Трансмиссионный модуль для транспортного средства и способ монтажа и демонтажа трансмиссионного модуля

Изобретение относится к трансмиссионному модулю для транспортного средства, в частности к системе из маховика и стартера-генератора коленчатого вала. Кроме того, изобретение касается способов монтажа и демонтажа такого трансмиссионного модуля. Трансмиссионный модуль содержит маховик (80) с корпусом (81) маховика и стартер-генератор (60) коленчатого вала, стационарно установленный на корпусе (81) маховика со стороны привода, а на коробке (10) передач - со стороны отбора мощности. Ротор (40) стартера-генератора коленчатого вала соединяется с маховиком (80) без возможности проворота с возможностью разъема. На корпусе (81) маховика закреплено проходящее со стороны отбора мощности в осевом направлении опорное устройство (88), вдоль которого ротор (40) перемещается в осевом направлении, когда он отсоединен от корпуса (81) маховика. Достигается повышение надежности опор конструктивных узлов. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 9 ил.

 

Изобретение относится к трансмиссионному модулю для транспортного средства, в частности, к системе из маховика и стартера-генератора коленчатого вала. Кроме того, изобретение относится к способу монтажа и демонтажа такого модуля трансмиссии.

Для обеспечения образования смеси, ее воспламенения и сгорания в двигателе внутреннего сгорания двигатели внутреннего сгорания доводятся с помощью внешнего источника питания до заданной минимальной частоты вращения. Для этого из уровня техники известны модули трансмиссии, в которых между двигателем и коробкой передач предусмотрены электрические стартеры-генераторы (KSG) коленчатого вала. Это сидящие на коленчатом валу электрические машины с функцией стартера и генератора, именуемые из-за непосредственной привязки их ротора к коленчатому валу просто стартерами-генераторами коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. Электрические стартеры-генераторы коленчатого вала имеют то преимущество, что передача механической энергии стартера осуществляется бесконтактно, а тем самым бесшумно.

Ротор KSG соединен с маховиком, установленным на конце коленчатого вала со стороны коробки передач. Таким образом, он находится в кинематической связи с коленчатым валом. Статор KSG стационарно установлен на внутренней стороне окружающего ротор корпуса, именуемого в дальнейшем также корпусом KSG. Ротор или опора ротора соединены с коробкой передач со стороны отбора мощности через переходный элемент, например, так называемую гибкую пластину. Это соединение обычно осуществляется свинчиванием переходного элемента с коробкой передач.

При первой сборке коробки передач, стартера-генератора коленчатого вала, маховика и двигателя на заводе имеется, как правило, достаточно свободного пространства в направлении оси для сборки компонентов и обеспечения хорошего доступа инструмента. Однако для сервиса, например при наличии дефекта коробки передач, имеющееся в распоряжении монтажное пространство значительно меньше, чем при первой сборке, так что доступ инструмента ограничен. Поэтому в системах трансмиссии, известных из уровня техники, для замены поврежденной коробки передач компоненты системы трансмиссии, как правило, необходимо демонтировать. Это относится, в частности, к маховику и стартеру-генератору коленчатого вала, соединение которых для обеспечения доступа к переходному соединительному элементу, например к гибкой пластине, с помощью которой ротор смонтирован с коробкой передач, для снятия этих компонентов приходится отпускать.

Другим недостатком системы передачи, известной из уровня техники, является то, что из-за большой массы и длинного плеча рычага узлов имеет место риск повреждения трансмиссионных преобразователей и гибких пластин, поскольку ограниченность монтажного пространства подрывает или по меньшей мере сокращает надежность опоры отдельных узлов при демонтаже.

Таким образом, задачей изобретения является устранение вышеупомянутых недостатков трансмиссионных модулей и способов монтажа или демонтажа, известных из уровня техники. В частности, задачей изобретения является создание трансмиссионного модуля, а также способа монтажа и демонтажа, обеспечивающего надежную опору конструктивных узлов при монтаже и демонтаже и лучший доступ инструмента.

Эти задачи решаются с помощью трансмиссионного модуля для транспортного средства и способа монтажа и демонтажа такого трансмиссионного модуля с признаками независимых пунктов формулы изобретения. Предпочтительные варианты осуществления и применения изобретения являются предметом зависимых пунктов формулы изобретения и более подробно поясняются в нижеследующем описании с частичной ссылкой на фигуры.

Согласно изобретению предлагается трансмиссионный модуль для транспортного средства, в частности для автомобиля промышленного назначения, содержащий маховик с корпусом маховика и стартером-генератором коленчатого вала, который со стороны привода стационарно устанавливается, т.е. может устанавливаться, на корпусе маховика, а со стороны отбора мощности - на коробке передач. Стартер-генератор коленчатого вала содержит статор и ротор, причем ротор соединен с маховиком разъемно и без возможности поворота.

