Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения

Изобретение относится к пластичным смазкам для тяжелонагруженных узлов трения и может быть использовано как при производстве пластичных смазок на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности, так и в условиях сельскохозяйственных предприятий, эксплуатирующих технику. Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения включает очищенное осветленное отработанное минеральное моторное масло, кубовые остатки производства синтетических жирных кислот, гидроокись кальция, механоактивированную графитную смазку, взятых в соответствующих соотношениях. Использование предлагаемой смазки способствует продлению сроков службы узлов трения. 3 табл.

 

Изобретение относится к пластичным смазкам для тяжелонагруженных узлов трения и может быть использовано как при производстве пластичных смазок на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности, так и в условиях сельскохозяйственных предприятий, эксплуатирующих технику.

Известна пластичная смазка (Патент RU 2529461 МПК С10М 107/10, С10М 117/02, C10N 40/04. Опуб. 27.09.2014, бюл. №27) для тяжелонагруженных узлов трения качения на основе смеси синтетического углеводородного масла и сложного эфира пентаэритритового спирта и синтетических жирных кислот фракции С5-С9, содержащей комплексное кальциевое мыло стеариновой и уксусной кислот, созданное на основе стеариновой кислоты, уксусной кислоты и гидрата окиси кальция, графит мелкодисперсный, фенил-альфанафтиламин, ионол с применением в качестве синтетического углеводородного масла полиальфаолефинового масла.

К недостаткам данной смазки следует отнести ее сложный компонентный состав, использование в качестве основы дорогостоящего синтетического масла. Использование в составе смазки мелкодисперсного графита способно вызывать агрегацию его частиц, что обуславливает снижение противоизносных характеристик смазки.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому изобретению является пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения (патент RU 2529857, МПК С10М 101/02, С10М 129/26, С10М 159/04, C10N 30/06, Опуб. 10.10.2014. Бюл. №28), содержащая очищенное отработанное моторное масло 68-70 мас. %, кубовые остатки производства синтетических жирных кислот - 27-30 мас. %, гидроокись кальция 2-3 мас. %.

К недостаткам данной смазки следует отнести ее недостаточно высокие противоизносные свойства, связанные с низким качеством очищенного отработанного моторного масла, отсутствие в составе компонентов, способных образовывать на поверхности трения пленку, обеспечивающую высокие противоизносные свойства и продление сроков службы узлов трения.

В очищенном отработанном моторном масле присутствуют остаточные элементы продуктов окисления, что отрицательно влияет как на процесс приготовления смазки, так и на ее эксплуатационные свойства.

Задача предлагаемого изобретения - повышение эксплуатационных свойств смазки.

Поставленная техническая задача достигается тем, что в известной пластичной смазке для тяжелонагруженных узлов трения, содержащей базовое масло, кубовые остатки производства синтетических жирных кислот и гидроокись кальция, согласно изобретению, в качестве базового масла используют очищенное осветленное отработанное минеральное моторное масло, при этом в смазку добавляют противоизносную присадку, в качестве которой используют механоактивированную графитную смазку, при следующих соотношениях компонентов: очищенное осветленное отработанное минеральное моторное масло - 70-75 масс. %; кубовые остатки производства синтетических жирных кислот - 20-25 масс. %; гидроокись кальция 2-3 масс. %; механоактивированная графитная смазка - 3-5 масс. %.

Предлагаемая смазка готовится следующим образом. На первой стадии происходит очистка с осветлением отработанного моторного масла по следующей технологии. Отработанное моторное масло нагревают до температуры 80-90°С и вносят 1-2 мас. % моноэтаноламина. Смесь перемешивают 3-5 мин. Далее поднимают температуру до 100°С и вносят 1-2% изопропилового спирта при перемешивании 3-5 мин. После чего смесь отстаивают в течение 1-2 часов. Верхнюю отстоявшуюся 95-97% часть масла сливают в бак - реактор для приготовления смазки. В результате очистки из отработанного моторного масла под действием гравитационных сил удаляется 99,9% смол, асфальтенов и продуктов окисления. Масло осветляется с 8-9 баллов в ед. ЦНТ до 3-4 баллов. При этом в масле сохраняется 10-15% противолизносных, антиокислительных присадок, входящих в состав моторных масел (таблица 1).

На второй стадии проводится механоактивация графитной смазки. Графитная смазка ГОСТ 3333-80 3-5 масс. % от объема очищенного масла закладывается в планетарную мельницу. Проводят механоактивацию графитной смазки при угловой скорости водила 110-120 с-1, угловой скорости помольного барабана 35-40 с-1, времени механоактивации 50-60 мин.

В процессе механоактивации графитной смазки частицы графита дисперсного состава 1-5 мкм измельчаются до дисперсного состояния 0,001-0,0001 мкм. В результате воздействия происходит механическая эксфолиация, т.е. расслаивание графитовых частиц с преобразованием их в графитовые наноструктуры.

