Устройство для автоматизированной выдачи товаров

Устройство содержит снабженный регулируемыми опорами корпус и выкатной блок, размещенный внутри корпуса с возможностью перемещения его в горизонтальной плоскости и в направлении, перпендикулярном задней стенке корпуса. Корпус и выкатной блок снабжены средствами для позиционирования выкатного блока внутри корпуса. Размещенные на корпусе средства для позиционирования выкатного блока выполнены в виде одинаковых двух верхних и двух нижних боковых направляющих роликов с вертикально расположенными осями, а также двух направляющих, закрепленных на одном уровне на внутренней поверхности соответствующей каждой направляющей боковой стенке корпуса. Размещенные на выкатном блоке средства для позиционирования его внутри корпуса выполнены в виде двух пар одинаковых боковых опорных роликов, которые опираются попарно на горизонтально расположенный прямолинейный участок полки, соответствующей каждой паре боковых опорных роликов направляющей, и двух боковых выравнивающих роликов с вертикально расположенными осями, при этом оси боковых опорных роликов параллельны осям колес и лежат в горизонтальной плоскости, с одной стороны, расположенной выше горизонтальной плоскости, в которой лежат оси колес, а с другой стороны, ниже плоскости нижней стороны каркаса. Каждый боковой выравнивающий ролик размещен между соответствующей ему парой боковых опорных роликов и с обеспечением одинакового минимально допустимого зазора между ним и соответствующим ему задним боковым опорным роликом, при этом каждый боковой выравнивающий ролик расположен напротив боковой планки соответствующей ему направляющей. Технический результат - упрощение конструкции и повышение степени использования внутреннего объема корпуса при высокой точности позиционирования выкатного блока, а также удобство манипуляций как при закатывании, так и выкатывании выкатного блока из корпуса. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.

 

Изобретение относится к устройствам автоматизированной выдачи товаров и для использования их главным образом в местах скопления людей, а именно: в холлах гостиниц, в залах ожидания вокзалов и аэропортов, в торговых центрах и других общественных местах.

Как следует из достигнутого уровня техники, усилия разработчиков устройств для автоматизированной выдачи товаров (изделий в упаковке, пищевых продуктов, например, пакетированных продуктов, холодных или горячих напитков, и т.п.) направлены не только на повышение удобства пользования и интерфейса пользователя, но и на улучшение доступа к функциональным компонентам этих устройств при техническом обслуживании (см. например, ЕР 1003136 (A1), Gesvending S.L., 24.05.2000; RU 2568312 (С2), KONINKL PHILIPS ELECTRONICS NV, 20.11.2015). Техническое обслуживание предусматривает как тестирование, замену или ремонт функциональных компонентов этих устройств, так и регулярную санитарную обработку, чистку и загрузку пакетированных или твердых продуктов питания, а также загрузку упаковок или компонентов для ее изготовления. Кроме того, известно, что размещение функциональных компонентов на выкатных блоках не только в устройствах для автоматизированной выдачи товаров (RU 146669 (U1), ООО «НОТИС», 2014; US 6135009 (A) FOOD EQUIP TECHNOLOGIES СО INC., 24.10.2000; ЕР 1526485 (А2), Kevin S.A. et al., 2005), но и в банковских автоматах (US 6595606 (B1), DE LA RUE CASH SYSTEMS INC, 27.02.2003; WO 2010056617 (A1), ALARIS INC et al., 20.05.2010), обеспечивает наиболее удобный доступ, позволяет облегчить и ускорить процесс технического обслуживания.

Так, устройство для автоматизированной выдачи товаров, описанное в упомянутом патенте RU 146669, содержит корпус на колесах, размещенные в корпусе верхний выдвижной блок первой группы и нижний выкатной блок второй группы функциональных компонентов. Корпус содержит частично прозрачную дверь и регулируемые по высоте опоры (ножки). Корпус содержит жестко соединенные между собой верхнюю, заднюю, две оппозитно расположенные боковые стенки, днище и переднюю панель, при этом на передней панели размещены функциональные компоненты устройства, образующие интерфейс пользователя, а передняя панель и частично прозрачная дверь совместно закрывают переднее отверстие корпуса. Несущая рама верхнего выдвижного блока установлена в корпусе на двух ползунковых механизмах с обеспечением возможности перемещения в горизонтальной плоскости и в направлении, перпендикулярном задней стенки корпуса. Нижний выкатной блок выполнен в виде смонтированной на колесах несущей рамы, на которой закреплены функциональные механизмы для выдачи товаров.

Это устройство имеет следующие недостатки:

- выполнение с двумя (выдвижным и выкатным) блоками приводит или к увеличению длительности его технического обслуживания в случае, когда обслуживание выдвижного и выкатного блоков осуществляется последовательно во времени, или к увеличению площади, необходимой для проведения технического обслуживания устройства в случае, когда обслуживание упомянутых блоков осуществляется одновременно;

- наличие передней панели, а также размещение бортов на днище корпуса с обеспечением возможности взаимодействия их с нижней частью соответствующей каждому из них боковой стороны нижнего выкатного блока приводит к неполному использованию внутреннего объема корпуса, а, следовательно, к увеличению в плане габаритов устройства для автоматизированной выдачи товаров;

- размещение на передней панели функциональных компонентов устройства, образующих интерфейс пользователя, затрудняет их техническое обслуживание, как вследствие ограниченности доступа к ним, так и вследствие необходимости выкатить нижний выкатной блок из корпуса перед проведением технического обслуживания;

- выполнение каркаса с днищем для размещения на нем нижнего выкатого блока приводит к затруднениям при подготовке к техническому обслуживанию и для этого требуется два специалиста, так как:

а) при выкатывании блока из корпуса необходимо, затрачивая значительные усилия, сначала вручную опустить на опорную поверхность его передние колеса, а затем, вручную опустить вдвоем на ту же опорную поверхность его задние колеса;

б) при закатывании блока в полость корпуса необходимо сначала, также затрачивая значительные усилия, вдвоем приподнять над опорной поверхностью задние колеса блока на уровень днища корпуса, а затем поднять также вручную его передние колеса на уровень днища;

- необходимость обеспечения взаимодействия бортов с нижней частью соответствующей каждому из них боковой стороны нижнего выкатного блока приводит к необходимости выполнения их с высотой, превышающей диаметр колес, на которых смонтирована несущая рама этого блока, что приводит к увеличению материалоемкости и стоимости устройства.