Таким образом, изобретение относится к самой по себе известной из уровня техники системе из стартера-генератора коленчатого вала и маховика, инсталлируемой между двигателем и коробкой передач. Ротор генератора в смонтированном состоянии на расположенном со стороны коробки передач конце соединен с маховиком, установленным на коленчатом валу, так что он находится в кинематической связи с коленчатым валом. Статор и ротор стартера-генератора коленчатого вала окружены корпусом стартера-генератора коленчатого вала (в дальнейшем именуемого также корпусом KSG).

Изобретение включает в себя общее техническое решение, согласно которому на корпусе маховика закреплено простирающееся со стороны отбора мощности в осевом направлении опорное устройство, вдоль которого ротор может перемещаться в осевом направлении, если он отсоединен от корпуса маховика. Таким образом, особое преимущество изобретения состоит в том, что первый расположенный со стороны привода узел, содержащий маховик, корпус маховика, корпус KSG и статор, и второй расположенный со стороны отбора мощности узел, содержащий ротор и коробку передач, закрепленную на роторе с помощью переходного соединительного элемента, могут быть отсоединены друг от друга, причем благодаря опорному устройству согласно изобретению обеспечивается телескопическое перемещение обоих узлов относительно друг друга в осевом направлении при одновременной поддержке обоих узлов. Тем самым могут быть предотвращены бесконтрольное оседание одного из узлов и повреждение одной или нескольких деталей, как, например, преобразователя коробки передач или гибкой пластины. При этом осевое направление является направлением оси вращения ротора и маховика.

Предпочтительно, опорное устройство выполнено таким образом, чтобы опора ротора могла насаживаться на него, так, чтобы зубцы ротора окружали опорное устройство в радиальном направлении.

В одном из предпочтительных вариантов осуществления опорное устройство содержит опорную поверхность в виде боковой поверхности цилиндра, по которой ротор перемещается в осевом направлении. Согласно этому варианту осуществления опора ротора также содержит участок в виде боковой поверхности цилиндра несколько большего диаметра, чем у соответствующего участка опорного устройства, так что опора ротора может надвигаться на опорное устройство.

В одном из альтернативных вариантов опорное устройство содержит проходящие в осевом направлении стержневые направляющие элементы для поддержки ротора, вдоль которых ротор может перемещаться в осевом направлении. Стержневые направляющие элементы могут быть выполнены, например, в виде винтов, штифтов и/или ребер. В варианте осуществления, в котором в качестве стержневых направляющих элементов предусмотрены винты, они, предпочтительно, помещены во втулки, так что ротор направляется по втулке винта.

Стержневой направляющий элемент, в частности втулка винта, может иметь поясок, служащий предохранителем и препятствующий тому, чтобы при разведении ротора и опоры ротора они не могли свалиться вниз со стержневого направляющего элемента.

В одном из предпочтительных вышеупомянутых вариантов осуществления несколько стержневых направляющих элементов распределены для обеспечения стабильного направления ротора в осевом направлении вдоль внутренней окружной стороны ротора. Особенно предпочтительно, чтобы были предусмотрены по меньшей мере четыре или пять ребер, винтов и/или штифтов, на которые опора ротора могла бы опираться и по которым она могла бы перемещаться.

Предпочтительно, ротор содержит опору, на которой по окружной стороне расположены зубцы ротора, так что ротор может подвижно направляться по опорному устройству с помощью опоры ротора, на которой по окружной стороне расположены зубцы ротора, так что ротор закреплен на опорном устройстве с помощью опоры. Другими словами, опора ротора насажена на опорное устройство.

Согласно одному из примеров выполнения трансмиссионный модуль содержит переходное соединительное средство, с помощью которого стартер-генератор коленчатого вала свинчивается с коробкой передач. Путем соответствующего подбора переходного соединительного средства стартеры-генераторы и коробки передач могут соединяться друг с другом в любых различных конструктивных исполнениях. При этом корпус стартера-генератора коленчатого вала, предпочтительно, имеет отверстие, например проем, через который инструмент для приведения в действие крепежных средств, посредством которых переходное соединительное средство соединено с коробкой передач, вводится в корпус стартера-генератора коленчатого вала.

В одном из предпочтительных примеров выполнения крепежное средство для свинчивания переходного соединительного средства с коробкой передач образовано, как в одном известном трансмиссионном модуле, винтами. В этом случае инструмент является инструментом для завинчивания.

Такое отверстие имеет то особое преимущество, что соединение между ротором или, соответственно, переходным соединительным средством и коробкой передач для создания доступа к крепежному средству по оси может быть разомкнуто без необходимости в демонтаже маховика. Более того, подвижная опора ротора на опорном устройстве обеспечивает надежное относительное смещение между ротором и узлом, содержащим маховик и корпус KSG со статором, так что имеющееся в распоряжении пространство для манипуляций увеличивается. Это пространство для манипуляций может затем соответствующим образом использоваться при вводе инструмента для завинчивания через отверстие, чтобы демонтировать коробку передач.

