Рельсовое транспортное средство с кабинным устройством отображения



Рельсовое транспортное средство с кабинным устройством отображения
Рельсовое транспортное средство с кабинным устройством отображения
Рельсовое транспортное средство с кабинным устройством отображения
Рельсовое транспортное средство с кабинным устройством отображения
Рельсовое транспортное средство с кабинным устройством отображения
Рельсовое транспортное средство с кабинным устройством отображения
Рельсовое транспортное средство с кабинным устройством отображения
G05B2219/25032 - Регулирующие и управляющие системы общего назначения; функциональные элементы таких систем; устройства для контроля или испытания таких систем или элементов (пневматические и гидравлические приводы или системы, действующие с помощью пневмогидравлических средств вообще F15B; вентили как таковые F16K; механические элементы конструкции G05G; чувствительные элементы /датчики/ см. в соответствующих подклассах, например в G12B, в подклассах классов G01,H01; устройства для корректирования см. в соответствующих подклассах, например H02K)
G05B19/0423 - Системы программного управления (специальное применение см. в соответствующих подклассах, например A47L 15/46; часы с присоединенными или встроенными приспособлениями, управляющими какими-либо устройствами в течение заданных интервалов времени G04C 23/00; маркировка или считывание носителей записи с цифровой информацией G06K; запоминающие устройства G11; реле времени или переключатели с программным управлением во времени и с автоматическим окончанием работы по завершению программы H01H 43/00)
B61L2201/00 - Организация и управление движением на железных дорогах; средства техники безопасности на железнодорожном транспорте (линии энергоснабжения транспортных средств с электротягой B60M; размещение сигнальных или осветительных устройств, их установка, крепление или схемы их размещения для транспортных средствах вообще B60Q; тормоза и вспомогательное оборудование B61H, B61K; конструкция стрелок E01B; изолированные стыковые рельсовые соединения E01B 11/54; оптические устройства вообще G02; управление вообще G05; средства электросвязи H04)

Владельцы патента RU 2671922:

СИМЕНС АКЦИЕНГЕЗЕЛЛЬШАФТ (DE)

Группа изобретений относится к рельсовому транспортному средству. Рельсовое транспортное средство содержит комплект подсистем эксплуатационных средств, кабинное устройство отображения информации машинисту, которое включает в себя центральный блок отображения. Кабинное устройство отображения содержит предвключенный блоку отображения блок управления, выполненный с возможностью регулирования относящегося к нескольким подсистемам эксплуатационных средств динамического информационного контента для блока отображения. Регулирование блока управления включает в себя проверку, по меньшей мере, одного условия и обработку информации в зависимости от результата проверки. Причем одно условие процесса регулирования касается наступления эксплуатационного события, а обработка информации включает в себя отображение информации в зависимости от результата проверки. При этом блок управления содержит интерфейс, посредством которого он при работе получает доступ к базе данных, в которой эксплуатационным событиям присвоена соответственно, по меньшей мере, одна относящаяся к подсистеме информация. Также заявлен способ выдачи информации машинисту рельсового транспортного средства. Технический результат заключается в улучшении функций отображения информации машинисту. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 6 ил., 3 табл.

 

Изобретение относится к рельсовому транспортному средству с комплектом подсистем эксплуатационных средств и с кабинным устройством отображения информации машинисту, содержащим, по меньшей мере, один центральный блок отображения.

За счет постоянного расширения функций при эксплуатации рельсового транспортного средства возрастает также информационный контент, отображаемый машинисту. Эта тенденция противостоит другим требованиям в отношении конструкции кабин машиниста, которые, в частности вследствие аэродинамических аспектов, становятся все меньше, а также в отношении внимания, которое машинист должен уделять участку пути. Причина оснащения кабин машиниста большим числом станций отображения (называемых также «HMI-станции» – Human Machine Interface – человеко-машинный интерфейс) заключается в том, что для нескольких подсистем эксплуатационных средств, эксплуатация которых основана на интерактивности с машинистом, предусмотрено по одной станции отображения.

В основе изобретения лежит задача создания рельсового транспортного средства, которое позволило бы уменьшить, в частности предотвратить, указанные недостатки.

Для этого предложено, что кабинное устройство отображения содержит предвключенный блоку отображения блок управления, который регулирует относящийся к нескольким подсистемам эксплуатационных средств динамический информационный контент для блока отображения, а процесс регулирования блока управления включает в себя проверку, по меньшей мере, одного условия и обработку информации в зависимости от результата проверки, причем условие процесса регулирования касается наступления эксплуатационного события, а обработка информации включает в себя отображение информации в зависимости от результата проверки, в частности определенного результата проверки. За счет этого можно достичь гибкого и целенаправленного в отношении реализованных в рельсовом транспортном средстве функций отображения информации машинисту. В частности, можно уменьшить рабочую нагрузку на машиниста, причем его уделяемое участку пути внимание можно значительно повысить. Кроме того, можно достичь эргономичного выполнения кабинного устройства отображения. В частности, по сравнению с известными решениями можно достичь предпочтительного уменьшения числа приборов и связанного с этим каблирования.

Под «центральным» блоком отображения следует понимать блок отображения, поверхность отображения которого по отношению к направлению ширины рельсового транспортного средства расположена в нем посередине.

