Противотурбулентная присадка

Изобретение относится к противотурбулентной присадке для углеводородных жидкостей и может быть использовано в трубопроводном транспорте нефти, нефтепродуктов и газового конденсата. Присадка содержит полидецен-1 в качестве полимера высших α-олефинов, метиловый эфир пропиленгликоля, BNX 1076 в качестве ингибитора окислительной деструкции и стеарат кальция в качестве ингибитора термической деструкции. Присадка по изобретению обладает высокими эксплуатационными характеристиками, увеличивает пропускную способность трубопроводов, а также обеспечивает снижение энергетических затрат, возникающих при транспортировке углеводородных жидкостей. 1 з.п. ф-лы, 2 табл., 2 ил., 4 пр.

 

Изобретение относится к противотурбулентным присадкам для углеводородных жидкостей и может быть использовано при транспортировке в трубопроводном транспорте нефти, нефтепродуктов и газового конденсата с целью увеличения пропускной способности трубопроводов.

Известна противотурбулентная присадка FLO МХА (ТУ 2548-002-17642043-2010), состоящая из суспензии полимера со сверхмолекулярным весом, диспергированным в алкиловом спирте.

Недостатками данной присадки является высокая стоимость, необходимость дополнительного перемешивания присадки перед применением.

Известен состав для уменьшения гидравлического сопротивления, содержащий полимер, например поли-α-олефин, в количестве 1-60% и натуральный жир или масло в количестве 40-99%. Состав предпочтительно содержит также диспергирующе-стабилизирующий агент, например мыло жирной кислоты, в количестве 0,1-50% от общего веса (EA 5628, МПК C08L 23/18, опубликовано 28.04.2005 г.).

Недостатком данной присадки является высокая стоимость состава и низкая стабильность, связанная со склонностью натуральных масел к окислительным процессам при контакте с кислородом воздуха.

Известна жидкая присадка к углеводородной жидкости, содержащая высокомолекулярный полиизобутилен, имеющий молекулярную массу (3,7-4,9)⋅106 а.е.м. (патент РФ №2343187, опубликован 10.01.2009 г.).

К недостаткам изобретения можно отнести низкую растворимость присадки в углеводородной жидкости и высокую длительность ее приготовления, поскольку при получении присадки используют полиизобутилен со сверхвысокой молекулярной массой, кроме того, известная присадка имеет недостаточную продолжительность действия.

Известна противотурбулентная присадка (патент РФ №2277103, опубликован 27.05.2006 г.), получаемая полимеризацией высших α-олефинов в растворе углеводорода, и представляющая собой вязкий раствор. Противотурбулентные присадки на основе высокомолекулярных полимеров α-олефинов, растворимых в углеводородных жидкостях, вследствие возможности получения относительно недорогих сверхвысокомолекулярных, а значит, эффективных в качестве противотурбулентных присадок, полимеров получили широкое распространение. Полиальфаолефины, получаемые из альфаолефиновых мономеров, как правило, включают в себя мономеры от С4 до С16. Установлено, что именно такой состав альфаолефиновых мономеров позволяет получить полимеры, характеризующиеся наивысшим качеством и наибольшей эффективностью.

К недостаткам данного изобретения следует отнести следующее. Сверхвысокомолекулярный полимер получается лишь на начальной стадии полимеризации, и ее приходится прерывать при 20%-ной конверсии мономера, так как дальнейшая полимеризация приводит к образованию балластного полимера, не активного в снижении сопротивления (Г.В. Несын, Ю.В. Сулейманова, Н.М. Полякова, Г.П. Филатов. Антитурбулентная присадка суспензионного типа на основе полимеров высших альфаолефинов. Известия Томского политехнического университета. 2006. т. 309. №3).

Известна противотурбулентная присадка суспензионного типа (Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. №3. с. 112-115; Г.В. Несын, Ю.В. Сулейманова и др. Антитурбулентная присадка суспензионного типа на основе высших α-олефинов), приготовление которой включает полимеризацию высших α-олефинов в массе, затем полученный полимер измельчают при криогенных температурах и готовят суспензию измельченного полимера в водной или неводной среде. Однако при криогенном измельчении идет процесс деструкции полимера, что снижает его молекулярную массу и его эффективность как антитурбулентной присадки.