Частично эти недостатки устранены в другом устройстве для автоматизированной выдачи товаров (US 7669740 (В2), KRAFT FOODS R & D INC, 02.03.2010) - прототип). Устройство содержит корпус, включающий жестко соединенные между собой в местах взаимного контакта верхнюю, заднюю, две оппозитно расположенные боковые стенки, днище, а также две основные и две вспомогательные двери, частично закрывающие его фасад. Устройство содержит выкатной блок, размещенный в корпусе с возможностью перемещения в горизонтальной плоскости и в направлении, перпендикулярном задней стенке корпуса, и средства для позиционирования выкатного блока внутри корпуса, которые выполнены следующим образом. На верхней поверхности днища корпуса размещены выполненные из стержней две одинаковые боковые рамы и центральная рама, расположенная симметрично относительно боковых рам и выполненная в форме усеченной сверху прямой призмы с вертикально расположенными основаниями в форме усеченных сверху прямоугольных треугольников. Стержни, соответствующие катетам упомянутых прямоугольных треугольников, соединены с задней стенкой и днищем корпуса. Каждая боковая рама включает два обращенных к центральной раме горизонтальных направляющих стержня, лежащих в соответствующей каждой паре направляющих стержней вертикальной плоскости. Выкатной блок выполнен в виде смонтированного на колесах каркаса прямоугольной формы с боковыми сторонами, образованными двумя боковыми горизонтально расположенными поперечинами. На каркасе размещены функциональные компоненты автомата, при этом упомянутые колеса расположены на верхней поверхности днища корпуса, а выдвижной блок снабжен также средствами для позиционирования его в корпусе. Они выполнены в виде двух горизонтально расположенных элементов удлиненной формы, закрепленных в нижней части выкатного блока и на уровне, обеспечивающем взаимодействие каждого из них с направляющим стержнем соответствующей ему боковой рамы.

По сравнению с описанным выше устройством по RU 146669 прототип - US 7669740 удобен в техническом обслуживании. Размещение всех функциональных компонентов устройства в одном выкатном блоке обеспечивает удобный доступ к упомянутым функциональным компонентам при проведении технического обслуживания. Кроме того, выполнение в прототипе корпуса с днищем, выполняющим одновременно и функцию его опорной части, приводит к снижению трудозатрат при проведении технического обслуживания, поскольку при закатывании и выкатывании выкатного блока из корпуса необходимо преодолевать соответственно существенно меньший подъем и спуск, чем в описанном выше аналоге.

Вместе с тем, использование днища корпуса одновременно в качестве его опорной части предъявляет повышенные требования к качеству опорной поверхности пола: она должна быть ровной и иметь незначительное отклонение от горизонтали.

Другие недостатки прототипа заключаются в том, что размещенные на верхней поверхности днища средства (а именно, выполненные из стержней две одинаковые боковые объемные рамы и центральная объемная рама) для позиционирования выкатного блока внутри корпуса, с одной стороны, имеют сложную объемную конфигурацию. С другой стороны, не обеспечивают точного (воспроизводимого) позиционирования выкатного блока внутри корпуса, поскольку элементы удлиненной формы, закрепленные в нижней части соответствующей каждому из них боковой стороне выкатного блока, взаимодействуют только своим тыльным концом с направляющим стержнем соответствующей каждому из них боковой рамы. Выполнение боковых рам объемными приводит также к увеличению расстояния между боковыми сторонами выкатного блока и соответствующей каждой из них боковой стенкой корпуса, а следовательно, к неполному использованию внутреннего объема корпуса. Кроме того, значительная разница между шириной выкатного блока и шириной корпуса обусловила необходимость использования в прототипе двух основных и двух дополнительных дверей, одна из которых (нижняя основная) смонтирована на колесах. Это приводит к увеличению площади опорной поверхности при проведении технического обслуживания, поскольку техническое обслуживание осуществляется при открытых дверях.

Настоящее изобретение направлено на решение проблемы упрощения конструкции, повышения функциональности в части использования внутреннего объема и удобства обслуживания устройства при манипуляции с выкатным блоком.

Патентуемое устройство для автоматизированной выдачи товаров содержит корпус, включающий верхнюю, заднюю и две оппозитно расположенные боковые стенки, выкатной блок, содержащий смонтированный на колесах каркас с боковыми сторонами, образованными, по меньшей мере, двумя горизонтально расположенными боковыми поперечными элементами. Выкатной блок размещен внутри корпуса с возможностью перемещения его в горизонтальной плоскости и в направлении, перпендикулярном задней стенке корпуса, средства позиционирования выкатного блока внутри корпуса и функциональные компоненты.

Отличие состоит в том, что устройство содержит переднюю панель, которая закреплена на каркасе и закрывает переднее отверстие в упомянутом корпусе, который снабжен регулируемыми опорами.

Одна часть функциональных компонентов, образующих интерфейс пользователя, размещена на передней панели, а остальные - на каркасе, который смонтирован на колесах, расположенных со стороны его нижней части, причем размещенные на корпусе средства для позиционирования выкатного блока выполнены в виде одинаковых двух верхних и двух нижних боковых направляющих роликов с вертикально расположенными осями, а также двух направляющих, закрепленных на одном уровне на внутренней поверхности соответствующей каждой направляющей боковой стенке корпуса.

Каждая направляющая включает выполненные за одно целое боковую планку и полку, имеющую горизонтально расположенный прямолинейный участок и концевой участок, загнутый вниз под углом α, лежащим в диапазоне от 20 до 40 градусов, и обращенный к передней стороне каркаса.