Поверхность отображения выполнена, в частности, в виде цельной поверхности. Она может быть образована дисплейным блоком, который соответствует цельному приборному блоку, например встроенному прибору. В качестве альтернативы или дополнительно блок отображения может иметь поверхность отображения, образованную смотровым стеклом транспортного средства, в частности ветровым стеклом. На языке специалистов такая поверхность отображения называется также «надголовным дисплеем».

Направление ширины ориентировано горизонтально относительно железнодорожного полотна и перпендикулярно продольному направлению рельсового транспортного средства. Центральный блок отображения расположен целесообразно в средней плоскости транспортного средства, которая является вертикальной плоскостью, ориентированной в продольном направлении транспортного средства и делящей его на две половины. Другими словами, блок отображения пересекает среднюю плоскость транспортного средства. Поэтому блок отображения находится предпочтительно в центральной части поля видимости смотрящего в направлении движения машиниста. Направление ширины ориентировано перпендикулярно средней плоскости транспортного средства.

За счет блока управления отображение информации машинисту может осуществляться, главным образом, посредством центрального блока отображения. Под этим следует понимать, что, по меньшей мере, 50%, преимущественно, по меньшей мере, 70% и особенно предпочтительно, по меньшей мере, 85% потока информации, направленного для воспроизведения кабинным устройством, отображается посредством центрального блока отображения.

Блок управления «предвключен» блоку отображения по отношению к направлению потока информации, направленного от подсистем эксплуатационных средств к блоку отображения.

Под «динамическим» информационным контентом следует понимать, в частности, информационный контент, который в отношении вида информации со временем изменяется. Его следует, таким образом, отличать, в частности, от отдельного отображаемого параметра, например параметра скорости, который со временем изменяется, и отображение которого постоянно актуализируется. Информационный контент может складываться из различных видов информации, приданных разным подсистемам эксплуатационных средств, причем состав со временем изменяется.

Под «регулированием» следует понимать управление, в частности создание и/или администрирование, осуществляемое, по меньшей мере, по одному заданному правилу. Для этого, по меньшей мере, один процесс регулирования блока управления включает в себя целесообразно проверку, по меньшей мере, одного условия и обработку информации, в частности отображение информации посредством центрального блока отображения, в зависимости от результата проверки.

Под «результатом проверки» следует понимать результат проверки, по меньшей мере, одного условия.

Целесообразно блок управления включает в себя интерфейсное устройство с комплектом интерфейсов, приданных разным подсистемам эксплуатационных средств. Один или несколько интерфейсов могут быть образованы соответственно одной физической возможностью подключения. Однако предпочтительно, если, по меньшей мере, одна преобладающая часть, в частности совокупность интерфейсов, соответствует логическим интерфейсам, которые называются также логическими «портами».

Преимущественно подсистемы эксплуатационных средств относятся к группе систем, которая образована устройством обеспечения безопасности движения поезда, дверным блоком, устройством кондиционирования, системой информирования пассажиров, блоком видеонаблюдения, электронной книжкой расписания с функцией поддержки машиниста и блоком связи поезд-земля.

«Эксплуатационным событием» является, в частности, эксплуатационная фаза рельсового транспортного средства. Для этого заранее заданы преимущественно определенные фазы. При этом условие процесса регулирования касается наступления определенной эксплуатационной фазы рельсового транспортного средства, например остановки по расписанию на остановочном пункте, фазы движения, начала поездки, фазы прибытия к остановочному пункту или нажатия пассажиром кнопки экстренного вызова.

Предусмотрено, что эксплуатационным событием является событие в группе, которая образована остановкой по расписанию на остановочном пункте, фазой движения, началом движения, фазой прибытия к остановочному пункту и нажатием кнопки экстренного вызова пассажиром.

За счет того, что процесс регулирования блока управления включает в себя проверку, по меньшей мере, одного условия и обработку информации в зависимости от результата проверки, причем условие процесса регулирования включает в себя наступление эксплуатационного события, а обработка информации – отображение информации в зависимости от эксплуатационного события, можно предпочтительно достичь динамического информационного контента, который, будучи вызван событием, отображается машинисту посредством блока отображения. Машинисту в определенный момент времени посредством центрального блока отображения может быть отображена особенно предпочтительно информация, которая требуется ему для его работы в этот момент времени, в частности для реально наступающей или предстоящей эксплуатационной фазы рельсового транспортного средства.

Условие, «касающееся» наступления эксплуатационного события, представляет собой целесообразно условие для наступления реального или предстоящего эксплуатационного события. По меньшей мере, одно условие само может быть определено одним или несколькими критериями, которые касаются, в частности, эксплуатационных параметров, таких как положение, скорость, освещенность, погодный параметр, ускорение, наличие определенного управляющего сигнала и т.д.

Простой и быстрый процесс регулирования может быть достигнут в том случае, если блок управления содержит интерфейс, посредством которого он при работе получает доступ к базе данных, где эксплуатационным событиям присвоена соответственно, по меньшей мере, одна, относящаяся к подсистеме информация. База данных может содержать, по меньшей мере, постоянные, неизменяемые машинистом записи, причем предпочтительно, если, по меньшей мере, одна запись базы данных конфигурируется машинистом. База данных может храниться в блоке памяти рельсового транспортного средства, в частности в блоке управления, причем также возможны хранение базы данных вне рельсового транспортного средства и дистанционный доступ к ней посредством блока управления.

