Фрикционно-полимерный амортизатор удара

Устройство относится к области гасителей удара железнодорожного подвижного состава. Фрикционно-полимерный амортизатор содержит корпус, нажимной конус, фрикционные клинья и комплект упругих элементов. Фрикционные клинья оборудованы износостойкими накладками. Опорная плита контактирует с комплектом упругих элементов. Комплект упругих элементов состоит из пяти одинаковых элементов, разделенных между собой пластинами и центральными трубными вставками. Упругие элементы выполнены из материала типа «Durel». Достигается повышение силовых характеристик фрикционно-полимерного аппарата. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится преимущественно к железнодорожному транспорту; в частности, к поглощающим аппаратам автосцепки.

Из существующего уровня техники известен пружинно-фрикционный амортизатор (А.С. СССР №906762, B61G 9/04, 1980), содержащий корпус, в котором размещены нажимной конус, фрикционные клинья, расположенные в контакте с поджатой пружинами опорой; пружинный комплект, подвижные фрикционные пластины и неподвижные фрикционные пластины с разгружающими выступами, между которыми закреплены металлокерамические износоустойчивые элементы.

Недостатком этого амортизатора в 2000-х годах стала недостаточной его энергоемкость для аппаратов широкого класса вагонов класса Т1 из-за использования ограниченного пружинного комплекта.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному изобретению является фрикционно - полимерный амортизатор (патент RU №2128301 С1, 27.03.1999), обозначенный в технических документах - ПМКП-110, содержащий корпус в виде стакана, в котором размещены нажимной усеченный конус, фрикционные клинья с опорной плитой, подвижные и неподвижные пластины с износоустойчивыми металлокерамическими элементами, а вместо пружин используется подпорное устройство в виде пакета упругих элементов из полимера (термоэластопласта), разделенных между собой пластинками. Пакет полимерных элементов расположен совместно с опорной плитой и клиньями между нажимным конусом и днищем корпуса и стянут болтом через имеющиеся в элементах центральные отверстия. Эта конструкция широко распространилась на вагоностроительных заводах.

Развитие подвижного состава железнодорожного транспорта потребовало дальнейшего повышения энергоемкости поглощающих аппаратов при ограниченных затратах. Так, ГОСТ 32915-2014, требует аппаратов Т1 должны иметь номинальную энергоемкость при силе 2 МН не менее 70 кДж, а максимальную энергоемкость 3 МН - не менее 90 кДж.

Целью данного изобретения является создание поглощающего аппарата, обладающего повышенными силовыми характеристиками, высокими показателями энергоемкости и надежности, а также выдерживающего испытания при нормативных температурах по пп. А1-A3 ГОСТ 32913-2014.

Указанная цель достигается во фрикционно-полимерном амортизаторе удара, в котором используется более мощный полимерный комплект, энергоемкость и максимальная сила сжатия которого существенно возросла. Этим достигается поглощающий аппарат класса Т2 с ходом 120 мм, который может использоваться на более широких типах вагонов и цистерн.

В таком поглощающем аппарате размещены нажимной конус и клинья с новыми параметрами, опорной плитой с вырезами, что позволило на торце конуса установить выступы, которые удерживают зацепы нажимного конуса после сборки аппарата; исключить цилиндрический выступ на дне корпуса, а центрирующий стержень используется без резьбы и гайки.

В этом изобретении самым важным является полимерный комплект из 5 одинаковых элементов материала типа «Durel» диаметром 145 мм и толщиной -97 мм. Между элементами используются круглые пластинки.

Рассмотрим два решения в связи с полимерным элементом.

1. Центрирующий стержень диаметра 30 мм и отверстие в полимерном элементе такого же диаметра. (Фиг. 1).

Рассмотрим элемент в трех состояниях (I - III): I - это элемент без нагрузок, II - элемент находится в собранном аппарате; III - элемент находится после выполнения хода аппарата, в данном случае х=120 мм. В этих состояниях фиксировались три различия формы элемента: в состоянии I - 1, при II - 2, III - 3.

Отсюда следующие выводы по третьему состоянию:

а) полимерный элемент 3 увеличился до диаметра 188 мм, от этого будет мешать остальным деталям аппарата;

б) связь полимерного элемента с центрирующим стержнем по мере сжатия уменьшается; после третьего состояния кривая 3 приближается к аварийному.

2. Предлагая центрирующий стержень тоже диаметра 30 мм, но отверстие в полимерном элементе увеличилось до диаметра 60 мм. Для этого, чтобы оси стержня и оси полимерного элемента совместились точно, к круглым пластинкам были присоединены центральные трубные вставки, у которых диаметры внутренние - 30 мм, а наружные - 60 мм. Этим исключено касание полимерных элементов с центрирующим стержнем. Сам комплект элементов передвигается с высокой точностью по оси стержня (Фиг. 2). Используя обозначения предыдущие, показаны на двух состояниях I, III. В этих состояниях показываются формы, и, наконец, связывали элемента с центрирующем стержнем.