Каждая боковая планка расположена вертикально и закреплена на соответствующей ей боковой стенке корпуса, а нижний край каждой боковой планки сопряжен под прямым углом с прямолинейным участком соответствующей ей полки; каждая пара боковых направляющих роликов размещена на внутренней поверхности боковых стенок корпуса и напротив друг друга. При этом боковые направляющие ролики расположены с обеспечением возможности взаимодействия с поверхностью бокового поперечного элемента упомянутого каркаса.

Размещенные на выкатном блоке средства для позиционирования выполнены в виде двух пар одинаковых боковых опорных роликов, которые опираются попарно на горизонтально расположенный прямолинейный участок полки, соответствующей каждой паре боковых опорных роликов направляющей, и двух боковых выравнивающих роликов с вертикально расположенными осями. При этом оси боковых опорных роликов параллельны осям колес и лежат в горизонтальной плоскости, расположенной, с одной стороны, выше горизонтальной плоскости, в которой лежат оси колес, а, с другой стороны - ниже плоскости нижней стороны каркаса.

Задние боковые опорные ролики расположены на минимально возможном расстоянии относительно плоскости задней стороны каркаса, а каждый боковой выравнивающий ролик размещен между соответствующей ему парой боковых опорных роликов и с обеспечением одинакового минимально допустимого зазора между ним и соответствующим ему задним боковым опорным роликом.

Каждый боковой выравнивающий ролик расположен напротив боковой планки соответствующей ему направляющей, а расстояние между осями боковых выравнивающих роликов более чем на величину их диаметра меньше расстояния между вертикальными поверхностями боковых планок направляющих, нижний край каждого обращенного к передней стороне каркаса и загнутого вниз под углом α концевого участка полки каждой направляющей размещен или заподлицо с передним торцом соответствующей боковой стенки, или на минимально возможном расстоянии относительно плоскости передней стороны каркаса и на уровне H1 относительно опорной поверхности регулируемых опор в положении, соответствующем их максимальной высоте, а при том же положении регулируемых опор горизонтально расположенный прямолинейный участок упомянутых полок расположен на уровне Н2 относительно опорной поверхности опор, при этом H1 и Н2 определяются из следующих выражений:

H1<h+R-(r⋅cosα);

H2=h+R+t+s-r,

где: h - расстояние между плоскостью, в которой лежат оси боковых опорных роликов и плоскостью, в которой лежат оси колес; R - радиус колес; r - радиус боковых опорных роликов; α - угол загиба вниз концевого участка полки направляющей; s - диапазон изменения высоты регулируемых опор; t - величина гарантированного зазора между поверхностью колес и опорной поверхностью регулируемых опор в положении, соответствующем их минимальной высоте.

Устройство может характеризоваться тем, что каждая направляющая дополнительно содержит вторую полку, выполненную за одно целое с соответствующей ей боковой планкой и нижней полкой, и имеющую сопряженный с верхним краем соответствующей ей боковой планки горизонтально расположенный прямолинейный участок, а также загнутый вверх концевой участок, обращенный к передней стороне каркаса.

Устройство может характеризоваться также тем, что оно дополнительно содержит N выкатных блоков, при этом корпус выполнен с N одинаковыми перегородками в виде плоских рам, делящими его полость на N+1 отсек, причем перегородки параллельны боковым стенкам корпуса, расположены последовательно в направлении перпендикулярном его боковым стенкам и заподлицо с плоскостью, в которой лежат торцы его верхней и боковых стенок, а выкатные блоки размещены в соответствующем каждому из них отсеке, размещенные же в каждом отсеке направляющие расположены на одном и том же уровне, при этом каждая дополнительная направляющая выполнена точно также, как и направляющая, закрепленная на внутренней поверхности той боковой стенки корпуса, которая обращена в ту же сторону, что и сторона перегородки, на которой размещена соответствующая дополнительная направляющая.

Технический результат - упрощение конструкции и повышение степени использования внутреннего объема корпуса при высокой точности позиционирования выкатного блока, а также удобство манипуляций как при закатывании, так и выкатывании выкатного блока из корпуса, установленного на регулируемых по высоте опорах.

Преимущество патентуемого устройства для автоматизированной выдачи товаров (по сравнению с прототипом) заключается в том, что, благодаря патентуемому выполнению как размещенных на корпусе средств для позиционирования выкатного блока внутри корпуса, так и тех же средств, размещенных на выкатном блоке, обеспечивается достижение технических результатов, заключающихся в повышении точности позиционирования выкатного блока внутри корпуса, в обеспечении удобства как при выкатывании выкатного блока из корпуса, снабженного регулируемыми опорами, так при закатывании его в полость корпуса. При этом за счет существенного, по сравнению с прототипом, уменьшения расстояния между боковыми сторонами выкатного блока и соответствующей каждой из них боковой стенкой корпуса, с одной стороны, обеспечивается также более полное использование внутреннего объема корпуса. С другой стороны, обеспечивается возможность использования для закрывания переднего отверстия корпуса не дверей, а передней панели. В результате не только упрощается конструкция корпуса (он выполнен без днища и дверей), но и обеспечивается минимизация площади пола, необходимой для проведения технического обслуживания.

В дальнейшем изобретение поясняется конкретными примерами, которые, однако, не являются единственно возможными, но наглядно демонстрируют возможность достижения упомянутых выше технических результатов патентуемой совокупностью существенных признаков.

Существо изобретения поясняется на чертежах:

фиг. 1 схематично изображен корпус устройства, вид спереди;

фиг. 2 и 3 - то же, соответственно, вид по А-А и вид по Б-Б фиг. 1 при максимальной высоте регулируемых опор;

на фиг. 4 - пример выполнения выкатного блока для приготовления напитков, общий вид сзади с видимой его правой стороной;

фиг. 5 - то же, что на фиг. 4: фрагмент нижней части правой стороны выкатного блока, увеличено;

фиг. 6 - то же, что на фиг. 4: фрагмент нижней части левой стороны выкатного блока, увеличено;

фиг. 7 - устройство, вид сзади, частичный разрез и при минимальной высоте регулируемых опор;

фиг. 8 - вид по В-В фиг. 7;

фиг. 9 - корпус устройства, предназначенный для размещения в нем N+1 выкатных блоков.

