Устройство для достижения сверхзвуковых скоростей снарядов малой массы

Предлагается устройство, обеспечивающее достижение сверхзвуковых скоростей снарядов малой массы (включая спутники Земли). Технической задачей предлагаемого изобретения является такое управление полетом баллистического летательного аппарата (ЛА), при котором обеспечивается сохранение расчетных (допустимых по условиям эксплуатации) значений теплопритоков на конструктивные элементы (в том числе иллюминаторы) головной части (ГЧ) за счет аэродинамического торможения ЛА на конечном атмосферном участке траектории (КАУТ). Дополнительно, появляются возможности эффективного применения ложных целей (ЛЦ). Устройство для достижения сверхзвуковых скоростей зарядов малой массы, включающее в себя два металлических электрода с разрядным промежутком между ними, которые с одного конца устройства подключены к высоковольтному импульсному источнику тока, а с противоположного конца имеют отверстие для выхода снаряда, при этом один из электродов является внешним корпусом устройства, отличающееся тем, что устройство выполнено в виде коаксиальной линии (КЛ). 5 ил., 6 табл.

 

Предлагается устройство, обеспечивающее достижение сверхзвуковых скоростей снарядов малой массы (включая спутники Земли).

Известны устройства [1, 2, 3], в которых между рельсами, двумя проводниками, располагаются тела, ускоряемые реактивным движением газового разряда, возникающего при подключении рельс к высоковольтному источнику тока. Протекающий по рельсам и по разряду ток формирует мощное электромагнитное поле. Под действием силы Лоренца тока, протекающего по разряду, разрядная плазма с высокой скоростью перемещается вдоль рельс.

Таким образом, сгусток разрядной плазмы, то есть газовый разряд, становится плазменным поршнем (аналог порохового заряда в огнестрельном оружии).

Конструктивное исполнение таковых рельсотронов определяется массой заряда.

В качестве прототипа (аналога) предлагаемого устройства может быть принято любое устройство типа рельсотрона, упомянутое в [1, 2, 3].

Недостатком прототипов является практическая невозможность использования плазменного поршня для создания давления газа таких величин, при которых запускаемому снаряду придаются сверхзвуковые скорости.

Техническим результатом настоящего предложения является создание устройства типа рельсотрона для достижения запускаемыми снарядами при незначительной массе (не более 500 г) скоростей от сверхзвуковой до 1-ой космической.

Пояснение и обоснование конструктивных особенностей и работы предложенного устройства представлено следующими рисунками и схемами:

Фиг. 1 - физическая модель, иллюстрирующая работу рельсотрона;

Фиг. 2 - упрощенное условное представление предложенной конструкции коаксиального типа;

Фиг. 3 - зависимость степени ионизации α от давления Р от отношения где ЕКЛ - величины напряженности электрического поля в разрядном промежутке Δ на единицу давления;

Фиг. 4 - предлагаемая конструкция устройства в виде КЛ, где

1 - внешний проводник КЛ, он же корпус устройства;

2 - манжета проводника 1 с отверстиями для механического соединения;

3 - внутренний проводник устройства;

4 - изолирующий диск;

5 - фланец изолирующего диска 4 с отверстиями для соединения с манжетой 2;

6 - «ширма» или «бортик» поджига газового разряда;

7 - вставка из тугоплавкого материала с отверстием;

lКЛ - длина КЛ;

Δ - разрядный промежуток;

rн - внутренний радиус внешнего проводника;

rвн - радиус внутреннего проводника;

Н - общая длина устройства;

уст - диаметр устройства по манжете 2;

отв - диаметр, на котором размещены сквозные отверстия манжеты 2 с фланцем 5;

Фиг. 5 - вставка 7 из тугоплавкого материала с возможным способом ее фиксации в полусферической части проводника 1;

8 - отверстие во вставке 7;

9 - ствол вставки 7 длиной lств;

10 - дно отверстия (фольга),

11 - снаряд.

Предложенное устройство рельсотрона для достижения сверхзвуковых скоростей снарядов малой массы включает в себя два металлических электрода с разрядным промежутком между ними, которые с одного конца устройства подключены к высоковольтному импульсному источнику тока, а с противоположного конца имеют отверстие для выхода снаряда, при этом один из электродов является внешним корпусом устройства.