Известна противотурбулентная присадка (патент РФ №2579583, МПК C08F 10/14, опубликовано 10.04.2016 г.), содержащая полиолефин (смесь полиолефинов) и дисперсионную среду в соотношении, равном 1:10÷1:2. В качестве дисперсионной среды используются триглицериды жирных кислот, обладающие низкой стабильностью в связи со склонностью к окислительным процессам при контакте с кислородом воздуха.

Наиболее близким аналогом является противотурбулентная присадка (патент РФ №2505551, опубликован 27.01.2014 г.), для которой приготавливают суспензию смешением высшего поли-α-олефина со средой присадки и антиагломератом. В качестве полимера берут полимер, полученный с использованием осадителя в виде вещества с температурой кипения выше температуры кипения исходного мономера не менее чем на 73°C, а компоненты суспензии противотурбулентной присадки берут в следующем количественном соотношении, мас. %:

Полимер 25,0-55,0
Среда полимера 39,5-72,5
ПАВ 2,5-5,5

Недостатком данного изобретения является возможность большого разброса молекулярных масс макромолекул полимера в процессе его изготовления, что сказывается на нестабильности показателей присадки по сравнению с использованием промышленно производимых полимеров.

Задачей изобретения является разработка состава противотурбулентной присадки с высокими эксплуатационными характеристиками для снижения затрат на транспортировку углеводородных жидкостей.

Технический результат заключается в увеличении пропускной способности трубопроводов, снижении перепада давления и энергетических затрат, возникающих при транспортировке углеводородных жидкостей.

Технический результат достигается противотурбулентной присадкой для углеводородных жидкостей, содержащей полимер высших α-олефинов Полидецен-1, метиловый эфир пропиленгликоля, BNX 1076 в качестве ингибитора окислительной деструкции, стеарат кальция в качестве ингибитора термической деструкции, при следующем соотношении компонентов, % масс.:

Полидецен-1 30-40
BNX 1076 0,05-0,1
Стеарат кальция 1,0-1,5
Метиловый эфир пропиленгликоля до 100

Технический результат достигается противотурбулентной присадкой, содержащей полимер высших α-олефинов Полидецен-1, метиловый эфир пропиленгликоля, BNX 1076 в качестве ингибитора окислительной деструкции, стеарат кальция в качестве ингибитора термической деструкции, синтерол АМФ-12 в качестве ингибитора асфальто-смолистых парафиновых отложений, при следующем соотношении компонентов, % масс.:

Полидецен-1 28,3-36,36
BNX 1076 0,05-0,09
Стеарат кальция 1,00-1,36
Синтерол АМФ-12 6-10
Метиловый эфир пропиленгликоля до 100

На фиг. 1 представлена зависимость относительного перепада давления на участке трубопровода опытной установки при перекачке газового конденсата от дозировки противотурбулентной присадки.

На фиг. 2 представлена зависимость относительного снижения потребляемой электроэнергии на участке трубопровода опытной установки при перекачке газового конденсата от дозировки противотурбулентной присадки.

На иллюстрациях обозначены следующие элементы:

1 - присадка без ингибитора АСПО;

2 - присадка с добавлением ингибитора АСПО.

Состав противотурбулентных присадок представлен в табл. 1 и табл. 2, величины снижения перепада давления на участке трубопровода опытной установки в табл. 3.

На движение жидкости по трубопроводу оказывают влияние такие факторы, как скорость движения, диаметр, материал трубопровода, степень шероховатости его поверхности, плотность и вязкость жидкостей. При этом режим движения жидкости, с учетом влияния перечисленных факторов, характеризуется безразмерным параметром - числом Рейнольдса (Re). С увеличением Re эффективность присадок возрастает, и при достаточно больших значениях (турбулентный режим) наблюдается режим максимального снижения сопротивления, когда эффект перестает зависеть от типа полимера присадки, размера трубы и Re. Максимальное снижение сопротивления трения в технически гладких трубах определяется только концентрацией раствора используемого полимера и не зависит от диаметра трубы (Новоселов В.Ф., Муфтахов Е.М. «Технологический расчет нефтепроводов», Уфа: Изд-во УГНТУ, 1996 г. - 43 с., Бударин В.А. «Метод расчета движения жидкости», Одесса: «Астропринт», 2006 г. - 138 с.).

С увеличением вязкости система не переходит из ламинарного в турбулентный режим, поэтому присадки для снижения сопротивления можно применять для углеводородных жидкостей, имеющих кинематическую вязкость не более 15÷20⋅10-6 м2/с.

