Способ регулировки тормозной рычажной передачи и приспособление для его осуществления

Группа изобретений относится к области железнодорожного транспорта, в частности к способам регулировки тормозной рычажной передачи. Способ регулировки тормозной рычажной передачи заключается в роспуске тормозной передачи и регулировке зазоров между колесами и тормозными колодками. Установку зазора между тормозными колодками и колесами производят с помощью приспособлений, которые фиксируют на каждой тормозной колодке. Затем вращают регулятор тормозной рычажной передачи до состояния упора приспособлений в поверхности катания колес, фиксируют размер изменяемой части регулятора, соответствующий состоянию упора, распускают регулятор тормозной рычажной передачи, снимают приспособления с тормозных колодок и выставляют регулятор в ранее зафиксированный размер. Достигается повышение точности установки зазора между тормозной колодкой и колесом и обеспечение гарантированной установки зазора. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к транспортным тормозным механизмам железнодорожного транспорта, в частности к способу регулировки тормозной рычажной передачи, и может применяться в процессе регулирования и установки зазора между тормозными колодками и колесами.

В каждом транспортном средстве используются тормозные механизмы, содержащие тормозные колодки, за счет трения которых о поверхность колеса происходит торможение. Неотъемлемой частью регулировки тормозных механизмов вагона является установка необходимого зазора между поверхностью колодки и поверхностью колеса, нормативное значение которого лежит в интервале 5-8 мм, необходимого для беспрепятственного вращения колеса и обеспечения эффективного торможения.

Установка зазора между колодкой и поверхностью колеса, значение которого лежит вне нормативного интервала, может привести к самопроизвольному торможению при различных эксплуатационных режимах; к заклиниванию колеса, так как тормозные колодки могут остаться прижатыми к поверхности колеса; к увеличению выхода штока тормозного цилиндра; к неполному прижатию тормозной колодки; или полному отсутствию взаимодействия колодки и колеса.

В ходе эксплуатации вагона и тормозной системы, в частности, поверхности колодки и колеса интенсивно изнашиваются и, соответственно, требуется периодическая замена изношенных тормозных колодок на новые и соответствующий ремонт (обточка) колес. Выполнение указанных действий требует регулировки тормозной рычажной передачи.

Из уровня техники известен способ регулирования тормозной рычажной передачи электровоза (УДК 62.592-52 «Методы регулирования тормозной рычажных передач локомотивов». Карминский Д.Е., Резников В.И. Труды Ростовского-на-Дону института инженеров железнодорожного транспорта, 1972, выпуск 82, с. 8-10,18), в котором передачу регулируют поворотом стяжных муфт в ту или иную сторону, устанавливают заданный выход штока и симметричное угловое расположение балансиров с углами не более 25°. Зазоры между тормозными колодками и ободом устанавливают посредством поворота муфт при отпущенном тормозе. Передаточное число муфт определяется следующим способом: замеряют величину выхода штока при определенном давлении, отпускают тормоз, поворачивают муфту на один оборот и вновь производят полное торможение и снова замеряют величину выхода штока. Данные заносят в таблицу числа оборотов муфт и ими пользуются при регулировании.

Недостатками данного технического решения являются

- для сохранения величины выхода штока метод требует расчет числа оборотов каждой регулировочной муфты, что является трудоемким и сложным процессом в регулировке зазора между колодкой и колесом;

- в процессе эксплуатации вагона поверхности тормозной колодки и колеса изнашиваются, что приводит к увеличению зазора, для компенсации которого необходимо повторное проведение трудоемкого процесса регулировки.

Из уровня техники известен способ регулирования тормозной рычажной передачи пассажирского вагона (патент на изобретение РФ №2071428, опубликован 10.01.1997, МПК В61Н 15/00), который включает роспуск тормозной рычажной передачи посредством муфты, тяг и рычагов и установку требуемых величин: выхода штока тормозного цилиндра, винта авторегулятора, зазоров между колодками и колесами и установку упора привода авторегулятора в рабочее положение, фиксацию шаблоном-упором положения штока, нормированного для тормозного режима, а затем посредством стяжной муфты имитацию торможения, при котором к авторегулятору вплотную подводится упор его привода.