Отсюда следующие выводы по этому полимерному элементу по третьему состоянию:

а) полимерный элемент 3 достиг диаметра 170 мм, что близко к круглой пластинке и не мешает остальным деталям аппарата;

б) полимерный элемент по мере сжатия сближается к центрирующему стержню, но контакта нет; состояние его вполне удовлетворительное.

Сам комплект элементов должен передвигаться с высокой точностью по линии стержня; это тоже повысило его устойчивость, а также и прочность, и выносливость.

Сравнение заявления изобретения с прототипом позволило установить ряд характерных отличительных признаков. Следовательно, данное техническое решение соответствует критерию «новизна».

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен общий вид фрикционно-полимерного амортизатора удара в двух проекциях (Фиг. 3).

Фрикционно-полимерный амортизатор удара содержит полый четырехгранный корпус 1, в котором расположены подвижные фрикционные пластины 2, нажимной конус 3 с зацепом 4, фрикционные клинья 5, контактирующие с опорной плитой 6 и неподвижными 7 с износоустойчивыми металлокерамическими элементами 8. Опорная плита 6 опирается на комплект полимерных элементов 9, разделенных между собой пластинками 10 и центральными трубными вставками 12, сквозь комплект полимеров центральным стержнем 11, головка которого 14 опирается на днище корпуса и установлена специальная шайба 14, чтобы полимерный элемент не имел контакт со стержнем.

При сборке аппарата зацеп нажимного конуса удерживается выступом 13 на торце корпуса 1.

Фрикционный амортизатор работает следующим образом. Под действием сжимающей внешней нагрузки и подпорного усилия со стороны упругого комплекта 9 фрикционные клинья 5 создают давление на основных поверхностях трения (поверхностях контакта подвижных 2 и неподвижных 7, фрикционных пластин 3 и корпуса 1). После удара фрикционные клинья 5 и фрикционные подвижные пластины 2 выталкиваются в первоначальное положение подпорным комплектом полимерных элементов 9.

1. Фрикционный амортизатор удара для автосцепного устройства железнодорожных транспортных средств, содержащий корпус, в котором размещены нажимной конус с зацепами, фрикционные клинья, подвижные и неподвижные фрикционные пластины с износостойкими элементами, отличающийся тем, что комплект упругих элементов состоит из пяти одинаковых элементов, изготовленных из материала типа «Durel».

2. Фрикционный амортизатор удара по п.1, отличающийся тем, что полимерные упругие элементы соединены друг с другом посредством круглых пластинок, в центре которых установлены втулки, исключающие касание полимерных элементов с центральным стержнем.

3. Фрикционный амортизатор удара по пп.1 или 2, отличающийся тем, что на дне корпуса установлена шайба, предотвращающая контакт упругого элемента с центральным стержнем.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к поглощающим аппаратам сцепных устройств железнодорожного подвижного состава. Поглощающий аппарат содержит полый корпус, набор фрикционных башмаков с фрикционными накладками, большой и малый упругие элементы.

Фрикционный поглощающий аппарат содержит корпус, имеющий дно и боковую стенку, совместно задающие открытое с одного конца внутреннее пространство корпуса, фрикционный распорный блок, состоящий из нажимного конуса, фрикционных клиньев, неподвижных фрикционных пластин, подвижных фрикционных пластин, опорной плиты, опирающейся на подпорно-возвратное устройство, которое в свою очередь опирается на дно корпуса.

Фрикционный поглощающий аппарат содержит корпус (1) с днищем (3) и горловиной (2), в которой расположен фрикционный узел (4), состоящий из нажимного элемента (11) и клиньев (12).

Устройство, поглощающее нагрузки, содержит корпус (1) с горловиной (11) и днищем (2), расположенный на днище пакет (3) установленных друг на друге упругоэластичных элементов (4-9), перемеженных пластинами (14-17), сквозь который пропущен закрепленный в корпусе стержень (10), и расположенный в горловине корпуса механизм передачи нагрузок (12) на пакет упругоэластичных элементов.

Аппарат поглощающий содержит корпус (1) с днищем (3) и горловиной (2), в которой расположено фрикционное устройство с поверхностями трения, состоящее из нажимного узла (11) и клиньев (12), выполненных с распорным углом.

Энергопоглощающая сцепка для железнодорожных транспортных средств содержит корпусной элемент, сцепной механизм, соединенный с корпусным элементом с помощью деформируемой трубки и амортизирующего элемента, и несколько энергопоглощающих устройств, соединенных с корпусным элементом.

Для поглощения энергии удара между вагонами используют расположенные между ними поглощающие аппараты, у которых при возникновении соударения заклинивается и перемещается их фрикционный узел.

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к сцепному узлу для соединения железнодорожных вагонов. Сцепной узел для соединения железнодорожных вагонов содержит тяговое устройство (10), расположенное между передним ограничителем (6) и задним ограничителем (7) в пространстве между центральными балками (1, 2) железнодорожного вагона.
Наверх