С увеличением температуры жидкости уменьшается вязкость жидкости и увеличивается эффективность присадок, т.к. повышается их растворимость при введении в поток жидкости. Однако увеличение температуры выше 60-70°C иногда приводит к снижению эффективности присадок, что объясняется снижением растворимости и выпадением из раствора полимеров, имеющих верхнюю критическую температуру смешения.

Заданная величина эффекта снижения гидродинамического сопротивления определяется на основе технико-экономического расчета с учетом типа присадки, гидромеханических параметров, существующих затрат и т.д. После определения оптимальной величины снижения сопротивления с учетом молекулярных характеристик присадок определяется концентрация присадки в углеводородных жидкостях, которая обычно лежит в пределах 50-100 г/т («Композиционные составы для снижения гидравлического сопротивления в системах трубопроводного сбора и транспорта продукции нефтяных скважин», диссертация кандидата технических наук: 02.00.13/ Хуснуллин Руслан Ринатович, Казань, 2015 г. - 149 c.).

С увеличением молекулярной массы полимера при прочих равных условиях эффект снижения сопротивления растет, что связано с увеличением линейного размера молекул с ростом молекулярной массы. Характерным свойством высокомолекулярных полимеров является деструкция (разрушение макромолекул), которая приводит к резкому снижению или полному прекращению их влияния на гидравлическое сопротивление. Деструкция полимеров, как правило, происходит при механическом давяще-трущем воздействии. С увеличением концентрации присадок влияние деструкции на гидродинамическое сопротивление снижается, с ростом температуры раствора - повышается.

Предложенный состав противотурбулентной присадки включает полимер высших α-олефинов - Полидецен-1, который обладает высокой детурбулизирующей способностью, и в сочетании с указанными компонентами обеспечивает высокие эксплуатационные характеристики присадки. Соотношение компонентов определяется необходимой эффективностью присадки, а также требованиями технологичности изготовления, условиями хранения и эксплуатации. В частности, концентрация Полидецена -1 менее 30% приводит к увеличению удельного расхода присадки для достижения необходимой эффективности, концентрация более 40% приводит к повышению вязкости, что вызывает сложности при изготовлении, дозировании и хранении реагентов при низкой температуре окружающей среды. Ингибитор окислительной деструкции - BNX 1076 представляет собой пространственно-затрудненные фенолы. Его содержание менее 0,05% не обеспечивает достаточной эффективности, а более 0,1% использовать нецелесообразно. Аналогично, ингибитор термической деструкции - стеарат кальция, при содержании менее 1% не обеспечивает достаточной эффективности, более 1,5 % использовать нецелесообразно. Метиловый эфир пропиленгликоля - это растворитель, его процентное содержание в составе присадки определяется по остаточному принципу и, в общем, обусловлено предельным значением вязкости и устойчивости суспензии при низких температурах.

Допускается добавка к присадке ингибитора асфальто-смолистых парафиновых отложений (АСПО) на трубах, например синтерола АМФ-12 (оксиэтилированный неонол), который представляет собой натриевую (калиевую) соль карбоксиметилата оксиэтилированного изононилфенола - имеет структурную формулу: C9H19-C6H4-O(-CH2-CH2O)9-CH2-COO-Na. Получают реакцией конденсации оксиэтилированных алкилфенолов, в качестве которых используют соединения марок "неонол" с монохлорацетатом натрия. Синтерол АФМ-12 марки А выпускают по ТУ 2481-007-14331137-2009.

При содержании в количестве менее 5% добавка не проявляет достаточной ингибирующей эффективности, в количестве более 10% использовать нежелательно, т.к. при этом снижается содержание активных компонентов самой противотурбулентной присадки.

Оценка эффективности действия противотурбулентных присадок в композиции с ингибитором АСПО и без него в газовом конденсате Ачимовских отложений Уренгойского НГКМ проводилась на лабораторной установке ООО «НТЦ Салаватнефтеоргсинтез» путем количественного определения:

1) относительного перепада давления на участке трубопровода при перекачке нефти/газового конденсата без и с использованием присадки;

2) относительного изменения потребляемой электроэнергии электроприводом насоса для перекачки 1 м3 нефти/газового конденсата (кВт⋅ч/м3) без и с использованием присадки.

Относительное снижение перепада давления рассчитывается по формуле

где - перепад давления в трубопроводе при перекачке продукта в отсутствии присадки, МПа;

- перепад давления в трубопроводе при перекачке продукта в присутствии присадки, МПа.