Недостатком данного технического решения является то, что

- данным способом предусмотрен контроль зазора между тормозной колодкой и колесом посредством выхода штока тормозного цилиндра, однако от величины выхода штока тормозного цилиндра также зависит множество различных параметров, в том числе величина зазоров в шарнирных соединениях, упругие деформации и другие.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является способ регулирования тормозной рычажной передачи (УДК 629.454.2.004/083.96, Техническое описание и инструкция по эксплуатации пассажирского вагона некупейного типа ПН "ВПО вагоностроения "СОЮЗВАГОНМАШ". М., "Транспорт", 1981 г., с 14-15), в котором максимальный выход штока из тормозного цилиндра ограничивают при помощи автоматического регулятора и стяжных муфт, расположенных на продольных тягах, идущих от балансиров к тележкам. При эксплуатации автоматический регулятор компенсирует износ на всех колодках тормозной передачи за счет сокращения величины выхода винта авторегулятора из корпуса, то есть в момент, когда его задняя крышка входит в контакт с выставленным на заданный размер упором, винт вдвигается в корпус на величину износа колодок, чем обеспечивается постоянный зазор между колодками и ободом. При использовании в тормозах композиционных колодок величина выхода штока дополнительно включает в себя смонтированную на штоке ограничительную втулку.

Недостатком данного технического решения является то, что

- упор привода авторегулятора при отпущенном положении тормоза устанавливают на расстояние, обеспечивающее зазоры между колодками и ободами колес, при этом значения зазоров находятся в прямой зависимости от величины выхода штока тормозного цилиндра и запаса выхода винта авторегулятора, значения величин которых не являются нормируемыми и регулирование которых находится в зависимости от предельных размеров на свинчивание стяжной муфты и углов наклона рычагов, а также степени износа тормозных колодок и трущихся поверхностей в шарнирах рычажный передачи;

- процесс регулирования предусматривает многократные измерения зазоров между колодками и ободами колес, измерения величины выхода штока тормозного цилиндра и расстояния упора от торца регулятора, что является трудоемким, длительным и сложным процессом.

Общим недостатком всех указанных способов является то, что они не дают гарантированного нормативного значения зазора между тормозной колодкой и колесом, лежащим в интервале 5-8 мм. В свою очередь, неправильная установка зазора между тормозной колодкой и колесом может привести к некорректной работе тормозной рычажной передачи, что может привести к неисправностям тормозного цилиндра, авторегулятора и дефектам колес вагона.

Технической проблемой, решение которой обеспечивается при осуществлении или использовании заявляемого технического решения, является получение эффективного способа установки зазора между тормозной колодкой и колесом .

Техническим результатом заявляемого технического решения является повышение точности установки зазора между тормозной колодкой и колесом, снижение затрачиваемого на регулировку времени, а также энерго- и трудозатрат и обеспечение гарантированной установки зазора, значение которого лежит в интервале 5-8 мм.

Указанный технический результат достигается тем, что для регулировки тормозной рычажной передачи, включающей роспуск тормозной передачи и регулировку зазора между тормозной колодкой и колесом, согласно настоящему изобретению, установку зазора между тормозными колодками и колесами производят с помощью приспособлений, которые фиксируют на каждой тормозной колодке, вращают регулятор тормозной рычажной передачи до состояния упора приспособлений в поверхности катания колес, фиксируют размер изменяемой части регулятора, соответствующий состоянию упора, распускают регулятор тормозной рычажной передачи, снимают приспособления с тормозных колодок, выставляют регулятор в ранее зафиксированный размер.

Заявляемый способ позволяет снизить затрачиваемое на регулировку время, энерго- и трудозатраты, исключая из процесса длительный подбор размера изменяемой части регулятора и многочисленных измерений зазора между тормозной колодкой и поверхностью катания колеса. Также заявляемый способ за счет применения приспособления позволяет повысить точность установки зазора, обеспечить гарантированный зазор, значение которого лежит в нормативном интервале 5-8 мм.

Приспособление для установки зазора между тормозной колодкой и колесом, согласно настоящему изобретению, содержит П-образную скобу, соединенную с Г-образным прутком, выполненным с отгибом по отношению к П-образной скобе. Данное приспособление может быть выполнено толщиной 3-10 мм, для обеспечения установки зазора в пределах нормативного интервала. Также данное приспособление может быть выполнено как для левой, так и для правой пар колес за счет выполнения отгиба по отношению к П-образной скобе в ту или иную сторону.