Кроме того, высокий комфорт управления для машиниста может быть достигнут в том случае, если обработка информации включает в себя отображение относящейся к подсистеме маски управления. Под «маской управления» следует понимать маску, посредством которой машинист может вводить команды и/или данные. Для управления маской может быть предусмотрено отдельное от поверхности отображения устройство ввода, например клавиатура, и/или поверхность отображения может служить устройством ввода за счет ее выполнения в виде сенсорного дисплея. Машинисту в определенный момент времени посредством центрального блока отображения может/могут быть отображена/отображены маска/маски управления, которая/которые нужна/нужны ему для управления и работы в этот момент времени, в частности для реально наступающей или предстоящей эксплуатационной фазы эксплуатационного события, и для реализации специфического для этой эксплуатационной фазы приложения.

В одном предпочтительном варианте осуществления изобретения предложено, что процесс регулирования блока управления включает в себя проверку, по меньшей мере, одного условия и обработку информации в зависимости от результата проверки, блок управления содержит интерфейс, посредством которого он при работе получает доступ к базе данных, где относящейся к подсистеме информации присвоена соответствующая ступень приоритета, а одно условие процесса регулирования касается наличия ступени приоритета. За счет этого можно достичь динамического информационного контента для блока отображения, причем можно достичь эффективного и в самой значительной степени неконфликтного отображения информации разных подсистем эксплуатационных средств.

Предпочтительно автоматизированного динамического информационного контента для блока отображения можно в этой связи достичь в том случае, если блок управления содержит интерфейс, посредством которого он при работе получает доступ к базе данных, где ступеням приоритета присвоен соответствующий процесс обработки относящейся к подсистеме информации. При этом процессом обработки может быть предпочтительно в зависимости от соответствующей ступени приоритета предоставление информации посредством блока отображения или ее пассивное предоставление. При автоматическом отображении информации происходит ее высвечивание без необходимости активного процесса со стороны машиниста. Во втором случае происходит автоматическое высвечивание сообщения без необходимости активного процесса со стороны машиниста, причем для запрашивания информации необходимо активное действие со стороны машиниста. При «пассивном» предоставлении имеется информация для активного запрашивания машинистом, причем сообщение отсутствует.

Ступени приоритета, присвоенные относящейся к подсистеме информации, могут быть присвоены постоянно, причем присвоенные соответственно, по меньшей мере, одной определенной информации ступени приоритета не изменяются. Однако возможно также, чтобы, по меньшей мере, для части присвоенных ступеней приоритета ступени приоритета этой части изменялись со временем. При этом одно условие процесса регулирования блока управления для изменения ступени приоритета может касаться, в частности, наступления эксплуатационного события, а соответствующая обработка информации соответствует тогда инициированному событием изменению ступени приоритета. Если сами ступени приоритета присвоены соответствующему процессу обработки относящейся к подсистеме информации, то это является предпочтительной возможностью достичь инициированного событием отображения относящейся к подсистеме информации.

Кроме того, предложено, что относящейся к подсистеме информации по сравнению с другой информацией присвоена более высокая ступень приоритета. Под «относящейся к подсистеме информацией» следует понимать информацию, обработка которой должна происходить согласно требованиям так называемой «безопасности». В частности, требования безопасности направлены на защиту пассажиров. Под «требованиями безопасности» следует понимать, в частности, требования, установленные в нормах EN 50128, 50159, 50126 и/или 50129. За счет присвоения разных ступеней приоритета в отношении аспектов безопасности можно при регулировании динамического информационного контента посредством блока управления достичь дифференцированной обработки относящейся к безопасности информации, с одной стороны, и относящейся к системам обеспечения комфорта информации, с другой стороны.

Изобретение относится далее к способу выдачи информации машинисту рельсового транспортного средства, включающего в себя несколько подсистем эксплуатационных средств, при котором информация отображается посредством блока отображения.

Предложено, что относящийся к нескольким подсистемам эксплуатационных средств динамический информационный контент для блока отображения регулируется, динамический информационный контент отображается посредством блока отображения, при регулировании информационного контента проверяется, по меньшей мере, одно условие и обработка информации происходит в зависимости от результата проверки, причем, по меньшей мере, одно условие касается наступления эксплуатационного события, а обработка информации включает в себя отображение информации в зависимости от результата проверки. В отношении предпочтительных эффектов предложенного способа следует сослаться на приведенные выше рассуждения в отношении рельсового транспортного средства.

Примеры осуществления изобретения более подробно поясняются со ссылкой на чертежи, на которых представлено следующее:

- фиг. 1: рельсовое транспортное средство на виде сбоку, схематично;

- фиг. 2: детальный вид кабины машиниста с пультом управления;

- фиг. 3: пульт управления с устройством отображения на виде сверху;

- фиг. 4: устройство отображения с блоком управления и подсистемами эксплуатационных средств рельсового транспортного средства;

- фиг. 5: структура шины данных рельсового транспортного средства;

- фиг. 6: маска управления.

На фиг. 1 схематично на виде сбоку представлено рельсовое транспортное средство 10. Оно выполнено в виде состава из нескольких вагонов 12, которые механически сцеплены между собой и образуют поездную единицу. В рассматриваемом варианте рельсовое транспортное средство 10 выполнено в виде так называемого моторвагонного поезда. Для этого, по меньшей мере, один из вагонов 12 состава снабжен приводным блоком 14 для привода ведущей оси 16. Приводной блок 14 содержит силовой питающий блок, который, в частности, посредством силовой электроники вырабатывает электрическую мощность для электродвигателя (не показан). В другом варианте возможно выполнение рельсового транспортного средства 10 в виде отдельного моторвагона. Кроме того, рельсовое транспортное средство 10 может быть выполнено в виде локомотива.