Согласно одному из этих особенно предпочтительных вариантов осуществления статор стационарно установлен на внутренней стороне корпуса, а отверстие в корпусе KSG предусмотрено со смещением относительно статора в направлении, противоположном маховику. При этом в результате смещения ротора в осевом направлении по опорному устройству относительно маховика по меньшей мере один из зубцов ротора, соответственно, одна из впадин между зубцами ротора позиционируется под отверстием. При этом ротор, соответственно, коробка передач поворачивается таким образом, чтобы впадина между зубцами ротора была расположена непосредственно под отверстием так, чтобы инструмент через отверстие в корпусе KSG мог вводиться во впадину между зубцами и таким образом мог приводиться в действие прямо напротив соединительного средства или винта, которым переходное соединительное средство закреплено на коробке передач.

Переходное соединительное средство может быть дискообразным соединительным средством, в частности, гибкой пластиной (по по-английски flex plate) или жесткой пластиной. Однако для соединения определенного корпуса KSG с определенным конструктивным исполнением коробки передач использоваться могут любые переходные элементы, известные из уровня техники, например, тарельчатые переходные элементы.

В одном из других вариантов изобретения одна часть опорного устройства, проходящая в осевом направлении, в концевой области, обращенной от маховика, может иметь больший диаметр, чем в примыкающей средней области. Таким образом, участок опорного устройства, проходящий в осевом направлении, во избежание перекашивания опоры ротора может иметь сужение. Диаметры, предпочтительно, выбираются с таким расчетом, чтобы при перемещении ротора по опорному устройству относительно статора последний не сталкивался со статором.

Возможность реализации согласно изобретению предусматривает, чтобы опорное устройство в концевой области, обращенной от маховика, имело для этого выступ, соответственно, кромку в направлении ротора. Выступ, предпочтительно, выполнен таким образом, чтобы он обеспечивал точечную накладку или линейное соприкосновение между ротором, соответственно, опорой ротора и опорным устройством. Другим преимуществом является то, что благодаря различным диаметрам сопротивление трения при надвигании уменьшается.

Согласно одному из очередных вариантов часть опорного устройства, проходящая в осевом направлении, в концевой области, обращенной к маховику, может иметь скос с примыкающей пригоночной поверхностью, так что ротор, надвинутый на пригоночную поверхность, может выдерживать предопределенный интервал относительно статора.

Другими словами, опора ротора проводится через скос на пригоночную поверхность. В этом случае пригоночная поверхность служит для точного соблюдения интервала между ротором и статором. Таким образом, с одной стороны, может обеспечиваться подвижность между ротором и статором в осевом направлении во время монтажа, и одновременно гарантироваться, чтобы снова восстанавливались точность направления и предопределенность интервала между ротором и статором.

Согласно очередному аспекту представляется способ монтажа трансмиссионного модуля в соответствии с одним из вышеописанных аспектов. Способ монтажа включает следующие этапы: монтаж первого узла, содержащего ротор, опору ротора, переходное соединительное средство и коробку передач, причем опора ротора с помощью переходного соединительного средства стационарно установлена на коробке передач. Кроме того, способ включает этап монтажа второго узла, содержащего корпус стартера-генератора, статор, маховик и корпус маховика, монтируемые на двигателе. После отдельного предварительного монтажа первого и второго узлов они сводятся, причем опора ротора смещается по опорному устройству в направлении корпуса маховика, а затем через отверстие на задней стороне корпуса маховика последний крепится на опоре ротора, предпочтительно, свинчиванием.

При этом опорное устройство служит опорным, направляющим и позиционирующим средством для установления ротора в преопределенном положении относительно статора. Тем самым наличие опорного устройства согласно изобретению обеспечивает надежное и точное позиционное сведение обоих предварительно смонтированных узлов. Указанный способ монтажа касается первой сборки трансмиссионного модуля.

Согласно настоящему изобретению обеспечивается особенно предпочтительный способ демонтажа, с помощью которого в случае сервисного обслуживания коробка передач может отделяться от трансмиссионного модуля и удаляться. Этот способ демонтажа включает следующие этапы: отпуск соединения, в частности, винтового соединения опоры ротора с маховиком; разведение ротора и маховика путем перемещения ротора, соответственно, опоры ротора по опорному устройству в осевом направлении в состояние, при котором ротор установлен на опорном устройстве со смещением относительно статора. Кроме того, способ демонтажа включает этапы ввода инструмента через отверстие в корпусе стартера-генератора коленчатого вала и прокручивания ротора или коробки передач для позиционирования на инструменте крепежных средств, посредством которых переходное соединительное средство закреплено на коробке передач.

Кроме того, способ включает разъединение позиционированных крепежных средств и удаление коробки передач. Крепежными средствами, с помощью которых коробка передач закреплена на переходном соединительном средстве, например на гибкой пластине, предпочтительно, являются винты.