Заявляемое приспособление для установки зазора позволяет повысить точность установки зазора между тормозной колодкой и поверхностью катания колеса и снизить временные, энерго- и трудозатраты за счет фиксации на тормозной колодке посредством Г-образного прутка и обеспечения установки зазора размером в пределах нормативного интервала в верхней и нижней частях тормозной колодки в местах, где загнутые концы П-образной скобы приспособления фиксируются между поверхностями тормозной колодки и колеса. Кроме того, за счет такого расположения П-образной скобы на поверхности тормозной колодки, а именно расположения средней части вдоль рабочей поверхности тормозной колодки и загнутых концов скобы поперек, заявляемое приспособление позволяет установить колодку на одинаковом расстоянии от поверхности катания колеса в двух точках, а именно сверху и снизу, что в процессе эксплуатации обеспечивает симметричное положение колодки относительно оси вращения колеса, а соответственно и равномерное распределение возникающей силы трения по всей протяженности поверхности взаимодействия колодки и поверхности катания колеса, что в том числе снижает износ колодки.

Заявляемое техническое решение отличается от аналогов тем, что установка зазора между тормозной колодкой и колесом производится с помощью приспособлений, установленных одновременно на всех тормозных колодках, однако в случае симметричной тормозной системы приспособления могут быть установлены на тормозные колодки одной тележки, что значительно снижает время, затрачиваемое на регулировку, а также энерго- и трудозатраты.

Такое отличие дает основание утверждать о соответствии предлагаемого технического решения критерию изобретения «новизна». Сравнение заявляемого технического решения не только с аналогами, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, аналогичные отличительным признакам заявляемого технического решения, что позволяет сделать вывод о соответствии условию патентоспособности «изобретательский уровень».

Сущность изобретения поясняется чертежами: фиг. 1 - вид сверху на приспособление для установки зазора, фиг. 2 - вид сбоку на приспособление для установки зазора, фиг. 3 - приспособление для установки зазора зафиксированное на тормозной колодке, фиг. 4 - состояние упора приспособления в поверхность катания колеса.

Приспособление для установки зазора между тормозной колодкой и колесом, представленное на фиг. 1, 2 (вид сверху и вид сбоку), содержит П-образную скобу 1 и Г-образный пруток 2, который выполнен с отгибом 3 по отношению к П-образной скобе 1. В представленном варианте Г-образный пруток 2 приварен внахлест к П-образной скобе 1 по линии 4.

Приспособление для установки зазора между тормозной колодкой и колесом посредством отгиба 3 Г-образного прутка 2 фиксируют на тормозной колодке 5, так чтобы средняя часть П-образной скобы 1 была размещена вдоль рабочей поверхности 6 тормозной колодки 5, как показано на фиг. 3, а загнутые концы П-образной скобы 1 были расположены поперек рабочей поверхности 6 тормозной колодки 5.

Тормозная колодка 5 с зафиксированным на ней приспособлением упирается в поверхность катания колеса 7 в двух точках 8 и 9 (фиг. 4), где загнутые концы П-образной скобы 1 приспособления упираются в поверхность катания колеса 7.

Установку зазора между тормозной колодкой и колесом осуществляют следующим способом.