Устройство для автоматизированной выдачи товаров (фиг. 1÷3) содержит корпус 1, установленный на регулируемых опорах 2 и включающий жестко соединенные между собой в местах взаимного контакта верхнюю 3, заднюю 4 и две оппозитно расположенные боковые 5 и 6 стенки, а также выкатной блок 7 (фиг. 4÷8), размещенный внутри корпуса 1 с возможностью перемещения в горизонтальной плоскости и в направлении, перпендикулярном задней стенке 4 корпуса.

Устройство содержит средства для позиционирования выкатного блока 7 внутри корпуса 1. Эти средства выполнены в виде одинаковых двух верхних 8 и двух нижних 9 боковых направляющих роликов с вертикально расположенными осями 81 и 91, а также двух направляющих 10 и 11, закрепленных на одном уровне на внутренней поверхности соответствующей каждой направляющей 10(11) боковой стенке 5(6) корпуса 1. Назначение этих элементов - установка в рабочее положение выкатного блока 7 в корпусе 1, а также обеспечение как закатывания, так и выкатывания блока 7 из корпуса 1.

Каждая направляющая 10(11) включает выполненные за одно целое боковую планку 101(111) и полку, имеющую горизонтально расположенный прямолинейный участок 102(112) и концевой участок 103(113), загнутый вниз под углом α, лежащим в диапазоне от 20 до 40 град., и обращенный к передней стороне корпуса 1.

Каждая боковая планка 101(111), выполняющая функцию бокового ограничителя, расположена вертикально и закреплена на внутренней поверхности соответствующей боковой стенки 5(6) корпуса 1. Нижний край каждой боковой планки 101(111) сопряжен под прямым углом с прямолинейным участком 102(112) соответствующей ей полки. В предпочтительном воплощении каждая направляющая 10(11) дополнительно содержит вторую (верхнюю) полку (на фиг. 1÷3 показана штриховой линией), выполненную за одно целое с соответствующей ей боковой планкой 101(111) и нижней полкой.

Направляющая 10(11) имеет сопряженный с верхним краем соответствующей ей боковой планки 101(111) горизонтально расположенный прямолинейный участок 104(114), а также загнутый вверх (например, под тем же углом α) концевой участок 105(115), обращенный к передней стороне корпуса 1. Выполнение направляющих 10 и 11 с двумя (верхней и нижней) полками обеспечивает (в отличие от прототипа) возможность транспортировки устройства в собранном виде.

Каждая пара боковых направляющих роликов 8 и 9 размещена на внутренней поверхности боковых стенок 5 и 6 напротив друг друга и на минимально возможном расстоянии относительно плоскости лицевой стороны корпуса, предпочтительно, заподлицо с передним торцом боковой стенки 5(6).

Выкатной блок 7 (фиг. 4÷6) содержит каркас 12 прямоугольной формы с боковыми сторонами, образованными, по меньшей мере, двумя горизонтально расположенными боковыми поперечинами, соответственно верхней 121(122) и нижней 123(124), переднюю панель 13, которая закреплена на каркасе 12 и закрывает переднее отверстие в корпусе 1, по существу, ограниченное верхней 3 и боковыми стенками 5 и 6, а также функциональные компоненты устройства. Функциональные компоненты, образующие интерфейс пользователя (известные из уровня техники средства, необходимые для управления устройством, например, считывающее устройство, дисплей, динамик, клавиатура, функциональные клавиши, ниша для выдачи товара и пр.) размещены на передней панели 13. Остальные функциональные компоненты устройства, определяющие конкретное назначение и известные из уровня техники (например, для выдачи твердых или пакетированных пищевых продуктов, для выдачи бутылок или банок с напитком, для приготовления и разлива горячих или холодных напитков, бункеры для сырья, диспенсеры воды и т.п.) размещены на каркасе 12 блока 7.

На нижней стороне каркаса 12, например, посредством двух держателей 14 и 141, предпочтительно, П-образного профиля, смонтированы два передних 15 и два задних 16 колеса, предназначенных для перемещения выкатного блока 7 по опорной поверхности (например, пола) при проведении технического обслуживания.

Блок 7 снабжен средствами для позиционирования его внутри корпуса 1, которые выполнены в виде двух пар одинаковых боковых опорных роликов 17, 18, 19 и 20. Образованы первая пара роликов (передний 17 и задний 18) и вторая пара роликов (передний 19 и задний 20), которые опираются (в рабочем положении выкатного блока 7), попарно на соответствующий каждой паре боковых опорных роликов 17 и 18 (19 и 20) горизонтально расположенный прямолинейный участок 102 полки направляющей 10 и горизонтально расположенный прямолинейный участок 112 полки направляющей 11, и двух боковых выравнивающих роликов 21 и 22 с вертикально расположенными осями 211 и 221.

Оси 171, 181, 191 и 201 боковых опорных роликов 17, 18, 19 и 20 параллельны осям 151 и 161 колес 15 и 16 и лежат в горизонтальной плоскости 23, расположенной, с одной стороны, на расстоянии h выше горизонтальной плоскости 24, в которой лежат оси 151 и 161, а, с другой стороны, ниже плоскости 25 нижней стороны каркаса 12. Задние боковые опорные ролики 18 и 20 расположены на минимально возможном расстоянии относительно плоскости задней стороны каркаса 12, предпочтительно, заподлицо с ней.