В таблице 2 представлены результаты определения коэффициентов трения графитной смазки до и после механоактивации.

Механоактивированную графитную смазку загружает в реактор с очищенным осветленным отработанным моторным маслом, нагретым до температуры 80-90°С, смесь перемешивают механической мешалкой в течение 30 минут. Далее в реактор загружают КОСЖК 20-25 мас. %, полученную смесь перемешивают.

Параллельно с этим готовится смесь извести «пушонки» и воды с соотношением компонентов 1:3. Готовую смесь загружают в реактор для омыления жировых компонентов при температуре 90-100°С в течение 1,5-2 часов, после чего перемешивание прекращают и проводят процесс созревания смазки в течение 25-30 часов. По прошествии данного времени смазку гомогенизируют и проводят анализ физико-химических характеристик смазки.

В таблице 3 представлены результаты анализа свойств смазок, полученных по прототипу и предлагаемому изобретению.

Смазывающая способность предлагаемой смазки по сравнению с прототипом практически в 2 раза выше, что характеризует ее более высокие эксплуатационные свойства.

Использование предлагаемой смазки в подшипниках скольжения покали, что температура нагрева корпусов подшипников, работающих на смазке по предлагаемому изобретению составляет на 25-30 процентов ниже чем у подшипников, работающих со смазкой по прототипу. На поверхностях трения, смазываемых предлагаемым составом смазки после 20 часов работы, наблюдалось образование пленок, что подтверждает ее высокие противоизносные свойства, способствующие продлению сроков службы узлов трения.

Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения, содержащая базовое масло, кубовые остатки производства синтетических жирных кислот и гидроокись кальция, отличающаяся тем, что в качестве базового масла используют очищенное осветленное отработанное минеральное моторное масло, при этом в смазку добавляют противоизносную присадку, в качестве которой используют механоактивированную графитную смазку, при следующих соотношениях компонентов, мас.%:

очищенное осветленное отработанное
минеральное моторное масло 70-75
кубовые остатки производства синтетических
жирных кислот 20-25
гидроокись кальция 2-3
механоактивированная графитная смазка 3-5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к органическому синтезу и касается способа получения основы огнестойкого триарилфосфатного масла. Способ осуществляют путем смешивания трифенилфосфата с пара-трет-бутилфенолом в мольном отношении 1 : (0,45-0,55) и катализатором карбонатом калия.

Изобретение относится к составу пластичных смазок, предназначенных для применения в тяжелонагруженных узлах трения качения и скольжения в широком диапазоне нагрузок и скоростей, в интервале температур от минус 60 до плюс 250°С промышленного оборудования, современных транспортных средств, промышленного, строительного и судового оборудования.

Изобретение относится к металлообрабатывающей промышленности, а именно к смазке для механической обработки металлов сверлением нержавеющей стали и прочих труднообрабатываемых металлов и сплавов различной толщины.

Изобретение относится к области машиностроения и производства смазочных материалов, композиция может быть использована для введения в моторные, трансмиссионные, индустриальные масла и пластичные смазки.

Изобретение относится к присадке к смазочному маслу, содержащей органическое соединение молибдена, представленное общей формулой (1) ниже: где R1 обозначает алкильную группу с прямой или разветвленной цепью, представленную общей формулой CnH2n+1 (n является целым числом от 4 до 12), или циклогексильную группу, R2 означает метальную группу или этильную группу и R1 и R2 являются различными; и к композиции смазочного масла в качестве модификатора трения.

Изобретение относится к твердому антифрикционному элементу для смазывания гребней колесных пар локомотивов, который позволит обеспечить оптимальные антифрикционные и ресурсные характеристики смазочного слоя в контакте гребня колеса с рельсом за счет изменения физических характеристик смазочной композиции твердого антифрикционного элемента путем оптимизации ее состава.

Способ повышения герметичности резьбовых соединений обсадных и насосно-компрессорных (лифтовых) колонн относится к нефтехимической отрасли и может быть использован для обеспечения надежной и длительной герметизации соединений, при сборке резьбовых соединений, в том числе и при консервации резьбовых соединений, бурильных, насосно-компрессорных и обсадных труб, в том числе с различными вариантами уплотнения «металл-металл», при эксплуатации труб на нефтяных, газовых, газоконденсатных месторождениях, на водонагнетательных скважинах.

