Устройство фиксации элементов конструкции

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к фиксирующим устройствам. Устройство фиксации элементов конструкции содержит закрепляемый элемент и удерживающее средство. Последнее выполнено в виде упругодеформируемой втулки, имеющей продольные прорези с одной стороны, с возможностью фиксации и освобождения торца закрепляемого элемента. Фиксация и освобождение торца закрепляемого элемента происходит с помощью продольного перемещения соосно расположенной гильзы. Гильза сопряжена со стопором, при этом стопор находится в сопряжении с основанием и имеет возможность вращения вокруг оси. Достигается упрощение конструкции. 3 ил.

 

Изобретение относится преимущественно к космической технике к трансформируемым конструкциям, которые после вывода в космическое пространство требуется перевести из транспортной (сложенной) конфигурации в рабочую (раскрытую), в частности, к солнечным батареям, рефлекторам космических антенн, теплозащитным экранам, устройствам отделения космических аппаратов, и используется для удержания и последующего освобождения элементов конструкции.

Известно «Фиксирующее устройство для удержания и быстрого освобождения предметов», представленное в описании изобретения (патент WO 2009/138625), взятого за прототип. Устройство содержит закрепляемый элемент и удерживающее средство, выполненное в виде упруго-деформируемой втулки, имеющей хвостовик в виде шайбы с отверстиями и устройство разъединения с механизмом предварительного натяжения. При этом упруго-деформируемая втулка выполнена с продольными прорезями со стороны устройства разъединения, разделяющими ее на отдельные части - лепестки, которые имеют возможность фиксировать и освобождать торец закрепляемого элемента в устройстве разъединения посредством механизма предварительного натяжения.

Недостатком данного устройства является значительная вероятность отказа устройства при освобождении торца закрепляемого элемента из-за наличия гибкой связи в составе устройства разъединения, наматываемой вокруг устройства разъединения и освобождаемой в нужный момент. При срабатывании механизма предварительного натяжения, освобожденный конец связи перемещается на большое расстояние. Для надежного срабатывания устройства разъединения необходимо предусматривать конструктивные элементы, обеспечивающие на этом участке возможность гарантированного перемещения освобожденного конца с исключением вероятности не предусмотренного, за другие элементы конструкции, зацепления. Чем ближе лепестки втулки к сработанному состоянию, тем меньше сила, разматывающая витки и перемещающая освобожденный конец связи, и даже незначительный рост силы сопротивления движению конца может привести к не срабатыванию.

Другим недостатком является сложность технического обслуживания устройства при его взведении из-за необходимости предварительного сведения друг к другу лепестков с преодолением сил их сопротивления, удержания их в этом положении и одновременной намоткой гибкой связи с гарантированной силой натяжения. На практике, с учетом крайне малых габаритов создаваемых подобных устройств для космической техники, эта процедура может быть достаточно трудоемкой и занимать продолжительное время, что, в свою очередь, влечет риск повреждения окружающих данное устройство других элементов конструкции космического аппарата в случае возникновения, в процессе проведения процедуры, непредвиденной ситуации, как правило, человеческого фактора.

Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение заключается в реализации изделия, отвечающего современным требованиям к элементам конструкции космического аппарата, таким как:

- повышение надежности при эксплуатации устройства;

- упрощение технического обслуживания устройства.

Данные задачи решаются за счет того, что устройство фиксации элементов конструкции, содержащее закрепляемый элемент и удерживающее средство, выполненное в виде упруго-деформируемой втулки, имеющей продольные прорези с одной стороны, с возможностью фиксации и освобождения торца закрепляемого элемента, выполнено так, что фиксация и освобождение торца закрепляемого элемента происходит с помощью продольного перемещения соосно расположенной гильзы, сопряженной со стопором, при этом стопор находится в сопряжении с основанием и имеет возможность вращения вокруг оси.

Техническими результатами, обеспечиваемыми приведенной совокупностью признаков являются:

- высокая надежность при эксплуатации устройства;

- простота технического обслуживания устройства.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен общий вид устройства во взведенном положении. На фиг. 2 изображен общий вид устройства в сработанном положении. На фиг. 3 отдельно изображены составные части устройства.

Предложенное устройство фиксации элементов конструкции, содержащее закрепляемый элемент 5 и удерживающее средство 4, выполненное в виде упруго-деформируемой втулки, имеющей продольные прорези с одной стороны, с возможностью фиксации и освобождения торца закрепляемого элемента, выполнено так, что фиксация и освобождение торца закрепляемого элемента 5 происходит с помощью продольного перемещения соосно расположенной гильзы 3, сопряженной со стопором 2, при этом стопор 2 находится в сопряжении с основанием 1 и имеет возможность вращения вокруг оси.