Рельсовое транспортное средство 10 содержит известным образом некоторое число эксплуатационных средств, обеспечивающих его эксплуатацию. Комплект функционально взаимосвязанных эксплуатационных средств, выполняющих определенную функцию, называется также «подсистемой эксплуатационных средств» (в данном тексте также просто «подсистема»). На фиг. 1 в качестве примера изображены эксплуатационные средства следующих подсистем: компоненты приводного блока (подсистема 14), тормозного устройства (подсистема 18, в качестве примера и схематично показана в вагоне 12.2), устройства управления (подсистема 19), устройства обеспечения безопасности движения поезда (подсистема 20), дверного блока (подсистема 22, в качестве примера и схематично показана в вагоне 12.3), устройства кондиционирования (подсистема 24), системы информирования пассажиров (подсистема 26), блока видеонаблюдения (подсистема 28), электронной книжки расписания с функцией поддержки машиниста (подсистема 30) и блока связи поезд-земля (подсистема 32). Эксплуатационные средства рельсового транспортного средства 10 могут быть выполнены вообще в виде блока управления, сенсорного блока и/или исполнительного блока. Эксплуатационные средства, установленные в рельсовом транспортном средстве 10 и поэтому постоянно связанные с его структурой, объединены между собой и при этом являются составными частями сильно схематично изображенной на фиг. 1 сети 34 данных.

Кроме того, каждый головной вагон рельсового транспортного средства 10 оборудован кабиной 36 машиниста, которая описана ниже.

На фиг. 2 и 3 в схематичном виде показана кабина 36 машиниста. Если смотреть в направлении 38 движения, то она расположена за смотровым стеклом 40 соответствующего головного вагона, выполненным в виде ветрового стекла. Кабина 36 оборудована сиденьем 42 для машиниста и пультом 44 управления, который служит несущим блоком для устройства 46 управления и устройства 48 отображения. Устройство 46 управления содержит известным образом комплект средств управления (фиг. 3), посредством которых машинист может вводить различные управляющие команды. Типичными управляющими командами являются ввод тяговой ступени посредством первого средства 50 управления, выполненного в виде рычага управления, и ввод ступени торможения посредством другого средства 52 управления, выполненного также в виде рычага управления. С помощью дополнительных, выполненных в виде клавиш средств 54 управления машинист может осуществлять процесс квитирования по требованию устройства обеспечения безопасности движения поезда (квитирование автоматической регулировки поезда). Пульт 44 оборудован дополнительными средствами управления (не показаны).

Устройство 48 отображения содержит центральный блок 56 отображения, который содержит дисплейный блок 60, расположенный посередине по отношению к направлению 58 ширины рельсового транспортного средства 10. Дисплейный блок 60 расположен по отношению к направлению 58 ширины рельсового транспортного средства 10 между средствами 50, 52 управления тягой и тормозом, причем дисплейный блок 60 смещен относительно средств 50, 52 управления в направлении 38 движения. Дисплейный блок 60 образует цельную поверхность 62 отображения, которая находится в поле зрения сидящего, смотрящего в направлении 38 движения машиниста. При этом поверхность 62 отображения находится в средней плоскости 64 рельсового транспортного средства 10, проходящей в направлении 38 движения или в продольном направлении рельсового транспортного средства 10, или поверхность 62 отображения пересекается средней плоскостью 64. Следовательно, поверхность 62 отображения расположена на пульте 44 управления.

На фиг. 4 показана схема рельсового транспортного средства 10. Схематично изображены описанные выше подсистемы 14, 18, 19, 20-32 эксплуатационных средств. Также показано устройство 48 отображения, содержащее блок 56 отображения с дисплейным блоком 60 и блок 66 управления блоком 56 отображения. Блок 66 управления взаимодействует с блоком 56 отображения с точки зрения техники управления. Кроме того, он через интерфейсное устройство 68 соединен с описанными выше подсистемами эксплуатационных средств с точки зрения передачи данных. Для этого оно содержит комплект интерфейсов 70, приданных разным подсистемам эксплуатационных средств. При этом интерфейсы 70 могут соответствовать физическим возможностям подключения, например возможностям вставки, и/или логическим подключениям, например в виде логических портов. В случае последней предпочтительной возможности блок 66 управления подключен к структуре 72 шины данных, посредством которой подсистемы эксплуатационных средств связаны между собой.

Структура 72 шины данных изображена на фиг. 4 сильно схематично. Примерное выполнение структуры 72 шины данных изображено на фиг. 5. Структура 72 шины данных содержит кольцо 74, которое соединяет между собой приборы 76.1-76.4 управления, в частности приборы управления с программой, хранящейся в памяти ЗУ. Кольцо 74 основано, в частности, на технологии Ethernet и может быть выполнено, например, в виде кольца Profinet®. В одном альтернативном варианте структура 72 шины данных может содержать CAN-шину. Изображенные в качестве примера подсистемы 24, 26 эксплуатационных средств подключены к кольцу 74 через соединенную с ним шину 78 данных структуры 72. Шина 78 может соответствовать, например, известной MVB-шине. К кольцу 74 может быть подключена также проходящая вдоль всего состава вагонов 12 поездная шина 80 структуры 72, например WTB- или ETB-шина.

