скорости движения.

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано для выявления дефектов в трубопроводах из ферромагнитных материалов. Способ магнитной дефектоскопии стальных трубопроводов со стороны внутренней поверхности, заключающийся в том, что перемещают вдоль внутренней поверхности трубопровода двухполюсную систему намагничивания, обеспечивающую осевое намагничивание до технического насыщения участка трубопровода между ее полюсами, регистрируют с помощью магниточувствительных элементов сигналы, пропорциональные индукции магнитных потоков рассеяния над внутренней поверхностью трубопровода, и по совокупности полученных сигналов судят о наличии и параметрах дефектов сплошности металла в стенке трубопровода, при этом одновременно с помощью двух дополнительных двухполюсных систем намагничивания намагничивают в осевых направлениях, встречных к направлениям намагничивания основной системой намагничивания, два участка трубопровода, расположенные с осевым зазором с разных сторон относительно участка, намагничиваемого основной системой намагничивания.

Способ относится к бесконтактной магнитометрической диагностике. Способ включает возбуждение переменного магнитного поля в зоне трубопровода, измерение над и вблизи трубопровода индукции переменного магнитного поля, создаваемой током в трубопроводе, измерение расстояния от датчиков до проекции оси трубопровода на дневную поверхность, индицирование величины и направления удаления датчиков от проекции оси трубопровода, на основании чего оператор корректирует путь перемещения вдоль трубопровода, определение углов поворота датчиков поля вокруг горизонтальных и вертикальной осей, получение матрицы поправок, связанных с углами поворота датчиков и их расстоянием относительно оси трубопровода, внесение поправок в матрицы компонент поля и их разностей.

Изобретение относится к неразрушающему контролю материалов, технической диагностике, предназначено для определения остаточных механических напряжений в деформированных ферромагнитных сталях и может применяться в лабораторных, цеховых и полевых условиях.

Изобретение относится к области бесконтактной внутритрубной диагностики технического состояния подземных ферромагнитных нефтяных и газовых труб. Сущность изобретения заключается в том, что способ диагностики технического состояния подземного трубопровода основан на измерении 36 сумм компонент поля и 36 градиентов постоянного магнитного поля, используя 8 трехкомпонентных датчиков постоянного магнитного поля, расположенных в вершинах куба околотрубного пространства, с использованием системы не менее чем из четырех преобразователей магнитной индукции, каждый из которых состоит из двух трехкомпонентных соосных датчиков постоянного поля с осевой симметрией.

Использование: для бесконтактного электромагнитного неразрушающего контроля листовых алюминиевых сплавов. Сущность изобретения заключается в том, что способ включает установку плоского емкостного датчика вблизи потенциально опасного участка поверхности (концентратора напряжения) металла, деформирование его путем приложения внешнего усилия с помощью нагружающего устройства, формирование сигнала ЭМИ в результате развития механической неустойчивости в виде распространяющихся деформационных полос, преобразование сигнала ЭМИ с помощью емкостного датчика ЭМИ и его регистрацию, в качестве источника ЭМИ используется электрически активная окисная пленка Аl2O3 на поверхности алюминиевого сплава, при этом сигнал ЭМИ возникает при смещении двойного электрического слоя, связанного с окисной пленкой относительно неподвижного датчика ЭМИ в ходе зарождения и распространения полосы локализованной пластической деформации в виде бегающей шейки или в ходе распространения трещины.
Наверх