Устройство функционирует следующим образом.

Для формирования рассматриваемого устройства в сборочную единицу, на практике обычно называемую «замок», удерживающее средство 4 закрепляют на основании 1, имеющим посадочные места для закрепления замка на неподвижном элементе конструкции. В процессе сборки замка устанавливают стопор 2 и гильзу 3.

Для приведения устройства во взведенное положение, закрепляемый элемент 5 вводят во внутреннюю полость удерживающего средства 4, после чего гильзу 3 перемещают в направлении закрепляемого элемента 5 до предела, преодолевая сопротивление лепестков, затем поворачивают стопор 2 до положения, при котором он ограничивает осевое перемещение гильзы 3. Устройство приведено во взведенное положение. Удержание закрепляемого элемента 5 производится за счет выступов во внутренней полости удерживающего средства 4, охватывающих наружные выступы (утолщение) на торце закрепляемого элемента 5. Данный способ содержит минимум манипуляций и значительно проще способа взведения прототипа.

Для осуществления срабатывания устройства, стопор 2 поворачивают на угол, достаточный для образования свободного пространства для перемещения гильзы 3, при этом лепестки раздвигаются, высвобождая закрепляемый элемент 5. Устройство приведено в сработанное положение.

Количество лепестков не имеет значения и выбирается из конструктивных соображений. Также не имеет значение способ приведения во вращение стопора 2: это могут быть пружины, электромеханический привод, пироэлементы и другие средства, обычно используемые в космической технике для приведения в движение различных деталей. Если стопор 2 поворачивается под действием пружин при переводе устройства из взведенного положения в сработанное, то для удержания стопора 2 во взведенном положении можно установить на него гибкую связь, конец которой соединить с механизмом, который по команде в нужный момент ее отпустит, при этом произойдет срабатывание устройства. Перемещение отпущенного конца гибкой связи при этом будет составлять всего около 25 мм (меняется в зависимости от размеров конструкции), в отличие от прототипа, что существенно повышает надежность и упрощает конструкцию.

Устройство фиксации элементов конструкции, содержащее закрепляемый элемент и удерживающее средство, выполненное в виде упругодеформируемой втулки, имеющей продольные прорези с одной стороны, с возможностью фиксации и освобождения торца закрепляемого элемента, отличающееся тем, что фиксация и освобождение торца закрепляемого элемента происходит с помощью продольного перемещения соосно расположенной гильзы, сопряженной со стопором, при этом стопор находится в сопряжении с основанием и имеет возможность вращения вокруг оси.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к соединениям деталей, а именно к разъемным безрезьбовым соединениям, и может быть использовано для соединения деталей при сборке приборов, относящихся к различным областям техники.

Изобретение относится к способу крепления первого элемента и второго элемента и направлено на упрощение разъединения элементов. Первый из соединяемых элементов содержит первую защелкивающуюся деталь, содержащую лапку, оснащенную носиком, а второй элемент содержит вторую защелкивающуюся деталь, содержащую защелкивающееся плечо, содержащее поверхность зацепления, выполненную с возможностью взаимодействия с носиком.

Изобретение относится к способу крепления первого элемента и второго элемента и направлено на упрощение разъединения элементов. Первый из соединяемых элементов содержит первую защелкивающуюся деталь, содержащую лапку, оснащенную носиком, а второй элемент содержит вторую защелкивающуюся деталь, содержащую защелкивающееся плечо, содержащее поверхность зацепления, выполненную с возможностью взаимодействия с носиком.

Изобретение относится к строительству и предназначено для фиксации гайки в заданном месте паза конструкции и предотвращения ее прокручивания при монтаже. Предлагается фиксатор, состоящий из гайки, предназначенной для взаимодействия с конструкцией, и взаимодействующего с ней фиксирующего элемента, который обеспечивает удержание гайки.

Предложена крепежная клипса для крепления декоративной рамы (31) к оконной раме (22) или подобному. При этом рамы (22, 31) состоят из профилей (23), а крепежная клипса (1) состоит из центральной части (2) и двух коаксиальных байонетных защелок (4, 5) по обе стороны от центральной части (2), соответственно, одна байонетная защелка (5) - для закрепления крепежной клипсы (1) в вырезанном пазу (27), предусмотренном с этой целью в раме (22) и ее крепления путем поворота крепежной клипсы (1), и одна байонетная защелка (4) - для закрепления крепежной клипсы (1) в вырезанном пазу (32), предусмотренном с этой целью в декоративной раме (31}, и крепления ее путем поворота крепежной клипсы (1).