Как подробно описано ниже, блок 66 управления предназначен для регулирования относящегося к нескольким подсистемам эксплуатационных средств динамического информационного контента для блока 56 отображения.

Для этого блок 66 управления содержит вычислительный блок 82, по меньшей мере, с одним процессором и блок 84 памяти, в котором хранятся программные модули. По меньшей мере, в одном программном модуле запрограммирован процесс регулирования, при котором выполняются следующие этапы:

- этап проверки, на котором проверяется выполнение, по меньшей мере, одного условия;

- обработку информации в зависимости от результата проверки.

Блок 66 управления управляет обработкой информации, осуществляемой по правилам, в основе которых лежит задавание условий. Таким образом, выдача информации посредством блока 56 отображения происходит динамически в зависимости от параметров, оцениваемых блоком 66 управления.

В частности, обработка информации включает в себя инициированное событием отображение информации за счет того, что одно условие процесса регулирования касается наступления эксплуатационного события. При этом правила включают в себя связь эксплуатационных событий в один или несколько процессов отображения, выполняемых в том случае, если определенное эксплуатационное событие обнаруживается блоком 66 управления как наступившее.

В основе инициированного событием управления блоком 56 отображения лежит таблица соответствий базы данных, которая хранится в блоке 84 памяти и изображена ниже. В этой таблице соответствий каждому заданному эксплуатационному событию соответствует, по меньшей мере, одна, относящаяся к системе информация:

Эксплуатационное событие Информация
Остановка по расписанию на остановочном пункте Изображения подсистемы 28 – наблюдение за салоном
Остановка по расписанию на остановочном пункте Маска управления «дисплей технической диагностики» подсистемы 19 – открывание дверей
Фаза движения Изображения подсистемы 28 – передняя камера
Фаза движения Рекомендации по управлению движением – подсистема 30
Нажатие пассажиром кнопки экстренного вызова Изображения подсистемы 28 – камера, приданная станции экстренного вызова
Начало поездки Маска управления подсистемы 19
Фаза прибытия к остановочному пункту Поле управления подсистемы 26 – выбор и включение объявлений

Само обнаружение наступления эксплуатационного события может происходить за счет проверки нескольких условий. Так, например, эксплуатационное событие «остановка по расписанию на остановочном пункте» может быть зарегистрировано за счет условий «уменьшение скорости транспортного средства ниже заданного порогового значения» (например, 5 км/ч) и «предстоящая остановка по расписанию на остановочном пункте», которая может быть взята из подсистемы 30.

Процесс отображения, инициируемый за счет выполнения условия «наступление эксплуатационного события Х», включает в себя тогда отображение информации, соответствующей этому эксплуатационному событию Х согласно базе данных.

Этот процесс отображения включает в себя, в частности, автоматическое высвечивание соответствующей информации на дисплейном блоке 60. Так, например, при наступлении эксплуатационного события «остановка по расписанию на остановочном пункте» в зоне дверей автоматически высвечиваются изображения блока видеонаблюдения (подсистема 28). Во время пребывания рельсового транспортного средства 10 на остановочном пункте изображения видеокамер продолжают высвечиваться. На фазе отправления в качестве условия посредством блока 66 управления проверяется превышение описанного выше порогового значения скорости. Если эксплуатационное событие «остановка по расписанию на остановочном пункте» за счет этого больше не обнаруживается как актуальное, посредством блока 66 управления инициируется автоматическое отключение изображений камер на дисплейном блоке 60.

Кроме того, при наступлении эксплуатационного события «остановка по расписанию на остановочном пункте» автоматически высвечивается маска управления подсистемы 19, посредством которой машинист может открывать и блокировать двери. Эта маска управления соответствует «дисплею технической диагностики» из уровня техники. При отсутствии эксплуатационного события маска управления отключается.

В случае эксплуатационного события «фаза движения» происходит автоматическое высвечивание информации подсистемы 28 («блок видеонаблюдения»), в частности передних камер, и отметки препятствий, находящихся на пути движения. Эти процессы отображения могут быть связаны с другими условиями, относящимися к погоде и/или освещению. В случае эксплуатационного события «фаза прибытия к остановочному пункту» происходит автоматическое отключение этой информации.

В случае эксплуатационного события «фаза движения» происходит автоматическое высвечивание рекомендаций по управлению движением системы помощи машинисту подсистемы 30 («электронная книжка расписания»). В случае отсутствия этого эксплуатационного события, например, когда рельсовое транспортное средство 10 находится на эксплуатационной фазе «фаза прибытия к остановочному пункту», происходит автоматическое отключение этой информации.

В случае эксплуатационного события «начало движения» происходит автоматическое высвечивание названной выше маски управления «дисплей технической диагностики» подсистемы 19 («управление транспортным средством»), которая просит машиниста ввести номер транспортного средства и другие параметры и посредством которой он может выполнить этот ввод. Примерное выполнение такой маски 85 управления изображено на фиг. 6.

Приведенная выше таблица соответствий конфигурируется предпочтительным образом конечным пользователем, причем помимо неизменяемых настроек могут быть установлены другие связи между эксплуатационными событиями и определенной информацией подсистем.

Одним условием процесса регулирования блока 66 управления может быть далее наличие ступени приоритета, которая присвоена определенной, относящейся к подсистеме информации.