Относительное снижение потребляемой энергии электродвигателем насоса для перекачки нефти/газового конденсата рассчитывается по формуле (2): DRe(%)=(Е0θ)⋅100/Е0,

где E0 - потребляемая энергия для перекачки жидкости объемом 1 м3 в отсутствии присадки, кВт⋅ч/м3;

Еθ - потребляемая энергия для перекачки жидкости объемом 1 м3 в присутствии присадки, кВт⋅ч/м3.

Требуемая скорость потока жидкости была предварительно рассчитана при помощи системы точного моделирования технологических процессов Aspen HYSYS.

Эффективность предлагаемой противотурбулентной присадки без добавления ингибитора АСПО (пример 1) и с добавлением (пример 2) подтверждена испытаниями на лабораторной установке, результаты представлены в таблице 1.

Результаты испытаний показали, что после ввода присадки в газовый конденсат как с добавлением ингибитора АСПО, так и без него происходит снижение перепада давления до (20,3-20,5) % и энергозатрат до (13,6-13,8) %. Снижение данных показателей указывает на повышение пропускной способности трубопровода после введения в поток присадки.

На иллюстрациях представлены зависимости относительного перепада давления (фиг. 1) и относительного снижения потребляемой электроэнергии (фиг. 2) от дозировки опытных образцов противотурбулентных присадок.

Эффективность ингибирования АСПО проводилась над используемым ингибитором АСПО и его смесью с противотурбулентной присадкой методом «холодного стержня» («cold finger test»). Суть эксперимента заключалась в следующем: в газовый конденсат добавляли ингибиторы парафиноотложений в дозировке 1000 г/т, охлаждали до температуры 10°C, затем на 30 секунд вносили предварительно взвешенные на аналитических весах металлические пластинки, охлажденные до 0°C. Пластинки вынимали, давали стечь конденсату и взвешивали. Аналогичный опыт проделывали с газовым конденсатом, не содержащим ингибитор парафиноотложений (холостой опыт), и с ингибитором, смешанным с противотурбулентной присадкой.

Эффективность действия ингибитора (Э,%) рассчитывали по формуле (3):Э(%)=(m1-m2)⋅100/m1,

где m1 - масса парафина, отложившегося на пластинке, погруженной в холостую пробу, г;

m2 - масса парафина, отложившегося на пластинке, погруженной в пробу с ингибитором, г.

Полученные данные представлены в таблице 2.

Пример 1 соответствует опыту с использованием противотурбулентной присадки (ПТП) без ингибитора АСПО, пример 2-е использованием смеси противотурбулентной присадки и ингибитора АСПО.

Из полученных данных следует, что действие ингибитора наиболее эффективно при дозировке присадки (300-500) г/т.

Готовят присадку следующим образом.

Полидецен-1 в виде полимерных гранул смешивают растворителем - метиловым эфиром пропиленгликоля. Смесь нагревают до температуры 70°C, затем добавляют ингибитор окислительной деструкции - BNX 1076 и ингибитор термической деструкции - стеарат кальция. При этом используют следующее соотношение компонентов, % масс.: Полидецен-1 - 30-40; BNX 1076 - 0,05-0,1; стеарат кальция - 1,0-1,5; метиловый эфир пропиленгликоля - до 100. Далее осуществляют постепенное охлаждение и слабое перемешивание до снижения температуры до 25°C. При этом образуется маловязкая суспензия полимера - противотурбулентной присадки.

Пример 1. Полидецен-1 в количестве 30 г смешали с 68,95 г метилового эфира пропиленгликоля, смесь нагрели до температуры 70°C, затем добавили ингибиторы окислительной и термической деструкции - BNX 1076 и стеарат кальция, соответственно 50 мг и 1 г. Далее, используя поэтапное охлаждение и слабое перемешивание, снизили температуру до 25°C, при этом образовалась маловязкая суспензия полимера.

Пример 2. При указанной в примере 1 последовательности действий используют следующие количества компонентов: Полидецен-1 - 35 г; метиловый эфир пропиленгликоля 63,73 г, BNX 1076 - 70 мг, стеарат кальция - 1,2 г. Получают присадку в виде маловязкой суспензии полимера.

Пример 3. При указанной в примере последовательности действий используют следующие количества компонентов: Полидецен-1 - 40 г; метиловый эфир пропиленгликоля 58,4 г, BNX 1076 - 100 мг, стеарат кальция - 1,5 г. Получают присадку в виде маловязкой суспензии полимера.

