Приработочное масло

Изобретение относится к области производства смазочных масел и может быть использовано при выполнении технологической операции обкатки отремонтированных двигателей в условиях сельскохозяйственных предприятий, эксплуатирующих и ремонтирующих двигатели внутреннего сгорания, а также прочих предприятий ремонтно-технического назначения. Приработочное масло содержит глубокоочищенное осветленное отработанное моторное масло, олеиновую кислоту, графеновую смесь, обработанную ультразвуком, карбамид, растворенный в гидроксиде аммония, взятые в следующем соотношении компонентов, масс. %: олеиновая кислота 0,1-0,5, карбамид в гидроксиде аммония 0,1-0,3, графеновая смесь 0,1-0,3, глубокоочищенное осветленное отработанное моторное масло 99,7-98,9. Использование предлагаемого приработочного масла позволит повысить эффективность приработки отремонтированных двигателей, продлить срок службы масла и снизить затраты на эксплуатацию отремонтированной техники. 3 табл.

 

Изобретение относится к области производства смазочных масел и может быть использовано при выполнении технологической операции обкатки отремонтированных двигателей в условиях сельскохозяйственных предприятий, эксплуатирующих и ремонтирующих двигатели внутреннего сгорания, а также прочих предприятий ремонтно-технического назначения.

В ремонтно-технических предприятиях, при проведении ремонта вышедших из строя двигателей производят в основном расточку и шлифовку шеек коленчатых валов и распределительных валов газораспределительного механизма.

Использование известных приработочных масел в процессе обкатки отремонтированных двигателей не всегда позволяет получить положительные результаты и обеспечить надежную работу двигателя в послеремонтный период эксплуатации. Использование приработочных масел с различного рода присадками, наполнителями, мелкоабразивными материалами, модификаторами трения способствуют снижению износа, выравниванию поверхностей. Однако, если ремонту, восстановлению подвергаются только поверхности коленчатого вала и гильз цилиндров, а поршни, кольца и вкладыши устанавливаются новые, то возникают ситуации, когда присадки, добавки отрицательно влияют на поверхности трения, вызывая либо образование пленок, либо образование следов износа. Необходим баланс между эффективностью и качеством сглаживания микротрещин, микровыступов на поверхностях трения шеек валов, образующихся в результате станочной обработки и щадящим режимом воздействия на новые детали, например вкладыши.

Известно приработочное масло на минеральной основе (см. авторское свидетельство СССР №1803419, МПК С10М 141/02 от 16.07.90), содержащее сверхтонкий порошкообразный наполнитель Cu-Zn, олеиновую кислоту и октадециламин, взятых в следующих соотношениях, масс. %:

Порошкообразный наполнитель 0,1-0,9
Олеиновая кислота 0,07-0,63
Октадециламин 0,5-4,5
Минеральное масло до 100

Недостаток данного приработочного масла - низкие противоизносные свойства.

Использование сверхтонкого порошкового наполнителя сопряжено со способностью частиц наполнителя группироваться на поверхностях трения с образованием неравномерного слоя. В качестве масляной основы используют минеральное масло до 100%, что увеличивает себестоимость получения приработочного масла.

Наиболее близким к заявленному является приработочное масло (см. патент RU №2614857, МПК С10М 125/04, C10N 30/06. Опубликовано 29.03.2017. Бюл. №10, авторы Остриков В.В., Афанасьев Д.И. и др.), содержащее в качестве масляной основы глубокоочищенное минеральное моторное масло при следующем соотношении компонентов, масс. %.:

Олеиновая кислота 1-4
Карбамид 0,5-1,5
Молибденсодержащая присадка 2-4
Графены 0,05-0,15
Глубокоочищенное отработанное
минеральное моторное масло 96,45-90,35

Данное масло обладает удовлетворительными противоизносными и антифрикционными характеристиками, однако, при использовании в двигателях, подвергшихся частичному восстановлению (замена поршневой группы, вкладышей на новые и восстановление только изношенных поверхностей шеек коленчатого вала), на поверхности гильз цилиндров и вкладышей образуются либо следы износа от действия включений карбамида в процессе холодной обкатки, либо следы износа от действия молибденсодержащей присадки, способной группироваться в масле от нанодисперсного до ультрадисперсного состояния. Высокое содержание олеиновой кислоты 1-4 масс. % в составе масла способно вызвать чрезмерное размягчение поверхности трения, также приводящее к изменению структуры металла вкладышей и износу. Использование в составе приработочного масла в качестве основы глубокоочищенного минерального моторного масла из-за присутствия в ней остаточных элементов асфальтенов, карбенов, карбоидов приводит к снижению срока службы масла. Используемые в составе графены, при их смешивании с глубокоочищенным отработанным минеральным моторным маслом, способны в течение непродолжительного времени после приготовления состава выпадать в осадок, что ограничивает эффективность работы состава приработочного масла.