Для этого хранящаяся в блоке 84 памяти база данных включает в себя таблицу соответствий, изображенную ниже.

Информация Ступень приоритета
Сообщения подсистемы 14 Высокая
Сообщения подсистемы 18 Высокая
Сообщения подсистемы 24 Средняя
Сообщения подсистемы 26 Низкая
Сообщения подсистемы 30 Низкая

Этап проверки на основе ступени приоритета предпочтителен, в частности, для информации, для которой отсутствует прямое, установленное, в частности, в базе данных соответствие определенному эксплуатационному событию. Это касается, главным образом, созданных подсистемами сообщений о состоянии эксплуатационных средств, которые сами по себе могут быть созданы в любое время, т.е. на любой эксплуатационной фазе.

В одном примере во время пребывания рельсового транспортного средства 10 на остановочном пункте создается сообщение диагностического устройства. Оно является составной частью подсистемы 24 («устройство кондиционирования») и сообщает, что в подсистеме неисправен вентиляционный блок. Этой информации присвоена ступень приоритета «средняя». Блок 66 управления проверяет наличие определенной ступени приоритета для этой информации и присваивает ее определенную обработку.

Для этого база данных содержит таблицу соответствий, изображенную ниже:

Ступень приоритета Обработка информации
Высокая Автоматическое отображение посредством блока 56 отображения
Средняя Предоставление информации с автоматическим уведомлением посредством блока 56 отображения
Низкая Предоставление информации без автоматического уведомления

Указанный во второй строке процесс обработки включает в себя автоматическое высвечивание уведомления для машиниста, которое информирует его о том, что информация может быть запрошена. Само запрашивание может осуществляться за счет активного управления полем ввода машинистом. Следовательно, машинисту предоставляется право выбора: отображать ли контент сообщения посредством блока 56 отображения.

В другом примере на фазе движения рельсового транспортного средства 10 создаются сообщения различных диагностических устройств. Первое диагностическое устройство является составной частью подсистемы 14 и придано блоку управления приводом. Оно создает сообщение «тяговый двигатель – вагон 29 вышел из строя». Другое сообщение соответствует названному сообщению о выходе из строя вентиляционного блока в подсистеме 24. Блок 66 управления оценивает соответствующую присвоенную ступень приоритета и на этой основе принимает решение об инициировании процесса отображения. Первому сообщению присвоена ступень приоритета «высокая», так что блок 66 управления инициирует автоматическое высвечивание информации о выходе из строя тягового двигателя. В отношении сообщения подсистемы 24, которому присвоена ступень приоритета «средняя», высвечивается уведомление, как описано выше.

Относящейся к подсистеме информации, соответствующей, как описано выше, по меньшей мере, одному эксплуатационному событию, может быть присвоена также ступень приоритета. В другом примере на фазе движения рельсового транспортного средства, как описано выше, происходит отображение рекомендаций по управлению движением системы помощи машинисту. Если создается названное сообщение о выходе из строя тягового двигателя, то происходит наложение рекомендаций по управлению движением за счет этого сообщения. Это достигается тем, что созданному подсистемой 14 («приводной блок») сообщению присвоена более высокая ступень приоритета, чем рекомендациям по управлению движением подсистемы 30 («электронная книжка расписания»). По описанным выше правилам, на сообщение о выходе из строя тягового двигателя не должна накладываться, однако, никакая отображенная информация, которой также присвоена ступень приоритета «высокая». Следовательно, может происходить наложение только на ту информацию, которая имеет более низкую ступень приоритета.

Среди информации, связь с которой осуществляется в рельсовом транспортном средстве 10 и в его окружении, наивысшая ступень приоритета присваивается той информации, которая относится к безопасности. На языке специалистов эта релевантная для защиты пассажиров информация называется также релевантной для безопасности информацией. Речь идет об информации или о данных, коммуникация с которой/которыми должна отвечать установленным требованиям. В частности, отвечающая безопасности передача данных установлена в нормах EN 50128, 50159, 50126 и/или 50129. За счет присвоения наивысшей ступени приоритета релевантной для безопасности информации после оценки блоком 66 управления происходит высвечивание информации в блоке 60 отображения. Поскольку инициированные блоком 66 управления процессы отображения в отношении релевантной для безопасности информации соответствуют также коммуникационному процессу релевантной для безопасности информации, они также должны отвечать названным требованиям. Следовательно, блок 66 управления должен быть выполнен надежным. В частности, он выполнен дублированным. Это может быть достигнуто за счет того, что он, как обозначено на фиг. 4, оборудован двумя вычислительными блоками, например двумя процессорными ядрами, причем процессы управления блока 66 управления являются дублированными. Например, процессы управления программируются каждый с двумя различными алгоритмами.

В рассмотренном примере блок 56 отображения содержит выполненный в виде экрана дисплейный блок 60, причем процессы отображения осуществляются посредством дисплейного блока 60. В качестве альтернативы или дополнительно блок 56 отображения содержит средство 86 отображения, у которого образованное ветровым стеклом смотровое стекло 40 образует поверхность 88 отображения. Это опциональное выполнение блока 56 отображения со средством 86 отображения, называемое на языке специалистов «надголовным дисплеем», изображено на фиг. 4 штриховыми линиями (см. также фиг. 1).