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в жидкостных ракетных двигателях (ЖРД). Устройство для крепления агрегатов ЖРД содержит тягу, изготовленную из трубы, со сферическими опорами для крепления к раме или корпусам агрегатов, основные опоры с осевыми отверстиями, промежуточные опоры с резьбовыми частями и осевыми отверстиями, накидные гайки, шайбы со сферической внутренней поверхностью, наконечники с левой и правой резьбами, контргайки.

Предлагаемое изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям и может быть использовано для фиксации камеры в нулевом положении при транспортировании, огневых стендовых испытаниях и в полете двигателя в составе ступени ракеты.

Изобретение относится к устройству для крепления элемента на конструкции передней стороны автотранспортного средства. Конструкция передней стороны автотранспортного средства, образующая вентиляционный канал для крепления в нем электрического вентилятора автотранспортного средства, которая содержит ребра, выполненные с возможностью взаимодействия с устройством крепления элемента электрического вентилятора на конструкции передней стороны автотранспортного средства, при этом ребра содержат выступы для предотвращения неверной установки, а устройство содержит по меньшей мере одно первое средство крепления, выполненное с возможностью установки на первом ребре конструкции за счет его зажатия, и второе средство крепления, выполненное с возможностью установки на втором ребре конструкции за счет его зажатия, при этом устройство содержит средство позиционирования, позволяющее установить в положение и/или ориентировать относительно друг друга первое и второе средства крепления так, чтобы первое и второе средства крепления образовывали между собой острый угол, превышающий 30°, предпочтительно превышающий 45°, и более предпочтительно, чтобы первое и второе средства крепления образовывали по существу прямой угол.

Изобретение относится к крепежному элементу. .

Изобретение относится к области общего машиностроения, вакуумной технике и может быть использовано для герметичного соединения цилиндрических деталей, работающих под давлением, в частности к производству тонкостенных сосудов давления.
Группа изобретений относится к области воздухоплавательной техники. Способ энергетического обеспечения летательного аппарата основан на использовании солнечных батарей, использующих рассеянный и отраженный от подстилающей поверхности свет для летательного аппарата тяжелее или легче воздуха, предназначенного для движения в тропосфере и/или стратосфере при помощи двигателей, приводимых в действие электрической энергией, включающий винтомоторные и турбореактивные двигатели.

Изобретение относится к космической технике. Способ контроля системы энергопитания снабженного солнечными батареями (СБ) космического аппарата (КА) включает измерение тока СБ и параметров углового положения СБ, определение параметров эффективности СБ и контроль системы энергопитания по результатам сравнения измеренных и расчетных значений тока СБ.

Изобретение относится к системе энергопитания космического аппарата (КА) с солнечными батареями (СБ). Способ включает измерение тока и параметров углового положения СБ.

Изобретение относится к системе энергопитания космического аппарата (КА) с солнечными батареями (СБ). Способ включает измерение тока и параметров углового положения СБ.

Изобретение относится к эксплуатации солнечных батарей (СБ) космического аппарата (КА). Способ включает ориентацию нормали к рабочей поверхности СБ на Солнце (под углом αI) и измерение тока СБ.

Изобретение относится к эксплуатации солнечных батарей (СБ) космического аппарата (КА). Способ включает ориентацию нормали к рабочей поверхности СБ на Солнце (под углом αI) и измерение тока СБ.

Изобретение относится к системам электроснабжения космических аппаратов (КА) с помощью солнечных батарей (СБ). Способ включает ориентацию СБ на Солнце, измерение на последовательных витках орбиты угла между направлением на Солнце и нормалью к плоскости орбиты КА, а также тока СБ в моменты касания верхней границы атмосферы Земли видимым с КА диском Солнца на его восходе.

Изобретение относится к системам электроснабжения космических аппаратов (КА) с помощью солнечных батарей (СБ). Способ включает ориентацию СБ на Солнце, измерение на последовательных витках орбиты угла между направлением на Солнце и нормалью к плоскости орбиты КА, а также тока СБ в моменты касания верхней границы атмосферы Земли видимым с КА диском Солнца на его восходе.

Изобретение относится к солнечным батареям (СБ) космических аппаратов (КА). Способ включает определение угла между нормалью к рабочей поверхности СБ и нормалью к плоскости орбиты КА при условии минимального затенения СБ конструкцией КА.

Изобретение относится к солнечным батареям (СБ) космических аппаратов (КА). Способ включает определение угла между нормалью к рабочей поверхности СБ и нормалью к плоскости орбиты КА при условии минимального затенения СБ конструкцией КА.
Наверх