Вращением корпуса регулятора тормозной рычажной передачи (не показано) вагона распускают тормозную рычажную передачу, увеличив зазор между тормозными колодками и колесами тележки для возможности установки приспособления. Далее на тормозные колодки 5 устанавливают приспособление и фиксируют его посредством отгиба 3 Г-образного прутка 2, так чтобы П-образная скоба 1 приспособления была размещена на рабочей поверхности 6 тормозной колодки 5, как показано на рис. 3. Если тормозная система симметричная, то приспособления можно установить на тормозные колодки только одной тележки. В случае наличия тормозной системы с одним тормозным цилиндром, приспособления необходимо установить на все тормозные колодки. После того как приспособления установлены на каждую тормозную колодку 5 вращением корпуса регулятора тормозной рычажной передачи (не показано) стягивают тормозную рычажную передачу усилием «от руки» до полной фиксации приспособлений между тормозными колодками 5 и поверхностью катания колес 7, другими словами, вращают регулятор, пока это возможно, то есть до состояния упора, когда П-образная скоба 1 приспособления вплотную прижата к рабочей поверхности 6 тормозной колодки 5 и поверхности катания колес 7, как показано на рис. 4. Состояние упора достигается, когда вращение регулятора усилием «от руки» уже невозможно, а П-образная скоба 1 приспособления зажата между рабочей поверхностью 6 тормозной колодки 6 и поверхностью катания колеса 7 в двух точках, верхней 8 и нижней 9. Далее визуально контролируют отсутствие зазоров между П-образной скобой 1 приспособлений и рабочей поверхности 6 тормозных колодок 5, и между П-образной скобой 1 приспособлений и поверхностью катания колес 7. После визуального контроля отсутствия зазора фиксируют размер изменяемой части регулятора тормозной рычажной передачи (не показано), другими словами, отмечают на изменяемой части регулятора точку, в которой достигается указанное состояние упора. Вращением корпуса регулятора распускают тормозную рычажную передачу (не показано) и снимают приспособления с тормозных колодок 5. Затем вращением корпуса регулятора (не показано) устанавливают размер изменяемой части регулятора в ранее зафиксированной (отмеченной) точке состояния упора. Таким образом устанавливают зазор между тормозными колодками и колесами.

Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение точности установки зазора между тормозной колодкой и колесом, снижение затрачиваемого на регулировку времени, а также энерго- и трудозатрат, и обеспечение гарантированной установки зазора, значение которого лежит в интервале 5-8 мм.

1. Способ регулировки тормозной рычажной передачи, включающий роспуск тормозной передачи и регулировку зазоров между колесами и тормозными колодками, отличающийся тем, что установку зазора между тормозными колодками и колесами производят с помощью приспособлений, которые фиксируют на каждой тормозной колодке, вращают регулятор тормозной рычажной передачи до состояния упора приспособлений в поверхности катания колес, фиксируют размер изменяемой части регулятора, соответствующий состоянию упора, распускают регулятор тормозной рычажной передачи, снимают приспособления с тормозных колодок, выставляют регулятор в ранее зафиксированный размер.

2. Приспособление для установки зазора между тормозной колодкой и колесом содержит П-образную скобу, соединенную с Г-образным прутком, выполненным с отгибом по отношению к скобе.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к элементам пневматических систем тормозного оборудования подвижного состава рельсового железнодорожного транспорта. Автоматический регулятор тормозной рычажной передачи железнодорожного подвижного состава содержит смонтированный в корпусе регулирующий винт с установленными на нем регулирующей и тяговой гайками.

Группа изобретений относится к области железнодорожного транспорта. Спускная система для использования с приспособлением для регулировки зазора для тормозной системы железнодорожного транспортного средства позволяет спускать текучую среду и другие загрязняющие вещества из приспособления для регулировки зазора для предотвращения накопления текучей среды и загрязняющих веществ внутри приспособления для регулировки зазора.

Группа изобретений относится к области железнодорожного транспорта. Устройство для уменьшения воздействия загрязняющего вещества используется с устройством для регулировки зазора тормозной системы средства для защиты критической рабочей области устройства регулировки зазора.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным рычажным передачам автоматических тормозов для грузового подвижного состава.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным рычажным передачам железнодорожных тележек. Тормозная рычажная передача железнодорожной тележки выполнена с возможностью передачи усилия от тормозного цилиндра на колесо за счет поворота траверс вокруг собственной оси.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к дисковым тормозным устройствам рельсовых транспортных средств. Дисковый тормозной механизм содержит суппорт дискового тормозного механизма, оба цанговых рычага которого с одного конца соединены с тормозными колодками, а с другой стороны - с регулятором износа.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным цилиндрам с механизмом регулирования зазоров между тормозными колодками и поверхностями катания колесных пар единицы подвижного состава.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозному оборудованию железнодорожных транспортных средств, в частности к дисковым тормозам.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным системам тягового подвижного состава. Пневматический тормозной механизм содержит шпиндель и скобу.

Изобретение относится к тормозным устройствам вагонов подвижного состава, предназначенным для использования в системах раздельного торможения каждой тележки. Тормозная система состоит из двух частей, пневматической и механической.
Наверх