1. Рельсовое транспортное средство с комплектом подсистем (14, 18, 19, 20-32) эксплуатационных средств и с кабинным устройством (48) отображения информации машинисту, содержащим, по меньшей мере, один центральный блок (56) отображения, причем

- кабинное устройство (48) отображения содержит предвключенный блоку (56) отображения блок (66) управления, выполненный с возможностью регулирования относящегося к нескольким подсистемам (14, 18, 19, 20-32) эксплуатационных средств динамического информационного контента для блока (56) отображения,

- причем регулирование блока управления включает в себя проверку, по меньшей мере, одного условия и обработку информации в зависимости от результата проверки, причем одно условие процесса регулирования касается наступления эксплуатационного события, а обработка информации включает в себя отображение информации в зависимости от результата проверки, при этом блок (66) управления содержит интерфейс, посредством которого он при работе получает доступ к базе данных, в которой эксплуатационным событиям присвоена соответственно, по меньшей мере, одна относящаяся к подсистеме информация.

2. Рельсовое транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что блок (66) управления содержит интерфейсное устройство (68) с комплектом интерфейсов (70), приданных разным подсистемам (14, 18, 19, 20-32) эксплуатационных средств.

3. Рельсовое транспортное средство по п. 1 или 2, отличающееся тем, что подсистемы (20-32) эксплуатационных средств относятся к группе систем, которая образована устройством (20) обеспечения безопасности движения поезда, дверным блоком (22), устройством (24) кондиционирования, системой (26) информирования пассажиров, блоком (28) видеонаблюдения, электронной книжкой расписания с функцией (30) поддержки машиниста и блоком (32) связи поезд-земля.

4. Рельсовое транспортное средство по любому из пп. 1-3, отличающееся тем, что эксплуатационным событием является событие в группе, которая образована остановкой по расписанию на остановочном пункте, фазой движения, началом движения, фазой прибытия к остановочному пункту и нажатием кнопки экстренного вызова пассажиром.

5. Рельсовое транспортное средство по любому из пп. 1-4, отличающееся тем, что обработка информации включает в себя отображение относящейся к подсистеме маски (85) управления.

6. Рельсовое транспортное средство по любому из пп. 1-5, отличающееся тем, что регулирование блока (66) управления включает в себя проверку, по меньшей мере, одного условия и обработку информации в зависимости от результата проверки, блок (66) управления содержит интерфейс, посредством которого он при работе получает доступ к базе данных, в которой относящейся к подсистеме информации присвоена соответствующая ступень приоритета, а условие регулирования касается наличия ступени приоритета.

7. Рельсовое транспортное средство по п. 6, отличающееся тем, что блок (66) управления содержит интерфейс, посредством которого он при работе получает доступ к базе данных, в которой ступеням приоритета придан соответствующий процесс обработки относящейся к подсистеме информации.

8. Рельсовое транспортное средство по п. 7, отличающееся тем, что соответствующим процессом обработки в зависимости от ступени приоритета является автоматическое отображение информации посредством блока (56) отображения, предоставление информации с отображенным уведомлением посредством блока (56) отображения или пассивное предоставление информации.

9. Рельсовое транспортное средство по любому из пп. 6-8, отличающееся тем, что по сравнению с другой информацией относящейся к безопасности информации присвоена более высокая ступень приоритета.

10. Рельсовое транспортное средство по любому из пп. 1-9, отличающееся тем, что блок (56) отображения содержит, по меньшей мере, одну поверхность (88) отображения, образованную смотровым стеклом (40) транспортного средства.

11. Способ выдачи информации машинисту рельсового транспортного средства (10), содержащего несколько подсистем (14, 18, 19, 20-32) эксплуатационных средств, при котором информацию отображают посредством блока (56) отображения, причем

- регулируют относящийся к нескольким подсистемам (14, 18, 19, 20-32) эксплуатационных средств динамический информационный контент для блока (56) отображения,

- динамический информационный контент отображают посредством блока (56) отображения,

- при регулировании информационного контента проверяют, по меньшей мере, одно условие, а обработку информации осуществляют в зависимости от результата проверки и

- по меньшей мере, одно условие касается наступления эксплуатационного события, а обработка информации включает в себя отображение информации в зависимости от результата проверки, при этом блок (66) управления содержит интерфейс, посредством которого он при работе получает доступ к базе данных, в которой эксплуатационным событиям присвоена соответственно, по меньшей мере, одна относящаяся к подсистеме информация.

12. Способ по п. 11, отличающийся тем, что при обработке информации отображают относящуюся к подсистеме маску (85) управления.

13. Способ по п. 11 или 12, отличающийся тем, что относящейся к подсистеме информации присваивают соответствующую ступень приоритета, при регулировании информационного контента проверяют, по меньшей мере, одно условие, обработку информации осуществляют в зависимости от результата проверки и, по меньшей мере, одно условие касается наличия ступени приоритета.



 

Похожие патенты:

Система измерения для использования в анализе работы технологического оборудования в технологическом процессе содержит множество датчиков, в том числе бесконтактный датчик, расположенный в пределах осуществления технологического процесса.

Изобретение относится к системам управления. Автоматизированная система управления для домов, обеспечивающая возможность управления электрическими и электронными устройствами, установленными в доме, содержит сервер для каждого дома, клиентские устройства, расположенные в каждом помещении автоматизируемого дома.