Каждый боковой выравнивающий ролик 21(22) размещен между соответствующей ему парой боковых опорных роликов 17 и 18 (19 и 20) и с обеспечением одинакового минимально допустимого зазора между каждым боковым выравнивающим роликом 21(22) и соответствующим ему задним боковым опорным роликом 18(20). Каждый боковой выравнивающий ролик 21(22) расположен напротив боковой планки 101(111) соответствующей ему направляющей 10(11). Расстояние L2 между осями 211 и 221 боковых выравнивающих роликов 21 и 22 более чем на величину их диаметра d1 меньше расстояния L1 между внутренними вертикальными поверхностями боковых планок 101 и 111.. В предпочтительном воплощении изобретения диаметр d1 боковых выравнивающих роликов 21(22) удовлетворяет условию:

где: z - параметр, имеющий значение от 1 до 4 миллиметров (предпочтительно, равный 2 мм), a d1, L1 и L2 имеют размерность [мм].

В предпочтительном воплощении (фиг. 7, 8) боковые опорные ролики 17, 18 и боковой выравнивающий ролик 21 размещены на поверхности держателя 14, обращенной к боковой стенке 5, а боковые опорные ролики 19, 20 и боковой выравнивающий ролик 22 размещены на поверхности держателя 141, обращенной к боковой стенке 6. В этом случае для закрепления как колес 15 и 16, так и для закрепления средств позиционирования выкатного блока 7 внутри корпуса 1 используются одни и те же держатели 14 и 141. Однако для закрепления средств позиционирования выкатного блока 7 внутри корпуса 1 могут быть использованы и дополнительные держатели, закрепленные на нижней стороне каркаса 12. Кроме того, держатели для колес 15 и 16 могут быть выполнены и другой, например, Г-образной формы.

Структура выкатного блока 7 (фиг. 4-6) далее в описании подробно не раскрывается, поскольку патентуемое изобретение касается только конструктивного выполнения корпуса 1 и средств для позиционирования выкатного блока 7 внутри корпуса 1. Выбор функциональных компонентов из числа известных из уровня техники осуществляется в каждом конкретном случае, исходя не только из конкретного назначения устройства для автоматизированной выдачи товара, но и от ожидаемых его технико-эксплуатационных параметров.

Каждая пара боковых направляющих роликов 8 и 9 размещена на внутренней поверхности боковых стенок 5 и 6 корпуса 1, напротив друг друга и с обеспечением возможности взаимодействия с боковым поперечным элементом каркаса 12. В предпочтительном воплощении верхняя пара боковых направляющих роликов 8 расположена напротив соответственно боковых поперечин 121 и 122, а нижняя пара роликов 9 - напротив соответственно боковых поперечин 123 и 124 каркаса 12.

При этом расстояние L3 между осями 81 верхней пары 8 и осями 91 нижней пары 9 боковых направляющих роликов более чем на величину их диаметра d2 больше расстояния L4 между боковыми поверхностями каждой пары боковых поперечин 121 и 122 (123 и 124), обращенными к боковым стенкам 5, 6.

В предпочтительном воплощении изобретения диаметр d2 боковых выравнивающих роликов 21 и 22 удовлетворяет соотношению:

где: z - параметр, имеющий значение от одного до четырех миллиметров (предпочтительно, равный двум мм), a d2, L3 и L4 имеют размерность [мм]. В других примерах (на фиг. не показанных) воплощения патентуемого изобретения каркас 12 может быть выполнен, по меньшей мере, с двумя дополнительными горизонтально расположенными боковыми поперечными элементами с обращенной к боковым стенкам 5 и 6 корпуса 1 плоскими поверхностями. При этом упомянутые дополнительные элементы расположены напротив соответствующей им пары (верхних 8 или нижних 9) боковых направляющих роликов, размещенных на боковых сторонах каркаса 12, и могут быть использованы также и для закрепления тех или иных функциональных компонентов устройства.

Нижний край каждого обращенного к передней стороне корпуса 1 и загнутого вниз под углом α концевого участка 103 и 113 соответственно направляющей 10 и 11 размещен (фиг. 2 и 3) на минимально возможном расстоянии относительно плоскости передней стороны корпуса 1, предпочтительно, заподлицо с передним торцом соответственно боковой стенки 5 и 6, и на уровне H1 относительно опорной поверхности регулируемых опор 2 в положении, соответствующем их максимальной высоте. Уровень H1 определяется выражением:

При том же положении регулируемых опор 2 горизонтально расположенный прямолинейный участок 102(112) каждой полки расположен на уровне Н2 относительно опорной поверхности опор 2, который определяется выражением:

где: h - расстояние между плоскостью 23 (фиг. 7), в которой лежат оси 171, 181, 191 и 201 боковых опорных роликов 17÷20 и плоскостью 24, в которой лежат оси 151 и 161 колес 15 и 16; R - радиус колес 15 и 16; r - радиус боковых опорных роликов 17-20; s - интервал изменения высоты регулируемых опор 2; t - величина гарантированного зазора между поверхностью колес 15, 16 и опорной поверхностью регулируемых опор 2 в положении, соответствующем их минимальной высоте.

Устройство для автоматизированной выдачи товара, как и прототип, содержит также средства для запирания (на чертежах не показаны), предназначенные как для фиксации передней панели 13 относительно корпуса 1, так и для предотвращения несанкционированного доступа к его функциональным компонентам. В некоторых воплощениях патентуемого изобретения на корпусе 1 может быть размещена также и размыкаемая вручную защелка (на чертежах не показана), которая предназначена для предотвращения самопроизвольного выкатывания блока 7 из корпуса 1 после перевода упомянутого замка в открытое положение.

В другом примере воплощения патентуемого изобретения (фиг. 9), устройство может состоять из N выкатных блоков 7, которые могут отличаться по составу функциональных компонентов. Корпус 1 выполнен с N одинаковыми перегородками 261, 262, …, 26N в виде плоских рам, например, из профилированного материала, делящими его полость на N+1 отсек: 271, 272, …, 27N+1. Перегородки 261÷26N параллельны боковым стенкам 5 и 6 корпуса 1, расположены последовательно в направлении перпендикулярном его боковым стенкам 5 и 6 и заподлицо с плоскостью, в которой лежат торцы верхней 3 и боковых 5 и 6 стенок корпуса 1, а выкатные блоки 7 (на чертежах они условно не показаны) размещены в соответствующем каждому из них отсеке 271÷27N+1.

