Способ адаптации и реабилитации детей с синдромом дауна
Изобретение относится к медицине, а именно, к реабилитологии, и может быть использовано при адаптации и реабилитации детей с синдромом Дауна. Для этого проводят 12 реабилитационных занятий, по 20 минут каждое, канистерапии, при этом вместо собак используют волков. При этом на первом занятии психолог знакомит ребенка с волком, на втором занятии ребенок вместе с тренером под контролем терапевта берет волка за поводок, на третьем занятии ребенок водит волка за поводок, на четвертом, пятом, шестом занятиях ребенок водит волка за поводок и дает ему команды, на седьмом, восьмом занятиях ребенок водит волка за поводок, дает команды волку, расчесывает его расческой, на девятом, одиннадцатом, двенадцатом занятиях ребенок водит волка за поводок, дает команды волку и расчесывает волка расческой, на десятом занятии ребенок ложиться на мягкий ковер рядом с волками. Способ обеспечивает улучшение психоэмоционального состояния детей с данной патологией, а также способствует снижению у них агрессии. 2 пр.
Способ адаптации и реабилитации детей с синдромом Дауна относится к анималотерапии и может быть использован как средство реабилитации и адаптации детей с синдромом Дауна.
Исследования показывают, что уже в дошкольном возрасте у умственно отсталых детей, в частности детей с синдромом Дауна, при разрешении конфликтных ситуаций со сверстниками преобладает выраженное агрессивное поведение [1].
На сегодняшний день в России существует разные формы психолого-педагогической помощи детям с синдромом Дауна.
Одно из направлений работы по оказанию помощи таким детям активно используется метод «канистерапии».
Канис - в переводе с латыни собака, собачьи (Canidae) род млекопитающих из семейства псовых. Канистерапия считается одним из видов анималотерапии - метода лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных животных.
Канистерапия - не метод лечения, а способ реабилитации ребенка с помощью специально выведенных в неволе псовых. Идею использования собак для лечения пациентов еще. в 1961 году описал американский психотерапевт [2], который заметил, что больной чувствуют себя лучше на приеме врача, когда в кабинете находится собака которая ежеминутно вызывают положительные эмоции.
Недостатком данного метода является то, что общение с собаками в большинстве случаев оказывает пассивное восприятие по отношению к собаке. Волк (лат. Canis lupus) может научить детей с особенностями развития общаться с другими людьми, лучше ориентироваться в пространстве и управлять своим телом, волк выступает как специальный инструмент, который помогает терапевту добиться определенных целей в реабилитации ребенка.
Цель изобретения - разработка способа направленного на улучшение психоэмоционального состояния детей с синдромом Дауна и снижение их уровня агрессии.
Способ адаптации и реабилитации детей с синдромом Дауна рассчитан на детей с ограниченными возможностями здоровья от 4-14 лет, состоит из 12 занятий по 20 минут с интервалом 2 недели, включает:
1. Занятие. Психолог знакомит ребенка с волком, дает попробовать ребенку назвать кличку волка, потрогать, погладить, немного привыкнуть к волку. Ребенок гладит волка.
2. Занятие. Ребенок, вместе с тренером под контролем терапевта, берет волка за поводок, ходит с ним по периметру зала. Ребенок дает команды волку: «Рядом», «Вперед», «Лежать».
3. Занятие. Ребенок водит волка за поводок с использованием снаряжения (пояс, потяг), ходит с ним по периметру зала. Ребенок дает команды волку: «Рядом».
4. Занятие. Ребенок, соблюдая инструкции тренера, водит волка за поводок с использованием снаряжения (пояс, потяг), ходит с ним по периметру зала. Ребенок дает команды волку: «Вперед», «Лежать», «Рядом».
5. Занятие. Ребенок водит, волка за поводок с использованием снаряжения (пояс, потяг), ходит с ним по периметру зала. Ребенок дает команды волку: «Рядом».
6. Занятие. Ребенок, соблюдая инструкции тренера, водит волка за поводок с использованием снаряжения (пояс, потяг), ходит с ним по периметру зала. Ребенок дает команды волку: «Вперед», «Лежать», «Рядом».
7. Занятие. Ребенок водит волка за поводок с использованием снаряжения (пояс, потяг), ходит с ним по периметру зала. Ребенок дает команды волку: «Рядом», «Вперед», «Лежать». Ребенок, с помощью тренера расчесывает волка расческой.