Задача предлагаемого изобретения - повышение эффективности приработки поверхностей трения и эксплуатационных свойств приработочного масла.

Поставленная техническая задача достигается тем, что в известном приработочном масле, содержащем масляную основу, олеиновую кислоту, графены, карбамид, согласно изобретению, в качестве масляной основы используют глубокоочищенное осветленное отработанное моторное масло, графены используют в смеси с глубокоочищенным осветленным отработанным моторным маслом, обработанные ультразвуком, карбамид используют растворенным в гидроксиде аммония, взятыми в следующем соотношении компонентов, масс. %:

Олеиновая кислота 0,1-0,5
Карбамид в гидроксиде аммония 0,1-0,3
Графеновая смесь 0,1-0,3
Глубокоочищенное осветленное отработанное
моторное масло 99,7-98,9

Карбамид, растворенный в гидроксиде аммония, в масле под действием высоких температур образует игловидные структуры размером 0,1-0,5 мкм, которые выполняют функции мягкой шлифовки поверхностей трения при проведении холодной обкатки двигателя с последующим переходом в жидкое состояние при проведении горячей обкатки, повышая тем самым смазывающие свойства масла. Использование гидроксида аммония способствует повышению эффективности растворения карбамида во время обкатки двигателя.

Графеновая смесь, добавляемая в приработочное масло, улучшает теплопроводность масла и участвует в процессе заполнения микровпадин на поверхностях трения. При этом конгломерация частиц после смешивания графенов с маслом и обработки раствора ультразвуком практически исключается. Глубокоочищенное осветленное отработанное моторное масло очищается по способу, представленному в патенте RU №2614244, МПК С10М 175/02 опубл. 24.03.2017. Бюл. №9, авторы Остриков В.В. и др. Очищенное осветленное данным способом отработанное моторное масло не содержит смол, асфальтенов, продуктов окисления, имеет более низкое кислотное число по сравнению с прототипом.

Состав приработочного масла готовят следующим образом. Карбамид в концентрации 0,1-0,5% от массы очищенного отработанного масла растворяют в гидроксиде аммония 0,25-0,5% от массы карбамида при температуре 20-25°С.

На следующем этапе готовится графеновая смесь. Графены 0,1-0,3 масс. % помещаются в небольшой объем 0,1-0,2 масс. % глубокоочищенного осветленного отработанного моторного масла. Смесь перемешивается механической мешалкой в отдельной емкости. Данная емкость помещается в шкаф ультразвуковой мельницы. На панели ультразвуковой мельницы устанавливалась частота излучения ультразвуком - 22 кГц и мощность излучения - 1 кВт. При данных параметрах проводилась обработка смеси в течении 30-40 минут.

Глубокоочищенное осветленное отработанное моторное масло нагревают до температуры 80°С, после чего в него вносят олеиновую кислоту в концентрации 0,1-0,5 масс. %, графеновую смесь в количестве 0,1-0,3 масс. %. Смесь нагревают до 100°С и перемешивают в течение 5-10 мин. После перемешивания в масло вносят карбамид, растворенный в гидроксиде аммония в количестве 0,1-0,3 масс. %. Полученную общую смесь всех компонентов приработочного масла нагревают до температуры 105-110°С и перемешивают 15…20 мин.

Сравнительную оценку противоизносных свойств приработочных масел проводили на основании анализа изменения диаметра пятна износа на четырехшариковой машине трения КТ-2. Испытания проводили в течение 3 часов при температуре 70°С и 150°С масла и нагрузке 70 Н между шариками. Для сравнения рассматривалось масло, приготовленное в соответствии прототипом.

В таблице 1 представлены результаты исследований по оценке противоизносных свойств масел.

Выбор температурного режима обусловлен необходимостью моделирования процесса обкатки и приближения к реальным процессам, происходящим при холодной и горячей обкатке двигателя внутреннего сгорания.