Устройство выполнено в виде коаксиальной линии (КЛ), в котором отношение задает волновое сопротивление КЛ ZКЛ и сформирован разрядный промежуток Δ=rн-rвн, который остается постоянным вдоль КЛ, при этом внешний проводник выполнен в виде цилиндрического стакана, дно которого представляет собой полусферу, с установленной вставкой из тугоплавкого материала с отверстием для размещения в нем снаряда, а противоположный конец проводника выполнен в виде плоской расходящейся воронки, развернутая часть которой завершена плоской манжетой с отверстиями, плоскость манжеты при этом перпендикулярна оси КЛ, внутренний проводник КЛ расположен на оси КЛ и в зоне полусферы также имеет полусферическую форму, а противоположный конец внутреннего проводника жестко вакуумплотно зафиксирован в центре плоского изолирующего диска, внешний диаметр которого вакуумплотно соединен с плоским металлическим фланцем с отверстиями, внешний диаметр фланца и отверстия в нем совпадают с размерами манжеты внешнего проводника для их механического жесткого соединения между собой, а у изолирующего диска на одном или обоих проводниках КЛ размещен или размещены элементы для фиксации места поджига разряда, где rн - внутренний радиус внешнего проводника, rвн - радиус внутреннего проводника.

На фиг. 1 представлена физическая модель работы рельсотрона, где сила F - сила Лоренца газового разряда обеспечивает высокую скорость его перемещения по разрядному промежутку Δ.

Силу F в этом случае определяют по формуле

μ - магнитная проницаемость (μ = 1,26⋅10-6 Г н/м = 12,6 т.к. 1 Гн = 109 см),

I - ток, протекающий по рельсам,

d и l - соответственно диаметр рельс и расстояние между ними.

В авторском представлении конструкция предложенного рельсотрона коаксиального типа также может формироваться при большем количестве рельс, расположенных по кругу, с равными разрядными промежутками. В такой конструкции внешние рельсы могут быть объединены в единый внешний кольцевой проводник, а внутренние рельсы - в единый внутренний проводник. В этом случае, как показано на фиг. 2, внешние и внутренние рельсы могут быть объединены в единые проводники: внешние - в кольцо, внутренние - в цилиндр. В данном варианте возникает устройство при определенной длине проводников КЛ с бегущим по ней токовым разрядом (плазменным «поршнем»).

В соответствии с предложением сила F рассматривается как взрывная сила порохового заряда в стрелковом оружии. В этом случае сила F, толкающая массу воздуха m в течение времени воздействия Δtвозд этой силы обеспечивает достижение конечной скорости

где m - масса воздуха, на которую действует сила F, чтобы за время Δtвозд эта масса достигла конечной скорости Vкон.

Приравняв силы из выражений (1) и (2) определим величину тока в разрядной цепи

Зададим два значения конечной скорости Vкон:

и

.

Определим значения I при различных значениях Δtвозд=10-3÷10-5 с и при mI=0,2 г, где Сзв - скорость звука равна 3,4⋅102 м/с и .

Результаты расчетов представлены в таблице 1.

Данные расчеты возможны и для mII=0,81 г.

Полагая, что энергия батареи со значением Uб полностью переходит в разряд, определим энергетическую составляющую движущегося разряда, уплотняющую массу воздуха m

И при значениях и получим и

.

Примем, что ток батареи полностью формируется разрядом, тогда емкость батареи Сб можно определить из равенства

откуда при Uб=104 В,

Известно, что батареи, подходящие для питания предлагаемых ускорителей имеют значение Сб не менее 1 мкФ [4].

Определим и сведем в таблицу 2 длину устройства lКЛ из условия, что

Из таб. 2 следует, что оптимальным временем воздействия следует считать время не больше 10-4 с.

Индуктивность батареи Lб определим из условия, что Δtвозд будет определяться половиной периода времени собственной частоты цепи, состоящей из Сб и Uб

откуда

Так как Lб больше требуемого расчетного значения, то при подключении батареи к устройству следует осуществлять различные модификации внешних цепей.