Таким образом, особое преимущество изобретения заключается в том, что для демонтажа коробки передач не требуется никакого удаления маховика и корпуса маховика и/или стартера-генератора коленчатого вала, чтобы добраться до крепежных средств, например, до винтов, которыми коробка передач закреплена на переходном соединительном элементе ротора. Более того, благодаря осевой опоре согласно изобретению и подвижности ротора вдоль опорного устройства может создаваться дополнительное пространство для манипуляций, причем одновременно гарантируется, что тяжелые детали поддерживаются и направляются опорным устройством и не могут бесконтрольно оседать. Благодаря осевой подвижности, в частности, зубцы ротора могут позиционироваться со смещением относительно статора и оказываться доступными через отверстие или проем в корпусе, так что инструмент для завинчивания может проходить между зубцами, чтобы таким образом разъединять соединительные средства коробки передач. Предпочтительно, гайки на коробке передач для свинчивания коробки передач с гибкой пластиной со стороны коробки передач приварены, так что в контропорном инструменте необходимости нет.

Тогда монтаж в случае сервисного обслуживания осуществляется аналогично в обратной последовательности по сравнению с демонтажем. При этом все компоненты вплоть до коробки передач уже предварительно смонтированы, или позиционированы. По аналогии с разъединением винтового соединения при демонтаже следуют подвод коробки передач и свинчивание коробки передач с переходным соединительным средством. Затем осуществляются сведение трансмиссии и свинчивание опоры ротора с маховиком через отверстие на задней стороне корпуса маховика.

Другие подробности и преимущества изобретения описываются ниже со ссылкой на приложенные чертежи, на которых

фиг. 1А и 1В изображает покомпонентно трансмиссионный модуль согласно примеру выполнения;

фиг. 2 - состояние предварительного монтажа трансмиссионного модуля согласно примеру выполнения;

фиг. 3 - состояние монтажа трансмиссионного модуля согласно примеру выполнения;

фиг. 4 - в качестве примера процесс демонтажа в случае сервиса согласно примеру выполнения;

фиг. 5 - частичный разрез направляющей опоры ротора на опорном устройстве согласно примеру выполнения в увеличенном виде;

фиг. 6 - демонтированную коробку передач и оставшийся узел трансмиссионного модуля согласно примеру выполнения;

фиг. 7 - ротор с альтернативным переходным соединительным элементом;

фиг. 8 - трансмиссионный модуль согласно очередному примеру выполнения в смонтированном состоянии;

фиг. 9 - пример выполнения на фиг. 8 с ротором, перемещающимся по опорному устройству.

На фиг. 1А покомпонентно изображены отдельные детали трансмиссионного модуля согласно примеру выполнения. Трансмиссионный модуль в настоящем примере выполнения содержит первый узел, содержащий коробку передач 10, например автоматическую коробку передач, нажимной диск 12, так называемую гибкую пластину 20, переходный (адаптирующий) элемент 30 и ротор 40. Узел, изображенный на фиг.1А, предварительно монтируется при первой сборке трансмиссионного модуля.

При этом переходный элемент 30 монтируется на опоре 41 ротора. Затем на переходном элементе 30 позиционируется и надвигается на него гибкая пластина 20. После этого со стороны коробки передач на гибкую пластину 20 надвигается нажимной диск 12, и узел свинчивается с помощью резьбы в нажимном диске 12. Наконец, узел, предварительно смонтированный таким образом, посредством винтов 2 сквозь гибкую пластину 20 привинчивается к коробке 10 передач. Гайки 11, предусмотренные для этого на коробке 10 передач, с помощью которых гибкая пластина 20 привинчивается к коробке 10 передач, приварены со стороны коробки передач, так что в контропорном инструменте нет необходимости.

Ротор 40 содержит опору 41 ротора, выполненную в виде полого цилиндра и на которой по окружной стороне в виде зубчатого венца расположены зубцы 42 ротора. Для свинчивания опоры 41 ротора с маховиком 80 она имеет со стороны маховика фланцевый элемент 43, проходящий в радиальном направлении. Первый узел, изображенный на фиг. 1А, сам по себе известен из уровня техники и здесь в дальнейшем описании не нуждается.

На фиг. 1В изображен второй узел трансмиссионного модуля. Последний содержит корпус 60 стартера-генератора коленчатого вала (корпус KSG), на внутренней стороне которого стационарно установлен статор 50 стартера-генератора коленчатого вала. Корпус 60 KSG по существу выполнен в виде полого цилиндра, причем статор 50 установлен только в половине корпуса 60 KSG, расположенной со стороны маховика. Половина корпуса 60 KSG, расположенная со стороны коробки передач, на внутренней стороне которой статор 50 таким образом не установлен, имеет в одном месте проем 61, смысл и цель которого ниже еще будут пояснены более подробно.