Эксплуатационные испытания масел проводили на отремонтированных двигателях Д-240 в условиях стендовой обкатки согласно режимам, установленным техническими требованиями для данной марки дизельного двигателя.

В таблице 2 представлены результаты стендовых испытаний приработчных масел в двигателях Д-240.

В результате испытаний установлено, что в двигателе, работающем на предлагаемом составе масла компрессия в цилиндрах после завершения обкатки составляла 25,8 атм., что более чем на 10% выше чем в двигателе, проходившем обкатку на приработочном масле в соответствии с прототипом (таблица 2).

Расход топлива у двигателя после 3 часов обкатки на предлагаемом составе приработочного масла составлял 14,2 кг/час, у двигателя, прошедшего обкатку на приработочном масле по прототипу 16,9 кг/час.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что основные эксплуатационные характеристики у двигателя, прошедшего обкатку на предлагаемом составе приработочного масла выше по сравнению с прототипом.

С целью получения дополнительных сведений об эксплуатационных свойствах приработочных масел проводился отбор проб масел из картера двигателя для определения механических примесей, вязкости кинематической, кислотного числа масла и содержания нерастворимого осадка.

В таблице 3 представлены результаты оценки изменения физико - химических характеристик масел до и после проведения стендовых испытаний на приработочном масле по прототипу и по предлагаемому варианту.

Анализируя изменение физико - химических характеристик масел (таблица 3) установлено, что в масле по прототипу кислотное число увеличилось с 4,1 мг КОН/г до 4,8 мг КОН/г, в то время как в предлагаемом приработочном масле это значение после обкатки составляет 2,2 мг КОН/г.Содержание нерастворимого осадка в масле прототипа увеличилось практически в 3 раза, в предлагаемом составе масла - в 2 раза. Данные показатели характеризуют процесс «старения» масла, его срок службы, эффективность обкатки.

Содержание механических примесей в масле прототипа с учетом входящей в состав масла молибденсодержащей присадки увеличилось с 1,1% до 2,1%. В предлагаемом составе этот показатель значительно ниже.

Использование предлагаемого приработочного масла позволит повысить эффективность приработки отремонтированных двигателей, продлить срок службы масла и снизить затраты на эксплуатацию отремонтированной техники.

Приработочное масло, содержащее масляную основу, олеиновую кислоту, графены, карбамид, отличающееся тем, что в качестве масляной основы используют глубокоочищенное осветленное отработанное моторное масло, графены используют в смеси с глубокоочищенным осветленным отработанным моторным маслом, обработанные ультразвуком, карбамид используют растворенным в гидроксиде аммония, взятые в следующем соотношении компонентов, масс. %:

Олеиновая кислота 0,1-0,5
Карбамид в гидроксиде аммония 0,1-0,3
Графеновая смесь 0,1-0,3
Глубокоочищенное осветленное отработанное
моторное масло 99,7-98,9



 

Похожие патенты:

Предлагаемое изобретение относится к жидким смазочным составам на кремнийорганической основе, в частности к смесевым смазочным маслам на олигометилоктил- или олигоэтилоктилсилоксановой основе в сочетании с нефтяным маслом и/или сложным органическим эфиром, которые находят применение в различных отраслях промышленности для обеспечения работы узлов трения в расширенном интервале температур и как основа пластичных смазок.

Настоящее изобретение относится к смазочному материалу для облегчения процесса механообработки, содержащий: высокомолекулярное соединение (A), имеющее средневесовую молекулярную массу 5 × 104 или выше и 1 × 106 или ниже; среднемолекулярное соединение (В), имеющее средневесовую молекулярную массу 1 × 103 или выше и ниже чем 5 × 104; и углерод (C), имеющий средний размер частиц 100 мкм или больше, и формой углерода (C) является форма чешуек.

В настоящем изобретении описано применение салицилата кальция в смазочной композиции, содержащей базовое масло и литиевую и/или кальциевую соль жирной кислоты и показывающей улучшенную стабильность качения, причем стабильность качения измеряют согласно ASTM D 1831.

Изобретение относится к пластичным смазкам для тяжелонагруженных узлов трения и может быть использовано как при производстве пластичных смазок на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности, так и в условиях сельскохозяйственных предприятий, эксплуатирующих технику.

Изобретение относится к органическому синтезу и касается способа получения основы огнестойкого триарилфосфатного масла. Способ осуществляют путем смешивания трифенилфосфата с пара-трет-бутилфенолом в мольном отношении 1 : (0,45-0,55) и катализатором карбонатом калия.