Размеры проводников КЛ определим из условия, что падение напряжения на проводниках не должно превышать5% от Uб, то есть

откуда

Сопротивление проводника Rпр связано с его материалом и размером известной зависимостью

где ρ - удельное сопротивление материала

(ρ составляет для меди - 0,0175, для серебра - 0,016),

Sпр - поперечное сечение внутреннего проводника КЛ,

lпр=lкл - длина проводника.

Примем lпр=lкл=0,4 м и при ρ=0,0175

Так как воздействие импульсное, ток будет протекать по поверхности проводников и при Δtвозд=10-4 с глубина проводящего слоя составит ~0,65 мм. В этом случае радиус внутреннего проводника составит

2πrвн⋅0,65=Sпр=0,014 мм2, откуда

Полученное расчетное значение rвн можно увеличить, по мнению авторов, до размеров предлагаемых далее, при которых возможно построение устройство КЛ.

Примем rвн ≅ 15 мм (можно взять любое число из ряда rвн ≅ 10÷20 мм).

Проанализируем условие формирования разрядного промежутка Δ=rн-rвн. Из общей теории электропроводности в газовой среде известно, что напряжение зажигания разряда (пробоя) зависит от давления газа Р и от расстояние между электродами [6]. Достижение разряда при давлении Р осуществляется при выполнении условия

где α - коэффициент первичной ионизации (коэффициент Таунсенда), γ - коэффициент второй электрической эмиссии (квээ), значение которого для металлов находится в диапазоне от 0,05 до 0,1 м (для меди квээ ≅ 0,05).

На фиг. 3 приведена зависимость ионизации то есть зависимости числа ионов α, на длине разрядного промежутка в 1 м при давлении 1 мм рт.ст. от величины напряженности электрического поля ЕКЛ на единицу давления в 1 мм рт.ст.

Используем данные графика на фиг. 3 для оценки режима работы устройства при заданных параметрах:

а) Р - 760 мм рт.ст.,

б) Δ - 8 и 12 мм,

в) γ = 0,075.

Результаты расчетов сведены в таблице 3.

Из табл. 3 следует, что для достаточно, чтобы Uб=104 В, а для достаточно Uб=90⋅103 В.

Необходимо отметить, что значение произведения Δ⋅Р≥0,005 подтверждает правильность выбранных параметров электродов устройства. Для значения Δ⋅Р≤0,005 потенциал зажигания начинает резко расти. Причина этого заключается в том, что средняя длина свободного пробега электрона становится соизмеримой с промежутком Δ, вследствие чего уменьшается вероятность столкновения электронов с молекулами воздуха.

Произведем оценку работы КЛ устройства как разрядного «поршня».

В исходном состоянии число молекул nмол в рабочем объеме устройства V определим из известного выражения

где Р - давление в объеме VКЛ,

nо - число молекул в 1 м3 при р = 1 мм рт.ст равное 3,54⋅1022.

Объем устройства VКЛ без учета полусферической части при rвн = 15 мм; rн = 23 мм (для Δ = 8) и rн = 27 мм (для Δ = 12) и при lКЛ = 17 см (для ) и (для ) сведены в таблице 5.

Число электронов в «поршне» при I≅104 А определим из выражения

где е - заряд электрона, равный 1,6⋅10-19 кул, и число электронов nэл равно 6⋅1019 эл (при Δtвозд=10-4 с).

Расчетное значение nэл≤nмол, но из-за равномерного распределения nмол в рабочем объеме устройства число на границе с «поршнем» можно будет вычислить из очевидного выражения

где Sпор - площадь «поршня», Sп/сф - площадь поверхности полусферы устройства, - число молекул воздуха на площади «поршня».

Из (12) следует, что

тогда и

для Δ = 8 мм - Sпор=π(232-152)=π⋅304=954 мм2,

для Δ=12 мм - Sпор=π(272-152)=π⋅504=1582 мм2, и Sп/сф=7573 мм2.

Отношение для Δ=8 мм оказывается равным 6,0,

для Δ=12 мм равным 4,8.