На каждой стороне каждой перегородки 261÷26N размещены дополнительно введенные одинаковые верхний 8 и нижний 9 боковые направляющие ролики и соответствующие направляющие 10 или 11. Размещенные в каждом отсеке ролики 8, 9 размещены попарно напротив друг друга и на минимально возможном расстоянии относительно плоскости передней стороны корпуса 1, предпочтительно, заподлицо с передним торцом соответствующей каждому из них перегородки 261÷26N.

Размещенные в каждом отсеке направляющие 10 и 11 расположены на одном и том же уровне, при этом каждая дополнительная направляющая 10(11) выполнена аналогично направляющей 10(11), закрепленной на внутренней поверхности той боковой стенки 5(6), которая обращена в ту же сторону, что и сторона перегородки, на которой размещена соответствующая дополнительная направляющая.

Как показано на фиг. 9, дополнительные направляющие, расположенные с правой стороны перегородок 261, 262 и 26N, выполнены аналогично направляющей 11, закрепленной на обращенной в ту же сторону внутренней поверхности боковой стенки 6. Что касается дополнительных направляющих, расположенных с левой стороны перегородок 261, 262 и 26N, то они выполнены аналогично направляющей 10, закрепленной на обращенной в ту же сторону внутренней поверхности боковой стенки 5 корпуса.

Техническое обслуживание устройства для автоматизированной выдачи товаров осуществляется следующим образом.

В рабочем положении выкатной блок 7 размещен внутри корпуса 1, а передняя панель 13 расположена вплотную как к передней торцевой поверхности его верхней стенки 3, так и к передним торцевым поверхностям двух его боковых стенок 5 и 6. При этом передняя панель 13 удерживается в этом положении посредством замка (на чертежах не показан), который также препятствует несанкционированному доступу к функциональным компонентам выкатного блока 7.

Перед проведением технического обслуживания специалист сначала открывает замок. Далее специалист, одной рукой прикладывая удерживающее усилие к передней панели 13, а другой рукой, воздействуя на доступный снаружи размыкающий элемент защелки, например, выполненной как описано, например, в публикации WO 9729444 (А1), 14.08.1997 (Fig. 13), осуществляет разблокировку передней панели 13. После освобождения передней панели 13 от удерживающих ее средств, специалист осуществляет выкатывание блока 7 из корпуса 1, при этом передние боковые опорные ролики 17 и 19, расположенные сначала соответственно на горизонтально расположенном прямолинейном участке 102 и 112 полок направляющих 10 и 11 перекатываются на соответствующий каждому из них концевой участок 103 и 113, который загнут вниз под углом α, лежащем в диапазоне от 20° до 40°. Выбор нижней границы упомянутого диапазона для угла α обусловлен тем, что при α<20° неоправданно увеличивается длина концевых участков 103 и 113. Что касается выбора верхней границы упомянутого диапазона, то было установлено, что при углах α, не превышающих 40°, специалисты со средними физическими возможностями затрачивают усилия при осуществлении операций по закатыванию в корпус и выкатыванию блока 7 весом до ста килограммов, которые не создают дискомфорта.

При качении передних боковых опорных роликов 17 и 19 по соответствующему каждому из них концевому участку 103 и 113 имеет место плавное опускание передней части выкатного блока 7 вплоть до момента касания передними колесами 15 опорной поверхности пола. При выполнении указанного неравенства (3) обеспечивается контакт передних боковых опорных роликов 17 и 19 с поверхностью соответствующего каждому из них концевого участка 103 и 113 полок вплоть до момента касания передними колесами 15 опорной поверхности вне зависимости от предварительной установленной высоты регулируемых опор 2 в пределах интервала ее изменения. В результате специалисту необходимо при выдвигании блока 7 прикладывать к нему только удерживающее усилие, что позволяет облегчить и ускорить подготовительный этап процесса технического обслуживания.

При дальнейшем перемещении выкатного блока 7 имеет место, с одной стороны, качение передних колес 15 по опорной поверхности пола, а, с другой стороны, качение задних боковых опорных роликов 18 и 20 сначала по соответствующему каждому из них горизонтально расположенному прямолинейному участку 102 и 112 направляющих, а затем по соответствующему каждому из них концевому участку 103 и 113.

Аналогично тому, как было описано выше, при качении задних боковых опорных роликов 18 и 20 по соответствующему каждому из них концевому участку 103 и 113 имеет место плавное опускание задней части выкатного блока 7 вплоть до момента касания задними колесами 16 опорной поверхности. После выкатывания передних 15 и задних 16 колес на поверхность пола обеспечивается (как и в прототипе) удобный доступ к функциональным компонентам, размещенным на выкатном блоке 7. Отсутствие в патентуемом устройстве дверей обеспечивает минимизацию площади пола, необходимой для проведения технического обслуживания.

После проведения технического обслуживания осуществляется закатывание блока 7 обратно в корпус 1. Для этого сначала, опирающийся на колеса 15 и 16 выкатной блок 7, устанавливают относительно корпуса 1 таким образом, чтобы задние боковые опорные ролики 18 и 20 располагались напротив соответствующих каждому из них концевых участков 103 и 113. Затем выкатной блок 7 перемещают в направлении к корпусу 1 до контакта задних боковых опорных роликов 18 и 20 с поверхностью соответствующего каждому из них концевого участка 103 и 113.

Следует отметить, что при выполнении неравенства (3), вне зависимости от предварительной установленной высоты регулируемых опор 2 в пределах интервала s ее изменения, будет обеспечен не только контакт задних опорных роликов 18 и 20 с поверхностью соответствующего каждому из них концевого участка 103 и 113, но и расположение поверхности каждого концевого участка 103 и 113 по касательной к боковой поверхности соответствующего каждому из них бокового опорного ролика 18 и 20. Расположение концевых участков 103 и 113 направляющих 10 и 11 по касательной к рабочей поверхности соответственно бокового опорного ролика 18 и бокового опорного ролика 20 позволяет специалисту плавно осуществить подъем задней части выкатного блока 7 на уровень Н2, определяемый выражением (4) и соответствующий уровню расположения горизонтально расположенных прямолинейных участков 103(113) соответственно полки 102 и 112.