8. Занятие. Ребенок водит волка за поводок с использованием снаряжения (пояс, потяг), ходит с ним по периметру зала. Ребенок дает команды волку: «Рядом», «Вперед», «Лежать». Ребенок, с помощью тренера расчесывает волка расческой.
9. Занятие. Ребенок водит волка за поводок с использованием снаряжения (пояс, потяг), ходит с ним по периметру зала. Ребенок дает команды волку: «Рядом», «Вперед», «Лежать». Ребенок, с помощью тренера расчесывает волка расческой. Ребенку предложены наводящие вопросы, например:
Как его нужно назвать, чтобы привлечь внимание?
А как нужно держать поводок?
Что нужно сказать, чтобы он сел?
И т.д.
10 Занятие. Ребенок ложится на мягкий ковер и два волка окружают его со всех сторон. Ребенок гладит волков, отдыхает, успокаивается.
11 Занятие. Ребенок водит волка за поводок с использованием снаряжения (пояс, потяг), ходит с ним по периметру зала. Ребенок дает команды волку: «Рядом», «Вперед», «Лежать». Ребенок, с помощью тренера расчесывает волка расческой. Ребенку предложены наводящие вопросы, например:
Как его нужно назвать, чтобы привлечь внимание?
А как нужно держать поводок?
Что нужно сказать, чтобы он сел?
И т.д.
12 Занятие. Ребенок водит волка за поводок с использованием снаряжения (пояс, потяг), ходит с ним по периметру зала. Ребенок дает команды волку: «Рядом», «Вперед», «Лежать». Ребенок, с помощью тренера
расчесывает волка расческой. Ребенку предложены наводящие вопросы, например:
Как его нужно назвать, чтобы привлечь внимание?
А как нужно держать поводок?
Что нужно сказать чтобы он сел?
И т.д.
Ребенок расчесывает волка специальной расческой.
Способ адаптации и реабилитации детей с синдромом Дауна способствует активизации познавательной сферы психики детей. При прогулке с волком нужна постоянная концентрация внимания, потребность запоминать и планировать свои действия. При кормлении животного, уходе за ним активизируются психологические процессы. Происходит развитие слухо-моторной координации. Для полноценной жизни в обществе детям необходим определенный набор навыков поведения и самообеспечения, и общение с животными способствует этому. Ухаживая за четвероногим созданием, ребенок приобретает чувство ответственности за другое существо, таким образом, появляется ответственность за себя самого и умение простейшего самообслуживания, а зачастую именно этих навыков не хватает детям-инвалидам для самостоятельной жизни в обществе. Дополнительным плюсом в использовании волков является возможность опыта невербального общения. Животные не понимают человеческой речи, зато с легкостью отделяют ребенка от взрослого человека и живут в мире звуков, интонаций и движений. Участник учится улавливать настроение животного, так как животное всем своим видом - позой, движениями, взглядом это настроение показывает. Следя внимательно за животным, ребенок приобретает опыт понимания другого существа, расширяя диапазон своих эмоций.
Волк может лечить даже на расстоянии. Волк снимает приступы мигрени, излечивает истероидные состояния, восстанавливает душевный комфорт, избавляет от страхов, депрессивных состояний, напряжения,
снижает рассеянность. Общение ребенка с волком помимо массы положительных эмоций (что тоже немаловажно) обеспечивает творческую активность.
Способ адаптации и реабилитации детей с синдромом Дауна поясняется следующими примерами:
Пример 1.
По добровольному согласию родителей 5 детей в возрасте от 4 до 12 лет пациентов с болезнью Дауна проходили курс занятий на базе ГАУЗ ТО "Детский психоневрологический лечебно-реабилитационный центр "НАДЕЖДА" в период с 2016-2017 г.г.
Пример 2.
Проведение 1 занятия. Психолог знакомил ребенка с волком, давал попробовать ребенку называть кличку волка, потрогать, погладить, немного привыкнуть к волку. Ребенок гладил волка.
Проведение 2 занятия. Ребенок, вместе с тренером под контролем терапевта, брал волка за поводок, ходил с ним по периметру зала. Ребенок давал команды: «Рядом», «Вперед», «Лежать».
Проведение 3 занятия. Ребенок водил волка за поводок с использованием снаряжения (пояс, потяг), ходил с ним по периметру зала. Ребенок давал команды волку: «Рядом».
Проведение 4 занятия. Ребенок, соблюдая инструкции тренера, водил волка за поводок с использованием снаряжения (пояс, потяг), ходил с ним по периметру зала. Ребенок давал команды волку: «Вперед», «Лежать», «Рядом».