Таким образом, число при входе в полусферическую часть устройства может оказаться соизмеримым с nэл.

На основании изложенного, на фиг. 4 предложенное устройство представлено в виде КЛ.

Внешний проводник устройства 1 имеет вид цилиндрического стакана с дном в виде полусферы, а противоположная сторона стакана переходит в плоскую коническую форму с манжетой 2 со сквозными отверстиями в ней. Внутренний проводник 3 - круглый металлический стержень, один конец которого жестко вакуумплотно зафиксирован в центре изолирующего диска 4, плоскость которого по своей оси перпендикулярна оси КЛ. Противоположный конец проводника 3 имеет форму полусферы.

Разрядный промежуток Δ в КЛ определен отношением

где dн - внутренний диаметр внешнего проводника 1 и dвн - диаметр внутреннего проводника 3 определяют ZКЛ - волновое сопротивление КЛ.

Изолирующий диск 4 по внешнему диаметру вакуумплотно жестко соединен с металлическим фланцем 5, размеры которого и отверстия в нем совпадают с размерами и отверстиями манжеты 2.

Для предотвращения при подключении устройства к внешнему источнику питания пробоя по поверхности диска 4 его форма может быть сложной как показано на фиг. 4.

В зоне диска 4 для фиксирования места поджига разряда на одном из проводников КЛ размещена «ширма» 6 из легкоплавкой фольги (на фиг. 4 это на внутреннем электроде 3). Возможно другое формирование места поджига 6, при котором на внутреннем проводнике 3 вместо фольги создают «бортик» высотой не более 0,6⋅Δ с плавным спадом до dвн на длине не менее 2Δ (см. на фиг. 4 «бортик»). Вставка из тугоплавкого материала 7 выполнена с отверстием 8.

Рабочая длина устройства lКЛ - это длина внутреннего проводника 3, отсчитанная от изоляционного диска 4, а Нуст - общая длина устройства без учета длины ствола со снарядом. Диаметр манжеты 2 (∅уст) - общий диаметр устройства без элементов крепления. Отверстия на манжете 2 и на фланце 5размещены на диаметре ∅отв и обеспечивают механическое крепление проводников 1 и 3.

Значение волнового сопротивления устройства ZКЛ определим из известных соотношений [8]

Для отношения при Δ=8 мм - ZКЛ=138⋅0,18=25 Ом.

Для отношения при Δ=12 мм - Zкл=138⋅0,255=35 Ом.

Видно, что для достижения ZКЛ, например значения ≅ 50,0 Ом значение должно быть равно 0,36 или отношение dн/dвн≅2,3 при внутреннем и внешнем радиусе rвн=10 мм и rн=23 мм (или rвн=8 мм и rн=18,4 мм).

При этом погонные параметры КЛ устройства СКЛ и LКЛ определим, используя зависимость

где ε - диэлектрическая проницаемость воздуха 8,85⋅10-12 Ф/м.

Рассчитаем СКЛ и LКЛ, внесем полученные данные в таблицу 5.

Соответственно частота КЛ устройства ƒКЛ, принимая, что омическое сопротивление меньше 10 Ом, будет определяться максимальными значениями СКЛ и LКЛ, а именно

Расчет показал, что ТКЛ<<Δtвозд КЛ устройства. Определим возникающее в полусферической области устройства давление PКЛ, используя его связь с кинетическим движением молекул сжатого воздуха из выражения

где Vп/сф - объем воздуха, заключенного в полусферической части,

mi и Vi - соответственно масса и скорость i молекулы сжатого воздуха.

Масса сжатого воздуха mвозд в области полусферы остается равной массе воздуха в рабочем объеме VКЛ устройства при атмосферном давлении и составляет 0,2 г (см. табл. 1)

Используя (15) определим давление в объеме полусферы и при и и при различных Δ:

Для Δ=8 мм

откуда

Для Δ=12 мм

Зададим 2 значения радиуса отверстия 8 во вставке 7:

rотв-1=10 мм и rотв-2=5 мм. Сечения данных отверстий составляют

и

Sотв-2=π⋅25⋅10-6=78,5⋅10-6 м2=0,78⋅10-4 м2.