Кроме того, второй узел, изображенный на фиг.1В, содержит подвижно соединенный с (не показанным) коленчатым валом маховик 80, который установлен в корпусе 81 маховика.

Согласно настоящему примеру выполнения маховик 80 содержит опорное устройство 88 с цилиндрическим ребром 83, проходящим со стороны коробки передач в осевом направлении. Цилиндрическое ребро 83 прилито непосредственно к маховику 80. Первый узел, изображенный на фиг. 1А, и второй узел, изображенный на фиг. 1В, на заводе при первом монтаже предварительно монтируются отдельно.

Такое состояние предварительного монтажа изображено на фиг. 2. После предварительного монтажа оба узла сводятся вместе, для чего опора 41 ротора в осевом направлении насаживается на ребро 83. Для этого диаметр цилиндрического ребра 83 выполнен несколько меньшим диаметра опоры 41 ротора. Опора ротора перемещается вдоль ребра 83 в осевом направлении до тех пор, пока опора 41 ротора не упрется в конце опорного устройства 88 и не установится в предопределенном рабочем положении. При этом продольные габариты ребра 83 и опоры 41 ротора согласованы между собой настолько, что зубцы ротора в рабочем положении устанавливаются напротив статора 50 и соблюдают предопределенный интервал относительно последнего. Кроме того, диаметры ротора 40 и статора 50 настолько согласованы между собой, что при осевом надвигании столкновение ротора 40 со статором 50 исключается.

Собранное состояние изображено на фиг. 3. После сведения обоих узлов опора ротора через отверстие, расположенное на задней стороне корпуса 81 маховика, свинчивается с маховиком с помощью винтов 3. Для этого в опоре 41 ротора предусмотрены соответствующие резьбы для приема винтов 3. Для соединения обоих элементов друг с другом без возможности проворота винты 3 прижимают маховик 80 к опоре 41 ротора. Маховик дополнительно привинчивается к коленчатому валу с помощью цилиндрических винтов (не показано). Кроме того, на фиг. 3 показано, что в смонтированном состоянии зубцы ротора находятся в предопределенном положении относительно статора 50 и имеют предопределенный интервал относительно последнего.

На фиг. 4 проиллюстрирован демонтаж коробки передач в случае сервисного обслуживания. При этом сначала путем разъединения винтов 3 устраняется показанное на фиг. 3 крепление между опорой 41 ротора и маховиком 80.

Затем опора 41 ротора «оттягивается» от маховика 80 в осевом направлении. Другими словами, ротор со своей опорой и второй узел 18, изображенный на фиг. 1В, телескопически разводятся, причем опора 41 ротора перемещается по ребру 83 в осевом направлении. При этом длина ребра 83 рассчитана таким образом, чтобы опора ротора могла перемещаться в новое положение, показанное на фиг. 4, в котором зубчатый венец 42 ротора 40 не позиционирован более под статором, а находится под проемом 6, выполненным в корпусе 60 KSG.

В этом разведенном положении, показанном на фиг. 4, доступ инструмента к винтовому соединению гибкой пластины 20 с коробкой передач 10 более не перекрыт статором 50. В результате введения инструмента 1 для завинчивания в проем 61 гайки 2 могут быть отпущены. При вращении коробки 10 передач все гайки 2 последовательно позиционируются перед инструментом 1 для завинчивания и отсоединения с его помощью. Затем коробка 10 передач удаляется. Для максимального использования монтажного пространства винтовое соединение гибкой пластины 20 с коробкой 10 передач относительно зубцов 42 ротора может позиционироваться таким образом, чтобы инструмент 1 мог проходить между зубцами 42, что и показано в положении на фиг. 4.

Кроме того, следует упомянуть, что монтаж в случае сервиса производится, соответственно, аналогично в обратном порядке относительно описанного демонтажа. При этом все компоненты вплоть до коробки 10 передач предварительно монтируются, или позиционируются, со стороны двигателя. Затем коробка передач подводится и свинчивается с гибкой пластиной 20. После этого происходят сборка трансмиссии и свинчивание опоры 41 ротора с маховиком 80 через отверстие в корпусе 81 маховика посредством винтов 3.

На фиг. 5 для иллюстрации формы исполнения ребра и установки опоры 41 ротора на ребре 83 в увеличенном виде изображен частичный разрез области на фиг. 4, выделенной пунктирной линией. Согласно варианту осуществления, изображенному на фиг. 5, ребро 83 в своей концевой области со стороны коробки передач имеет точечную или линейную опору или выступ 82. Получающийся при этом общий диаметр цилиндрического ребра выбирается таким образом, чтобы при сведении ротор 40 не сталкивался со статором 50. После опоры 82 ребро 83 для воспрепятствования перекашиванию опоры 41 ротора имеет в своей примыкающей средней области сужение. Кроме того, разные диаметры способствуют уменьшению сопротивления трения при надвигании. В противолежащей концевой области ребра 83, т.е. в концевой области со стороны маховика, имеется скос 84. Вследствие этого опора 41 ротора при сборке трансмиссионного модуля подается на подгоночную поверхность 85. Подгоночная поверхность 85 служит для соблюдения интервала между ротором 40 и статором 50.