Способ управления полевым устройством включает обнаружение аппаратным модулем возникновения аварийного происшествия, связанного с полевым устройством, отмену аппаратным модулем нормального управления полевым устройством для перевода полевого устройства в безопасное состояние в ответ на обнаруженное возникновение аварийного происшествия, причем отмена нормального управления полевым устройством включает то, что аппаратный модуль вырабатывает аппаратный сигнал управления; обнаружение программным модулем возникновения аварийного происшествия, связанного с полевым устройством; отслеживание программным модулем отмены нормального управления полевым устройством посредством отслеживания аппаратного сигнала управления, выработанного аппаратным модулем; проверка программным модулем отмены нормального управления полевым устройством посредством сравнения сигнала безопасного состояния с отслеженным аппаратным сигналом управления; и передача программным модулем программного сигнала управления для перевода полевого устройства в безопасное состояние.

Изобретение относится к способу работы устройства (1) автоматизации, предпочтительно секции (1а) автоматизации, с манипулятором (2а, b) и модулем (3а, b) ввода-вывода для автоматизированного производства, а также с вычислительным устройством (5).

Группа изобретений относится к системам программного управления. Способ управления устройством включает в себя прием конфигурационной информации рабочего режима, получение рабочего параметра, соответствующего идентификации устройства, и работу в соответствии с упомянутым рабочим параметром.

Автоматизированная контрольно-проверочная аппаратура (АКПА) интегрированной информационно-управляющей системы беспилотного летательного аппарата содержит ПЭВМ, универсальный решающий модуль и модуль ввода-вывода.

Изобретение относится к испытанию и контролю систем управления. Способ отслеживания автономной переменной для MPU электропоезда заключается в том, что применяют систему отслеживанию автономной для MPU электропоезда.

Устройство для связи посредством интерфейса с контуром цифрового управления содержит электронное управляющее устройство контура для управления контуром управления, датчик для обеспечения измеренного значения электронному управляющему устройству контура, контроллер устройства для настройки регулирующего устройства на основании выхода электронного управляющего устройства контура и интерфейс контура, предназначенный для приема значения уставки и передачи значения уставки электронному управляющему устройству контура и отличающийся от хост-устройства, связанного с возможностью обмена данными с электронным управляющим устройством контура.

Группа изобретений относится к системам программного управления. Способ управления несколькими бытовыми приборами с помощью портативного устройства управления заключается в следующем.

Изобретение относится к устройству (3) управления для системы (5) отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (HVAC), которое имеет модуль (33) связи для связи с одним или более компонентами HVAC-системы (5).

Изобретение относится к автоматизированным производственным линиям. Система для управления производственной или распределительной линией содержит периферийное устройство и блок управления, хранящий программу управления.

Изобретение относится к системам помощи при вождении. Устройство содействия при вождении содержит множество датчиков, которые установлены в транспортном средстве и выполнены с возможностью получать информацию о транспортном средстве и об объекте рядом с транспортным средством.

Настоящее изобретение относится к производственному модулю (110, 210, 310, 411, 412, 413, 421, 422, 423, 431, 432, 433) для выполнения производственной функции над продуктом (500). Производственный модуль выполнен и настроен для связывания со вторым производственным модулем (110, 210, 310, 411, 412, 413, 421, 422, 423, 431, 432, 433), который выполнен и настроен для выполнения второй производственной функции над продуктом (500).

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может использоваться при автоматизации объектов управления ракетно-космической области, технического и стартового комплексов космодрома.

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат - повышение точности регулирования распределенной системы, а также повышение ее отказоустойчивости.

Группа изобретений относится к способу фильтрации грубого заданного значения, модулю фильтрации и системе регулирования турбореактивного двигателя, турбореактивному двигателю, оборудованному такой системой.

Изобретение относится к области передачи с избыточностью дейтаграмм данных между устройствами автоматизации установки автоматизации с сетью связи с кольцевой топологией.

Изобретение относится к средствам управления технологическими процессами. Технический результат заключается в расширении арсенала средств того же назначения.

Изобретение относится к электротехнике. В способе резервирования каналов связи и технологических устройств измерения, анализа, мониторинга и управления оборудованием электрической подстанции, на первом этапе соединяют в сеть интеллектуальные технологические устройства и сетевые коммутаторы.

Использование: в области электротехники. Технический результат – обеспечение оптимального размещения устройств защиты в энергораспределительной сети.

Изобретение относится к автоматизированным производственным линиям. Система для управления производственной или распределительной линией содержит периферийное устройство и блок управления, хранящий программу управления.

Группа изобретений относится к рельсовому транспортному средству. Рельсовое транспортное средство содержит комплект подсистем эксплуатационных средств, кабинное устройство отображения информации машинисту, которое включает в себя центральный блок отображения. Кабинное устройство отображения содержит предвключенный блоку отображения блок управления, выполненный с возможностью регулирования относящегося к нескольким подсистемам эксплуатационных средств динамического информационного контента для блока отображения. Регулирование блока управления включает в себя проверку, по меньшей мере, одного условия и обработку информации в зависимости от результата проверки. Причем одно условие процесса регулирования касается наступления эксплуатационного события, а обработка информации включает в себя отображение информации в зависимости от результата проверки. При этом блок управления содержит интерфейс, посредством которого он при работе получает доступ к базе данных, в которой эксплуатационным событиям присвоена соответственно, по меньшей мере, одна относящаяся к подсистеме информация. Также заявлен способ выдачи информации машинисту рельсового транспортного средства. Технический результат заключается в улучшении функций отображения информации машинисту. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 6 ил., 3 табл.

Наверх