Определим требуемое давление Рп/сф, при котором на Sотв будет действовать сила Fотв, обеспечивающая снаряду с массой mсн=100 г за время Δtвозд скорость, равную 10 Сзв=3,4⋅105 см/с

Так как Рп/сф.тр⋅Sотв=Fотв=Fсн, то найдем требуемое значение

которое оказывается равным

и

При запуске снарядов, например, с самолета на высоте 10 км падение атмосферного давления позволяет увеличить или примерно на 8 Па. Так же при уменьшении площади сжимаемого в устройстве воздуха у выходного отверстия следует увеличивать расчетные значения и как минимум на 3 единицы. В результате авторы считают целесообразным использовать отверстие с диаметром dотв≅10 мм и разрядным промежутком Δ≅8÷10 мм.

В таблице 6 приведены расчетные значения при Vкон.сн.≅3,4⋅105 см/с, при различных значениях mзар, Δtвозд и поэтому требуемые окончательные значения ( или )⋅24.

Из табл. 6 следует:

- время Δtвозд больше 5⋅10-4 с применять не целесообразно вследствие увеличения длины ствола lств до больших значений (более 1 м).

Устройство вставки 7, предложенное авторами, изображено на фиг. 5. Вставка 7 зафиксирована в проводнике 1 устройства с помощью резьбы. Отверстие 8 вставки 7 расположено на оси КЛ. В отверстии 8 расположен снаряд массой mсн. Крепление снаряда 11 в отверстии 8 выполнено как представлено на фиг. 5 - с помощью металлической фольги 10, закрывающей отверстие 8. Зона А соответствует максимальному значению давления в области полусферы РКЛmax. Конец внутреннего проводника 3 выполнено с резьбовой посадкой, как показано на фиг. 5

На основании изложенного авторы считают, что предложено оригинальное устройство коаксиального типа, в котором реализован новый вид формирования «поршня» - электрический разряд, обеспечивающий создание давления атмосферного воздуха, необходимого для запуска снарядов малой массы со скоростями сверхзвуковой и выше.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

[1] «Реактивное движение при газовом разряде от внешнего токопровода» - М.: РАН, ЖЭТФ письма, т. 13, №15, 1989 г.

[2] Агеев А.А. «Электромагнитная пушко-оружие будущего», сайт «Техкульт», 21.09.2011 г.

[3] «Российский космос», журнал №9, 2011 г.

[4] ЗАО «Русская Технологическая группа 2» RTG-2 - высоковольтные источники питания, конденсаторы, разрядники, системы управления; e-mail: rustgr2@yandex.ru.

[5] Кошкин Н.И., Ширкевич М.Г. «Справочник по элементарной физике» » - М.: «Наука», 1965 г.

[6] Линч П., Николайдес А. «Задачи по физической электронике» - М.: изд. «Мир», 1975 г.

[7] Атабеков Г.И. «Теоретические основы электротехники» - М.: Энергия, 1970 г.

[8] Ганстон М.А. «Справочник по волновым сопротивлениям фидерных линий СВЧ» (перевод с англ. Фрадкина А.С.) - М.: Связь, 1976 г.

Устройство для достижения сверхзвуковых скоростей зарядов малой массы, включающее в себя два металлических электрода с разрядным промежутком между ними, которые с одного конца устройства подключены к высоковольтному импульсному источнику тока, а с противоположного конца имеют отверстие для выхода снаряда, при этом один из электродов является внешним корпусом устройства, отличающееся тем, что устройство выполнено в виде коаксиальной линии (КЛ), в котором отношение задает волновое сопротивление КЛ ZКЛ, и сформирован разрядный промежуток Δ=rн-rвн, который остается постоянным вдоль КЛ, при этом внешний проводник выполнен в виде цилиндрического стакана, дно которого представляет собой полусферу, с установленной вставкой из тугоплавкого материала с отверстием для размещения в нем снаряда, а противоположный конец проводника выполнен в виде плоской расходящейся воронки, развернутая часть которой завершена плоской манжетой с отверстиями, плоскость манжеты при этом перпендикулярна оси КЛ, внутренний проводник КЛ расположен на оси КЛ и в зоне полусферы также имеет полусферическую форму, а противоположный конец внутреннего проводника жестко вакуум-плотно зафиксирован в центре изолирующего диска, внешний диаметр которого вакуум-плотно соединен с плоским металлическим фланцем с отверстиями, внешний диаметр фланца и отверстия в нем совпадают с размерами манжеты внешнего проводника для их механического жесткого соединения между собой, а у изолирующего диска на одном или обоих проводниках КЛ размещен или размещены элементы для фиксации места поджига разряда, где rн - внутренний радиус внешнего проводника, rвн - радиус внутреннего проводника.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к производству и применению боеприпасов и может быть использовано в любом огнестрельном оружии (стрелковом, артиллерийском), в электромагнитных ускорителях, а также для подводного применения.