Настоящее изобретение относится к смазывающему средству для морских двигателей, в частности для цилиндров, которое имеет BN, определяемое в соответствии со стандартом ASTM D-2896, больше чем или равное 50 миллиграммам поташа на грамм смазывающего средства, содержащее: по меньшей мере одно базовое масло смазывающего средства, по меньшей мере один детергент, основанный на щелочных или щелочноземельных металлах, основность которого повышают с использованием солей карбонатов металлов, по меньшей мере один нейтральный детергент, смесь жирных аминов, которая содержит по меньшей мере один жирный амин формулы (I) R1-[NR2(CH2)3]3-NH2, в которой: R1 представляет линейную или разветвленную, насыщенную или ненасыщенную алкильную группу, которая содержит по меньшей мере 14 углеродных атомов, R2 представляет атом водорода или группу -(CH2)2OH, содержание по массе жирного амина формулы (I) больше чем или равно 90% относительно общей массы смеси жирных аминов, жирный амин имеет BN, определяемое в соответствии со стандартом ASTM D-2896, в диапазоне от 150 до 600 миллиграммов поташа на грамм амина, процентную долю по массе жирного амина относительно общей массы смазывающего средства выбирают с тем, чтобы BN, предоставляемое с помощью этого соединения, представляло вклад по меньшей мере 10 миллиграммов поташа на грамм смазывающего средства в общее BN указанного смазывающего средства для цилиндров и процентную долю по массе сверхосновного детергента относительно общей массы смазывающего средства выбирают с тем, чтобы BN, предоставляемое с помощью солей карбонатов металлов, представляло вклад в диапазоне от 30 до 70 миллиграммов поташа на грамм смазывающего средства в общее BN указанного смазывающего средства для цилиндров.

Изобретение относится к области машиностроения и производства смазочных материалов и может быть использовано для введения в моторные, трансмиссионные, индустриальные масла и пластичные смазки.

Изобретение относится к созданию многоцелевой низкотемпературной пластичной смазки для узлов трения, работающих в диапазоне температур от минус 60 до плюс 150°С, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности.

Настоящее изобретение относится к способу получения остаточного базового масла, который включает в себя по меньшей мере следующие стадии: (a) обеспечение парафинистого рафината минерального высоковязкого цилиндрового масла; (b) объединение парафинистого рафината минерального высоковязкого цилиндрового масла, обеспеченного на стадии (а), с произведенным способом Фишера-Тропша остаточным базовым маслом, подвергнутым каталитической депарафинизации, для получения смеси; и (c) депарафинизация растворителем смеси, полученной на стадии (b), для получения остаточного базового масла, при этом массовое отношение парафинистого рафината минерального высоковязкого цилиндрового масла к произведенному способом Фишера-Тропша остаточному базовому маслу, подвергнутому каталитической депарафинизации, на стадии (b) находится в диапазоне от 75:25 до 35:65.
Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Способ защиты от бокового износа головки рельса заключается в том, что на боковую поверхность головки рельса на криволинейных участках пути и зонах стрелочных переводов наносят смазочную композицию на основе органического связующего, включающую в себя твердосмазочный материал в виде диспергированного порошка серпентинита и комбинацию слоистых и металлоплакирующих компонентов в виде порошков графита, дисульфида молибдена и порошков мягких металлов и/или сплавов - алюминия, олова, цинка, меди, бронзы.
Настоящее изобретение относится к пластичной смазке для тяжелонагруженных узлов трения, содержащей базовое масло, синтетические жирные кислоты и гидроокись кальция, при этом в качестве базового масла используют очищенное отработанное моторное масло, а в качестве синтетических жирных кислот - кубовые остатки производства синтетических жирных кислот, при следующем соотношении компонентов: очищенное отработанное моторное масло - 68-70 масс.%, кубовые остатки производства синтетических жирных кислот - 27-30 масс.%, гидроокись кальция - 2-3 масс.%.

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке на основе углеводородной дисперсионной среды и полимочевины, при этом она содержит в качестве углеводородной дисперсионной среды полиалкилбензол или его смесь с нефтяным маслом при следующем соотношении компонентов, мас.%: полимочевина - 6-15; дисперсионная среда - остальное, при этом дисперсионная среда имеет состав, мас.%: полиалкилбензол - 5-100; нефтяное масло - 0-95.

Изобретение относится к составам смазочно-охлаждающих жидкостей, используемых при обработке металлов резанием. .
Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ) и может быть использовано для приготовления рабочих растворов СОЖ, используемых для обработки металлов резанием на металлообрабатывающих предприятиях.
Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ) и может быть использовано для приготовления рабочих растворов СОЖ, используемых для обработки металлов резанием на металлообрабатывающих предприятиях.
Изобретение относится к рабочим жидкостям для гидравлических систем, в том числе для гидравлических систем запорной арматуры газовых магистралей. .
Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к пластичным смазкам, предназначенным для использования в узлах трения машин и механизмов, работающих в условиях повышенной температуры, высоких нагрузок и скоростей и в контакте с агрессивными средами, например перегретым водяным паром, окислительными агентами и т.п.

Изобретение относится к области производства смазочных изделий, которые могут быть использованы для лубрикации пар трения «колесо - рельс» железнодорожного транспорта и грузоподъемных механизмов.

Изобретение относится к области восстановления двигателей внутреннего сгорания путем нанесения износостойких металлоплакирующих покрытий на поверхности деталей при техническом обслуживании, ремонте и эксплуатации двигателей и может быть использовано на автотранспортных, авторемонтных и автосервисных предприятиях для повышения технических и экологических характеристик двигателей.
Наверх