Изобретение относится к составу пластичных смазок, предназначенных для применения в тяжелонагруженных узлах трения качения и скольжения в широком диапазоне нагрузок и скоростей, в интервале температур от минус 60 до плюс 250°С промышленного оборудования, современных транспортных средств, промышленного, строительного и судового оборудования.

Изобретение относится к металлообрабатывающей промышленности, а именно к смазке для механической обработки металлов сверлением нержавеющей стали и прочих труднообрабатываемых металлов и сплавов различной толщины.

Изобретение относится к области машиностроения и производства смазочных материалов, композиция может быть использована для введения в моторные, трансмиссионные, индустриальные масла и пластичные смазки.

Изобретение относится к присадке к смазочному маслу, содержащей органическое соединение молибдена, представленное общей формулой (1) ниже: где R1 обозначает алкильную группу с прямой или разветвленной цепью, представленную общей формулой CnH2n+1 (n является целым числом от 4 до 12), или циклогексильную группу, R2 означает метальную группу или этильную группу и R1 и R2 являются различными; и к композиции смазочного масла в качестве модификатора трения.

Изобретение относится к твердому антифрикционному элементу для смазывания гребней колесных пар локомотивов, который позволит обеспечить оптимальные антифрикционные и ресурсные характеристики смазочного слоя в контакте гребня колеса с рельсом за счет изменения физических характеристик смазочной композиции твердого антифрикционного элемента путем оптимизации ее состава.

Изобретение относится к смазочным композициям и может быть использовано в области машиностроения при смазке узлов трения машин и механизмов, в частности двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к смазочным композициям и может быть использовано в области машиностроения при смазке узлов трения машин и механизмов, в частности двигателей внутреннего сгорания.Техническим результатом является повышение антифрикционных и нагрузочных характеристик смазочных композиций на основе минеральных, синтетических или полусинтетических моторных масел.Технический результат достигается тем, что композиция на основе минерального, синтетического или полусинтетического моторного масла с добавкой алкилового (С6-С12) эфира молочной кислоты (алкиллактат), соединения молибдена - комплекса диоксимолибдена(VI) с бензоилгидразоном 2-гидроски-1-нафтальдегида /комплекс молибдена/ и органических соединений, в качестве органических соединений содержит синтетическое масло на основе эфира пентаэритрита и жирных (С6-С10) кислот (эфира-2), например Б-3В (синтетическое масло), и дополнительно полиэтилсилокеан, а также 2-гидроксинафтилдодецилимин.При этом компоненты добавки взяты в соотношении, мас.

Изобретение относится к области производства смазочных масел и может быть использовано при выполнении технологической операции обкатки новых или отремонтированных двигателей и применимо в условиях автотранспортных и сельскохозяйственных предприятий, эксплуатирующих и ремонтирующих двигатели внутреннего сгорания, а также прочих предприятий ремонтно-технического назначения.

Настоящее изобретение относится к моторному маслу, включающему в качестве основы минеральное масло, многофункциональный пакет присадок, содержащий смесь высокощелочных сульфонатов, высокощелочных фенолятов, салицилатов, дитиофосфатов, композицию синтетическую базовую КСБ-1, представляющую собой смесь сложных эфиров триметилолпропана и карбоновых кислот С7-С9 и полиметилсилоксановую жидкость ПМС-200А при следующем соотношении компонентов, мас.%: вышеуказанный пакет присадок 8,9-9,3; вышеуказанная синтетическая базовая композиция КСБ-1 1,5-3,0; полиметилсилоксановая жидкость ПМС-200А 0,003-0,005; минеральное масло остальное.

Изобретение относится к консервационному маслу, которое содержит, % мас.: 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол - 0,8-1,0; сукцинированный низкомолекулярный полимер, аминированный алкенилянтарным ангидридом - 3,0-3,2; окисленный петролатум с числом окисления 50-60 мг КОН/г - 2,4-2,5; высокомолекулярный полиизобутилен с молекулярной массой 18-20·104 - 0,3-0,4; продукт конденсации олеиновой кислоты с диаминами и борной кислотой, модифицированный натрием, - 5,0-6,0; смесь нефтяных масел, имеющая кинематическую вязкость при 100°C 15,5-21,0 сСт и температуру застывания не выше минус 25°C, - остальное до 100.
Изобретение относится к противотурбулентной присадке, содержащей высокомолекулярный полиизобутилен, при этом он представляет собой раствор высокомолекулярного полиизобутилена в смеси органических растворителей, с добавкой индустриального масла и 1,2-эпоксипропана, при следующем соотношении компонентов, масс.%: высокомолекулярный полиизобутилен 2,0-7,0; нефрас 15-30; уайт-спирит 45-62,5; индустриальное масло 15-20; 1,2-эпоксипропан 0,25-0,75.