Изобретение относится к области летательных аппаратов (ЛА), а именно к способам фиксации рулей от поворота до начала работы рулевых приводов. Способ фиксации аэродинамического руля летательного аппарата включает размещение подпружиненного штока фиксатора в подвижном и неподвижном элементах летательного аппарата.

Изобретение относится к области ракетной техники. Самоприцеливающийся боевой элемент содержит корпус с боевой частью, вращающийся парашют с полюсным отверстием, при этом внутри корпуса элемента перпендикулярно его продольной оси установлены выдвижные подпружиненные тормозные щитки.

Изобретение относится к области вооружения и может быть использовано для снарядов малокалиберных артиллерийских систем. Способ, при котором движение снаряда в стволе орудия осуществляют воздействием давления продуктов сгорания основного метательного заряда, а заряд твердого топлива, расположенный в устройстве увеличения дальности полета снаряда, воспламеняют после вылета снаряда из ствола орудия, продукты сгорания твердого топлива истекают через отверстия, расположенные на боковой поверхности баллистического наконечника, образуя пограничный слой на поверхности снаряда.

Изобретение относится к области проектирования малогабаритных импульсных твердотопливных реактивных двигателей (РДТТ), которые находят широкое применение в качестве средств коррекции траектории полета управляемых ракет, снарядов и космических аппаратов.

Изобретение относится к области военной техники, в частности к средствам поражения личного состава, находящегося в укрытиях, защищенных объектах, объемно-детонирующим боеприпасом.

Изобретение относится к области вооружений, в частности к инженерным боеприпасам с кумулятивным боевым элементом. Инженерный боеприпас с кумулятивным боевым элементом содержит контейнер с крышкой, датчик обнаружения цели и боевой полетный модуль.

Изобретение относится к боеприпасам, в частности к инженерным боеприпасам. Инженерный боеприпас содержит контейнер с крышкой, датчик обнаружения цели и боевой полетный модуль.

Изобретение относится к боеприпасам, в частности к автономным тактическим боеприпасам. Автономный тактический боеприпас содержит корпус, кумулятивный заряд, парашют, источник питания, координатор цели, систему автономного наведения и устройство перемещения.

Изобретение относится к боеприпасам, в частности к инженерным боеприпасам с координатором цели. Инженерный боеприпас с координатором цели содержит корпус, кумулятивный боевой элемент, источник питания, систему автономного наведения, координатор цели и устройство перемещения.

Предлагается устройство, обеспечивающее достижение сверхзвуковых скоростей снарядов малой массы. Технической задачей предлагаемого изобретения является такое управление полетом баллистического летательного аппарата, при котором обеспечивается сохранение расчетных значений теплопритоков на конструктивные элементы головной части за счет аэродинамического торможения ЛА на конечном атмосферном участке траектории. Дополнительно, появляются возможности эффективного применения ложных целей. Устройство для достижения сверхзвуковых скоростей зарядов малой массы, включающее в себя два металлических электрода с разрядным промежутком между ними, которые с одного конца устройства подключены к высоковольтному импульсному источнику тока, а с противоположного конца имеют отверстие для выхода снаряда, при этом один из электродов является внешним корпусом устройства, отличающееся тем, что устройство выполнено в виде коаксиальной линии. 5 ил., 6 табл.

Наверх