Что касается высоты упомянутого подъема, то она не превышает величины, которая равна сумме t+s (где: s - интервал изменения высоты регулируемых опор 2; t - величина гарантированного зазора между поверхностью колес 15, 16 и опорной поверхностью регулируемых опор 2 в положении, соответствующем их минимальной высоте), и, как правило, не превышает десяти миллиметров, а, следовательно, имеет тот порядок, что и в прототипе.

Размещение нижнего края каждого обращенного к передней стороне корпуса 1 и загнутого вниз под углом α концевого участка 103 и 113 на минимально возможном расстоянии относительно плоскости передней стороны корпуса 1 (предпочтительно, заподлицо с передним торцом соответственно боковой стенки 5 и 6), позволяет упростить проведение этой операции. Размещение каждой пары боковых направляющих роликов 8 и 9 на внутренней поверхности боковых стенок 5 и 6 напротив друг друга и на минимально возможном расстоянии относительно плоскости передней стороны корпуса 1, позволяет упростить на этом этапе процесс выравнивания выкатного блока 7 относительно боковых стенок 5 и 6. Кроме того, поскольку ширина передней панели 13, по существу, превышает ширину каркаса 12 на величину, равную удвоенной сумме диаметра боковых направляющих роликов 8 и 9 и толщины боковых стенок 5 и 6, то вследствие незначительности этой величины (30÷50 мм), передняя панель 13 не будет создавать дополнительных трудностей при проведении упомянутых операций.

Далее в процессе закатывания выкатного блока 7 в корпус 1 задние боковые опорные ролики 18 и 20 перемещаются по соответствующему каждому из них горизонтально расположенному прямолинейному участку 102 и 112, а передние колеса 15 перемещаются по опорной поверхности до момента контакта передних боковых опорных роликов 17 и 19 с поверхностью соответствующего каждому из них концевого участка 103 и 113. При этом в процессе закатывания выкатного блока 7 два верхних 8, два нижних 9 боковых направляющих ролика, а также два боковых выравнивающих ролика 21 и 22 обеспечивают позиционирование относительно боковых стенок 5 и 6 той части выкатного блока 7, которая уже находится внутри корпуса 1.

После касания передними боковыми опорными роликами 17 и 19 поверхности соответствующего каждому из них концевого участка 103 и 113 соответственно направляющей 10(11) (аналогично тому, как и в описанном выше процессе закатывания задних боковых опорных роликов 18 и 20) вручную осуществляется закатывание передних боковых опорных роликов 17 и 19 на соответствующий каждому из них горизонтально расположенный прямолинейный участок 102 и 112, имеющий длину достаточную для размещения на нем выдвижного блока 8. Следует отметить, что при выполнении зависимости (4) после закатывания блока 7 в корпус 1 колеса 15 и 16 будут располагаться относительно опорной поверхности с зазором, который не меньше t. При использовании в устройстве для автоматизированной выдачи товара упомянутой защелки, после закатывания блока 7 в корпус 1 осуществляется автоматическая фиксация передней панели 13 относительно корпуса 1, что позволяет специалисту перевести замок из открытого в закрытое положение, не опасаясь самопроизвольного съезда назад выкатного блока 7.

После перевода замка в закрытое положение устройство готово к работе, при этом размещенные на внутренней поверхности боковых стенок 5 и 6 две пары боковых направляющих роликов 8 и 9, а также два боковых выравнивающих ролика 21 и 22 обеспечивают позиционирование выкатного блока 7 относительно его боковых стенок 5 и 6 с существенно более высокой точностью, чем это имело место в прототипе. Точность позиционирования в патентуемом устройстве определяется величиной параметра z, используемого в зависимостях (1) и (2), задаваемого на этапе подготовки рабочих чертежей и имеющего величину от одного до четырех миллиметров (предпочтительно два мм).

Что касается выполнения направляющих 10 и 11 с двумя (верхней и нижней) полками, то это обеспечивает (в отличие от прототипа) возможность транспортировки устройства в собранном виде, поскольку расположение переднего 17 и заднего 18 роликов между нижней и верхней полками направляющей 10, а переднего 19 и заднего 20 роликов между нижней и верхней полками направляющей 11 предотвращает возможность перемещения выкатного блока 7 в вертикальном направлении при транспортировке устройства. Кроме того, упомянутое выполнение направляющих 10 и 11 с двумя полками предотвращает опрокидывание выкатного блока 7 в случае, когда обслуживающим персоналом будут допущены ошибки при выкатывании блока 7 из корпуса 1.

В случае выполнения комплекса автоматизированной выдачи товаров с несколькими выкатными блоками 7 техническое обслуживание каждого выкатного блока 7 осуществляется аналогично тому, как описано выше, при этом использование выкатных блоков 7 с передними панелями 13 позволяет производить техническое обслуживание каждого выкатного блока 7 в отдельности, не нарушая работу рядом находящихся в корпусе 1 выкатных блоков 7.

Промышленная применимость патентуемого изобретения подтверждается возможностью изготовления его на существующих машиностроительных предприятиях с использованием известных материалов и известных из уровня техники средств.