На фиг. 7 изображен альтернативный вариант ротора 40, на котором для закрепления ротора 40 на коробке 10 передач вместо гибкой пластины 20 предусмотрен тарельчатый переходный элемент 21. Поэтому благодаря модульному строению опоры 41 ротора последняя может подгоняться под разные конструктивные исполнения коробки 10 передач.

На фиг. 8 и 9 изображена модификация примера выполнения согласно предшествующим фигурам, так что во избежание повторов делаются ссылки на вышеприведенное описание, причем для соответствующих деталей используются те же позиции. Особенность этого примера выполнения заключается в том, что теперь в качестве опорного устройства для ротора 40 на маховике 80 вместо цилиндрического ребра завинчены винты 86 во втулках. Втулка винтов 86 служит зажимным элементом и одновременно предохранителем от соскальзывания так, чтобы ротор 40 при демонтаже не сваливался с боков вниз. Для этого втулка винта имеет выступ 87, служащий предохранителем с тем, чтобы при разведении по оси ротор 40 не спадал со своей опоры 41. Согласно этому варианту осуществления четыре таких винта 86 установлены по окружности и проходят в осевом направлении параллельно друг другу. Реализовано может быть также опорное устройство с меньшим числом стержневых опорных элементов, например, винтов 86. Однако, кроме того, для обеспечения разборки независимо от положения двигателя может быть предусмотрено также еще большее число таких винтовых или в общем случае стержневых опорных элементов. Кроме того, в этом варианте выполнения опора 41 ротора не является сплошной, т.е. ротор в этом случае не напрессовывается, а крепится посредством винтов 44.

Хотя изобретение описано со ссылками на определенные примеры выполнения, возможно множество вариантов и модификаций, также использующих идею изобретения и потому подпадающих под объем защиты. В частности, опорное устройство в конструктивном отношении может быть выполнено по-разному в зависимости от ротора или опоры ротора, используемых для обеспечения поддержки и осевого направления ротора. Следовательно, изобретение не должно быть ограничено раскрытием определенных примеров выполнения, а должно содержать все примеры выполнения, подпадающие под защиту приложенной формулы изобретения.

Перечень позиций

1. инструмент для завинчивания

2, 3. винт

10. коробка передач

11. гайка

12. нажимной диск

20. гибкая пластина

21. переходный элемент коробки передач

30. переходный элемент

40. ротор

41, 44. опора ротора

42. зубцы ротора

43.ребро

50. статор

51. статорные обмотки

52. элемент геометрического замыкания

53. винт

60. корпус KSG (стартера-генератора с коленчатым валом)

61. отверстие в корпусе

80. маховик

81. корпус маховика

82. выступ

83. опорная поверхность

84. скос

85. подгоночная поверхность

86. опорный винт

87. выступ

88. опорное устройство

А - осевое направление.

1. Трансмиссионный модуль для транспортного средства, содержащий

маховик (80) с корпусом (81) маховика и

стартер-генератор (KSG) с коленчатым валом, выполненный с возможностью стационарного расположения со стороны привода на корпусе (81) маховика, а со стороны отбора мощности - на коробке (10) передач, причем ротор (40) стартера-генератора коленчатого вала выполнен с возможностью разъемного и без возможности поворота соединения с маховиком (80), причем на корпусе (81) маховика закреплено проходящее со стороны отбора мощности в осевом направлении (А) опорное устройство (88), вдоль которого ротор (40) может перемещаться в осевом направлении (А), когда он отделен от корпуса (81) маховика,

отличающийся тем, что опорное устройство (88) содержит проходящие в осевом направлении (А) стержневые направляющие элементы для поддержки ротора (40), вдоль которых ротор (40) выполнен с возможностью смещения в осевом направлении (А).

2. Трансмиссионный модуль по п.1, отличающийся тем, что опора (41) ротора насажена на опорное устройство (88), так что зубцы (42) ротора окружают опорное устройство (88) в радиальном направлении.

3. Трансмиссионный модуль по п.1 или 2, отличающийся тем, что опорное устройство имеет опорную поверхность (83) в виде боковой поверхности цилиндра, по которой ротор (40) подвижно направляется в осевом направлении (А).

4. Трансмиссионный модуль по п.1 или 2, отличающийся тем, что стержневые направляющие элементы выполнены в виде ребер, винтов (86) и/или штифтов.

5. Трансмиссионный модуль по п.4, отличающийся тем, что предусмотрены по меньшей мере четыре ребра, винта (86) и/или штифта, поддерживающие и подвижно направляющие опору ротора.