Пример 4. Готовят присадку по примеру 1, отмеряют 92 г полученной суспензии и добавляют в нее 8 г ингибитора АСПО - синтерола АМФ-12. После перемешивания получают готовый продукт.

Таким образом, предложенное изобретение позволяет при невысоких затратах и достаточно простой технологии получить противотурбулентную присадку с высокими эксплуатационными характеристиками.

1. Противотурбулентная присадка для углеводородных жидкостей, содержащая полимер высших α-олефинов Полидецен-1, метиловый эфир пропиленгликоля, BNX 1076 в качестве ингибитора окислительной деструкции, стеарат кальция в качестве ингибитора термической деструкции, при следующем соотношении компонентов, % масс.:

Полидецен-1 30-40
BNX 1076 0,05-0,1
Стеарат кальция 1,0-1,5
Метиловый эфир пропиленгликоля до 100

2. Противотурбулентная присадка по п. 1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит синтерол АМФ-12 в качестве ингибитора асфальто-смолистых парафиновых отложений, при соотношении компонентов, % масс.:

Полидецен-1 28,3-36,36
BNX 1076 0,05-0,09
Стеарат кальция 1,00-1,36
Синтерол АМФ-12 6-10
Метиловый эфир пропиленгликоля до 100



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу обработки текучих сред с целью снижения их гидравлического сопротивления и системе по осуществлению этого способа. В заявке описан способ обработки жидкости, включающий смешивание жидкости с агентом для образования смеси, выдерживание смеси с целью получения заданного условия, по меньшей мере, только у жидкости или только у агента и выдачу выдержанной смеси.

Изобретение относится к полимерным составам, которые получают радикальной полимеризацией. Полимерный состав, обладающий свойствами понижающей температуру застывания депрессантной присадки, получают радикальной полимеризацией моноэтиленненасыщенных мономеров (А) в присутствии по меньшей мере одного сополимера этилена со сложным виниловым эфиром (В), причем: мономеры (А) содержат по меньшей мере 70% масс.

Изобретение относится к способу получения сверхвысокомолекулярных полиальфаолефинов. Смесь катализатора Циглера-Натта на носителе без внутреннего донора и сокатализатора контактирует с альфа-олефиновым мономером с получением полимеризационной смеси.

Настоящее изобретение обеспечивает способ улучшения качества тяжелой углеводородной смеси, содержащий: (1) разделение указанной тяжелой углеводородной смеси по меньшей мере на первую часть и вторую часть, причем указанная первая часть содержит 10-45 мас.% тяжелой углеводородной смеси, а указанная вторая часть содержит 90-55 мас.% тяжелой углеводородной смеси; (2) термическое улучшение указанной первой части тяжелой углеводородной смеси в апгрейдере для получения более легкой углеводородной смеси; (3) смешивание указанной более легкой углеводородной смеси с тяжелой углеводородной смесью для получения улучшенной углеводородной смеси, при этом на входе в указанный апгрейдер состав указанной первой части тяжелой углеводородной смеси идентичен составу указанной второй части тяжелой углеводородной смеси, а полученную путем улучшения более легкую углеводородную смесь не подвергают разделению перед смешиванием с указанной второй частью тяжелой углеводородной смеси.

Изобретение относится к способу подготовки высоковязкой нефти для перекачки по трубопроводу, который может быть использован в нефтедобывающей промышленности. Способ включает термообработку нефти путем нагрева в теплообменниках и печи термокрекинга, последующее разделение продуктов термокрекинга на газопарожидкостную и жидкую фазы в испарителе, применение последней в качестве теплоносителя в теплообменниках с последующим разделением охлажденной жидкой фазы на две части, одну из которых подают на закалочное охлаждение продуктов термокрекинга перед подачей в испаритель, а другую после доохлаждения используют в качестве компонента нефти, закачиваемой в трубопровод, последующее разделение газопарожидкостной фазы продуктов термокрекинга в газосепараторе на углеводородный газ, используемый в качестве топлива печи термокрекинга, и дистиллят.

Изобретение относится к неводной суспензии агента снижения гидродинамического сопротивления течению углеводородных жидкостей, которая может быть использована в трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов при перекачке их в турбулентном режиме течения.

Настоящее изобретение относится к противотурбулентной присадке суспензионного типа на основе высших α-олефинов, отличающееся тем, что она представляет собой коллоидный раствор, который дополнительно содержит технический углерод, пальмитат калия и октанол при следующем соотношении компонентов, % масс.: поли-α-олефин 30-35; технический углерод 1-2; пальмитат калия 1-2; октанол остальное.