Настоящее изобретение относится к консервационному составу, содержащему, масс.% 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол - 0,8-1,0; сукцинированный низкомолекулярный полимер, аминированный алкенилянтарным ангидридом - 3,0-3,2; герметизирующая жидкость - 4,5-5,5; высокомолекулярный полиизобутилен с молекулярной массой 18-20·104 - 0,3-0,4; продукт конденсации олеиновой кислоты с диаминами и борной кислотой, модифицированный натрием - 5,0-6,0; смесь нефтяных масел, имеющая кинематическую вязкость при 100°C 15,5-21,0 сСт и температуру застывания не выше минус 25°C - до 100.

Настоящее изобретение относится к высокотемпературной смазочной композиции, содержащей присадку в виде ультрадисперсного порошка углекислого кальция с размером частиц не более 0,1 мкм, олеиновую кислоту и базовую основу, при этом размер частиц углекислого кальция не превышает 0,1 мкм, соотношение компонентов в высокотемпературной смазочной композиции, мас.%: Ультрадисперсный порошок углекислого кальция   с размером частиц не более 0,1 мкм 7,0÷10,0 Олеиновая кислота 1,0÷2,0 Базовая основа Остальное Техническим результатом настоящего изобретения является повышение антифрикционных свойств смазочной композиции и возможность использования в интервалах высоких температур (130-400°C).
Настоящее изобретение относится к смазке для механической обработки металлов, содержащей касторовое масло в количестве 40-60 мас.%, олеиновую кислоту в количестве 10-30 мас.%, стеариновую кислоту в количестве 17-25 мас.% и серу мелкого помола в количестве 5-7 мас.%.
Настоящее изобретение относится к смазочно-охлаждающей жидкости для шлифования плазменных покрытий на никелевой основе, содержащей эмульсол «ЭПМ-1ш» и воду, отличающейся тем, что смазочно-охлаждающая жидкость дополнительно содержит присадку ML - RM 20 и присадку ML - 5331 при следующем соотношении компонентов, мас.%: Эмульсол «ЭПМ-1ш» 2,0-3,2 Присадка ML - RM 20 0,45-0,65 Присадка ML - 5331 0,05-0,08 Вода остальное Техническим результатом настоящего изобретения является достижение высокой производительности обработки и высокой стойкости абразивного инструмента, а также получение удовлетворительной шероховатости обрабатываемой поверхности.

Настоящее изобретение относится к антифрикционной присадке к смазочным материалам, содержащей пропиленгликоль, олеиновую кислоту или касторовое масло, пальмитат меди, олово двухлористое, стеарат меди, диоксид кремния аморфный и терморасширенный графит при следующих соотношениях компонентов, мас.%: олово двухлористое 17,0-19,5; пальмитат меди 5,0-8,0; стеарат меди 5,0-8,0; графит терморасширенный 3,0-5,0; диоксид кремния аморфный 0,5-1,0; олеиновая кислота или касторовое масло 24,0-27,0; пропиленгликоль - остальное, до 100.

Изобретение относится к области производства смазочных масел и может быть использовано при выполнении технологической операции обкатки отремонтированных двигателей в условиях сельскохозяйственных предприятий, эксплуатирующих и ремонтирующих двигатели внутреннего сгорания, а также прочих предприятий ремонтно-технического назначения. Приработочное масло содержит глубокоочищенное осветленное отработанное моторное масло, олеиновую кислоту, графеновую смесь, обработанную ультразвуком, карбамид, растворенный в гидроксиде аммония, взятые в следующем соотношении компонентов, масс. : олеиновая кислота 0,1-0,5, карбамид в гидроксиде аммония 0,1-0,3, графеновая смесь 0,1-0,3, глубокоочищенное осветленное отработанное моторное масло 99,7-98,9. Использование предлагаемого приработочного масла позволит повысить эффективность приработки отремонтированных двигателей, продлить срок службы масла и снизить затраты на эксплуатацию отремонтированной техники. 3 табл.

Наверх