6. Трансмиссионный модуль по п.4, отличающийся тем, что ротор (40) с возможностью перемещения установлен на втулке, окружающей винты (86).

7. Трансмиссионный модуль по п.5, отличающийся тем, что ротор (40) с возможностью перемещения установлен на втулке, окружающей винты (86).

8. Трансмиссионный модуль по п.1 или 2, отличающийся

(а) переходным соединительным средством, с помощью которого стартер-генератор коленчатого вала выполнен с возможностью свинчивания с коробкой (10) передач, и

(b) корпусом (60) стартера-генератора коленчатого вала, имеющего отверстие (61), через которое инструмент (1) для завинчивания для приведения в действие винтов (2), с помощью которых переходное соединительное средство может свинчиваться с коробкой (10) передач, может вводиться в корпус (60) стартера-генератора коленчатого вала.

9. Трансмиссионный модуль по п.8, отличающийся тем, что

(а) статор (50) стационарно установлен на внутренней стороне корпуса (60), а

(b) отверстие (61) предусмотрено со смещением относительно статора (50) в направлении, противоположном маховику, и что в результате перемещения ротора (40) в осевом направлении (А) по опорному устройству (88) по меньшей мере один из зубцов (42) ротора (40) может позиционироваться под отверстием (61).

10. Трансмиссионный модуль по п.8, отличающийся тем, что переходное соединительное средство (20, 21) является дискообразным соединительным средством, в частности гибкой пластиной (20) или жесткой пластиной, или тарельчатым переходным элементом (21).

11. Трансмиссионный модуль по п.9, отличающийся тем, что переходное соединительное средство (20, 21) является дискообразным соединительным средством, в частности гибкой пластиной (20) или жесткой пластиной, или тарельчатым переходным элементом (21).

12. Трансмиссионный модуль по п.1 или 2, отличающийся тем, что

(а) опорное устройство (88) в концевой области, обращенной от маховика (80), имеет выступ (82) в направлении ротора (40), и/или что

(b) часть (83) опорного устройства (88), проходящая в осевом направлении (А), имеет в концевой области, обращенной от маховика (80), больший диаметр, чем в примыкающей средней области.

13. Трансмиссионный модуль по п.1 или 2, отличающийся тем, что часть (83) опорного устройства (88), проходящая в осевом направлении (А), имеет в концевой области, обращенной к маховику (80), скос (84) с примыкающей подгоночной поверхностью (85).

14. Способ монтажа трансмиссионного модуля по одному из пп.1-13, отличающийся следующими этапами:

а) монтаж первого узла, содержащего ротор (40), опору (41) ротора, переходное соединительное средство (20, 21) и коробку (10) передач, причем опору ротора с помощью переходного соединительного средства (20, 21) стационарно устанавливают на коробке (10) передач;

(b) монтаж второго узла, содержащего корпус (60) стартера-генератора коленчатого вала, статор (50), маховик (80) и корпус (81) маховика, которые монтируют на двигателе, и

(c) сведение смонтированных первого и второго узлов, причем опору ротора перемещают по опорному устройству (88) в направлении корпуса (81) маховика, а маховик (80) закрепляют, предпочтительно привинчивают, на опоре ротора сквозь расположенное на задней стороне отверстие в корпусе (81) маховика.

15. Способ демонтажа трансмиссионного модуля по одному из пп.1-13, отличающийся следующими этапами:

(а) разъединение соединения, в частности винтового соединения опоры ротора (40), с маховиком (80);

(b) разведение ротора (40) и маховика (80) путем перемещения ротора (41) по опорному устройству (88) в осевом направлении (А) в состояние, при котором ротор (40) установлен на опорном устройстве (88) со смещением относительно статора (50);

(c) ввод инструмента через отверстие (61) в корпусе (60) стартера-генератора коленчатого вала и прокручивание ротора (40) или коробки (10) передач для позиционирования у инструмента (1) крепежных средств, посредством которых переходное соединительное средство (20, 21) закреплено на коробке (10) передач;

(d) разъединение позиционированных крепежных средств и удаление коробки (10) передач.

16. Способ демонтажа по п.15, отличающийся тем, что крепежным средством являются винты (2), а инструментом является инструмент (1) для завинчивания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тяговому электроснабжению электрифицированного железнодорожного транспорта. Тяговая подстанция постоянного тока с инерционным накопителем энергии содержит силовой трансформатор, выпрямитель, сглаживающий фильтр с реактором, инерционный накопитель, блок преобразования, регулирования и перераспределения энергии, датчики тока и напряжения.

Изобретение относится к области машиностроения. Механический накопитель содержит маховик и привод в виде магнитного редуктора, размещенные соосно и в герметично разделенных между собой корпусах.

Группа изобретений относится к машиностроению. Способ заключается в том, что обод маховика выполняют из лент магнитопласта, намагниченных поперек ее толщины.