Изобретение относится к области транспортировки по трубопроводам вязких нефтепродуктов и жидкостей. Способ заключается в формировании коаксиального концентрического слоя жидкости у внутренней поверхности трубы путем образования ее водного раствора, плотность которого равна плотности перекачиваемых нефти или нефтепродукта, при этом для образования водного раствора в воду предварительно добавляют поверхностно-активное вещество - моноэтаноламин в количестве (0,006-0,014)% массовых и смешивают с хлоридом кальция, взятым в количестве (1,1-20)% массовых.
Изобретение относится к способу повышения эффективности снижения гидродинамического сопротивления с помощью добавок путем нанесения на поверхность вязкоупругого покрытия.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Способ получения реагента для снижения гидродинамического сопротивления турбулентного потока жидких углеводородов в трубопроводах с рециклом сольвента включает полимеризацию альфа-олефинов С6-С14 в присутствии катализатора - микросферического трихлорида титана и активатора катализатора - смеси диэтилалюминия хлорида и триизобутилалюминия в среде мономера с добавлением насыщенного алифатического углеводорода состава С6-С18 при конверсии по мономеру 96,0-99,5 мас.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту вязких сред с дискретными неоднородными включениями, а именно к устройствам облегчения перемещения вязких и сыпучих смесей воздействием с помощью электрических средств и механических колебаний, и может быть использовано в пищевой, нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности, на транспорте.

Изобретение относится к транспорту нефти и может быть использовано для подготовки и транспортировки высоковязкой нефти в нефтяной промышленности. Предложено три варианта системы, включающие трехфазные сепараторы, мультифазную насосную станцию, блок подготовки газа, дожимные насосные станции с путевыми подогревателями нефти или без них, оснащенные блоками разгазирования нефти, подготовки топливного газа, получения электрической и тепловой энергии, нагрева и перекачки нефти, а также установку стабилизации нефти или концевую сепарационную установку.

Изобретение относится к предотвращению гидратообразования в газоводяных системах и может быть использовано в нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности.

Изобретение относится к транспорту высоковязкой нефти и может быть использовано для подготовки парафинистой нефти к трубопроводному транспорту в нефтяной промышленности.

Изобретение относится к неагломерирующим противотурбулентным присадкам, способу их получения и может быть использовано для снижения гидродинамического сопротивления в трубопроводе при турбулентном режиме течения углеводородов.

Настоящее изобретение относится к способу подготовки высоковязкой нефти к транспортировке по трубопроводу, который может быть использован в нефтедобывающей промышленности.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта углеводородных жидкостей. Противотурбулентная присадка с антикоррозионными свойствами содержит сверхвысокомолекулярный полимер альфа-олефинов, продукт конденсации высших аминов с числом атомов углерода 6-30 со степенью оксиалкилирования 2-50 при использовании в качестве оксиалкилирующего агента эпоксисоединения с числом атомов углерода 2-6 с двухосновной органической кислотой с числом атомов углерода 3-9, солвент.

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности и может быть использовано при добыче и транспортировке тяжелых нефтей и нефтепродуктов. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности процесса добычи и перекачивания тяжелых нефтей и нефтепродуктов за счет снижения их вязкости в результате одновременного кавитационного и теплового воздействия ультразвуковых стоячих волн высокой интенсивности без увеличения общего энергопотребления.

Изобретение относится к формирователю электрического воздействия на вязкость потока нефти, содержащему электролизер с пластографитовыми электродами. Формирователь характеризуется тем, что содержит два триггера, которые последовательно соединены между собой и подключены «на землю», объединенным входом соединены с выходом порогового элемента, а выходами подключены к входу интегратора, выход которого подключен к входу усилителя постоянного тока, выход которого соединен с объединенными входами порогового элемента и электролизера с плоскопараллельными пластографитовыми или титановыми электродами для размещения в потоке нефти.

Изобретение описывает композицию неэтилированного авиационного топлива, которая имеет МОЧ по меньшей мере 99,6, содержание серы меньше чем 0,05 мас.%, температуру T10 самое большее 75ºC, T40 - по меньшей мере 75ºC, T50 - самое большее 105ºC, T90 - самое большее 135ºC, температуру конца кипения – меньше чем 190°C, уточненную теплоту сгорания по меньшей мере 43,5 МДж/кг, давление насыщенного пара в диапазоне от 38 до 49 кПа и температуру замерзания ниже чем -58°C.
Наверх