1. Устройство для автоматизированной выдачи товаров, содержащее корпус, включающий верхнюю, заднюю и две оппозитно расположенные боковые стенки, выкатной блок, содержащий смонтированный на колесах каркас с боковыми сторонами, образованными, по меньшей мере, двумя горизонтально расположенными боковыми поперечными элементами, размещенный внутри корпуса с возможностью перемещения его в горизонтальной плоскости и в направлении, перпендикулярном задней стенке корпуса, средства позиционирования выкатного блока внутри корпуса и функциональные компоненты,

отличающееся тем, что содержит переднюю панель, которая закреплена на каркасе и закрывает переднее отверстие в упомянутом корпусе, который снабжен регулируемыми опорами;

одна часть функциональных компонентов, образующих интерфейс пользователя, размещена на передней панели, а остальные - на каркасе, который смонтирован на колесах, расположенных со стороны его нижней части, причем размещенные на корпусе средства для позиционирования выкатного блока выполнены в виде одинаковых двух верхних и двух нижних боковых направляющих роликов с вертикально расположенными осями, а также двух направляющих, закрепленных на одном уровне на внутренней поверхности соответствующей каждой направляющей боковой стенке корпуса, при этом

каждая направляющая включает выполненные за одно целое боковую планку и полку, имеющую горизонтально расположенный прямолинейный участок и концевой участок, загнутый вниз под углом α, лежащим в диапазоне от 20 до 40 градусов, и обращенный к передней стороне каркаса, причем

каждая боковая планка расположена вертикально и закреплена на соответствующей ей боковой стенке корпуса, а нижний край каждой боковой планки сопряжен под прямым углом с прямолинейным участком соответствующей ей полки; каждая пара боковых направляющих роликов размещена на внутренней поверхности боковых стенок корпуса и напротив друг друга, при этом боковые направляющие ролики расположены с возможностью взаимодействия с поверхностью бокового поперечного элемента упомянутого каркаса,

а размещенные на выкатном блоке средства для позиционирования выполнены в виде двух пар одинаковых боковых опорных роликов, которые опираются попарно на горизонтально расположенный прямолинейный участок полки, соответствующей каждой паре боковых опорных роликов направляющей, и двух боковых выравнивающих роликов с вертикально расположенными осями, при этом

оси боковых опорных роликов параллельны осям колес и лежат в горизонтальной плоскости, расположенной, с одной стороны, выше горизонтальной плоскости, в которой лежат оси колес, а, с другой стороны - ниже плоскости нижней стороны каркаса;

задние боковые опорные ролики расположены на минимально возможном расстоянии относительно плоскости задней стороны каркаса, а каждый боковой выравнивающий ролик размещен между соответствующей ему парой боковых опорных роликов и с обеспечением одинакового минимально допустимого зазора между ним и соответствующим ему задним боковым опорным роликом, при этом

каждый боковой выравнивающий ролик расположен напротив боковой планки соответствующей ему направляющей, а расстояние между осями боковых выравнивающих роликов более чем на величину их диаметра меньше расстояния между вертикальными поверхностями боковых планок направляющих, нижний край каждого обращенного к передней стороне каркаса и загнутого вниз под углом α концевого участка полки каждой направляющей размещен или заподлицо с передним торцом соответствующей боковой стенки, или на минимально возможном расстоянии относительно плоскости передней стороны каркаса и на уровне H1 относительно опорной поверхности регулируемых опор в положении, соответствующем их максимальной высоте, а при том же положении регулируемых опор горизонтально расположенный прямолинейный участок упомянутых полок расположен на уровне Н2 относительно опорной поверхности опор, при этом H1 и Н2 определяются из следующих выражений:

H1≤h+R-(r⋅cosα); H2=h+R+t+s-r,

где: h - расстояние между плоскостью, в которой лежат оси боковых опорных роликов и плоскостью, в которой лежат оси колес;

R - радиус колес;

r - радиус боковых опорных роликов;

α - угол загиба вниз концевого участка полки направляющей;

s - диапазон изменения высоты регулируемых опор;

t - величина гарантированного зазора между поверхностью колес и опорной поверхностью регулируемых опор в положении, соответствующем их минимальной высоте.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что каждая направляющая дополнительно содержит вторую полку, выполненную за одно целое с соответствующей ей боковой планкой и нижней полкой, и имеющую сопряженный с верхним краем соответствующей ей боковой планки горизонтально расположенный прямолинейный участок, а также загнутый вверх концевой участок, обращенный к передней стороне каркаса.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит N выкатных блоков, при этом корпус выполнен с N одинаковыми перегородками в виде плоских рам, делящими его полость на N+1 отсек, причем перегородки параллельны боковым стенкам корпуса, расположены последовательно в направлении перпендикулярном его боковым стенкам и заподлицо с плоскостью, в которой лежат торцы его верхней и боковых стенок, а выкатные блоки размещены в соответствующем каждому из них отсеке, размещенные же в каждом отсеке направляющие расположены на одном и том же уровне, при этом каждая дополнительная направляющая выполнена точно также, как и направляющая, закрепленная на внутренней поверхности той боковой стенки корпуса, которая обращена в ту же сторону, что и сторона перегородки, на которой размещена соответствующая дополнительная направляющая.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к торговым автоматам и может быть использовано при производстве торговых автоматов. Способ производства корпуса-резервуара для автомата по продаже воды отличается тем, что внутри заранее изготовленного цилиндрического вертикального резервуара путем ротационной формовки из пищевого полимера вставляется под технологическим отверстием, вырезанным выше нижней четвертой высоты боковой стенки цилиндрического вертикального резервуара, перегородка из пищевого материала с встроенной крышкой, тем самым разделившая резервуар на емкость для воды в нижней части цилиндрического вертикального резервуара и верхний отсек для размещения узлов управления и водоподготовки в верхней части, а в технологическое отверстие устанавливается модуль розлива с возможностью открывания и запорным устройством, выполненный в виде ниши под установку бутылки, имеющий в верхней части отверстие под водовод, также в корпусе и модуле розлива могут вырезаться отверстия под органы управления, а нижняя часть цилиндрического вертикального резервуара является одновременно частью корпуса автомата по продаже воды, емкостью для воды и несущей конструкцией.

Изобретение относится к торговым автоматам. Технический результат - упрощение технического обслуживания компонентов торгового автомата.

Изобретение относится к устройствам для приготовления горячих или теплых порций пищевых продуктов путем отрезания от большего по величине куска пищевого продукта, поддерживаемого в горячем или теплом состоянии.

Изобретение относится к системе хранения упакованных табачных изделий. .
Наверх