Изобретение относится к устройству, соединяющему маховик двигателя с приводными элементами. Система содержит двигатель внутреннего сгорания с коленчатым валом, маховик (2), который с помощью соединительного устройства (1) соединен с приводными элементами, при этом между маховиком (2) и соединительным устройством (1) расположена передающая крутящий момент промежуточная часть (4), и стартер-генератор (5), расположенный внутри корпуса (6) маховика и соединенный с коленчатым валом.

Изобретение относится к области машиностроения. Маховик содержит: вал, диск, установленный на валу, навивку, выполненную из гибкого материала, бандаж, выполненный намоткой гибким материалом и расположенный над навивкой.

Изобретение относится к машиностроению. Устройство содержит тело с инерционной массой (30), соединенное с вращательным валом (13) устройства передачи мощности (5).

Комбинированный способ накопления энергии заключается в том, что два одинаковых по массе маховика, валы которых расположены параллельно в горизонтальной плоскости, подвешены на вертикальных ветвях цепных передач с помощью приводного и поддерживающего петлевых захватов, раскручивают равноускоренно до допустимой скорости во взвешенном состоянии совместно энергией поля тяготения и уравновешенным электроприводом с помощью четырех бесконечных цепных передач.

Изобретение относится к машиностроению. Маховик содержит ведущий диск, амортизационный диск, зубчатое кольцо, втулку диска маховика, соединяющуюся с диском маховика, установочный диск, скрепленный с ведущим диском и рессору.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах транспортных средств. Аккумулятор механической энергии включает вал (1), на котором жестко закреплен четырехлучевой кронштейн (2) и установлены барабан (4) и обгонная муфта (19).

Изобретения относятся к устройствам для накопления энергии. Маховик включает пакет маховиков (1) в виде дисков равной прочности с ободьями, две щеки (2) с прикрепленными к ним цапфами (6) и промежуточные кольца (3) с винтовой резьбой на внешней цилиндрической поверхности.

Изобретение относится к устройству управления для транспортного средства и транспортному средству, оснащенному этим устройством управления. Устройство управления включает в себя электронный блок управления.

Изобретение относится к приводу транспортного средства. Приводной блок содержит преобразователь энергии, включающий в себя промежуточный контур, выполненный с возможностью соединения, с одной стороны, с первым инвертором, а с другой стороны - со вторым инвертором.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе запуска двигателя внутреннего сгорания в гибридной силовой передаче соединяют вращающиеся компоненты второй планетарной передачи между собой посредством соединения с помощью второго соединительного устройства солнечного зубчатого колеса, расположенного во второй планетарной передаче, и второго водила зубчатых колес планетарной передачи между собой.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе запуска двигателя внутреннего сгорания в гибридной силовой передаче разъединяют вращающиеся компоненты первой и второй планетарной передачи друг от друга; не допускают вращение по меньшей мере одной зубчатой пары, которая соединена с первой планетарной передачей и выходным валом, и по меньшей мере одной зубчатой пары, которая соединена со второй планетарной передачей и выходным валом.

Изобретение относится к гибридным силовым передачам. В способе запуска двигателя внутреннего сгорания в гибридной силовой передаче соединяют выходной вал двигателя внутреннего сгорания с входным валом коробки передач, через соединительное устройство, расположенное между выходным валом и входным валом и управляют первой и второй электрической машиной для запуска двигателя внутреннего сгорания.

Изобретение относится к управлению запуском двигателя внутреннего сгорания. Устройство управления запуском для двигателя внутреннего сгорания содержит устройство для жесткого проворачивания коленчатого вала и устройство для плавного проворачивания коленчатого вала, которые, соответственно, допускают и не допускают проворачивание коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания до целевой частоты вращения холостого хода.

Изобретение относится к силовым установкам транспортных средств. Способ запуска двигателя включает в себя этап, на котором прогнозируют требуемый крутящий момент после включения повышающей передачи трансмиссии.

Изобретение относится к способам управления двигателем, который может автоматически останавливаться и запускаться. Способы могут быть особенно полезны для снижения выбросов двигателя, связанных с перезапуском автоматически остановленного двигателя.

Изобретение относится к транспортным средствам. Устройство управления двигателем транспортного средства с электрическим топливным насосом, датчиком давления топлива, электродвигателем запуска двигателя внутреннего сгорания и электрическим аккумулирующим устройством содержит электронный блок управления, выполненный с возможностью: управления электрическим подающим насосом на основе значения, определенного датчиком давления топлива; управления электродвигателем для запуска двигателя внутреннего сгорания и управления электрическим подающим насосом и электродвигателем.

Предлагаемое изобретение относится к машиностроению, а именно к системам, состоящим из двигателя внутреннего сгорания, маховика, установленного в корпусе маховика стартера-генератора и соединяющего маховик с коробкой передач фрикционного сцепления.

Изобретение относится к транспортным средствам. Транспортное средство содержит двигатель, генератор, инвертор и приводной электродвигатель.
Наверх