Комбинированная опора

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстровращающихся высоконагруженных роторных машинах. Комбинированная опора содержит подшипник скольжения (6), два подшипника качения (3, 4), внешние кольца которых смонтированы во втулке (5), а внутренние - на валу (2). Внутреннее кольцо одного (3) из подшипников установлено на валу (2) упором в ступень (10) вала (2), а внутреннее кольцо другого подшипника (4) установлено на валу (2) упором в гравер (8), зафиксированный на валу болтом. Внешние кольца подшипников качения (3, 4) связаны через последовательно расположенные тарельчатые пружины (7). Технический результат: улучшение динамических характеристик, повышение надежности и ресурса системы "ротор - опоры" за счет выборки монтажного зазора в подшипнике качения. 3 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстровращающихся высоконагруженных роторных машинах.

В качестве прототипа данного технического решения выбрана комбинированная опора, содержащая подшипник скольжения, два подшипника качения, внешние кольца которых смонтированы во втулке упором в ступень втулки, а внутренние на валу, при этом внутреннее кольцо одного подшипника установлено на валу упором в ступень вала (Патент US №5348401, МПК F16C 21/00, опубликовано 20.09.1994 г.).

Недостатком данной комбинированной опоры является отсутствие возможности устранения монтажного зазора в подшипнике качения, возникающего при его сборке, что приводит к соударению тел качения с внешним и внутренним кольцом подшипника качения.

Техническая задача, которую решает данное изобретение, - улучшение динамических характеристик, повышение надежности и ресурса системы "ротор - опоры" за счет выборки монтажного зазора в подшипнике качения.

Поставленная задача достигается тем, что комбинированная опора, содержащая подшипник скольжения, два подшипника качения, внешние кольца которых смонтированы во втулке, а внутренние - на валу, при этом внутреннее кольцо одного из подшипников установлено на валу упором в ступень вала. Согласно изобретению внутреннее кольцо другого подшипника установлено на валу упором в гравер, зафиксированный на валу болтом, внешние кольца подшипников качения связаны через последовательно расположенные тарельчатые пружины.

Технический результат применения данного устройства заключается в улучшении динамических характеристик, повышении надежности и ресурса системы "ротор - опоры".

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображена комбинированная опора, продольный разрез; на фиг. 2 изображен фрагмент подшипника качения без предварительного натяга; на фиг. 3 изображен фрагмент подшипника качения с предварительным натягом.

Комбинированная опора (фиг. 1) содержит корпус 1, в котором установлены вал 2, подшипники 3 и 4 качения, втулка 5, подшипник 6 скольжения, тарельчатые пружины 7, гравер 8, гайка 9. Подшипники качения 3 и 4 смонтированы во втулке 5, которая установлена внутри подшипника 6 скольжения. На валу 2 закреплена гайка 9, фиксирующая подшипники 3 и 4. При этом гайка 9 связана с внутренним кольцом подшипника 4 через гравер 8. Внешние кольца подшипников 3 и 4 связаны через последовательно установленные тарельчатые пружины 7, при этом внутреннее кольцо подшипника 3 установлено упором в ступень вала 2. На внутренней поверхности подшипника 6 скольжения выполнены питающие камеры 11, соединенные с питающими каналами 12, которые выполнены в корпусе 1.

Устройство работает следующим образом.

Перед первым запуском машины выбирается монтажный зазор в подшипниках 3 и 4 качения. Изначально подшипники 3 и 4 качения имеют монтажный зазор (фиг. 2), для устранения которого закручивают гайку 9, перемещая гравер 8 вдоль вала 2 в направлении ступени 10 вала 2, тем самым смещая внутренние кольца относительно внешних колец подшипников 3 и 4 (фиг. 3).

При запуске через каналы 12 и питающие камеры 11 подают смазочный материал в подшипник 6 скольжения, что приводит к возникновению гидростатической реакции, под действием которой втулка 5 отходит от внутренней поверхности подшипника 6 скольжения. Вращение вала 2 и передача нагрузки на корпус 1 осуществляют через подшипник 6 скольжения, втулку 5, подшипники 3 и 4 качения. С увеличением частоты вращения вала 2 происходит увеличение скорости вращения втулки 5, в результате чего возникает дополнительная гидродинамическая реакция в смазочном слое, что приводит к увеличению несущей способности смазочного слоя. При остановке все процессы происходят в обратном порядке.

Комбинированная опора, содержащая подшипник скольжения, два подшипника качения, внешние кольца которых смонтированы во втулке, а внутренние - на валу, при этом внутреннее кольцо одного из подшипников установлено на валу упором в ступень вала, отличающаяся тем, что внутреннее кольцо другого подшипника установлено на валу упором в гравер, зафиксированный на валу болтом, внешние кольца подшипников качения связаны через последовательно расположенные тарельчатые пружины.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам роторов газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения, воспринимающим только радиальную нагрузку.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к комбинированным опорам, состоящим из подшипника качения и подшипника скольжения с газовой смазкой, используемым для радиальной подвески валов низко- и высокоскоростных радиально нагруженных валов различного назначения - турбохолодильников, турбодетандеров, электрогенераторов, турбин летательных аппаратов, наземных, надводных и подводных транспортных объектов и т.д.

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных роторов машин и агрегатов, нагруженных радиальными нагрузками.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторно-опорных узлах мало- и средненагруженных турбомашин, в высокочастотных бесконтактных электродвигателях, в турбогенераторах энергетических установок, в криогенных турбодетандерах установок разделения газовых смесей, в холодильных установках, а также в качестве опор, состоящих из комбинации подшипника скольжения и подшипника качения.

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в качестве опор роторов высокоскоростных машин и агрегатов для обеспечения большей несущей способности при сохранении устойчивого положения ротора, нагруженного радиальными и осевыми нагрузками, при максимально высоких оборотах, а также в системах кондиционирования воздуха кабин летательных аппаратов, систем турбонадува в современном автомобилестроении и в микрогазотурбинных электроагрегатах.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстровращающихся, высоконагруженных роторных машинах. Комбинированная опора содержит корпус и размещенные в нем подшипник скольжения и подшипник качения, расположенные параллельно относительно поверхности вала.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстровращающихся, высоконагруженных роторных машинах. Комбинированная опора содержит корпус и размещенные в нем последовательно на валу подшипник качения, наружное кольцо которого установлено в корпусе с использованием упругих колец таким образом, что подшипник качения может перемещаться относительно оси вала в радиальном направлении под действием внешних нагрузок, и подшипник скольжения.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстроходных роторных машинах. Комбинированная опора, содержит корпус с установленными в нем подшипником скольжения, подшипником качения, внутренняя обойма которого установлена неподвижно, с концентрично расположенной в подшипнике скольжения шейкой вала, а также подвижные колодки, закрепленные с возможностью перемещения в пазах.
Наверх