Проведение 5 занятия. Ребенок водил волка за поводок с использованием снаряжения (пояс, потяг), ходил с ним по периметру зала. Ребенок давал команды волку: «Рядом».
Проведение 6 занятия. Ребенок, соблюдая инструкции тренера, водил волка за поводок с использованием снаряжения (пояс, потяг), ходил с ним по
периметру зала. Ребенок давал команды волку: «Вперед», «Лежать», «Рядом».
Проведение 7 занятия. Ребенок водил волка за поводок с использованием снаряжения (пояс, потяг), ходил с ним по периметру зала. Ребенок давал команды волку: «Рядом», «Вперед», «Лежать». Ребенок, с помощью тренера расчесывал волка расческой.
Проведение 8 занятия. Ребенок водил волка за поводок с использованием снаряжения (пояс, потяг), ходил с ним по периметру зала. Ребенок давал команды волку: «Рядом», «Вперед», «Лежать». Ребенок, с помощью тренера расчесывал волка расческой.
Проведение 9 занятия. Ребенок водил волка за поводок с использованием снаряжения (пояс, потяг), ходил с ним по периметру зала. Ребенок давал команды волку: «Рядом», «Вперед», «Лежать». Ребенок, с помощью тренера расчесывал волка расческой. Ребенок отвечал на наводящие вопросы:
Как его нужно назвать, чтобы привлечь внимание?
А как нужно держать поводок?
Что нужно сказать, чтобы он сел?
Проведение 10 занятия. Ребенок ложился на мягкий ковер и два волка окружали его со всех сторон. Ребенок гладил волков, отдыхал, успокаивался.
Проведение 11 занятия. Ребенок водил волка за поводок с использованием снаряжения (пояс, потяг), ходил с ним по периметру зала. Ребенок давал команды волку: «Рядом», «Вперед», «Лежать». Ребенок, с помощью тренера расчесывал волка расческой. Ребенок отвечал на предложенные наводящие вопросы:
Как его нужно назвать, чтобы привлечь внимание?
А как нужно держать поводок?
Что нужно сказать, чтобы он сел?
Проведение 12 занятия. Ребенок водил волка за поводок с использованием специального снаряжения (пояс, потяг), ходил с ним по периметру зала. Ребенок давал команды волку: «Рядом», «Вперед», «Лежать». Ребенок, с
помощью тренера расчесывал волка расческой. Ребенок отвечал на предложенные наводящие вопросы:
Как его нужно назвать, чтобы привлечь внимание?
А как нужно держать поводок?
Что нужно сказать, чтобы он сел?
Ребенок расчесывал волка специальной расческой.
В результате использования способа адаптации и реабилитации детей с синдромом Дауна у всех детей отмечен положительный эффект:
1. Слуха-моторной координации.
2. Улучшение психоэмоционального состояния.
3. Снижение уровня тревожности.
4. Улучшение коммуникотивной деятельности.
Дети тестировались врачами психологами тестами на интеллект, на умственное развитие, тесты на когнитивные способности. Тестировали две группы детей по 5 человек с интервалом один месяц. Одна группа детей с синдромом Дауна проходили занятия по адаптациии реабилитации детей с синдромом Дауна, а вторая группа детей не проходили занятия по адаптации и реабилитации детей с синдромом Дауна, никаких положительных результатов у детей второй группы врачами психологами отмечено не было, тем самым я исключил эффект плацебо [3].
Ссылки на источники информации:
1. Игнатьева Е.А., 2000 г. Степени умственной отсталости. Поведение людей с синдромом Дауна.
2. Борис Левинсон 1961 г. Описал идею использования животных для лечения пациентов с синдромом Дауна.
3. Генри Бичер в 1955 г. Научная статья «Сильнодействующие плацебо».
Способ адаптации и реабилитации детей с синдромом Дауна, заключающийся в использовании канистерапии, отличающийся тем, что проводят курс из 12 реабилитационных занятий по 20 минут каждое с использованием волков, при этом на первом занятии психолог знакомит ребенка с волком, на втором занятии ребенок вместе с тренером под контролем терапевта берет волка за поводок, на третьем занятии ребенок водит волка за поводок, на четвертом, пятом, шестом занятиях ребенок водит волка за поводок и дает ему команды, на седьмом, восьмом занятиях ребенок водит волка за поводок, дает команды волку, расчесывает его расческой, на девятом, одиннадцатом, двенадцатом занятиях ребенок водит волка за поводок, дает команды волку и расчесывает волка расческой, на десятом занятии ребенок ложиться на мягкий ковер рядом с волками.